Объем телеком-рынка: что считаем?
Аналитики сходятся в том, что в 2015 г. в рублях российский рынок телекоммуникаций вырос не более чем на 2%, однако, если посмотреть на данные разных аналитических агентств, то оценки его объема могут отличаться на десятки процентов. Поэтому, прежде, чем говорить о количественных оценках роста, кратко остановимся на том, что ведущие аналитические агентства относят к телекоммуникационному рынку и как его структурируют.
По данным «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка телекоммуникаций в 2015 г. достиг p1674 млрд при росте 2,1%, что несколько больше чем в 2014 г. (1,7%). Как отмечают исследователи, рост связан с увеличением доходов за ряд межоператорских услуг, оказываемых на международных направлениях и оплачиваемых в подорожавшей валюте. Поэтому, если говорить о рынке, не включая в него межоператорские услуги и услуги платного телевидения, то рост будет еще меньше.
Объем и структура телекоммуникационного рынка России
Источник: «ТМТ Консалтинг», 2016
Согласно данным Росстата, объем услуг связи в России в 2016 г. вырос на 1% в рублях и составил p1669 млрд.
Объем услуг связи на конец года в фактически действовавших ценах, pмлрд | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 992 | 2 000 | 2 005 | 2 010 | 2 011 | 2 012 | 2 013 | 2 014 | 2 015 | |
Связь, всего | 0,1 | 146 | 660 | 1 356 | 1 425 | 1 531 | 1 609 | 1 651 | 1 669 |
из нее: | |||||||||
Почтовая и спецсвязь | 0,04 | 12,5 | 42,7 | 100,3 | 116 | 126 | 132,3 | 134,4 | 142,5 |
Документальная | 0,01 | 8,2 | 48,6 | 147,3 | 164,9 | 202 | 214,2 | 317,2 | 388,7 |
Междугородная, внутризоновая и международная телефонная | 0,03 | 46,8 | 78,5 | 109,2 | 93,4 | 88,6 | 79,4 | 72,4 | 65 |
Местная телефонная | 0,04 | 32 | 106 | 158,2 | 156,3 | 158 | 143,4 | 138 | 131 |
Радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, проводное вещание | 0,02 | 6,8 | 25,4 | 51,3 | 58,7 | 61,3 | 74,2 | 83,4 | 95,7 |
Подвижная связь | - | 37,4 | 283 | 593,7 | 629,3 | 679 | 718,6 | 637,5 | 576,1 |
Присоединение и пропуск трафика | … | … | 71,3 | 186,7 | 196,4 | 213 | 243 | 262,8 | 269,5 |
* Данные за 1992 г. приведены в pтрлн.
Источник: Росстат, 2016
Говоря о долях компаний в структуре рынка, следует отметить, что в России весьма много мелких игроков, при этом крупнейшие пять компаний («Мобильные ТелеСистемы», «Ростелеком», «МегаФон», «ВымпелКом» и «Т2 РТК Холдинг») занимают около 80% рынка. А первые десять компаний, к которым кроме перечисленных выше относятся Московская городская телефонная сеть (МГТС), «ТрансТелеКом», Российская телевизионная и радиовещательная сеть, «ЭР-Телеком Холдинг» и «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) – около 90%.
Согласно данным PMR, объем рынка телекоммуникационных сервисов в России составил 1324,4 млрд рублей. Более низкая оценка связана с тем, что при анализе объема рынка телекоммуникационных услуг в России аналитики PMR не включают доходы операторов, полученные от предоставления в аренду линий связи и услуг IP-транзита, не учитывают доходы провайдеров специальных услуг связи для государственных и военных целей, не включают оборот от продажи оборудования, услуг colocation и облачных сервисов.
В рублях растем, а доля на мировом рынке падает
Какую же долю занимает российский рынок телеком-услуг от мирового? Согласно данным IDC, мировой рынок телеком-услуг вырос на 1,4% с $1,47 трлн в 2014 году до $1,49 трлн в 2015-м, при этом аналитики IDC прогнозируют всего 1,5% роста на прогнозный период, который у них обычно составляет пять лет.
Следуя таксономии IDC, объем рынка телекоммуникационных услуг в России необходимо считать по методике PMR. Если в 2014-м году российский телеком-рынок равнялся $34,3 млрд, а мировой рынок $1470 млрд, то, соответственно, доля российского рынка составляла 2,3%. В 2015 году, исходя из размера российского рынка $22,1 млрд и мирового $1490 млрд, доля российского рынка снизилась до уровня 1,48%.
Если соотнести эти данные с населением России и мира, получим следующие цифры. В 2015 году исходя из численности населения России 146,27 млн, на человека приходилось около $150. Учитывая, что население Земли в 2015-м году составляло 7,25 млрд человек, то в расчете на одного жителя, включая богатые и самые бедные страны, получается $206.
Если оценивать рынок в рублевом выражении, то можно сказать, что российский рынок от роста перешел к стагнации. Если же посмотреть на динамику в долларах, то очевидно, что 2015-й год был вторым годом падения, и за этот год рынок откатился на уровень 2005 года.
Сравнивая динамику телекоммуникационного рынка в России и динамику цен на нефть, можно увидеть очень хорошую корреляцию.
Сравнение динамики рынка телекоммуникаций ($млрд) и цен на нефть (BRENT, $/барр.)
Источник: PMR, Росстат, CNews, 2016
Падение цен на нефть, санкции, сложности с зарубежными кредитами оказали влияние на все российские рынки. ИТ-рынок испытал еще большее падение, чем телеком-рынок. По данным IDC, падение рынка ИТ в 2015 году в рублях составило около 2%, соответственно, в долларах с учетом изменения курса рубля, ИТ-рынок сократился более чем в два раза.
Несмотря на то, что рынок телеком-услуг пострадал меньше, для операторов ситуация сложилась весьма непростая.Финансовые результаты крупнейших телеком-компаний в 2015 году несколько лучше, чем в целом по рынку, однако рост наблюдается только в рублях, и по сравнению с предыдущими годами наблюдается замедление этого роста.
Финансовые показатели крупнейших телекоммуникационных компаний по результатам 2015 г. | |||||
---|---|---|---|---|---|
МТС | ВымпелКом | МегаФон | Ростелеком | Tele2 | |
Доход, pмлрд | 391,2 | 278,43 | 308,37 | 297,355 | 94,6 |
Рост выручки, % | 4,30% | 1,80% | 7,20% | -0,50% | 8,20% |
OIBDA/EBITDA, pмлрд | 165,1 | 109 | 129,52 | 100,84 | 23,4 |
OIBDA/EBITDA, рост | 0,20% | -2,60% | -6,30% | -4,30% | -6,40% |
Чистая прибыль, pмлрд | 53,1 | Н/Д | 39 | 14,391 | -7,582 |
Изменение чистой прибыли | 19,70% | Н/Д | 0,80% | -61,90% | -695,60% |
CAPEX, pмлрд | 83 | 56,78 | 69 | 62,7 | 39 |
Источник: CNews Analytics, 2016
Действительно, в рублях рынок немного растет, сформировавшаяся у абонентов потребность в услугах связи не позволяет от них отказаться. Однако при падении реальной покупательной способности рубля клиенты не хотят тратить на связь больше.
Санкции, дефицит кредитов, подорожавший доллар оказывают давление на телеком-компании, так как они вынуждены закупать иностранные аппаратное, программное обеспечение и контент. И, хотя в последнее время идут активные разговоры об импортозамещении, очевидно, что на рынке, где более 90% аппаратного обеспечения является зарубежным, сильно снизить закупки зарубежных продуктов сложно, учитывая, что российских аналогов высокотехнологичного оборудования в большинстве случаев просто нет.
В первую очередь рост стоимости оборудования сказался на небольших локальных игроках, предоставляющих в регионах услуги на устаревших сетях, но и крупным игрокам приходится перейти на режим экономии. По данным «ТМТ Консалтинг», сегмент сотовой связи в 2015 году показал рост ниже среднерыночного. Например, МТС увеличил оборот от мобильной связи (без учета продаж оборудования) всего два процента, а «ВымпелКом» на 0,2%.
Наибольшее падение наблюдается в сегменте фиксированной телефонии. Существенную часть рынка заняли OTT-сервисы Skype и Viber, которым отдают предпочтение пользователи при наличии доступа в интернет. Так например, доля выручки фиксированной связи в общей выручке «Ростелекома» снизилась с 36,7% в 2014 году до 33,3% в 2015 году, показывая устойчивый тренд к снижению.
Драйвером рынка мобильных услуг остается передача данных, однако высокая конкуренция ограничивает заработки на трафике. Поднимать тарифы нужно либо всем вместе, либо никому. При этом мобильный трафик у нас в стране один из наиболее дешевых в мире.
По данным Content Review, Россия занимает второе место в рейтинге стоимости мобильного доступа в интернет. Аналитики сравнивали стоимость 1 ГБ в странах, входящих в топ-50 по ВВП, пересчитав все тарифы в рубли по курсу ЦБ на 22 февраля 2016 года. В результате оказалось, что в России стоимость 1 ГБ (p117) в 9 раз меньше, чем в Британии, Японии или Бельгии, и в 6 раз меньше, чем в Германии и Южной Корее.
Возрастная пирамида России
Источник: Росстат 2016
Старение нации и демографический провал в области 10–20-лет говорит о том, что в структуре населения наблюдается недостаток наиболее активной части потребителей интернета.
В сегментах услуг наибольший рост наблюдается у платного ТВ, где ARPU увеличилась на 14% в целом по России. Число абонентов в России растет быстрее, чем в Европе. Но росту рынка в денежном выражении мешают низкие цены на услуги.
Особенности российского рынка платного ТВ в России связаны с размерами страны. Дело в том, что в ряде отдаленных районов практически невозможно обеспечить услуги кабельного телевидения и сетей на основе IP, что объясняет высокую популярность спутникового телевидения в России.
Из тенденций на рынке платного телевидения следует отметить появление интерактивных услуг от кабельных операторов (примеры: МТС, «ЭР-Телеком»), а также появление услуг OTT от крупнейших операторов таких как «Ростелеком», МТС и «МегаФон». Это в первую очередь делается для повышения привлекательности услуг и уменьшения оттока абонентов.
Те же тенденции проявлялись и в первом полугодии 2016 года. Лидер рынка компания МТС по показателю «Общая выручка МТС в России» во втором квартале 2016 года выросла на 3,3 процента до p97,4 млрд по сравнению со вторым кварталом 2015 года. Выручка от мобильных услуг в России за второй квартал почти не изменилась - выросла на 0,1% в годовом исчислении до p72,8 млрд. Выручка от фиксированного бизнеса в России за второй квартал 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года снизилась на 2,8 процента до 15,3 миллиарда рублей.
Режим экономии и консолидация рынка
Тот факт, что крупные операторы переходят на режим экономии, отмечают и крупнейшие интеграторы, работающие в телекоме. Так, по словам вице-президента по продажам компании «Техносерв», Андрея Бородина, «общая экономическая ситуация оказала значительное влияние не только на небольшие компании, но и на крупных представителей телекоммуникационной отрасли. Поэтому на первые роли вышла оптимизация и все связанные с ней понятия, в первую очередь виртуализация, консолидация инфраструктуры, развитие центров обработки данных».
Во время кризиса у мобильных операторов ограничены инвестиционные бюджеты, и они идут на совместное использование инфраструктур. Так, в декабре 2014 года МТС и «ВымпелКом» решили вместе строить LTE-сети в 36 регионах. В декабре 2015-го оба оператора договорились о совместном использовании частотного спектра в 20 указанных в прежнем соглашении регионах. В январе 2016 года «МегаФон», подписал с «БиЛайном» договор о совместном строительстве LTE-инфраструктуры в десяти субъектах РФ.
«Говорить о наращивании ИТ-бюджетов в телекоме пока не приходится, но заказчики не отказываются от ключевых ИТ-проектов, — считает Павел Растопшин, исполнительный вице-президент по продажам и операционной деятельности Maykor. — Сейчас они заняты поиском путей снижения их стоимости, как за счет импортозамещающих решений, так и за счет более глубокого анализа ценообразования поставщиков ИТ-услуг и стоимости владения ИТ-инфраструктурой».
О том, что в условиях кризиса телеком-операторы преимущественно стараются сократить свои бюджеты свидетельствует также мнение Василия Горшенина, руководителя направления решений для операторов связи компании «Крок»: «Для того чтобы оптимизировать затраты, телеком-операторы все чаще используют такие бизнес-модели, как Revenue Sharing (разделение доходов), Saving Sharing (разделение сэкономленных денег), Network as a Servise (сеть как сервис) и пр. Так, например, в рамках модели Revenue Sharing оператор работает с сервисами, которые предоставляются на платформе интернета вещей. Преимущество данной платформы в том, что оператору не нужно создавать под каждую услугу собственную ИТ-инфраструктуру (это задача разработчика), провайдер обеспечивает только ее доставку до потребителя («транспорт») и sale-канал (канал продажи). Таким образом разработчик получает проценты от сгенерированной дополнительной выручки. В частности, компания «Крок» сейчас активно прорабатывает сервисы для операторов по модели Revenue Sharing. И у нас есть реализованные проекты по данной модели, например, услуга уведомления абонентов о пропущенных звонках».
Среди заметных сделок в области слияний и поглощений в телеком секторе за последнее время можно назвать следующие. В 2015 году «Ростелеком» приобрел компанию SafeData, что дает оператору доступ к рынку дата-центров и доставки контента (CDN). Тогда же «Ростелеком» увеличил свою долю в совместном предприятии с ВГТРК до 41%. Кроме того, оператор осуществил выкуп и завершил консолидацию обыкновенных акций оператора «Башинформсвязь».
Следуя стратегии меньшей зависимости от зарубежных компаний, в 2016-м «Ростелеком» инвестировал в Brain4Net (российского разработчика ПО в области управления сетями передачи данных операторского класса и виртуализации сетевых функций) и компанию «Рэйдикс» (российского разработчика ПО для систем хранения данных). Достаточно много приобретений совершили и другие крупные операторы. Так, «МегаФон» присоединил «Гарс Телеком», приобрел трех региональных интернет провайдеров и несколько дочерних компаний оператора «Смартс». Компания МТС приобрела системного интегратора «Энвижн Груп» и дочернюю компанию поволжского оператора «Смартс» в Йошкар-Оле. Компания «БиЛайн» приобрела три региональных актива в группе «Смартс», а также присоединила «ВестБалт Телеком».
Курс на трансформацию, несмотря на кризис
В 2016 году телекоммуникационный рынок во всем мире продолжает демонстрировать признаки насыщения, и его игроки ищут новые ниши для дальнейшего роста. Одним из основных драйверов становится предоставление комплексных сервисов на стыке телекома и ИТ. Достаточно часто в последнее время упоминается термин «цифровая транcформация телеком-индустрии». Суть этой трансформации состоит в том, что модель бизнеса операторов, построенная на предоставлении традиционной связи, становится убыточной, и требует перехода на новые сервисы, опираясь на модернизированную телеком-инфраструктуру. Эти новые услуги включают предоставление видеоконтента, банковских сервисов, сервисов на базе обработки больших объемов накопленных данных.
С другой стороны, удешевление и развитие телеком-инфраструктуры невозможно без ее клаудификации, без постепенной замены дорогостоящей аппаратной реализации сетевых функций на их программную реализацию на базе более дешевого стандартного серверного оборудования.
Даже в условиях кризиса операторы готовы вкладывать в новые технологии, которые позволяют расширять набор предоставляемых услуг. Это подтверждает наблюдения интеграторов, так, по словам Андрея Бородина, компании «готовы тратить деньги на проекты, которые помогают получить дополнительный доход и развить существующую сеть услуг: IMS, MVNE, IoE/ИВ, большие данные, облачные решения, M2M».
По мнению Валерия Соколюка, руководителя дирекции инфраструктурных и телекоммуникационных решений группы «Астерос»: «Один из ключевых стимулов развития телеком-рынка – это необходимость модернизации технического оборудования и перманентное расширение сетей связи для предоставления потребителям новых услуг и сервисов. Например, в последние два года операторы активно развивают на всей территории России сети четвертого поколения 4G, обеспечивающие высокие скорости мобильного интернет-доступа, а также готовятся к запуску 5G-сетей. При этом представители телеком-рынка не только активно наращивают сети связи, но и задумываются о качественной трансформации своей инфраструктуры в целях оптимизации эксплуатационных затрат. Сегодня операторы все активнее присматриваются к таким технологиям как SDN и NFV, и реализуют, либо оценивают возможности «пилотов» с их применением. Данные технологии обеспечивают автоматизацию процессов управления инфраструктурой и предоставления услуг абонентам, что позволяет операторам снижать операционные издержки и повышать эффективность бизнеса».
Российские операторы все больше проявляют интерес к решениям для интернета вещей. По оценкам компании МТС, объем рынка М2М/ИВ по итогам первого полугодия 2016 года достиг p300 млрд в России, увеличившись с 225 млрд в первом полугодии 2015 года. Что показательно, рост рынка в денежном выражении происходит не за счет простого доступа телематических сим-карт к сетям операторов, занимающего всего 1% в доле выручки операторов на рынке M2M/ИВ, а вследствие увеличения спроса на технологии больших данных.
По словам вице-президента по информационным технологиям «Ростелекомa» Алексея Телятникова, уже никто не сомневается в том, что развивается область межмашинного взаимодействия: «Основные российские провайдеры мобильной связи фиксируют у себя рост М2М-трафика в корпоративном сегменте, особенно среди транспортных компаний, активно использующих навигационные системы. Растет и спрос на решения в области больших данных и облачные услуги, что позволит по мере роста генерируемых объемов данных легко масштабировать эти решения».
Никто не отрицает необходимости цифровой трансформации, но для того чтобы выделиться на фоне конкурентов и построить новые уникальные сервисы, необходимы вложения. В мире есть примеры успешных проектов и реализации комплекса вышеназванных технологий. Наиболее последовательно по пути цифровой трансформации идет американская телекоммуникационная компания AT&T. Есть примеры, когда отрыв от конкурентов был реализован на базе отдельных более узконаправленных стратегий. Интересен опыт «Сычуань телеком» – компании, которая взяла курс на построение видео высокого качества как базового сервиса, на основе модернизации своих сетей, сделав акцент на IPTV для выделения своих услуг на фоне конкурентов. Инвестировав в развертывание волоконно-оптической сети для онлайнового просмотра видео в формате 4K, модернизации каналов продаж, обеспечение 4К контента компании удалось за три года увеличить число подписчиков на видеоуслуги почти в десять раз – с 0,72 миллиона человек до 6,77 миллионов, став крупнейшим оператором IPTV в мире с 8,55 млн абонентов IPTV.