Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2015

Госзаказчики все еще оценивают возможность импортозамещения

Госзаказчики все еще оценивают возможность импортозамещения

Замена западных ИТ-разработок на отечественные аналоги в государственном секторе стала одной из самых обсуждаемых тем последнего времени. Минкомсвязи рассчитывает сократить зависимость от иностранного оборудования и ПО на 10–50% в течение 5–7 лет. Разработчики призывают сохранить конкуренцию и разработать сбалансированную систему преференций для отечественных ИТ-компаний в каждой отрасли экономики.

Тема импортозамещения, создания собственных высокотехнологичных продуктов, по крайней мере в отраслях, от которых напрямую зависит безопасность и стабильность государства, витает в воздухе уже давно – как минимум лет пять. Еще в 2010 г. был утвержден, но так и не выполнен план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011–2015 г.

Новая волна интереса к этому вопросу поднялась в конце 2014 г. на фоне обострения политической обстановки, введения санкций против России и запрета для целого ряда западных компаний сотрудничать с российскими заказчиками. Возможно, на этот раз история получит продолжение в виде конечного результата.

Что использует госсектор

По итогам 2014 г., по данным Ассоциации электронных торговых площадок, госкорпорации закупили на 53% больше решений западных вендоров, таких как Microsoft, IBM, Oracle, SAP, Cisco, чем в 2013 г. «Объем закупок первого уровня, в число которых не входят работы по сопровождению решений по прямым договорам или на основе инсорсинга, составил около ₽17,6 млрд, – рассказывал в интервью CNews Андрей Черногоров, ответственный секретарь комиссии Госдумы по стратегическим информационным системам. – Таким образом, противодействие импортозамещению со стороны чиновников на деле превратилось в 1,5-кратный рост закупок западных ИТ-решений. Заказчики, испугавшись перехода на российские продукты, удвоили усилия по созданию зависимости от западных технологий».

Так, в конце декабря 2014 – начале 2015 г. госкорпорация «Ростех» приобрела лицензии Microsoft на сумму ₽52,7 млн, лицензии инженерно-конструкторского ПО Siemens на ₽22 млн, а затем программное обеспечение Microsoft еще почти на ₽120 млн. «Росатом» закупил оборудование и ПО Oracle, IBM, Cisco, HP и VMware, а также услуги по их техподдержке на общую сумму ₽380,56 млн.

Серверные ОС, на базе которых работают ФГИС

ОС Число ФГИС Доля ФГИС,%
MS Windows Server 223 69.5
Linux 83 25.9
Unix 31 9.7
IBM z/OS 1 0.3
Novell Netware 1 0.3
VMware ESX Server 1 0.3

Источник: TAdviser Report, август 2015


Согласно результатам исследования, организованного аналитическим центром TAdviser Report, по состоянию на август 2015 г. около 70% федеральных государственных информационных систем (ФГИС) в России продолжают использовать в качестве базового программного обеспечения иностранные продукты с закрытым исходным кодом Microsoft и Oracle. Так, в 70% случаев в качестве операционной системы и почти в 100% случаев в качестве клиентской ОС используется Microsoft Windows. Среди СУБД продукты Microsoft и Oracle используются почти в 70% федеральных государственных информационных систем.

Клиентские ОС, работающие с ФГИС

ОС Число ФГИС Доля ФГИС,%
MS Windows 316 98.4
Linux 62 19.3
MacOS 47 14.6
Unix 21 6.5

Источник: TAdviser Report, август 2015


Также TAdviser Report определил ведомства, которые наиболее активно используют ПО с открытым кодом. Это Минэкономразвития (20 из 31 его ФГИС используют Unix или Linux в качестве серверной ОС, 17 из 31 — открытую СУБД), Минкомсвязи (8 из 16 ФГИС работают на открытой серверной ОС, 3 из 16 — на открытой СУБД), Ространснадзор (6 из 19 и 7 из 19, соответственно), Россельхознадзор (5 из 7 и 6 из 7, соответственно), ФССП (ее единственная ФГИС вообще не использует продукты с закрытым исходным кодом в качестве ОС или СУБД).

Наиболее популярные СУБД, на базе которых работают ФГИС

СУБД Число ФГИС Доля ФГИС,%
MS SQL Server 132 41.1
Oracle Database 90 28
MySQL (Oracle) 50 15.6
PostgreSQL 31 9.7
IBM Lotus Notes/Domino 10 3.1

Источник: TAdviser Report, август 2015

Федеральное казначейство и Росреестр также активно используют серверные операционные системы с открытым исходным кодом (12 из 15 систем Росреестра, 4 из 5 — Казначейства), но полностью зависимы от Oracle в части СУБД.

