Спецпроекты

oбзор

Обзор: Телеком 2013

Рынок электронных платежей: будущее за mPOS

Рынок электронных платежей: будущее за mPOS

Галопирующий рост рынка электронных платежных систем, наблюдавшийся в последние 3-4 года, в 2012 г. замедлился и вряд ли возобновится вновь. Действия российского регулятора, которые могли бы стимулировать появление новых технологий, наоборот привели к закрытию ряда игроков и упрочению позиций банковских учреждений. За рубежом же набирают силу виртуальные валюты.

По данным ассоциации «Электронные деньги», в 2012 г. рынок отечественных электронных платежных систем превысил 125 млрд рублей, которые распределены примерно между 40 млн аккаунтов в сервисах. Принятый в 2011 г. федеральный закон «О национальной платежной системе» зарегулировал рынок и потребовал наличие у каждого сервиса электронных денег (ЭПС) статуса кредитной организации, что сказалось на изменении пользовательских соглашений и оттоке части пользователей, не пожелавших проходить проверку персональных данных и идентификацию.

Статус кредитной организации, полученный частью игроков путем приобретения или организации внутри своих коммерческих структур банков (самый яркий пример – Qiwi) позволил также расширить спектр услуг, предоставляемых электронной платежной системой. Теперь к ним относятся микрозаймы (WebMoney), эквайринг (RBK Money) и в некоторых случаях ведение счетов классического банковского «пластика» (Яндекс.Деньги вместе с ТКС). Сами ЭПС стали принимать платежи в госбюджет – через портал «Госуслуг» и региональные порталы «Электронного правительства». В рамках проекта УЭК с помощью порядка 10 платежных систем появилась возможность оплачивать штрафы, госпошлины, налоги и пр.

Помимо классических схем применения платежных инструментов, в 2012 г. в России появлялись инновационные решения, повторяющие западные разработки: виртуальные карты, привязанные к счетам мобильных телефонов; инструменты для расчетов виртуальными деньгами в оффлайне (транспорт, сфера услуг); инициативы публичного сбора денежных средств на определенные цели (краудфандинг и краудинвестирование). В определенной степени государство продолжает стимулировать рынок «превентивно» — ограничивая расчеты наличными как между юридическими и физическими лицами, так и только между физическими лицами.

Мобильные платежи поглощают классические

Сегодня довольно сложно представить себе банк, у которого нет ни одной услуги, связанной с мобильными сервисами — клиенты практически всех банков могут использовать мобильный банкинг на смену традиционному интернет-банкингу. По данным Forrester Research, на конец 2012 года 94% банков в мире уже заявили о том, что разработали и используют мобильные сервисы (включая мобильные версии сайтов, поиск банкоматов, мобильный и SMS банкинг, приложения и так далее), причем 38% из них сделали это за последние 12 месяцев. Для сравнения – сервисы интернет-банкинга запускались в течение 7 лет. Экономическая выгода от таких решений еще должна стать предметом оценки, однако в одних только США мобильные сервисы сократили на треть количество обращений в физические офисы банков и повысили лояльность клиентов.

Перспективы самого массового из существующих сегментов мобильных решений – мобильных платежей – оцениваются положительно. Так, по мнению руководства PayPal, этот рынок составил не менее $4 млрд по итогам 2012 г., что помогло частично компенсировать снижающиеся доходы банков от других видов сервисов (в частности, за эквайринг платежей).

Опрошенные CNews эксперты считают, что мобильные банковские платежи могут стать основой стратегии «голубого океана» для традиционных банков. Она может подразумевать меры по развитию P2P мобильных платежей, то есть получения дохода по части обеспечения прямых денежных безналичных переводов между участниками платежных систем или владельцами банковских счетов. По данным PayPal, из $3 млрд, которые были переведены через мобильные системы в 2011 г., подавляющее большинство относилось именно к типу P2P.

Второе направление — предоставление мобильного банкинга в роли премиальной дополнительной услуги, то есть создание бизнес-ценности в виде развитого набора функциональных сервисов под общей концепцией мобильного банка и продажа его держателям счетов, которые распространяются по freemium-модели (часть сервисов бесплатная, часть – платная, причем стоимость зависит от объемов и количества транзакций). Вероятен и следующий сценарий — маркетинг мобильных сервисов для не-пользователей банковских услуг. По данным DROP Labs, в США в 2012 г. порядка 43 млн взрослого населения никогда не получали доступа к банковским сервисам (не держали счетов, не получали банковских продуктов). В России, по усредненной оценке Сбербанка, не охвачено банковскими услугами порядка 50 млн человек. При этом большинство такого населения что в России, что в США готово прийти в банк и использовать финансовые продукты, если они поймут их выгоду и смысл для себя в тех условиях, в которых они живут и работают.

Эмиссии мобильных предоплаченных подарочных карт и карт лояльности (с предоплаченным балансом и/или накопляемым счетом) могут отойти от традиционного пластика в сторону мобильных решений, позволяющих выпускать такие платежные карты внутри мобильного банк-клиента. В 2011 г. в мире этот рынок составлял $200 млрд и имел тенденцию к росту. В России такие инструменты уже пользуются определенной популярностью и поддерживаются топовыми банками и рядом платежных систем.

Наконец, самым очевидным направлением является создание инфраструктуры мобильного эквайринга для клиентов банка. Мобильный эквайринг напрямую связан с развитием рынка мобильных устройств и общим потреблением услуг на базе мобильного интернета (веб и использование приложений, выходящих в сеть). По обобщенным данным comScore Alexa и Flurry Analytics, в среднем пользователь тратит до 90 минут на работу с мобильными приложениями в день против 80 минут обычного веб-серфинга, и разрыв между этими двумя частями будет сохраняться.

Востребованность мобильного банкинга в странах мира, 2012

r1.png

Источник: TNS, 2012

При этом раскладе общая денежная емкость рынка мобильных платежей (включая денежные переводы и NFC-оплату) к 2015 г. должна достичь $670 млрд. Основным драйвером роста должны стать развивающиеся страны, где плохое состояние банковской инфраструктуры или ее полное отсутствие будет компенсироваться платежами с популярных недорогих смартфонов. Подобные проекты уже развивались в 2011-2012 гг. и, как отмечают в Gartner, общее количество людей, которые воспользовались мобильными платежами хотя бы один раз, составило уже почти 141,6 млн человек (рост на 38,2% по отношению к 2011 г.), а оценка потенциала рынка (на основе рыночной капитализации соответствующих отраслевых игроков) – суммарно достигла $86,1 млрд (в 2011 г. – $48,9 млрд, рост 75,9%).

По оценкам TowerGroup, затраты на проведение в пересчете на одну операцию для таких каналов взаимодействия клиентов с банком составляют 8 центов (онлайн-платежи – 17 центов, традиционный POS-терминал – от $1).

mPOS-терминалы покажут будущее рынка

Самыми крупными рынками для мобильного эквайринга (с применением mPOS-решений) являются рынки развитых стран, где количество смартфонов на руках у население максимально высоко. По данным TNS, к ним относятся 19 стран мира, среди которых Австралия, Бразилия, Южная Корея, Гонконг, Великобритания и США, где более 58% владельцев смартфонов используют мобильный банкинг и понимают, что это за услуги. Поэтому им не нужно серьезно видоизменять свои привычки и переучиваться при развитии сервисов мобильного эквайринга. На развивающихся рынках примерно 44% владельцев мобильных устройств имеют хотя бы самый простой смартфон, но далеко не всегда готовы принять во внимание сервисы на базе мобильных технологий – наиболее адекватны для этого по развитию страны Юго-Восточной Азии, а также Ближнего Востока и Северной Африки (в среднем там 42-26% проникновение смартфонов).

Аутсайдерами по части мобильного эквайринга являются страны, где сильны позиции традиционных банковских услуг. К ним, по данным TNS, относятся Аргентина, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Япония, Нидерланды, Польша, Португалия, Россия, Словакия, Швейцария, Таиланд, ОАЭ и Украина. Безусловно, и в этих странах есть определенное количество пользователей, которые используют мобильные банки (примерно 38% пользователей банковских услуг хотя бы раз проводили операции с телефона против 58% в первой группе 19 самых развитых стран), однако общая распространенность мобильных технологий и менталитет их использования здесь ниже. По оценкам аналитиков, перспективы у этих стран есть, но только в долгосрочном периоде – 7% активных пользователей и еще 22% собирающихся активно использовать сервисы мобильного банкинга и эквайринга будут прирастать новыми пользователями гораздо медленнее, чем в первой группе стран, поэтому требуется особая маркетинговая стратегия развития, направленная на выявление и четкое позиционирование преимуществ мобильных сервисов перед традиционными банковскими решениями и интернет-банкингом.

Близкими ко второй группе стран по духу являются развивающиеся страны (страны Африки, Китай, Юго-Западная Азия), где мобильные сервисы используются в роли замены традиционному банковскому обслуживанию. Местное население еще далеко от восприятия мобильного эквайринга в повседневной жизни, поскольку до сих пор платит наличными, но постепенно и в этих регионах возможно проникновение таких услуг в качестве удобного банковского сервиса при наличии соответствующей инфраструктуры. К таким странам относится и Россия, которая постепенно выходит в группу «аутсайдеров».

Самой безнадежной группой стран, по мнению TNS, являются 8 стран, где население не стремится ни к использованию мобильных сервисов, ни традиционного банкинга – это Кот-д-Ивуар, Филиппины, Египет, Румыния, Индия, Сенегал, Пакистан и Турция. В этих странах проживают люди, которые пользуются в массовом порядке недорогими телефонами и поэтому не воспринимают дополнительные функции и сервисы всерьез.

Зарубежный рынок мобильных терминалов для приема платежей с кредитных карт с помощью смартфона стал формироваться в своем современном виде около двух лет назад — в 2010 г. появились первые прототипы компактных ридеров в Западной Европе и США. В настоящее время в мире работают порядка 30 проектов mPOS-решений, большинство из которых представляют собой конечное решение в противовес примерно 10 инфраструктурным продуктам, которые позволяют строить mPOS на своей основе. Различия между последними велики – на рынке есть сервисы, которые просто позволяют принимать карту и осуществлять элементарную обработку платежа с выдачей чека (Groupon Payments), но есть и сервисы, которые позволяют устроить сеть для продавцов и торговцев по типу кооператива (Square).

В настоящее время mPOS-терминалы распространены в Северной Америке, Северной и Центральной Европе, а также в нескольких странах Юго-Восточной Азии. Внешне они выполнены в виде донгла, который считывает данные с магнитной полосы карты и передает их в смартфон. Их приобретают индивидуальные предприниматели, которые занимаются продажами товаров и услуг на небольшие суммы (до $50-100), некоторые крупные ритейлеры для упрощения обслуживания покупателей (в дополнение к существующим решениям). В ряде случаев эти ридеры используются для сбора средств на политические и общественные цели: например, их использовали в предвыборных кампаниях в США и в проектах по сбору пожертвований после урагана Сэнди.

Функциональность ПО терминалов позволяет управлять зачислением платежей на расчетный счет и выписывать электронные чеки, в перспективе возможно массовое применение CRM и систем лояльности, а также интеграция с ERP-приложениями для инвентарного и складского учета продаваемой продукции и ресурсов. Перспектива развития рынка состоит в постепенном вытеснении контрольно-кассовых машин планшетами, подключенными к mPOS-терминалам — это, по мысли разработчиков решений, должно повысить удобство и качество обслуживания покупателей и увеличить продажи. В ряде продуктов их создатели планируют распространять специальный программный инструментарий для того, чтобы сторонние разработчики создавали на его основе свои продукты, лицензируя использование данного ПО. В таких решениях mPOS-терминал объединяется не только с простым ридером для чтения кредитной карты, но и позволяет получать сведения с NFC-карт и прочих совместимых устройств.

mPOS-решения, как считают аналитики, снимают основную проблему всех платежей – привлечения новых пользователей, поскольку на стороне покупателя не требуется никаких дополнительных действий (регистраций, получения новых инструментов и средств). Для продавца также нет ничего экстраординарного при проведении платежей – ему нужно просто зарегистрировать свою организацию в сервисе mPOS, получить устройство и настроить его на использование на мобильном терминале (смартфоне или планшете). Он может использовать существующий расчетный счет и аппаратное обеспечение, например, смартфоны продавцов, курьеров, коммивояжеров, агентов и так далее.

Екатерина Немерич

Вернуться на главную страницу обзора