Спецпроекты

На страницу обзора
6 главных технологических трендов мобильных приложений на ближайшие годы

Практически каждый человек, родившийся после 1990 года, имеет в своем распоряжении мобильное устройство. По данным Минцифры, в России количество мобильных абонентов превысило 224 млн человек, что составляет около 155% от общей численности населения. Мобильные приложения для бизнеса и госкомпаний применяются для автоматизации процессов, улучшения клиентского опыта, сбора и анализа данных. Какие технологические тренды будут определять развитие этой сферы в ближайшие годы?

Какими бывают мобильные приложения для бизнеса?

Мобильные приложения для бизнеса и госкомпаний применяются для автоматизации процессов, сбора и анализа данных, улучшения клиентского опыта, эффективного взаимодействия с клиентами и сотрудниками. Их можно разделить на следующие типы:

Внутренние бизнес-приложения Они могут включать в себя средства для управления задачами, проектами, HR-процессами и учета времени. Упрощение и автоматизация бизнес-процессов сокращают ручной труд и затраты времени на выполнение задач, увеличивают эффективность.
Клиентские приложения Созданы для обеспечения удобства и доступности для клиентов. Это могут быть мобильные приложения банков, интернет-магазинов, государственных сервисов и других организаций, предоставляющих услуги и продукты. Удобные пользовательские интерфейсы способствуют повышению лояльности и удовлетворенности клиентов.
Приложения для сбора и анализа данных Используются для анализа данных о клиентах, рынках, конкурентах и других аспектах бизнеса. Они помогают в принятии обоснованных стратегических решений.

Мобильные приложения позволяют создавать новые каналы продаж и расширять географию обслуживания. Например, приложения для сотрудников обеспечивают доступ к корпоративным сервисам, помогают в решении различных задач, таких как работа с клиентами или онлайн-обучение. Активно развиваются голосовые помощники, например, Алиса у «Яндекса», Олег у «Тинькова», Маруся у Mail.Ru Group.

За время пандемии многие компании были вынуждены перейти на удаленную работу, что способствовало созданию новых корпоративных мобильных приложений и более активному использованию существующих. Важные тенденции включают в себя:

Рост количества и разнообразия мобильных приложений для электронной коммерции С развитием онлайн-торговли многие компании создают приложения для более удобных и быстрых покупок.
Распространение на сферу здравоохранения и финансов Мобильные приложения позволяют пациентам управлять своим здоровьем, а клиентам банков — проводить финансовые операции.
Кроссплатформенная разработка Для кроссплатформенной разработки доступно большое число фреймворков и языков программирования. Она позволяет создавать мобильные приложения сразу для нескольких ОС, что экономит время и бюджет.
Интернет вещей (ИВ) Растет спрос на мобильные приложения, способные управлять умными устройствами.
Блокчейн С развитием блокчейн-технологии появляются мобильные приложения для работы с криптовалютами и цифровыми активами, смарт-контрактами.
Технологии мобильных платежей Смартфоны все чаще используются для совершения транзакций. С интеграции биометрической аутентификации и других средств мобильные платежи стали более безопасными, удобными и надежными. Они получают распространение в различных отраслях — от розничной торговли до электронной коммерции.
Искусственный интеллект и машинное обучение Их использование в мобильных приложениях способствует персонализации и автоматизации процессов. Популярная разработка на основе ИИ — чат-боты.
Геймификация Геймификация мобильного приложения побуждает пользователя чаще возвращаться в него, выполнять за вознаграждение различные задания и совершать покупки. Элементы геймификации и программы лояльности способствуют удержанию и привлечению новых пользователей, повышению уровня доверия клиентов.
Облачные мобильные приложения Облачные мобильные приложения обеспечивают хорошую масштабируемость и гибкость, позволяют предоставить сотрудникам безопасный доступ к корпоративным приложениям и данным, работать из любого места и на любом устройстве. Это сокращает потребность в локальной инфраструктуре и способствует эффективной совместной работе.
Сервисы на основе местоположения (LBS) Позволяют усовершенствовать способы взаимодействия клиентов с бизнесом: отслеживать посещаемые пользователями места и задействовать эти данные в аналитических целях, предлагать дополнительные услуги на основе геолокации и проводить маркетинговые кампании.

По данным Shopify, на мобильные устройства приходится 73% оборота компаний и брендов, использующих прямые продажи. Согласно прогнозу data.ai, к 2028 г. время, проведенное пользователями в приложениях, достигнет 6 триллионов часов. Этому способствуют различные факторы: внедрение 5G, потребность в общении, персонализация приложений.

Критически важной остается задача защиты от киберугроз, особое внимание сегодня уделяется безопасности данных. Мобильные приложения оснащаются дополнительной защитой от DDoS-атак, антивирусной проверкой, биометрической аутентификацией и другими мерами безопасности. Это нацелено, в частности, на предотвращение утечек персональных данных, которые могут вылиться в значительные финансовые потери и штрафы, обеспечение безопасности набирающих популярность мобильных платежей.

Внедрение средств защиты в уже работающее приложение нередко сопряжено с существенными затратами сил и времени разработчиков, поэтому безопасность должна закладываться на первых этапах проектирования.

Учитывая рост технологических возможностей и изменения потребительских ожиданий, инновации в этой области будут продолжать формировать будущее мобильных приложений для бизнеса и государственных организаций. В прошлом году CNews Analytics назвал семь главных тенденций на рынке мобильности и мобильной разработки, на которые стоит обратить внимание. Ранее об этих трендах писал сайт RB.RU. Рассмотрим подробнее шесть технологических трендов, которые оказывают значительное влияние на мобильные бизнес-приложения.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Благодаря этим технологиям приложения могут учиться на основе данных, понимать поведение и предпочтения пользователей, динамически адаптироваться к ним. Механизмы рекомендаций на основе ИИ в приложениях электронной коммерции дают возможность персонализировать предложения продуктов. Алгоритмы машинного обучения анализируют поведение клиентов, чтобы улучшить пользовательский опыт и повысить коэффициент конверсии.

Мобильные приложения для бизнеса и госкомпаний применяются для автоматизации процессов, сбора и анализа данных, улучшения клиентского опыта, эффективного взаимодействия с клиентами и сотрудниками

Обработка естественного языка (NLP) используется для анализа настроений и создания чат-ботов. Чат-боты, работающие на базе ИИ, делают обслуживание клиентов более эффективным и удобным. Искусственный интеллект и машинное обучение используются для предиктивной аналитики, помогая предприятиям прогнозировать спрос, оптимизировать запасы и совершенствовать бизнес-процессы. Предиктивная аналитика позволяет строить гипотезы на основании собранных данных, что, в конечном счете, экономит миллиарды рублей в различных отраслях промышленности.

Все большую роль играют нейросети. Например, нейросеть «Шедеврум» от «Яндекса» подобно Midjourney создает картинки по текстовому описанию. Инструменты на основе ChatGPT активно внедряются во многие сферы — от общения с клиентами и сотрудниками до подготовки корпоративных презентаций и документации.

В числе примеров внедрения ИИ в приложениях российского бизнеса — голосовой помощник «Маруся» от компании Mail.ru Group, который помогает клиентам Mail.ru в решении различных вопросов, применение ИИ для анализа поведения клиентов и предложения им индивидуальных кредитных продуктов в «Тинькофф Банке», автоматизация процессов обработки заявок на кредиты в ВТБ, распознавание лиц клиентов на фотографиях в документах в «Альфа-Банке» и система распознавания речи для обслуживания клиентов через банкоматы и мобильные приложения в «Газпромбанке».

Искусственный интеллект находит применение в компьютерном зрении, скоринге клиентов, биометрии, помогает решать задачи антифрода. По данным исследования Ассоциации «Финтех» и компании Accenture, ИИ будет широко использоваться для финансовых услуг следующего поколения. Чат-боты и виртуальные помощники с ИИ берут на себя значительную долю коммуникаций с клиентами банков, оптимизируют операции по их обслуживанию. Как сообщает РБК, в 2020 г. внедрение ИИ принесло Сбербанку финансовый эффект в 100 млрд, а в следующем году этот показатель удвоился.

Интеграция с технологией блокчейн

Технология блокчейн революционизирует различные отрасли и становится заметной тенденцией в разработке мобильных приложений. Блокчейн обеспечивает прозрачные транзакции и хранение данных, защищенные от несанкционированного доступа. Мобильные приложения используют эту технологию для повышения безопасности, оптимизации процессов, прозрачности транзакций и обмена данными.

Блокчейн гарантирует неизменность, отслеживаемость и целостность данных, что делает его подходящим решением для таких отраслей как финансы, здравоохранение, системы голосования и управление цепочками поставок. Смарт-контракты автоматизируют сложные бизнес-процессы, сокращая потребность в посредниках, снижая уровень мошенничества и повышая эффективность.

Наглядный пример работы смарт-контрактов — приложения для ставок на спортивные события. Посредник-букмекер заменяется цифровым договором. Другой пример — приложения, позволяющие проводить идентификацию личности на блокчейне, отправлять и запрашивать учетные данные, подписывать транзакции, безопасно управлять ключами и данными.

В краудфандинге смарт-контракты дают возможность автоматически распределять средства в соответствии с внесенными суммами, обеспечивая прозрачность и справедливость, в страховании — автоматически выплачивать страховку в случае наступления страхового случая, снижая вероятность мошенничества со стороны страхователей, при проведении электронного голосования смарт-контракты помогают обрабатывать голоса и подсчитывать результаты, исключая возможность фальсификации, а в управление активами — автоматизировать процесс инвестирования и распределения прибыли, снижая затраты на услуги посредников.

На блокчейне также работают сервисы, которые шифруют документы и хранят их в распределенной сети, или сервисы для быстрой проверки академических дипломов и сертификатов. Банки с помощью блокчейна могут лучше защитить данные клиентов, ускорить процессы проведения транзакций и повысить прозрачность. В 2022 г. общая стоимость активов на платформах децентрализованных финансовых сервисов (DeFi) превысила $100 млрд и будет расти в дальнейшем.

Согласно ряду исследований, блокчейн дает возможность справиться с целым рядом проблем мобильных приложений: качественно защищать данные, сделать мобильные платежи безопасными, обеспечить аутентификацию пользователей, устройств и транзакций без необходимости вводить пароль, защищать мобильные устройства от взлома.

По данным опроса PwC, более 50% компаний с глобальным присутствием реализуют инициативы в области блокчейна. С развитием технологий и увеличением доступности блокчейн-инструментов можно ожидать роста интереса к этой технологии со стороны разработчиков. Для развития блокчейн-приложений также необходима интеграция технологии с существующей ИТ-инфраструктурой предприятий, традиционными базами данных, ERP-системами и пр.

Интеграция с 5G

Такая тенденция больше характерна для ряда зарубежных рынков, поскольку в России сети пятого поколения еще не получили развития. Между тем 5G меняет возможности мобильных приложений, обеспечивая высокую скорость и низкую задержку, позволяет шире использовать мультимедийные технологии и виртуальную/дополненную реальность.

Например, в отрасли здравоохранения и игровой индустрии это качественно меняет возможности мобильных приложений. Низкая задержка имеет решающее значение для приложений реального времени, таких как удаленная хирургия в здравоохранении. Периферийные вычисления в сетях 5G ускоряют обработку данных, что можно использовать в таких отраслях как беспилотные транспортные средства и производство.

От развертывания инфраструктуры 5G зависят такие направления как дополненная (AR) и виртуальная реальность (VR), которые могут произвести революцию в сфере разработки мобильных приложений. Приложения AR совмещают цифровую информацию и реальный мир, что открывает новые возможности в области навигации, дизайна интерьеров и рекламе. Приложения VR предлагают иммерсивное моделирование и обучение для таких отраслей, как авиация и здравоохранение. В сфере недвижимости приложения используют AR для виртуального показа объектов, повышая вовлеченность клиентов. По данным Grand View Research, объем мирового рынка виртуальной реальности к 2027 г. достигнет $62,1 млрд при среднегодовом росте 21,6%.

Развиваются приложения AR-навигации с точными средствами отслеживания местоположения, платформы с потоковой передачей мультимедиа: низкая задержка и высокая скорость качественно улучшают просмотр видео в формате . Кроме того, крупные игроки отрасли вкладывают значительные средства в развитие концепции метавселенной.

Кроссплатформенная разработка и интеграция

По прогнозам, в ближайшие годы существенно усилится тенденция кроссплатформенной интеграции. На этом рынке появились новые технологические решения, например, фреймворки, поддерживающие кроссплатформенную разработку, такие как React Native, FLutter, Ionic, Xamarin и NativeScript. Они предоставляют разработчикам инструменты создания приложений одновременно для нескольких операционных систем.

В России развивается экосистема отечественной ОС «Аврора» (форк операционной системы Sailfish), включая выпуск для нее новых мобильных приложений. Некоторые отечественные разработчики возлагают надежды на использование платформы Android Open Source Project (AOSP) — условно бесплатной и поставляющейся без мобильных сервисов Google. Существуют также мобильная ОС от компании «Астра» и мобильная платформа Rosa Mobile от НТЦ ИТ РОСА.

С помощью Flutter созданы мобильные приложения ряда мировых брендов, таких как Alibaba и Google, а также российских торговых сетей. Преимущества кроссплатформенных мобильных приложений — возможность запуска на разных устройствах и одинаковый пользовательский интерфейс, минимальные первоначальные затраты, более широкая целевая аудитория и простота обслуживания.

Платформы no code / low code

Для разработки приложений также популярны решения no code / low code, которые помогают создавать мобильные приложения в сжатые сроки и не требуют глубоких знаний программирования. No code — создание мобильного приложения из готовых элементов без программирования.

Платформы low code позволяют создавать приложения методами, исключающими программирование и работу с кодом. Они подходят для быстрого развертывания приложений, предлагают библиотеки плагинов, помогают снизить риски, связанные с выводом продукта на рынок.

В бизнесе применение no code / low code дают возможность снизить затраты на многозадачность, уменьшить эффект «выгорания» сотрудников, минимизировать ошибки в процессе создания приложений. Кроме того, применение подобных инструментов способствует улучшению бизнес-процессов и рабочей среды. В то же время решения no code / low code не всегда подходят для сложных случаев. Возможности у этих платформ ограничены.

Интеграция с интернетом вещей (ИВ)

Мобильные приложения могут взаимодействовать с умными устройствами и датчиками, что позволяет дистанционно управлять ими. В промышленности, сельском хозяйстве и здравоохранении такие приложения используются для мониторинга и управления IoT-устройствами.

Мобильные приложения собирают и отображают данные с устройств, позволяя управлять умными домами или контролировать промышленное оборудование. Аналитика данных интернета вещей обеспечивает профилактическое обслуживание, сокращая время простоя и затраты. Приложения для здравоохранения подключаются к носимым устройствам для удаленного мониторинга состояния пациентов, применяются в области телемедицины.

Телемедицину называют одним из самых быстрорастущих направлений в здравоохранении. Она может существенно повлиять на доступность медицинских услуг. Российским пользователям известны такие приложения как «Доктор Рядом Телемед», SmartMed, «Яндекс.Здоровье», DocDoc, «Онлайн Доктор», Doc+, Pirogov Clinic, My Doc и др. Эти технологические тренды меняют мобильные приложения, подходы к их разработке и использованию.

Мобильные приложения становятся не просто инструментами, а важными компонентами современных бизнес-стратегий. Для успешного продвижения мобильных приложений и сохранения конкурентных преимуществ нужно идти в ногу с последними тенденциями в этой динамично развивающейся отрасли.

Сергей Орлов