Движение к импортозамещению

Основная цель, которой государство пытается добиться путем импортозамещения – это избавление от зависимости от западных вендоров, гарантии безопасности используемых продуктов. Кроме того, ожидается, что импортозамещение приведет к притоку денег в российскую ИТ-отрасль, что станет стимулом для еще более интенсивного развития и, соответственно, появления большого числа высококвалифицированных специалистов – инженеров, разработчиков, программистов и т.д.

В начале 2015 г. Минкомсвязи опубликовало текст с описанием преимуществ свободного ПО, среди которых дешевизна и антикоррупционность, отсутствие лицензионных выплат, безопасность, адаптируемость. Чуть позже министерством было анонсировано выделение грантов разработчикам решений на базе СПО, а также сформировано 6 рабочих групп при Экспертном совете по развитию ИТ-отрасли, которые будут заниматься развитием разработки основных видов ПО: клиентских ОС, облачных и серверных ОС и средств виртуализации, систем управления базами данных, офисным ПО для совместной работы, инженерным ПО и ПО для математического моделирования, геоинформационных систем.

На правительственной подкомиссии 30 апреля 2015 г. были представлены методические рекомендации по использованию свободного программного обеспечения (СПО) в деятельности федеральных органов власти. «Свободным» предлагается считать ПО, которое можно запускать и использовать для любых целей, изучать, модифицировать и распространять в любой форме и любыми способами. При выборе решений для использования в федеральных органах власти, согласно рекомендациям, необходимо сначала проверить его присутствие в Национальном фонде алгоритмов и программ (ФГИС ФАП). Если его там нет, то можно выбрать соответствующий продукт среди свободного ПО. И лишь в крайнем случае можно использовать проприетарные программы.

В мае 2015 г. на заседании Межведомственной рабочей группы по координации работ, связанных с вопросами импортозамещения в сфере телекоммуникационного оборудования, представители Минпромторга России и Минкомсвязи России обсудили план работ по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности. При этом было отмечено, что доля импортного оборудования в таких стратегических отраслях, как телекоммуникации и связь, составляет около 90%.

В июне 2015 г. Минкомсвязи определило разработчиков – главных претендентов на получение госфинансирования при создании основных видов отечественного ПО по 5 направлениям разработки: мобильным ОС, клиентским и серверным ОС, СУБД, «облачным» решениям и средствам виртуализации, офисному ПО. В направлении мобильных операционных систем ими стали «Мобильная платформа с российскими сервисами и независимой ОС», которая должна быть построена на основе Linux-разработки Sailsfish финской компании Jolla, и «Перспективная мобильная сервисная платформа на основе ОС Tizen».

Победителем направления клиентских и серверных ОС стал консорциум в составе отечественных Linux-разработчиков «Альт-Линукс», «НТЦ Роса», компании «КриптоПРО», интегратора «Ланит-Интеграция» и др. На втором месте консорциум, предлагающий создать ОС на базе известной в России открытой разработки ReactOS, а на третьем – проект создания защищенной ОС на базе МСВСфера 6.3.

Первое место в номинации СУБД занял консорциум «Постгрес профессиональный», «Диасофт», «1С» и др., предлагающий решения на базе PostgreSQL. На втором – «Релэкс», «Диасофт платформы» и «Техносерв» с отечественной СУБД «Линтер». На третьем-седьмом местах расположились 5 проектов, претендующих на поддержку в развитии СУБД ODANT, СУБД «Ред база» (на основе Firebird), МСВСфера СУБД 5.0 (на основе Tibero RDBMS) и «Защищенной СУБД на основе PostgreSQL для использования в АСЗИ».

В номинации облачного ПО и ПО для виртуализации победили компании из консорциума Parallels, Jelastic и Mirantis. За ними следуют «Сервионика», «РТ-информ» и др. с облачными решениями на базе OpenStack. С третьего по пятое места в этой категории разместились консорциумы с проектом «облачных» решений для банков и телеком-операторов, а также два проекта доверенного ПО.

В направлении «Пользовательское офисное программное обеспечение» первое место заняла компания «Новые коммуникационные технологии» с облачным сервисом OnlyOffice. На втором месте проект компаний «Диджитал Дизайн», «Доксвижн», «Русгидро» и РЖД. На третьем – проект «МойОфис». По данным «Интерфакса», сумма всех заявок, которые представили в Минкомсвязи компании-разработчики, составляет примерно ₽24 млрд. При этом, по сообщению того же агентства, само Минкомсвязи просит у Министерства экономического развития и Минфина для финансирования этих заявок около ₽18 млрд.

В начале июля президент Владимир Путин подписал закон о «запрете иностранного ПО», предусматривающий создание реестра российских программ, а также возможность ввода ограничений на использование зарубежных товаров и услуг с 1 января 2016 г. Программы будут считаться отечественными, если исключительные права на них принадлежат РФ либо ее гражданам или коммерческой организации с суммарной долей российского участия более 50%. При этом ПО должно не нарушать гостайну, быть правомерно введено в оборот и свободно реализовываться на всей территории России. Общая сумма выплат за рубеж по лицензионным и иным договорам, связанным с вопросами интеллектуальной собственности, не должна превышать 30% от годовой выручки правообладателя ПО от его реализации. Что касается закупок ПО госорганами, то госзаказчики должны будут отдавать приоритет отечественным разработкам. Закупка иностранных продуктов возможна лишь в случае обоснованной невозможности использовать российские аналоги.

Комиссия Госдумы по развитию стратегических информационных систем планирует в ноябре 2015 г. вынести на обсуждение новую инициативу, в соответствии с которой приоритет при госзакупках должен отдаваться не просто отечественному, а свободному ПО, предполагающему возможность его изменения и свободного тиражирования. При этом СПО российского происхождения будет иметь приоритет по отношению к СПО зарубежного производства. Авторы инициативы планируют таким образом сэкономить бюджету порядка ₽160 млрд в год, повысить бюджетные поступления примерно на ₽125 млрд в год и создать 300 тыс. новых рабочих мест. Общий экономический эффект оценивается в ₽500 млрд в год.

«Появление интереса к отечественным технологиям со стороны государства выливается в то, что госсектор пытается участвовать в создании этих технологий. А это достаточно серьезная задача, неправильное решение которой приведет к искажению рынка, – комментирует Тагир Яппаров, председатель совета директоров «АйТи». – В моем понимании успешные рыночные технологии должны быть способны конкурировать не только на уровне своей страны, но и в мире. Российский рынок слишком мал — около 2% от глобального рынка. И сейчас есть вероятность того, что под контролем государства появляющиеся технологии могут оказаться закрытыми для мирового рынка. Кроме того, российские власти начинают смотреть на информационные технологии как на серьезные инструменты влияния и управления, что тоже ставит барьеры и ограничивает развитие индустрии. Это большой риск, который может быть не виден на уровне государства, но с точки зрения рынка он очень существенен».

Примеры есть

Примеры успешного использования СПО в российских госведомствах уже существуют. Например, на базе Apache ActiveMQ разработана новая версия системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ 3.0). На СПО работает значительное число решений, используемых Федеральной службой судебных приставов (ФССП). В проектах Минобороны, Минздрава используется PostgreSQL.

Министерство энергетики РФ в процессе частичной модернизации созданной в 2011 г. государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность» перевело на PostgreSQL один из ее модулей – «Подсистему управления деятельностью в сфере энергоаудита» (ПС-ЭНА), предназначенную для автоматизированной оценки энергоэффективности зданий бюджетной сферы. В дальнейшем на открытые продукты может быть переведена вся ГИС .

Переход на СПО анонсирован и в «Почте России» – организация приступила к модернизации информационных систем и создает новые модули исключительно на базе свободных решений, кроме тех случаев, где это невозможно.

Федеральная миграционная служба отказалась от СЭД на базе Documеntum в пользу решения «Логика СЭД» на базе СПО Alfresco и PostgreSQL. Федеральная таможенная служба (ФТС) установила в своих подразделениях систему учета и управления электронными ключами Avanpost PKI, созданную российской компанией «Аванпост», вместо используемой ранее разработки американской компании SafeNet.

«Сейчас в ряде проектов стабильность работы с западными вендорами находится под вопросом, причем российские представительства бессильны – все упирается в существенно увеличившееся количество различных проверок и процедур. И дабы не рисковать, ведомства рассматривают иные способы реализации своих технических задач, поэтому запросы на импортозамещение есть», – рассказывает Андрей Богомолов, вице-президент по продажам компании «Техносерв». Тем не менее, по его мнению, «утрировать идею импортозамещения нет смысла». Ведь западные производители долгие годы инвестировали в свои разработки значительные средства, внедряли их во всех секторах рынка. И перед тем как принять решение об их замене на отечественные аналоги, необходимо просчитать стоимость владения, простоту и доступность поддержки, стоимость работ по переносу приложений. «И вот здесь возникают серьезные вопросы», – говорит он.

Первые инвестиции

Хотя нет уверенности в том, что возникшая сегодня очередная волна интереса к решениям на базе СПО не сойдет на нет так же, как это произошло пять лет назад, в этом году было проинвестировано сразу несколько проектов в этой сфере. Так, группа отечественных разработчиков СУБД PostgreSQL нашла инвестора в лице Антона Сушкевича, основателя и в недавнем прошлом гендиректора «Энвижн Груп». Они создали компанию «Постгрес профессиональный» (Postgres Professional), которая будет оказывать услуги по разработке, внедрению, продвижению PostgreSQL в России. Выход компании на самоокупаемость запланирован на начало 2016 г.

Kraftway выпустил первый отечественный планшетный компьютер KW10Т повышенной защищенности, предназначенный для создания мобильных рабочих мест в государственных и корпоративных информационных системах. В основе планшета созданная компанией материнская плата с двухъядерным процессором Intel Atom E3825 и доверенным BIOS от Kraftway.

Российская компания «Т-Платформы» интегрировала в свой новый моноблочный ПК «Таволга» аппаратно-программный модуль доверенной загрузки «Центурион-ЕН», который обеспечивает сохранность данных и предотвращает несанкционированный доступ к системе.

Запущена в производство первая серия серверов «Эльбрус 4.4» на базе процессоров «Эльбрус-4С». НИИ «Масштаб» выпустил первый «честно отечественный» маршрутизатор ММСН и IP-АТС «Александрит». «Байкал электроникс» сообщила о завершении выпуска инженерных образцов многоядерного процессора Baikal-Т1 по топологии 28 нм.

Входящая в «Ростех» «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) — ключевой поставщик специального ПО для силовых структур и госведомств — объявила о готовности начать поставки обновленной операционной системы «Заря», призванной обеспечить безопасную работу с информацией, содержащей секретные сведения и персональные данные.

В сентябре появилась информация о том, что Национальный центр информатизации (НЦИ) — дочернее предприятие «Ростеха» и «Ростелекома» — организует совместное предприятие (СП) с российской компанией «Диасофт платформа» с целью создания отечественной ИТ-платформы для разработки и развертывания информационных систем для федеральных, региональных и муниципальных органов власти на базе Diasoft Framework. Срок реализации проекта составит не менее 2 лет.

Оцениваем возможности

По предварительным оценкам Минкомсвязи, успешная реализация вышеупомянутых планов позволит России сократить зависимость от иностранного оборудования и ПО на 10-50% в течение 5-7 лет. Сегодня на рынке представлены открытые решения, такие как операционные системы Ubuntu или Alt Linux, СУБД PostgreSQL, способные составить конкуренцию западным разработкам. Достаточно сильные позиции у отечественных ERP, СЭД и EMC, решений для банков. Не столь радужная картина с созданием собственного аппаратного обеспечения. Россия серьезно отстала от западных производителей не только в области разработки элементной базы, но и в сфере компетенций в этой области. В разработку «железа» необходимо вложить серьезные средства и, самое главное, предоставить их создателям гарантии последующей востребованности таких вложений.

По словам опрошенных CNews экспертов, в последнее время госведомства стали уделять больше внимания российским ИТ-продуктам, однако о существенном росте спроса на них говорить преждевременно. «Главное, по нашему мнению, на данный момент достижение политики импортозамещения заключается в том, что она заставила ИТ-рынок пересмотреть модель развития, – говорит Наталья Плотникова, директор департамента по работе с ключевыми клиентами Maykor. – Поставщики ИТ-услуг начали наряду с внедрением иностранных решений создавать собственные программные продукты».

«Многим иностранным продуктам сегодня нет отечественного аналога. Кроме того, сложное решение, в котором одну из компонент можно заменить отечественным аналогом, может оказаться заведомо дороже и трудозатратнее», – считает Александр Решетков, ИТ-директор компании Softline. С ним согласен и Игорь Литвинов, главный системный архитектор компании «Ланит-Интеграция». По его мнению, полностью отказаться от западных продуктов нельзя – это путь к технологической деградации. «Конкуренция должна быть, но в каждой отрасли нужна сбалансированная система преференций для отечественных компаний. Такие преференции – формальные и неформальные – имеют иностранные производители на своих локальных рынках, – уточняет он. – Исключение – системы Минобороны и все что связано с государственной тайной. Понятно, что здесь западные продукты можно использовать только в случае крайней нужды».

Рудычева Наталья

Вернуться на главную страницу обзора