Разделы

Цифровизация Документооборот

CNews подготовил инфографику по одной из крупнейших информационных систем России

В 2024 году проект закона о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026–2027 гг. впервые внесли в Госдуму в цифровом виде — без дублирования 4,5 тысяч страниц на бумаге. Это стало возможно благодаря государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет», которую Минфин России и Федеральное казначейство начали развивать еще 12 лет назад. Разбираемся, как за эти годы трансформировалась одна из крупнейших государственных информационных систем в России, какие ключевые вендоры участвовали в ее создании и сколько денег на нее потратили власти.

Для чего нужна ГИИС «Электронный бюджет»

Проект закона о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026–2027 гг. впервые был внесен в Госдуму в цифровом виде — благодаря государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет». Это единая цифровая платформа управления общественными финансами — одна из крупнейших государственных информационных систем в России. ГИИС охватывает более тысячи процессов в финансово-бюджетной сфере и формирует цифровой след каждого бюджетного рубля. Как она устроена и что изменилось за последние годы, CNews рассказали в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко.

О создании платформы заговорили в 2011 году — после выхода распоряжения Правительства России№ 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В 2012 г. президент России Дмитрий Медведев подписал указ, в котором отметил необходимость противодействия коррупции, затем в 2013–2015 гг. президент России Владимир Путин в бюджетном послании напомнил о том, что ГИИС нужно внедрять и активно использовать в работе. Основной предпосылкой к созданию системы стало усложнение структуры экономики страны и механизмов ее правового регулирования — требовалось свести все экономические процессы в едином информационном пространстве, чтобы сократить трудозатраты и сэкономить время.

Нажмите, чтобы увеличить

Сегодня среднегодовой оборот системы составляет 120 трлн рублей.

«Система "Электронный бюджет" позволяет контролировать движение бюджетных средств до конечного получателя и формирует цифровой след каждого рубля. Благодаря системе также формируется аналитика, которая выводится в виде индикаторов и дашбордов, рассчитываются риски и прогнозы. Все это помогает правительству, органам исполнительной власти и другим пользователям принимать взвешенные и точные управленческие решения», — отмечает заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Всего с 2014 по 2025 гг, власти потратили на развитие системы порядка 10 млрд руб. Подробную разбивку по годам можно посмотреть в инфографике ниже. В 2025 г. на развитие ГИИС «Электронный бюджет» направят 1,2 млрд руб., в 2026 — 1,6 млрд руб. а в 2027 — 0,76 млрд руб.

Кто работает с платформой

Функции операторов системы выполняют Минфин России и Федеральное казначейство. Ежедневно на платформе выполняется 800 млн операций в день.

Данные системы используют сотрудники Казначейства России, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, более 400 тысяч сотрудников бюджетных организаций и около одного миллиона граждан — посетителей порталов. Более 265 тыс. организаций подключены к системе. Вносить различные изменения и новые сведения на платформе могут только официально зарегистрированные пользователи с оформленными сертификатами.

Кто обязан работать в системе:

  • органы власти всех уровней;
  • внебюджетные госфонды;
  • получатели средств, взятых из бюджета;
  • лица, которые участвуют в бюджетном процессе;
  • организации, которые принимают участие по 223-ФЗ в закупочной деятельности;
  • другие участники бюджетных процессов.

По сути, каждым разделом системы пользуется свой круг работников. Платформа помогает нормативно регулировать деятельность каждого сотрудника. Вход в личный кабинет «Электронного бюджета» производится с использование ЭЦП, логина и пароля через защищенное соединение и только ответственными лицами.

К примеру, что касается пользователей подсистем Федерального казначейства — это различные организации, которым открываются лицевые счета в Федеральном казначействе. Они также могут быть наделены различными полномочиями (ролями) в бюджетном процессе: главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, получатели бюджетных средств (они же «бюджетополучатели») и другие (статья 152 БК РФ). В зависимости от полномочий в бюджетном процессе клиентам открываются различные лицевые счета.

Платформа «Электронный бюджет» интегрирована со множеством других систем. В случае, если необходимые для работы бизнес-процессов данные присутствуют в системах иных органов власти, эти данные автоматически загружаются и используются в бизнес-процессе («Электронный бюджет» тут — потребитель данных). Вместе с тем, в системе «Электронный бюджет» формируется финансовая информация в ходе исполнения бюджетов (в том числе через ручной ввод данных), которая в свою очередь предоставляется в системы иных органов власти при необходимости («Электронный бюджет» здесь — источник данных).

В состав «Электронного бюджета» также входит Единый портал бюджетной системы, который аккумулирует в себе всю информацию и обеспечивает свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами.

Сегодня в открытом доступе публикуется проект закона о федеральном бюджете и адаптированная версия «Бюджет для граждан» на Едином портале бюджетной системы в разделе «Бюджет —> Закон о бюджете».

В 2025 г. в Бюджетном кодексе появится новая глава 19.2 «Информационное обеспечение бюджетного процесса», в которой будут описаны принципы работы с информацией, обеспечение взаимодействия инфосистем в сфере управления финансами, применение единых реестров, классификаторов и справочников, доступность и бесплатность программных средств системы «ЭБ» для всех участников бюджетного процесса.

«Закрепляется обязательность формирования всех операций в электронном виде, регламентируется принцип бесплатности предоставляемых сервисов. Обозначен принцип, что если какая-то информация родилась в любой государственной информационной системе и она необходима для бюджетного учета, планирования операций или подтверждения контрольных точек, она должна быть в обязательном порядке передана в систему «Электронный бюджет», — пояснила на CNews FORUM Кейсы Елена Громова, директор Департамента ИТ в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина РФ.

Как устроена платформа

Все функциональные подсистемы создаются единообразно — используется технологическая основа, состоящая из подсистемы обеспечения интеграции, подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов.

По состоянию на 2025 г. платформа состоит из 14 подсистем и 150 групп бизнес-процессов. Среди таких подсистем:

  • оплата труда;
  • управление доходами/расходами;
  • учет, отчетность;
  • регулировка деятельности, связанной с закупками;
  • формирование и планирование бюджета;
  • управление денежными потоками;
  • деятельность в области нацпроектов;
  • управление госдолгом;
  • операции с финансовыми и нефинансовыми активами;
  • обеспечение информацией и инфоресурсами;
  • операции по финансовому контролю;
  • ведение справочной нормативной информации.

Как развивалась платформа

1 июля 2015 г. Единый портал запустили в промышленную эксплуатацию. Первыми шагами на пути создания технологической платформы стали первые подсистемы: НСИ (нормативно-справочная информация) и Бюджетное планирование. Также формировался сводный реестр участников бюджетного процесса, базовые и ведомственные перечни (общероссийские, федеральные и региональные), которые представляют собой основу государственных и муниципальных заданий. Формируется сводная бюджетная роспись и первые обоснования бюджетных ассигнований на основе нормативных затрат.

С 2018 г. началась модернизация платформы: с помощью технологий Low-code development (обеспечивают минимум кодирования и максимум визуальной разработки взамен традиционного программирования), технологий больших данных и ИИ. Внедрены были экспертная система и персональный помощник с использованием онтологии связанных данных.

К 2020 г. появилась Система казначейского сопровождения — инструмент контроля государства за расходованием бюджетных средств. Цель — прозрачность, целевое использование денег, снижение финансовых рисков в ходе выполнения государственных и муниципальных заказов. Работает она так: для каждого участника от головной организации до субподрядчиков в Федеральном казначействе открывается счет для расчетов по субподрядным договорам. Перевести деньги можно, предоставив в Казначейство подписанные акты выполненных работ.

К 2020 г. также появилась централизация бухгалтерского учета и расчета заработной платы на базе платформы «Электронный бюджет». Казначейство взяло на себя роль центра специализации для 52 федеральных министерств в составе Правительства РФ. Сегодня все органы в составе Правительства и их подведомственные учреждения (более 2,5 тыс. юрлиц) находятся в ЦОДе под единым управлением. Для этого были созданы 3 подсистемы: учета и отчетности, управления нефинансовыми активами и управления оплатой труда.

Система казначейских платежей

С 2018 по 2023 гг. прошла миграция лицевых счетов клиентов из автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК) в «Электронный бюджет». Цель — повысить эффективность операций по ведению лицевых счетов. Это помогло в итоге перейти на принципиально новую систему казначейских платежей с переводом из ЦБ всех счетов на платформу. Для этого пришлось перестроить почти 70% архитектурного ландшафта ИТ-систем Федерального казначейства — на единой платформе консолидировали механизмы проведения как внешних (кассовых), так и внутренних (некассовых) платежей.

Но результаты порадовали: выросла ликвидность единого казначейского счета (1 трлн руб. в среднедневном исчислении), некассовые операции — те, что происходят между учреждениями госсектора — теперь проходят в онлайн-режиме. Субъекты смогли получать дополнительные доходы от операций Федерального казначейства по размещению свободных остатков.

В 2024 году бюджетная система получила 1,147 трлн руб. дополнительных доходов от управления средствами единого казначейского счета, которые поступили в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Также для обеспечения высокого уровня автоматизации выплат трансформировался подход к проведению санкционирования — произошел переход на автосанкционирование оплаты денежных обязательств и бесшовную интеграцию с системой закупок и системой бухгалтерского учета.

В 2022 г. в эксплуатацию ввели подсистему финансового контроля, которая охватила все процессы контрольной деятельности Федерального казначейства. Также была создана система рискориентированного планирования контрольной деятельности с применением инструментов «Паспорт объекта контроля» и «Анализ рисков», чтобы выявлять потенциальные нарушения и уходить от «пофактного» контроля.

Контрольные органы нацелены на рост эффективности контроля. Стоит задача плавного смещения вектора контрольной деятельности от последующего пофактного контроля, направленного на выявление уже совершенных нарушений, к предварительному, предупреждающему контролю (с консультациями и рекомендациями по сомнительным операциям).

Также была внедрена система прослеживаемости всех выделенных бюджетных средств до каждого бюджетополучателя.

Вендоры платформы

Аппаратное обеспечение платформы представлено оборудованием российских производителей, каких именно, в аппарате Правительства РФ не уточняют.

Что касается софта, изначально использовалась платформа бизнес-аналитики «Криста BI» (вендор НПО «Криста»), включенная в Реестр отечественного ПО. BI-система аккумулировала данные, которые формировались внутри «Электронного бюджета», и те, что получали за счет интеграций с более чем 155 внешними поставщиками данных. Из озера данных «Электронного бюджета» информация сейчас выдается в различные направления — это Координационный центр правительства, Национальная система управления данными и др. C 2018 года состав данных расширился, усложнились задачи по их накоплению, систематизации, сопоставлению и анализу информации. Кстати, на сегодняшний день объем бизнес-данных платформы «Электронный бюджет» ежегодно прирастает на 2,4 петабайта.

В 2023 г., как рассказывает Елена Громова, платформу было решено полностью переписать. На базе «Гознак» был создан филиал «Центр информационных технологий Госфинансы» (ЦИТ «Госфинансы»), которому поручили создать платформу для переноса на новую технологическую базу системы «Электронного бюджета».

«Единственный поставщик — "Гознак", мы обеспечиваем независимость от коммерческих разработчиков. Осуществляем разработку самостоятельно, но работаем в контуре Минфина и используем платформу министерства. Сборку также проводит Минфин, но здесь мы приглашаем сторонних подрядчиков», — отметила Громова, уточнив, что проект бюджета на 2026-2027 гг. собирается на новой системе с изменением процессов.

Любовь Родионова, Arenadata: Мониторинг СУБД снижает производительность на 10% — мы это исправили

Маркет

Технологические принципы системы сейчас выглядят следующим образом: использование облачных технологий, микросервисной архитектуры (SOA) и электронной подписи. При взаимодействии с другими системами используются принципы унификации показателей, стандартизации процедур и открытых данных: все это позволяет связать финансовую информацию с полученными результатами и использовать облачные технологии, соответствующие требованиям к системе «Гостеха».

Также сейчас в платформе задействованы следующие программные продукты:

К концу 2025 года показатель по импортозамещению системы должен достигнуть 85%, а полностью «российской» системой она станет к 2028 году. Не так давно был завершен проект по импортозамещению системы управления базами данных Oracle для подсистемы учета и отчетности (на СУБД Postgres Pro). Кроме того, зарубежное ПО Oracle Financials Accounting Hub (Oracle FAH), в котором ранее выполнялись функции контроля фондов, казначейского и бухгалтерского аналитического учета, было заменено на отечественную транзакционно-информационную платформу «СмартВиста».

В 2025 г. завершится миграция учета Главной книги федерального бюджета в импортозамещенный модуль учета операций и Модуля сбора отчетности Подсистемы учета и отчетности, Модуля ведения справочников и Модуля ведения лицевых счетов Подсистемы нормативной справочной информации.

Также, как 30 мая 2025 г. стало известно CNews из информации о тендере, опубликованном на сайте госзакупок, Министерство финансов России выделило 2,68 млрд руб. на замену программного обеспечения американской корпорации MicrosoftMicrosoft Active Directory и Microsoft Exchange — на отечественные решения. Проект модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры рассчитан до 10 сентября 2026 года. Масштабное импортозамещение направлено на создание защищенных контуров на базе российских технологий для минимизации санкционных рисков. Цель проекта — обеспечение бесперебойной работы государственных информационных систем, включая критически важные «Электронный бюджет» и АИС «Финансы».

В планах — приручить ИИ

Елена Громова также рассказала, какие технологии планируется применять в рамках системы в ближайшей перспективе. Среди них — роботизация рутинных операций для проактивного формирования и исполнения документов на основе предиктивной аналитики данных, развитие инструментов прослеживаемости использования бюджетных средств.

Как власти сэкономят 109 млрд руб. на создании инфраструктуры для дронов и обеспечении защиты от них
Техника

Будут использоваться также цифровые регламенты — для сбора цифровых следов пользователя и сквозного мониторинга исполнения процессов. «Проактивный скоринг» поможет с прогнозной оценкой эффективности предоставления бюджетных средств, например, субсидий.

К 2025 г. платформа накопила огромный массив данных — и чтобы выстроить современную методологию управления ими, контролировать их жизненный цикл, размечать и управлять качеством, создали специальное подразделение — Межрегиональный центр обработки данных. А в Федеральном казначействе был организован Центр искусственного интеллекта с привлечением научного потенциала Российского технологического университета МИРЭА. Планируется, что ИИ будет готовить альтернативные предложения по установлению параметров бюджета, госпрограмм на основе ретроспективных данных и динамике текущего исполнения.

На повестке дня сейчас — задачи классического машинного обучения для прогнозирования финансовых временных рядов и большие языковые модели для быстрого способа доступа к знаниям. Помимо уже разработанных моделей машинного обучения, Центр искусственного интеллекта сегодня работает над следующими ключевыми проектами:

1. Прогнозирование остатков на счетах клиентов

Минфин РФ поставил перед Федеральным казначейством задачу передать как можно больший объем ликвидности в экономику, чтобы деньги не прекращали работать. При этом остатки средств на едином казначейском счете, которые размещаются в разнообразных финансовых инструментах, формируются за счет средств бюджетов бюджетной системы и внебюджетных средств.

Все это требует внедрять сложные ансамблевые модели прогнозирования, которые учитывают региональную и даже ведомственную специфику входящих и исходящих финансовых потоков. А затем — прогнозируют как уровень доступной для размещения ликвидности, так и риски отзыва средств из размещения для покрытия непредвиденных расходов.

2. Автоматизация 2 и 3-й линии поддержки и голосовые помощники

В общей сложности ведомство и его территориальные подразделения на линию технической поддержки получают более трех миллионов обращений в год.

Упростить и ускорить процессы обработки обращений, процесс навигации и поиска информации на дашбордах клиентов призвана большая языковая модель, обученная на основе нормативных правовых актов, технологических инструкций и руководств пользователей. Она понимает русский язык и может отвечать на вопросы по работе в информационных системах и выполнению бизнес-процессов, понимает суть запроса, запоминает его контекст. Решений в сфере больших языковых моделей представлено достаточно много, но развивается собственная, основанная на решениях с открытым кодом.

Так, в 2024 г. Минфин сообщил, что первый ИИ-агент в госуправлении был разработан совместно со «Сбером» на базе языковой модели GigaChat. Искусственный интеллект поможет формулировать запросы, сверит семантику с заявленным направлением и госпрограммой, моментально предоставит решение и позволит уменьшить нагрузку на специалистов до 70%.

3. Прогноз рисков неисполнения мероприятий госпрограмм и нацпроектов, верификация их связи с показателями

Прогнозы составляются с учетом разных признаков: начиная от финансирования до географии проектов. Точность оценки риска составляет до 97%. Все это позволяет избежать негативных для проектов последствий и перейти от выявления нарушения к его предупреждению, направляя в региональные проектные офисы уведомления заранее.

Кроме того, модели семантически выявляют влияние выполнения мероприятий на показатели национальных целей. Например, закупка импортозамещенных аппаратно-программных комплексов для распознавания государственных номеров автомобилей в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» влияет на показатель «Увеличение доли использования российского ПО» в рамках Национальной цели «Цифровая трансформация». ИИ вполне способен выявить все подобные перекрестные связи.

Кто курировал платформу в разные годы

На уровне Аппарата Правительства РФ (координация):

• с 2011 года — правительственная комиссия по ИТ;

• с 2024 года — вице-премьер Дмитрий Григоренко.

На уровне Минфина России (бюджетное планирование, управление государственными программами и национальными проектами, управление госдолгом):

• с 2011 по 2021 год – заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко;

• с 2021 по 2024 год – заместитель министра финансов Леонид Горнин;

• с 2024 года – заместитель министра финансов Ирина Окладникова;

На уровне Федерального казначейства (все остальные подсистемы):

Анжела Патракова