Разделы

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Дело вместо тела, онлайновая церковь и подделка ЭЦП

Роза Иванова

Минувшие дни содержали в себе две знаменательные даты: 1 апреля с его традиционными розыгрышами, а также 4 апреля, иначе говоря, 4.04 - самые популярные цифры в интернете. Но поскольку в Сети, к счастью, помимо страниц Error 404, есть и другие - значит, есть о чем рассказать в обзоре событий очередной прошедшей недели.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними... И вот то, о чем в конце прошлого года говорилось с определенной долей уверенности, окрашенной искренним изумлением, теперь стало основополагающим тезисом современной Сети: пользователи интернета уже давно и верно тратят меньше времени на поиск материалов сексуального характера и уделяют больше внимания поиску деловой информации. Результаты многолетних исследований показали, что интересы сместились от развлекательных и эротических материалов к информации, касающейся бизнеса и путешествий. За этими сухими строчками кроется достаточно важный момент, который еще предстоит осмысливать грядущим поколениям ученых: интернет вышел-таки из подросткового возраста, вытянув в зрелость и своих апологетов. Сколько нам пророчили безрадостное компьютерное будущее, в котором не найдется места утехам и занятиям вне монитора? А не вышло. Пользователи, вдоволь насладившись виртуальным сексом и сопровождающимися щелчком мыши развлечениями, оставили это, как вчерашний ребенок оставляет игрушку, и отдали предпочтение тому, что более связано с реальностью: деловой активности и путешествиям (последнее уж точно, не отрываясь от стула, не совершишь). "Играет роль и психологический фактор - секс в сети стал вещью обыкновенной. "Когда людям достался первый в жизни словарь и все грубые слова они в нем уже пересмотрели, словарь стал использоваться по назначению - для игры в скрэббл и правильного написания трудных слов", - заявляет один из аналитиков.

Переоценка ценностей не состоялась: люди (в подавляющем своем большинстве; об исключениях мы не говорим) не готовы намертво прирасти к компьютеру, заменяя всеми его соблазнами многообразие возможностей реальной жизни; а цифровая сексуальная революция не успела привести к демографическому кризису. Интернет воспринимается как прекрасное подспорье, но не замещение реальности. И теперь сомневаться в этом не приходится.

В связи с этим, забавный пример - из области, вообще достаточно косвенно связанной с реальностью. Речь о церкви. Как выяснилось, вера и цифровые технологии могут прекрасно идти рука об руку, и последнее не только не мешает первому, но напротив: в отдельно взятых случаях интернет помогает быть ближе к Богу. Так, лютеранский храм Хельсинки стал первой в Финляндии интернет-церковью, богослужения которой прихожане могут посещать с помощью компьютера. Интерес к эксперименту превзошел самые оптимистичные прогнозы: только за первые две недели марта количество посетителей сайта составило более тысячи, а вот "собрать аналогичное количество прихожан на богослужение в обычной церкви не так просто", сообщили служители. Популярность интернет-церкви объясняется еще и тем, что посещение богослужений возможно в любое удобное для прихожанина время суток и из любой точки земного шара. Инквизиторы, надо думать, в гробу переворачиваются...

Возвращаясь к приоритетам пользователей: установлено, что мужчины более склонны к сервисам e-commerce, в то время как женщины предпочитают сетевые игры. Свыше четверти американцев, имеющих доступ в интернет, в поисках информации регулярно посещают правительственные веб-ресурсы. При этом темпы роста числа пользователей интернета в США продолжают сокращаться, однако времени в нем проводится все больше. Но это нисколько не противоречит моим, сделанным чуть выше, выводам: проведенное в Сети время выросло с 15 часов в месяц (декабрь 2000 года) аж до... 17 часов в месяц (декабрь 2001), что, разумеется, капля в море семи с лишним сотен составляющих месяц часов. При этом неуклонно продолжает расти ежемесячный объем затрат среднего пользователя Сети на оплату товаров и услуг, предлагаемых в интернете - и это еще раз ярко характеризует, сколь облегчает жизнь Сеть, высвобождая все больше времени для занятий в оффлайне.

Состояние же интернета в России - пока на стадии бурного роста, о чем неоднократно сообщалось; увеличивается и охват его аудитории. К борьбе за кубок Яндекса по поиску в интернете уже вовсю подключаются школьники; а конкурсы исключительно для подростков - да еще серьезные, требующие большой компьютерной грамотности, с солидными призами - стали привычной частью виртуальной жизни. Что касается интересов к политике - то у россиян эта тема всегда была на высоте. Не зарастает тропа к сайту Государственной Думы, а уж идея опубликования на нем трудовых книжек депутатов и вовсе вызвала у аудитории бурные, продолжительные овации. В самой читающей стране мира это не должно удивлять: чем трудовая книжка - не книжка? И даже в вопросах низменного быта Сеть - все большее подспорье: коммерческий банк "Первое О.В.К." объявил о начале приема коммунальных платежей через интернет. Уходящие в прошлое очереди в сберкассах - об этом можно было только мечтать.

Что же касается растущего день ото дня интереса к бизнесу, вот новые сводки с передовых позиций: Jupiter Media Metrix, проведя исследование эффективности двадцати трех наиболее популярных систем интернет-банкинга, на первое место уверенно поместила Bank of America. Подсчет базировался на анализе поведения посетителей. По числу уникальных пользователей Bank of America значительно опередил такие компании, как Wells Fargo, Citigroup, Chase и Bank One. А во главе рейтинга наиболее популярных веб-ресурсов электронной коммерции прочно обосновались признанные лидеры отрасли - Amazon.com с 31,3 млн. уникальных посетителей, Yahoo! Shopping и eBay c 26,4 млн. и 24,6 млн. соответственно; завершает "горячую десятку" торговый портал DealTime с 5,6 млн. уникальных посетителей за февраль. Лидерство очевидно, герои в списках раз от разу все те же - это и понятно. Пользователь скорее выберет крупный, известный, проверенный временем бренд, поскольку - хоть и там случаются неприятности - но все же в меньших масштабах и с меньшими потрясениями. Да и сам сбой там будет замечен и исправлен быстрее. Зато проколы небольших одиночных торговых точек способны нанести их репутации невосполнимый урон. Так, выяснилось, что в программном обеспечении магазина спортивной одежды Waxboxes.com в течение целого года существовала дыра, позволяющая получать персональную информацию о клиентах, включая их имена и номера кредитных карт. Одна из таких дыр не ликвидирована до сих пор - спустя год после опубликования информации о ее существовании! И это - не единственный пример подобной небрежности сетевых бизнесменов. Пользователи, конечно, вправе связываться с администрацией, хостинг-провайдером, подавать в суд, или... А не проще ли пойти в другой онлайн-магазин?

Впрочем, пользователи тоже хороши. Оказывается, наибольшее в мире количество нечистых на руку интернет-покупателей проживает на Украине - к таким выводам по результатам исследования пришла корпорация ClearCommerce, специализирующаяся на разработке систем защиты онлайновых платежей. Самое интересное в исследовании - географический анализ самых неблагополучных в плане честности сделок стран. Конечно, оставаясь бесспорными лидерами, украинские сетевые жулики не одиноки. Так, приблизительно 6% всех сделок из Малайзии и Израиля оказались фиктивными.

ClearCommerce представила три списка. В первом показаны процентные доли мошенников в тех или иных штатах США. Здесь лидируют два курортных штата - Калифорния (21%) и Флорида (10,1%) - и деловой Нью-Йорк (8,3%).

Во втором списке - самые благополучные страны с самыми честными покупателями. В него вошли Австрия, Новая Зеландия, Тайвань, Норвегия, Испания, Япония, Швейцария, ЮАР, Гонконг, Великобритания, Франция, Австралия, США. И, наконец, третий список составлялся из стран, предпочитаемых сетевыми мошенниками: Украина, Индонезия, Югославия, Литва, Египет, Румыния, Болгария, Турция, Россия, Пакистан, Малайзия, Израиль. Мы вместе!

Но все идет своим чередом, и если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет... Ну и пусть себе не живет. На горло песне e-commerce все равно не наступишь. К примеру, канадским предприятиям удалось в 2001 г. существенно увеличить объемы онлайновых продаж товаров и услуг. При этом значительная часть рынка электронной торговли сосредоточена в руках крупных корпораций.

Данная тенденция является достаточно тревожной для электронного бизнеса Канады, поскольку, согласно всем прогнозам, степень монополизации рынка в будущем будет только возрастать. Так, уже сегодня у малых предприятий шансы на успех в области электронной торговли приближаются к нулевым. Это характерно, конечно, не только для Канады. Но это - рынок, а у него свои законы. Акулы капитализма именно потому и акулы, а не, скажем, колибри или зайчики. Традиционная борьба за существование, где побеждает сильнейший, закономерно развертывается и на виртуальных просторах. Клиент всегда прав, и он не вернется туда, где его обманули (как в случае с магазином спортивной одежды), точно так же, как подавляющее большинство потребителей США никогда не стали бы снова приобретать в онлайне авиабилеты у компании, которая хотя бы однажды не сумела обеспечить им качественный клиентский сервис. Об этом говорится в результатах очередного исследования Jupiter Media Metrix. А вывод из всего этого лежит на поверхности: качественный сервис - первая ступенька в борьбе за клиента, а те уж сами выберут, кто монополист, а кто - неудачник.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Пару слов о других монополистах: загадочное настроение наблюдается в стане Microsoft. 3 апреля оттуда поступили официальные известия о масштабной внутренней реорганизации корпорации и об отставке президента и главы административной службы компании Рика Беллуццо. В результате реструктуризации должность, занимаемая ныне г-ном Беллуццо, будет упразднена, и шесть подразделений компании станут более самостоятельными. Как полагают некоторые рыночные аналитики, эти новости могут означать дальнейшее расширение деятельности корпорации. Шесть (или, по другим данным, семь) подразделений, став более автономными, могут со временем перерасти в новые компании. Что-то подобное Microsoft уже предлагала во время антимонопольного процесса, однако позднее переменила свою позицию. Оправдаются ли прогнозы - покажет время.

А на отечественном рынке онлайновой рекламы все четче вырисовывается фигура нового героя. Рекламное агентство AdWatch объявило о выделении медиабаинга в отдельное направление, а также о своих претензиях на лидерство на медиабаинговом рынке Рунета. Последние успешные контракты увеличили охват аудитории рекламной сети AdWatch до 1,5 миллионов человек. Тем самым агентство начало наступление на позиции крупнейшего игрока российского рынка интернет-медиабаинга - IMHO VI,который, в свою очередь, не признает поражения. Так что мы становимся свидетелями битвы титанов, любые результаты которой внесут свою лепту в историю онлайнового рекламного рынка, проиллюстрировав возможные пути его развития.

Яркими биржевыми событиями ознаменовалась минувшая неделя. Московская межбанковская валютная биржа подвела итоги первого месяца с начала эксплуатации системы проведения электронных дилинговых операций (СПРЭДО). Оказалось, что на ММВБ оборот сделок с иностранной валютой, заключенных коммерческими банками, подписавшими договор о присоединении к правилам СПРЭДО, составил около $100 млн. Активными пользователями новой системы стали передовые в технологическом отношении коммерческие банки. Создание биржей системы СПРЭДО находится в русле мировых процессов, согласно которым все большее число сделок на рынке ForEx заключается при посредничестве электронных биржевых торговых площадок. Представлен и рейтинг самых активных интернет-трейдеров марта 2002 г. Что касается американского фондового рынка, то там, как обычно, дела идут с переменным успехом. Объявленные 28 марта уточненные данные по ВВП США за четвертый квартал 2001 года вместе с другими экономическими индикаторами обеспечили рост NASDAQ по итогам последней торговой сессии первого квартала текущего года. Макроэкономические данные сумели отвлечь внимание инвесторов от негативных корпоративных новостей, что привело к тому, что предпасхальные торги завершились на позитивной ноте, и даже скромное снижение Dow не смогло испортить настроения их участникам. На торгах 1 апреля индекс Nasdaq снова вырос, ведомый вверх акциями полупроводниковых компаний, повысившихся на позитивном отчете Ассоциации полупроводниковой промышленности по итогам февральских продаж. А затем... Уже 2 апреля произошло резкое снижение котировок техсектора и индекса NASDAQ, вызванное понижением Goldman Sachs прогнозов по квартальным показателям ряда лидеров техсектора (в том числе Microsoft, Sun Microsystems, IBM), а также предупреждением PeopleSoft о снижении квартальных прибылей. Рост цен на нефть до шестимесячного максимума также оказал понижательное давление на рынок. Торги же 3 апреля завершились новым падением фондовых индексов на озабоченности инвесторов относительно развития событий на Ближнем Востоке, динамике корпоративных прибылей, а также в связи со вновь появившимися опасениями относительно корпоративного бухгалтерского учета. "Высокие цены на нефть могут ускорить инфляцию и ударить по учетной ставке ФРС, а серия понижений рейтингов акций заставляет людей нервничать из-за корпоративных показателей. Но все это звенья одной цепи - озабоченности участников торгов относительно восстановления экономики США, и именно это оказывает основное влияние на рынок последние три месяца", - заявляют аналитики. В целом же в первом квартале 2002 года американский фондовый рынок испытал неоднократную смену повышательных и понижательных настроений: пережил обнадеживающий январь, полный проблем февраль и возвративший надежды на скорое улучшение ситуации март. В результате итоги квартала выглядят довольно противоречивыми. Индикатор "голубых фишек" Dow вырос на 3,8% по итогам квартала, а отражающий положение дел в техсекторе NASDAQ опустился на 5,4%. Эксперты отмечают двойственность настроений, с которыми трейдеры и инвесторы входят во второй квартал года. С одной стороны, ускоряющийся рост американской экономики не может не радовать. Но именно этот рост приводит к тому, что ФРС планирует уже на конец мая - начало июня повышение учетной ставки, что может неблагоприятно отразиться на процессе восстановления прибылей и доходов корпораций (особенно технологических, серьезнее других пострадавших в ходе кризиса). Все чаще звучит характеристика "заколдованный круг", и остается пожелать рынку найти из него выход.

Среди других заметных событий недели - отчет ФАПСИ о разработке межведомственной защищенной системы электронного документооборота органов государственной власти. Говорилось о создании таких систем в администрации президента и в аппарате правительства, присоединении к созданной структуре 29 министерств и ведомств РФ, разворачивании ряда защищенных почтовых систем, предназначенных для осуществления обмена конфиденциальной информацией, и так далее, и тому подобное. Данные технологии "должны обеспечивать конфиденциальность передаваемых данных с помощью шифрования, гарантировать однозначную аутентификацию участников обмена документами и предоставлять средства для обеспечения достоверности и юридической значимости электронных документов", - уверенно заявил правительственный чиновник. И это настолько очевидно, что ни спорить, ни комментировать тут решительно нечего. Но как свет немыслим без тени, так и любое действие должно быть готово к противодействию. Внедряется электронно-цифровая подпись? Да пожалуйста. Но в довесок получайте первый механизм махинации. На сайте ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ) была опубликована статья, посвященная описанию первого механизма атак на систему документооборота, построенную на основе электронно-цифровой подписи. По мнению экспертов, открытие исследователя может привести к необходимости корректировки Закона "Об ЭЦП". Схема атаки описана достаточно подробно и, вопреки слабым надеждам, не является первоапрельской шуткой. Тем не менее, все не так страшно. "Результаты никак не дискредитируют собственно криптостойкость ЭЦП. Они показывают возможную уязвимость при неправильном применении механизмов ЭЦП. В этой связи особое внимание должно быть уделено способам построения защищенного документооборота на базе ЭЦП", - комментирует опубликованную статью директор ВНИИПВТИ Валерий Конявский.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

"Указанная проблема - это не проблема ЭЦП (например, криптографической стойкости), а проблема схемы ее применения. Обычно конфликт типа "отказ в передаче документа" разрешается путем выдачи квитанции, в которой указаны существенные реквизиты принятого документа. Поэтому, вероятнее всего, появление данной статьи вызвано неосведомленностью коллег о существующей практике применения ЭЦП", - добавляет Владимир Гайкович, генеральный директор НИП "Информзащита".

"Не следует считать, что если система технически достаточно защищена, то она абсолютно безопасна - при неправильном использовании стойкость может резко понизиться, что и было продемонстрировано, - считает генеральный директор компании "ВИ6.РУ" Андрей Зотов. - То есть необходимо регламентировать не только технические, но и организационные аспекты применения подобных систем. ЭЦП с технической точки зрения достаточно защищает документ. Возможность махинаций должны исключать не только технические специалисты, но и административные руководители, и юристы. При создании системы документооборота высокой защищенности должен быть применен комплекс мер, обеспечивающих безопасность, подобранный с учетом свойств создаваемой прикладной системы. Безопасности "вообще" не бывает. Расшифровать и подделать можно все, что угодно - вопрос лишь в решимости "вредителя" системы, выделенного им на эти работы времени и доступных вычислительных мощностей. Если же разумно применять ЭЦП, от этого выиграют все".

Проект Закона "Об электронном документообороте" в данный момент все еще находится на рассмотрении в Думе. Сколь важен этот Закон, говорить не приходится. Будем надеяться, что первые "звоночки" об ошибках и махинациях не прозвучали в пустоте; что, будучи принят, закон окажется если не идеальным (куда там!), то хотя бы стремящимся к совершенству и, в свою очередь, увлекающим нашу страну в те привлекательные перспективы, которые сулит широкое и повсеместное внедрение e-commerce в жизнь.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами Вашей компании, по следующим темам:

  • Рынок корпоративного ПО;
  • Сеть и безопасность (информационная безопасность);
  • Digital Life (цифровые устройства);
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Авторство и указание компании будет сохранено.

Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru.