Разделы

Телеком

“Инфоком 2005” как PR-кампания российских инфокоммуникаций

«Инфоком» в очередной раз подтвердил свой статус PR-площадки для демонстрации успехов в области информатизации страны. Благодаря своей масштабности проекты не могли не вызвать интереса у иностранных вендоров и российских производителей телекоммуникационного оборудования, в лексиконе которых изобиловали громкие термины, вроде IMS, FMC или NGN.

Основные цели ежегодной выставки-форума, прошедшей в "Крокус-Экспо", описаны в концепции, утвержденной министром информационных технологий и связи России Леонидом Рейманом. Главные идеи заключались в отражении инфокоммуникационной инфраструктуры страны, демонстрации позитивных изменений в традиционных моделях образования, труда, здравоохранения и общественной жизни граждан, происходящих благодаря активному внедрению прогрессивных технологий, демонстрации новых видов услуг для руководителей и специалистов федеральных и региональных органов власти.

Хорошо запомнилась живая презентация технологии изготовления загранпаспортов, содержащих биометрические данные, происходящая на стенде государственного системного интегратора ФГУП НИИ "Восход". А вот вокруг стендов “ИТ-парки России” практически не было не только посетителей, но и некоторых представителей. Зато порадовала российская космическая связьспутников на орбите становится все больше, и недалек тот день, когда они достанут своими лучами недосягаемые территории Земного шара.

Мы наш, мы новый мир построим…

Тема построения информационного общества не осталась не затронутой на «Инфокоме» и в этом году. Департамент стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ и “Институт развития информационного общества” (ИРИО) провел в рамках выставки-форума конференцию, на которой, в частности, председатель совета директоров ИРИО Юрий Хохлов и руководитель дирекции мониторинга развития информационного общества Сергей Шапошник доложили о готовности российских регионов к информационному обществу. Как и следовало ожидать лучше всех готовы к «новой жизни» крупнейшие города России – Москва и Санкт-Петербург, получившие соответственно по 5,65 и 4,86 баллов по семибальной шкале. В пятерку лидеров вошли также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Томская область. В целом же по России ситуация неутешительная – более 60% населения не желает использовать интернет. Поэтому построить информационное общество с таким отношением россиян к уже не новым вообще-то технологиям будет проблематично – необходима работа по повышению мотивации людей. Общие выводы и рекомендации, прозвучавшие в докладе и направленные на развитие информационного общества, включают формирование условий, благоприятствующих развитию ИКТ-инфраструктуры и человеческого капитала, формирование деловой среды, стимулирующей производство и использование ИКТ.

Производители ставят на NGN, IMS и FMC

Кого не надо стимулировать к производству ИКТ – так это зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования, широко представленных на «Инфоком-2005». Они анонсировали ряд новых продуктов и объявили о крупных заказах на территории России. В частности, компания Nortel объявила о крупных контрактах с компаниями «Вымпелком» и «Комкор» на поставку оборудования. Кроме того, канадский производитель получил сертификат на оборудование для построения NGN сетей - гибкий коммутатор Communications Server 2000 (CS200), который дает возможность операторам связи использовать NGN-решение Nortel в качестве узла сети общего пользования. Как следует из пресс-релиза, на сегодняшний день это единственный сертификат, выданный на оборудование программных коммутаторов, который разрешает внедрение решения в качестве Class 5 коммутатора. Аппаратная архитектура CS2000 Compact позволяет оператору построить сеть с применением только серверной платформы, а не TDM-коммутатора с функциями управления пакетными шлюзами. Таким образом, может быть построена сеть, в которой используются только лишь новые технологии, и нет наследия TDM.

«Мы очень довольны тем, что стали первой компанией в России, получившей сертификат Министерства связи на решение NGN», - прокомментировал это событие Игорь Марченко, вице-президент Nortel по Восточной Европе. – «Это позволит Nortel предлагать операторам связи законченные решения, соответствующие техническим требованиями Минсвязи РФ и осуществлять коммерческий запуск сетей следующего поколения для предоставления новых мультимедийных услуг связи городского и регионального уровня на базе решения Nortel». Напомним, что решение CS2000 в России уже внедрено в сети оператора «Уралсвязьинформ».

