Российский ИТ-рынок переживает беспрецедентную трансформацию. По мнению опрошенных CNews экспертов, после скачкообразного роста наступает период стабилизации. Многие отечественные ИТ-компании адаптировались к новым условиям, смогли нарастить уровень собственной экспертизы и расширить продуктовый портфель. Несмотря на очевидные успехи, ряд серьезных барьеров остается, среди которых — нехватка специалистов, рост кибератак, а также отсутствие российских аналогов некоторых западных решений. Если говорить о целях на ближайшие несколько лет, то главная — создание эффективных, масштабируемых экосистемных решений, что позволит укрепить технологический суверенитет страны.
От «Цифровой экономики» к «Экономике данных»
В 2024 г. в России завершился национальный проект «Цифровая экономика». Уже в феврале 2025 г. заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Григоренко презентовал новый нацпроект — «Экономика данных и цифровая трансформация государства», который будет реализован до конца 2030 г.
«За последние пять лет ИТ-отрасль стала одной из самых быстрорастущих в российской экономике. Ее вклад в ВВП страны вырос почти в два раза, а число специалистов увеличилось в полтора раза — сегодня в этой сфере работает почти миллион человек. Ключевой акцент — развитие решений, которые работают на базе накопленных данных, и создание технологичных инструментов, позволяющих повышать эффективность выполнения любых задач. В первую очередь, это — искусственный интеллект, роботы, интернет вещей. При этом мы уделяем особое внимание безопасности: формируем правовую среду, которая не только защищает от киберугроз, но и создает условия для развития инноваций», — обратил внимание Дмитрий Григоренко.
В 2024 г. перед многими предприятиями в России также стояла сложная задача. По президентскому Указу 166, организации, которые относятся к субъектам критической информационной инфраструктуры, должны были мигрировать на отечественное программное обеспечение. Однако, очевидно, что столь амбициозной цели удалось добиться далеко не всем.
«В нашем понимании, есть объективные причины, в том числе недостаточная зрелость российских решений по отдельным категориям. Наше предложение следующее: те компании, которые не смогли перейти в эти сроки, должны взять на себя определенные юридически значимые обязательства. Зачастую компания говорит: «Слушайте, мы готовы, но у нас есть зарубежное решение — зрелое, хорошее, оно функционирует, а российского аналога, который нас во всем устраивает, нет. Мы не хотим же остановить важный производственный процесс, поэтому переходить не будем». В этой ситуации наша задача — принудить их к определенному форвардному контракту. Если нет решения, это не является основанием ничего не делать», — говорил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев на CNews FORUM.
Импортозамещение: проблема выбора
Импортозамещение на протяжении многих лет было одним из драйверов роста отечественного ИТ-рынка и в последние три года стало настоящим флагманом развития. В Российском реестре программного обеспечения Минцифры на момент публикации представлено более 26 тысяч решений. Если говорить про железо, то в Едином реестре радиоэлектронной продукции Минпромторга РФ зафиксировано более 32 тысяч единиц различного оборудования. Однако вскоре количество решений может уменьшиться, а получить «прописку» по крайней мере в одном из реестров станет сложнее. Власти намерены ужесточить требования для программного обеспечения, одно из условий — ПО должно работать, как минимум, на двух отечественных операционных системах.
В ситуации, когда на рынке представлены десятки тысяч решений, у заказчиков все равно остается проблема выбора. Во-первых, как выбрать подходящую среди аналогичных систем, и можно ли быть уверенным, что все они будут развиваться в будущем? Во-вторых, до сих пор есть отдельные категории ПО, которые в полной мере отечественным вендорам заменить не удалось. На пути к миграции на российский софт существует еще несколько сложностей. Одна из них — дефицит ИТ-специалистов, у которых есть опыт работы именно с российскими решениями. Неслучайно подготовка кадров — одна из приоритетных задач в рамках нацпроекта «Экономика данных». Вторая причина — разрозненность систем на предприятиях. Третья — дороговизна проектов по импортозамещению.
«По нашим оценкам, в 52% компаний сохраняется так называемый «зоопарк» систем, что препятствует унификации и снижает эффективность бизнес-процессов. На этом фоне растет интерес к low-code-платформам, которые позволяют быстрее объединять данные в едином цифровом контуре», — отмечает Юрий Востриков, генеральный директор BPMSoft (входит в холдинг Lansoft).
Однако барьеры постепенно преодолеваются. Генеральный директор ИТ-холдинга «Т1» Алексей Фетисов указывает на то, что по состоянию на конец 2024 г. доля отечественного корпоративного ПО на рынке выросла до 89%. В сегменте оборудования цифры пока не столь радужные, однако производители серверов, СХД, ПАК и другой «тяжелой» техники в последние годы сильно продвинулись. По оценке коммерческого директора компании «Гравитон» Александра Столярова, по итогам 2025 г. российские производители будут занимать уже более половины рынка, в 2026 г. показатель дойдет до отметки в 60%. Еще в 2021 г., когда в нашей стране активно работали западные вендоры, на отечественных производителей приходилось только 16%.
Если говорить о тотальном импортозамещении в ближайшей перспективе, то игроки рынка здесь смотрят на ситуацию по-разному. Так, согласно прогнозу российской компании Ideco, к концу 2025 г. не более чем 60% компаний полностью перейдут на отечественные ИТ-решения, остальные догонят их не ранее 2030 г.
«Дальнейший переход на отечественные решения — вполне реальная мера. За счет накопления компетенций переход будет происходить все активнее. Но он займет не один год, скорее, речь о горизонте до конца десятилетия», — уверен Вячеслав Грачёв, директор по технологиям МТС Web Services.
Однако не все игроки рынка уверены, что полное импортозамещение ИТ-решений возможно, как в ближайшей, так и дальнесрочной перспективе. Так, по мнению Владимира Лаврова, генерального директора Softline, полный отказ от иностранных систем не произойдет в ближайшие годы, но зависимость от западных разработок будет постоянно снижаться благодаря активной разработке и внедрению отечественного ПО.
Экспорт: что интересно иностранным заказчикам?
Отечественные компании постепенно выходят на новые зарубежные рынки. По информации «Руссофт», объем экспорта российских решений растет, по итогам 2024 г. его объем увеличился почти на 7%. Позитивная динамика зафиксирована впервые за три года. Отечественным игрокам есть, где развернуться. Согласно рейтингу АНО «Цифровая экономика», в списке иностранных государств для приоритетного сотрудничества в общей сложности 68 стран.
Одна из основных причин интереса иностранных компаний к российским продуктам — построение независимой ИТ-инфраструктуры предприятия, где не требуются лицензии западных продуктов. У зарубежных заказчиков есть потребность, как и в готовых решениях, так и в ИТ-консалтинге, системной интеграции, заказной разработке, построении on-premise и гибридной облачной архитектуры.
«Иностранным заказчикам наиболее интересны российские решения в области информационной безопасности, отраслевые продукты и бизнес-решения по цифровой трансформации на основе ИИ. Такие решения находят применение в промышленности, энергетике, ритейле, финансовом и государственном секторе. Количество точечных кейсов и успешно реализованных проектов по ряду дружественных стран стабильно растет», — заключает Владимир Лавров, генеральный директор Softline.
Несмотря на очевидные успехи, опрошенные CNews эксперты указывают на то, что по-настоящему зрелых вендоров, готовых к полноценной экспортной экспансии, на сегодняшний день немного. Однако, по прогнозу «Руссофт», в перспективе ближайших лет российские ИТ-компании способны занять 15% мирового рынка ПО.
«Немногие компании смогли выстроить полноценную модель, где есть и продукт, и команда, и партнерская сеть. Причины не только в высоких затратах на выход на рынок, но и в различии требований, языковых барьерах, необходимости сертификации и поддержки в других юрисдикциях. Тем не менее, за два года российская ИТ-индустрия научилась мыслить глобально. Все больше продуктов создаются с расчетом на экспорт. Не все станут мировыми брендами, но значимое присутствие на дружественных рынках — более чем достижимая задача», — заключает Вячеслав Грачев, директор по технологиям МТС Web Services.
Возвращение западных вендоров: что может измениться
С начала 2025 г. в ИТ-сообществе идет дискуссия о возможном возвращении западных вендоров на российский рынок. При этом до сих ни одна иностранная компания официально о таком намерении не заявила.
Если это произойдет, то западным вендорам придется провести колоссальную работу, чтобы вернуть доверие бизнеса, поскольку они фактически не выполнили свои обязательства. При этом в госсектор, где почти каждое предприятие является субъектом критической информационной инфраструктуры, в силу законодательных ограничений «чужакам» вход закрыт.
Конечно, многие западные игроки закрыли дверь, оставив небольшую щелку для потенциального возвращения: бренды сохраняют узнаваемость, а партнерские каналы зачастую продолжают работать. Однако 2021 и 2025 г. на российским рынке — не просто два разных периода, а две разные эпохи.
«Возвращение западных ИТ-вендоров имеет высокую вероятность, однако это — вопрос среднесрочной перспективы. На российском рынке произошли значительные перемены и реализованы решения высокого уровня, к тому же адаптированные под российских потребителей и экономику. Кроме того, в Минцифры подтвердили, что поддержка отечественных ИТ-компаний останется в приоритете», — отмечает Мария Романцова, управляющий директор по долговым рынкам капитала компании «Финам».
За последние три года российские решения стремительно развивались, особенно в вопросе обеспечения информационной безопасности. Здесь западным вендорам придется потрудиться, чтобы преодолеть серьезный разрыв в области ИБ. Еще одно преимущество именно российских систем перед западными — локальная адаптация.
«Даже если частичный возврат и произойдет, структура российского ИТ-рынка, скорее всего, кардинально не изменится. За последние три года отечественные игроки выстроили устойчивые экосистемы, наладили производство ПО, сервисов и сформировали уникальные конкурентные преимущества — это, в первую очередь, гибкость, кастомизация под локальные реалии и глубинная интеграция в инфраструктуру клиентов. Вероятно, рынок перейдет к ситуации, когда западные решения займут нишевые позиции, преимущественно в частном бизнесе», — считает Алексей Фетисов, генеральный директор ИТ-холдинга «Т1».
По мнению Вячеслава Грачёва, директора по технологиям МТС Web Services, отдельные западные вендоры могут вернуться в определенные премиальные ниши, где конкуренция пока ниже, а решения требуют глубокой экспертизы. Однако в перспективе эти западные аналоги постепенно будут вытеснять уже зрелые отечественные решения.
«Теперь наш рынок, включая российских вендоров, будет более осторожен и придирчив в выборе поставщиков из других стран. Скорее всего изменится набор продуктов, которые смогут поставлять зарубежные поставщики, а также 100% будет новая модель потребления иностранных. Компании будут тщательно выяснять условия предоставления поддержки и, особенно, разрыва деловых отношений. Вероятно, приоритет будет отдаваться только On-Premises-решениям без облачных инсталляций», — считает Иван Рыль, директор по развитию BSS компании Bercut.
Будущее российского ИТ-рынка
В последние три года на фоне очередной и особенно интенсивной волны импортозамещения российский рынок постоянно трансформировался. 2025 г. и последующие несколько лет ведущие игроки рынка называют периодом стабилизации. По мнению Алексея Фетисова, генерального директора ИТ-холдинга «Т1», важными целями на ближайшие три года станут повышение технологического суверенитета, рост экспорта цифровых решений и подготовка ИТ-кадров.
«После бурного роста предыдущих лет начинается переосмысление бизнес-моделей, фокус смещается на масштабируемость, безопасность и повышение эффективности. В центре внимания окажутся проекты для объектов КИИ, развитие цифровых платформ, внедрение больших языковых моделей и кастомизация решений под специфические отрасли — от медицины до промышленности. ИТ-компании, которые смогут предложить комплексные продукты с высоким уровнем доверия, адаптивности и эффективности, будут формировать фундамент новой цифровой среды в стране и за ее пределами», — уверен Алексей Фетисов, генеральный директор ИТ-холдинга «Т1».
Компании в большинстве своем адаптировались к новым условиям и укрепили свои позиции. Учитывая запрос заказчиков, поставщики стремятся создавать не отдельные решения, а сразу экосистемы сервисов, в том числе посредством технологических партнерств.
«Лидерами останутся те, кто умеет предлагать клиенту не только функциональность, но и доверие, гибкость, быструю поддержку и реальную экономику внедрения. Следует остановиться на концепции открытых технологических партнерских экосистем, когда решения создаются не отдельными крупными вендорами, а консорциумами и партнерами, совместно развивающими единый, комплексный, модульный продукт. Именно такой подход позволяет создавать целые экосистемы разработчиков решений, мощность которых будет превышать возможности крупных компаний», — отмечает Вячеслав Грачёв, директор по технологиям МТС Web Services.
Если говорить о трендовых технологиях, которые внедряют разработчики в свои решения, то здесь ситуация аналогичная, что и год назад. Опрошенные CNews эксперты в один голос говорят о перспективах использования искусственного интеллекта, а также росте доверия к облачным решениям.
«Особенно динамично развиваются решения на базе искусственного интеллекта. Они закрывают вопросы эффективности и гибкости, обеспечивая значительное сокращение time-to-market и издержек. Впечатляющими темпами растет облачный рынок. Крупные компании начали переходить к гибридной модели, когда чувствительные данные хранятся внутри периметра компании, а в облако переносятся аналогичные операции по нечувствительным данным. В 2025–2026 годах, скорее всего, ИТ-рынок будет сфокусирован на индустриальных платформах, цифровых двойниках, умных агентах на базе генеративного ИИ, а также сервисах, работающих по формату «все в едином окне», — резюмирует Вячеслав Грачёв, директор по технологиям МТС Web Services.
Кибербезопасность становится обязательным элементом любой цифровой инфраструктуры. Атаки стали сложнее и более точечными. За 2024 г. совокупное число «нападений» на российские компании выросло в 2,5 раза по сравнению с 2023 г. и почти достигло 130 тыс., об этом свидетельствуют данные аналитиков из компании Red Security. Чаще всего хакеры целились в предприятия, которые относятся к субъектам КИИ, среди которых — банки, промышленность, телеком-компании.
Российский ИТ-рынок за последние три года прошел несколько испытаний: уход западных вендоров, спешная адаптация и миграция на российские решения, разработка софта с нуля, а также решение проблем с компонентной базой для «тяжелого» оборудования. Безусловно, остаются острые вопросы, требующие решения. Но в столь сложной ситуации большинству компаний удалось выстоять и выбрать новый вектор развития. Теперь ведущие игроки рынка закладывают фундамент для цифрового будущего страны, выходят на рынки дружественных государств и готовы составить конкуренцию западным вендорам, если те все же решат вернуться в Россию.