Разделы

Телеком

Рынок телекоммуникаций: Сотовый бум или сотовый Doom? ч.2

Виталий Солонин

Продолжение, начало статьи читайте здесь.

Сети нового поколения

Теперь несколько слов о 3G-сетях.

Финская телекоммуникационная группа Sonera опубликовала недавно прогноз, в котором говорится, что массовый рынок пользователей услуг 3G-связи не будет сформирован до 2004-2005 гг. Одна из причин этого кажется ей достаточно банальной - для работы в сетях следующего поколения просто-напросто не хватает мобильных телефонов.

Действительно, германский оператор мобильной связи MobilCom предупредил, что, возможно, будет вынужден отложить коммерческий запуск 3G-сети в связи с возникшими проблемами с поставкой телефонных аппаратов. Первоначально запуск планировалось осуществить в конце текущего года.

Вслед за немцами просят отсрочки и бельгийцы. Представители трёх операторов мобильной связи, действующих на территории Бельгии, - Proximus, Mobistar и KPN - среди причин задержки монтажа сети называют проблемы с поставкой оборудования и телефонных аппаратов, а также отсутствие необходимых разрешений на установку антенн. И, как стало недавно известно, правительство Бельгии пошло им навстречу и постановило отложить срок запуска сетей мобильной связи следующего поколения до сентября 2003 года.

На пути к ликвидации дефицита стоит разработчик технологий беспроводной связи Qualcomm, который представил чипсет, обеспечивающий операции между сетями стандартов 2-го и 3-го поколения - GPRS и WCDMA, a также GPRS и CDMA2000. Чипсеты поступят в продажу в IV квартале 2002 года.

Основной проблемой продвижения мобильной связи третьего поколения в массы может стать недостаточно удобный интерфейс, считают специалисты Datacomm Research. Так что победит тот, кто найдет наилучший способ получения и отправки мультимедийного контента с наладонных устройств.

Другая трудность в продвижении 3G-сетей связана с вмешательством регулирующих госструктур. К примеру, недавно стало известно о том, что шесть обладателей австрийских лицензий на услуги мобильной связи стандарта UMTS - Mobilkom Austria, max-mobil, One, tele.ring, Telefonica и Hutchison 3G - должны построить свои UMTS-сети самостоятельно. Сотрудничество разрешено лишь на очень ограниченной основе. Компании были подготовлены к такому решению RTR (австрийской организации, регулирующей сферу телекоммуникаций) и даже обрадовались ему, так как ожидали полного запрета на сотрудничество в создании 3G-сетей.

Немного лучше с сетями нового поколения дела обстоят в Японии, где, как известно, они уже были запущены в коммерческую эксплуатацию в октябре прошлого года. Теперь и J-Phone, третий по объему услуг оператор мобильной связи Японии, филиал Japan Telecom, анонсировал запуск собственной 3G-сети к 30 июня и достижение покрытия 90% территории Японии к концу 2004 года. Однако сам президент компании Дэррил Грин (Darryl Green) видит будущее 3G-связи в Японии без особого оптимизма. И тому есть причины - у NTT DoCoMo, лидера рынка, появились проблемы, связанные с недостаточным количеством пользователей. Число последних выросло в январе всего на 0,6% и достигло 67,5 млн.

Не секрет, что развертывание сетей нового поколения не каждому по карману, и это - еще один тормоз прогресса. Hutchison Whampoa, например, рассматривает возможность заимствования средств для создания 3G-сети в Швеции и Дании. Размер ссуды составит от 800 млн. евро до 1 млрд. Ссуда будет выдана во второй половине этого года, заявил финансовый директор Франк Сикст (Frank Sixt) после встречи с представителями банков в Гонконге, где обсуждалось выделение другой ссуды, в размере 3,2 млрд. евро, для создания сети мобильной связи в Италии.

Если операторов 3G-сетей, которые уже потратили или скоро потратят на развертывание сетей солидные суммы, ждет весьма туманное будущее, то правительства уже получают неплохую прибыль. Так, продажи лицензий на 3G-связь принесли Тайваню $1,4 млрд. - примерно на 50% больше, чем прогнозировaлось.

Впрочем, глава Microsoft Билл Гейтс, выступая в Шведском королевском институте технологий, пророчил мобильной связи третьего поколения феноменальный успех. По его словам, несмотря на финансовые проблемы крупных инвесторов, мобильные телефоны третьего поколения получат широкое распространение и сыграют положительную роль в развитии персонального компьютинга.

В России, напомню, в конце года компании МТС и Siemens объявили об успешном осуществлении демонстрации работы фрагмента сети третьего поколения - UMTS, во время которой были осуществлены голосовое соединение между мобильными станциями и между мобильной станцией и ISDN-телефоном, передача данных, а также продемонстрированы услуги сетей третьего поколения, в числе которых интерактивный путеводитель на основе решения Сity-On-Air; видеотелефония с использованием приложения Microsoft Net Meeting, реализуемая при помощи карманного PDA-устройства, веб-камеры, цветного экрана высокого разрешения; передача потокового видео в формате MPEG4. Скорость мобильного доступа составила 64 Кбит/с.

Так что в этом плане мы практически не отстаем от Сингапура, где департамент "Мобильные сети связи и передачи информации" (IC Mobile) компании Siemens и корпорация NEC успешно провели первый в этом регионе сеанс пакетной передачи данных в тестовой сети UMTS.

Однако по срокам начала коммерческой эксплуатации 3G-сетей, очевидно, нам придется уступить. KT ICOM, подразделение мобильной связи южнокорейского оператора проводной телефонной связи KT Corp., на днях откроет тендер на поставку оборудования для создаваемой 3G-сети. Оборудование четырех производителей - Samsung Electronics, LG Electronics, Ericsson и консорциумa, состоящего из корейской Mercury Corp. и канадской Nortel Networks - будет использоваться для запланированного на май, к началу проведения чемпионата мира по футболу, пилотного запуска услуг связи 3G совместно с японскими компаниями.

В Европе Siemens и NEC уже построили первые сети мобильной связи стандарта UMTS на острове Мэн и в Монако. Компании совместно обеспечили поставку сетевой инфраструктуры, терминальных устройств и приложений. Монако будет первой страной в Европе, где пройдут испытания работы мультимедийных приложений в городских условиях. К настоящему моменту Siemens и NEC успешно провели испытания сетей мобильной связи третьего поколения 17-ти операторов стран Европы и Азии.

Ну а что думают по поводу перспектив 3G-сетей российские эксперты?

Игорь Акулинин, директор отдела стратегического развития ЗАО "Соник Дуо":
"Российский рынок предоставления мобильных телекоммуникационных услуг развивается по тем же законам, что и европейские рынки. Конечно, существует некоторое запаздывание, которое постоянно сокращается и составляет на сегодня около 2 лет. А в Европе сети 3G, несмотря на финансовые трудности, строятся широко. Поэтому перспективы сетей 3G в России такие же, как и в Европе, но с отставанием около 2 лет.

Другое дело - рыночная востребованность в услугах на сетях третьего поколения. Статистика утверждает: количество людей, использующих мобильную связь, неуклонно растет, такими же темпами растет количество пользователей интернета. Теоретически это означает, что мобильные услуги, связанные с высокоскоростным доступом к сетям, очень востребованы.

Однако, практика показывает, что мотивация к использованию "неголосовых" услуг не очевидна. Это вызвано тем, что разговор, то есть голосовое общение, является естественным с точки зрения человеческой природы. А передача электронных сообщений не совсем естественна. Поэтому пока рано говорить о сложившейся рыночной потребности на услуги 3G.

Тем не менее, мы надеемся, что применение технологий третьего поколения позволит нам предложить нашим клиентам целый класс новых услуг, которые действительно нужны людям. Это услуги, основанные на передаче изображения, ведь восприятие изображения является естественным для человека. Потенциал рынка для таких услуг очевиден уже сегодня. И это лишь один из примеров, говорящий о том, что будущее услуг третьего поколения с каждым днем видится нам все более реалистичным и перспективным".

Михаил Умаров, руководитель Службы по связям с общественностью компании "ВымпелКом":
"Если говорить о мэйнстриме, столбовой дороге, - то, естественно, будущее за 3G. Но когда это будущее наступит, сколько средств потребует внедрение новых сетей от операторов, когда эти средства смогут окупиться, какие услуги будут наиболее востребованы - здесь четких ответов пока нет. В Европе безудержный оптимизм по поводу 3G сменился более трезвым подходом. Крупнейшие игроки рынка пока повернулись к традиционным услугам, в первую очередь, таким, как SMS и производным (MMS, EMS), не без оснований полагая, что именно они будут приносить реальный доход в ближайшее время. Пока более-менее реальные успехи на этом поприще у японцев - первую и единственную пока сеть 3G запустила NTT.

В России ситуация на сегодня такова: в Москве работают две опытные зоны третьего поколения (Би Лайн и МТС), готовятся к запуску опытные зоны других операторов, входящих в Ассоциацию 3G. В рамках этих зон операторы отрабатывают принципы электромагнитной совместимости, получают опыт для дальнейшего развития сетей 3G в России. Следующим этапом должно последовать лицензирование этих услуг, выделение спектра частот и собственно развертывание сетей. Но лицензирование - это прерогатива Минсвязи, и давать здесь какие то прогнозы по срокам, форме выдачи лицензий и их стоимости сложно".

Косинов Михаил Иванович, заместитель Генерального директора МСС по новым технологиям:
По моему мнению, третье поколение (3G) систем подвижной связи может рассматриваться как революционный этап на пути эволюции сотовых телекоммуникаций, в основном, по двум причинам:

  • возможность получения услуг в глобальном масштабе (по крайней мере, на земном шаре);
  • возможность получения существенного объема информации (и не только при помощи передачи речи).

Хотя и сети стандарта GSM (система второго поколения - 2G) де-факто стремятся к глобальному покрытию, но, скорее всего, эта задача полностью будет решена лишь в системах 3G. Скорости передачи данных в 3G позволят работать с настолько большими объемами информации, что это приведет к появлению качественно новых услуг. Наверное, подобное явление можно сравнить с переходом от Электронно-вычислительных центров к персональным компьютерам в каждом доме, на каждом предприятии. Сейчас трудно представить себе современное предприятие, в котором печатают в основном на пишущих машинках, считают на счетах, не пользуются информацией из интернета, не имеют моментального доступа к базам данных. Третье поколение систем сотовой связи позволит массовому персональному пользователю получать доступ к информации практически в любом месте земного шара и при движении в пространстве на той скорости, на которой могут двигаться современные транспортные средства. Можно сказать, что появится еще одна степень свободы. Но будет и ряд "узких мест" на пути реализации глобального проекта 3G. Массовый пользователь, со своей стороны, должен еще проявить интерес к работе с услугами 3G, привыкнуть к ним, ассоциировать эти услуги как часть своей повседневной деятельности и при этом обладать ресурсами для оплаты таких услуг. Сюда же нужно отнести фактор времени, значительные денежные средства и другие ресурсы. И все-таки движение всех стран, операторов и пользователей в направлении 3G-систем будет неизбежно продолжаться. Первым на этом пути, как всегда, будет намного труднее, и они понесут большие затраты. Возможная выдача первых лицензий 3G в России в этом году представляется своевременным шагом и позволит нашей стране не отстать от мирового уровня прогресса.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Гарт Селф, президент и главный управляющий Группы Компаний "Индиго":
Я бы сказал, что не вижу рынка для сетей третьего поколения высокой частоты в России за пределами Москвы в ближайшее время из-за высоких капитальных затрат на них. И действительно верю, что может быть рынок для сетей третьего поколения низкой частоты, я имею в виду CDMA-2000 в частотном диапазоне 450 MГц, из-за невысоких капитальных затрат на низкие частоты.

Леонид Платонов, руководитель подразделения мобильных сетей Lucent Technologies в России и СНГ:
"Как всякие новые революционные начинания, сети третьего поколения и в России, и за рубежом, безусловно, пройдут через непростой период борьбы за свое существование. И дело здесь вовсе не в консерватизме потребителей, а в необходимости завоевать своего пользователя. На мой взгляд, ситуация с сетями третьего поколения напоминает середину прошлого века, когда на смену привычному репродуктору стремительно двигался телевизор. Что получилось в результате, мы все знаем - репродуктор эволюционировал в малогабаритный, надежный и недорогой радиоприемник, которым мы до сих пор пользуемся, например, в автомобиле, а телевидение переболело болезнью многостандартности, сделав мультисистемные цветные приемники неотъемлемым атрибутом наших квартир. Другими словами, сети третьего поколения, несомненно, ждет большое будущее и в России и за рубежом, и вопросы, которые единственно остаются открытыми - когда можно ожидать пика их коммерческого успеха и что и когда предложат конечному пользователю сети уже 4-го поколения".

Алpександр Николаев, PR менеджер, Отделение Ericsson по Восточной Европе и Средней Азии:
"Очевидно, что всеохватывающий, единовременный "тектонический" сдвиг технологий вряд ли реален даже теоретически. 3G представляет собой одну из наиболее масштабных за всю историю человечества технологических перемен, а также перемен в бизнесе. Постепенный характер этого процесса стимулируется объективными факторами - высокой потребностью в расширении сетевой емкости. Увеличивается количество пользователей, а также используемое ими эфирное время. Еще один фактор - растущий спрос на услуги мобильного интернета.

На сегодняшний день компания Ericsson поставила оборудование 3G (WCDMA) для коммерческих систем более чем 30 операторам во всем мире".

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Приводя примеры участия Ericsson в 3G-гонке, Александр Николаев вспомнил о поставках оборудования RBS для японского оператора NTT DoCoMo, отгрузку базовых станций GSM/EDGE в Северную Америку и поставку опытной системы для фрагмента опытной зоны UMTS в Москве для "Соник Дуо", оператора сети "МегаФон" в московском регионе.

По мнению Николаева, 80% пользователей сотовой связи будут мигрировать в сторону третьего поколения по эволюционной цепочке GSM/GPRS/EDGE/WCDMA или cdmaOne/CDMA2000.

Александр Луковкин, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании "Ярославль-GSM":
"На мой взгляд, перспективы развития сетей 3-го поколения зависят от спектра услуг, которые смогут предоставить операторы, и от преимуществ, которые получит абонент, пользуясь этими услугами. На момент запуска сетей будут существовать очевидные минусы - это отсутствие роуминга, ограниченный выбор и высокая цена абонентских терминалов, а также, очевидно, относительно высокая стоимость трафика".

По мнению Александра Луковкина, при существующих тарифах востребованность услуг передачи данных в России очень низка, так что на сегодняшний день ожидать резкого роста абонентской базы сетей3-го поколения не стоит. А говорить о перспективах 3G-сетей в бедных регионах, как считает Александр Шустов, менеджер отдела информации компании "Ярославль-GSM", и вовсе бессмысленно.

Итак, как полагает большинство наших собеседников, будущее у 3G-сетей в России есть, но когда оно наступит - неизвестно.

Нам бы их проблемы

А что беспокоит европейцев и американцев? Кража мобильника вряд ли кого обрадует, и операторы придумывают всяческие способы избавления своих абонентов от чрезмерной печали по этому поводу. Британцы здесь не исключение - по статистике, в Великобритании в 2001 году украдено почти 700 тысяч мобильных устройств связи.

Министерство внутренних дел Великобритании обратилось к телефонным компаниям с просьбой реализовать специальные программы, которые позволили бы инактивировать украденные устройства по просьбе владельца, который должен будет предоставить для этого уникальный идентификационный номер мобильного аппарата (IMEI). Операторы мобильной связи откликнулись на этот призыв, в частности, Vodafone и BT Cellnet заключили недавно соглашение о совместной реализации мер по предотвращению краж мобильных телефонов. Ранее другие британские операторы мобильной связи - Virgin, One 2 One и Orange - предприняли такие меры по блокировке мобильных телефонов при получении идентификационного номера.

В России же пытаются бороться с "сотовыми" ворами, к примеру, с помощью страхования мобильных телефонов. Такую услугу ввела недавно группа "Ренессанс-Страхование". Тарифная ставка составляет 5% от страховой суммы - стоимости нового телефонного аппарата. А чтобы не пришлось бороться с имитаторами потерь и краж, страховая компания предусмотрительно не включила потери и карманные кражи в перечень страховых случаев. К последним относятся только ДТП, кражи со взломом, грабежи, пожары и другие неприятные события, которые можно подтвердить документально.

Среди новых услуг в Великобритании стоит отметить услугу, намеченную компанией Vodafone (www.vodafone.com), по которой абоненты компании смогут использовать мобильные телефоны для оплаты информации, получаемой ими с различных веб-сайтов. Механизм оплаты реализован через SMS по номеру, указанному на сайте. В ответ требуется получить подтверждение и PIN-код для доступа к нужной информации.

Таким образом, сделан еще один шаг в решении проблемы микроплатежей в интернете - многие веб-серферы не решаются доверять владельцам сайтов персональные данные и номера своих кредитных карт при незначительном объеме платежей.

А американские операторы озабочены тем, насколько обременительным будет для них переход к системе с постоянным номером мобильника. По оценкам Ассоциации изготовителей сотовых телекоммуникационных систем (CTIA), на внедрение и обслуживание системы неизменного номера от операторов связи потребуется единовременно потратить около $900 млн. Еще $500 млн. необходимо тратить ежегодно для поддержания возможностей этой услуги.

Заокеанских операторов должно частично успокоить исследование агентства Goldman Sachs, согласно которому даже при обязательном введении системы постоянных телефонных номеров (т. е. возможности абоненту использовать один и тот же номер мобильного телефона при переходе к другому оператору) уровень оттока абонентов у действующих американских операторов мобильной связи не увеличится, скорее, наоборот - часть абонентов проводных линий полностью от них откажутся и перейдут к услугам мобильной связи.

Тем временем продажа мелодий для мобильных телефонов постепенно складывается в отдельную отрасль экономики. По оценкам немецких маркетологов, только в одной Германии на приобретение мелодий для мобильных телефонов в этом году будет потрачено около 100 млн. марок ($45 млн.) при средней стоимости одной мелодии - 15 марок ($7).

Другая европейская тенденция - увлечение скандинавских жителей мобильными играми. Но не думайте, что это раскладывание пасьянсов, тетрис или аналог динамичной компьютерной игры - побегать с мобильником в руках придется самому! В игре BotFighters от компаний It's Alive (Швеция) и Wireless Factory (Дания) участники предстают в роли роботов, сражающихся друг с другом при помощи разнообразного оружия - от лазерных пушек до управляемых ракет. Примечательно то, что огонь можно вести, лишь приблизившись к оппоненту на достаточно близкое расстояние в реальном мире. Игра реализуется через SMS, а любое действие - выбор робота, сканирование территории на наличие противников, ведение огня, и т.п. - стоит около 20 центов, так что мобильные операторы и разработчики игры потирают руки в ожидании неплохих прибылей.

Не до игр британским любителям голубей - по их мнению, размещение станций сотовой связи с высокими антеннами сложной конфигурации приводит к значительному росту числа птиц, не возвращающихся домой. Владельцы голубятен настаивают на проведении серьезных проверок перед началом строительства новых базовых станций и готовы добиваться этого всеми силами.

Начало статьи читайте здесь.