Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ-услуг 2020

Спрос на ИТ-услуги восстановится во II полугодии 2021 года

Спрос на ИТ-услуги восстановится во II полугодии 2021 года

Число участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ-услуг увеличилось с традиционных 45 до 60. Их совокупная выручка по итогам 2019 г. составила ₽325,2 млрд, из которой 66% приходится на топ-10 участников. Порог входа в рейтинг достиг ₽766 млн. По мнению участников рынка, спрос на ИТ-услуги будет расти и восстановится во втором полугодии 2021 г.

Новая методика рейтинга

CNews уже много лет составляет ежегодный рейтинг крупнейших поставщиков ИТ-услуг. За это время отечественный рынок ИТ сильно изменился. Следуя за этими изменениями, в 2018 г. CNews Analytics решил отказаться от многолетней практики оценки крупнейших поставщиков ИТ-услуг в сегментах консалтинга и ИТ-поддержки отдельно и перейти к формированию единого рейтинга, в котором бы учитывались результаты компаний, оказывающих заказчикам все виды ИТ-услуг.

При оценке показателей мирового рынка ИТ-услуг крупные аналитические компании включают в это понятие, в том числе, услуги по разработке ПО и облачные сервисы. CNews Analytics также решил пойти по такому пути — при составлении прошлогоднего рейтинга учитывались данные о выручке компаний от всех этих направлений.

Однако, в этом году было принято решение ограничить список ИТ-услуг, включив в него консалтинг, внедрение, кастомизацию ПО, техническую поддержку, обучение и аутсорсинг. Исключив из него выручку от услуг заказной разработки ПО и облачных сервисов . Эти виды бизнеса быстро растут и заслуживают собственных рейтингов. Рейтинг разработчиков входит в обзор «Рынок ИТ: итоги-2019», рейтинги крупнейших провайдеров IaaS и SaaS публикуются в обзоре «Облачные сервисы 2020». Поэтому некоторым компаниям пришлось скорректировать данные, которые они подавали в прошлом году.

Нельзя не отметить, что число компаний, для которых ИТ-услуги становятся важной составляющей бизнеса, растет год от года. В этом году данные в рейтинг подали более 90 игроков. Именно поэтому число участников рейтинга было решено увеличить с традиционных 45 до 60. Их совокупная выручка по итогам 2019 г. составила ₽325,2 млрд, из которой 66% приходится на топ-10 участников. Порог входа в рейтинг ₽766 млн.

Лидеры рынка ИТ-услуг

Первое место традиционно занимает «Ланит» (₽80,9 млрд), на ИТ-услуги приходится 46,6% оборота компании. В списке заказчиков компании — крупнейшие коммерческие и государственные компании и федеральные ведомства: «Почта России», Российский союз автостраховщиков, «Алроса», «Роснефть», «РусГидро», «РусАгро», «Интер РАО», «Газпром», Банк России, Сбербанк, Альфа-Банк, «Ростелеком», ВТБ, РЖД, Минцифра, Минфин, Федеральное казначейство.

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг 2020

№ 2019 № 2018 Название Город Выручка в 2019 г., ₽тыс., с НДС Выручка в 2018 г., ₽тыс., с НДС Рост 2019/2018, % Доля выручки от ИТ-услуг в общем обороте, 2019 г. Ключевые клиенты 2019 г. 
1 2 Ланит (1) Москва 80 922 868 79 550 053 1,7% 46,6% Почта России, Минкомсвязь, Российский союз автостраховщиков, Сбербанк, Алроса, Федеральное казначейство, Банк России, Роснефть, РусГидро, Альфа-Банк, РусАгро, Интер РАО, Ростелеком, ВТБ, РЖД, Газпром, Минфин
2 5 Крок (2) Москва 19 971 155 19 356 134 3,2% 65,1% ММК, Открытие, Росстат, Росфинмониторинг, Т Плюс, ДИТ г. Москва
3 Техносерв Москва 18 032 374 н/д н/д 68,0% н/д
4 6 АйТеко Москва 17 532 616 19 347 011 -9,4% 48,2% н/д
5 11 Инфосистемы Джет (2) Москва 16 179 546 13 045 344 24,0% 52,0% н/д

Источник: CNews Analytics, 2020

В выручку от ИТ-услуг входит выручка от консалтинга, кастомизации ПО, внедрения, поддержки, обучения, аудита и т.д.
(1) — для «Ланита» учитывается выручка всех компаний, входящих в группу, в том числе: «Норбит», «Онланта»,«Ланит-Интеграция»
(2) — данные за 2018 г. скорректированы

Перейти к полной таблице

На втором месте «Крок» (₽20 млрд). В прошлом году компания занимала пятое место, а в этом благодаря тому, что в рейтинге не участвуют разработчик ПО EPAM, поставщик облачных сервисов «Ростелеком» и «Газпромавтоматизация», чья структура выручки до конца не понятна, интегратор оказался на второй позиции. На ИТ-услуги приходится 65% выручки «Крок», в списке крупнейших клиентов ММК, банк «Открытие», Росстат, Росфинмониторинг, «Т Плюс», ДИТ Москвы.

На третьем месте «Техносерв» (₽18 млрд) — постоянный участник рейтинга, исчезнувший из него на пару лет и в этом году вернувшийся в строй. На ИТ-услуги приходится 68% выручки компании.

Четвертое место у «Ай-Теко» (₽17,5 млрд, 48,2%). В поданные в прошлом году данные были включены услуги по разработке ПО, поэтому на долю ИТ-услуг пришлось 56% выручки. В этом году, из-за перехода на новую методику подачи данных, у компании наблюдается чисто техническое снижение показателя на 9%. На пятом месте «Инфосистемы Джет» (₽16,2 млрд, 52%).

ИТ-услуги против COVID-19

Спрос на ИТ-услуги постоянно растет. В этом году особенно востребованы были организация и обслуживание удаленных рабочих мест: подключение к цифровому рабочему месту (VDI) сотрудников из близлежащих или географически распределенных мест, переход на электронный документооборот, автоматизация логистики, обеспечение безопасности дистанционной работы и техническая поддержка удаленных сотрудников, отмечает Юлия Кошкина, директор технического центра «Инфосистемы Джет».

Второй большой сегмент — мобильные и веб-сервисы. Ритейл, сервисы доставки, предприятия общепита экстренно занялись обеспечением отказоустойчивости и непрерывности бизнеса, так как от надежной работы ИТ-систем зависели все критически важные процессы компании. Банки, в свою очередь, активно внедряли инструменты дистанционного банковского обслуживания, так как этот формат стал единственно возможным способом сохранить клиентов. «Во многих проектах финансовые и торговые организации использовали новые для себя разработки: микросервисы и ПО для работы с ними, СУБД на базе открытого исходного кода (PostgreSQL, MySQL), — рассказывает Юлия Кошкина. — ИТ–компании как технологические партнеры помогли бизнесу создать базу для их внедрения и организовать дальнейшую поддержку и обслуживание инновационных решений».

Значительно вырос спрос на комплексное сервисное обслуживание автоматизированных рабочих мест и ИТ-инфраструктуры, отмечает Артем Спинул, первый заместитель генерального директора компании «Сервионика» (группа компаний «АйТеко»). Это обслуживание всего парка технических средств – от персональных компьютеров и ноутбуков до серверного и сетевого оборудования. Также в комплексное сервисное обслуживание включена работа с локальными и серверными ИС заказчика (диагностика, настройка, обновление, восстановление в случае сбоев, круглосуточное консультирование пользователей).

Еще одно востребованное направление — услуги по консалтингу и аудиту, которые пользовались большим спросом в части проектов по оптимизации и сокращению операционных и капитальных затрат.

В «ИКС Холдинг» говорят об интересе к продуктам по киберзащите корпоративных систем от внутренних угроз и утечек. Также, вырос спрос на сервисы на основе искусственного интеллекта, например, для телеком-рынка, банковского сектора, сити-менеджмента.

Растет сегмент заказной разработки, которая, во-первых, служит задачам импортозамещения, во-вторых — задачам экономии, в-третьих — повышения утилизации существующих систем за счет модернизации и интеграции, отмечает Максим Гарусев, директор по стратегии и инновациям компании «Техносерв». Вслед за ней растут услуги тестирования, так как чем больше становится у заказчиков ИТ-систем и их пользователей, тем выше требования к устойчивости и нагрузке этих систем. Услуги техподдержки и обслуживания достаточно стабильны, поскольку зависят от парка закупленного оборудования и имеющихся лицензий на ПО.

Высоким спросом пользуются облачные технологии и связанные с ними ИТ-услуги, например, хостинг обслуживания и администрирования ПО и хостинг инфраструктурных услуг. По мнению Игоря Никулина, заместителя генерального директора по развитию бизнеса, директора департамента продаж и менеджмента проектов «Крок», глобальная пандемия доказала необходимость использования облачных вычислений. «Без публичных облачных сервисов компании не смогли бы оперативно перевести миллионы сотрудников на удаленку, адаптировать свои бизнес-процессы под новые условия и при этом сохранить объемы бизнеса», — уверен он.

Планы на будущее

Опрошенные CNews эксперты уверены, что в ближайшие годы рынок ИТ-услуг продолжит умеренный рост. «Из-за полученной «встряски» бизнес еще раз пересмотрел свое отношение к ИТ, понял свои слабые места и теперь будет модернизировать инфраструктуру, наращивать мощности, чтобы быть готовым ко всему», — говорит Юлия Кошкина. Компании уже начали более системно подходить к вопросам цифровизации и роботизации ключевых бизнес-процессов. Бум краткосрочных ИТ-проектов, произошедший в этом году, сойдет на нет, а его место займут отложенные стратегические инициативы и проекты по организации надежной и функциональной удаленной и распределенной работы. Продолжит расти сегмент обеспечения безопасности виртуальных рабочих мест. Усилится интерес к микросервисной архитектуре и решениям с открытым кодом.

Максим Гарусев ждет дальнейшего усиления заказной разработки во всех ее видах, ориентированных на дальнейшую цифровизацию компаний-заказчиков. Услуги ИТ-аутсорсинга и облачные услуги также будут востребованы и продолжат рост. А ИТ-услуги, связанные с системной интеграцией (например, проектирование, пуско-наладочные и строительно-монтажные работы) останутся под прессом последствий пандемии — быстрого восстановления их роста ожидать не приходится.

Российские компании продолжат инвестировать в облачные сервисы и безопасность. Будут пользоваться спросом услуги консалтинга, кастомизации и разработки заказного ПО. Услуги аутсорсинга будут играть все более важную роль и меньше пострадают от экономического спада. «После максимальной неопределенности в 2020 году, бизнес будет постепенно адаптироваться к порядкам «новой реальности», сформированной пандемией COVID-19», — уверен Игорь Никулин.

Изменится и сервисный бизнес. Уже сегодня повсеместно внедряются голосовые и чат-боты в контактные центры и центры обслуживания клиентов, что серьезно ускоряет обработку входящих обращений. «Предиктивные методы, основанные на обработке больших данных, позволяют эффективно выявлять неисправности оборудования: можно спрогнозировать, когда выйдет из строя оборудование и потребуется ремонт, — рассказывает Артем Спинул. — Данные по статистике отказов позволяют своевременно провести техобслуживание или заменить оборудование». В ближайшие годы комплексные сервисные услуги будут интегрироваться с технологиями интернета вещей. Умные датчики, подключенные к инфраструктуре, будут собирать информацию, которая затем будет передаваться в облако для автоматического мониторинга состояния и управления всей инфраструктурой. В случае регистрации какой-либо неисправности или проблемы будет создана заявка на выезд профильного специалиста.

Получит развитие предоставление комплексной услуги по открытию для заказчиков новых офисов или отделений, например, отделений связи или банка, нового филиала организации розничной торговли. «Такой подход избавляет заказчиков от капитальных затрат и дает возможность экономить время и бюджет, поскольку задачу закупки оборудования и подменного фонда, его монтаж, подключение и настройку, техобслуживание берет на себя сервисная компания, при этом гарантируя необходимый уровень SLA. Заказчик же только ежемесячно оплачивает услугу, предоставляемую сервисной компанией», — уточняет Артем Спинул.

«Мы рассчитываем, что сработает «эффект отложенного спроса», и ко второму полугодию 2021 года спрос на ИТ-услуги не только восстановится до уровня, предшествующего пандемии, но значительно его превзойдет», — резюмирует Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании «Ланит-Интеграция» (группа компаний «Ланит»).

Таким образом, рынок ИТ-услуг может оказаться сегментом, для которого пандемия 2020 г. оказалась, скорее, благом и привела к росту потребительского спроса.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора