Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ-услуг

Выручка участников рейтинга ИТ-услуг выросла на 70%
Источник фото ru.depositphotos.com

Выручка участников рейтинга ИТ-услуг выросла на 70%

Суммарная выручка участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ-услуг по итогам 2018 г. составила ₽491,1 млрд, что на 70% больше, чем в прошлом году. Порог входа в рейтинг увеличился более, чем в 1,5 раза, почти до ₽1,3 млрд. Рейтинг стал отражением главных тенденций на рынке: переход в сегмент поставщиков ИТ-услуг крупных компаний, выхода на этот рынок операторов связи и расширения бизнеса инсорсинговых ИТ-компаний.

Головокружительный рост

Начиная с 2018 г. CNews Analytics составляет единый рейтинг компаний, оказывающих заказчикам ИТ-услуги. Как и в прошлом году, в него вошло 45 компаний.

В текущем году в рейтинге приняли участие крупные, ранее не представленные в нем игроки. Причина этого в том, что на рынке остается все меньше компаний, чей бизнес не связан с оказанием ИТ-услуг. Более того, деятельность крупнейших из них, по сути, превращается в услуги. Так, по словам Юрия Овчаренко, заместителя генерального директора российского отделения компании Epam, на старте своего бизнеса в 1993 году компания фокусировалась на сотрудничестве с ИТ-компаниями — SAP, Oracle и другими: участвовала в создании их программных продуктов в качестве «разработчика для разработчиков». «Сейчас на это направление приходится 20,5% нашей выручки, — говорит Юрий Овчаренко. — Все остальное — это проекты для индустрий, которые сейчас стоят в авангарде цифровой трансформации: ритейл, финансовый сектор, страхование, FMCG, телеком, медицина, производственный сектор. Причем мы помогаем не только с ИТ-разработкой на основе готовых решений, коммерческих платформ или открытого ПО, но и с консалтингом, разработкой цифровых стратегий, проектированием новых услуг или продуктов, визуальным дизайном и выстраиванием клиентского опыта».

Все более значимым игроком рынка ИТ-услуг становятся операторы связи. Например, «Ростелеком», представителем которого в рейтинге в предыдущие годы был «РТ-Лабс», в этом году предоставил данные о выручке от ИТ-услуг, оказываемых непосредственно материнской компанией. И конечно, на составе участников рейтинга не мог не сказаться тренд на все более активную передачу всех ИТ-функций от внешних аутсорсеров внутренним ИТ-компаниям. В данном случае речь идет об участии в нем компании «ГазпромАвтоматизация».

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг 2019

№ 2018 № 2017 Название Город Выручка от ИТ-услуг, 2018 г. ₽тыс. с НДС Выручка от ИТ-услуг, 2017 г. ₽тыс. с НДС Рост 2018/2017, % Доля выручки от ИТ-услуг в общем обороте, 2018 г.
1 Epam Ньютаун, США (в России – Москва) 115 255 716 84 604 631 36,2% 100,0%
2 1 Ланит Москва 79 550 053 50 941 821 56,2% 48,4%
3 Ростелеком Москва 36 900 000 26 000 000 41,9% н/д
4 ГазпромАвтоматизация Москва 34 152 834 16 263 469 110,0% 100,0%
5 5 Крок Москва 30 320 322 14 726 602 105,9% 100,0%

Источник: CNews Analytics, 2019

Перейти к полной таблице

За счет этого, несмотря на «потерю» лидеров прошлогоднего рейтинга — «Техносерва» (2 место), Maykor (8), совокупная выручка его участников по итогам 2018 г. составила ₽491,1 млрд, что на 70% больше, чем в прошлом году (₽287,3 млрд). Порог входа в рейтинг увеличился более, чем в 1,5 раза, почти до ₽1,3 млрд (в 2017 г. — ₽800 млн).

Лидером рейтинга по итогам 2018 г. стала компания Epam с показателем ₽115,3 млрд, что на 36,2% больше, чем в 2017 году. Большая часть этой выручки получена компанией от оказания услуг зарубежным заказчикам. Россия и страны СНГ занимают в ее обороте около 5%. На второе место переместилась компания «Ланит» — в 2018 г. ИТ-услуги принесли ей ₽79,6 млрд или почти 50% выручки. На третьем — «Ростелеком» с выручкой от VAS и облачных услуг в размере ₽36,9 млрд. На четвертом инсорсер «ГазпромАвтоматизация» (₽34,2 млрд), на пятом «Крок» (₽30,3 млрд). Всего на долю первой пятерки приходится 60% суммарной выручки участников рейтинга, в 2017 г. этот показатель составлял 50%.

Тенденции рынка

Главным трендом рынка ИТ-услуг является выход на него дочерних структур крупных компаний. «Госкорпорации занялись ИТ-бизнесом в качестве заказчиков и в качестве исполнителей, они вышли на рынок, создавая свои компании, в которых концентрируются специалисты и технологии, — отмечает Сергей Попов, заместитель генерального директора по развитию продуктовой линейки, сервисов и инвестиционной политике «Ай-теко». — Происходит консолидация рынка под эгидой крупных государственных компаний, которая меняет ИТ-индустрию в целом. Также увеличивается количество инсорсинговых компаний у крупных коммерческих клиентов».

Рынок стандартных услуг как направление практически не растет и, в основном, просто перераспределяется между участниками. «В какой-то момент эти услуги стали настолько стандартными, что разница в исполнителях минимизировалась, — рассказывает Никита Елисеев, директор по развитию бизнеса компании «Онланта» (ГК «Ланит»). — Для того, чтобы предлагать рынку что-то уникальное, приходится искать новые ниши, технологии и решения. В основном с целью оптимизации затрат заказчиков и стимулирования темпов роста их бизнеса».

Стагнирует и классическая системная интеграция. При этом растет спрос на быстрые и эффективные решения, которые легко интегрировать, совершенствовать или заменять в зависимости от изменений приоритетов бизнеса. «Адаптивный подход к ИТ — важная тенденция ближайших лет, которая неминуемо потребует от компаний трансформации внутренних процессов», — уверен Игорь Никулин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Крок». «Если раньше заказчики предпочитали подолгу писать и согласовывать техническое задание, а затем годами его реализовывать, то сейчас требуется быстрый пилот, выпуск «минимально жизнеспособного продукта» и его дальнейшее гибкое развитие», — продолжает Антон Чехонин, генеральный директор «Норбит» (ГК «Ланит»).

Сохраняется спрос на импортозамещение. Заказчики предпочитают заказывать разработку приложений на базе отечественных или Open Source платформ. Причем, как отмечает Юрий Овчаренко, эта тенденция характерна не только для государственных организаций и компаний с госучастием, но и для коммерческого сектора. «Мы наблюдаем «моду» на внедрение «1С» в качестве ERP-платформы, бурный рост «Террасофт» в сегментах CRM и BPM, интерес к собственным разработкам», — согласен с ним Антон Чехонин.

Заказчики постепенно приходят к тому, что пришло время отказаться от унаследованных приложений в пользу платформ на базе микросервисной архитектуры. В Epam отмечают рост спроса на решения для поддержки всего жизненного цикла персонала: найм, адаптация, обучение, мотивация и KPI, развитие и удержание, внедрение цифровых рабочих мест, а также готовность к переходу к открытым API, что дает возможность снизить зависимость от собственных специалистов, а также максимально использовать удачные идеи и решения сторонних компаний.

В облачной сфере растет спрос на внедрение инструментов, которые позволяют одновременно использовать публичные облака и при этом соблюдать требования в отношении персональных данных. Также есть потребность и в средствах интеллектуальной оркестровки, когда часть систем работает в публичном облаке, а часть — в частном, расположенном в собственном дата-центре или дате-центре партнера. «Российские облачные провайдеры: «Яндекс», Mail.ru, Selectel и др. значительно расширили портфель предоставляемых сервисов. Это способствует адаптации облачных вычислений российскими компаниями, особенно теми, кто по законодательству обязан хранить персональные данные на территории России. Провайдеры проявляют все больший интерес к государственному сектору этого рынка», — уверен Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании «Ланит-Интеграция».

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора