Разделы

Телеком Наука Техника Цифровизация Инфраструктура

Светлое будущее «хот-спотов» и Wi-Fi-столиц

Раскинувшиеся на лужайке студенты с ноутбуками, подключенными к кампусной радиосети или интернету по широкополосному каналу (такая картина уже никого не удивляет где-нибудь в Швеции), – все еще экзотика для России. Здесь не только студенты, но и бизнесмены в аэропорту (вокзале, торговом центре, кафе, гостинице и пр.) вынуждены довольствоваться более «привычными» способами доступа к информации. Но с этого года ситуация в нашей стране стала меняться. Ряд операторов объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию беспроводных локальных сетей общего пользования (БЛС ОП), или «хот-спотов». По прогнозам аналитиков нас ждет «светлое будущее» - в одном только Санкт-Петербурге до конца года должно открыться 140 зон Wi-Fi. Какие же основания имеются для такого оптимизма?

Wi-Fi растет во всем мире

По оценкам Wall Street Journal, в наиболее развитой в отношении «хот-спотов» стране, в США, в текущем году их число увеличится до 28680. В общей сложности они будут обслуживать более 4,7 млн. пользователей. Для сравнения - в 2002 году число точек доступа составляло 3800, а число пользователей – 1,6 млн. К 2004 году в этой стране, по подсчетам агентства Gartner, будет 30,5 млн. пользователей.

Другие регионы мира также подбираются к лидеру – количество «хот-спотов» в Азии удвоится с 10091 в 2002 году до 26400 в текущем. В Европе эти показатели равны 900 и 15700 соответственно (см. диаграмму ниже).

Число «хот-спотов» в мире по регионам

Число

Источник: WSJ, 2003 

Согласно последнему докладу исследовательской компании Allied Business Intelligence, число коммерческих публичных беспроводных сетей Wi-Fi в ближайшие пять лет превысит 200 тысяч (для сравнения – в текущем 2003 году их 28 тысяч). Самый быстрый рост сейчас наблюдается в Азии. Пока по количеству «хот-спотов» лидирует Северная Америка (12400), но азиатско-тихоокеанский регион должен, по прогнозам специалистов Allied Business Intelligence, опередить ее к 2008 году.

Число коммерческих «хот-спотов» в мире: прогноз с 2003 до 2007 года

Число коммерческих

Источник: Allied Business Intelligence Inc.

Такая оптимистичная статистика не в последнюю очередь основывается на показателях объема продаж оборудования для сетей Wi-Fi – согласно Gartner, продажи в азиатско-тихоокеанском регионе выросли в 2002 году почти на 80%. В 2001 году их число составило 1,9 млн. штук, а в 2002 году - 3,4 млн. Оборот вырос на 41,4%, до $390,1 млн.

При этом операторы не сидят сложа руки. Так, британские компании T-Mobile UK и BT Group присоединились к азиатскому альянсу телекоммуникационных операторов, созданному с целью продвижения беспроводной широкополосной связи. Альянс, ставящий своей целью обеспечение роуминга между 20 тысячами «хот-спотов» в странах азиатско-тихоокеанского региона к концу 2003 года, уже запустил в трехмесячную тестовую эксплуатацию роуминг в Австралии, Китае, Малайзии и Сингапуре. Корея планирует присоединиться к пилотному проекту в конце года.

Мировой рынок переживает бум производства оборудования для беспроводных сетей, считают аналитики агентства IDC. В недавно опубликованном исследовании говорится, что ежегодный прирост рынка микросхем для WLAN составит 13%, при этом он будет продолжаться несколько лет кряду. По подсчетам экспертов, к 2007 году оборот этого рынка достигнет $1,1 млрд., а количественный объем продаж – 114 млн. штук. Пик роста индустрии придется на 2005 год, полагает аналитик IDC Кен Фьюрер (Ken Furer), при этом основным ее двигателем будут поставки комплектующих для ноутбуков.

Гаранты успеха: ноутбуки с Wi-Fi и КПК с Bluetooth

Действительно, успех «хот-спотов» в немалой степени зависит и от количества ноутбуков с поддержкой Wi-Fi. Но с этим, кажется, все в порядке. Так, по прогнозу Strategy Analytics, к 2008 году число продаваемых ноутбуков с поддержкой этой технологии составит 141 млн. штук (90% всех ноутбуков в мире на этот момент) против 8 млн. в текущем году (всего, по оценке аналитиков, в текущем году будет продано 36 млн. ноутбуков). Похожую статистику приводит и агентство Communications Industry Researchers (см. диаграмму ниже).

Прогноз объема продаж ноутбуков со встроенным беспроводным интерфейсом

Прогноз объема продаж ноутбуков со встроенным беспроводным интерфейсом

Источник: Communications Industry Researchers, 2003

Исследование, проведенное агентством Forrester Research, показывает, что к 2008 году в Европе будет 286 млн. мобильных телефонов, ноутбуков и КПК с поддержкой технологии Bluetooth и 53 млн. устройств (преимущественно ноутбуков), позволяющих работать в беспроводных локальных сетях (WLAN).

С другой стороны, специалисты Strategy Analytics предупреждают деятелей индустрии, что технология Wi-Fi может не оправдать возлагаемых на нее финансовых надежд. «Рост числа точек доступа на протяжении нескольких следующих лет будет значительно опережать увеличение их рентабельности, что может привести к кризису перепроизводства оборудования», – говорится в докладе.

Аналитики агентства в очередной раз подтвердили, что прибыльность индустрии падает в связи с жесткой ценовой политикой игроков. Аналитик Allied Business Intelligence Тим Шелтон отмечает, что рост Wi-Fi должен стать одним из крупных источников прибылей для технологических компаний, которые столкнулись в последнее время со снижением спроса на свою продукцию. Шелтон прогнозирует увеличение общемировой выручки от предоставления услуг доступа к беспроводным сетям к 2008 году до $3,1 млрд. (сейчас это $59 млн.).

Обратная сторона медали

Итак, «хот-споты» растут, как грибы после дождя. В то же время, предупреждают аналитики Gartner, возможно, что индустрия переоценивает потенциал Wi-Fi. Во всем мире число «хот-спотов» в 2003 году вырастет до 71 тыс., что недостаточно для удовлетворения первоначального спроса. Все объясняется числом пользователей, эта цифра, как ожидается, вырастет в 2003 году с 2,5 млн. до 9,3 млн. Завоевать регулярных клиентов владельцам «хот-спотов» будет непросто – 91% из 2,5 млн. пользователей в прошлом году пользовались беспроводным доступом от случая к случаю.

Один из действенных способов привлечения клиентов – соответствующая ценовая политика. В этой связи стоит отметить, что кое-где сети Wi-Fi уже стали бесплатными. Крошечный остров Ниуэ в Полинезии, являющийся владением Новой Зеландии, стал первым в мире местом, где обеспечено полное национальное Wi-Fi-покрытие – пишет Today in Telecom. Доступ к беспроводным сетям (а также к услугам электронной почты и широкополосному интернету) на этом острове бесплатен. Это значит, что 2 тыс. жителей острова, равно как и посещающие его туристы, пополнят немногочисленную пока армию пользователей Wi-Fi. Бесплатность такого доступа обеспечивается благотворительной организацией «Общество пользователей интернета» (Niue Internet Users Society).

Другой пример - корпорация Microsoft заключила ряд договоров с крупнейшими Wi-Fi-провайдерами США, в числе которых Boingo, T-Mobile и Wayport, в результате чего все владельцы КПК на базе Pocket PC получат бесплатный доступ к услугам «хот-спотов». Акция длилась весь июль.

Но тут существует и обратная сторона медали. Британская фирма Pyramid Research подсчитала, что к 2008 году количество пользователей «хот-спотов» составит 707 млн. человек (см. диаграмму ниже). Однако при этом цены на доступ будут быстро падать, и ежемесячный показатель ARPU к 2008 году снизится с $30 до $3. Поэтому аналитики предсказывают ряд консолидаций на этом рынке в ближайшее время.

Оценка числа пользователей Wi-Fi в мире, 2000—2008 гг.

Оценка числа пользователей Wi-Fi в мире, 2000-2008 гг.

Источник: Pyramid Research, 2003

Еще более пессимистичен прогноз аналитиков агентства Forrester Research, по которому большинство владельцев точек доступа к публичным WLAN разорятся, поскольку общее число пользователей этих заведений к 2008 году не превысит 7,7 млн. человек (это почти на 2 порядка меньше, чем прогноз Pyramid Research). «Сейчас мы наблюдаем мощную волну хвалебных публикаций в прессе, которая окружает запуск в строй новых точек беспроводного доступа, но при этом нелишне помнить шумиху вокруг дот-комов и последующее их крушение», – считает старший аналитик Forrester Ларс Годелл (Lars Godell). – По нашему мнению, деньги, которые тратятся на создание «хот-спотов» в самых разных местах – от баров до вагонов электропоездов, – идут на ветер. Все просто – число устройств, поддерживающих доступ к WLAN, и количество пользователей, готовых оплачивать довольно высокие расценки за мобильный интернет, не идут ни в какое сравнение с цифрами, на которые рассчитывают владельцы точек доступа, оформляя бизнес-планы».

Аналитики Forrester полагают, что коммерческий успех «хот-спотов» будет критически зависеть от числа владельцев ноутбуков, а сейчас это всего 10% европейцев, к 2008 году ожидается 16%. Помимо этого, пока еще довольно высока стоимость беспроводного доступа (до 130 евро за безлимитный доступ в течение месяца), а Wi-Fi-покрытие имеет много белых пятен. В частности, не урегулированы вопросы национального и международного роуминга, много проблем в сфере обеспечения безопасности WLAN-сетей. Из этого аналитики Forrester делают вывод, что только 7,7 млн. европейцев (20% всех владельцев КПК и 15% пользователей ноутбуков) будут активно пользоваться публичными точками доступа к 2008 году. Это при том, что мобильниками будут пользоваться 312 млн. европейцев.

Вездесущие «хот-споты»

Как бы то ни было, пока «хот-споты» появляются повсеместно. В США и Европе Wi-Fi добрался и до авиалайнеров. Так, пассажиры американской авиакомпании Southeast Airlines смогут в скором времени в полете пользоваться интернетом и разговаривать с землей по мобильным телефонам. Авиакомпания заключила сделку с корпорацией SkyWay Communications Holdings по оборудованию самолетов авиакомпании Wi-Fi-сетями. На этот шаг Southeast Airlines пошла после того, как несколько ведущих авиакомпаний сняли ограничения на использование пассажирами беспроводной связи во время перелетов.

Что касается Европы, то комитет гражданской авиации Великобритании и аналогичный орган Германии сертифицировали использование приложений беспроводной связи на борту самолета во время коммерческих рейсов компаний Boeing и Lufthansa. Новые правила позволяют пассажирам использовать их собственные устройства беспроводной связи стандарта 802.11b на борту самолета. Получение разрешения на использование беспроводной связи, как пишет Telecom.paper, стало результатом беспрецедентного сотрудничества компаний Lufthansa German Airlines, British Airways, Lufthansa Technik и Boeing.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

«Горячие точки» в России

Не мудрено, что одна из первых зон Wi-Fi в России появилась в гостиничной сети (а именно, в гостиницах «Мариотт» в Москве) - аналитики компании Pyramid Research предсказывают, что число гостиниц, оборудованных точками доступа, вырастет с 2200 в текущем году до 21000 в 2006 году.

В марте этого года американская корпорация Interstate Hotels & Resorts объявила об открытии точек беспроводного доступа в интернет в трех московских отелях сети «Мариотт», управляемых компанией, - «Грандъ-Отель», «Роял Аврора» и «Тверская». Сеть беспроводного доступа в интернет по протоколу 802.11b построена на оборудовании компании Cisco Systems.

Интересно, что внедрение новой технологии в московских отелях произошло еще до того, как компания Marriott International объявила о создании сетей Wi-Fi-связи в 400 отелях системы «Мариотт» в США, Канаде и некоторых странах Европы. Впервые в московских отелях было обеспеченно покрытие не только общей зоны холла отеля, но и полное покрытие всех номеров и служебных помещений.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Стоимость одного дня работы в беспроводной сети для постояльцев отелей составляет $30-40 при неограниченном количестве скачиваемой информации. Если же гость намерен использовать только обычный интернет без загрузки большого количества данных, то ему придется заплатить $10. Доступ к услуге осуществляется при помощи беспроводных сетевых карт в ноутбуках или карманных компьютерах. Карта Wi-Fi стандарта PCMCIA, если ноутбук гостя ею не оснащен, может выдаваться за небольшую плату на время пребывания в отеле.

Для создания сети во всех трех отелях потребовалось установить более 110 базовых станций. Несмотря на то, что компании отказались назвать сумму контракта, некоторые эксперты оценивают затраты на реализацию такой сети не менее чем в $200 тыс., указывая, однако, что многое в проекте зависит от стоимости трафика у выбранного провайдера и затрат на персонал.

Беспроводные сети на базе стандарта 802.11b строятся на основе базовых станций Cisco Aironet 340 Series и Cisco Aironet 1200 Series. Радиус покрытия одной точки доступа составляет около 100 метров, при этом она одновременно может поддерживать несколько десятков активных пользователей и обеспечивает скорость передачи информации для конечного абонента до 11 Мбит/с. Функции роуминга, поддерживаемые точками доступа Cisco Aironet, позволяют гостям с ноутбуками и КПК свободно перемещаться в пределах отеля, не теряя при этом бесперебойной связи с сетью.

Управление сетью осуществляется при помощи Cisco Building Broadband Service Manager (BBSM). Эта разработка Cisco обеспечивает управление, биллинг, настройку и разработку различных сервисов, а также имеет широкий спектр интерфейсов в популярные гостиничные системы управления (Property Management Systems).

Несмотря на заявленную высокую скорость, первые эксперименты по реальному использованию сети независимыми наблюдателями показали, что она не столь велика. Так, часовой опыт работы обозревателя одного из известных ИТ-журналов в отеле «Тверская» показал, что «в среднем скорость приема составляет 100 кбит/c, а максимальные значения не превышают 150 кбит/c».

Итак, поставщики услуг Wi-Fi начали разведку со стороны наиболее платежеспособного потребительского сегмента, способного платить за доступ $10 в час или $30 в сутки, что, кстати, составляет не более 10% от стоимости ежесуточного проживания в этих пятизвездочных отелях. «Прощупывание» этого сегмента рынка, судя по всему, будет успешным. Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI и директор по развитию бизнеса компании CompTek, утверждает, что работники московских гостиниц отмечают достаточно высокий спрос со стороны постояльцев на услуги доступа к интернету и своим корпоративным сетям.

Игорь Масленников:
Игорь Масленников: «Бизнес-людям нужен доступ в интернет и свои корпоративные сети»
Между тем, не стоит забывать, что операторы беспроводных локальных сетей общего пользования могут столкнуться с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих традиционные проводные решения. И такие примеры уже есть. Не так давно «Голден Телеком» обеспечил московскую гостиницу «Метрополь» высокоскоростным доступом в интернет, установив специализированное оборудование Cisco LRE (Long Reach Ethernet), которое не потребовало прокладки дополнительных линий в номера. Управление всей сетью осуществляется при помощи все той же системы Cisco BBSM. Решение компании позволяет осуществлять доступ в интернет как из номеров, так и из бизнес-центра гостиницы, где оборудованы специальные рабочие места.

По замыслу апологетов беспроводных локальных сетей общего пользования, гостиницами дело не ограничится. «Хот-споты» – зоны, как правило, беспроводного доступа в интернет и другие сети из оживленных мест – постепенно будут развернуты в аэропортах, вокзалах, выставочных и торговых центрах, зонах отдыха и туризма, университетах, библиотеках и т.п.

Другой пример как раз из этой серии - в середине лета 2003 г. компании «Центральный телеграф» и «Седиком» сообщили о намерении смонтировать ряд точек беспроводного доступа на территории Всероссийского выставочного центра в Москве. В перспективе предполагается полное Wi-Fi-покрытие центра. Для организации точек беспроводного доступа «Седиком» использует оборудование израильской компании Alvarion. «Центральный телеграф» предоставляет канал доступа в интернет с пропускной способностью 2 Мбит/с. В то же время в одном из павильонов ВВЦ на выставке «ЭКСПО-Наука – 2003» «Седиком» демонстрировал систему BreezeAccess GO. Один «хот-спот» при этом обслуживал помещение площадью 20 тыс. кв. м. Как заверили корреспондента Cnews.ru участники выставки, интернет работал «очень хорошо».

Северная Wi-Fi-столица России

Не менее успешно обстоят дела с «хот-спотами» в Петербурге, который, похоже, стремится к статусу Wi-Fi-столицы России. В частности, было объявлено о запуске совместного проекта российского представительства корпорации Intel и оператора Quantum Communications по открытию бесплатных зон публичного беспроводного доступа в интернет в компьютерных магазинах. Предполагалось, что к концу лета текущего года количество таких точек беспроводного доступа в петербургских компьютерных магазинах «Кей», «Компьютерный мир» и других достигнет 40 (на момент запуска их было открыто 15). Радиосеть, получившая название «Квантум Wi-Fi», построена на оборудовании Cisco, стандарт 802.11b. Представитель «Квантума» Игорь Бобов, участвуя в пресс-конференции на 8-ой конференции по беспроводным сетям передачи данных «БЕСЕДА-8», отметил, что всего в Петербурге компания имеет 5 базовых станций.

Петербургский оператор «ПетерСтар» также объявлял о запуске программы по монтажу «хот-спотов», которая получила название «Город всемирной сети». Проект предусматривал развертывание беспроводных локальных сетей мобильного широкополосного доступа и установку стационарных терминалов с сенсорными экранами (интернет-киосков). В рамках программы «ПетерСтар» запустил в эксплуатацию зоны Wi-Fi на территории аэропорта «Пулково-1» (залы ожидания, VIP-накопители) и в здании «Гранд Отеля Европа» (конференц-залы, кафе «Мезонин»). Для того чтобы воспользоваться такой услугой доступа в интернет, нужно приобрести карту с указанием пароля и личного PIN-кода и занести эти данные в свой портативный компьютер. Стоимость одного часа работы в интернете составляет $5-10 (в зависимости от места расположения), при этом скорость доступа, по словам организаторов, составляет 11 Мбит/с. Установка общественных интернет-терминалов будет производиться «ПетерСтар» в кафе, кинотеатрах, библиотеках, торговых центрах, аэропортах, вокзалах. Стоимость 15 минут работы в интернете на скорости 512 Кбит/с составляет 20 рублей, 30 минут работы – 35 рублей. По состоянию на начало июля было установлено 2 терминала в кофейнях «Идеальная чашка», а до конца года «ПетерСтар» планирует установить до 15 интернет-терминалов. Для получения доступа в интернет посредством интернет-терминала необходимо на сенсорном экране ввести пароль и PIN-код. Специальные карты можно приобрести поблизости или же использовать данные мультисервисной карты «ПетерСтар». Всего до конца текущего года «ПетерСтар» планирует инвестировать в эту программу $500 тыс.

Другой пример - в конце мая Intel объявлял о техническом партнерстве с Международным пресс-центром 300-летия Санкт-Петербурга (МПЦ). В рамках этой инициативы представительство Intel в странах СНГ совместно с ЗАО "Компьютерные сети" ("Комсет") открыло в МПЦ общедоступную точку беспроводного доступа в интернет и обеспечило установку в пресс-центре 20 ноутбуков производства ООО «Нексус» (торговая марка BLISS), оснащенных технологией Intel Centrino для мобильных ПК. По некоторым оценкам, к концу текущего года в Петербурге будет 140 «хот-спотов», обслуживаемых разными операторами. Для информации о наличии Wi-Fi-зон в городе Quantum Communications даже открыл специальный информационный портал.

Напомним, что первый в Санкт-Петербурге «хот-спот» был введен в эксплуатацию компанией «Комсет» в апреле этого года в кофейне «Black & White» (6-я линия Васильевского Острова, 25) в рамках строительства единой интегрированной городской информационной системы, доступ к которой будет осуществляться с помощью технологии Wi-Fi. Точки публичного беспроводного доступа данной системы поддерживают два стандарта - 802.11а и 802.11b. В рамках проекта предполагалось создать «хот-споты» на всей территории Санкт-Петербурга, включая такие районы, как Курортный, Ломоносовский, Пушкинский, Колпинский, Петродворцовый и Кронштадт.

И вот последняя новость – в конце июля открылась новая зона сети Quantum Wi-Fi в отеле «Санкт-Петербург». Пользоваться ресурсами интернета на скорости 11 Мбит/сек теперь можно в кафе гостиницы, расположенном на 1 этаже в холле (вход свободный). Зона Wi-Fi, по словам разработчиков, также работает во всех конференц-залах гостиницы во время различных мероприятий и конференций.

Что дальше?

Из всего вышесказанного становится понятно, что рынок «хоп-спотов» в России начинает зарождаться. Пока он представлен отдельными проектами в крупнейших городах, однако вполне возможно, что точки Wi-Fi будут появляться и в регионах. Но будет ли жизнеспособной эта модель бизнеса на огромных российских просторах – в этом имеются большие сомнения. Стоимость рабочей силы за пределами двух столиц и уровень развития бизнеса еще слишком низки для того, чтобы компании ценили время своих сотрудников настолько, чтобы, например, потери времени из-за ожидания рейса в аэропорту могли как-то серьезно влиять на бизнес. Именно по причине отсутствия четкой бизнес-модели в отношении беспроводных локальных сетей общего пользования можно объяснить «наблюдательные» позиции крупнейших российских сотовых операторов, которых приучают работать «по-западному». А ведь именно эти игроки рынка беспроводной связи имеют все шансы на успех в деле внедрения мобильной передачи данных в зонах Wi-Fi (опыт построения сетей, отлаженные механизмы роуминга, биллинга и сервиса, серьезные финансовые возможности и пр.), и именно они являются в мире крупнейшими игроками на рынке «хот-спотов».

Можно прогнозировать, что, как только сотовым (а впрочем, и другим) операторам станет ясно, что в деле разворачивания «хот-спотов» «промедление смерти подобно», они войдут в этот рынок, инициировав своим присутствием волну поглощений и консолидаций. Впрочем, наиболее успешные операторы зон Wi-Fi, по-видимому, смогут сохранить свою самостоятельность и успешно развиваться, как это произошло, например, с техасской фирмой Wayport. Благодаря захвату таких «хлебных» мест, как гостиницы и аэропорты, ей удалось не только выжить, но и заметно преуспеть.

Виталий Солонин / CNews.ru