Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ-услуг

Мировой рынок ИТ-услуг растет в долларах, а российский — в рублях
Источник фото ru.depositphotos.com

Мировой рынок ИТ-услуг растет в долларах, а российский — в рублях

В 2018 г. мировой рынок ИТ-услуг вырос на 4,3% в долларах. Он растет на 0,5 процентного пункта быстрее, чем мировой ВВП. Российский опередил его по темпам роста в рублях, увеличившись на 7,2%, но в долларах сократился на 1%. Доля России на мировом рынке ИТ-услуг оценивается примерно в 0,5%. Среди самых востребованных услуг российских сервис-провайдеров — услуги хостинга, консалтинга, разработки и кастомизации ПО.

Мировой рынок услуг растет чуть быстрее мирового ВВП

По данным IDC объем мирового рынка ИТ-услуг в 2018 г. превысил $1 трлн, это на 4,3% больше, чем в 2017 г. В целом мировой рынок ИТ-услуг растет на 0,5 процентного пункта быстрее, чем мировой ВВП. Самый активный рост продемонстрировали сегменты «проектных» услуг (консалтинга, интеграции, разработки приложений) — в среднем на 5,8% до $380 млрд. В частности, сегмент консалтинга вырос на 8,3% до $123 млрд, а разработки приложений — на 7,5% до $46 млрд.

Рынок управляемых услуг в 2018 г. увеличился на 3,6% до $473 млрд. При этом сегмент услуг, связанных с управлением приложениями, вырос на 5,6% до $80 млрд. Одновременно аналитики IDC отмечают сокращение сегмента ИТ-аутсорсинга (передачи внешнему исполнителю функций ИТ-подразделения) — по итогам 2018 г. он продемонстрировал нулевую, а на развитых рынках даже отрицательную динамику.

Что касается регионального среза, то основной вклад в развитие мирового рынка ИТ-услуг (рост на 4,6% до $459 млрд) внесли США благодаря увеличению расходов на проекты цифровой трансформации государственных и коммерческих организаций. На втором месте Западная Европа, где рынок ИТ-услуг вырос на 3% до $266 млрд. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (без учета Японии) рост рынка ИТ-услуг замедлился до 6,2%, а его объем по итогам 2018 г. составил $110 млрд. Замедление роста объясняется экономической войной между США и Китаем, а также стагнацией в Австралии, Новой Зеландии и Южной Корее.

Мировой рынок ИТ-услуг во II полугодии по регионам ($млрд)

Регион Выручка во II полугодии 2018 г., $млрд Рост относительно II полугодия 2017 г., %
Америка 267,6 4,9
Азиатско-Тихоокеанский регион 87,6 5,8
Европа (в том числе Россия), Ближний Восток, Африка 158,6 3,3
Итого 513,9 4,5

Источник: IDC, 2019

Что касается прогнозов на 2019 г., то аналитики IDC предполагают, что рынок ИТ-услуг достигнет $1,05 трлн. Примерно такие же цифры приводит Gartner — по оценке аналитиков этой компании , в 2019 г. мировой рынок ИТ-услуг вырастет на 3,7% до $1,031 трлн. В 2020-2021 гг. темпы его развития увеличатся до 5,5%, в абсолютных значениях объем рынка достигнет в $1,088 трлн в 2020 г. и $1,147 трлн в 2021 г.

Российский рынок услуг между цифровой трансформацией и ростом инсорсинга

Если говорить о российском рынке, то по данным IDC в 2018 г. он вырос на 7,2% до $4,84 млрд. При этом в компании подчеркнули, что методика расчета показателя изменилась — теперь в ее основе лежат постоянные доллары США (постоянный доллар — это скорректированное значение валюты, используемое для сравнения значений доллара от одного периода к другому). Таким образом, рост объема рынка в долларах на 7,2% фактически соответствует темпам роста рынка в рублях. Если же пересчитать рублевые показатели в доллары по среднему курсу за I и II полугодие 2018 г., то окажется, что по сравнению с 2017 г. объем рынка ИТ-услуг сократился в долларах на 1% с $5,16 млрд до $5,1 млрд. Таким образом, доля России на мировом рынке ИТ-услуг оценивается IDC примерно в 0,5%.

Быстрее всего в 2018 г. росли услуги хостинга. Причина — бурное развитие облачных технологий. Также увеличивается спрос на консалтинговые услуги, услуги по разработке и кастомизации программного обеспечения. Как считают в IDC, словосочетания «цифровая трансформация» и «цифровая экономика» прочно вошли в лексикон участников российского рынка ИТ-услуг и стали своего рода мантрой как для поставщиков, так и для заказчиков. Причем, как полагают аналитики, произносят их в надежде на рост выручки, другие рассчитывают с их помощью улучшить бизнес-процессы. А в целом, в условиях стагнирующей экономики и внешнего давления, именно эти два фактора, утверждают в IDC, будут основными стимуляторами роста российского рынка ИТ-услуг в ближайшие годы.

IDC отмечает усиление присутствия инсорсинговых ИТ-компаний, все чаще получающих крупные проекты, которые могли бы осуществить традиционные поставщики ИТ-услуг. «Такие гиганты как «Роснефть», «Сбербанк», «Лукойл», «Газпром нефть», МТС, РЖД, «Росатом» и «Транснефть» сосредоточены на развитии внутренних ИТ-компетенций, что может стать серьезным сдерживающим фактором развития российского рынка ИТ-услуг в среднесрочной перспективе», — говорят в IDC.

Мнение аналитиков подтверждают и заказчики ИТ-услуг. Так, Алла Антонова, врио ИТ-директора X5 Retail Group, в интервью CNews рассказала, что ритейлер во все большей степени старается обходиться без внешних подрядчиков, поскольку понимает, что для того, чтобы иметь конкурентное преимущество, многие решения надо разрабатывать самим. «А для этого необходимо иметь собственный штат специалистов, которые могут быстро и гибко реагировать на запросы бизнеса, хорошо понимая при этом специфику компании», — говорит она.

Примерно по такому же пути пошли в Металлоинвесте. «На этапе внедрения цифровой платформы мы привлекли внешнего подрядчика, сформировали внутренний проектный офис. В процессе решения огромного количества задач значительно выросли компетенции наших ИТ-специалистов. Примерно год назад было принято решение о централизации всех ИТ-подразделений компании. Все ИТ-специалисты переведены в единую компанию JSA Group, которая выполняет стоящие перед ней задачи на условиях внутреннего аутсорсинга в рамках группы», — пояснил Юрий Гаврилов, CDTO Металлоинвеста.

Другого мнения придерживаются в ИТ-компаниях. По их мнению, оптимальным является сочетание инсорсинга и привлечения внешних партнеров, а также правильный баланс при распределении задач между ними. «Аутсорсинговые компании аккумулируют опыт различных клиентов из самых разных отраслей, они способны – в силу ширины экспертизы – предложить заказчику интересные и неочевидные на первый взгляд идеи и разработки», — уверен Юрий Овчаренко, заместитель генерального директора Epam. Тем не менее, по его мнению, в целом для рынка курс на инсорсинг означает рост востребованности технологий, которые помогут правильно выстроить и автоматизировать внутренние процессы и обеспечить качественное предоставление ИТ-услуг бизнес-заказчикам. «Сложно собственную ИТ-компанию сделать суперэффективной, просто потому что она собственная: работает в более тепличных условиям по сравнению с внешним провайдером и не относится к ключевому бизнесу. Печально еще и то, что стремление любой ценой за короткий промежуток времени нанять сотни, а порой и тысячи сотрудников к себе в штат, приводит к тому, что компании вынуждены существенно повышать зарплаты. А это вызывает перегрев рынка и неадекватно завышенную стоимость труда», – продолжает Юрий Овчаренко.

Рост экспорта ИТ-услуг сдерживается регуляторными ограничениями

Одним из ключевых направлений развития российского рынка ИТ-услуг на ближайшие годы должен стать их экспорт. В августе 2019 г. государство утвердило соответствующую стратегию. Планируется, что в ближайшие 6 лет темпы роста рынка ИТ-услуг составят в среднем 12,3%, и к 2025 г. Россия будет экспортировать их на $12,15 млрд. Из них на поставки телеком-услуг придется $2,91 млрд, на компьютерные услуги — $8,96 млрд, на информационные услуги — $0,28 млрд.

Под телеком-услугами понимаются трансляции информационных потоков всеми видами связи, услуги аренды и техобслуживания линий связи и коммуникационных сетей. Под компьютерными услугами — создание и внедрение ПО, обработка данных, хранение и обслуживание баз данных, разработка, дизайн и размещение веб-страниц, консультации в сфере ПО и вычислительной техники и др. В список информационных услуг входят снабжение СМИ сводками новостей, фотоматериалами и тематическими статьями, использование коммерческих сайтов в интернете и др. Среди приоритетных рынков сбыта указаны США, ряд стран Западной Европы, Китай, Гонконг, Сингапур, ОАЭ, Казахстан, Беларусь и Узбекистан.

Авторы стратегии отмечают, что главной проблемой экспорта российских ИТ-услуг являются регуляторные ограничения: необходимо упрощать и делать более либеральным валютное законодательство, оптимизировать учет и возмещение НДС при экспорте, а также налоговую отчетность по сделкам об оказании услуг в электронной форме через интернет. Также развитию экспорта ИКТ-услуг должны способствовать факторинг и повышение качества подготовки ИТ-кадров.

Рынок разработки ПО продолжает рост

Одним из сегментов рынка ИТ-услуг, в котором российские компании традиционно чувствовали себя достаточно уверенно, является разработка программного обеспечения. По данным ассоциации «Руссофт», в 2018 г. объем российского рынка разработки ПО составил $15,82 млрд или ₽997 млрд. По сравнению с 2017 г. он увеличился на 10,6% в долларах или на 19,5% в рублях. На экспорт пришлось $9,68 млрд. На внутреннем рынке было реализовано ПО и услуг по его разработке на $6,14 млрд. Преобладание экспорта над локальным потреблением авторы отчета объясняют масштабностью зарубежного рынка, относительно низким курсом рубля и, соответственно, конкурентоспособностью услуг российских компаний, а также высоким качеством решений.

Российский рынок разработки ПО

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 (прогноз)
Объем рынка, $млрд, в том числе 11 12 10,34 12 14,3 15,82 18,6
Экспорт, $млрд 5,4 6 6,7 7,6 8,8 9,68 11,12
Продажи на внутреннем рынке, $млрд 5,6 6 3,64 4,4 5,5 6,14 7,48

Источник: Руссофт, 2019

По мнению авторов отчета, в ближайшие 2-3 года объем российского рынка разработки ПО будет расти на 10-20% в год. При этом темпы роста ниже 10% могут быть только в случае девальвации рубля на 40-50%, а выше 20% — при существенном падении курса доллара, уточняют в «Руссофт». «Углубление геополитического противостояния России и США приводит к снижению доли рынок США и ЕС в общем объеме экспорта ПО и услуг по его разработке из России, однако уверенность в будущем придает серьезный рост числа компаний, намеренных выходить на эти рынки в ближайшие 2 года. Чуть вырос экспорт из России на развивающихся рынках, где особый интерес отмечен к странам Африки. Для развивающегося мира Россия оказалась способной предоставлять альтернативные решения в области безопасности, де-факто предлагая этим странам «цифровой суверенитет», — говорит Валентин Макаров, президент «Руссофт».

Существенному росту экспорта может способствовать вывод на мировой рынок платформенных решений в таких сферах, как искусственный интеллект, промышленный интернет, робототехника, виртуальная и дополненная реальность. Однако для этого необходима поддержка государства и скачок в области подготовки кадров — не только разработчиков, но и маркетологов, менеджеров по продажам и руководителей, хорошо знающих зарубежный рынок.

Перспективы развития российского рынка ИТ-услуг

По мнению Сергея Попова, заместителя генерального директора по развитию продуктовой линейки, сервисов и инвестиционной политике «Ай-теко», развитие рынка ИТ-услуг стимулирует государственная поддержка в виде различных госсубсидий и обязательность исполнения планов по цифровизации, принятых во многих организациях. На B2C рынке появление удобных современных сервисов становится необходимым условием выживания компании, что также положительно сказывается на развитии рынка ИТ-услуг.

Главным тормозом на пути развития российского рынка ИТ-услуг является уровень зрелости самих компаний, считает Юрий Овчаренко. «Открытые API, гибкие методологии, роботизация процессов, цифровые рабочие места и ряд других технологий позволяют компаниям трансформироваться, развивать бизнес и постоянно двигаться вперед. Однако, для этого нужен определенный уровень культуры и мышления внутри самой компании, – говорит он. – Очень сложно создать комфортную среду для появления инноваций и условия, при которых сотрудники не работают из-под палки, а заряжены идеей общего успеха и стремятся проявлять креативность и здоровый энтузиазм. К сожалению, старые стереотипные подходы к организации процессов зачастую по-прежнему сильны и мешают компаниям развиваться так, как они могли бы, и внедрять передовые технологии и инструменты, что в свою очередь тормозит развитие рынка ИТ-услуг».

Практически все опрошенные CNews эксперты говорят об отсутствии квалифицированных ИТ-кадров. «У нас открыто более 100 вакансий, и если бы мы могли найти людей сразу, то просто увеличили бы нашу выручку за счет новых проектов, – рассказывает Антон Чехонин, генеральный директор «Норбит» (ГК «Ланит»). – Существующий разрыв, к сожалению, не может быть восполнен выпускниками вузов – программы подготовки ИТ-специалистов безнадежно отстают от современных требований рынка, и выпускники просто не готовы сразу вписаться в наши проекты и приносить результат, приходится их доучивать».

Тем не менее, в ближайшие годы российский рынок ИТ-услуг будет расти. На фоне нехватки ИТ-кадров увеличится спрос на технологии для поиска и удержания специалистов, а также для их обучения и развития. Например, уже появляются интересные идеи о создании маркетплейсов или агрегаторов, где компании смогут привлекать ресурсы для разработки ИТ-решений. Нечто вроде сервисов фриланса, но на более профессиональном уровне.

Важной тенденцией последующих лет станет увеличение бюджетов, направленных непосредственно на цифровую трансформацию и инновационное развитие. «Полагаю, что в перспективе 2-3 лет внутренние инвестиции в эти направления вырастут минимум вдвое и составят не менее половины всего бюджета, выделяемого на ИТ, – говорит Игорь Никулин, директор департамента продаж и менеджмента проектов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Крок». – Объем решений на основе новых технологий, а также связанных с обработкой больших массивов данных, будет увеличиваться, а спрос на базовые ИТ-услуги наоборот – постепенно снижаться, стимулируя конкуренцию между поставщиками таких сервисов».

В компании «Ланит-Интеграция» ожидают увеличения числа запросов на консалтинг в части реинтеграции бизнес-процессов и ИТ-ландшафтов заказчиков под современные задачи. «Например, согласно исследованиям, адаптация контейнерных технологий перевалила за 50%, то есть более половины компаний по всему миру используют контейнеры в промышленной среде и управляют ими с помощью Kubernetes. Успех данной технологии ведет к ускоренной адаптации гибридной и мульти-облачной моделей, – приводит пример Олег Головко, первый заместитель управляющего директора компании «Ланит-Интеграция». – Также индустрия уже оценила возможности VR/AR технологий. Сегодня востребованы VR-тренинговые комплексы с применением систем, предоставляющих тактильную обратную связь (haptic-системы)».

Ожидается трансформация облачного рынка – бизнес будет переориентироваться с IaaS на PaaS и SaaS. Кроме того, по словам Никиты Елисеева, директора по развитию бизнеса компании «Онланта» (ГК «Ланит»), ожидается новый тренд – DevOps, в том числе DevOps как идеология. «Это уже нечто большее, чем просто привычная всем эксплуатация и поддержка решений», – уточняет он. Все более активно будут развиваться сервисы на базе искусственного интеллекта и больших данных, а также услуги по обеспечению информационной безопасности.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора