oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2016

Сергей Корнеев

Сергей Корнеев:

«Глобальные проекты» трансформировались во множество коротких задач

О том, каким был 2016 год для российского ИТ-рынка, какие новые задачи он поставил перед заказчиками ИТ-проектов и их исполнителями, а также о перспективах, которые несет с собой наступивший год, в интервью CNews рассказал Сергей Корнеев, президент группы компаний «Техносерв».

CNews: Каким был 2016 год для российского рынка ИТ? Как вы оцениваете темпы его развития по вертикальным и горизонтальным сегментам?

Сергей Корнеев: Бесспорно, ИТ-рынок и «Техносерв», как один из лидеров этого рынка, адаптировался к текущей экономической ситуации. Но это вовсе не говорит о том, что работать стало легче. Если сравнивать 2015 c 2016 годом, то рынок остался на прежнем уровне. По факту у крупных заказчиков поменялась парадигма подхода к ИТ. Приостановленные или замороженные «глобальные проекты» трансформируются во множество коротких задач, несущих быструю отдачу для бизнеса. Многие заказчики переходят на методологию ведения проектов Agile, когда вместо одного большого длительного проекта реализуется цепочка небольших, но с быстрым для бизнеса эффектом. Проекты развития сокращаются в объемах, но увеличиваются в количестве, поскольку предприятия готовы инвестировать в информатизацию только критичных для бизнеса задач.

Если говорить о «Техносерве», то в этом году нам исполнится 25 лет, и один из факторов нашего успеха на рынке в течение всего этого времени – это постоянный процесс изменений под текущие условия. И структура компании, и ее бизнес-процессы постоянно меняются. За прошлый год у нас выведен целый ряд направлений, которые уже стали ключевыми – это технологическая вертикаль «Безопасный город» – сегодня у нас в работе комплексные проекты по более чем 10 регионам, и все они реализуются на базе собственных разработок. Запущена облачная платформа Техносерв Cloud, в которой выделен специальный защищенный сегмент для госзаказчиков. Созданы серьезные практики по большим данным, информационной безопасности, инженерным системам, мониторингу бизнес-процессов и инфраструктуры.

CNews: Какова роль госзаказчиков на российском ИТ-рынке? Каковы их интересы в сфере информатизации?

Сергей Корнеев: Госсектор остается одним из ключевых сегментов российского ИТ-рынка. По итогам 2016 года совокупная доля ИТ-расходов федеральных и региональных госзаказчиков в общем объеме российского рынка составила около 25%. Большинство масштабных проектов в России так или иначе связаны с госзакупками.

Интересы госзаказчиков, в первую очередь, определяются задачами, которые перед ними ставит Правительство РФ. Это повышение качества государственных услуг, оптимизация ИТ-расходов и обеспечение информационной безопасности, в том числе за счет импортозамещения аппаратного и программного обеспечения. Актуальными остаются задачи создания и развития государственных информационных систем, борьбы с контрафактом. Именно к развитию этих тематик относятся проекты «Техносерва» в Росфинмониторинге, Счетной палате. Кроме того, важны проекты в русле подготовки и проведения Кубка конфедераций FIFA и Чемпионата мира по футболу 2018, созданию «Безопасных городов», информатизации сферы здравоохранения.

Многие госзаказчики в рамках оказания государственных услуг продолжают активно внедрять так называемые электронные сервисы. Для этого используются различные каналы – интернет-порталы, мобильные приложения, контакт-центры, МФЦ, сервисы самообслуживания. Переход на электронные сервисы позволяет ведомствам не только экономить на операционных расходах, но и существенно увеличить охват за счет большой аудитории интернет-пользователей. Все более востребованной становится не только межведомственная интеграция государственных информационных систем, – в настоящее время государство тесно сотрудничает с бизнесом, примерами тому являются кредитные организации и транспортные компании.

Учитывая социальную значимость многих электронных сервисов, госзаказчикам необходимо не просто поддерживать ИТ-инфраструктуру, но и обеспечивать ее непрерывность и доступность, масштабируемость и катастрофоустойчивость. В этом контексте многие ведомства замещают устаревшие платформы и приложения, переходят на виртуализацию (серверы, десктопы, хранилища, приложения), внедряют программно-конфигурируемые архитектуры. Именно к таким проектам стоит отнести создание «Техносервом» системы виртуальных рабочих мест пользователей по технологии VDI для Пенсионного Фонда РФ, или проект по модернизации системы хранения данных для Федеральной таможенной службы.

CNews: Расскажите подробнее о проектах «Техносерва» в области «Безопасный город» в российских регионах.

Сергей Корнеев: В настоящее время «Техносервом» примерно в десяти субъектах Российской Федерации реализуются крупные проекты по этой тематике. В частности, работы ведутся в Вологде, Череповце, Вытегре, Курске, Нижнем Тагиле, Нижнем Новгороде, Якутске, Мордовии и Великом Новгороде, Архангельске, Котласе и Горно-Алтайске. В ряде регионов наши специалисты работают в тандеме с представителями других компаний, например, «Ростелекома».

Сергей Корнеев: Запуск Техносерв Cloud стал для нас важным шагом в сторону реализации новой стратегии компании — предложение нашим заказчикам целого ряда новых сервисов, таких как приложения и инфраструктура как услуга, большие данные, аналитика

Надо сказать, что на рынке по-разному трактуется термин «Безопасный город». Под ним нередко подразумевают отдельные проекты по созданию систем видеонаблюдения, фотовидеофиксации, весогабаритного контроля, управления парковками, Система-112 и т. д. На самом деле это не так. Настоящий «Безопасный город» – это обязательное объединение нескольких направлений. Комплекс решений, который предлагает «Техносерв», включает 4  функциональных блока: координация работы служб и ведомств, безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, безопасность на транспорте и экологическая безопасность. Внедрение блоков обычно идет последовательно в том порядке, который наиболее интересен местной власти.

CNews: Как эти проекты финансируются? 

Сергей Корнеев: Вы правы, вопрос бюджетирования совсем непрост. Из федерального бюджета работы по созданию АПК не финансируются. Регионы самостоятельно решают, как поступить – искать собственные средства или привлекать их из внешних источников. К слову, во многих регионах деньги находят, как только осознают, что предупреждение чрезвычайных ситуаций обходится дешевле их ликвидации. Условно говоря, выгоднее 1 млрд израсходовать на создание системы мониторинга, предотвращение пожара или наводнения, чем 1,5 млрд потратить на ликвидацию их последствий.

Как известно, «Безопасный город» состоит из приходной и расходной составляющих. К первой относятся системы фотовидеофиксации, парковки, весогабаритного контроля, которые позволяют наполнять бюджет. Например, в Вологодской области развернули систему фотовидеофиксации. И часть средств, поступающих в процессе эксплуатации этой системы в виде штрафов, направляется на разработку и внедрение других составляющих АПК «Безопасный город».

Регионы могут воспользоваться разными схемами оплаты работ: в рассрочку, на условиях лизинга, концессии. В их организации мы активно помогаем местным властям. Ряд регионов рассматривает сервисную модель доступа к АПК. «Техносерв» такую услугу планирует предлагать. При этом мы тщательно оцениваем риски: что будет, если сегодня субъект платит, а завтра не готов будет нести такие расходы. Это тонкий момент контрактной работы, на каких условиях предлагать такую услугу.

CNews: В последнее время много говорят о насыщении российского рынка ЦОД. Вы же строите большой ЦОД «Авантаж» в Подмосковье. И в конце 2016 года запустили собственный облачный сервис Техносерв Cloud. Расскажите о нем подробнее.

Сергей Корнеев: Запуск Техносерв Cloud  стал для нас важным шагом в сторону реализации новой стратегии компании — предложение нашим заказчикам целого ряда новых сервисов, таких как приложения и инфраструктура как услуга, большие данные, аналитика. Этот класс услуг немыслимы без технологической, в нашем случае облачной, платформы, которая лежит в их основе. Уже сейчас мы предлагаем своим заказчикам такие инфраструктурные сервисы как виртуальный дата-центр, облачное хранилище, резервное копирование, а также ряд услуг из области SaaS – защищённая корпоративная почта и автоматизация ITSM на базе ServiceNow. Этот набор наиболее востребован на отечественном рынке, при этом потребителями сервисов выступают как средние, так и крупные компании. Кроме того, в 2017 году нами были запущены сложные комплексные сервисы, такие как базы данных из облака (MS SQL, MySQL, PostgreSQL). Еще одно новшество – сервис pay-as-you-go, где заказчики оплачивают ровно столько ресурсов, сколько потребили в течение месяца, при этом мы считаем потребление сервиса с точностью до 1 часа. Это очень гибкая и выгодная для заказчиков  схема.

Развивая свои облачные услуги, мы делаем ставку на три компонента. Во-первых, во главу угла мы ставим гибкость и удобство для заказчика, возможность комбинировать наши продукты друг с другом и интегрировать их с существующим ИТ-ландшафтом заказчика. Именно поэтому мы разработали и используем собственные средства автоматизации, объединили в своем виртуальном дата-центре сразу две платформы: OpenStack и VMware, всегда предлагаем на выбор несколько альтернативных вариантов решения задачи (например, у нас есть пять способов организации сетевого подключения к облаку). Второй компонент – безопасность. Недавно  мы получили аттестат на закрытый сегмент нашего облака . С момента эскизного проектирования каждый сервис проходит аудит на готовность противостоять угрозам ИБ, мы также внедряем дополнительные средства защиты, такие как двухфакторная аутентификация. И наконец, надежность. С самого начала мы решили, что не будем жертвовать надежностью ради экономии, поэтому вся инфраструктура Техносерв Cloud  многократно зарезервирована, а новые решения обязательно проходят обкатку на тестовых стендах. Кроме того, мы завершаем строительство ЦОДа «Авантаж», который станет еще одной площадкой, повышающей катастрофоустойчивость нашей облачной платформы.

CNews: Тема обеспечения ИБ стала одной из самых обсуждаемых в 2016 г. Государство выступило с целым рядом новых законопроектов в этой сфере. Какие решения для крупных корпоративных заказчиков «Техносерв» готов предложить?

Сергей Корнеев: За последние годы во всех отраслях экономики произошло достаточно большое количество заметных инцидентов в области информационной безопасности, ущерб от которых оценивался в десятки миллионов рублей. Поэтому усиливающаяся роль государства в регулировании вопросов защиты информационных систем и ресурсов абсолютно закономерна. Основными изменениями, которые повлияли на отрасль информационной безопасности, были новые нормативные требования ФСТЭК и ФСБ, но главное – принятая в декабре 2016 года новая доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая определяет развитие всего рынка ИБ на ближайшие годы.

Мы не остаемся в стороне – проекты в области ИБ – один из наших приоритетов. За прошедший год «Техносервом» реализовано несколько проектов для крупных государственных и коммерческих структур – проект внедрения системы противодействия мошенничеству для ВТБ24, аудит информационной безопасности «МРСК Юга», идет научно-исследовательская работа по развитию методического обеспечения управления информационной безопасностью для ДИТ Москвы. Своим заказчикам мы предлагаем решения по защите от внешних и внутренних угроз высококритичных ИТ-инфраструктур, центров обработки данных и корпоративных сетей передачи данных. Как я уже говорил, мы также предоставляем услуги нашей облачной платформы Техносерв Cloud, которая построена  с учетом требований по безопасности с возможностью размещения как государственных информационных систем, так и информационных систем персональных данных.

Отдельно хочу сказать о решении по созданию ведомственных и корпоративных центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА) – решение, которое сейчас наиболее востребовано государственным сектором, поскольку напрямую связано с принятием новой доктрины информационной безопасности.

CNews: Как развиваются технологии больших данных в России? Готов ли рынок перейти от обсуждения и реализации пилотных проектов к крупным внедрениям?

Сергей Корнеев: Рынок больших данных в России уже сформировался как самостоятельное направление. Большинство крупных компаний уже пилотируют задачи для различных направлений бизнеса, начиная от борьбы с мошенничеством и заканчивая увеличением выручки за счет привлечения новых клиентов. «Техносерв» сейчас  работает над реализаций пилотных и продуктивных проектов для нескольких крупных банков, телекома и для промышленных компаний. Но если говорить об отрасли больших данныхв целом, то ее основная задача на данный момент – это преодоление сложностей в оценке реализуемости и достижимости целей для конкретной прикладной задачи заказчика. Пока недостаточно хорошо выстроены процессы получения качественных данных, а порой массив данных, необходимый для анализа, вовсе отсутствует. Все это пока является основными факторами риска в пилотных проектах. И все же в ИТ-стратегию многих компаний системы и инструменты больших данных входят как один из драйверов роста и ключевой элемент ИТ-архитектуры.

CNews: Не приведут ли большие данные к полной потере приватности информации как отдельных граждан, так и организаций? Как этого избежать?

Сергей Корнеев: Если мы говорим о крупных компаниях, то обработка данных сама по себе уже давно является стандартом для аналитики во многих областях. Появление новых, более эффективных подходов к обработке данных – вопрос времени и, скорее всего, все они будут относиться к термину «большие данные». Все это приводит к тому, что большие данные находятся в центре внимания и обрастают слухами о возможной опасности данной технологии. В реальности же, на сегодняшний день существует много инструментов как государственного регулирования, так и естественных монополий данных, которые делают конфиденциальность личных данных неприкосновенной. Мне кажется, что в ближайшее время эта ситуация будет меняться только в сторону большей защищенности личных данных.

CNews: Как развивалось направление инженерных систем  в «Техносерве» в 2016 финансовом году? Какие интересные проекты были реализованы?

Сергей Корнеев: Некоторое время назад мы приняли управленческое решение сделать из нескольких подразделений инженерно-технической дирекции центр компетенции по инженерным системам, объединив департамент центров обработки данных, департамент капитального строительства и управление проектно-конструкторских работ в департамент инженерной инфраструктуры.  Слияние уже показало свою синергию.

В прошлом году «Техносерв» завершил несколько проектов, которые отмечены знаками качества инженерного сообщества.  Так, например, модульный ЦОД компании  «Аэрофлот» получил CNews Awards в номинации «ЦОД года». Два наших проекта дата-центр «Авантаж» и ЦОД МТС в Нижнем Новгороде успешно прошли сертификацию в Uptime Institute и получили сертификаты Tier III design documentation.  Как генеральный подрядчик «Техносерв» участвует в строительстве «под ключ» здания генпрокуратуры в Горно-Алтайске и строительстве  установки очистки и переработки газа в г. Нефтекамске для «Роснефти». Также в самом конце 2016 года мы завершили в Республике Беларусь реконструкцию Могилевской теплоэлектроцентрали №1 с применением самых современных парогазовых технологий. Стоимость этого проекта составила более $46 млн. Из нового,  я бы хотел отметить, наш контракт на создание комплексной инженерной инфраструктуры двух корпусов жилых апартаментов «ВТБ Арена парк», где мы в полной мере применяем знания и экспертизу нашей компании в этой области.

CNews: Как развивался рынок ИТ-аутсорсинга в 2016 году. Какие значимые проекты в этой области выполнил «Техносерв»?

Сергей Корнеев: Здесь я бы выделил два основных тренда. В первую очередь, это растущий уровень доверия наших крупных заказчиков к возможностям и к зрелости игроков рынка ИТ-аутсорсинга. Все больше наших клиентов готовы сотрудничать не только в рамках простых и классических услуг технической поддержки оборудования и системного программного обеспечения, но и передавать нам комплексные и критичные для бизнеса информационные системы. Я говорю не о простых и изолированных приложениях, а о целых экосистемах – с большим количеством точек интеграции и взаимоувязанных процессов, со сложными циклами разработки и внедрения. Яркая иллюстрация – заключенный «Техносервом» и Федеральным Казначейством государственный контракт на комплексное сопровождение системы «Электронный Бюджет». Еще один крупный контракт из сферы государственных ведомств – оказание комплекса услуг по сопровождению и поддержке функционирования ведомственного сегмента ФМС России ГС ПВДНП в 2016 году. Также значимым для «Техносерва» стал федеральный контракт  на техническую поддержку оборудования  IBM и EMC в интересах Сбербанка.

Кроме того, «Техносерв», являясь интегратором полного цикла, реализует и более сложные проекты по схеме – внедрение, а затем сопровождение, в том числе и своих собственных комплексных решений, таких как проекты «Безопасный город» или комплексная система мониторинга в ВТБ24.

Второй тренд определяет все более широкое распространение зрелого рынка ИТ-аутсорсинга в целом по стране. Мы уже сейчас отмечаем рост количества региональных заказчиков, особенно с территориально-распределенной структурой, готовых передать непрофильные для их бизнеса ИТ-функции внешнему исполнителю. Отвечая на эту рыночную возможность, «Техносерв» продолжает расширять региональную сеть инженеров. В 2016 году у нас появились сервисные центры в Ленинградской области, в Санкт-Петербурге и в Волгограде. Теперь сервисное направление у нас представлено на территории от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Стоит отметить, что направление сервиса и аутсорсинга является стратегически важным для «Техносерва», и по этой причине мы ведем постоянную работу по развитию собственной региональной сети и сети наших сервисных партнеров, инвестируем в обучение специалистов, готовя их ко все более сложным и комплексным задачам. В общем, мы делаем все от нас зависящее, чтобы наши заказчики могли получить зрелый и комплексный сервис на всей территории нашей страны.

CNews: Согласны ли вы с утверждением, что в ближайшее время крупные банки фактически превратятся в ИТ-компании, оказывающие услуги населению. При этом они пойдут по пути отказа от аутсорсинга в пользу инсорсинга.

Сергей Корнеев: Современные банки вынуждены бороться за клиента и искать новые источники доходов. Основные используемые банками подходы и технологии – многоканальное обслуживание, платежные и неплатежные онлайн-сервисы для малого и среднего бизнеса, финансовые супермаркеты, облачные технологии, анализ «больших данных», электронная коммерция, интеграция с социальными сетями и мессенджерами. Многие из банков создают собственные R&D-центры. Поэтому говорить о том, что бизнес финансовых структур все более завязывается на ИТ и digital – это правильно. Возьмем, к примеру, наш совместный проект с ВТБ24 – создание комплексной системы мониторинга бизнес-критичных приложений  и ИТ-инфраструктуры банка. В результате проекта на мониторинг поставлено 10 ключевых бизнес-процессов, 5 бизнес-операций и 20 обеспечивающих их информационных систем ВТБ24. Проект охватил бизнес-процессы взаимоотношений с частными и корпоративными клиентами, а именно процессы, связанные с продажей банковских услуг (кредиты наличными, комплексное обслуживание), процессы дистанционного обслуживания (телебанк, банк-клиент онлайн). Также на мониторинг поставлены операционные процессы  банка – закрытие операционного дня, информационный обмен с внешними организациями (регулятором, ведомствами и другими участниками банковского рынка). Мониторингом охвачена ИТ-инфраструктура, обеспечивающая предоставление услуг для более чем 10 млн. клиентов и деятельность более чем 30 тысяч сотрудников ВТБ24. Система позволяет выявлять 95% инцидентов еще до начала массовых обращений клиентов, сократить время оповещения службы эксплуатации об аварийной ситуации на 30%, снизить длительность устранения инцидентов по бизнес-критичным приложениям на 10%. Изначально основным пользователем системы рассматривался ИТ-департамент, но, по мере появления результатов, в процесс активно вовлекались другие подразделения. Их привлекала возможность объективной оценки влияния ИТ на бизнес и возможность получения оперативной информации о работе их процессов.

Теперь вернемся к вопросу про аутсорсинг и инсорсинг. Серьезный штат ИТ-специалистов внутри банка нужен. Без них  диджитализация бизнеса не возможна. Они в этом процессе выступают скорее как многопрофильные ИТ-эксперты и высококлассные координаторы ИТ-проектов. Держать внутри банка узкоспециализированых специалистов дорого и неэффективно. Задача же ИТ-компании - подрядчика – интегрировать все это так, чтобы все системы  и инфраструктура банка работали в штатном режиме, как единый механизм. 

Вернуться на главную страницу обзора