Разделы

Телеком

Рынок телекоммуникаций: Сотовый бум или сотовый Doom?

Виталий Солонин

Статистические данные по российской сотовой связи однозначно свидетельствуют о сотовом буме на нашей по-прежнему еще необъятной родине, что роднит нас с Китаем и Индией. Шутка ли - прирост абонентской базы за прошлый год составил 131% (3,4 млн. абонентов в конце 2000 года и 7,84 млн. - в конце 2001 г.)! Россия занимает второе место среди стран Восточной Европы по абсолютному числу абонентов, однако относительные показатели более чем скромные - уровень проникновения сотовой связи составляет всего 5,3%, что на порядок меньше, чем в других европейских странах. Даже в бывших соцстранах и в некоторых бывших союзных республиках этот показатель заметно больше. В Польше, например, он составляет почти 25%, а в Эстонии по состоянию на конец 2001 года было подключено 52% граждан.

Тем не менее, спрос стал более массовым, что, несомненно, радует сотовых операторов и огорчает толстосумов, которые лишились своего статусного символа. Последним теперь советуют пользоваться золотыми, платиновыми и бриллиантовыми моделями телефонов по цене от $20 тысяч.

Прогресс идет вперед, и некоторые российские операторы уже испытывают сети нового поколения. Тем временем, в Европе начинается "мобильная" игровая война - все увлечены эдаким Doom`ом, перекроенным на телефонный манер. Ну а английские любители голубей объявили сотовым компаниям настоящую войну - более половины их любимых птиц перестали возвращаться в родные голубятни.

Производители

Начнем с производителей мобильных телефонов.
Успех неразлучен с южнокорейской компанией Samsung Electronics, как тень. По данным шведской газеты Dagens Industri со ссылкой на Gartner Dataquest, концерну Samsung удалось вытеснить с третьего места в мировом рейтинге крупнейших производителей мобильных телефонов шведско-японскую Sony Ericsson.

Восхождению южнокорейской звезды в немалой степени способствовало расширение рынков мобильных телефонов стандарта CDMA на двух американских континентах и в Австралии, а также продолжительные успехи компании на европейском рынке GPRS.

Показав в III квартале невиданный 174-процентный рост продаж сотовых телефонов, компания Samsung Electronics заняла по объему продаж четвертое место в мире; ее рыночная доля возросла с 5% в 2000 году до 7,5% в 2001 г. против снижения с 10% до 7,3% у ближайшего конкурента - Sony Ericsson. И это несмотря на то, что в прошлом году компании Ericsson и Sony объединили свои подразделения по производству мобильных телефонов в совместное предприятие.

Таким образом, согласно Dataquest, список семи мировых лидеров по производству мобильных телефонов выглядит следующим образом: Nokia, Motorola, Samsung Electronics, Ericsson, Siemens, Panasonic и NEC. При этом финская Nokia с ее 35,6-процентной долей мирового рынка (2000 год - 30,6%) продолжает лидировать с большим отрывом.

Что касается российского рынка, то здесь по объему продаж лидирует немецкий концерн Siemens, которому удалось потеснить мирового лидера Nokia. А Philips, не входящий в семерку лидеров-производителей, вообще решил временно свернуть работу подразделения, занимающегося продажей мобильных телефонов в России. С января текущего года этот концерн переводит производство из Франции в Китай. Планируется, что после русификации французские телефоны китайской сборки попадут на российский рынок.

В начале этого года Nokia прославилась тем, что открыла дочернюю фирму Vertu, которая будет производить телефонные аппараты класса "люкс", предназначенные для богатых клиентов. Таким образом, Nokia стремится нагнать своих конкурентов - Ericsson и Motorola, - которые уже несколько лет выпускают ограниченное число роскошных аппаратов с золотыми корпусами и бриллиантами. Эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время имеется вполне ощутимый спрос на дорогие эксклюзивные сотовые телефоны как символ высокого статуса.

На днях Nokia сообщила о выпуске нового телефона стандарта CDMA 1900 МГц для Америки Nokia 8270 со встроенным мини-веб-браузером, системой обмена SMS-сообщениями, записной книжкой на 250 номеров, настройкой профилей, виброзвонком, будильником, календарем, накладными панелями разных цветов...

Японский производитель электроники Toshiba намерен объявить на шоу 3GSM в Каннах о начале производства GPRS-телефонов. Чарльз Бакстер (Charles Baxter), директор по маркетингу британского филиала Toshiba, отметил, что "важным фактором на рынке Западной Европы в течение ближайших нескольких лет станет замена старых телефонов на новые. Предполагается замена около 100 миллионов телефонов за 4 года, а новые услуги и новый контент только усилят спрос на этом рынке".

Ну а какая из последних моделей мобильных телефонов запомнилась больше всего в России и почему?

Игорь Акулинин, директор отдела стратегического развития ЗАО "Соник Дуо":
"Ericsson T68 - за цветную графику и MMS, Samsung N-400 - за дизайн и антенну, Nokia 7650 - за концепцию".

Ericsson T68 Samsung N-400 Nokia 7650

Михаил Умаров, руководитель Службы по связям с общественностью компании "ВымпелКом":
"Сегодня на рынке столько телефонов на любой вкус и кошелек, что даже трудно что-то здесь выделить. Лично мне нравятся телефоны с функцией GPRS, например, Siemens ME45, S45, Nokia 8310, что позволяет их использовать в качестве модема для доступа к интернету в тех местах, где проводной интернет недоступен. Это действительно удобно".

Siemens ME45 Siemens S45 Nokia 8310

Косинов Михаил Иванович, заместитель Генерального директора МСС по новым технологиям:
Рынок мобильных телефонов давно стал массовым и потребительские свойства моделей очень схожи. Пожалуй, для себя я не могу определить самый запомнившийся аппарат, намного превосходящий в чем-то остальные модели. И в этой связи проблемы выбора для меня сейчас не существует, я привык к таким универсальным телефонам. Поделюсь своим наблюдением: определяющими критериями при выборе мобильного телефона сегодня становятся самые общие - нравится дизайн, популярна модель, подходит для этой работы или просто - можешь себе позволить по цене.

Леонид Платонов, руководитель подразделения мобильных сетей Lucent Technologies в России и СНГ:
"Лично я пользуюсь несколькими различными моделями телефонов и должен признать, что достаточно часто бывают такие обстоятельства, при которых каких-то функций или характеристик все равно не хватает. Несмотря на то, что каждый телефон в отдельности содержит что-то уникальное, абсолютного лидера в данном сегменте нет, и производителям мобильных устройств есть над чем работать".

Александр Николаев, PR менеджер, Отделение Ericsson по Восточной Европе и Средней Азии:

"Ericsson T68. Это - настоящий хит! Конечно, его возможности могут наиболее полно раскрыться с внедрением операторами услуги MMS (Multimedia Messaging Service - услуги мультимедийных сообщений). С помощью MMS пользователи мобильных телефонов могут отправлять и получать высококачественную графику, анимацию, видео- и аудиофрагменты".

Кстати, способствовать развитию услуг MMS будут компании Siemens, Nokia, Sony и Ericsson, которые "объединяются для глобального взаимодействия по развитию сервиса мультимедийных сообщений".

"Наша задача - добиться скорейшего внедрения стандарта MMS и обеспечить его широкое распространение. Технология SMS имела огромный успех, и мы надеемся, что MMS примет ее эстафету как технология столь же простая и удобная, но при этом еще более увлекательная в использовании", - отмечает Питер Цапф, президент Siemens IC Mobile по мобильным телефонам.

Александр Луковкин, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании "Ярославль-GSM":

"Nokia - запомнилась новая концепция в целом, впервые проявившаяся в модели 8310. Имеется в виду тот факт, что все новые модели внешне построены по одному принципу, и сразу видно, что это именно Nokia. Запомнились модели 7650, 8310, 5510. Можно спорить об удобстве, но нельзя не отметить оригинальность модели, это уже не просто телефон...

Nokia 7650 Nokia 8310
Nokia 5510

Motorola V66 - после долгих попыток все-таки довели "раскладушки" до идеала. Motorola V70 - новая концепция. В свое время Motorola предложила аппарат-"раскладушку" ("книжку"); теперь аппарат открывается путем поворота верхней части. Думаю, эта модель может претендовать на создание нового класса телефонов (по аналогии: телефоны - "книжки")".

Motorola V66i Motorola V70

Сергей Частухин, начальник отдела информационных технологий компании "Ярославль-GSM":
Siemens S45 (M45). Как пользователь Siemens S35, могу отметить "преемственность поколений", то есть основные нюансы в пользовании аппаратом остались прежними, но добавлено очень много действительно удобных новшеств. Аппарат компактный и эргономичный - "все в одном флаконе". Очень функциональный, с высокой чувствительностью приема. Кроме того, приятно радует его MP3".

Siemens S45 Siemens S35

Итак, наш мини-опрос показывает, что среди огромного выбора моделей сотовых телефонов искушенный потребитель выбирает такие модели, как Ericsson T68, Nokia 7650 и 8310, Siemens S45. Даже в такой малой выборке, как 5 человек, эти модели упоминались более одного раза.

Ericsson T68 Nokia 7650 Nokia 8310

Российские операторы

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

13 февраля появилось сообщение о том, что абонентская база оператора "Би Лайн" в столице по состоянию на 31 января превысила абонентскую базу МТС. В целом по России, по оценкам аналитика J'son&Partners Антона Погребинского, у МТС было 2815 млн. абонентов, у "Би Лайна" - 2337 млн., у "Мегафона" - 1050 млн. Всего абонентов в России на 31 января - 8660 млн. Примечательно, что лидером роста стал "Мегафон", за месяц увеличивший свою абонентскую базу на 10%. Однако официальные данные от операторов по абонентской базе появятся только в марте.

Рынок постепенно наводняется все новыми и новыми так называемыми мелкими услугами, за счет которых, как считают в исследовательской компании TowerGroup, прибыли операторов мобильной связи резко вырастут в течение ближайших трех лет. В отчете говорится, что к 2005 году мелкими услугами будут пользоваться 118 млн. человек в Западной Европе, 145 млн. в Азии и всего 22 млн. в Северной Америке.

Помогут подготовиться к такому скачку программисты, в том числе и российские. Департамент "Мобильные сети связи и передачи информации" (IC Mobile) концерна Siemens AG и российская компания "И-Система", дочернее предприятие АФК "Система" и АО "Система-Телеком", подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки программного обеспечения для мобильных терминальных устройств.

Другая российская компания - Oxygen Software, - производитель программного обеспечения для мобильных телефонов Nokia, выпустила версию 2.3 элементов управления ActiveX для телефонов Nokia стандарта GSM - Oxygen SMS ActiveX Control и Oxygen SMSPlus ActiveX Control. Этот продукт позволит клиенту отправлять текстовые сообщения, картинки и логотипы групп абонентов; считывать и устанавливать номер центра SMS, читать и удалять содержимое папок SMS и т. п. Кроме того, клиент получает доступ к различным параметрам телефона: IMEI, модель телефона, версия и дата прошивки, а также уровень сигнала, заряда батарей и др.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Итак, мелкие "мобильные" услуги будут распространяться все больше и больше, что мы и наблюдаем уже сегодня. Практически одновременно стало известно о том, что все три лидирующих российских оператора - МТС, "Би-Лайн" и "Мегафон" приготовили сюрприз для любителей спорта - их абоненты могут получать новости зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити на мобильный телефон.

Абоненты МТС знакомятся с олимпийскими новостями при помощи SMS-сообщений. Стоимость разовой услуги "в период опытно-коммерческой эксплуатации" равна стоимости исходящего SMS-сообщения согласно выбранному тарифному плану. По состоянию на 6 февраля абоненты МТС могут пользоваться рядом развлекательных и информационных SMS-услуг: анекдоты, гороскопы, афоризмы, погода, курсы обмена валют и др. Помимо этого, обладателям WAP-телефонов с недавнего времени стали доступны 4 игры.

С 11 февраля МТС ввела новый SMS-сервис "Знакомства", расширив свою развлекательную тематику. Напомню, что в конце прошлого года компания при поддержке группы "Пси-Корпус" анонсировала услугу, позволяющую обладателям WAP-телефонов развлечь себя разнообразными тестами, начиная от тестов на деловые качества и кончая "подсчетом" своей сексапильности (представляете, что будет с бедным мобильником, если результаты теста окажутся хуже предполагаемых!). Дамам предлагается даже "осознать, почему любимый мужчина находится рядом"...

"БиЛайн", помимо платной подписки на новости с зимней Олимпиады, предлагает такой сервис, как BeeAction - получи свой приз, киноафиша, SMS-переводчик, адрес, мелодии для телефонов Nokia, мобильный e-mail, SMS-чаты и др.

В отличие от конкурентов, "Мегафон" предоставляет "олимпийскую" услугу бесплатно в виде доступа к разделу SIM-меню, которое "прошито" непосредственно на SIM-карте абонента. Помимо спортивных новостей, абонентам "МегаФона" на сегодня доступны: репертуар столичных клубов и кинотеатров, прогноз погоды, программа ТВ, телефонная база организаций, игра Black Jack, гороскопы и пр. Предмет особой гордости "Мегафона" - раздел "Ближайшие", позволяющий получать адреса и телефоны ближайших городских объектов (ресторанов, клубов, автосервисов, АЗС, магазинов, различных городских организаций и т.п.).

Итак, спектр развлекательно-информационных SMS-, WAP-, SIM- и прочих услуг у основных российских операторов продолжает расширяться. Немалое место в нем отводится телефонным играм - относительно новой нише, которую начинают осваивать мобильные устройства. Для справки: по прогнозам агентства Datamonitor, к 2005 году в телефонные игры будут играть 200 млн. человек, а объем рынка достигнет $6 млрд.

Российские сотовые операторы не забывают и о дежурных маркетинговых акциях, без которых уже не обходится ни один праздник. Так, в офисах МТС с 8 февраля по 8 марта открыта ярмарка-распродажа мобильных телефонов и аксессуаров. Каждому подключившемуся обещают в подарок карту "Экспресс-оплата" номиналом 5 у.е., включающую, в зависимости от тарифного плана, до 100 минут эфирного времени.

А компания "Персональные коммуникации", оператор сотовой сети СОНЕТ стандарта CDMA (IS-95) в Москве к Дню всех влюбленных объявила о том, что все подключившиеся в феврале по тарифному плану "Сонет-120" получат возможность бесплатных и безлимитных разговоров в течение 14 дней.

Кроме того, этот оператор ввел новый тарифный план "Сонет Святого Валентина", по которому все влюбленные смогут поздравлять друг друга в течение 200 бесплатных минут.

От конкурентов не отстает и "ВымпелКом", который представляет акцию "Сувениры к праздникам". Все абоненты, совершившие с 8 февраля по 8 марта определенные покупки в офисах продаж "Би Лайн" и салонах "Мобайл Центра", получат в подарок косметический набор "Nivea".

А теперь о более серьезном. 12 февраля стало известно, что ЗАО "Соник Дуо", оператор общероссийской сети мобильной связи "МегаФон" в московском регионе, получил первый транш в размере $75 млн. от европейских банков HypoVereinsbank и Nordea, а также от Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD) и Международной Финансовой Корпорации (IFC). Оставшаяся часть кредита ($63 млн.) будет предоставлена ЗАО "Соник Дуо" в течение этого года. Планируется, что полученные средства будут направлены на развитие и расширение московской сети "МегаФон".

"Мегафон" не забывает и о другом столичном рынке - петербургском. В ответ на действия МТС в этом регионе (с 25 декабря 2001 года стоимость исходящего вызова на мобильные телефоны абонентов сети МТС Санкт-Петербурга и Ленинградской области в зоне действия Санкт-Петербургского коммутатора в течение целого года - до 31 декабря 2002 года - составляет всего 0,01 у. е. без учета НДС и налога с продаж) компания "Северо-Западный GSM", основная ударная сила "Мегафона", объявила о введении с 4 февраля тарифного плана "Люкс" с неограниченным внутрисетевым и местным трафиком для абонентов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С этого же дня вводится бесплатное подключение на все тарифные планы, действующие в этом регионе, а также снижается стоимость связи в тарифах "GSMЛАЙТ", "VIP-класс" и "Корпоративный".

Продолжение статьи читайте на следующей неделе.