CNews: Расскажите о МТС Digital. Как у телеком-оператора появилась отдельная ИТ-компания?
Оксана Воробьева:
Оксана Воробьева

МТС Digital основана в 2021 году. Тогда МТС начала ускорять переход от телекоммуникационной компании к цифровой экосистеме, и МТС Digital cтала «сердцем» обновленной структуры. Конечно, ИТ-направление существовало в Группе и прежде, но для перехода к экосистеме был необходим единый подход для всех проектов с точки зрения технологического, платформенного ядра, экосистемных модулей, производственной и продуктовой синергии. Так мы начали объединять все компетенции в одну ИТ-компанию.

Какие направления включает в себя МТС Digital?

В МТС Digital более 15 кластеров, которые занимаются различными бизнес-сферами: банкинг, big data, медиа, цифровые сервисы и так далее.

При этом все кластеры и направления базируются на The Platform — универсальной платформе, включающей в себя комплекс технологических, интеллектуальных, инфраструктурных и бизнес-решений. Этот комплекс постоянно пополняется. 

Вы активно работаете в нише импортозамещения, можете рассказать о проектах по этому направлению?

Сама The Platform – яркий пример собственной масштабной разработки. Но есть и множество других продуктов и сервисов — например, МТС Travel. После ухода с рынка зарубежных сервисов по бронированию отелей мы с помощью этого сервиса заняли важную нишу и дополнили экосистему МТС очень востребованным сервисом. 

Отдельный акцент мы делаем на развитии направления кибербезопасности. Антифрод-система Fraud Detection Platform не только полностью заместила иностранный аналог, но и работает на 31% точнее и быстрее решения зарубежного вендора. Антиспам-сервис «Защитник» помогает бороться с телефонными мошенниками. И это лишь часть решений: мы развиваем и усиливаем ИБ-компонент во всех направлениях.

Однако мы не стремимся все сделать «инхаус». Если существует готовое решение, которое успешно протестировано на рынке, мы вкладываемся в него и развиваем в рамках экосистемных возможностей. Например, сервис онлайн-коммуникаций «МТС Линк» (бывший Webinar). Мы приобрели и перезапустили его, сделав функционал более развитым: проработали надежность, обеспечили синергию с другими экосистемными продуктами МТС. 

Мы также активно работаем с направлением «Умный дом», который МТС развивает на базе компании «Гольфстрим».

Подводя итог: мы не пытаемся все сделать сами и не вкладываемся в инхаус-разработку каких-то «бытовых» решений, которые уже существуют — скажем, для автоматизации HR-подбора. Наша цель — баланс стратегии, синергии и конкурентных возможностей. Мы предпочитаем направлять ресурсы на конкурентные преимущества экосистемы и вкладываться в решения, где можем проявить уникальность и опередить конкурентов.

The Platform вы разрабатывали сами?

Да, это собственный продукт на базе open source решения.

CNews: ИИ уже который год в числе главных трендов в ИТ. Сейчас говорят о скором его повсеместном распространении и важной роли в развитии индустрии. Какое место занимают ИИ-разработки в МТС Digital?

ИИ — очень мощный технологический тренд. Как сегодня используется и распространяется ИИ, можно увидеть на примере Microsoft. Компания не продвигает его напрямую, а увеличивает стоимость подписки на текущие продукты с добавлением ИИ. Мы действуем примерно так же: смотрим, куда можно добавить ИИ, чтобы увеличить конкурентное преимущество наших продуктов.

Сфер применения ИИ в нашей компании можно выделить три. Во-первых, это усиление функционала продуктов. Например, автоматическая генерация текстов. Специалист не составляет с нуля рекламные SMS-сообщения — вместо этого ИИ по определенным параметрам предлагает шаблоны, которые приведут к нужному результату. Или генерация изображений. Раньше дизайнер должен был вручную отрисовать несколько вариантов исходников. Теперь это может сделать ИИ, а дизайнеру останется довести до ума нужный вариант. К этому же направлению относятся умный поиск, рекомендательные системы — здесь мы очень активно используем ИИ, усиливая наши конкурентные преимущества.

Второе направление — это оптимизация внутренних бизнес-процессов компании. Третье — это применение ИИ в разработке. Мы используем подход Software 2.0. Например, разработчик может загрузить в ИИ-модель сложный код, который долго обрабатывать вручную, и система подсказывает, как его нужно поправить и продолжить. Software 2.0, конечно, не заменяет людей, но этот подход заметно — до 40% — сокращает время разработки программного кода.

О переходе на собственную технологическую платформу The Platform вы объявили в ноябре 2022 года. Тогда потенциальную прибыль от ее внедрения оценивали в 10 млрд рублей. Расскажите о платформе и эффекте от ее внедрения на сегодняшний день — каковы результаты по сравнению с прогнозами. 

