Разделы

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Виртуальные этикетки от кофе и спамовое наводнение

Роза Иванова

Всю минувшую неделю громко звучало словосочетание "бурный рост". Будто бы и впрямь календарная весна дыхнула жизнью в застоявшийся было интернет, одной рукой подгоняя всходы, другой - приостанавливая прогресс традиционными весенними заморозками... Но прочь лирику! Обратимся к фактам: бурному росту Сети, действительно ярко проявившемуся в последние дни.

Сразу несколькими заметными проектами обогатился Рунет. Открылся отечественный вариант сайта кофейной марки Tchibo. Его назначение - создание онлайнового сообщества потребителей кофе Tchibo, объединенных общей идеей, интересами и мероприятиями. Это событие произошло в рамках политики по созданию международного портала Tchibo в тех странах, рынки которых являются стратегически важными для продвижения продукции Tchibo. Так сказать, старик Державин нас, наконец, заметил и... благословил.

Одновременно с представительством в реальном мире 8-ая международная выставка "Этикетка - 2002" появилась и в Сети. Мелочь, скажете вы? Напротив. Чего стоит интерактивная экскурсия по 262 стендам с этикетками, да еще с возможностью общения по почте или в конференциях по всем актуальным и наболевшим вопросам этикеток? Эта акция решительно и ярко характеризует все большее внедрение интернета в массы, а лучшего и желать нельзя.

Многофункциональная поисковая машина по карте Москвы запущена картографическим проектом eAtlas. В отличие от уже существующего чего-то подобного в других местах, здесь в форме поиска допускаются самые немыслимые сокращения, исправляются ошибки и опечатки; в случае неудачи вместо привычного "Не найдено" предлагаются близлежащие варианты. В недалеком будущем данная услуга распространится и на другие карты, представленные на сайте.

Важным историческим событием во взаимоотношениях между молодежью России и Великобритании стало открытие портала ClickUK.ru, созданного по инициативе Британского совета в России. В его основу положен каталог британских интернет-ресурсов, освещающих близкие для подрастающего поколения темы, а целью проекта является оповещение аудитории Рунета о событиях в жизни современной британской молодежи, ее проблемах и интересах, выходящих за рамки наших традиционных представлений о "типично британском". Хотя вряд ли нас после скандально знаменитого фильма "На игле" уже чем-нибудь "нетипично британским" удивишь.

Новый информационный портал представила телекомпания НТВ. Это неискушенному читателю могло показаться, что по адресуNTV.RU находится то самое НТВ; отнюдь. Там находятся... другие, хоть и похожие по названию. Борьба телекомпании НТВ за домен длится как долго, так и безуспешно: недавнее заседание арбитражного суда снова оставило доменное имя NTV.ru в руках прежних владельцев. И приходится НТВ располагаться по другому адресу, впрочем, информационной насыщенности и динамичности сайта это не мешает.

Широкий спектр материалов обо всех аспектах платежной системы Visa теперь доступен и русскоязычным читателям: российское представительство Visa International и Ассоциация российских банков-членов Visa объявили о начале работы своего веб-сайта в Рунете.

Пополнения в мировом интернете - качественно иные. Конгресс США одобрил закон о детском доменном имени .kids.us, который будет зоной интернета, свободной от насилия, порнографии, азартных игр и другого вредного для детей контента.

К печальной дате: ровно шесть месяцев назад произошла атака террористов на Нью-Йорк и Вашингтон - в США создан проект "The Sept. 11 Digital Archive". Очередные отголоски трагедии приняли вид электронного архива для хранения тематических сообщений и свидетельств - писем, обсуждений в конференциях, фотографий, записей чатов, - захлестнувших Сеть в те дни. Туда и сейчас можно отправлять собственные архивные коллекции. По мнению создателей сайта, только так можно помочь надменным потомкам понять прошлое и избегать ошибок в настоящем.

В остальном же зарубежная часть Сети серьезностью и задумчивостью себя на прошедшей неделе сильно не утруждала. Немыслимую популярность неожиданно для всех набрал сайт "кота за стеклом": 12 тысяч человек в день заходят посмотреть на процесс выздоровления окруженного веб-камерами кота, сбитого машиной и проходящего долгий процесс реабилитации. Однако, интернетчики славны не только любопытством, но, оказывается, еще и наивностью. Недавнее сообщение из Пакистана заставило поразиться масштабам этого явления. Около 3000 пакистанцев подали заявки на получение гражданства страны... Ладония, созданной в интернете неким шведским художником, но созданной так талантливо и убедительно, что сетевой вымысел насквозь пронизал реальность, и теперь тысячи страждущих обращаются в настоящие государственные органы, прося помочь с иммиграцией в Ладонию, с вопросами о трудоустройстве и прочим низменным бытом.

Это и понятно: в той же южной части Азии рекрутинговые ресурсы переживают небывалый бум посещаемости, а это говорит само за себя.

И хотя новых сайтов в зарубежье появилось не так много - не числом, так умением... Зато там выросло количество сервисов. Среди бесплатных нельзя не отметить "Панель инструментов Google": это небольшая, полезная (хоть и не русифицированная) программа-дополнение для Internet Explorer, позволяющая получить доступ ко множеству специализированных функций ресурса.

На коммерческой ниве отличилась компания Yahoo!, дела которой, похоже, идут совсем неважно. Для продвижения своей сети услуг веб-портал проводит грандиознейшую распродажу самых разных предметов. До сих пор большую часть доходов компания получает за счет продажи рекламного места, а на отчисления от сделок, заключенных на Yahoo Shopping, приходится весьма скромная доля. Между тем, рынок онлайн-рекламы переживает не лучшие времена - значит, самое время что-то менять в списке и качестве услуг.

И за решениями дело не стало. Отныне пользователям службы GeoCities придется платить за FTP-доступ. Также компания Yahoo! представила два новых варианта подписки на сервис GeoCities. Первые коммерческие службы запущены на британской версии портала MSN. И, мало того, большинство британских сетевых СМИ намерны сделать свой контент платным.

Так что удивляться бурному росту показателей e-commerce не приходится. Сразу две ведущих исследовательских компании представили более чем оптимистичные прогнозы развития рынка В2В в ближайшие годы. Не оставляет желать лучшего и совокупный объем электронных транзакций в Австралии. И даже несмотря на экономический спад, растут обороты e-commerce в Сингапуре.

На этой ниве наши пенаты в настоящий момент могут похвалиться лишь ростом числа собраний, конференций и представленных отчетов. На церемонии открытия "Российского интернет-форума 2002", говоря о развитии электронного бизнеса, министр Российской Федерации по связи и информатизации Леонид Рейман заявил, что высокие показатели "появляются при преодолении 9-10%-ного порога интернетизации населения, а в 2001 г. охват россиян услугами интернета составил всего около 3%". Впрочем, однозначным достижением IT-индустрии является принятие в начале 2002 г. Правительством РФ Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", направленной на повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и качества жизни людей за счет массового распространения информационных и сетевых технологий. И, поскольку в 2001 году отрасль связи и информатизации успешно преодолела большинство негативных моментов, а депутаты уже предлагают законодательно оформить снижение налогов для провайдеров и электронных торговцев - искренне верится: все у нас получится.

Дальше - больше. Украинские пользователи Сети готовы объединиться в общественную организацию. Впервые в России к интернету подключена воспитательная колония. А российские учителя пройдут курс подробного знакомства с информационными технологиями в рамках всемирной благотворительной инициативы компании Intel "Обучение для будущего".

В то же время, не дожидаясь директив и помощи правительства, отдельные пользователи вовсю покоряют Сеть "за себя и за того парня". На минувшей неделе кое-кто из дорогих россиян поставил под вопрос существование интернет-пейджеров, заставив экспертов бить тревогу. Некий 22-летний выпускник петербургского вуза сумел придать хоть и назойливому, но вполне привычному и даже уже почти не раздражающему (как мухи) явлению спама истинно русский размах, разослав свыше 10 миллионов коммерческих сообщений по ICQ - разумеется, с коммерческой же выгодой.

"Люди, занимающиеся массовыми рассылками, находят все новые и новые способы досаждать нам с вами своей рекламой, - считает Петр Диденко, координатор проекта "Антиспам.Ру".- То, что массовые рассылки через ICQ не стали реальностью ранее, это, скорее, наше везение, чем что-то новое. Судя по всему, спамеры только сейчас смогли достичь достаточного технологического уровня, чтобы заниматься рассылками через ICQ. Ранее их "хватало" лишь на спам по электронной почте, но с появлением "спроса" на услуги спамеров стала появляться и конкуренция между людьми, которые выполняют на заказ массовые рассылки. Тот, кто предложит новые "сервисы", новые возможности и масштабы рассылок - к тому и пойдут те, кто хочет рекламировать свои товары и услуги с помощью спама. Это обычный рынок, который сейчас переживает этап становления, к нашему всеобщему сожалению. И это только начало".

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Противоположного мнения придерживается Александр Малюков, координатор проекта "СпамЭпидемСтанция". "Русские спамеры не поставили под вопрос ничье существование. Возможно, они нашли дырку, баг в программном продукте. Создатели программного продукта дырку залатают, если пользователи начнут громко выражать недовольство. Если бы хакеры могли ставить под вопрос существование софта, Билл Гейтс давно бы уже разорился", - считает он.

Но, в любом случае, все не так уж плохо. Рассчитывать на какие-то способы борьбы с подобным видом спама можно и нужно. "На нескольких уровнях - от программного до определения источника рассылки и привлечения к судебной ответственности", - заверил господин Малюков. "Как правило, большинство ICQ-клиентов (программ для работы с сервисами ICQ) позволяют не принимать сообщения от тех, кого получатель не знает. То есть, существует так называемый "contact list", куда пользователь ICQ вносит своих друзей. Можно настроить ICQ так, что сообщения, исходящие от кого-либо, кроме тех, кто есть в списке контактов, просто не будут доходить. В некоторых версиях ICQ этот режим включен по умолчанию, где-то это нужно настроить отдельно. Так что проблема при желании решаема довольно просто. Однако, довольно много тех, кто не включил такой режим в своем ICQ. Эти люди, безусловно, будут получать спам", - сообщает господин Диденко.

Говоря о прогнозах развития спамерской деятельности в интернете вообще и в Рунете в частности, Александр Малюков отметил: "На примере своего почтового ящика я наблюдаю тенденцию к увеличению. Когда объем спама превысит мыслимые пределы (скажем, провайдер платит за входящий трафик, из которого 51% - спам), провайдеру экономически будет выгоднее задушить спамера в утробе". По мнению Петра Диденко, "в последнее время стало абсолютно ясно, что спам приносит прибыль тем, кто им занимается, и тем, кто с помощью него рекламируется. Конечно, как только появляется некая новая возможность заработать деньги, обязательно найдутся и те, кто ею воспользуется. Это относится как к честным методам заработка, так и к не очень честным и правильным. Если в случае с явно нечестными, незаконными и неправильными методами зарабатывания денег (типа торговли наркотиками) все довольно ясно, все понимают, что это плохо, что за это можно поплатиться, - в случае по спамом все не настолько однозначно. Ни в одной стране нет законов, которые бы однозначно говорили "спам - это плохо", "спам - это хорошо", или еще как-то. Дело в том, что спам - это в первую очередь просто отправка почтовой корреспонденции, которая защищается правом человека на свободное распространение информации, и этот подход поддерживается законодательством большинства стран. Именно к этому принципу апеллирует большинство спамеров, оправдывая свою деятельность. Пока наше и мировое законодательство не придут к какому-то определенному мнению о том, что же такое спам, мы будем наблюдать только развитие рынка услуг незапрошенных рекламных рассылок. Детали - это частности и, по большому счету, не особенно интересны. Главное - это то, что перед спамерами нет преград: они имеют право делать, что хотят, и свободны использовать для этого практически любые средства и технологии, которые предоставляет современный интернет. Мы, как технические специалисты, видим довольно много неиспользованных еще способов досаждать рекламой. Может быть, это просто везение, что некоторых очень "многообещающих" возможностей спамеры пока не замечают или не обладают достаточной квалификацией для их использования.

Что касается развития законодательства, то здесь у нас, пользователей и провайдеров, перспективы тоже не очень ясные. Например, на днях в прямой трансляции с 6-го российского интернет-форума, который показывался в Сети в реальном времени, выступали чиновники из Министерства связи РФ. Они участвовали в круглом столе "Государство и интернет", где отвечали на вопросы представителей РИФа. К сожалению, никто не задавал чиновникам из Минсвязи вопросов, связанных с проблемами спама; и это, кстати, очень символично: продвигаются и принимаются только те законы и законопроекты, за которыми стоят деньги или очень серьезные интересы. В случае со спамом никаких особых денег не наблюдается, ничьи крупные интересы не затрагиваются. Пока что люди, предоставляющие услуги по рассылке спама, зарабатывают десятки, реже - сотни долларов, а провайдеры теряют не очень большие деньги, чтобы заниматься лоббированием каких-то законов. Видимо, должно пройти время, чтобы пришло понимание того, что со спамом нужно бороться. Для этого спам, как это ни прискорбно сознавать и прогнозировать, должен начать приносить гораздо более серьезные убытки провайдерам и пользователям".

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Другим эпатажным нарушителем спокойствия на минувшей неделе стал компьютерный специалист из США, сумевший создать и раскрутить порносайт за счет... Министерства обороны своей страны. Общие убытки правительства США от деятельности предприимчивого бизнесмена превысили $300 тыс., но долг платежом красен: преступник предстал перед судом и теперь заплатит за все. Ему предъявлено обвинение из 68 пунктов, среди которых - мошенничество с использованием электронных средств коммуникации, нецелевое использование средств, подача заведомо ложных заявок для получения государственных средств. Есть ли в числе пунктов "моральный ущерб", не сообщается.

А ушлая пара британцев умудрилась заработать около $1 млн., продавая доменные имена в несуществующей зоне .usa. При совершенно однозначном факте мошенничества, подвести это под юридическую базу, оказывается, не так просто, как кажется. А уж отсудить свои средства обратно патриотично настроенным американцам будет и вовсе проблематично.

Это в очередной раз вскрыло уже упоминавшиеся проблемы, связанные с ICANN, и факты недовольства ее деятельностью со стороны пользователей. На открывшемся же в Гане форуме ключевой стала тема "кто будет осуществлять надзор за глобальной Сетью", а президент ICANN оказался под жестким натиском критиков и вынужден был признать, что предполагаемая корпорацией реформа действительно является спорной и будет еще неоднократно обсуждаться с привлечением различных экспертов.

И к слову о больших деньгах в Сети: племянник короля Саудовской Аравии, принц Аль Валид, чье личное состояние оценивается в $20 млрд., вновь сделал дорогостоящие инвестиции, в том числе в интернет-компании. За последние полгода принц купил акции медийного гиганта AOL Time Warner, банка Citigroup и сетевого туристического сервиса Priceline.com на общую сумму свыше $1 млрд. Вера принца в бренд AOL вполне объяснима: AOL относится к так называемой "большой тройке" ресурсов Сети, в которую также входят порталы Microsoft и Yahoo!, а число его зарегистрированных пользователей превысило 34 млн.

В числе других сетевых счастливчиков - корпорация IBM, успешно сохраняющая лидерство на мировом рынке хостинга; а вот неудачником показала себя компания Lycos Europe, зафиксировав значительные убытки и заявив о готовности сократить персонал. Наиболее проблемным сектором для Lycos Europe стала интернет-реклама, доходы которой в связи с общей рецессией рынка снизились.

Говоря же об онлайновой рекламе вообще, - на днях опубликованы данные статистического отчета о состоянии рекламного рынка США. Ведущим рекламодателем стал онлайновый аукцион eBay, вторым следует концерн General Motors, третья строчка осталась за провайдером финансовых услуг Providian. Также в первую десятку вошли Amazon.com, Barnes & Noble, интернет-банк Bank One, медиагигант AOL Time Warner, сервис Classmates, империя развлечений Vivendi и производитель компьютеров Dell.

"К сожалению, наша электронная коммерция не выросла до того размера, чтобы занимать лидирующие позиции среди рекламодателей даже в интернете, - считает Григорий Шанаев, директор агентства интернет-маркетинга A-Net. - На первом месте среди рекламодателей в Рунете по-прежнему остается IT-индустрия и интернет-сервисы. Это вполне объяснимо тем, что количество пользователей Сети не достигло еще той отметки, чтобы производители FMCG (или, как их у нас называют, товаров народного потребления) обращали свое внимание на обязательное использование интернет-маркетинга. Аудитория Рунета остается пока что такой же выделенной по сравнению с общим населением России, как и два года назад. Посему, в первую очередь, компьютерные компании в обязательном порядке используют интернет в своем маркетинге. На втором месте стоят новостные интернет-ресурсы, которые, в то же время, практически не вкладывают живых денег в свою рекламу, а активно используют всевозможные формы бартера (баннерообмен, информационное спонсорство и т.п.) для собственного продвижения. Вслед за ними с большим отрывом идут финансовые услуги, туризм и сотовая связь. Пока что нет выделенных лидеров в целом по рынку. Есть лишь крупнейшие "в своем классе" игроки. Но, как правило, и они не являются абсолютными лидерами, а делят свое первенство с двумя-тремя конкурентами. Эта печальная картина вселяет оптимизм - есть куда двигаться!"

По мнению Кирилла Чистова из Internet Media House / Video International, на вопрос кто является лидером среди рекламодателей в Рунете, трудно ответить, т.к. никто ответственно не мониторит расходы на интернет-рекламу. По данным ИМХО среди крупнейших рекламодателей (кроме интернет-провайдеров) за прошлый: Intel (вкл. программу Intel Inside), Microsoft, IBM, HP, Beeline, Nokia, Megafon, Koshelek.ru, M Video, Volvo (включая дилеров). Хотя данные внутреннего мониторинга могут несколько расходиться с реальными цифрами.

Оптимистичные заявления звучали в течение недели и на биржевом рынке, как всегда неспокойном. NASDAQ рос, наполняя сердца заинтересованных сторон радостным трепетом. "Люди теперь чувствуют себя более уверенно в отношении перспектив фондового рынка", "Пессимизм инвесторов сменился осторожным оптимизмом", - говорили аналитики. Хотели-то как лучше, а получилось как всегда: последующие торги 12 марта были отмечены серьезным падением индекса NASDAQ в связи с появлением значительного числа негативных новостей от технологических корпораций. Поступившие затем данные о более слабых, чем ожидалось, розничных продажах, а также негативные сообщения от технологических корпораций окончательно закрепили негативный настрой инвесторов и обеспечили значительное снижение фондовых индексов по итогам 13 марта.

Ну да не все коту масленица. Куда-то вкладывают миллиарды, чьи-то графики и показатели ползут вверх - значит, где-то, согласно закону сохранения энергии, что-то обязательно должно пойти на убыль. Всему свое время: будет и на улице NASDAQ праздник. Когда-нибудь.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами Вашей компании, по следующим темам:

  • Рынок корпоративного ПО;
  • Сеть и безопасность (информационная безопасность);
  • Digital Life (цифровые устройства);
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Авторство и указание компании будет сохранено.

Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru.