45 крупнейших поставщиков ИТ-услуг в 2017 г. заработали более ₽285 млрд. Половина этой суммы приходится на 5 крупнейших игроков. Компании уверены, что курс на цифровизацию экономики России приведет к дальнейшему росту спроса на ИТ-сервисы в самых разных направлениях. Это и хостинг обслуживания и администрирования ПО, и услуги по созданию или модернизации ИТ-инфраструктуры зданий, и разработка отечественных продуктов, способных прийти на смену иностранным, и консалтинг, и комплексные услуги, подразумевающие решение целого блока задач.
ИТ-услуги заказчикам
Согласно данным опубликованного в июле 2018 г. IDC исследования российского рынка ИТ-услуг Russia IT Services Market 2018–2022 Forecast and 2017 Analysis, самыми быстрорастущими его сегментами являются хостинг, обслуживание и администрирование ПО, консалтинг, кастомизация ПО и услуги по обеспечению информационной безопасности.
Представители российских ИТ-компаний в целом согласны с данной IDC оценкой востребованности заказчиками отдельных видов ИТ-услуг. Например, в компании «Крок» говорят о высоком спросе на хостинг обслуживания и администрирования ПО и подтверждают это собственной статистикой – по итогам 2017 г. этот сегмент бизнеса компании прирос на 25%. «Помимо классических ИТ-компаний на этот рынок активно выходят телекоммуникационные компании и банки – у них в портфеле появляются CRM-системы для малого бизнеса, аутсорсинг бухучета, кадров и другие ИТ-сервисы», – комментирует Юрий Востриков, коммерческий директор «Норбит».
Мурат Маршанкулов, вице-президент, управляющий директор компании «Ланит-Интеграция», говорит о спросе на услуги по созданию или модернизации ИТ-инфраструктуры общественных зданий, объектов транспортной инфраструктуры, офисных комплексов и росте числа проектов по созданию инфраструктуры для комплексной автоматизации производственных площадок в промышленности и сельском хозяйстве. «Востребованы интернет вещей, видеоаналитика, беспроводные сети, платформы для хранения, обработки и анализа поступающих данных», – уточняет он. Также «Ланит-Интеграция» реализует много проектов по разработке ИТ-стратегии развития компании в соответствии с новой бизнес-стратегией, а также консалтингу и внедрению комплексов информационной безопасности.
В свете общей тенденции к снижению зависимости от иностранного ПО многие заказчики начинают проекты по вендорозамещению, переводя свои корпоративные ИС на продукты отечественной разработки. Это дает толчок к развитию рынка системной интеграции, отмечают в «Норбит». Настоящий подъем переживает рынок CRM-систем. «В нашем портфеле это самое быстрорастущее направление по числу новых проектов, – говорит Юрий Востриков. – CRM-рынок в России стал по-настоящему зрелым как с точки зрения предлагаемых решений, так и с точки зрения потребностей заказчиков».
По мнению Дмитрия Бибичева, директора департамента системной интеграции компании «Форс – Центр разработки», в последние годы наметился рост спроса на сложные, комплексные услуги, подразумевающие решение целого блока задач, связанных с эксплуатацией ИТ-инфраструктуры. «Передавая их партнерам, заказчики получают синергетический эффект, связанный с отсутствием транзакционных издержек на управление процессами эксплуатации с понятными и измеримыми SLA и высвобождением ресурсов для оптимизации управления и создания условий для развития бизнеса», – говорит он.
С ним согласен Евгений Щепилов, управляющий директор компании «Сервионика» (ГК «АйТеко»), который отмечает, что сегодня в формате сервиса может быть реализовано все: от аренды оборудования и вычислительных ресурсов до предоставления и поддержки ПО. В качестве примера он приводит офисную печать: парк печатных устройств в крупных компаниях может составлять тысячи устройств разных марок, это огромный и зачастую непредсказуемый объем затрат на их закупку, обслуживание, снабжение расходными материалами. Передача офисной печати на аутсорсинг позволяет заказчикам перейти от огромного объема операционной работы к управлению результатом в соответствии со своими целями.
«Сейчас особенно актуальна концепция Тime-to-Market, когда готовый продукт до клиента доходит за короткие сроки, – продолжает Сергей Корнеев, управляющий директор, член правления «Техносерв». – Растет спрос на решения, автоматизирующие производства, управление жизненным циклом, мобильные и фронтальные системы, прикладные решения по модели SaaS, поддержку проектирования инфраструктуры. Активно развиваются интеллектуальные системы, помогающие с автоматизацией большинства задач ручного труда».
Лидеры рынка
Следуя за изменениями рынка, в 2018 г. CNews Analytics решил отказаться от многолетней практики оценки крупнейших поставщиков ИТ-услуг в сегментах консалтинга и ИТ-поддержки отдельно и перейти к формированию единого рейтинга, в котором бы учитывались все компании, оказывающие заказчикам самые разные сервисы. 45 крупнейших компаний – участников нового рейтинга в 2017 г. заработали на ИТ-услугах более p285 млрд.
№ 2017 | Название | Город | Выручка от ИТ-услуг (договоры SLA, консалтинг, внедрение, обучение, аудит ), 2017 (₽тыс. с НДС) | Выручка от ИТ-услуг (договоры SLA, консалтинг, внедрение, обучение, аудит ), 2016 (₽тыс. с НДС) | Рост 2017/2016, % | Доля выручки от ИТ-услуг в общем обороте, 2017 г. | Ключевые клиенты 2017 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Ланит | Москва | 50 941 821 | 40 563 350 | 25,6% | 37,2% | Сбербанк, МОЭК, «Почта России», «Мосгорпарк», «Мосинжпроект» |
2 | Техносерв | Москва | 42 177 756 | 42 268 481 | -0,2% | 83,0% | н/д |
3 | ITG (Inline Technologies Group) | Москва | 17 970 920 | 17 147 480 | 4,8% | 47,0% | Верховный суд, Минпромторг, ФССП, «Мосэнерго», ОЭК, «Транснефть», Росбанк, ВГТРК, «Ростелеком», ТВ Центр, Институт им. Н.Е. Жуковского, «ААК Прогресс им. Н. И. Сазыкина», «Редуктор-ПМ» |
4 | Компьюлинк | Москва | 15 550 498 | 15 953 341 | -2,5% | 77,3% | н/д |
5 | Крок | Москва | 14 726 602 | н/д | н/д | 65,3% | н/д |
Крупнейшим поставщиком ИТ-услуг на российском рынке стала компания «Ланит» – ее выручка от этого направления по итогам 2017 г. составила p50,9 млрд, что на 25,6%, чем в 2016 г. На втором месте «Техносерв» с показателем p42,2 млрд, на третьем – Inline Technologies Group, которая заработала путем оказания ИТ-услуг почти p18 млрд. Четвертое место в рейтинге занимает компания «Компьюлинк» (p15,6 млрд), а на пятом расположился «Крок», чья выручка от оказания ИТ-услуг в 2017 г. составила p14,7 млрд. Половину суммарной выручки участников рейтинга составляет выручка топ-5 его участников. Таким образом, именно они формируют российский рынок ИТ-услуг.
Чего ждать от цифровизации
Всеобщая цифровизация, которой сегодня «заболела» Россия, приведет к активному росту отечественного рынка ИТ-услуг. Его развитие будет определяться такими недавно возникшими технологиями, как большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, блокчейн, квантовые технологии, робототехника и сенсорика, промышленный интернет вещей, технологии беспроводной связи, в том числе сети связи поколения 5G, без которых, например, невозможно создание беспилотного транспорта, технологии виртуальной и дополненной реальности. «Учитывая, что отдельные технологические решения уже существуют, значительное внимание будет уделяться именно исследовательской деятельности – разработке концепций, созданию моделей – в отношении применения таких технологий в конкретных прикладных областях», – говорит Дмитрий Бибичев.
Аналогичные идеи закладываются и в программные документы, определяющие направления цифровой трансформации государства, отмечает он. В ближайшее время все процессы взаимодействия граждан и государства будут окончательно переводиться на «Третью платформу». Государственная ИТ-инфраструктура будет перестраиваться в некое кросс-платформенное решение. Такая перестройка базовых принципов оказания услуг, повышение клиентоориентированности государственных органов, переход от оказания отдельных госуслуг к решению комплексных жизненных ситуаций граждан потребует привлечения высококлассных специалистов из сфер ИТ-консалтинга и системной интеграции.
«И бизнесу, и государственным учреждениям все чаще придется делать выбор между существенным увеличением средств на обслуживание информационных систем, штата высококвалифицированных ИТ-специалистов и передачей части функций провайдерам услуг ИТ-аутсорсинга», – поясняет Сергей Корнеев, управляющий директор, член правления «Техносерв». Эксперт отмечает, что бизнес стал крайне чувствителен к доступности ИТ-услуг. Зачастую благодаря цифровизации теперь ИТ – это и есть бизнес. Особенно ярко тренд заметен в финансовом и банковском секторе. Именно поэтому от поставщика ИТ-услуг потребуется высокий уровень профессионализма для обеспечения качественных параметров.
Будет расти популярность облачных сервисов, которые являются надежной основой для диджитал-трансформационных процессов. «Дальнейшее распространение и популяризация облака приведет к тому, что в ближайшей перспективе мы сможем получать as a service даже искусственный интеллект», – уверен Игорь Никулин.
Появление крупных ИТ-проектов в разных отраслях экономики – ЖКХ, медицине, образовании и других сферах, а также изменения в регулировании, например, расширение сферы применения технологий маркировки товаров, рождает спрос на комплексную автоматизацию и техническую поддержку. Курс на импортозамещение в сфере ИТ приводит к тому, что компании начинают разрабатывать собственные решения, способные составить реальную конкуренцию зарубежным, отмечает Юрий Востриков.
Эти решения могут стать основой роста выхода российских ИТ-компаний на международный рынок. «На мой взгляд, ИТ-сервисные компании накопили достаточный опыт создания готовых конкурентоспособных продуктов и сервисов, которые могут быть интересны и на внутреннем, и на внешнем рынке», – уверен Евгений Щепилов.