Спецпроекты

На страницу обзора
Ритейлеры столкнулись с нехваткой технологических мощностей

Прошедший 2019 г. был достаточно успешным для российского ритейла. Соответственно, на этом рынке рос спрос на ИТ-проекты. Торговые сети с энтузиазмом взялись за тестирование инноваций. Однако события начала 2020 г. могут внести серьезные коррективы в их планы. Кризис обнажил слабые места ритейла это недостаток мощностей их компьютерных систем. На смену решениям, позволяющим привлекать как можно больше клиентов, могут прийти технологии, способные повысить внутреннюю эффективность и подготовиться к аналогичной ситуации в будущем. 

 

Итоги года

В 2019 г. оборот розничной торговли в России увеличился на 1,6% в сопоставимых ценах по сравнению с 2018 г., до ₽33,532 трлн, сообщает Росстат. При этом крупнейшие российские розничные сети увеличили выручку в среднем на 3,9%, то есть, росли в два раза быстрее рынка. Еще более впечатляющие показатели у онлайн-ритейлеров. Так, Wildberries и Ozon в 2019 г. выросли почти вдвое, около 15% прибавили «Ситилинк» и Lamoda.

Первое место среди торговых сетей занимает X5 Retail Group — в 2019 г. ритейлер заработал ₽1728 млрд. На втором месте «Магнит» с выручкой ₽1369 млрд, на третьем — «ДКБР Мега Ритейл групп лимитед» (в него вошли объединившиеся в сентябре 2019 г. сети «Дикси», «Бристоль» и «Красное&Белое»), заработавшая ₽800 млрд.

Выручка крупнейших розничных компаний в 2019 г.

Компания Выручка 2019, ₽ млрд Динамика 2019/2018, %
X5 Retail Group 1 727,714 13,3%
Магнит 1 368,7 10,6%
ДКБР Мега Ритейл групп лимитед 800 н/д
М.Видео-Эльдорадо 437,5 3,8%
Лента 417,5 1,0%
Wildberries 223,5 88,0%
О’Кей 163,1 3,0%
Детский мир 128,7 16,1%
Ситилинк 90,4 17,0%
Ozon 80,7 89,0%

Источник: CNews Analytics, 2020


Лидером рынка онлайн-ритейла остается Wildberries, который второй год стремительно растет: в 2019 г. компания увеличила оборот на 88% до ₽223,5 млрд. По темпам роста с ним может сравниться только Ozon, который в 2019 г. вырос на 89%. Однако выручка этих интернет-магазинов существенно отличается: у Wildberries это ₽223 млрд, а у Ozon ₽80 млрд.

Крупные проекты

В прошедшем году крупнейшие торговые сети запустили несколько новых интересных проектов. «Ритейл как отрасль постоянно находится в процессе трансформации, активно внедряются инновации. С точки зрения инфраструктуры крупные сетевые ритейлеры уже реализовали цифровую трансформацию бизнеса и теперь рассматривают новые ниши для роста. Совершенствуют имеющиеся продукты и развивают новые направления, которые считаются перспективными, рассказывает Александр Воловик, руководитель отдела поддержки продаж Softline. Те инновации, о которых говорит весь рынок, ритейл начинает внедрять одним из первых. Это искусственный интеллект, интернет вещей, машинное обучение, нейронные сети, роботизация».

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице 2019

№ 2019 № 2018 Название организации Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2019 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Совокупная выручка от проектов в рознице в 2018 г. (включая НДС, в ₽тыс.) Рост выручки 2019/2018, в % Крупнейшие заказчики 2019 г.
1 1 Softline* Москва 21 833 278 15 268 027 43,0% н/д
2 2 Атол Москва 9 781 212 8 472 250 15,4% Московский метрополитен, Metro C&C, X5 Retail Group, Магнит, Роснефть
3 - Эвотор Москва 6 825 000 6 170 032 10,6% Сбербанк, Мегафон, Военторг, Центросоюз, предприятия малого и среднего бизнеса
4 3 Крок Москва 3 418 384 3 190 656 7,1% X5 Retail Group, М.Видео – Эльдорадо, Ашан, Мерседес-Бенц Рус, Комус, Adidas, Avon Beauty Products Company
5 6 Тегрус Москва 3 094 000 2 945 000 5,1% н/д

Источник: CNews Analytics, 2020

* - учитывается выручка во всех регионах присутствия компании
** - данные за 2018 г. скорректированы

Перейти к полной таблице

«Было много интересных проектов для привлечения клиентов в магазин и более эффективному взаимодействию с ними, согласен Павел Заглумин, руководитель направления разработки и внедрения ПО компании «Инфосистемы Джет». — Многие торговые сети сделали очень удачные мобильные приложения, появились крутые проекты по лояльности, ритейлеры научились анализировать поведение покупателя, работать с данными».

«В 2019 году мы увидели довольно осознанный спрос на решения для изучения пользовательского опыта, в том числе — на видеоаналитику. Также были популярны RPA, машинное обучение, решения для управления товарными запасами и «последней милей». Интерес для отрасли представляли и кассы самообслуживания — например, X5 Retail Group начал выпускать свои», отмечает Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса в ритейле компании «Крок».

Максим Маковский, коммерческий директор компании «Тегрус», отмечает тренд на укрупнение бизнеса и развитие точек продаж. «Офлайновые игроки вкладывались в развитие своей инфраструктуры, прежде всего связанной с открытием новых магазинов. В онлайн-ритейле игроки увеличивали мощности своих расширяющихся платформ, формируя потребности в вычислительных мощностях и ЦОД», уточняет он. Также были востребованы решения для повышения эффективности внутреннего документооборота.

Малый бизнес тоже не остался за бортом. По словам Андрея Романенко, генерального директора «Эвотор», для этой категории розничных предприятий в первую очередь важны ИТ-решения, связанные с законодательными изменениями. При этом эти решения должны быть максимально простыми, дешевыми и результативными. В качестве примера он приводит сервисы для корректной торговли алкоголем и маркированным товаром, обеспечивающие контроль продаж и удаленный доступ. Также растет спрос на товарный учет, который жизненно необходим для онлайн-продаж и скоро понадобится после отмены чеков «по свободной цене» для ИП на спецрежимах.

Не обошлось и без инновационных проектов. Так, в центральном офисе Metro на Ленинградском шоссе начал тестироваться первый магазин без продавцов «Фасоль». В нем используются электронные ценники, кассы самообслуживания, энергосберегающие холодильные системы, а приложение «Фасоль на ладони» позволяет удаленно мониторить ключевые показатели деятельности. Провайдером сервисов по автоматизации магазина стала компания «ДатаКрат». После завершения тестирования ритейлер намеревается развивать франчайзинговую сеть таких торговых точек.

Подобный магазин «Пятерочка» для сотрудников в Долгопрудном запустила также X5 Retail Group. В нем используется интернет вещей при помощи датчиков ИТ-система магазина в автоматизированном режиме контролирует процессы входа, выхода и передвижения посетителей, регулирует температурный режим, управляет вентиляцией, освещением, определяет задымление и обеспечивает физическую безопасность.

В нескольких магазинах «Магнит» уже можно оплатить покупки при помощи Face-ID для этого надо зарегистрироваться в мобильном приложении, ввести личные данные и загрузить свою фотографию. Кроме того, на складах ритейлера завершилось тестирование технологии голосового управления Pick-by-Voice. Теперь сотрудники получают задания, где и какой товар взять, куда отнести, не через текстовое сообщение на терминале сбора данных, а голосом, через наушники. Тестирование показало 11-процентный рост производительности труда и планируется к внедрению в 38 распределительных центрах.

В трех московских магазинах «М.Видео-Эльдорадо» в ТЦ «Гагаринский», ТРЦ «Гудзон» и в гипермаркете на Садовой-Спасской тестируется система внутренней навигации M.GO на основе системы дополненной реальности от стартапа «Блюменкрафт». Посетители магазинов устанавливают специальное приложение, сканируют специальный маркер с помощью камеры смартфона, выбирают отдел, куда им надо пройти. После этого на экране смартфона появляется стрелка, которая показывает направление движения. В дальнейшем с помощью приложения можно будет вызвать продавца. Оно также будет использоваться ритейлером в маркетинговых целях.

Онлайн-ритейлер Lamoda запустил примерку обуви с помощью мобильного приложения также на базе технологий дополненной реальности: для того, чтобы выбрать нужную модель, надо навести камеру на ноги. Для начала компания рассчитывает таким образом увеличить конверсию в категории кроссовок до 8–9% и сократить отказы после примерки перед покупкой на 10–15% сейчас они доходят до 60%.

X5 Retail Group и «Лента» пилотируют технологии виртуальной реальности для обучения сотрудников. Речь идет о развитии навыков общения с покупателями.

В 56 магазинах «Перекресток» X5 Retail Group тестируются технологии искусственного интеллекта. Установленные рядом с кассами видеокамеры передают информацию о числе покупателей в очереди и их покупках. Искусственный интеллект способен объединить двух посетителей, стоящих в очереди с одной корзиной, оценить количество товара в корзине и на основании этих данных рассчитать время обслуживания каждого посетителя и ожидания в очереди для остальных. Если эти показатели превышают заданные значения, руководство магазина получает уведомление о необходимости открытия дополнительной кассы. Первые результаты показали, что технология способствовала почти двукратному снижению числа жалоб клиентов и увеличила число чеков на одну кассу на 9%.

В «М.Видео-Эльдорадо» искусственный интеллект используется при работе с персоналом. По словам Полины Полуниной, руководителя data-science направлений HR, финансы, видеоаналитика, ИИ помогает при подборе, обучении и управлении мотивацией. На него возложен скоринг резюме и прогнозирование вероятности прохождения испытательного срока, прогнозирование вероятности увольнения по собственному желанию, построение тепловых карт взаимоотношений между подразделениями и т. д. Например, целевое назначение тренингов продавцам позволило повысить продажи как минимум на 1,5%.

Российская ИКЕА тестирует доставку товаров покупателям из магазинов «ИКЕА Белая дача» и «ИКЕА Химки» с помощью электромобилей. Для их зарядки оборудовано 45 зарядных станций. В целом компания планирует перейти на экологичные виды транспорта к 2025 г.

Планы на 2020 год

Эксперты Zebra Analytics прогнозировали, что в ближайшее время в рознице будут востребованы коллаборативные роботы, которые смогут работать вместе с людьми и выполнять рутинные операции. Например, комплектовать заказы, проводить инвентаризацию на складе и так далее. Кроме того, роботам можно доверить патрулирование магазина — они могут контролировать чистоту и порядок в торговом зале, наполненность полок. Ожидалось, что эти роботы начнут активно внедряться уже в 2020 году.

Еще один тренд упрощение оплаты покупок с помощью касс самообслуживания, терминалов оплаты, приложений для самостоятельного сканирования товаров при помещении в корзину и систем, автоматически списывающих деньги со счета при выходе из магазина.

Все больше внимания будет уделяться выкладке товаров на полках: системы компьютерного зрения будут сравнивать реальную ситуацию с запланированной. В целом, по мнению аналитиков, в 2020-е компании розничной торговли и производители товаров повседневного спроса станут участниками технологической революции. Они будут внедрять инструменты на основе искусственного интеллекта, в том числе системы предписывающей аналитики, инновационные мобильные устройства и роботов, которые увеличат производительность, оптимизируют процесс покупок, упростят работу сотрудников магазина и повысят качество обслуживания.

О планах дальнейшего развития рассказывали и российские ритейлеры. В конце 2019 г. «Магнит» говорил о том, что намерен в течение 2-3 лет полностью поменять системы прогнозирования, пополнения, управления складом и транспортом. По словам директора по цепочкам поставок Марьи Дей, сегодня в «Магните» все логистические системы самописные. Они создавались более 10 лет назад и были рассчитаны не более чем на 400 магазинов. Понятно, что сегодняшний объем бизнеса ритейлера они уже не в состоянии поддерживать. Кроме того, в планах компании внедрение современной ERP-системы и технологий видеомониторинга товарных полок и очередей.

X5 Retail Group и «М.Видео-Эльдорадо» обещали в 2020 г. завершить тестирование оплаты по QR-коду через систему быстрых платежей и, в случае положительных результатов, начать внедрять ее в своих магазинах. А «Ашан» и «Виктория» наконец-то решили развивать онлайн-каналы.

Но в эти планы вмешалась эпидемия коронавируса. О том, как она скажется на планах развития ИТ в ритейле, мы узнаем ближе к концу года. Пока игроки рынка настроены относительно оптимистично.

«По итогу марта и первой декады апреля мы видим очевидное снижение в гостинично-ресторанном бизнесе и в сфере развлечений там рынок упал на 70%. В ритейле же стагнация без потери объемов, –– говорит Павел Яковлев, руководитель направления «Ритейл» компании «ДатаКрат». В ближайшее время динамика спроса будет напрямую зависеть от срока ограничительных мер. Если ограничения продлятся более 3 месяцев, нас ждет практически неминуемый экономический коллапс –– ни одна экономика к такому не готова».

Андрей Романенко отмечает, что в сфере малого бизнеса лучше всего ситуация у продуктовой розницы, алкомаркетов, пивных магазинов, аптек, зоомагазинов, табачных киосков, но и у них выручка ниже на 15-30%, чем в докарантинные времена. Хуже всего ситуация в магазинах непродовольственных товаров, не вошедших в список товаров первой необходимости: одежды, обувь, книги, парфюмерия и косметика, игрушки, и в сфере услуг: у салонов красоты, развлекательных заведений для детей и взрослых. Здесь падение оборота может достигать 80-90% и более. Очевидно, что в такой ситуации спрос упал и на сервисы, и на железо, хотя новые онлайн-кассы продолжают активироваться.

По словам Александра Воловика, в данный кризисный момент крупные сетевые ритейлеры, особенно продовольственная розница, пострадали не очень сильно, они продолжают работать в прежнем режиме. Основные проблемы у мелкого ритейла многие магазины могут закрыться, а их клиенты перетекут к сетевикам. Также сильные потрясения испытывает «модный» ритейл и сегмент товаров для строительства и ремонта. А фармацевтической бизнес, напротив, оказался в весьма выигрышной ситуации.

Отказов от реализации проектов в этом сегменте не наблюдается. «Есть единичные просьбы перенести сдачу проекта на несколько месяцев по причине затруднений с коммуникацией, говорит Александр Воловик. Мы прогнозируем отложенный спрос». По его мнению, после завершения текущей кризисной ситуации, в первую очередь востребованными будут те решения, которые позволят подготовиться к аналогичной ситуации в будущем. Это проекты по увеличению инфраструктурных серверных мощностей под онлайн-ресурсы, обеспечению информационной безопасности и внедрению систем для удаленной коммуникации и удаленной работы.

Павел Заглумин отмечает, что многое из того, что было интересно ритейлерам до пандемии, потеряло свою актуальность. На первое место по важности вышла эффективность внутренних процессов, логистика, доставка и все, что связано с работой интернет-магазина. Если раньше стояла задача привлечь людей в магазин, то теперь все силы брошены на то, чтобы справиться с обработкой имеющихся запросов, отработать все обращения и при этом оставить клиента довольным.

«Сокращения спроса на ИТ в перспективе не предвидится, потому что кризис обнажил слабые места ритейла. Это недостаток технологических мощностей. Интернет-магазины ритейлеров падали в первые недели пандемии», говорит Павел Заглумин. По его мнению, после пандемии опять начнется борьба за привлечение клиентов. Но, возможно, для этого будут задействованы какие-то другие методы. Доля доставки в сравнении с докризисными временами гарантированно вырастет. «Люди были вынуждены попробовать этот вариант покупок и им понравилось, поэтому все технологии, которые помогают поддержать интернет-магазин и доставку, останутся востребованными», уверен он.

Максим Маковский прогнозирует сокращение выручки ритейлеров и соответственное снижение затрат на расширение инфраструктуры и, в первую очередь, на инновационные проекты. «В настоящий момент можно прогнозировать снижение бюджетов по закупкам оборудования и решений на уровне 20-25% в среднем по рынку ритейла, но стоит отметить, что в каждом отдельном сегменте рынка будет своя картина. На импортоемкие проекты также очевидно оказывает давление падение курса рубля», говорит он. Тем менее, основные тренды останутся прежними рост онлайн-ритейла еще более ускорится, рынок переходит на маркетплейсы, и формирование агрегаторов будет активно продолжаться.

Как считают в «Крок», многие ритейлеры готовы менять процессы, которые создавали сложности в кризис. «Уже сейчас внимание наших заказчиков привлекают решения по повышению адаптивности ИТ и снижению затрат. Мы видим интерес к нашим услугам, начиная от аудита бизнес-процессов и заканчивая цифровыми платформами. Также на рынке востребованы решения, связанные с маркировкой, удаленной работой, информационной безопасностью, онлайн-продажами и доставкой», считает Дмитрий Смирнов. По его мнению, в ближайший год ритейлеры будут ориентироваться на относительно бюджетные решения, которые способны дать быстрый результат для бизнеса и на потребление ИТ-решений как сервиса. Это дает возможность в случае форс-мажоров гибко управлять затратами на ИТ.

Наталья Рудычева