Разделы

Бизнес Телеком Цифровизация Импортонезависимость Конференции

Как цифровизация помогает управлять промышленным предприятием

Крупное промышленное предприятие не может существовать без цифровых решений. Участники секции «Цифровизация промышленности», которая прошла в рамках CNews FORUM Кейсы 2025, рассказали, как цифровые инструменты помогают работать «в полях», управлять отдельными процессами и предприятием в целом, и приносят ощутимый экономический эффект.

Новая роль ИТ-службы

«За последние 5-10 лет ИТ-отделы, выполнявшие функции сопровождения бизнес-процессов, переформатировались и превратились в важное звено цепочки создания ценностей конечного продукта», — начал свое выступление Денис Сологуб, директор по ИТ и цифровой трансформации концерна «Тракторные заводы». Он выступил модератором сессии. «Лично мы пришли к тому, что продукт, разработанный для сервисных и производственных служб внутри компании, с точки зрения данных и аналитики постепенно становится интересным и для наших клиентов», — отмечает спикер.

Конечно, крупнейшие мировые производители имеют свои телематические сервисы. «Но с 2022 года большинство клиентов жаловались — все эти производители отключили их от своих систем мониторинга, — говорит Денис Сологуб. — Теперь они вынуждены получать пакетные аналитические данные, например, в Казахстане». При этом технологии IoT и BigData способны обеспечить прозрачность первичного и вторичного рынка готовых изделий, дают возможность внедрения интеллектуального управления парком техники и реализации таких концепций, как Smart Construction («Умная стройка») и Smart Mining («Умная добыча»). С их помощью можно снизить ТСО в период жизненного цикла изделия, создать цифрового двойника, эмулировать виртуальные испытания для инжиниринговых центров и, таким образом, повысить конкурентоспособность компании на внутреннем и международном рынках.

Именно поэтому разработанная «Тракторными заводами» система мониторинга и аналитики технического состояния спецтехники «Трекматика» оказалась востребована не только внутри компании. Продукт состоит из нескольких модулей: «Интеллектуальное управление парком», «Аналитика» и «Безопасность».

Интеллектуальное управление парком

Источник: Тракторные заводы, 2025

«Есть у нас и мобильное приложение для операторов, которые работают непосредственно на самой технике. Развиваем и пользовательские приложения, — подчеркивает Денис Сологуб. — Системы, подобные нашей, позволяют активно трансформироваться и получать дополнительную ценность не только производителям, но и всем участникам экосистем различных рынков. Ведь любой простой нашей техники будет влиять на стоимость конечного продукта других бизнесов, которые эту технику используют».

Максим Вихлянов, начальник управления цифровой трансформации «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), начал свой доклад с определений. Он пояснил, что именно представляет собой современное судостроение, что такое цифровая трансформация и как она влияет на отрасль. «Цифровизация судостроения — это очень сложный процесс, — говорит он. — Она основана не на машиностроительных решениях. Вообще, когда мы считаем судостроение лишь отраслью машиностроения, то это не совсем точно. Представьте, что для нас самолет является расходником! Это расходный элемент авианосца».

Цифровизация в судостроении рассматривается как часть процесса цифровой трансформации. Эффективность цифровизации вне процесса цифровой трансформации существенно снижается, поскольку в этом случае не происходит качественных изменений, выраженных в принципиальном изменении структуры экономики, переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и реализации сквозных цифровых процессов. «Без изменения технологического уклада бессмысленно рассматривать понятие цифровой трансформации», — считает Максим Вихлянов.

Группа ОСК выступила со стратегическими инициативами, способными поменять технологический уклад отрасли. Среди таких инициатив «безбумажная корпорация», развитие цифровой инфраструктуры, цифровое производство и тяжелый САПР для проектирования и технологической подготовки производства, основанного на технологии информационного моделирования с дальнейшим развитием функционала на основе комплексной цифровой модели.

Перспективы развития

Источник: Объединенная судостроительная корпорация, 2025

Все эти процессы направлены на создание цифрового судостроения, подчеркивает докладчик и советует при разработке методологии цифровой трансформации отрасли применять кросс-отраслевой подход.

Цифровая трансформация для сотрудников

«Комос Групп» — это один из крупнейших агрохолдингов России. По продажам молочной продукции он занимает третье место и шестое — по производству яиц. 220 ИТ-специалистов обслуживают 160 ИТ-систем и 1800 серверов. В месяц им поступает до 8000 заявок от пользователей.

«Когда я пришел в эту компанию 4 года назад, оперативная поддержка постоянно занималась «тушением пожаров». Развитие систем было заморожено, дорабатывались только те блоки, которые были необходимы либо для клиентов, либо для регламентированного учета», — вспоминает Александр Пискарёв, заместитель генерального директора по ИТ «Комос Групп».

Штат вроде бы большой, но заявления на увольнение писало по два человека в неделю. Например, потому, что высококвалифицированных специалистов постоянно привлекали к решению проблем во внеурочное время. В компании решили: надо быстро двигаться к построению эффективного ИТ. «Клиент нам поставил задачу: включиться и помочь, — говорит Дмитрий Малыгин, управляющий партнер, ФТО. — У нас поддержка работает с производством и отгрузкой продукции категории «фреш», что означает супер-требования к срокам решения заявок и работу в ритме 24/7».

Поддержку разделили на три линии. Вторую, рутинную, где решались вопросы с расчетом себестоимости или исправлялись ошибки в коде программы, взяла на себя компания ФТО. Третья линия задействовала экспертизу самого клиента, потому что тут нужно было дорабатывать функционал при изменениях законодательства или выполнять новые требования бизнеса. Первая линия занималась консультациями по простым вопросам. Таким образом удалось быстро снять нагрузку с ИТ-отдела агрохолдинга.

Варианты совместной поддержки

Источник: ФТО, 2026

Преимущества совместной поддержки заключаются в оптимальном распределении ресурсов и ролей, в сокращении времени реакции и времени решения. Экспертиза копится, появляется возможность делать собственную базу знаний и выстраивать ИТ-процессы наилучшим образом. «Уровень нашего взаимодействия таков, что поддержка партнера знает, какие именно мы сегодня внесли изменения в системы, как поменялись процессы. И они готовы сразу по ним консультировать», — поясняет Александр Пискарёв.

Основное направление деятельности «Щелково Агрохим» — производство химических средств защиты растений. Компания на рынке уже 20 лет и пережила за это время не один кризис. У нее сильная торговая марка и хорошая репутация. Но готова ли организация к изменениям? Ведь возраст большинства сотрудников перевалил за 50 лет, и уж они-то к изменениям не готовы точно. «Первое, с чего мы начали, это SWOT-анализ предприятия», — говорит Дмитрий Москвин, начальник отдела ИТ «Щелково Агрохим».

Во время кризиса можно сделать рывок вверх, используя опыт работы в кризисные времена. Однако вместе с новыми возможностями появляется множество новых конкурентов, а также новых регуляторных требований, повышающих издержки. В этой обстановке компания «Щелково Агрохим» сделала ставку на роботов. «Да, когда мы внедряем роботов, это означает потерю рабочих мест. При этом роботы могут ошибаться. Но мы это понимаем и готовы к этому», — уверяет спикер и показывает видеоролик, демонстрирующий, как трудятся роботы на предприятии.

В компании уже не ждут молодежь. Когда старый фонд сотрудников исчезнет в силу естественных причин, «Щелково Агрохим» надеется заменить их нейросетью. «Сейчас мы ее обучаем определять по фотографиям болезни растений и давать рекомендации. Общаться она уже умеет, теперь мы ее тренируем на изображениях», — говорит Дмитрий Москвин. Спикер отметил, что такой подход окупается. В 2019 г. в компании было автоматизировано только две линии, а к 2022 г. автоматизировали уже все производство. «Даже во время пандемии мы не остановились, — подчеркивает докладчик. — Роботы на больничный не ушли. Теперь каждый пятый гектар в России обработан именно нашей продукцией».

Бизнес под контролем

Как управлять бизнесом из любой точки мира? Своим опытом поделился Станислав Ромащев, заместитель генерального директора по цифровой трансформации Ижевского завода тепловой техники. Компания специализируется на проектировании, производстве, поставке и сервисном обслуживании теплового оборудования.

Управление — это планирование, организация, координация и контроль деятельности для достижения определенных целей. Ижевский завод создал «Панель управления генерального директора». На ней 4 основных блока: блок контроля ключевых показателей деятельности бизнеса, блок «Проекты», документооборот и кадровые сервисы. «Наши предприятия распределены по России и не только, топ-менеджмент постоянно перемещается, — объясняет Станислав Ромащев. — Поэтому первая задача, которую решали, чтобы у директора все необходимое было в телефоне. Даже не в ноутбуке или планшете, а именно в телефоне».

Интерфейс решения

В ежечасном режиме «Панель управления генерального директора» отслеживает изменения показателей по всем бизнес-единицам. Показатель можно детализировать до готовой продукции, для выпуска которой требуется тот или иной материал, или до номенклатуры забракованной детали и комплектующей. Информация по проектам доступна в разрезах соблюдения сроков и бюджетов. При этом она отражает и динамику изменений.

Выполнение производственного плана можно посмотреть вплоть до конкретной модели с двумя уровнями группировки, а персонал анализируется посменно в разрезе производственных участков и должностей. Стартовая страница позволяет увидеть полную картину по всем бизнес-единицам группы компаний. Весь документооборот завода теперь доступен в телефоне. По сути, это удобный веб-интерфейс для «1С:Документооборота», отмечает докладчик.

О том, как «Норильский никель» создавал свою систему ситуационно-аналитических центров, рассказал Сергей Кузнецов, начальник управления проектов стратегии безопасности компании. Лидеру горно-металлургической промышленности России потребовалось усилить безопасность с учетом диверсификации и географической распределенности компании. «В рамках развития ситуационных центров безопасности ставилось несколько задач. Первая — обеспечить своевременную и достоверную информацию для руководства, чтобы они могли принимать верные решения в области обеспечения безопасности», — вспоминает докладчик.

Единый центр компетенций

Источник: Норильский никель, 2025

Был создан один главный ситуационный центр и три региональных, где информация консолидируется и интегрируется, проводится аналитика по региону. «В рамках внедрения системы мы попытались уйти от классического понимания ситуационного центра с красивой видеостеной и дежурной сменой. Мы сделали все в виде веб-интерфейсов с разграничением ролей и учетом политик. Каждый, кто несет ответственность за то или иное направление деятельности, может пользоваться системой», — говорит Сергей Кузнецов.

Дальнейшее развитие системы направлено на масштабирование в виде расширения списка объектов подключения и интеграции с новыми системами ИТСБ, а также информационное взаимодействие с новыми ИС. Планируется внедрять прогнозную и видеоаналитику, создавать платформу для комплексного обеспечения безопасности и автоматизировать получение данных от МЧС России. Кроме того, планируется интеграция с экосистемой Antifrod.

«Пока же система прошла опытно-промышленную эксплуатацию. Сейчас мы ее переводим на промышленные рельсы, — поясняет докладчик. — Ситуационный центр уже наполняется информацией от внедряемых решений и начинает превращаться в единый центр компетенций по управлению не только объектовой безопасностью, как это обычно бывает, но и корпоративной защитой в целом».

Цифровизация работы «в полях»

Зачем в шахте мобильное приложение? Подробностями работы продукта под названием «Минералогия» поделился Артем Рагозин, начальник управления «Беспроводные технологии, видеоаналитика, аудиоаналитика» компании «ЕвроХим». Раньше геолог зарисовывал выработку, получал данные лабораторного анализа и делал расчет качества руды. Это занимало много времени. «У геолога были только точки с шагом в 10 метров. Что там внутри этих метров — не очень понятно, — комментирует спикер. — Далее из этого сшивалась большая карта проходки и сводилась кумулятивная отчетность. Она была верхнеуровневой, для руководства. Для действующего предприятия это был, скорее, постмортем-анализ, потому что оперативно управлять технологическими процессами обогатительного комплекса на основании всех этих данных невозможно — отчетность только сформировалась, а руда-то уже давно переработана!»

Кирилл Булгаков, «Нота», «Т1»: Речь идет не просто о создании продуктов, а о становлении полноценного вендора
Технологии идей

Ситуацию решили изменить при помощи ПО и мобильного сканера, в роли которого выступил взрывозащищенный мобильный телефон. Теперь не только геолог, но и любой сотрудник рудника, даже не обладающий знаниями о геологической структуре месторождения, может выполнить замер качества залегающих пород на конкретном участке в офлайн-режиме и применить информацию для увеличения качества текущих работ.

Экономический эффект

Источник: ЕвроХим, 2025

На обработку одного среза теперь уходит менее одной минуты. ПАК позволяет делать работу нескольких дней за несколько часов с погрешностью до 3% в сравнении с лабораторными данными. Использование данных о качественном и количественном составе руды от каждого работающего в руднике комбайна позволяет оперативно получать информацию о качестве руды непосредственно в месте добычи, вести оценку эффективности извлечения и корректировать параметры проходки с опорой на фактические данные, вследствие чего достигается оптимизация затрат времени геолога до 30%.

Полевой персонал нужен на строительных площадках, в производственных цехах, на объектах добычи и на пунктах погрузки-разгрузки. Принципы организации полевой работы инженеров представил собравшимся Роман Висарг, менеджер по развитию бизнеса МТС. «Тут важна организация работы на «последней миле», когда с одной стороны есть диспетчерский центр принятия решений, а с другой — сеть географически распределенных объектов, по которым перемещается полевой персонал», — говорит спикер.

Екатерина Колесникова, «Т1»: Основной компетенцией становится способность к непрерывному обучению
Технологии идей

Зачем цифровизировать полевую работу? «Если «поля» для вас — слепая зона, то возникают риски, — объясняет Роман Висарг. — Насколько эффективно сотрудники выполняют свою работу? Есть риски и при распределении задач между работниками вручную — человеческий фактор приводит к ошибкам. Наконец, если у вас нет никаких данных, то тогда и анализировать нечего». Он предложил воспользоваться платформой «Мобильный инженер» от МТС и нивелировать риски. Кроме того, компания предлагает мобильное приложение «МТС Координатор».

Мобильное приложение «МТС Координатор»

Источник: МТС, 2025

Докладчик поделился кейсом, реализованным на Качканарском горно-обогатительном комбинате «Евраз». На предприятии понадобилось решить проблему неэффективной системы управления заявками на подачу автотранспорта для повышения эффективности производственных процессов. Организовали Telegram-бот для заказчиков перевозок, сделали веб-версию «Личного кабинета диспетчера» и запустили «МТС Координатор» для водителей. В результате дежурный автотранспорт больше не опаздывает, а нагрузка на водителей снизилась в 10 раз. 97,5% поездок оценены положительно.

Ломаем процессы под себя

Что важнее: процесс или результат? «Результат закрывает потребность основного заказчика, осязаем через небольшой отрезок времени благодаря MVP и дешев, однако несет в себе риски нарушения бизнес-процессов организации. Процесс — это дорого и неосязаемо до конечных стадий проекта, зато он учитывает потребности всех заказчиков и не содержит рисков нарушения бизнес-процессов организации», — говорит Сергей Пауков, директор по информационным технологиям ММП им. В.В.Чернышева.

Сергей Пауков рассказал, как в одной из компаний пытались сделать систему идентификации и прослеживаемости изделий. Концепт системы был сформулирован во время совещания на одном листе А4. Разработка велась своими силами на (сервер) и IOS (мобильное приложение для iPod). «Директор по производству тогда вернулся из Америки, где увидел, как в магазинах Apple сканируют штрих-коды на товаре с помощью iPod. И ему это понравилось», — говорит Сергей Пауков.

Первый вариант приложения показали через три месяца. Что могло пойти не так? «Почти все», — говорит спикер. Месяц ушёл на отработку гипотезы со стационарными постами. Еще два месяца покупали сканеры на iPod-ы и изучали Objective-C. А кончилось тем, что начальники цехов боялись выдавать рабочим iPod-ы.

«Это был 2013 год, вспомните, сколько эти гаджеты стоили! — улыбается докладчик. — Тем не менее, оно заработало. Это был самый яркий из проектов, где все сделали быстро и красиво». Главный вывод из случившегося таков: в ИТ нет невозможного — есть лишь долго и дорого. «Можно пробовать по-разному, — говорит Сергей Пауков. — Можно настаивать на соблюдении процесса, а можно пытаться добиться результата. Если вам нужен результат, то будьте готовы ломать процесс под себя. Это единственный способ».

Уход вендоров и удорожание услуг ИТ-специалистов привели к целому ряду проблем. «Оборудование Cisco стояло и стоит, а вот его поддержка дорожает год от года и иногда становится вовсе не доступной, — заверяет Александр Николаев, начальник отдела маркетинга «ТрансТелеКом». — Поэтому мы должны придумать, куда передать управление таким чувствительным элементом бизнеса, как корпоративная сеть передачи данных».

Он предлагает обратить внимание на SD-WAN. Это подход к организации сети, при котором точка управления трафиком переносится с оконечных устройств на центральный производительный контроллер, управляющий соединением в одну точку через различные физические каналы одновременно без участия технического персонала. Технология не потребует большого количества ИТ-специалистов. Настройка подключения SDN-устройства происходит автоматически. «У нас был клиент с 26 аптечными точками. Когда одна из аптек решила переехать, то перестроение сети заняло у клиента целый год, — приводит пример Александр Николаев. — А сейчас, с SD-WAN, если та же аптека опять решит переезжать, то они просто возьмут коробочку и отвезут в новый офис. Не нужно зависеть от провайдера и что-то перестраивать».

Среди особенностей решения значатся отказоустойчивость и резервирование с приоритезацией бизнес-критичных приложений, восстановление потерянных пакетов при деградации канала, а также маршрутизация с учетом контекста приложений (Deep Packet Inspection) и характеристик каналов связи. SD-WAN гарантирует максимальную доступность бизнес-критичных приложений.

В чем заключается сложность организации заседаний, если дело касается производственных компаний? Топ-менеджеры далеко, единого места для работы с документами и для проведения голосования нет. Для согласования документов и координации используется почта или непрофильные инструменты. Процессы непрозрачны, информации о факте изменения документов не найти, а времени на организацию тратится непомерно много.

«Чем больше в компании коллегиальных органов, чем больше единиц в группе компаний, тем выше ценность решения, которое мы предлагаем, — говорит Евгений Сазанов, руководитель продукта «Ареопад» Digital Design. — Когда растет количество и частота заседаний, объемы подготовки материалов, а также требования ИБ к ним, то все это один корпоративный секретарь вывезти на себе уже не может».

«Ареопад» — это система для автоматизации совещаний и заседаний: от планирования до формирования протокола. Докладчик показывает отдельные интерфейсы для организаторов и участников заседания. Дополнительно имеется мобильное приложение, чтобы можно было получить доступ к нужным данным из любой точки мира. Приложение обеспечивает безопасное хранение данных на мобильном устройстве.

Пример внедрения в компании «Алроса»

Источник: Digital Design, 2025

«С ростом качества корпоративного управления увеличиваются и показатели денежного потока. В области промышленности уровень такого управления разный», — подчеркивает Евгений Сазанов и приводит статистику, согласно которой в 3,4 раза больше операционного денежного потока отмечается в компаниях с цифровизированным корпоративным управлением. Однако лишь 12% промышленных предприятий цифровизировали корпоративное управление. И эту ситуацию необходимо менять.

CNews FORUM Кейсы 2025 посетили более 1200 человек. Было представлено более 100 экспертных докладов. Гости форума получили возможность ознакомиться с продуктами российских разработчиков более чем на 40 стендах.

Александр Николаев: Использование SD-WAN по сервисной модели позволяет сэкономить до 50% расходов на поддержку сети
Создание надежной корпоративной сети — достаточно затратный процесс, особенно для крупных компаний. Уход с российского рынка иностранных вендоров еще больше его осложнил. Однако можно получить такую сеть по сервисной модели, утверждает Александр Николаев, начальник отдела маркетинга «ТрансТелеКом».









Наталья Николаева