Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Ключевые ИТ-проекты в авиаотрасли: фокус на клиенте

Ключевые ИТ-проекты в авиаотрасли: фокус на клиенте

Усиление конкуренции заставляет российские авиакомпании и аэропорты уделять повышенное внимание качеству обслуживания пассажиров. Самолетостроители делают акцент на совершенствовании внутренних процессов и улучшении качества продукции.

Авиационная отрасль – сложнейший комплекс, результаты работы которого зависят от успешного взаимодействия производителей летательных аппаратов, компаний-перевозчиков и служб аэропортов. Высокий уровень конкуренции диктует свои правила – пассажиры выбирают авиакомпании, способные предоставить комфортные условия полета. Перевозчики, в свою очередь, хотят работать с технически оснащенными аэропортами и летать на современных самолетах. Поэтому во многом развитие ИТ в российской авиации связано с внедрением клиентских сервисов.

Инфраструктура – основа всего

Несмотря на определенную консервативность и инерционность, свойственную участникам авиационного рынка, большинство из них отлично понимают, что внедрение любых инноваций будет иметь мало смысла, если не создать качественную ИТ-инфраструктуру.

Так, крупнейший отечественный воздушный перевозчик «Аэрофлот – Российские Авиалинии» совместно с компаниями HP и «Техносерв» создал резервный центр обработки данных, характеристики которого практически идентичны основному ЦОДу. «Основная наша задача – это бесперебойное обеспечение всеми необходимыми ИТ-сервисами как подразделений, обеспечивающих непосредственно производство полетов, так и бизнес-подразделений нашей компании. Это накладывает на ИТ-инфраструктуру особые требования к надежности и отказоустойчивости», – объяснял CNews Кирилл Богданов, заместитель генерального директора «Аэрофлота» по ИТ.

Заказчик Подрядчик Проект Сроки
Аэропорт Белгорода Информсвязь Холдинг Построение комплексной ИТ-инфраструктуры н.д. – ноябрь 2012 г.
Aэропорт Пулково Aй-Ти Внедрение автоматизированной системы звукового оповещения пассажиров С октября 2013 г.
Аэропорт Шереметьево Астерос Создание системы регистрации пассажиров н.д. – август 2012 г.
Aэрофлот Техносерв Создание модульного резервного ЦОДа III квартал 2012 – март 2013 гг.
Aэрофлот Омникомм-Сервис Создание систем управления транспортом, безопасности и контроля автотранспорта, системы управления автохозяйством, систем спутниковой связи и навигации Июнь 2012 – декабрь 2013 гг.
Вертолеты России Астерос Создание ИТ-инфраструктуры Национального центра вертолетостроения Март 2011 – сентябрь 2012 гг.
Вертолеты России Лаборатория Касперского Защита корпоративной сети Июль 2013 – июнь 2014 (план) гг.
Гражданские самолеты Сухого АМТ-Груп Создание инженерной инфраструктуры ЦОДа Март–июнь 2013 г.
ОКБ Сухого Борлас Модернизация ERP-системы Июнь 2012 – декабрь 2012 г.

Источник: CNews, Tadviser, 2013

Один из самых масштабных инфраструктурных проектов выполнен в Белгороде. В рамках реализации государственной программы по модернизации аэропорта с целью создания на его базе еще одного национального международного авиаузла компания «Информсвязь» спроектировала 26 систем, обеспечивающих жизнеобеспечение и бесперебойную работу всех служб, включая системы отопления, вентиляции и кондиционирования, водоснабжения, электроснабжения, АТС, электрочасофикации, визуального информирования пассажиров и др.

В преддверии крупнейшего международного мероприятия саммита АТЭС во Владивостоке, для которого резервным транспортным узлом выступил Хабаровский аэропорт, руководство приняло решение провести необходимую модернизацию объектов инфраструктуры, в том числе создать современную систему информирования для повышения качества обслуживания пассажиров. Внедренная специалистами компании «Aй-Ти» автоматизированная информационно-справочная система обеспечивает визуальное и речевое информирование пассажиров и сотрудников аэропорта о текущей ситуации на территории транспортного терминала: о прохождении регистрации, о посадке и выдаче багажа, изменениях в расписании, взлете и приземлении воздушных судов, экстренных ситуациях и предлагаемых на аэровокзале услугах. Визуальная информация отображается на 35 электронных табло на двух языках — русском и английском.

Повышенное внимание построению и модернизации инфраструктуры уделяют и производители летательных аппаратов, которые в последние годы получают солидную финансовую поддержку со стороны государства. В соответствии с концепцией развития российской вертолетостроительной отрасли холдингом «Вертолеты России» было принято решение о создании в подмосковном поселке Томилино Национального центра вертолетостроения (НЦВ), в котором будут сосредоточены ресурсы ведущих российских разработчиков вертолетной техники – ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля» и ОАО «Камов». Создание ИТ-инфраструктуры нового здания НЦВ было доверено специалистам компании «Астерос».

Основой вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры научного комплекса стала структурированная кабельная система Systimax GigaSPEED XL, которая поддерживает работу более 2500 сотрудников. IP-телефония построенa на решении Cisco UCM, интегрированном с системами мультимедиа и видеоконференцсвязи. Обработка и хранение колоссальных массивов информации и критически важных приложений холдинга производится при помощи 3 дата-центров, мощностью 250 кВт каждый.

Один из крупнейших проектов создания центра обработки данных в отрасли выполнили «Гражданские самолеты Сухого». С помощью «АМТ-Груп» летом 2013 г. завершено создание ЦОДа с резервированием основных компонентов инженерных систем, что позволяет проводить техническое обслуживание систем объекта без остановки центра.

А в ОКБ Сухого был выполнен масштабный проект модернизации ERP-системы. Его основной предпосылкой стало изменение организационной и финансовой структуры компании. «Приведение информационной системы управления ИСУ на базе Oracle E-Business Suite в соответствие с новыми параметрами потребовало большого объема организационных, методологических и технических работ, в т. ч. доработки функциональных решений. Было выявлено, что необходимы изменения почти в 90 ключевых бизнес-процессах, а общее количество отчетов в системе, которые нужно было доработать, достигало 80. Одновременно нужно было модернизировать аппаратную инфраструктуру. Всего на проекте были заняты около 30 человек, совместной команды из специалистов ОКБ и «Борласа». Все изменения проводились с сохранением полной работоспособности текущей версии. На эти работы было отведено всего 7 месяцев», – говорит Александр Зябкин, представитель группы «Борлас».

Контроль и управление

Очевидный тренд последних лет в отрасли – внедрение систем управления транспортом, а также геоинформационных систем (ГИС). Сразу два крупных проекта в 2013 г. завершены в «Аэрофлоте». Компания «Омникомм-Сервис» выполнила внедрение системы контроля автотранспорта ГЛОНАСС/GPS, которая позволила повысить интенсивность использования автотранспорта и снизить издержки, связанные с его эксплуатацией, снизить расходы на ГСМ, повысить точность и оперативность перевозки пассажиров и багажа внутри взлетно-посадочной зоны, осуществлять постоянный технический контроль состояния транспорта. Важной особенностью проекта стало использование датчиков расхода топлива и исполнительных элементов. К началу 2013 года системой были оснащены около 300 единиц транспорта «Аэрофлота». Это помогло заказчику сократить расходы на топливо на 30% при сроке окупаемости 3–4 месяца.

В октябре 2013 г. силами группы CDC в «Аэрофлоте» завершено внедрение автоматизированной системы контроля производственной деятельности и обмена данными (АС КПДиОД), предназначенной для оперативного управления наземной техникой и перронным персоналом в аэропорту Шереметьево. Система обеспечивает оперативную передачу заданий на выполнение работ и текстовых сообщений перронным сотрудникам, выполняющим обслуживание воздушных судов, получение отчетов от них о выполнении задач, а также позволяет осуществлять мониторинг местонахождения и перемещений сотрудников на перроне на электронной карте.

Для работы с системой перронному персоналу раздали защищенные коммуникаторы на базе ОС Windows Embedded Handheld 6.5 и защищенные планшеты на базе ОС Windows 7. Обмен данными между мобильными устройствами и сервером системы осуществляется по 3G-сетям МТС. По состоянию на октябрь 2013 г. в проекте принимало участие 160 сотрудников, однако планируется расширение до 340 мобильных рабочих мест.

В ноябре 2013 г. в промышленную эксплуатацию введена система мониторинга положения воздушных судов и спецтехники аэропорта «Внуково». Система SmartRamp от компании SpaceTeam интегрирована с основной системой управления производственной деятельностью аэропорта, Inform GroundStar, и является фактически единственной системой, полностью отвечающей требованиям целого ряда нормативных документов в области перевозок пассажиров и опасных грузов. Основные цели, достигнутые в результате внедрения системы мониторинга на базе ГЛОНАСС, — это обеспечение соблюдения правил, норм и стандартов безопасности на перроне, сокращение времени наземного обслуживания и оборачиваемости воздушных судов и, как следствие, повышение эффективности производственной деятельности и безопасности пассажиров.

Новый уровень качества обслуживания

Обслуживание клиентов и контроль пассажиропотока – главные задачи любой авиакомпании. Соответственно большая часть ИТ-систем охватывает такие процессы как информирование, учет и регистрация пассажиров. Если с первыми двумя процессами на практике сложностей, как правило, не возникает, то регистрация нередко сопряжена с рядом сложностей и дискомфортом для пассажира. И дело не только в очередях.

«Взаимодействие аэропорта и авиаперевозчика происходит в различных информационных системах, и чем больше компаний работает в терминале, тем выше его затраты на сотрудников, их обучение, дополнительное оборудование и интеграцию новых систем, объясняет Татьяна Лемешева, директор по продажам департамента транспорта и авиации группы «Астерос». – Именно поэтому особый интерес для менеджмента аэропортов представляют решения, которые позволяют регистрировать пассажиров независимо от того, какую из систем для этого использует авиакомпания. Мобильный функционал (соответствующее приложение на планшете и портативный принтер) позволяет агентам работать в любой точке аэропорта. Таким образом, снижаются финансовые расходы и искореняются очереди».

В последнее время в отрасли реализованы ряд знаковых проектов по внедрению инновационных систем регистрации и оповещения пассажиров. Принципиально новое решение «Астерос Контакт Авиа» в терминале F аэропорта «Шереметьево» внедрила компания «Астерос Лабс». Оно обладает эргономичным интерфейсом, позволяющим максимально оперативно регистрировать пассажиров, подключаясь практически к любой системе DCS. Интерфейс решения связан с операционной базой данных аэропорта (AODB) для автоматической отправки информации о составе пассажиров, зарегистрированных на данный рейс, а также сбора плановой информации и статистики по количеству и составу пассажиров. Также имеется мобильное приложение для автоматической регистрации пассажиров без багажа в любой точке аэропорта.

Также аэропорт «Шереметьево» обладает современной автоматизированной системой звукового информирования (АСЗИ) от компании «Ай-Ти». Система охватывает четыре терминала (C, D, E и F). Внедрение AСЗИ в полном объеме позволит осуществлять голосовое информирование пассажиров и сотрудников аэропорта на шести языках: о прохождении регистрации, посадке и выдаче багажа, изменениях в расписании, взлете и приземлении воздушных судов, отправлении поездов «Аэроэкспресс» и автобусов «шаттл» и предлагаемых услугах. Особое значение автоматизированная система имеет при информировании пассажиров в кризисных ситуациях. Система дублирует все звуковые сообщения текстом, который отображается на мониторах в аэропорту, что позволяет пассажирам с ограничениями по слуху получать необходимые данные.

В октябре 2013 г. компания «Ай-Ти» начала проект внедрения системы звукового оповещения пассажиров и персонала в аэропорту Санкт-Петербурга «Пулково». Система позволит получать своевременную информацию о прохождении регистрации, о взлете и приземлении воздушных судов, о посадке и выдаче багажа, об изменениях в расписании, a также о предлагаемых аэропортом услугах. Особая роль отводится системе при информировании пассажиров в кризисных ситуациях, когда скорость и качество передачи объявлений крайне важны.

По сообщениям интегратора, в ходе проекта впервые в России предстоит реализовать программный интерфейс управления звуковым оборудованием Honeywell, позволяющий использовать его как в системах пожарной сигнализации, так и в системе звукового информирования. Для сотрудников аэропорта будут созданы автоматизированные рабочие места, предоставляющие широкие возможности по управлению и мониторингу функционирования системы.

Значительно повысить уровень обслуживания пассажиров удалось в международном аэропорту Белгорода. В нем внедрены информационные терминалы серии CMT Info kiosk и платежные терминалы серии CMT Smart Pay, работающие под управлением операционной системы Windows Embedded POSReady 2009. В результате внедрения информационно – справочной системы и системы автоматической оплаты пассажирами процедуры упаковки и хранения багажа удалось не только максимально упростить процесс регистрации, но также снизить нагрузку на основные стойки, за которыми работают агенты службы организации перевозок.

Современный аэропорт – это по сути небольшой город, который включает в себя специализированные зоны комфорта, организованную сеть Wi-Fi, мобильные киоски, мультимедийное оборудование и электронные табло для информирования и просмотра различного контента, причем как в терминале, так и на борту самолета. «Мобильные технологии также постепенно интегрируются в авиасреду, – говорит Татьяна Лемешева. – Если расписанием рейсов на смартфоне уже никого не удивишь, то приложения для удаленной регистрации пассажиров только набирают популярность».

Комплексная безопасность

Наряду с обеспечением комфорта пассажиров, авиакомпании и аэропорты должны уделять повышенное внимание вопросам безопасности. Аэропорт – это не только объект стратегического назначения, но и зона массового скопления людей, что требует особых мер безопасности – развертывания ситуационных центров, установки досмотровых систем, организации видеонаблюдения, использования современных решений для распознавания химических, взрывоопасных веществ, оружия и др.

После теракта в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 г. многим пришлось переосмыслить подходы к обеспечению защиты своих клиентов и внедрить более совершенные системы видеонаблюдения. Логично, что массово такие проекты велись в 2011 г., отдельные публичные внедрения отмечены и позднее. Например, в 2012 г. современными системами обзавелись аэропорт Сочи и аэропорт «Крайний» на Байконуре.

По словам Татьяны Лемешевой, высший пилотаж – совместить обеспечение комфорта и безопасности без взаимного влияния друг на друга, для чего к подобным проектам необходимо подходить комплексно, начиная с самой ранней стадии проектирования. «При построении ИТ-инфраструктуры «под ключ» важно заранее смоделировать риски, что позволит одновременно повысить безопасность и качество предоставляемых услуг», – подчеркивает эксперт.

Российская авиационная отрасль начинает уделять более пристальное внимание и вопросам обеспечения информационной безопасности. В связи с необходимостью обработки персональных данных и другой информации, относящейся к категории конфиденциальной, необходимы жесткие меры по ее защите. При этом все внедряемые решения должны быть высокоэффективными и соответствовать законодательству РФ.

Традиционно высоки требования к защите информационных ресурсов и сетей в самолето- и вертолетостроении. С целью обеспечить унифицированную безопасность на предприятиях холдинга в июле 2013 г. «Вертолеты России» начали проект внедрения комплексной платформы Kaspersky Security для защиты корпоративной сети.

В Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» при помощи компании Leta создана система безопасной передачи конфиденциальной информации между филиалами. В качестве основы использовано решение Stonesoft StoneGate FW/VPN.

Административные задачи

Перед представителями авиастроения на сегодня стоят задачи повышения конкурентоспособности и укрепления позиций на мировом рынке. Кроме того, компании много усилий направляют на модернизацию производства, привлекая инновации и стремясь повысить операционную эффективность бизнеса в целом. В рамках стоящих перед авиастроителями задач особую актуальность приобретает совершенствование системы бюджетного управления. Крупные компании для этого выбирают решения промышленного класса на базе Oracle Hyperion Planning.

Холдинг «Вертолеты России», внедрив платформу Oracle, обеспечил решение необходимых задач по бизнес-планированию, бюджетированию и прогнозированию. В корпорации «Иркут», входящей в «Объединенную авиастроительную корпорацию», модернизирована автоматизированная система бюджетного управления и проведена ее миграция на платформу Oracle Hyperion Planning. Новой системой бюджетирования на этой платформе обзавелось и «ОКБ Сухого».

Авиационную отрасль России можно назвать одной из самых чувствительных к ИТ нaряду с банками, телекомом и ритейлом. Спектр направлений, которые в последние годы автоматизируют авиастроители, авиаперевозчики и аэропорты, весьма широк. Так, крупные авиакомпании внедряли портальные решения (S7, «Аэрофлот», «Деловые Линии»), в аэропортах были востребованы решения по управлению персоналом. Многие представители отрасли создают системы электронного документооборота, в основном с использованием отечественных решений – DocsVision, «Евфрат», «Диадок», Directum и др. Ряд авиакомпаний модернизировали контакт-центры, CRM-системы и системы управления проектами. Есть примеры внедрения современных систем регистрации DCS (например, в «Оренбургских авиалиниях»). Несколько крупных аэропортов, включая «Домодедово», с целью более эффективного проведения ремонтно-технического обслуживания внедрили EAM-системы. Авиастроительные предприятия выбирают MES-системы для управления производственными процессами.

Для некоторых производств в последние годы также актуальны вопросы внедрения ERP-систем, в том числе контуров HRM для управления человеческим капиталом. В 2012-2013 гг. завершены проекты как на отечественных платформах (1С, «Инталев», «Галактика»), так и с использованием западных продуктов (Microsoft, Oracle). Очевидный тренд последних лет – выбор отечественными производителями летательных аппаратов сложных западных систем, главным образом Siemens PLM Software, для автоматизированного проектирования и управления жизненным циклом продукции – от выработки концепции до утилизации.

Андрей Арсентьев

Вернуться на главную страницу обзора