Спецпроекты

На страницу обзора
Создание российского e-health тормозится отсутствием денег и нормативной базы

В 2011 г. витающая в воздухе идея создания российского e-health обрела форму концепции, получила государственную поддержку и финансирование. Первые два года были потрачены на создание базовой ИКТ-инфраструктуры медучреждений. C 2013 г. задача создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) легла на плечи регионов, которые должны создавать собственные сегменты, а затем объединять их на федеральном уровне. Федеральный центр оставил за собой функции по регулированию развития отрасли, а также решение проблем межведомственного взаимодействия. Темпы реализации проекта оставляют желать лучшего. Основные проблемы классические – нехватка денег и отсутствие необходимой нормативной базы.

По данным Минздрава РФ, на сегодня полной автоматизации рабочих мест сотрудников медицинских учреждений удалось добиться в 9 регионах – Астраханской, Тульской, Кемеровской, Курганской, Псковской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Чувашской Республике и Москве. Еще в 9 регионах автоматизировано 80–99% рабочих мест. В 18 российских регионах этот показатель составляет 60–79%. Менее 19% рабочих мест медперсонала до сих пор автоматизировано во Владимирской и Ленинградской области, а также в Еврейской автономной области.

Уровень автоматизации рабочих мест медперсонала

diagramma_1.png

Источник: CNews по данным Минздрава РФ, 2016

Региональные ЦОДы созданы в 78 регионах. Интеграционные шины региональных МИС реализованы в 76 регионах, система льготного лекарственного обеспечения заработала в 75 из них, телемедицинские консультации организованы в 73, системы диспетчеризации санитарного транспорта созданы в 76, а региональные контакт-центры – в 54 регионах.

По данным на 1 мая 2016 г. передача структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) в интегрированную электронную медицинскую карту (ИЭМК) в том или ином виде началась в 53% регионов. Однако в 35% показатель соотношения числа структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) и численности населения составляет менее 30%, что свидетельствует о том, что сервис фактически не используется. Полноценной работы ИЭМК, при которой в нее передается более 70% документов, удалось добиться только в 10% регионов.

Соотношение СМЭД, переданных в ИЭМК, и численности населения

diagramma_2.png

Источник: CNews по данным Минздрава РФ, 2016

Согласно статистике того же Минздрава, по состоянию на 1 апреля 2016 г. лишь 18% подключенных к ИЭМК медицинских учреждений передают в нее сведения, а сервисом федеральной электронной регистратуры активно пользуются около 35%. «К сожалению, пока результаты выглядят более чем скромно, причем в разных субъектах федерации они существенно отличаются, однако какие-то позитивные сдвиги все же есть, – говорит Александр Антипов, руководитель направления цифрового здравоохранения «Форс». – Электронные медицинские карты внедрены уже практически везде. Это же касается записи пациента на обследования и консультации, подготовки отчетности, электронных рецептов. Широко внедряются лабораторные информационные системы и системы для управления лекарственным обеспечением».

Федеральные задачи

За федеральным уровнем по-прежнему остаются задачи по разработке стандартов в сфере медицинской информатики. «Помимо уже не раз звучавших проблем, связанных с классификаторами и несовершенством нормативно-правовой базы, которая не успевает за активно развивающейся отраслью, можно назвать сложности, которые есть у любого вендора, занимающегося информатизацией здравоохранения – это вопросы интеграции с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС), – говорит Елена Штыкова, директор бизнес-центра «Медицина» компании «Барс Груп». – Часто меняющееся законодательство, требующее оперативного реагирования, неготовность некоторых фондов к сотрудничеству с разработчиками, а главное – существенные отличия региональных требований, – все это делает сегмент дорогостоящим в части поддержки, по нему достаточно часто возникают нарекания со стороны медицинских организаций и ТФОМС». Игорь Игнатущенко, директор по клиентским сервисам «Пост Модерн Текнолоджи» добавляет к этому списку отсутствие документов, регламентирующих статус электронных документов и электронной цифровой подписи, что не позволяет вести только электронные документы.

Среди задач 2016 г. также внедрение системы непрерывного медицинского образования и систем поддержки принятия решений, создание системы мониторинга движения лекарственных препаратов.

Основные задачи 2016 года

risunok_3.png

Источник: Минздрав, 2015

Все большее внимание уделяется развитию телемедицины. Преимущества использования удаленных консультаций уже давно ни у кого не вызывают сомнений, однако несмотря на то, что концепция развития телемедицинских консультаций была принята еще в далеком 2001 г., она так и не получила развития на законодательном уровне. Сегодня Минздрав в очередной раз говорит о необходимости разработки номенклатуры телемедицинских услуг и утверждения порядка оказания телемедицинских консультаций, а также намерен создать Федеральную телемедицинскую консультативно-диагностическую систему, которая будет использоваться не только для дистанционных консультаций, но и в процессе обучения врачей. Уже обнародован список более чем 20 участников первой очереди системы, в числе которых РОНЦ им.Блохина, НИИ нейрохирургии им.Бурденко, НЦССХ им.Бакулева, ФМИЦПН им. Сербского, МНТК «Микрохирургия глаза» и пр.

Облако или интеграция?

В начале 2015 г. по инициативе министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой при участии основных разработчиков медицинских информационных систем, экспертного совета и департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ была начата разработка типовых требований к медицинским информационным системам уровня медицинской организации (МИС МО) и региона (РМИС). В конце 2015 г. требования к МИС МО были преобразованы в методические рекомендации.

Константин Суслов, генеральный директор «Хост»: В «Собачьем сердце» Булгакова есть фраза: «когда он займется чисткой сараев – прямым своим делом – разруха исчезнет сама собой». Для эффективного развития нужно, чтобы каждый делал свое дело. Министерство здравоохранения создавало методологические указания. На региональном уровне поддерживали и материально стимулировали здоровую конкуренцию. А разработчики развивали свои информационные системы и учитывали требования клиентов. «Разруха в головах» пока есть по всем пунктам.

«Смею утверждать, что еще полтора-два года назад в России хорошо представляли себе, что такое региональная информационная медицинская система, не более 30 человек, – говорит Татьяна Зарубина, главный внештатный специалист по внедрению современных ИС в здравоохранении Минздрава РФ. – Сегодня, благодаря совместной работе над методическими рекомендациями, в большинстве регионов понимают, что такое РМИС, и чем она отличается от МИС МО».

На сегодня сложились два основных подхода к региональной информатизации здравоохранения – монолитный, на основе единой для всех медучреждений МИС облачной архитектуры, и интеграционный, когда МИС разных разработчиков, установленные в медицинских организациях, объединяются на уровне региона с помощью интеграционной шины. У обоих подходов есть свои плюсы и минусы, однако большинство опрошенных CNews экспертов считают интеграционный подход более перспективным.

Так, по мнению Татьяны Зарубиной, при развитии РМИС надо стремиться сохранять уже имеющиеся в учреждениях системы и обеспечивать их интеграцию. С ней согласен и Геннадий Орлов, директор Медицинского информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга. «В долгосрочной перспективе интеграционные задачи придется решать всем регионам, в том числе и тем, которые выбрали монолитную систему в качестве региональной МИС, – говорит он. – Речь идет, прежде всего, о возможности выбора самостоятельными медицинскими организациями уникальных МИС, обеспечивающих более эффективную работу медицинской организации с более широким функционалом, в том числе при включении в информационный обмен коммерческих клиник, ведомственных и специализированных учреждений, а также о подключении к ЕГИСЗ самостоятельных функциональных блоков различных разработчиков».

Два подхода к созданию РС ЕГИСЗ

Фактор Монолитный Интеграционный
Важность жесткого административного внедрения под управлением ИОГВ V
Приоритет задач регионального уровня V
Приоритет задач медицинской организации V
Соответствие архитектуры системы разделению по уровням ответственности ИОГВ/руководителям ЛПМО V
Один разработчик решения / высокие риски V
Доступность сервисов МИС зависит от работы каналов связи V
Высокий уровень адаптивности к постоянным и существенным изменениям V
Устойчивость подхода в долгосрочной перспективе V

Источник: МИАЦ СПб, 2016


По мнению Дениса Чумакова, руководителя направления «Здравоохранение» компании «Нетрика», основное преимущество интеграционного подхода – это возможность разделить уровни ответственности и сконцентрировать усилия на региональных процессах здравоохранения, выходящих за рамки медицинской организации. «Интеграционный подход объединяет всех участников региональных процессов – это не только медицинские организации, но и клинико-диагностические лаборатории, страховые организации, территориальный фонд ОМС и другие, и задает общий для всех стандарт обмена данными, – продолжает он. – Тем самым выполняются требования к РМИС в части обеспечения интероперабельности и максимального сохранения унаследованных систем».

Госзакупки в сфере ИТ для здравоохранения

Одним из индикаторов процесса создания ЕГИСЗ являются сведения о госзакупках и госконтрактах, заключенных региональными органами власти с ИТ-компаниями, участвующими в формировании региональных сегментов ЕГИСЗ.

Александр Гусев, заместитель директора по развитию КМИС: Основное изменение, которое хотелось бы увидеть – это существенное, в разы, сокращение времени на проработку различных вопросов и принятие управленческих решений по ним. С этим пока серьезная проблема. Нам нужно переходить от общения и обсуждения различных вопросов, которое в настоящее время выстроено между властью и экспертами, к быстрому, без лишних проволочек, внедрению имеющихся наработок и инициатив по регулированию отрасли и решению возникающих проблем.

Группа специалистов изучила данные о конкурсных процедурах, проведенных в регионах с 01.01.2013 по 31.12.2015 в соответствии с 44-ФЗ, и заключенных по их итогам контрактах. К рассмотрению принимались сведения о закупках программного обеспечения и услуг по его внедрению, развитию, поддержке. Данные о закупках аппаратного обеспечения, услуг по обеспечению информационной безопасности или услуг по предоставлению каналов связи в материалы для исследования включены не были.

За указанный период времени было проведено 4157 конкурсных процедур на общую сумму ₽15,1 млрд. Стоимость заключенных по их результатам госконтрактов составила ₽13,4 млрд или 88,7% от предполагаемых объемов финансирования. В 2015 г. сумма заключенных госконтрактов сократилась по сравнению с 2014 г. на 44,4%. О сокращении ИТ-бюджетов в 2015 г. говорят и опрошенные CNews эксперты. Так, Максим Яцковский, технический директор компании «Медсофт» оценивает его в 20-30%. Виктор Абрамов, глава московского представительства «СП.Арм», называет цифру 15-30% в зависимости от сектора.

Подавляющее большинство конкурсов (60%) было проведено в форме открытого аукциона. На втором месте открытые конкурсы – таким образом было разыграно 37% госконтрактов. В 2% случаев была проведена закупка у единственного поставщика, а в 1% проведен запрос котировок.

Источники финансирования контрактов

risunok_1.png

Источник: zakupki.gov.ru, 2016

43% работ в области информатизации здравоохранения на сегодняшний день финансируется из региональных бюджетов, 13% – из муниципальных, 12% – из средств внебюджетных фондов. Доля федеральных средств не превышает 11%.

Сколько тратят на ИТ в здравоохранении регионы

Финансирование работ в области информатизации здравоохранения в 2013-2015 гг. в регионах было неравномерным. В 2013 г. закупку ПО и соответствующих услуг для здравоохранения проводили 53 региона (64%), в 2014 г. – 79 (95%), в 2015 г. – 75 (88%, с учетом 2 новых регионов – Крыма и Севастополя). В среднем каждый регион за указанные 3 года заключил контрактов на сумму ₽142,5 млн.

Рейтинг регионов по количеству и сумме заключенных контрактов

Регион Сумма заключенных контрактов, ₽млн * Кол-во конкурсных процедур Доля в общей сумме заключенных госконтрактов, %
1 Москва 6 150,1 302 50,71%
2 Санкт-Петербург 693,3 355 5,72%
3 Московская область 515,6 71 4,25%
4 Ростовская область 407,9 293 3,36%
5 Челябинская область 327,4 36 2,70%
6 Новосибирская область 270,6 33 2,23%
7 Красноярский край 245,4 134 2,02%
8 Чеченская Республика 190,8 12 1,57%
9 Ямало-Ненецкий автономный круг 186,8 44 1,54%
10 Ханты-Мансийский автономный округ 180 75 1,48%

Источник: zakupki.gov.ru, 2016

* В рейтинге использованы данные о госзакупках, осуществляемых по 44-ФЗ. Контракты, финансируемые из других источников, например, включенные в тариф ОМС, не учитывались.

Перейти к полной таблице

Однако показатели целого ряда субъектов федерации существенно отличаются от среднего. Например, в Псковской области за 3 года был заключен только один госконтракт – в 2014 г. на сумму ₽72 тыс. на обслуживание ПК «Адис». Республика Ингушетия в конце 2013 г. провела запрос котировок на сумму ₽199 тыс. на сопровождение региональной системы лекарственного обеспечения. Магаданской областью в 2014 г. было заключено всего 2 контракта: один – на обслуживание решения «» на сумму ₽90 тыс., второй – на сопровождение системы «Гарант» на сумму ₽212 тыс. В Республике Калмыкия первый госконтракт в сфере информатизации здравоохранения стоимостью ₽742 тыс. был заключен в 2015 г. – речь идет о развитии компанией «Электронная медицина» МИС «ЛПУ-ЭМ». Остается надеяться, что в этих и других регионах работы по информатизации здравоохранения финансировались из других источников.

В среднем по России в 2013-2015 гг. расходы на закупку ПО и услуги в сфере информатизации здравоохранения на душу населения составили ₽59. Среди лидеров Ямало-Ненецкий автономный округ (₽555,2 на 1 жителя региона за 3 года), Москва (₽512,2), Республика Алтай (₽279,1), Республика Тыва (₽237).

В пересчете на одного медработника этот показатель в среднем по стране равен ₽1817 за 3 года. В лидерах Москва (₽17499 на 1 медработника за 3 года), Ямало-Ненецкий автономный округ (₽11880), Республика Алтай (₽8385), Чеченская республика (₽6556).

Средние затраты на автоматизацию одной медицинской организации (МО) составили ₽354,7 тыс. за 3 года финансирования. Список лидеров практически неизменен: Москва (₽4,5 млн на 1 МО за 3 года), Республика Алтай (₽1,4 млн), Санкт-Петербург (₽1,8 млн), Республика Тыва (₽1,5 млн).

Безусловно, объем выделяемого финансирования не является единственным индикатором развития информатизации здравоохранения, но следует признать, он существенно влияет на ее результаты. Таким образом, наилучшие показатели в этой области должны быть достигнуты в Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Алтай и Санкт-Петербурге – именно в этих регионах показатели ИТ-расходов в пересчете на число медработников или МО наиболее впечатляющи. И, наоборот, сложно ожидать высоких результатов там, где информатизация финансировалась на минимальном уровне – в Республиках Ингушетия и Калмыкия, Псковской и Магаданской областях.

Кто и что закупает

Наибольшее число контрактов в сфере закупки ПО и услуг было заключено отдельными МО – доля их стоимости в общей сумме составляет 22,2%. На втором месте заказчики муниципального уровня (19,9%), на третьем – региональные комитеты по госзакупкам (11,7%). Доля федеральных контрактов составляет 9,3%, а их сумма в 2013-2015 гг. немного превысила ₽1,2 млрд.

Заказчики работ по информатизации здравоохранения

Вид заказчика Сумма заключенных госконтрактов, ₽млн Число конкурсных процедур Доля госконтрактов региона в общей сумме
Отдельные МО 2 980,8 2 946 22,2%
Муниципалитет 2 678,7 169 20,0%
Региональный комитет по гос. закупкам или тендерам 1 577,8 551 11,8%
Федеральный ОУЗ (Минздрав или ФОМС) РФ 1 248,1 28 9,3%
Региональный комитет (министерство) по здравоохранению 1 210,6 117 9,0%
Региональный МИАЦ 1 108,5 63 8,3%
Региональный комитет (министерство) по информатизации 890,2 29 6,6%
Другой (непрофильный) региональный ОУ (комитет по связям и т.д.) 859,9 18 6,4%
Прочие региональные ОУ 543,4 113 4,1%
Региональный ФОМС 142,8 17 1,1%
Региональный комитет по финансам или экономике 104,8 68 0,8%
Медицинское МО ФМБА 70,1 30 0,5%
Региональный комитет по имуществу 8,8 8 0,1%


На сегодняшний день основной статьей затрат является техническое сопровождение приобретенных ранее информационных систем – сумма контактов, заключенных на этот вид работ, в 2013-2015 гг. составила почти ₽5 млрд или 37,2% от общей стоимости контрактов. «Сокращение региональных бюджетов и даже ожидание такого сокращения, особенно в связи с активным обсуждением этого в СМИ и на уровне различных органов власти, вынудили заказчиков более взвешенно и придирчиво относится к ИТ-бюджетам, – комментирует один из авторов исследования Александр Гусев, заместитель директора по развитию КМИС. – Более того, девальвация рубля, ограничения из-за санкций и наши ответные меры в виде импортозамещения также сыграли свою роль: развивать и тем более запускать новые проекты на базе импортного общесистемного ПО стало сложнее. При этом массового появления отечественных продуктов целиком на базе отечественного общесистемного ПО пока не наблюдается. В настоящее время львиная доля проектов – это развитие уже запущенных и приобретенных в период 2011-2013 гг. продуктов».

Средняя стоимость технического сопровождения одной информационной системы в год в регионе составляет ₽1,56 млн. Средняя стоимость этой же услуги для всего регионального сегмента – ₽18,5 млн.

Предметы конкурсных процедур 2013-2015 гг.

Предмет конкурсной процедуры Сумма заключенных госконтрактов, ₽млн Число конкурсных процедур Доля госконтрактов заказчика в общей сумме
Техническое сопровождение имеющегося (выбранного ранее) решения 4 997,5 3 167 37,2%
Внедрение уже выбранного ранее решения (системы) 2 446,8 150 18,2%
Выбор программного обеспечения и его внедрение 2 012,5 323 15,0%
Заказная разработка или доработка имеющейся у заказчика информационной системы 1 781,6 171 13,3%
Модернизация или развитие решения (системы) 1 286,3 156 9,6%
Техническое сопровождение всего регионального сегмента ЕГИСЗ 480,9 26 3,6%
Закупка дополнительных лицензий определенного программного продукта 419 164 3,1%

Источник: zakupki.gov.ru, 2016


То, что региональный сегмент состоит, как правило, из нескольких систем, а сумма техподдержки каждой из них существенно выше, чем стоимость поддержки всего сегмента, объясняется, скорее всего, эффектом масштабирования.

Основные игроки рынка медицинской информатики

В 2016 г. CNews решил коренным образом изменить подход к формированию рейтингов крупнейших поставщиков ИТ для здравоохранения. В прошедшие годы основными показателями места компании на рынке информатизации здравоохранения были выручка и число автоматизированных медицинских учреждений. Сегодня стадия базовой информатизации медицинских учреждений осталась позади, и важнейшей задачей является не столько внедрение медицинских информационных систем в отдельных поликлиниках и больницах, сколько объединение их в единое информационное пространство, интеграция с ведомственными информационными системами и, в конечном итоге, создание регионального сегмента, а затем и Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) России. Поэтому участники рейтинга крупнейших поставщиков ИТ в здравоохранение оценивались по выручке от реализации проектов в сфере информатизации здравоохранения в целом. CNews также собрал данные о том, в каких регионах крупнейшие поставщики ИТ в здравоохранение создают региональные сегменты ЕГИСЗ и сколько медучреждений используют их решения.

Виктор Абрамов, глава московского представительства «СП.Арм»: Уже многие годы не решаются нормативные вопросы. На административном уровне отдельным медицинским организациям и целым регионам навязываются системы вполне конкретных производителей. Помимо этого, создаются соответствующие полугосударственные холдинги-монополии. Аппаратное обеспечение, которое было поставлено в регионы и медучреждения на первых этапах построения ЕГИСЗ, уже не соответствует требованиям ни самих медучреждний, ни приобретаемых ими систем. Ни на государственном, ни на региональном уровне не признаются стратегические ошибки в построении ЕГИСЗ. А после трех этапов ее построения она превратилась в уже совсем неработоспособную систему, которую Минздрав все еще пытается развивать. Думаю, что в такой ситуации рост рынка все больше будет обеспечиваться ведомственной, корпоративной и частной медициной, ориентированной на современные передовые системы. Государственная медицина все больше будет использовать несовременные и дешевые системы. В итоге расслоение будет нарастать.

Создание регионального сегмента ЕГИСЗ предполагает выполнение работ по автоматизации медицинских учреждений и их подключению к сервисам ФЭР, ИЭМК, АХД, ВТМП, НСИ, «Паспорт ЛПУ», «Регистр медработников». Первая часть работ в большинстве регионов уже завершена, и сегодня речь идет в основном об интеграции имеющихся в медучреждениях МИС с региональными и федеральными сервисами и системами ведомств-участников системы здравоохранения. При этом работы в одном и том же регионе могут проводиться как одной, так и несколькими компаниями. Так, компания «Нетрика» принимает участие в создании РС ЕГИСЗ в 9 регионах, из них в 3 регионах работает в паре с другими игроками рынка, например, в Мурманской области ее партнером является «Пост Модерн Текнолоджи». В Новгородской, Псковской областях и Республике Карелия участие компании в создании РС ЕГИСЗ минимально и ограничивается 1-2 медучреждениями. В 7 регионах работы проводятся силами «Барс Груп», при этом в Челябинской области – в партнерстве с «Крок». Компания «Сван» также внедряет региональные сегменты в 7 субъектах РФ, однако в Псковской области и Республике Карелия часть работ выполняет «Нетрика».

Компании, указанные в таблице Присутствие в регионах крупнейших поставщиков ИТ-решений для здравоохранения, реализуют проекты не только в рамках создания РС ЕГИСЗ. Так, решения компании «Смарт Дельта Системс», участвующей в создании 2 региональных сегментов, используются практически во всех регионах России. На сегодняшний день вне контрактов по созданию РС ЕГИСЗ ей автоматизировано 2286 медучреждения. Еще один крупный игрок рынка – компания КМИС создает регсегменты в 5 субъектах федерации и работает с отдельными медучреждениями еще в 27 регионах. Также в 14 российских регионах представлена «СП.Арм», при этом созданием РС ЕГИСЗ она занимается в Камчатском и Красноярском краях.

Александр Антипов, руководитель направления цифрового здравоохранения «Форс»: Пока информатизация чаще осложняет жизнь медиков, чем приносит пользу, потому что идет «сверху», а не «снизу». В первую очередь, это касается государственной медицины. В коммерческом секторе все иначе, поскольку «не спускают» директив и не требуют следовать определенным рекомендациям в области выбора ИТ- поставщика или платформы.

Суммарная выручка участников рейтинга CNewsPublichealth: Крупнейшие поставщики решений для здравоохранения 2015 по итогам 2015 г. составила около ₽2,2 млрд, что на 9% больше, чем в 2014 г. (₽2 млрд). Крупнейшим поставщиком решений для здравоохранения стала компании «Крок» (₽820,6 млн). Среди ее проектов 2015-2016 гг. создание интерактивного макета государственной поликлиники: его визуализация в 3D для поддержки принятия решений эксперта; внедрение сервисов ЕМИАС, проекты для Минздрава Челябинской области (техническая поддержка и сопровождение медицинской информационной системы, аренда вычислительных мощностей по технологии Virtual Private Server для размещения региональной МИС, аренда облачных ресурсов).

На втором месте компания «Барс Груп» (₽451 млн), которая занималась созданием и развитием РС ЕГИСЗ Ростовской и Челябинской областей, Чеченской республики, а также проводила работы для ТФОМС Республики Тыва и Хабаровского края. На 3 месте «СП.Арм» (₽207,5 млн) с целым рядом проектов для крупных медицинских учреждений федерального и регионального уровня.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

Присутствие в регионах крупнейших поставщиков ИТ-решений для здравоохранения
Компания Число регионов, в которых ведутся работы по созданию РС ЕГИСЗ Количество МО, автоматизированных вне контракта по созданию ЕГИСЗ на 01,01,2016 г,
Барс Груп 7 1 156
КМИС 5 н/д
Крок 3 0
Подробнее

Рейтинги

CNewsPublichealth: Крупнейшие поставщики ИТ для здравоохранения 2015
Город Доля государственных и негосударственных заказчиков в выручке, %
2015 государственные
1 Москва 801,3
2 Казань 384
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг регионов по количеству и сумме заключенных контрактов, 2013-2015 гг.
Сумма заключенных контрактов, ₽млн * Доля в общей сумме заключенных госконтрактов, %
1 6 150,1 50,71%
2 693,3 5,72%
3 515,6 4,25%
Подробнее