CNews: Каким был 2015 год для российского рынка ИТ в здравоохранении?
Константин Суслов: Уже в 2014 году доля инвестиций регионов в развитии и сопровождении собственных фрагментов ЕГИСЗ составила 90%. В 2015 чуда не случилось, и средства на решение задач Дорожной карты регионы снова изыскивали самостоятельно. Как финансировать ИТ-проекты, если денег в бюджете нет? – главный вопрос, который задавали в прошлом году. Мы обсуждали его с МИАЦ регионов на традиционном осеннем форуме «ИТ в здравоохранении» – в зале не было свободных мест.
CNews: Какие работы в сфере создания регионального сегмента ЕГИСЗ вы проводили в регионах в 2015 году? Как вы оцениваете их результаты?
Константин Суслов: В 2015 мы развивали региональные сегменты ЕГИСЗ в четырех регионах: Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Якутии, Самарской и Курганской областях. Начали работать с новыми клиентами. Наш «Медведь» появился в Крыму - в МИАЦ Севастополя внедрили систему сбора отчетности.
Радует, что регионы поменяли отношение к информатизации. Модная игрушка, сделанная по требованию Минздрава, превращается в реальный инструмент управления отраслью. Так, в Якутии мы работали над Единым медицинским диспетчерским центром. С конца 2015 года он управляет потоками пациентов, которые приезжают в республиканскую столицу из районов для обследования и госпитализации. Диспетчерский центр работает по принципу «единого» окна»: ведет запись на прием к врачу и госпитализацию, контролирует наличие мест в диагностическом отделении и явку пациента в назначенное время. Всю информацию о лечении жители получают из одних рук, что особенно важно в условиях огромных расстояний между населенными пунктами.
CNews: Изменились ли потребности государственных и негосударственных медицинских учреждений в новых условиях?
Константин Суслов: Задачи и потребности остались прежними. Изменились требования к уровню сервисов, их надежности и устойчивости. Пациенты активно используют электронную регистратуру для записи на прием к врачу, и регионы вынуждены обеспечивать ее стабильную работу.
CNews: Какие решения пользуются наибольшим спросом со стороны ЛПУ?
Константин Суслов: Мы работаем на уровне региональных информационных систем и взаимодействуем с программами ЛПУ только при подключении их к интеграционной шине. Из того, что мы видим в регионах, совместное функционирование нескольких типов МИС показывает себя лучше, чем единая информационная система. Такая схема порождает конкуренцию, повышает качество программ и уровень сопровождения. Примеру Ханты-Мансийского автономного округа и Якутии следуют и другие регионы. Но чтобы перейти с моносистемы на распределенную архитектуру, руководителям субъектов нужно изменить некоторые старые решения. К этому готовы не все.
CNews: Привели ли девальвация рубля и объявленный государством курс на импортозамещение к смене приоритетов заказчиков при выборе вендора?
Константин Суслов: В здравоохранении используются отечественные программы, иностранные – редкость. Те немногие, кто их установил, вынуждены думать о замене из-за роста валютного курса на лицензии и сопровождение, риска остаться без поддержки во время санкций. Тем более, рынок предлагает много вариантов решения ситуации. Так, интеграционная шина минимизирует затраты на замену иностранных программ и оставит максимум работающих МИС в регионе. Сама шина – импортозамещающее решение. Мы разработали ее на открытом коде и готовы передавать права на ее использование регионам. Подобный опыт у нас уже был.
CNews: Какие реализованные вашей компанией в 2015 году проекты стали наиболее значимыми?
Константин Суслов: Это проекты развития ЕГИСЗ в Ханты-Мансийском автономном округе Югре и Республике Саха (Якутия).
В Якутии мы подключили к нашему «Медведю» 562 медицинских учреждения. Автоматизировали работу по оформлению медицинских документов и записи на прием к врачу. Ведется учет оказанной медицинской помощи. Подключаются сервисы, которые делают жизнь врача и пациента проще.
Аналогичные работы проведены в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Для региона мы разработали и внедрили интеграционную шину, которая стала связующим звеном между региональной МИС и информационными системами шести поставщиков. Шина содержит более 40 сервисов, сгруппированных по 9 тематическим группам (запись на прием, электронная медицинская карта, произвольные показатели системы здравоохранения, льготное лекарственное обеспечение и т.д.).
CNews: Какие сложности возникают при создании региональных сегментов ЕГИСЗ и их подключении к федеральному ресурсу?
Константин Суслов: Пока «хромает» качество технической поддержки федеральных сегментов. Разработчики федеральных сервисов медленно обрабатывают запросы, что влияет на сроки наших проектов. Возможно, это связано с постоянной доработкой сервисов или с самой организацией работ на федеральном уровне, но жизнь это усложняет здорово.
CNews: Какие меры необходимо принять для того, чтобы создание ЕГИСЗ развивалось более эффективно, на ваш взгляд?
Константин Суслов: В «Собачьем сердце» Булгакова есть фраза: «когда он займется чисткой сараев – прямым своим делом – разруха исчезнет сама собой». Для эффективного развития нужно, чтобы каждый делал свое дело. Министерство здравоохранения создавало методологические указания. На региональном уровне поддерживали и материально стимулировали здоровую конкуренцию. А разработчики развивали свои информационные системы и учитывали требования клиентов. «Разруха в головах» пока есть по всем пунктам.
CNews: Каким будет для российского рынка ИТ в здравоохранении и вашей компании 2016 год?
Константин Суслов: Год будет интересным, если начался с ухода одного крупного игрока и появления другого. Мы планируем использовать эту ситуацию для развития бизнеса и представим в этом году новые продукты и решения для здравоохранения.
CNews: Как вы видите развитие российского рынка ИТ в здравоохранении на ближайшие 5 лет?
Константин Суслов: Рынок со здоровой конкуренцией самостоятельно расставляет все по местам. Только при наличии альтернатив поставщики начинают заботиться о сроках и качестве работ, устанавливать адекватные тарифы за сопровождение и развитие информационных систем. Я надеюсь, что он будет развиваться в этом русле и дальше.