Оценивать результаты от внедрения пока рано. Функционал платформы уже зрелый, но на миграцию продуктов нужно время. Сейчас на The Platform перешли 45% наших цифровых продуктов, до конца 2024 года мы планируем перевести до 80%. После этого можно будет оценить эффект.

Но эффект от внедрения уже заметен. Прежде всего больше нет дублирования написания функционала. Даже если приходит новая команда, она может использовать готовую часть кода, брендбук, экосистемный модуль и так далее — все, что уже есть на платформе. Останется только дописать функционал, который нужен для конкретного продукта.

За счет платформы мы создали общий экосистемный биллинг, который позволяет правильно, персонализированно и динамически формировать предложения для клиента. Механику не нужно каждый раз реализовывать отдельно для каждой разработки. Это только с точки зрения продукта. 
Второе, на что повлияла The Platform, — это скорость выхода продуктов на рынок. Чем раньше запущен продукт, тем быстрее мы получаем выгоду от его запуска.

Третье — это ускорение разработки с помощью модулей производственного процесса. Каждый модуль — это фабрика с выстроенными процессами, где на каждом этапе выявляются все баги и отклонения. Если раньше эти процессы происходили разрозненно, то теперь производственный слой платформы позволяет идти быстро и по четкому плану. Благодаря The Platform мы сократили time to market на 40%. В среднем время прохождения задачи от бэклога продукта до ее реализации мы уменьшили в четыре раза — и на 35% высвободили время продуктовых команд.

Длительность простоев сократилась более чем в 4 раза. Мы четко отслеживаем не только весь производственный процесс, но также мониторим технологическую зрелость, надежность продукта, в режиме онлайн отслеживаем реакцию и фидбек абонентов после выпуска нового релиза. 

CNews: Кадровый голод — одна из главных болей российского ИТ-рынка. Сейчас говорят о том, что он достиг апогея. Насколько сильно вы чувствуете проблему дефицита ИТ-специалистов и как ее решаете? Какие пути решения этой проблемы вы видите, если говорить не только о вашей компании, но и о рынке в целом?

Проблема есть, решать ее помогает то, что сейчас многое делается для популяризации ИТ-направления, в том числе со стороны государства. Если каждый школьник в каждом, даже маленьком, городке будет пытаться программировать, то, возможно, некоторые из них пойдут учиться дальше и станут специалистами. Многие экосистемные компании идут сейчас в школы, в вузы. Мы тоже участвуем в олимпиадах — и проводим собственные.

Мы развиваем сообщество True Tech, которое объединяет ИТ-специалистов, дает им возможность общаться, обмениваться опытом и улучшать свои компетенции. Мы проводим большую работу с кадрами — открываем в вузах свои факультеты, ведем курсы разработки на базе наших платформ и учебных планов, берем к себе выпускников. Приходят не все, процентов 30%, но это нормально, у других экосистем тоже так. Нам важно растить специалистов и развивать рынок в целом.

Это стратегическое решение проблемы. А что делать прямо сейчас, если вам нужны зрелые специалисты?

Любых специалистов, даже мидлов и сеньоров, нужно развивать.  Для специалистов любого уровня у нас есть внутренние курсы. Пришел джун — мы знаем, чему и как его научить, чтобы он стал мидлом. Из мидла — чтобы вырос до сеньора. Сеньорам, в свою очередь, тоже нужно развиваться. Мы даем эти возможности. К нам приходят таланты, мы предоставляем им условия для роста — и так формируем команду.

То есть ваша стратегия — растить специалистов?

Оксана Воробьева: Да, и это ключ к успеху. Сейчас все пытаются перекупать специалистов. Участвовать в ценовых войнах сложно и неэффективно. Мы привлекаем зрелых специалистов амбициозными проектами. Глобальный вендор предложил бы им локальную задачу по отрисовке кнопки, а работая над МТС Travel они будут создавать «новый Booking». Реализовывать амбициозный продукт с нуля. Это очень мотивирует.

В этом плане нам повезло. У нас много амбициозных проектов, в которых зрелые специалисты могут себя успешно реализовать. После ухода западных вендоров их бывшие сотрудники приходят к нам целыми командами. И это очень квалифицированные специалисты. Они работали с продуктами мирового уровня и знают, как их создавать.
Важная составляющая мотивации — развитие и обмен опытом. Помимо внутренних, внешних курсов, огромных возможностей для развития и обучения мы организовываем большое внутреннее профессиональное комьюнити — пятнадцать кластеров, которые постоянно между собой обмениваются опытом и идеями.

У нас приветствуются горизонтальные переходы. Человек поработал в одном кластере, достиг потолка — и может уйти в другой. Например, поработав в цифровых продуктах, можно перейти в банкинг и наоборот. Таких переходов у нас много. По ощущениям как будто переходишь в другую компанию, но в то же время остаешься работать у своего работодателя.

Все это удерживает людей и укрепляет наш HR-бренд. За три года средняя продолжительность работы в компании выросла вдвое. МТС Digital занимает высокие места в рейтингах работодателей и получает HR-премии. Каждый год мы нанимаем около полутора тысяч человек в ИТ. Сейчас нас восемь тысяч — и к концу года мы планируем вырасти до десяти тысяч человек.

CNews: В 2023 году МТС Digital вошла в десятку крупнейших ИТ-компаний России с ростом выручки на 29% по итогам 2022 года. С чем связан такой рост и с какими результатами вы завершили 2023 год?

У нас активно растет количество экосистемных клиентов — тех, кто активно и постоянно пользуется двумя или более сервисами. По итогам 2023 года их количество достигло 15 млн. Это большой успех Группы, и у нас амбициозные планы по дальнейшему росту.

Мы расширяем количество сервисов, активно развиваем на The Platform партнерскую часть, которая упрощает партнерам вход и взаимодействие с сервисами экосистемы. Скажем, человек купил кофе, арендовал самокат, посмотрел кино — и все это внутри экосистемы. Оптимизировать и ускорять взаимодействие с партнерами — одно из приоритетных направлений развития The Platfrom.

Среди наших удачных продуктов — DataOps Platform, решение для работы с данными. Ее внедрение помогло повысить производительность в пять раз, качество и точность прогнозов выросли на 95%.
Мы запустили сервис для удаленного тестирования мобильных приложений и сайтов SunkeyToolKit, аналогов которому на момент запуска не было в России. Он позволяет тестировать любые версии сайтов и приложений в любом регионе, используя удаленный доступ к любым моделям гаджетов в системе МТС. Тесты проходят точнее и эффективнее, а затраты времени сократились на 30%.

Еще одно наше достижение — набор инструментов на базе генеративного ИИ в рамках концепции Software 2.0, ускоряющий разработку программного кода. Я об этом уже рассказывала.

Расскажите о планах на 2024 год: каких результатов рассчитываете добиться, на каких направлениях будете делать акцент?

По The Platform – завершим миграцию сервисов и начнем готовить платформу к выходу на рынок: будем добавлять актуальный функционал и востребованные модули. Продолжим работать над технологической синергией экосистемы и усиливать связность через экосистемные модули.  Будем выходить на новый уровень персонализации, когда для каждого клиента будет сформировано уникальное предложение со своим набором фич и персональной ценой. Появится возможность объединять в рамках единого предложения продукты разных линеек бизнеса экосистемы МТС, и клиенту будет доступно больше вариантов оплаты.

Продолжим развивать инновационную среду. Чтобы наши разработчики могли не только заниматься рутиной, но и предлагать новые идеи и направления для технологического развития.

Будем развивать HR-бренд и расширять сообщество True Tech, проводить конференции, олимпиады — все это хорошо работает и на нашу репутацию как работодателя, и на развитие профессионального комьюнити.
Продолжим активный рост в регионах. У МТС Digital уже сейчас много филиалов, мы открываем офисы по всей стране и ищем новые направления. Скажем, если видим, что в Томске хорошо развивается кибербезопасность, — значит, открываемся там. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Владимир, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань (включая Иннополис), Самара, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск (включая Академгородок) — во всех этих городах работают наши офисы. Условия работы везде соответствуют нашим корпоративным стандартам — мы стараемся обеспечить людям максимально комфортную среду для работы.

Психолог и массаж на рабочем месте?

И это тоже. И капсулы для сна, и массаж, и психологи. Скоро у нас появится даже зал для караоке. Кстати, неожиданно оказалась востребована услуга коуча для команд. Когда вместе с психологом они обсуждают проекты и пытаются понять, почему что-то не получается. Разработка — это ведь командная работа в первую очередь. Мы предложили эту опцию в качестве эксперимента, и неожиданно она оказалась очень востребованной.

Мы не заставляем людей работать от звонка до звонка. Ориентируемся на результат, а не на время. Если нет необходимости присутствовать в офисе, любой может поработать из дома несколько дней.

Мы пытаемся использовать все доступные тренды и возможности для обучения, развития, самореализации, даже психологическая поддержка и массаж — все это хорошо работает. Мы привлекаем сотрудников не только амбициозными целями. Физический и психологический комфорт, возможность отвлечься, приятные мелочи — все это создает здоровую атмосферу, мотивирует и удерживает людей.

Токен: LjN8K5TKcРекламодатель: ПАО МТСИНН/ОГРН: 7740000076/1027700149124Сайт: moskva.mts.ru/personal