Спецпроекты

Павел Кулаков, Oxygen

Павел Кулаков, Oxygen:

ЦОДы станут центрами облачных компетенций для цифровой экономики

Оператор столичного дата-центра Oxygen анонсировал планы строительства второй площадки в Москве емкостью 1500 стоек, а в будущем не исключен выход бренда на региональный рынок. Одновременно компания объявила о старте облачных продаж в Юго-Восточной Азии, где Oxygen надеется привлечь российские и западные организации, развивающие бизнес в странах региона. Генеральный директор компании Павел Кулаков рассказал CNews о технических характеристиках строящейся площадки в Москве, а также поделился планами по развитию бизнеса в России и в мире.

Третья волна цифровизации

CNews: Почему вы решили построить еще одну площадку в Москве? У вас уже есть один дата-центр проектной мощностью 1500 стоек, их не хватает?

Павел Кулаков: Наша действующая площадка быстро заполняется и ее емкости хватит на ближайшие год-полтора. Именно поэтому мы решили построить второй дата-центр. Наша практика подтверждает, что прогнозы об удвоении объемов хранимой и обрабатываемой информации каждые два-три года недалеки от истины.

В настоящий момент наблюдается настоящий бум спроса на услуги ЦОД, который сложно было предсказать еще несколько лет назад. Это третья волна спроса на коммерческие дата-центры в новейшей истории российской отрасли. Первая волна пришлась на 2008-2009 гг., ее триггером было распространение широкополосного доступа и, как следствие, бурное развитие социальных сетей (ВКонтакте, «Одноклассники» и т.д.). Тогда появились первые современные площадки в нашем нынешнем понимании. Вторую волну я бы отнес к 2017 г., когда бизнес оправился от кризиса и понял, что любая современная организация должна стать в какой-то степени ИТ-компанией, то есть руководители компаний и предприниматели осознали необходимость диджитализации. Третья волна перехода на цифру, свидетелями которой мы являемся сейчас, помимо прочего, обусловлена внедрением ИТ в госсекторе. Дополнительным фактором роста рынка стал приход китайских компаний, которые рассматривают России не только как рынок сбыта, но и как хаб, через который можно дотянуться до Европы. Примеры успешной реализации таких проектов на рынке уже есть. Мы хотим «поймать эту волну», дав рынку необходимые емкости.

Еще одна причина строительства нового дата-центра — это требования заказчиков к катастрофоустойчивости. Многим из наших клиентов нужен провайдер с двумя площадками с целью дублирования и резервирования данных на случай непредвиденных ситуаций. Таким образом, геораспределенность является приоритетом развития: лучше построить новый дата-центр, чем пытаться бесконечно расширять существующую площадку.

Экологичные ЦОДы — вектор на будущее

CNews: Расскажите подробнее о планируемых технических характеристиках нового дата-центра?

Павел Кулаков: Мы выбрали площадку на западе Москвы. Это интересная и удобная локация. Важную роль для клиентов играет транспортная доступность объекта: рядом строится «хорда», в пределах 1,5 км от будущего ЦОД в 2021 году планируется открыть станцию метро, а район Москва-Сити расположен всего в 15 минутах пути.

Само здание находится на стадии проектирования, его площадь составит 6-7 тыс. кв. м., оно будет представлять собой отдельно стоящее строение, находящееся на удалении от производственных объектов, железнодорожных путей и автозаправочных станций в соответствии с требованиями стандарта TIA-942. Подведенная электрическая мощность будет равняться 14,5 МВт. Емкость площадки составит около 1500 стоек, первая очередь планируется к запуску в первом квартале 2023 г. Часть машинных залов будут соответствовать требованиям стандарта Tier III, а часть — Tier IV.

CNews: Какие инженерные решения в области охлаждения и энергообеспечения вы планируете использовать в новом ЦОД?

Павел Кулаков: В области энергообеспечения — уже обкатанные нами технологии, а именно — высокопроизводительные ИБП c КПД в 98% и 98,5% на IGBT-транзисторах нового поколения. На рынке представлены модульные варианты решений данного класса, которые позволяют наращивать нагрузку с 200 КВт до 1,2 МВт. Из вендоров мы традиционно ориентируемся на продукты ABB, Vertiv, Eaton и Schneider Electric. Возможно, мы полностью реализуем одно «плечо» энергоснабжения на одном вендоре, а второе «плечо» — на другом, в целях повышения отказоустойчивости и во избежание зависимости от одного поставщика.

Павел Кулаков: В настоящий момент наблюдается настоящий бум спроса на услуги ЦОД, который сложно было предсказать еще несколько лет назад

Для охлаждения мы планируем использовать самые передовые на сегодня технологии. Так, одним из вариантов рассматривается применение специальной системы охлаждения, принцип которой заключается в наполнении всего объема машинного зала ЦОД избыточным количеством холода, то есть сам машинный зал превращается в холодную гермокамеру, подобную большому промышленному холодильнику. Таким образом, серверы смогут брать столько холода, сколько им необходимо. При этом наше желание использовать такие специализированные системы направлено, прежде всего, на обеспечение лучшего показателя PUE (показатель энергоэффективности) на уровне 1,08-1,15.

CNews: Имеет ли смысл вкладываться в решения со столь высоким уровнем энергоэффективности, ведь средние показатели PUE на российском рынке заметно ниже?

Павел Кулаков: Конечно, стоимость таких систем высока, при этом экологичность является нашим приоритетом, так как мы ориентируемся на долгосрочные тенденции развития, которые будут определять рынок в ближайшие пять-десять лет. Как известно, западные тренды приходят к нам с некоторым опозданием. Таким образом, в ближайшие годы стоит ожидать роста внимания общества и регуляторов к проблемам экологии, поэтому более эффективное использование энергоресурсов — это будущее индустрии.

Не зря несколько лет назад мы назвали свой проект Oxygen. Мы придумали это бренд, поскольку мыслили на шаг вперед. Находясь на острие самого современного бизнеса, где все стремительно меняется и новые технологии формируют новые потребности, мы обязаны принимать осознанные решения, влияющие на экологию планеты.

Сертификация дата-центров

CNews: Вы утверждаете, что часть машинных залов в новом ЦОДе будет соответствовать уровню отказоустойчивости Tier IV, хотя сейчас на рынке в качестве стандарта де-факто используется Tier III, а площадок четвертого уровня очень мало. Почему вы решили ориентироваться на четвертый уровень?

Павел Кулаков: Рынок становится более зрелым, поэтому неизбежно появляются заказчики, которым нужен более высокий уровень сервиса. Кроме того, на рынок выходят принципиально новые категории продуктов, например, беспилотный автотранспорт или телемедицина, которые ожидаемо в самом ближайшем будущем будут предъявлять особые требования с точки зрения отказоустойчивости. Таким образом, сейчас начинает формироваться класс потребителей, для которых максимально возможная надежность ЦОДа — это осознанная необходимость. Среди тех, кому Tier IV может потребоваться уже сегодня, я бы выделил банки, а также объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ).

CNews: Насколько наличие сертификата Uptime (Tier III, Tier IV) гарантирует гарантирует надежность функционирования ЦОДа?

Павел Кулаков: Реальный уровень надежности складывается из двух основных составляющих — уровня резервирования инженерных систем (подтверждает сертификат Tier I-IV) и реального опыта эксплуатации объекта. То есть, наличие сертификата свидетельствует, что инженерные системы построены правильно. Но надежность зависит также от правильности эксплуатации, регламентов и процедур, уровня эксертизы и человеческого фактора. Кстати, к декабрю 2020 года наша площадка бесперебойно проработала ровно 10 лет, то есть мы демонстрируем 100-процентную доступность сервиса, хотя сертифицировались только в 2019 году.

CNews: Планируете ли вы пройти официальную процедуру сертификации на соответствие Tier IV в Uptime Institute?

Павел Кулаков: Да, конечно, мы планируем пройти все процедуры сертификации новой площадки в Uptime Institute. При этом проектирование ведется исходя как из нашего 10-летнего опыта эксплуатации, так и на основе сборников международных стандартов и рекомендаций TIA-942 и BICSI. Не менее интересен с профессиональной точки зрения и немецкий набор стандартов TÜV.

CNews: В России ведутся разговоры о создании собственной, национальной системы сертификации ЦОД, соответствующее положение закреплено в нацпрограмме «Цифровая Экономика». На ваш взгляд, насколько целесообразно создавать отечественную систему аттестации дата-центров?

Павел Кулаков: Изначально развитие российского рынка ЦОД-строения шло интуитивно, следуя за потребностями всей ИТ-индустрии, этот сегмент не был детально отрегулирован. Мы руководствовались ПУЭ и СНИП 512-78 в области строительства помещений ЭВМ. Не хватало главного — документа, определяющего параметры отказоустойчивости готового ЦОД, а не инженерных систем в отдельности. Поэтому мы приветствуем создание системы собственных стандартов (по аналогии с тем же немецким TÜV). Это позволит развивать в России новый центр компетенций, что, безусловно, является положительным моментом. Конечно, многое будет зависеть от деталей реализации этой идеи.

Супермаркет ИТ-сервисов

CNews: Расскажите, какие услуги предоставляются на базе вашего текущего дата-центра Oxygen?

Павел Кулаков: Хотя на Colocation и связанные с ним услуги по-прежнему приходится значительная часть наших усилий и инвестиций, мы склонны рассматривать ЦОД как инфраструктурный back-end или технологическую «подложку» для облачных продуктов, которые мы создаем. Нам изначально было интересно развивать облачные сервисы. Активно работать с этим направлением мы начали три года назад, и сейчас для нас это весомый сегмент бизнеса, и эта доля продолжает расти.

Среди продуктов, которые мы предлагаем, есть классический IaaS из публичного облака, распределенный IaaS (с disaster recovery через резервную площадку), гибридное облако, частное облако, а также доступ к зарубежному облаку, в том числе с учетом требований закона ЕС о защите персональных данных (GDPR). Кроме того, Oxygen предоставляет различные типы хранения от медленного SATA до быстрого all-flash, а также объектно-ориентированное хранение S3. К услугам клиентов также несколько видов бэкапов, различающихся по «температуре» (от медленных «холодных» до быстрых «горячих»). Кроме того, из облака можно получить доступ к программам Microsoft и инфраструктуре удаленных рабочих мест VDI, также можно арендовать графические процессоры. В текущем 2021 году мы планируем запустить продукты Kubernetes-as-a-service, а также публичное облако на open-source платформе.

CNews: ЦОД как хранилище данных — это наиболее чувствительное место с точки зрения информационной защиты, особенно в условиях пандемии и перевода сотрудников на удаленку. Какие сервисы в области ИБ вы готовы предложить клиентам?

Павел Кулаков: Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения требуют не только изменений ландшафта ИТ-инфраструктуры, но и внедрения новых технологий защиты информации. Перед специалистами по информационной безопасности встал новый вызов, так как окончательно размывается периметр защищаемой инфраструктуры, а также сами понятия внутренних и внешних угроз. При этом общая триада запросов бизнеса остается неизменной: все так же необходимо обеспечить целостность, доступность и, где это необходимо, конфиденциальность информационных активов. ЦОД может и должен стать источником компетенций и знаний в области информационной безопасности.

Мы активно расширяем линейку продуктов облачной безопасности, которая включает межсетевые экраны, защиту от DDoS, WAF и т.д. У нас есть решения по облачной защите на уровне инфраструктуры, на уровне сервиса и в области аналитики (компьютерная криминалистика, защита от утечек и т.д.). В общей сложности — это 15-20 продуктов, которые в 2021 году мы планируем собрать в едином маркетплейсе.

CNews: Кто является вашими основными заказчиками?

Павел Кулаков: Наша ниша — это корпоративный сегмент: банки, финтех, ритейл, логистика, e-commerce, производственные компании. Это категория заказчиков, которым важно быстро развернуть решение и отдать его в «продакшн». Например, при внедрении мобильного приложения своими силами потребуется закупать, устанавливать и настраивать сервера, что потребует больших капитальных затрат и длительного времени, измеряемого неделями. При облачном подходе время развертывания сокращается до часов или даже минут, а CAPEX трансформируется в OPEX.

CNews: На рынке дата-центров представлены два типа коммерческих площадок: с одной стороны, это технологически нейтральные ЦОД, которые оказывают традиционные услуги по размещению оборудования (colocation) и представляют собой хабы для различных облачных провайдеров, и, c другой стороны, — это облачные дата-центры, которые предпочитают самостоятельно выходить на облачный рынок. Почему вы решили пойти по второму пути?

Павел Кулаков: Действительно, игроков рынка ЦОД можно очень четко разделить на эти две категории. Мы считаем, что первая стратегия — это классический путь развития, при реализации которого услуги дата-центра превращаются в типовой продукт (commodity), поэтому рост достигается за счет расширения масштаба — увеличения числа стойко-мест. Oxygen, в свою очередь, ориентирован на создание на базе ЦОД инновационных продуктов. В нашем видении ЦОД представляет собой гипермаркет ИТ-сервисов, в котором можно приобрести любой инфраструктурный продукт. Задача дата-центров состоит не только в том, чтобы предложить свое или партнерское решение, а еще и в том, чтобы помочь клиенту собрать оптимальную комбинацию продуктов, которая будет приносить пользу бизнесу.

Безусловно, оба подхода имеют право на жизнь, и «место под солнцем» найдется для всех. Любопытно, что в разных регионах мира существуют разные подходы. Например, в Юго-Восточной Азии дата-центры сами трансформируются в облачных провайдеров и развивают собственную экосистему сервисов. В Европе, наоборот, преобладает модель, когда предоставляется в аренду часть дата-центра, то есть это модель real estate без глубокого погружения в инфраструктурный уровень. Таким образом, здесь интеграторы и провайдеры — это отдельный сектор экономики, и они строят свои сервисы на базе арендованной инфраструктуры ЦОД. На рынке США представлены оба подхода.

Окно в Азию и перспективы развития

CNews: В 2020 г. компания Oxygen стала первым российским облачным провайдером, который вышел на рынок Юго-Восточной Азии. С чем связан выбор данного региона?

Павел Кулаков: Сингапур — это удобный бизнес-хаб, ключ к огромному региону от Шри-Ланки до Филиппин, в котором расположено множество динамично развивающихся государств. Непосредственно Сингапур был выбран благодаря тому, что это с правовой точки зрения комфортная юрисдикция для размещения данных, в которой действует западная модель судебной и правоохранительной систем.

CNews: Расскажите подробнее, какие услуги предоставляются на базе облачного кластера в дата-центре China Mobile в Сингапуре и каких клиентов вы планируете привлечь?

Павел Кулаков: Oxygen арендует у China Mobile площадку, на которой установлено наше серверное, сетевое оборудование и СХД. Поверх них развернут облачный кластер. На основе данного кластера реализованы все продукты, доступные клиентам московского ЦОД. Как и в России, мы ориентируемся на компании финтех-сектора, которым нужно быстро развернуть ИТ-инфраструктуру и при этом требуется кастомизированная поддержка, развертывание сегментов с частным облаком, а также аттестация в соответствии с местными банковскими законами. Таким образом, речь идет о локализованном премиум сервисе с высоким уровнем поддержки, который невозможно реализовать в рамках стандартного набора продуктов, таких как платформа AWS.

Сейчас многие российские компании выходят на рынок Юго-Восточной Азии, и в первый год мы будем ориентироваться именно на клиентов из России, для которых важна русскоязычная поддержка. Заказчики могут подключить и протестировать «песочницу» в Москве, а затем за короткий промежуток времени мигрировать инфраструктуру в Сингапур. Таким образом, разработка останется в России, в то время как офис продаж будет развернут в Юго-Восточной Азии. Однако ограничиваться только отечественными заказчиками мы не планируем. На данный момент у Oxygen уже есть несколько клиентов в Сингапуре, и это не российские компании.

CNews: Сейчас происходит консолидация российского рынка дата-центров.

Вы рассматриваете возможность продать ЦОД-бизнес и сосредоточиться на облачных услугах?

Павел Кулаков: Приоритетом для нас является поиск партнеров для развития бизнеса. Моделей партнерства может быть много, например, совместное создание продуктов, объединение компетенций или развитие бизнеса по франшизе. Что касается консолидации рынка, то для нас это не только вызов, но и время возможностей. По сравнению с большими и порой неповоротливыми крупнейшими игроками рынка мы можем предложить более гибкий, кастомизированный подход под индивидуальные нужды заказчика.

CNews: Вы говорите о том, что одно из перспективных направлений развития бизнеса — это региональное развитие. Насколько велика потребность в ЦОДах в регионах?

Павел Кулаков: Потребности разных регионов в ИТ очень индивидуальны: в одних мы видим высокий уровень ИТ-зрелости и богатый опыт применения облачных продуктов, в других на ЦОД смотрят как космический корабль, который непонятно зачем нужен. Но в любом случае столичные площадки не могут закрыть весь спектр локальных потребностей, так как есть сервисы, которые очень чувствительны к задержке сигнала (latency), поэтому потребность в создании площадок на местах будет. Диджитализация всех сфер нашей жизни (вне зависимости от региона) вместе с запросом на экологичность и осознанность потребления несомненно определят вектор развития общества в ближайшие годы.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора