Спецпроекты

На страницу обзора
Цифровая трансформация в ритейле продолжается — ключевые изменения и новые вызовы
Классические офлайн-ритейлеры уходят в онлайн и развивают омниканальность, маркетплейсы показывают устойчивый рост, вендоры развивают B2B2C направление. Всё это требует развития ИТ-инфраструктуры. О ключевых изменениях ИТ в ритейле и успешном опыте сочетания внутренней разработки и использования ИТ-аутсорсинговых компаний в интервью CNews рассказал директор по развитию корпоративных систем компании Merlion Александр Кравцов.

Александр Кравцов, Merlion

CNews: Расскажите, какие ИТ-тенденции сейчас наиболее заметны в российском ритейле?

Александр Кравцов: Их несколько. Я бы в первую очередь выделил развитие омниканальности, которое проявляется в том, что все больше игроков на рынке полноценно интегрируют свои офлайн- и онлайн-каналы продаж. Другая важная тенденция — значительная миграция в онлайн классических офлайн-компаний. Здесь можно отметить бурный рост Walmart, Ikea, заметные шаги в этом направлении делает и Leroy Merlin.

CNews: Какие ключевые события произошли на российском рынке ритейла с точки зрения ИТ за последний год? Какие крупные проекты вы могли бы отметить?

Александр Кравцов: Колоссальный рост заметен в направлении E-Grocery, это то, что облегчает нашу повседневную жизнь и освобождает от необходимости посещать магазины. Здесь особенно значимы проекты от «ВкусВилла», Х5, «Утконоса». Востребованность таких услуг в условиях пандемии переоценить невозможно.

Продолжился рост направления B2B2C, когда вендоры и дистрибьюторы выходят на конечных пользователей с помощью различных каналов, в основном — онлайн.

Маркетплейсы становятся драйверами рынка, заметный рост за прошлый год совершили компании Ozon, Goods, «Беру» и WildBerries. Все крупные игроки проводят интеграции с площадками маркетплейсов.

CNews: Как проходит цифровая трансформация в российском ритейле?

Александр Кравцов: Необходимость цифровой трансформации сегодня признают все участники рынка. Это отражается и на ИТ-игроках. До недавнего времени мы наблюдали «перегретый» ИТ-рынок: большие компании (в том числе и государственные) не только самостоятельно опустошали рынок ИТ-специалистов, но и скупали компании, которые предоставляли услуги аутсорсинга и аутстаффинга.

Естественно, в новых реалиях спрос на ИТ-услуги меняется в силу факторов, влияющих разнонаправленно: с одной стороны, многие компании выбрали косервативную стратегию и заморозили старт новых инициатив, так как в моменте оценить риски новых проектов крайне сложно. С другой стороны, компании уже сейчас вынуждены подстраиваться под изменившиеся условия: речь как о стремительном уходе в онлайн-продажи, так и о необходимости изменения внутренних процессов и ИТ-инфраструктуры с учетом удаленной работы сотрудников.

CNews: В каких решениях и технологиях сейчас больше всего заинтересованы отечественные ритейлеры в первую очередь?

Александр Кравцов: Ритейлеры заинтересованы в готовых платформах, поскольку один из наиболее важных аспектов на современном рынке — это скорость вывода продукта на рынок, time-to-market. Мы сейчас наблюдаем передел рынка: в условиях карантина онлайн-ритейлеры активно делят клиентов офлайн-компаний. Кроме этого произошли структурные изменения спроса, такие как, например, драматически выросший спрос на ноутбуки в связи с необходимостью обеспечения удаленной работы. Соответственно, сейчас крайне востребованы продукты, позволяющие работать с большими данными и дающие преимущества в понимании поведения рынка в динамике, знании своего клиента и возможности строить персонализированные предложения.

merlion.jpg
Александр Кравцов: Необходимость трансформации сегодня признают все участники рынка

CNews: Какие подходы выбирают компании для реализации этих решений? Многие ли склоняются к самописным решениям и открытому ПО?

Александр Кравцов: Для сокращения time-to-market компании стремятся применять готовые и проверенные решения. В большом бизнесе важным фактором является надежность выбранного решения и наличие поддержки. Поэтому и при выборе продуктов с открытым кодом бизнес предпочитает сотрудничать с сертифицированными компаниями, которые оказывают услуги поддержки.

CNews: А как осуществляет разработку Merlion? Самостоятельно или с привлечением аутсорсеров?

Александр Кравцов: Мы в Merlion гибко подходим к этому вопросу. Когда нам необходимо разработать то или иное уникальное ПО, мы стремимся использовать экспертизу ИТ-компаний, сотрудничая в формате аутсорсинга и аутстаффинга, хотя стоимость этих услуг может показаться более высокой, чем найм разработчиков в штат. Однако формирование собственной команды значительно увеличивает сроки реализации проекта и снижает вероятность успешной коммерциализации.

CNews: Много ли на рынке аутсорс-компаний, которые готовы на высоком уровне оказывать такие услуги?

Александр Кравцов: На рынке сейчас действительно очень много предложений от ИТ-компаний. Мы стремимся сотрудничать только с проверенными участниками ИТ-рынка, которые способны за разумные деньги и на высоком уровне выполнять поставленные им задачи.

Так, например, мы уже год сотрудничаем с компанией SimbirSoft и вместе развиваем наши крупные проекты в сфере онлайн-ритейла, такие как интернет-магазины «Позитроника» и Acer в B2B. Аутсорсинг помог нам быстрее реализовать новые функции и оптимизировать работу онлайн-магазинов, в том числе для проведения промо-акций. Также коллеги из SimbirSoft внесли большой вклад в организацию процесса тестирования и обеспечения качества для того, чтобы защитить покупателей от любых ошибок и сбоев в работе магазина — в онлайн-ритейле это особенно важно. Мы ценим, что наш партнер четко выстраивает процессы, все разработчики погружены в продукт и помогают нам непрерывно улучшать качество наших ИТ-систем.

CNews: Какие наиболее интересные проекты Merlion реализовал в прошлом году? Какие из них кажутся вам интересными с точки зрения примененных ИТ?

Александр Кравцов: Среди знаковых проектов года могу отметить платформу MerliOnCloud, позволяющую продавать облачные продукты и сервисы. Решение AnalyticsHub помогает предоставлять услуги в области аналитики больших данных и искусственного интеллекта. Кроме того, в 2018 году мы вывели на рынок Aceronline.ru — брендшоп для вендора Асеr, который показал значительный роста объема продаж в 2019 году.

Также были завершены работы по реинжинирингу B2B-портала, что позволило нам улучшить качество и эффективность одного из наших ключевых каналов продаж. Для этого мы проанализировали веяния рынка, провели опросы среди клиентов и углубленную работу с данными.

Кроме того, с помощью шины WSO2 мы интегрировались с ведущими маркетплейсами. Этот канал показал себя отлично, и мы продолжим расширение пакета подобных интеграций в следующем году.

CNews: Чего вы ожидаете от 2020 года?

Александр Кравцов: В первую очередь — новых вызовов. Потребность в ИТ-ресурсах в связи с повсеместной трансформацией будет только расти. Трансформация B2B2C потребует пересмотра многих бизнес-процессов компаний, участников рынка. Потребуются новые ИТ-решения, технологии и команды, способные удовлетворять интересам и запросам бизнеса.