Разделы

ПО Импортонезависимость Техника

Как власти будут развивать беспилотную авиацию в России и ее технологический суверенитет

Правительство утвердило «Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 г». Документ направлен на формирование технологического суверенитета в России в этой области и охватывает такие направления, как разработка, производство, создание комплектующих, обеспечение информационной безопасности, формирование спроса и др.

Стратегия развития беспилотной авиации

Правительство России утвердило «Стратегию развития беспилотной авиации на период до 2030 г. (и с перспективой до 2035 г.)». Действие стратегии распространяется на области разработки, производства и безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС), услуги, предоставляемые с применением БАС, развитие сквозных технологий и сервисов, развитие системы обучения и подготовки кадров, развитие безопасной инфраструктуры и создание научно-технического задела, необходимого для формирования и развития отрасли беспилотной авиации.

Беспилотная авиация представляет собой развивающуюся отрасль экономики

Целями стратегии являются: формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования линейки продуктов БАС, материалов, компонентов, комплектующих изделий, программных решений, технологий и услуг российского производства; обеспечение для гражданских отраслей продуктового и технологического суверенитета в области БАС, беспилотных воздушных судов (БВС), бортовых и наземных систем, в том числе посредством трансфера решений, наработанных организациями оборонно-промышленного комплекса в рамках создания и производства БАС для обеспечения национальной безопасности; создания специализированной системы сертификации БАС в рамках совершенствования и оптимизации действующих процедур сертификации с учетом риск-ориентированного подхода в зависимости от типа воздушного судна и ожидаемых условий эксплуатации; формирования системы обеспечения комплексной безопасности применения, учета и контроля БАС и ключевых компонентов, включая системы искусственного интеллекта; создания системы непрерывного образования, подготовки кадров и обеспечения квалифицированными кадрами отрасли беспилотной авиации.

Ключевые особенности отрасли беспилотной авиации

Беспилотная авиация представляет собой развивающуюся отрасль экономики, связанную с разработкой, изготовлением и эксплуатацией беспилотных авиационных систем, в том числе в ходе выполнения авиационных работ. Это направление в авиации, характеризующееся передачей от человека к бортовым и наземным автоматизированным системам рутинных функций получения, обработки, анализа полетной информации и выполнения управляющих команд. Поэтапное внедрение технологий для выполнения автоматизированных полетов воздушных судов наблюдается с самых ранних периодов развития мировой авиации.

Развитие технологий радиосвязи и микроэлектроники, миниатюризация устройств и компонентов, повышение их доступности в гражданском секторе привели к созданию нового класса воздушных судов, управляемых и контролируемых дистанционно, а также к появлению широкого спектра рыночного применения БАС и входящих в их состав БВС.

Под беспилотными авиационными системами понимается комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно беспилотное воздушное судно или несколько таких судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного беспилотного воздушного судна или нескольких таких судов и контроля над их полетом.

Ключевой спецификой БАС является, во-первых, выполнение полетов без пилота на борту, что требует новых принципов и технологий взаимодействия с другими участниками воздушного движения, уклонение от столкновений с воздушными судами, которое ранее обеспечивалось правилами визуального полета. Во-вторых, беспилотные воздушные суда отличает специфическая необходимость организации защищенной от несанкционного вмешательства цифровой радиолинии связи, контроля и управления беспилотным воздушным судном.

Перемещение пилота из кабины воздушного судна на землю, с одной стороны, исключает необходимость наличия на воздушном судне систем жизнеобеспечения и спасания человека. С другой стороны, это обстоятельство обусловливает необходимость наличие на борту более совершенных навигационных средств, способных к автономному самопозиционированию, комплекса производительных бортовых вычислителей, в том числе для работы с нейросетевыми алгоритмами, оптико-электронных систем и сенсоров высокой точности и чувствительности, а также систем автоматического управления полетом и автоматического предотвращения столкновений.

Важными ориентирами при формировании государственной политики в области беспилотной авиации являются международные стандарты и рекомендуемая практика, утверждаемые советом Международной организации гражданской авиации в соответствии с положениями «Концепции о международной гражданской авиации», считают авторы стратегии. Целесообразно классифицировать беспилотные воздушные суда на: беспилотные воздушные суда самолетного типа; беспилотные воздушные суда самолетного типа вертикального (укороченного) взлета и посадки; беспилотные воздушные суда вертолетного типа; беспилотные воздушные суда мультироторного типа; другие беспилотные воздушные суда.

Сферы применения беспилотной авиации

Существует восемь основных направлений применения беспилотных авиационных систем: сбор и передача данных, дистанционный мониторинг (направление включает виды работ, проводимые с применением оптических, радиолокационных, аэромагнитных, тепловизионных, мультиспектральных, измерительных и других средств сбора и передачи данных); проведение авиационной разведки и обеспечение охраны территории и объектов (направление включает виды работ, аналогичных работам, определенным в рамках направления «сбор и передача данных, дистанционный мониторинг», осуществляемых в целях минимизации угроз безопасности лиц и имущества); внесение веществ (направление включает работы в целях внесения распыляемых жидких, порошкообразных, газообразных веществ, биологических объектов, иных форм и средств защиты растений, связывания грунтов и нейтрализации разлива нефтепродуктов); аэрологистика (направление включает работы по перевозке любого вида груза в фюзеляже беспилотного воздушного судна, во внешнем контейнере или на внешней подвеске); работы по обеспечению связью (в направлении представлены такие работы, как оперативная организация фрагментов сетей подвижной радиосвязи, ретрансляция оптических сигналов и радиосигналов); образовательная и спортивная деятельность (в направлении представлены беспилотные авиационные системы, применяемые для развития инженерных компетенций у школьников и студентов, в направление не входит применением беспилотных авиационных систем в процессе летной практики при обучении внешних пилотов); визуальная инсталляция (направление включает применением беспилотных воздушных судов для одиночных и групповых полетов в целях демонстрации рекламных конструкций и создания визуальных эффектов, в том числе применением пиротехнической средств); внешние работы (направление включает работы, не вошедшие в другие направления применения беспилотных авиационных систем, в том числе строительно-монтажные работы, локальную защиту объектов, санитарную обрезку насаждений, мойку объектов, тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и акустическое вещание).

В будущем допускается возникновение направления «перевозка людей». Базовыми условиями для такого развития событий являются эффективная оптимизация нормативно-правового регулирования, рост интереса разработчиков и изготовителей к освоению сверхинновационных технологий, готовность общества к роботизации и перспективной аэромобильности. На закупку услуг, требующих применения беспилотных авиационных систем, в 2023-25 гг. придется как минимум половина государственных закупок. Требуется переосмысление подходов к организации воздушного движения и существенное расширение применения цифровых платформ и инструментов по организации допуска, контроля и навигации беспилотных авиационных систем в едином воздушном пространстве РФ.

Основу отрасли БАС составляют разработчики и изготовители, эксплуатанты БАС и инфраструктуры, персонал и система его подготовки, отраслевые научные и общественные организации. Межотраслевой характер Стратегии подразумевает включение в стратегическое планирование разработчиков и производителей материалов, комплектующих изделий, ПО, полезной нагрузки и компонентов, обеспечивающих эксплуатацию БАС, а также поставщиков сопутствующих услуг, включая услуги по подготовке персонала, созданию и эксплуатации инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности.

В числе ключевых категорий комплектующих для БАС в Стратегии рассматриваются: электрические силовые установки; источники питания электрических силовых установок; двигатели внутреннего сгорания, гибридные силовые установки; исполнительные механизмы; защищенные спутниковые приемники; бортовые система альтернативной навигации; крыло, поверхности управления, секции и другие элементы механизации крыла; компоненты полезной нагрузки БВС; защищенные системы связи с система альтернативной навигации (в том числе наземные и бортовые системы и компоненты систем управления полетом БВС, включая системы навигации, наблюдения, связи и информационного обеспечения); средства идентификации и определения текущего местоположения БВС; бортовые системы и компоненты текущего обнаружения БВС; бортовые системы и компоненты систем обнаружения и автоматического уклонения от столкновений воздушных судов.

В числе профильных технологий для беспилотных авиационных систем в стратегии рассматриваются: технологии зондирования и комплексной обработки информации для беспилотных воздушных судов (в том числе технического зрения); технологии и средства связи, включая меры защиты информации; технологии и средства интеграции БВС в единое воздушное пространство РФ; технологии и средства моделирования, испытания и количественного измерения характеристик БВС.

Наземные и бортовые системы обеспечивают взлет, посадку, управление полетом и контроль за полетом беспилотных воздушных судов. Отдельного внимания заслуживают информационно-управляющие системы БАС, объединяющие системы обнаружения, распознавания и идентификации объектов в различных диапазонах (например, системы технического зрения, радиолокационные и гидроакустические станции), системы автоматического управления, системы поддержки принятия решений, навигации, оценки состояния бортового радиотехнического комплекса, системы диагностики и самодиагностики, контроля состояния бортового радиотехнического комплекса и окружающей среды, оценки внешних угроз и внутренних угроз от аварий на борту, например, объединенные в сеть интеллектуальные датчики облучения, давления, вибрации, пожара, обледенения, средства сбора и передачи телеметрической информации.

Общее состояние отрасли беспилотной авиации в мире

Среднегодовой темп роста мирового рынка БАС с 2018 г. составил 21% и к 2022 г. достиг $30,6 млрд , из которых 39% сформировали страны Азии, 26% - страны Северной Америки и 22% - страны Европы. По типу конструкции на мировом рынке 81% занимают роторные БВС (преимущественно мультироторные, а также вертолетные), БВС самолетного и смешанного типов занимают 12% и 7% рынка соответственно.

Структуру мирового рынка беспилотной авиации по отраслевому признаку на 79% формирует сектор оказания услуг с помощью БАС. Другие сегменты рынка – производство БАС и комплектующих, а также разработка ПО занимают 1% и 4% рынка соответственно. Лидирующими отраслями в мире по объему заказных услуг с применением беспилотных авиационных систем являются энергетический сектор (14%), строительство (12%) и сельское хозяйство (9%). Более 60% заказов приходится на мелкосегментированные отрасли. Самыми популярными видами работ, осуществляемых с помощью БАС, являются работы в области геодезии и картографии (34%), патрулирование объектов (25%), воздушные съемки – 10%.

Самые популярные виды работ, осуществляемые с помощью БАС

Геодезия и картография
Патрулирование
Воздушные съемки
Другое

На рынке БАС в 2022 г. доминируют США и КНР. США имеют превосходство в сегменте оказания услуг с помощью беспилотных авиационных систем, в то время как КНР является мировым лидером в сегмента производства БАС (более 80% производственных в мире БАС приходится на КНР). Политика государств, заключающаяся в активном финансировании и планомерном прогрессирующем нормативном регулировании отрасли, позволила создать благоприятные условия для развития мирового рынка беспилотной авиации, считают авторы Стратегии.

Одним из ключевых факторов, который будет поддерживать стабильный рост мирового рынка, является увеличение инвестиционной активности. С 2018 г. объем инвестиций в развитие рынка БАС вырос более чем в 9 раз, составив почти $7 млрд в 2021 г., из которых около 75% обеспечили США и КНР, что в первую очередь определяет лидерство компаний из этих стран на рынке. При условии сохранения заинтересованности государственных органов и бизнеса мировая индустрия БАС к 2023 г. может вырасти в 1,8 раз, достигнув $55,8 млрд.

Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция развития рынка БАС и активного использования беспилотных технологий в экономике для решения различных задач. Это направление обусловлено не только потенциалом разработчиков и изготовителей, но и условиями, создаваемыми регулирующими органами для повсеместной эксплуатации БАС. Тиражирование практики применения БАС и рост рынка услуг возможны исключительно в случае внедрения регулятором системных требований к разработчикам, изготовителям и эксплуатантам, БАС, а также в случае решения вопросов интеграции БАС в воздушное пространство и проектирования доступных беспилотным авиационным системам коридоров.

Общее состояние отрасли беспилотной авиации в России

Первые БАС для гражданских целей начали появляться еще в СССР в 1960-70 гг., однако развитие рынка началось только в начале XX века. По итогам 2022 г. объем российского рынка БАС и услуг с их применением составил около 50 млрд руб., что менее 1% мирового рынка. Экспертная оценка объема российского производства БАС и их компонентов составляет 16-20 млрд руб. в год. По оценкам на 2023 г., объем российского рынка БАС, в том числе используемых для оказания услуг, составит более 50 млрд руб.

Наименование показателя Сценарий (базовый - Б,прогрессивный - П) Планна 2023-2026 годы Планна 2027-2030 годы Прогноз на 2031-2035 годы
Объем российского рынка беспилотных авиационных систем (с учетом потребности в рамках услуг), единиц Б 372 700 684 500 989 500
П 389 700 718 800 1 039 000
Доля беспилотных авиационных систем российского производства в общем объеме российского рынка беспилотных авиационных систем, процентов Б 52 70 80
П 53 75 85
Доля беспилотных авиационных систем российского производства в общем объеме государственных закупок беспилотных авиационных систем, процентов Б 60 80 90
П 62 83 92
Уровень технологического суверенитета беспилотной авиации (коэффициент) Б 2,5 1,5 1,2
П 2,3 1,3 1
Количество произведенных российских беспилотных авиационных систем, единиц Б 52 100 105 500 177 700
П 55 400 116 800 199 100
Количество субъектов Российской Федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, единиц Б 20 89 89
П 25 89 89
Время оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы (при условии представления заявителем документов, соответствующих требованиями готовности оборудования к сертификационным испытаниям), месяцев Б 2 1 1
П 1,5 1 0,5
Снижена стоимость сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы по отношению к предельной стоимости сертификации, процентов Б 15 50 55
П 20 55 60
Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем (при наличии заявок) (нарастающим итогом),единиц Б 22 30 35
П 24 32 37
Количество специалистов в сфере исследований, разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, подготовленных и (или) получивших подтверждение квалификации, осуществляющих деятельность в сфере беспилотных авиационных систем и находящихся в реестре кадров специалистов в сфере беспилотных авиационных систем, в рамках принятой системы непрерывного образования и подготовки кадров (нарастающим итогом), тыс. человек Б 330 1 000 1 500
П 450 1 100 1 600
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов перспективных технологий беспилотных авиационных систем, созданных с использованием результатов исследований и разработок (нарастающим итогом), единиц Б 5 47 109
П 5 50 117

С 2018 по 2022 гг. рост российского рынка в среднегодовом выражении увеличился на 27%, опережая среднемировые темпы, что связано с эффектом низкой базы. Наибольший рост рынка БАС на уровне 150% в год отмечен в 2019 г., что связано с упрощением порядка использования воздушного пространства для БВС по правилам визуальным полетов на высоте до 150 м. Усредненная структура выручки на российском рынке БАС на 75% формируется за счет реализации услуг с применением беспилотных авиационных систем и на 25% - за счет реализации БАС и их компонентов, включая ПО.

Экспорт беспилотных авиационных систем в 2018-20 гг. составил до 600 млн руб. и осуществлялся в Судан (62%), Венесуэлу (12%), Узбекистан (9%) и др. Услуги с применением БАС используются в широком перечне отраслей экономики России: геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и сфера развлечений.

Наиболее популярными видами услуг с применением БАС в 2022 г. являлись мониторинг нефте-газопроводов, электросетей (40%), авиационо-химические работы в сельском хозяйстве (20%), световые шоу (12%), работы в целях лесоустройства (7%), обследование объектов капитального строительства (7%), перевозка грузов (6), картография и кадастр (5%) и аэромагнитная разведка (3%).

Наиболее популярные виды услуг с применением БАС в 2022 г.

40%
Мониторинг нефте-газопроводов, электросетей
20%
Авиационо-химические работы в сельском хозяйстве
12%
Световые шоу
7%
Работы в целях лесоустройства
7%
Обследование объектов капитального строительства
6%
Перевозка грузов
5%
Картография и кадастр
3%
Аэромагнитная разведка

Организации отрасли беспилотной авиации имеют диверсифицированное производство. В номенклатуру их продукции входят БАС различных типов. Семь из десяти российских изготовителей БАС (70%) делают акцент на разработке и эксплуатации БВС мультироторного типа. В 2023-26 гг планируется обеспечить производство почти 39 тыс. мультиротов (без учета образовательных), что составит 75% выпуска БВС в натуральном выражении.

Производство БВС самолетного типа ожидается от каждого третьего изготовителя. 22% организаций также производят беспилотные воздушные суда самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой, 7% - вертолетного типа. Однако основу компетенций российских производителей, сформированную за счет достижений в области БВС гражданской авиации, составляет производство БАС самолетного и вертолетного типов. При рассмотрении российского рынка с точки зрения конечного потребителя коммерческий сегмент является преобладающим. Потребительский сегмент в РФ представлен БАС с максимальной взлетной массой до 3 кг для личного пользование преимущественно иностранного производства. ежегодный текущий объем данного сегмента оценивался в 2022 г в диапазоне 2-3 млрд руб.

Государственный сектор вносит существенный вклад в использование беспилотных авиационных систем и предоставление услуг с их применением. С 2018 по 2022 гг. в рамках государственных закупок было заключено почти 2 тыс. контрактов на сумму более 13 млрд руб. Около 35% контрактов заключили бюджетные и автономные учреждения, компании с государственными участием в капитале, 65% контрактов заключили органы государственной власти и органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения. По отраслевой принадлежности около 30% заказчиков относятся к сфере обороны, безопасности, обеспечения правопорядка, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, 26% - к сфере науки и образования, 10% - к государственному и муниципальном управления, 34% - к прочим сферам.

Основными заказчиками БАС являются МЧС, Росгвардия, Росреестр, Минсельхоз, Министерство науки и высшего образования и Минпросвещения. К 2030 г. число реализованных БАС на рынке РФ оценивается в более чем 180 тыс. единиц и порядка 200 тыс. единиц – к 2035 г. В денежном эквиваленте эти объемы соответствуют почти 200 млрд руб. и более чем 220 млрд руб. соответственно. При прогрессивном сценарии в 2030 г. эти потребности на 75% могут быть обеспечены российскими изготовителями по рассматриваемым сегментам, за исключением образовательных БАС.

В случае снятия накопившихся административных и технических барьеров для повсеместной и безопасной эксплуатации БАС развитию рынка дополнительно будут способствовать такие факторы, как сложная транспортная связанность отдельных территорий РФ (более 30 тыс. населенных пунктов не имеют круглогодичного сообщения наземным транспортом, 70% из них не располагают инфраструктурой для приема пилотируемых воздушных судов) и большая протяженность инфраструктурных объектов и площадь хозяйственных территорий (общая протяженность трубопроводов в РФ составляет более 900 тыс. км, общая протяженность электрических сетей – почти 2,65 тыс. км, протяженность железных дорог- 124 тыс. км, протяженность автомобильных дорог общего пользования – почти 1,51 тыс. км, площадь лесов достигает 815 млн. ГК, а земель сельскохозяйственного назначения – 380 млн. га). Наибольший потенциал для расширения применения беспилотной авиации в России имеется в сельском хозяйстве, создании и актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов.

Перспективы и факторы развития отрасли беспилотной авиации в России

Интенсивность развития отрасли беспилотной авиации будут определять следующие факторы, характеризующие преимущества БАС: широкое разнообразие размеров и способов применения БАС; универсальность и возможность оперативной корректировки назначения применения БАС; более высокое соотношение максимальной взлетной массы и массы полезной нагрузки, мобильность и маневренность при располагаемых габаритах и массе; более высокая временная и экономическая эффективность применения, сопоставимая с крупноразмерными пилотируемым средства, включая доставку БАС к месту выполнения работ, разработку, обслуживание и эксплуатацию БАС; относительная простота в освоении управления и технологий применения БАС для персонала; заменимость наземного экипажа, а также способность контроля и управления одним составом летного экипажа полетом нескольких БАС; отсутствие рисков для жизни членов летного экипажа вне зависимости от времени суток, погодных и экологических условий, включая работу в условиях химических или радиационных заражений.

Анализ российский практики внедрения беспилотной авиации в производственные и операционные процессы обеспечил следующие эффекты на предприятиях и в хозяйствах, являющихся передовыми с точки зрения внедрения БАС. В области сельского хозяйства в два раза выросла производительность труда, на 12,8% сократились расходы на средства защиты растений, удельный рост сбор урожая по отдельным культурам увеличился на 10-30% при росте издержек, связанных с высокотехнологичными обработками, лишь на 2-4 процентных пункта в общей структуре затрат. На энергетических предприятиях в 8 раз снизился риск возникновения аварийных ситуации за счет объективной инспекции линий электропередачи, повысилась эффективность расхода бюджета на содержание сетевой инфраструктуры, инспекции выполняются в 5 раз быстрее, также снизилось количество несчастных случаев в ходе инспекций.

Эффективность применения беспилотной авиации в с/х

50%
Рост производительности труда
12,8%
Сокращение расходов на средства защиты растений
30%
Рост урожая по отдельным культурам

В топливном секторе затраты на воздушное патрулирование газопроводом снизились в три раза, на 70% сократилась длительность работ, объективный контроль и выявление нарушений в 5 раз снизили риски происшествий и ущерб от них. В области строительства финансовых затраты только в отношении земляных работ снизились на 30%, общий срок строительства сократился на треть, вдвое сократился риск выявления нарушений на поздних этапах строительства вследствие роста качества строительного и технического надзора. В области картографии и кадастра на 20% снизилась стоимость комплексных кадастровых работ, появилась возможность определить точное количество земельных участков, поставить на учет ранее не поставленные участки. В области управления государственным и муниципальным имуществом БАС позволяют выявлять и устранять нарушения на каждом втором объекте, находящееся в труднодоступных местах (постановка на учет отсутствующих объектов, выявление объектов, существующих только на бумаге).

В области экологического контроля БАС позволяют выявлять вчетверо больше нарушений при том же штате инспекторов и устранять нарушения на более ранних стадиях. В области геологоразведки в 2 раза снизилась стоимость полезных работ, стало возможным обеспечение более высокой точности и быстрого выполнения геолого-разведочных работ с применением БАС по сравнению с традиционной аэромагнитной съемкой пилотируемым самолетом.

Преимущества, которые в дальнейшем обеспечат ускоренное развитие российских изготовителей: высокое качество выпускаемой продукции по отдельным направлениям производства; диверсификация выпуска (изготовители зачастую работают по нескольким типа БАС и проектируют линейки однотипных бесплотных авиационных систем); готовность к освоению выпуска унифицированных комплектующих, критических в условиях внешнеполитических ограничений и необходимых для сборки БАС; возможность заимствования опыта организаций оборонно-промышленного комплекса в области выпуска БАС военного и двойного назначения.

В целом отрасль беспилотной авиации обладает существенными перспективами развития за счет: стабильного государственного спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением; внедрения и обеспечения равного доступа к системе мер государственной финансовой и нефинансовой поддержке всех категорий участников рынка; снижения административных барьеров, препятствующих повсеместному применению БАС в гражданских целях; обновления и расширения основных фондов в отдельных сегментах производственной деятельности; реализации потенциала для наращивания доли российских организаций на внутреннем рынке; проникновения технологий в различные отрасли и сферы жизнедеятельности общества (расширение сфер применения данных аэрофотосъемки, повышение охвата инфраструктурных объектов воздушным патрулированием, увеличение лесоавиаицонных и авиационных систем, расширение существующих и создание новых логистических цепочек); диверсификации выпуска организаций оборонно-промышленного комплекса за счет беспилотных авиационных систем гражданского назначения на основе накопленного потенциала, включая компетенции и производственные мощности, которые в период реализации Стратегии могут быть тиражированы.

Кадровый потенциал отрасли беспилотной авиации

Обеспеченность квалифицированными кадрами является одним из ключевых драйверов развития отрасли беспилотной авиации. Темпы внедрения технологий беспилотной авиации опережают возможности системы образования по подготовке кадров в этой области, предупреждают авторы Стратегии. Создаются зоны «разрыва компетенций» (ситуации, когда квалификация персонала не соответствует изменившимся условиям и требует повышения), устранение которых критических важно для кадрового сопровождения применения БАС.

Важно выстроить систему непрерывного образования специалистов и систему подтверждения квалификации для сферы БАС, начинать введение граждан в сферу БАС возможно уже с младшего возраста в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

В настоящее время в детских и мобильных технопарках «Кванториум» реализуются дополнительные общеразвивающие программы по направлениям «беспилотные авиационные систем (проектирование, сборка, программирование и др.), «геоинформационные системы и технологии» и другие смежные по тематике направления. По ним занимаются не менее 100 тыс. детей от 7 до 17 лет, более 600 тыс. детей охвачены профильными мероприятиями, в их числе техно-марафоны, фестивали, чемпионаты и соревнования.

В рамках общеразвивающих программ осуществляются изучение устройства БАС, моделирование и конструирование БАС, разработка полезной нагрузки, программирование БАС, а также изучение основ картографии и сбора данных на местности, основ дистанционного зондирования земли, применения БАС для съемки территорий и др. Таким образом, представляется целесообразным продолжать развивать систему дополнительного образования детей как начальную ступень в подготовке кадровой для отрасли беспилотной авиации и создавать необходимую инфраструктуру во всех общеобразовательных организациях под эти цели.

Понимание основ беспилотной авиации и БАС начиная со школьного возраста способствует упрощению и ускорению подготовки кадров в сфере БАС на уровнях среднего профессионального образования, обеспечивая потребность отрасли в специалистах средней квалификации с последующим повышением уровня образования по желанию специалиста, в том числе в образовательных организациях высшего образований.

Одной из специальностей, по которой до 2023 г. велась профессиональная подготовка, является «оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». По состоянию на 2021 г. спрос на подготовку по указанной специальности в рамках основных программ профессионального обучения составляет почти 2,5 тыс. обученных или 0,17% общего количества лиц, прошедших профессиональное обучение. В рамках среднего профессионального образования по специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем» в 2021 г. принято на обучение не более 2 тыс. человек. Однако с учетом возникшего спроса со стороны работодателей в 2023 г. подготовка по указанным профессиям и специальностям является актуальной, что делает необходимым для образовательных организаций среднего профессионального образования не только разработку образовательных программ, но и обеспечение соответствующей инфраструктурой (включая полигоны), оснащенной материально-технической базой, отвечающей достаточным требования для подготовки квалифицированных кадров.

Также важным аспектом является расширение работы по развитию системы подготовки квалифицированных педагогических кадров в рамках повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам технической направленности для усиления компетенций в преподавании учащимся школ и студентам образовательных организаций среднего профессионального образования специальных знаний в сфере БАС.

Для удовлетворения кадровых потребностей в области применения БАС наряду с запуском программ высшего и среднего профессионального образования со сроком реализации 3-5 лет, необходима реализация комплекса мер по созданию системы повышения квалификации действующих работников транспортной отрасли, а также для переподготовки специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей.

Средний возраст сотрудников в отрасли беспилотной авиации составляет 40-50 лет. Доля молодых специалистов в общей численности не превышает 10%. Спрос на кадры в отрасли беспилотной авиации может достичь миллиона специалистов в области разработки, производства и эксплуатации БАС к 2023 г. Из них 60% - операторы БАС, руководители проектных команд, специалисты прикладных научно-производственных и технических направлений, специалисты по эксплуатации и обслуживанию беспилотных авиационных систем, а также внешние пилоты. Более 30% кадров приходится на разработчиков, технологов и профильных программистов. Наиболее востребованными являются специалисты инженерно-технического профиля.

Одним из прогнозируемых в рамках Стратегии трендов является увеличение количества лиц, которые получат квалификацию в сфере БАС в смежных профессиях на разных уровнях образования и в разных видах образовательных программ. В число востребованных профессий предполагается включить такие профессии, как «проектировщик интерфейсов беспилотной авиации», «инженер производства малой авиации», «аналитик эксплуатационных данных», «технолог рециклинга летательных аппаратов», «проектировщик инфраструктуры для воздухоплавания», «программист систем автоматизированного управлении», «техник по эксплуатации беспилотных авиационных систем», «специалист по системам «антибеспилотные авиационные системы», «проектировщик наземной инфраструктуры для эксплуатации беспилотных воздушных судов», «специалист по разработке беспилотных воздушных судов космического назначения», «разработчик систем автоматической навигации беспилотных воздушных судов», «разработчик интеллектуальных робототехнических систем», «технолог аддитивного производства беспилотных воздушных судов» и др.

Подготовка специалистов для гражданской авиации должна начинаться с уровня среднего профессионального образования для обеспечения потребности отрасли в профильных специалистах среднего уровня квалификации с последующим повышением уровня образования, в том числе в образовательных организациях высшего образования, считают авторы стратегии. Вместе с тем подготовка лиц, относящихся к специалистам авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 кг (внешних пилотов), должна вестись по разработанным и утвержденным программам на базе сертифицированных учебных центров. Востребованы и программы профессиональной переподготовки для специалистов, уже обладающих прикладным опытом деятельности в иных отраслях, включая геодезистов, маркшейдеров, агрономов и строителей.

Для стремительного наращивания кадрового потенциала приоритетными механизмами станут внедрение динамично обновляющегося цифрового реестр кадров в сфере беспилотных авиационных систем, связывающего данные о потребностях в кадрах, трудовой и образовательной деятельности специалистов в сфере БАС и обеспечивающего регулярную актуализацию профессий, навыков, стандартов и направлений обучения в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, а также создание необходимых условий по обеспечению гибких форм организации учебного процесса в рамках реализации дополнительных профессиональных программ и программ профессионально обучения в соответствие с отраслевым заказом, потребностями организаций в подготовке кадров для производства и эксплуатации БАС, включая подготовку профессорско-преподавательского состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе на базе центров компетенций.

Перспективные технологии беспилотной авиации

Сложившаяся ситуация характеризуется автономным проведением перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в заявительной форме по различным направлениям технологий беспилотной авиации при поддержке органов власти и институтов развития. Первоочередные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на условиях государственно-частного партнерства должны быть направлены на повышение уровня готовности продуктов, для выпуска которых изготовителями уже сформирован задел.

Российские изготовители обладают компетенциями по таким направлениям, как «организация командных линий С3 (управление, контроль и обмен сообщениями»), «пульты дистанционного управления, системы предупреждения столкновения беспилотных воздушных судов в воздухе», «рулевые винты», «пилотажно-навигационное оборудование», и др. Данные продукты и технологии, необходимые для их выпуска, критичны в том числе для безопасности полетов, обеспечиваемой качеством оборудования. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны способствовать увеличению уровня локализации производства БАС, комплектующих изделий и изделий и средств защиты от противоправного применения таких систем.

В настоящее время недостаточный уровень технологий и производства наблюдается по более сложным, высокотехнологичным компонентам, таким как двигатели, электронная компонентная база, системы управления, полезные нагрузки. Для указанной продукции требуется централизованная постадийная локализация.

Для целей развития отрасли беспилотных авиационных систем выбраны несколько приоритетных целей научных разработок и исследований. В их числе - технологии интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство РФ . К ним относятся: система удаленной идентификации БВС, обеспечивающая передачу их учетных или регистрационных данных, текущих координат, информации о параметрах движения, других данных, а также о координатах станции управления воздушным судном; программно-аппаратные средства, обеспечивающие организацию воздушного движения и использование воздушного пространства БВС в едином воздушном пространстве РФ; системы предоставления сервисов организации маловысотного движения БВС; системы организации воздушного движения в рамках городской аэромобильности (UAM); системы мониторинга инфраструктуры передачи информации; системы наблюдения и компактные бортовые ответчики режима S/ES для беспилотных воздушных судов; цифровые радиолинии связи, контроля и управления; профили в сетях 4G/5G и система предоставления информационных сервисов для обеспечения полетов БВС на основе применения сетей подвижной радиотелефонной связи; средства спутниковой навигации для обеспечения полетов БВС на основе глобальной навигационной спутниковой системы; системы дифференциальной коррекции и мониторинга и высокоточного комплекса широкозонного функционального дополнения; компактные бортовые приемники сигналов глобальных навигационных спутниковых систем с функцией приема дифференциальных поправок; единая база данных авиационной метеорологической информации; единая база данных аэронавигационной информации; технологии геозонирования; технологии оперативного предоставления аэронавигационной, полетной и метеорологической информации внешним пилотам БВС, экипажам пилотируемых воздушных судов и другим заинтересованным участникам воздушного движения; системы предупреждения столкновений в воздухе БВС с пилотируемыми воздушными судами, обеспечивающие безопасное выполнение совместных полетов с учетом положений, закрепленных Международной организацией гражданской авиации в документе «Руководство по бортовой систему предупреждения столкновений»; пилотные зоны интеграционного тестирования, верификации и валидации технологий, включая комплексы имитационного моделирования.

Также к перспективным направлениям относятся технологии комплексных систем управления, принятия решений и группового взаимодействия БВС. К ним относятся: приборы и средства управления, навигации, группового взаимодействия (группа, рой, сеть федерация), в том числе полетные контроллеры; алгоритмические, программные и аппаратные средства сетецентрического, федеративного и других типов управления группой БВС, включая использование методов мультиагентных и разнородных по составу систем; методы и средства межаппаратной связи и межаппаратной навигации; методы и средства маршрутизации (оптимизации маршрутов) при движении по маршруту, при сканировании больших областей и решении других задач, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, как для одиночных БВС, так и для групп неоднородного состава; методы и алгоритмы самоорганизации групп разнородных БВС, в том числе позиционирование и взаимное позиционирование, передача данных, локализаций, замена элементов группы; технологии управления группой (роем) БВС на базе технологий искусственного интеллекта и теории игр; алгоритмы комплексных систем управления легких и сверхлегких БВС; кроссплатформенные сетевые станции внешнего пилота.

К перспективным направлениям относятся и технологии зондирования и комплексной обработки информации для БВС: системы технического зрения в оптическом, радио- и инфракрасном диапазонах, включая технологии интеграции разнородных данных от различных датчиков для распознавания образов и решения различных задач в расширенном пространстве признаков; системы исходных данных для обучения алгоритмов искусственного интеллекта многоканальных систем технического зрения; алгоритмы и ПО анализа окружающей обстановки и совместной обработки данных в оптическом, радио и инфракрасном диапазонах; методы и алгоритмы корреляционной экстремальной навигации и автономной ориентации БВС, в том числе в условиях помех, на основе визуальной информации, информации с датчиков, на основе оптического, инфракрасного и радиолокационного каналов информации и электронных карт местности высокого разрешения; аппаратные решения для систем технического зрения БВС; промышленные технологи производства бортовых вычислителей с модульной адаптируемой архитектурой и искусственным интеллектом; технологии анализа данных о производственных процессах и развитии агрокультур; технологии проведения авиационных высотных работ и воздушных манипуляций.

В Стратегии говорится и о технологиях и средствах связи: сверширокополосные множественные каналы связи и сети для обеспечения резервирования и снижения рисков потери связи; технологии связи, устойчивой к преднамеренным помехам; сертифицированные ФСБ криптографические средства защиты информации в каналах связи БВС от несанкционированного доступа и атак; средства для организации сетевой связи в группе БВС; системы космической связи и навигации БВС; системы связи для БВС, в том числе криптографически защищенная сеть «борт-земля», защищенная сеть связи космического сегмента, высокоскоростная широкополосная сеть «борт-земля» для передачи данных полезной нагрузки, широкодиапазонный, широкополосный ретранслятор с обработкой на борту для высотных БВС, бортовой радиоэлектронное оборудование для высотных БВС, обеспечивающее функционал мобильных сетей связи 5G, высокоскоростная оптическая линия связи между высотными БВС, приемо-передающие системы атмосферной оптической связи.

Также в стратегии говорится и о технологиях компоновки БВС и принципов движения: мультимодальные БВС; силовые установки, в том числе распределенные гибридные силовые установки, новые типы источников энергии, в том числе с электрохимическими генераторами на основе топливных элементов, а также системами генерации водорода на борту, новые нестандартные схемы компоновки силовой установки с планером, новые схемы электрических двигателей и систем их управления, интеллектуальные системы электроснабжения силовой установки и бортового оборудования, интеллектуальные алгоритмы самодиагностики силовых установок с целью повышения надежности и безопасности; технологии движителей БВС с вертикальным взлетом и посадкой.

Говорится и о технологиях повышения летно-технических характеристик, устойчивости и управляемости БВС, а также характеристик их взаимодействия с внешней средой: аэродинамические и компоновочные решения для повышения аэродинамического качества полета легких и сверхлегких БВС; конструктивно-силовые и компоновочные решения для оптимизации по весу легких и сверхлегких БВС; технологии уменьшения активного и пассивного влияние БВС на окружающую среду.

Также к числу перспективных отнесены: линейки БАС по сферам их применения, включая полезные нагрузки; линейки силовых установок (движители, источники энергии, двигатели); оборудование унифицированной инфраструктуры; технологии увеличения надежности и устойчивости БВС в воздействиям окружающей среды; технологии пополнения уровня заряда бортового источника питания БВС от проводов высоковольтных линий электропередачи; новые движители (тороидальные пропеллеры, циклороторные движители и т.п.); новые движители (тороидальные пропеллеры, циклороторные движители и т.п.); нетрадиционные технологии взлета, посадки и эксплуатации в сложных и экстремальных условиях; синтетические БВС, высотные БВС и атмосферные спутники); материалы (новые материалы и средства защиты от экстремальных воздействий внешней среды; сверхлегкие материалы для покрытий и внутреннего экранирования БВС, объединяющие в себе высокую стабильность к воздействию факторов окружающей среды).

Организация производства

Ключевой проблемой производственно-технологического характера для развития отрасли беспилотной авиации является недостаточное развитие производства российской электронной компонентной базы для систем управления и навигации, эффективных источников энергии на основе литий-ионных и водородных технологий, высокотехнологичных материалов для изготовления планера и двигателей, основных комплектующих изделий, что оказывает влияние на освоение производства. Вместе с тем имеются проблемы обеспечения организаций-разработчиков российскими средства автоматизированного проектирования, программно-аппаратными комплексами и ПО, отмечают авторы Стратегии.

Мелкосерийное производства не отвечает запросам на необходимое количество готовой продукции и ее стоимости. Необходимо создавать крупные центры по разработке и производству БАС, что позволит значительно сократить путь от разработки до внедрения новых технологий в производства. Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство укрупненные заказы на наиболее востребованные модели БАС, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Проектирование и развитие производств БАС, а также комплектующих изделий и компонентов должны основываться на призванных России положениях международных стандартов в сфере поддержания летной годности БВС и авиационной электросвязи, установленных приложениями к Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении в систему планирования отрасли беспилотной авиации информационных технологий. Организации участники рынка БАС в своей деятельности активно используют различные информационные технологии - производственные технологии, технологии работы с большими данными, технологии робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и др.

Важно развивать технологии, обеспечивающие интеграцию БВС в единое воздушное пространство, включая вопросы развития бортовых средств и систем связи, обеспечивающих зависимое наблюдение и связи внешнего пилота БВС с органом обслуживания воздушного движения, а также технологии наблюдения и идентификации БВС.

Обеспечение зависимого управления БАС и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции БВС в единое воздушное пространство России.

В настоящее время в России уже сформирован определенный задел. На крупных предприятиях внедрены производственные технологии, осуществляется полный цикл аддитивного производства некоторых комплектующих для БАС. Активно внедряются технологии работы с большими данными в ИТ-компаниях для оптимизации и автоматизации процесса работы с данными. На предприятиях рынка беспилотной авиации используются технологии синтеза информационно-управляющих систем, технологии роботехники и сенсорики для планирования движения и управления БВС, получения и обработки сенсорных данных. Российскими организациями наращиваются компетенции в сфере защиты данных при их беспроводной передаче, необходимой для эффективной эксплуатации БАС.

Одним из критериев оценки степени развития рынка беспилотной авиации является наличие достаточного количества центров разработки и производства БАС. В настоящее время такая инфраструктура дополняется центрами компетенций – центрами инженерных разработок, центрами коллективного пользования, иными инновационно-ориентированными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную и научную деятельность. Функции данных центров должны быть дополнены сопровождением текущих и перспективных проектов по локализации на территории России производства беспилотных авиационных систем, критических комплектующих изделий, по которым, в первую очередь, идентифицируется дефицит. Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимые элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения.

Информационная безопасность

Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации России, не подлежит системной координации и централизованному планированию, говорится в стратегии. На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и ПО. Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средства защиты, повышается риск компьютерных атак.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

В настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается координировать атак. Угрозы происходят, в том числе, от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций. Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушению устойчивости экономики.

Одним из способов обеспечения информационной безопасности в БАС является применение криптографических методов защиты информации. При этом, несмотря на достигнутые успехи в разработке российских криптографических механизмов, предназначенных для защиты информации в БАС, а также на придание им официального статуса документов национальной системы стандартизации, их практическое внедрение зачастую ограничивается государственными информационными системами. Существенным фактором, препятствующим широкому внедрению российской криптографии, является то, что российские стандарты криптографии не представлены в международных стандартах телекоммуникационных протоколов.

Системы управления и контроля за полетами бесплотной авиации, созданные на основе зарубежного оборудования, продолжают наследовать зарубежные механизмы защиты информации, тем самым не позволяют обеспечить требуемый уровень доверия даже за счет замены зарубежного оборудования российским: изменению, как правило, подвергается только программная составляющая, а не логика работы, заложенная в аппаратной части. Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации «доверенным» оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрении и техническую поддержку современных и перспективных ИКТ.

Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации.

Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть. Таким образом, текущий уровень информационной безопасности, который отражается в том числе на перспективах развития отрасли бесплотной авиации в России, формирует следующие предпосылки: иностранное оборудование и ПО, используемые в беспилотной авиации, являются источниками серьезных угроз информационной безопасности; наложенные средства защиты информации в условиях низкого доверия к среде их функционирования не позволяют обеспечить высокую эффективность их использования; рост автоматизации и производительности оборудования в беспилотной авиации повышает роль информационной безопасности и усложняет ее обеспечение: дефицит кадров для научных исследований, а также отсутствие системы определения «доверенного» оборудования, электронной компонентной базы и ПО затрудняют переход систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации на российские «доверенные» разработки.

Приоритетами в сфере обеспечения информационной безопасности в области БАС на период до 2035 г., обусловленными необходимостью обретения контроля над инфраструктурой БАС России, а также повышения ее надежности, безопасности и отказоуйстойчивости, достаточных для обеспечения национального суверенитета и устойчивого развития страны, должны стать: предотвращение несанкционированного контроля над функционированием систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение бесперебойного и защищенного функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение безопасной среды оборота достоверной информации в БАС.

Для достижения обозначенных приоритетов в области информационной безопасности необходимо предпринять следующие шаги: усовершенствовать методическую и нормативную правовую базы в целью обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами бесплотной авиации; создать технологическое условия обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации, основанные на актуальных научных разработках; создать и внедрить средства и методы мониторинга и управления информационной безопасностью БАС.

Механизмы для практической реализации обозначенных шагов сосредоточены в рамках следующих инициатив. Первая инициатива - развитие и внедрение в отрасли беспилотной авиации системы обеспечения доверия к программно-аппаратным средства, включая электронную компонентную базу и телекоммуникационное оборудование, а также недопущение развития систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации без учета требований информационной безопасности.

Речь идет о следующих пунктах: обеспечение поэтапного перехода отрасли беспилотной авиации, в том числе информационных сервисов, телекоммуникационного оборудования, электронных компонентных баз, ПО, средств вычислительной техники, средств защиты информации, в том числе средств криптографической защиты информации, на сертифицированные ФСБ и ФСТЭК «доверенные» решения, соответствующие национальным требованиям по информационной безопасности; внедрение непрерывного цикла разработки, апробации и применения средств и методов защиты информации, в том числе криптографических, для всей совокупности современных и перспективных технологий на базе научных исследований; введение норм использования в отрасли беспилотной авиации ПО, созданного в соответствие со стандартом безопасной разработки и соответствующего требованиям по информационной безопасности; обеспечение совместимости и взаимозаменяемости средств криптографической защиты информации, используемых в системах управления и контроля за полетами беспилотной авиации; содействие международной стандартизации российских криптографических алгоритмов; создание государственных и коммерческих российских репозитариев ПО, инфраструктуры разработки доверенного системного и прикладного ПО для использования в отрасли беспилотной авиации.

Вторая инициатива – развитие системы непрерывного мониторинга и оценки информационной безопасности в БАС. Она включает в себя следующие шаги: совершенствование системы и метрик оценки защищенности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; внедрение операторами беспилотной авиации систем непрерывного мониторинга защищенности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; развитие организационного и технического взаимодействия лиц, участвующих в централизованном управлении, при реагировании на угрозы устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; создание условий для развития услуг и сервисов в области обеспечения информационной безопасности БАС, включая отраслевой центр мониторинга и реагирования на компьютерные инциденты, отраслевой центр компетенций обеспечения информационной безопасности, систему раннего предупреждения об угрозах информационной безопасности и защиты от противоправных действий с использованием ИТ; создание юридически значимых механизмов оценки последствий компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками, и условий для развития системы страхования рисков информационной безопасности в отрасли беспилотной авиации.

Вызовы развития

Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических, говорится в стратегии. Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5.0, сменой факторов экономического роста и изменением экономических моделей, ростом ресурсоемкости освоения новых технологических уровней в отрасли беспилотной авиации.

В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации. Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, которые подвержен снижению на фоне неопределенности.

В рамках стратегии ключевыми вызовами развития рынка беспилотных авиационных систем являются: несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы, регулирующей деятельность, связанную с применением беспилотных авиационных систем, включая вопросы радиотехнического обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, а также отсутствие правового механизма, исключающего и предотвращающего несанкционированное использование беспилотных воздушных судов; недостаточная развитость инфраструктуры для испытаний, выполнения полетов и работ с использованием БАС (низкий уровень готовности технологий и систем предупреждения столкновений, позволяющих интегрировать БАС в единое воздушное пространство и обеспечить их использование совместно с пилотируемыми воздушными судами авиации общего назначения); низкий уровень готовности технологий реализации линий контроля и управления C2 за пределами прямой радиовидимости, не позволяющий расширить область применения беспилотных воздушных судов; нарастание политических рисков на внешних рынках, разрыв кооперационных связей с иностранными поставщиками, дилерами и сервисными центрами; значительный уровень импортонезависимости по ключевым комплектующим, ограниченный уровень компетенций для производства двигателей, электронной компонентной базы, систем управления; приоритизация технологического суверенитета в области беспилотной авиации в условиях научно-технологического и производственного отставания от США, стран ЕС, КНР, а также формирование с опорой на потенциал дружественных государств международной технической политики для обеспечения конкурентоспособности российских решений на мировом уровне; отсутствие выстроенной системы подготовки кадров и недостаток компетенций для ее формирования (в части подготовки внешних пилотов, специалистов в области сертификации, инженеров, разработчиков БАС); ограниченные возможности экспорта; необходимость обеспечения высокого уровня безопасности полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов, объектов критической инфраструктуры и населения при кратном росте интенсивности использования воздушного пространства, в том числе над населенными пунктами.

Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации

Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. К ключевым преимуществам БАС, формирующим спрос на соответствующую технику и услуги, относятся: высокая мобильность при относительно малых габаритах и массе, позволяющая быстро разворачивать БАС в любой точке необходимого применения как для целей сбора цифровых геопространственных данных, так и для задач перевозки грузов в условиях, когда применением крупноразмерных пилотируемых воздушных судов невозможно по инфраструктурным ограничениям или экономически неэффективно; неприхотливость к покрытию взлетно-посадочных площадок, допускающих вследствие малой массы БВС использование практически любых грунтовых площадок, крыш жилых и промышленных строений; способность к безостановочной работе 24 часа в сутки, включая темное время суток, вследствие отсутствия летного экипажа на борту БВС, низкую утомляемость и легкую замены внешних пилотов без прекращения выполнения полетного задания; способность контроля и управления одним составом летного экипажа полетом нескольких БВС, что повышает экономическую эффективность беспилотной авиации во всех сферах ее применения; увеличивающаяся способность длительного автоматического выполнения полетного задания в условиях отсутствия сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, недоступности сигналов радиокомандной линии контроля, управления и связи; отсутствия рисков для жизни членов летного экипажа при работе в условиях химических или радиоационных заражений, плохой видимости, длительных полетах в темное время суток.

Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство России позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве.

Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения, существенными условиям для устойчивого развития рынка бесплотных авиационных систем в РФ являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний БАС, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере БАС, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка БАС, развития информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации БАС. Сложившиеся в 2020-22 гг. внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов.

Вместе с тем, стремительное расширение рынка БАС несет риски неправомерного использования БВС, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам.

В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию БАС в единое воздушное пространство России и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией БАС, средств противодействия противоправному применению БАС; информационных систем обеспечения полетов БАС, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота БВС с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами.

К существующим факторам опасности и технологической специфики при эксплуатации БАС сегодня относятся: высокая зависимость от киберзащищенности линий передачи данных контроля и управления полетом БВС, связи внешнего пилота с диспетчером, связи «борт-борт» ля автоматического предотвращения столкновений беспилотных и пилотируемых воздушных судов; высокая зависимость от характеристик частотного диапазона и свойств радиоэлектронной системы радиокомандной линии контроля, управления и связи, определяющих возможную дальность контролируемого полета БВС; высокая доступность технологий и технических решений для массового изготовления БВС, стимулирующая возможность их использования как в рыночных, так и в противоправных целях; растущая автономность БВС, повышающая эффективность и надежность их использования в рыночных целях, но усложняющая их обнаружение и идентификацию при использовании в противоправных целях, а также интеграцию в единое воздушное пространство РФ.

Важным фактором развития системы образования по направления БАС будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению БАС, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Тем не менее, стимулы развития отрасли беспилотной авиации до 2030 г. могут определить: развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере БАС; увеличение запроса на подготовку специалистов в сфере БАС со стороны работодателей; внедрение системы непрерывного образования высококвалифицированных кадров различной специализации для сферы БАС; создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации; формирование специализированной системы сертификации БАС, учитывающей международные стандарты в сферах поддержания летной годности БВС и авиационной электросвязи; создание новых сегментов рынка БАС при участии как малых и средних, так и крупных представителей отрасли беспилотной авиации.

Также стимулы могут определить: рост спроса на услуги с использованием БАС; расширение транспортно-логистических операций вследствие перехода потребителя к цифровым каналам торговли; развитие перспективной аэромобильности и перевозки людей с использованием БАС; рост инфраструктурного и жилищного строительства; развитие и повышение конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса, энергопереход; увеличение площади вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения, развития точного земледелия; внедрение БАС для оказания государственных услуг; развитие электронных цифровых площадок (маркетплейсов) для стимулирования спроса на БАС и услуги, оказываемые с их помощью; внедрение экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций; актуализацию требований к обязательному страхованию ответственности, предусмотренному воздушным законодательством РФ, в части определения условий и порядка такого страхования при использовании БВС; развитие средств идентификации и определения текущего местоположения БВС, которыми должно быть оснащено каждое БВС; создание единого воздушного пространства России для использования БАС.

Цели, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации

Целью реализации стратегии является создание в РФ новой конкурентосопособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации БАС и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами.

Достижение указанной цели потребует введения мер финансового нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству БАС и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в РФ.

Внедрение БАС в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание БАС, а также инфраструктуры для целей интеграции БВС в единое воздушное пространство РФ в районах и на маршрутах их применения.

При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения БАС способствовать ускоренному развитию рынка.

Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли БАС, система подготовки кадров в России должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами.

Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: стимулирование спроса на отечественные БАС, включающее создание конкурентоспособных российских БАС, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих, в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области БАС; развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС; подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации; фундаментные и перспективные исследования в сфере БАС.

В соответствии с базовым сценарием целевыми значения показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 г. являются: объем российского рынка БАС, выражающийся в прямой спросе, а также спрос на такие системы в рамках оказания услуг (с учетом образовательных БАС) в период 2023-30 гг. нарастающим итогом – более 1 млн единиц; доля БАС российского производства в общем объеме российского рынка БАС (без учета образовательных БАС) – 70%; доля БАС российского производства в общем объеме государственных закупок БАС (без учета образовательных БАС) – 80%; уровень технологического суверенитета беспилотной авиации – коэффициент 1,5; количество произведенных российских беспилотных авиационных систем (без учета образовательных БАС) в период 2023-30 – 157,6 тыс. единиц; количество субъектов федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов БАС – 89 субъектов; время оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции БАС (при условии представления заявителем документов, соответствующих требованиям готовности оборудования к сертифицированным испытаниям) – 1 месяц; снижение стоимости сертификации типовой конструкции БАС по отношению к предельной стоимости сертификации - 50%; количество сертифицированных типов БАС – 30 единиц; количество специалистов в сфере исследований, разработки, производства и эксплуатации БАС, подготовленных и получивших подтверждение квалификации, осуществляющих деятельность в сфере БАС и находящихся в цифровом реестре кадров специалистов в сфере БАС, в рамках принятой системы непрерывного образования и подготовки в период 2023-30 гг. – 1,1 млн человек;

Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов перспективных технологий беспилотных авиационных систем, созданных с использованием результатов исследований и разработок в период 2023-30 гг. – 109 единиц. В рамках стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации БАС, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих БВС массой более 30 кг, на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров. Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли.

Мероприятия и целевые индикаторы

По направлению «Стимулирование спроса на отечественные БАС» предусматривается формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских БАС и комплектующих. Дополнительно ожидается реализация инструментов стимулирования спроса, в том числе субсидирования части стоимости летного часа БВС и запуск механизма льготного лизинга таких систем, а впоследствии – и объектов наземной инфраструктуры.

По направлению «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» предусматривается: развитие разработки и серийное производство БАС; развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации БАС; развитие индустрии средств производства БАС и их компонентов, производства материалов; создание и развитие российской цифровой платформы в целях оптимизации методик проектирования БАС и их компонентов; переход на российские протоколы управления БАС, телеметрии, создание собственных протоколов связи для замены ELRS и Crossfire, необходимых для управления БАС FPV; формирование и актуализация ИТ-ландшафта потребностей в области беспилотной авиации. Дополнительно ожидается создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации в рамках реализации программ деятельности инновационных институтов развития.

По направлению «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС», предусматриваются: развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации БАС; оптимизация административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения; формирование специализированной системы сертификации БАС; обеспечение информационной безопасности с учетом применения средств криптографической защиты информации, сертифицированных ФСБ, и безопасности инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов; создание цифровой платформы управления воздушным движением БАС, реализующей принципы риск-ориентированного допуска БАС к полетам, цифровые сервисы автоматизированного одобрения (корректировки) планов полетов на основе ситуационного анализа, сопровождение и контроль осуществления полетов, оповещение эксплуатантов и внешних пилотов БАС; оснащение БВС средствами идентификации и определения текущего местоположения с развитием соответствующей наземной инфраструктуры.

По направлению «Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации» предусматриваются: разработка модулей по БАС с обеспечением их внедрения в образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, а также основные программы профессионального обучения с учетом реестра кадров; разработка модулей по БАС с обеспечением их внедрения в образовательные программы общего образования и дополнительного образования детей, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, а также основные программы профессионального обучения с учетом реестра кадров; создание регулярно обновляемого перечня профессий, навыков, профессиональных и образовательных стандартов, а также механизмов оценки и признания квалификаций в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС; проведение соревнований с целью повышения престижности профессиональной деятельности, а также обновления квалификаций, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией БАС; создание динамично обновляющегося цифрового реестра кадров специалистов в сфере БАС, связывающего данные о потребностях в кадрах, трудовой и образовательной деятельности специалистов в сфере БАС и обеспечивающего регулярную актуализацию профессий, навыков, стандартов и направлений обучения в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС.

По направлению «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС» предусматриваются: проведение исследований и создание основных перспективных технологий в сфере БАС с уровнем готовности 6-8 по приоритетным направлениям научных исследований и разработок – разработчикам БАС с целью их применения в составе перспективных серийных БАС; создание и развитие интеграционной платформы, предназначенной для формирования требований к разрабатываемым технологиям, проведения комплексных исследований по оценке влияния ключевых характеристик отдельных технологий на эффективность БАС в целом, отработки цифровых двойников составных частей БАС, планирования и поддержки испытаний БАС, отработки задач группового взаимодействия БАС, проведения моделирования полетов БАС с целью организации воздушного движения и использования воздушного пространства; организация и проведения технологических конкурсов в целях реализации НТИ, направленных на создание новых научных и инженерных команд и их вовлечение в разработку новых и совершенствование существующих технологий в сфере БАС.

Сценарии развития отрасли беспилотной авиации

Исходя их макроэкономических и отраслевых предпосылок рассматриваются два сценария развития отрасли - базовый и прогрессивный. Ключевые различия сценариев состоят в прогнозируемой динамике достижения технологического суверенитета отрасли, спроса на БАС и услуги с их применением, внедрения проектов локализации производства БАС и критических комплектующих изделий на территории РФ, развития инфраструктуры для беспилотной авиации в субъектах РФ, совершенствование системы сертификации и системы непрерывного образования и подготовки кадров для беспилотной авиации.

В стратегии за основе берется базовый сценарий развития отрасли беспилотной авиации. Как базовый, так и прогрессивных сценарии реализуемые исключительно в условиях снятия регуляторных ограничений в области интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство РФ и старта проектирования уже на этапе внедрения Стратегии процесса перехода к услугам с использованием БАС.

Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка БАС в среднем на 14% в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства БАС будет достигнут в 2025-27 гг. Прогрессивный сценарий предполагает усредненный 25% прирост в период реализации стратегии, а также повышение доли российских БАС в общем объеме российского потребления. Допускается вероятность организации экспортных поставок БАС в дружественные государства.

