Спецпроекты

На страницу обзора
Топ-35 игроков российского рынка ИИ-решений в 2024 г. заработали почти ₽43 млрд

Российский рынок искусственного интеллекта в 2024 г. активно развивался: совокупная выручка топ-35 поставщиков ИИ-решений достигла ₽43 млрд. Позитивная динамика за год составила более 80%. Последние три года российские вендоры активно работали над созданием зрелых решений. В отдельных сегментах и прикладных задачах они уже способны эффективно замещать зарубежные аналоги. Однако создание конкурентоспособных российских ИИ-моделей и ИИ-решений все еще сопряжено с рядом объективных трудностей. Ключевой проблемой остается ограниченный доступ к крупным зарубежным датасетам и вычислительной инфраструктуре.

Лидеры рейтинга: перестановки в первой пятерке

Отечественный рынок решений на основе искусственного интеллекта развивается год от года. Проектов внедрения ИИ-инструментов становится все больше, как следствие — выручка поставщиков растет. Об этом свидетельствуют результаты нового рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие игроки российского рынка ИИ-решений 2024». Аналитики проводят подобные исследования на протяжении пяти лет. Однако новый рейтинг составлен по иной методике. Данные о выручке компаний представлены без учета налога на добавленную стоимость. CNews Analytics приняло такое решение, чтобы оценка рынка и сравнение показателей игроков были максимально корректными и прозрачными.

В общей сложности в рейтинге поставщиков ИИ-решений приняли участие 36 компаний. Общий объем их выручки за 2024 г. составил ₽42,7 млрд, в то время как в 2023 г. показатель был равен ₽23,5 млрд, прирост — 82%. Суммарная выручка десятки лидеров — ₽36,2 млрд. Позитивная динамика за год — 85%.

В первой пятерке произошли значительные изменения, но начинаются они не с первой строки. Поставщик ИИ-решений и провайдер облачных услуг Cloud.ru сохранил за собой лидерскую позицию. За 2024 г. компания заработала ₽24,4 млрд, тогда как в 2023 г. ее выручка составила ₽11,7 млрд. Прирост — 108%. На долю облачного провайдера приходится 56,35% от общей выручки всех участников рейтинга.

С третьей на вторую строку переместилась компания MWS AI (ранее MTS AI), получившая за 2024 г. ₽3 млрд, что на 66% больше, чем годом ранее. Разработчик ИТ-решений для бизнеса VS Robotics расположился на третьем месте, заработав ₽2,4 млрд. Объем его выручки увеличился на 22%. Четвертую позицию, как и в прошлогоднем исследовании, занял вендор и интегратор решений Naumen. За 2024 г. он получил ₽1,5 млрд против ₽1,1 млрд в 2023 г., позитивная динамика составила 32%. Пятую строку «забрала» компания-дебютант Content AI с результатом в ₽1,2 млрд, что на ₽431 млн больше, чем в 2023 г. Прирост — 56%.

Большинство участников рейтинга — «в плюсе»

Значительная часть участников рейтинга, а именно — 31 компания, смогли увеличить объем выручки за год на рыке ИИ-решений. Самые быстрорастущие организации предсказуемо оказались за пределами первой десятки, что объясняется эффектом низкой базы. Так, у компании «Умарта», расположившейся на 35 месте в рейтинге и заработавшей за 2024 г. ₽22 млн, рост выручки составил 2100%. Если говорить о десяти лидерах, то здесь преуспел поставщик решений для ритейла «Автомакон». Компания расположилась на седьмой позиции и увеличила объем выручки на 232% до ₽750 млн.

CNews Analytics: Крупнейшие игроки российского рынка ИИ-решений

№2024 №2023 Название организации Выручка от проектов в сфере ИИ в 2024 г., ₽млн без НДС Выручка от проектов в сфере ИИ в 2023 г., ₽млн без НДС Рост выручки 2024/2023,%
1
1
24 366
11 696
108%
2
3
3 015
1 811
66%
3
2
2 401
1 967
22%
4
4
1 445
1 097
32%
5
1 197
766
56%

Источник: CNews Analytics, 2025

Перейти к полной таблице

К сожалению, в рейтинге также есть игроки рынка, которые продемонстрировали отрицательную динамику. Однако падение можно назвать незначительным. Отрицательная динамика зафиксирована всего у двух компаний, и она не превышает 10%: Neovox (₽67 млн, -9%), Terabit Digital (₽103, -5%).

Если говорить о причинах роста выручки у участников рейтинга, то одна из них — увеличение спроса на ИИ-решения со стороны бизнеса. Поэтому игроки рынка стараются расширять продуктовые портфели, чтобы удовлетворить запросы заказчиков.

«Мы разрабатывали и масштабировали такие продукты, как рекомендательные сервисы, антифрод-системы, интеллектуальное прогнозирование спроса и диалоговые интерфейсы для доступа к корпоративным данным. Дополнительный вклад внесли проекты в области DWH, BI-аналитики и динамического ценообразования», — рассказали в компании «Автомакон».

По словам опрошенных CNews экспертов, заказчиков стали чаще интересовать ИИ-инструменты по речевой аналитике. Речь идет о крупных игроках В2С из таких сфер, как финансовый сектор, ритейл, телеком.

«Это связано с тем, что рынок в целом дозрел до понимания финансовой отдачи от применения этой технологии, например, в контактных центрах. Рост лояльности клиентов у заказчиков выразился в десятках процентов в первый же год применения, что оказалось особенно чувствительным в отраслях с высоким чеком покупки, например в девелопменте. Мощный спрос в 2024 году зафиксирован в сетевом ритейле, банкинге, телекоме. Это объясняется тем, что ИИ-решения дают структурированный доступ ко всей речевой информации, которая особенно ценна для отделов маркетинга, PR, продаж. Тогда как без речевой аналитики доступно не более 3% этого пласта знаний о клиентских предпочтениях», — отмечает генеральный директор компании 3iTech Алексей Любимов.

Участники исследования также раскрыли некоторые подробности части реализованных проектов. Например, компания «Наносемантика» запустила многофункциональный чат-бот на платформе DialogOS в банке ВТБ. Как сообщили в компании, в мае 2024 г. чат-бот начал обрабатывать обращения клиентов с помощью технологии искусственного интеллекта. В месяц чат-бот в среднем проводит 72 тыс. диалогов, 75% обращений обрабатываются ботом, остальные запросы передаются операторам.

Компания Content AI также реализовала проект в банковской сфере. Заказчик — Россельхозбанк. Финансовое учреждение мигрировало с иностранной системы интеллектуальной обработки информации на российскую IDP-платформу ContentCapture. Проект по импортозамещению нужно было реализовать так, чтобы сотрудники банка не столкнулись с перебоями, а новая система могла обрабатывать около 12 млн документов ежегодно. В итоге системой пользуются 15 тысяч работников кредитного учреждения по всей России.

По словам опрошенных CNews экспертов, чаще всего решения на основе ИИ, в частности, системы для коммуникации с клиентами, внедряют финансовый сектор и ритейл. Один из лидеров рейтинга, компания Naumen, реализовала проект для торговой сети «Магнит». В рамках проекта создана комплексная система дистанционной коммуникации с клиентами, единая платформа Naumen Contact Center объединила четыре ключевых контакт-центра. Теперь система обрабатывает до нескольких десятков тысяч обращений в сутки.

Российские ИИ-модели: потенциал замещения и конкурентоспособность

Одной из движущих сил развития российского ИТ-рынка остается импортозамещение. По мнению лидеров отрасли, полный отказ от иностранных платформ возможен в горизонте десятилетия. Если говорить о сегменте ИИ-решений, то за прошедшие несколько лет отечественные вендоры серьезно продвинулись. Так, одним из ключевых направлений стала обработка естественного языка: отечественные компании создают языковые модели, которые используются в голосовых помощниках, чат-ботах, поисковых системах и сервисах анализа текстов на русском языке. Это особенно важно для автоматизации коммуникаций и качественного обслуживания клиентов в различных сферах.

Топ-10 игроков российского рынка ИИ-решений

Выручка от проектов в сфере искусственного интеллекта в 2024 г.,
₽млн без НДС
24366
3015
2401
1445
1197
965
750
705
701
633

«Значительный прогресс отмечается и в области компьютерного зрения. Российские разработчики внедряют системы распознавания лиц, объектов и автомобильных номеров, а также технологии анализа видео и изображений. Эти решения находят применение в промышленности, безопасности, транспорте и даже медицине, где ИИ помогает диагностировать заболевания по снимкам и анализировать медицинские данные. Отдельного внимания заслуживают рекомендательные системы, которые используются в электронной коммерции, финансовых сервисах и онлайн-образовании для персонализации предложений и повышения эффективности работы сервисов. Автоматизация бизнес-процессов и роботизация также становятся все более востребованными: искусственный интеллект помогает оптимизировать документооборот, логистику и производственные процессы», — добавляет Светлана Захарова, директор по развитию бизнеса Just AI.

Отечественные вендоры создают конкурентоспособные российские ИИ-модели, но это сопряжено с рядом объективных трудностей. Основная проблема — ограниченный доступ к крупным зарубежным датасетам и вычислительной инфраструктуре (GPU, облачные сервисы), что затрудняет обучение моделей на уровне мировых лидеров.

«Полноценная конкуренция с ведущими мировыми платформами пока затруднена из-за разницы в масштабах ресурсов, но в отдельных сегментах и прикладных задачах российские ИИ-решения уже сегодня способны эффективно замещать зарубежные аналоги», — резюмирует Светлана Захарова.

Российский рынок ИИ-решений в ближайшие годы будет стремительно развиваться. За последние несколько лет отечественные вендоры сделали большой шаг вперед и готовы предложить заказчикам готовые решения, начиная от больших языковых моделей, заканчивая сложными рекомендательными системами. Безусловно, соперничать с западными продуктами отечественным в некоторых случаях пока сложно. Однако в ближайшие пару лет вполне вероятно, что российские разработчики смогут преодолеть этот разрыв.

Мария Борисова