Подходы к реализации стратегии

Стратегия реализуется в рамках двух этапов. Первый этап (2023-24 гг.) включает: определение методик расчета для текущих и потенциальных показателей развития беспилотной авиации и порядка актуализации таких показателей, а также целевых значений по результатам разработки данных методик; создание организационных и административно-правовых механизмов, обеспечивающих установление единых подходов к классификации, учету и дистанционной идентификации БАС и авиационных работ, гарантию государственного спроса на БАС; проектирование системы финансовых механизмов, обеспечивающих поддержку всех участников отрасли, включая потребителей БАС, развития наземной инфраструктуры и услуг, разработчиков и изготовителей БАС и комплектующих

Также в рамках первого этапа запланировано: определение и применением для БАС взлетной массой до 100 кг риск-ориентированного подхода к регулированию применения БАС в части их допуска к эксплуатации, сертификации их эксплуатантов и организаций по техническому обслуживанию, требований по обеспечению авиационной безопасности, требований по подготовке персонала и иных требований, регулирующих применением БАС; установление требований к летной годности БАС; внедрение новой эффективной системы стандартизации наборов компетенций для выполнения определенных трудовых функций специалистами в области беспилотной авиации; формирование единого учебно-образовательного процесса подготовки профильных специалистов, включая операторов; старт пилотных проектов, соответствующих целям национального проекта «Беспилотные авиационные системы»; проектирование и разработка цифровых платформ поддержки всех участников отрасли, включая потребителей услуг, предоставляемых с использованием БАС, разработчиков и изготовителей БАС и комплектующих, операторов БАС, лиц, осуществляющих разработку, строительство, использование объектов наземной инфраструктуры.

Второй этап (2025-2035 гг) включает реализацию мер, направленных на стимулирование перехода участников рынка к массовому созданию БАС, а также активизации применения услуг с их использованием. В том числе предполагается расширение апробированных при реализации первого этапа инструментов и технологий на все эксплуатируемые типы БАС, на дополнительные сценарии и регионы оказания услуг с использованием БАС.

Развитие инфраструктуры отрасли беспилотной авиации

Магистральным вектором развития промышленности в сфере БАС является формирование соответствующих инфраструктурных субъектов, направленных на обеспечение достижения стратегических целей развития отрасли. Такими субъектами признаны стать научно-производственные центры испытаний и компетенций, которые обеспечат решение полного спектра методологических, научно-исследовательских и производственных задач.

Научно-производственные центр испытаний и компетенций позволят создавать научно-производственную инфраструктурную среду для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, вывод на рынок и развитию БАС, а также смежных отраслей (в состав таких центров могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития и иные заинтересованные российские организации).

В целях комплексного развития отрасли БАС научно-производственные центры испытаний и компетенций необходимо масштабировать в сеть региональных центров, обеспечивающих равномерное развитие инфраструктуры и рынков БАС на всей территории РФ, учитывая экономическую специфику регионов страны. В целях реализации методологического обеспечения деятельности и разработки модельной инфраструктуры, транслируемой на региональные научно-производственные центры испытаний и компетенций, на базе индустриального парка «Руднево» (Москва) создан опорный научно-производственный центр испытаний и компетенций на базе АНО «Федеральный центр беспилотных авиационных систем», включающий в себя: центр коллективного пользования, осуществляющий контрактное производство элементов БАС, реализацию программ краткосрочных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, доведение производства элементов и систем до возможности серийного производства, поддержку проектирования, прототипирования, опытного производства, обратный инжиниринг, а также создание возможности трансфера и отработки перспективных технологий; летно-испытательный комплекс, предназначенный для осуществления полного спектра летных и наземных ресурсных испытаний, а также сертифицированных мероприятий БАС; лабораторно-исследовательский центр для проведения аэродинамических и цифровых испытаний существующих и перспективных технологий беспилотников; исследовательский и учебно-методический центр с полным набором компетенций для всех уровней обучения высококвалифицированных специалистов, в том числе операторов и технического персонала, и возможностью проведения широкого круга соревновательных практик и технологических конкурсов.

В рамках деятельности сети научно-производственных центров и компетенций будет создана единая цифровая платформа проектирования БАС, функциями которой будут являться накопление данных о цифровых испытаниях изделий, валидация и верификация методик расчетов, реализованных в рамках развития специализированных программных продуктов, интегрированных в указанную платформу в целях снижения количества натурных испытаний и упрощения процедур сертификации беспилотных авиационных систем и комплектующих (создание сертифицированных виртуальных испытательных полигонов и модуля цифровой сертификации БАС).

В целях устойчивого развития беспилотной авиации научно-производственные центры испытаний и компетенций будут взаимодействовать с отраслевыми лидерами и экспертно-аналитическими центрами в рамках практического применения БАС. Научно-производственные центры испытаний и компетенций будут связаны единой научно-технической политикой в области развития БАС. Их деятельность будет способствовать снижению издержек на проектирование, прототипирование, сертификацию и организацию серийного производства перспективных видов техники и технологий. Основные задачи создаваемых региональных научно-производственных центров испытаний и компетенций будут связаны с планирование создания результатов интеллектуальной деятельности, методическим сопровождением, размещением заказов на производства и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизацией, содействием в субсидировании, управлением межрегиональной кооперацией и интегрированием инициатив по нормативному регулированию отрасли.

Потенциальными пользователями научно-производственных центров испытаний и компетенций будут являться организации авиационной промышленности, выпускающие БАС, «стартапы» и команды разработчиков БАС, разработчики элементов БАС и инфраструктуры обеспечения полетов БАС, разработчики систем противодействия незаконному применения БАС, МинобороныКурчатовский институт»), организации - участники Военного инновационного технололиса «Эра») и компании из дружественных государств.

В целях обеспечения достижения стратегических целей развития отрасли необходимо формирование следующих инфраструктурных субъектов: федеральный научно-производственный центр испытаний и компетенций (опорный научно-производственный центр испытаний и компетенций, решающий задачи по комплексному развитию отрасли); региональные научно-производственные центры испытаний и компетенций; отраслевые лидеры – организации, обладающие компетенциями для разработки и производства продукции БАС и комплектующих в рамках одного или нескольких приоритетных с точки зрения реализации стратегии рынков, а также занимающиеся на данном рынке значительную долю; консорциумы (объединения научно-производственных, сбытовых организаций и потребителей, создаваемые для реализации проектов по разработке, производству, выводу на рынок и развитию БАС или линейки такой продукции; в состав консорциума могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и ПО, производители изделий, институты развития, венчурные компании, потребители и иные заинтересованные организации, в том числе с иностранным участием).

Также запланировано создание следующих инфраструктурных элементов: центр компетенций «Беспилотные авиационные системы» (создается в целях развития российского общесистемного и прикладного ПО, необходимого для замещения используемых в настоящее время зарубежных аналогов); экспертно-аналитические центры в разрезе отраслей применения БАС для стимулирования применения БАС посредством подготовки методик, технологических карт процессов и инструкций по применению БАС применительно к традиционным процессам, а также распространения лучших практик применения БАС с доказанным и обоснованным экономическим эффектом такого применения; базовый заказчик (организация с государственным участием, уполномоченная в рамках нацпроект БАС и входящих в него федеральных проектов размещать согласованный с Министерством промышленности и торговли РФ консолидированный заказ на БАС, выкупать и распределять произведенные БАС между заказчиками); проектные офисы сопровождения мероприятий в рамках реализации стратегии.

Для ресурсной поддержки разработчиков и изготовителей БАС будет создана сеть научно-производственных центров испытаний и компетенций инновационного развития с головным федеральным центром. Индустриальные партнеры будут представлены лидерами -изготовителями отрасли беспилотной авиации. Операторы научно-производственных центров испытаний и компетенций будут определены исходя из релевантного опыта по обеспечению эффективной инфраструктуры (конструкторское бюро, испытательный центр, опытное производство) для реализации разработок и организации производства. региональная привязка создаваемых научно-производственных центров испытаний и компетенций будет сформирована исходя из промышленного профиля индустриальных партнеров и предполагаемых операторов.

Реализация роли базового заказчика позволит консолидировать заказ на наиболее востребованные модели БАС, что позволит производителям БАС сформировать сбалансированные производственные планы и перейти на серийное производство БАС и комплектующих в рамках производственных; обеспечить снижение стоимости конечного изделия за счет укрупнения заказа до 40%, что позволит конечному заказчика получить заказные БАС по более низкой цене, чем при индивидуальном заказе; обеспечить сбор и анализ фактических эксплуатационных характеристик на основе данных, полученных от эксплуатантов БАС, и учесть при формировании следующего заказа; привлечь дополнительное коммерческое финансирование для реализации заказа: скоординировать усилия по направления развития «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» и «Стимулирование спроса на отечественные БАС». Роль базового заказчика особенно актуальная в первые годы формирования рынка БАС и услуг, предоставляемых с использованием БАС, считают авторы стратегии.

Игорь Королев