Фоторепортаж с выставки

#gallery#

«ВымпелКом» воспользуется оборудованием Nortel для построения оптических сетей следующего поколения для организации беспроводных сетей. Новая сеть призвана помочь «ВымпелКому» сократить расходы на эксплуатацию существующих каналов связи и позволит предоставлять новые прибыльные беспроводные услуги. Реализацией внедрения сети будет заниматься российский партнер Nortel – компания «Инсталсайт», - в рамках двухлетнего рамочного соглашения, подписанного между ЗАО «Инсталсайт» и «ВымпелКом». «Инсталсайт» уже разместил у Nortel первые заказы на сумму $3 млн.

ОАО «Московская телекоммуникационная корпорация» (КОМКОР) объявила о внедрении технологии Metro DWDM на базе платформы Nortel Optical Metro 5200, использование которой, как ожидается, позволит ей многократно повысить пропускную способность крупнейшей в Москве волоконно-оптической сети и расширить спектр услуг, требующих большой полосы пропускания. Модернизация транспортной сети “Комкор” является первым в России масштабным проектом внедрения технологий DWDM в городских сетях.

Проблему миграции от традиционных (TDM) сетей к сетям следующего поколения решает и словенская компания Iskratel. Она представила мультисервисный узел SI2000 MSAN (MultiService Access Node), который по сравнению со своей «ранней версией», представленной на «СвязьЭкспокомм 2005», «обросла» новой функциональностью. Линейка продуктов SI2000 MSAN предназначена не только для работы на уровне сети доступа, но и на определенных уровнях транспортной сети.

Компания Lucent Technologies демонстрировала решения, которые развиваются в рамках концепции IMS (подсистема IP-мультимедиа) - основе сетей связи следующего поколения. Транспортным ядром таких сетей может стать продвигаемая компанией технология 1X-EV-DO, – следующий этап развития технологии IMT-MC 1Х, который даст возможность увеличить скорость передачи данных до 2,4 Мбит/с.

Помимо решений операторского класса, Lucent представила продукты для конечных (корпоративных и частных) пользователей. В частности, посетителям выставки было продемонстрировано приложение Lucent Active Phonebook – пользовательский интерфейс на базе решения Lucent IMS, где возможности связи (речь, электронная почта, мгновенные сообщения, видеоконференции, удаленное сотрудничество) объединены с групповыми списками, информацией о доступности и присутствии.

Другое представленное на стенде приложение Lucent Mobile Messaging позволяет использовать эксплуатируемую сервис-провайдером сеть для передачи на абонентские телефоны голосовых и текстовых сообщений из систем голосовой почты. Наличие визуального интерфейса для работы с голосовым почтовым ящиком дает возможность просматривать заголовки сообщений и получать сообщения без звонка на голосовую почту.

Концепцию-платформу IP Multimedia Subsystem (IMS) продвигали на выставке и другие производители. Немецкий концерн Siemens, например, демонстрировал конвергентные услуги на базе приложений SIP-протокола. Среди представляемых инновационных сервисов: PoC (Push and Talk over Cellular, полудуплексная связь по мобильному телефону) с функцией определения присутствия вызываемого абонента, PhotoTalk (фото-разговор), MultiChat (мультичат), а также услуга передачи мгновенных голосовых сообщений с анимацией. Архитектуру IMS взяла на вооружение и компания Ericsson, сделавшая главный акцент на новых видах услуг в мобильных сетях: групповой вызов (Push-to-Talk), обмен сообщениями в режиме on-line (Instant Messaging), совместная работа над документами на мобильном телефоне и др.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Отметилась на мероприятии и компания Cisco Systems. На этот раз американский гигант позиционировал себя не только в качестве мирового лидера в сфере производства сетевых технологий, но и как успешного бизнес-партнера для операторов связи. На стенде Cisco были представлены партнеры компании, такие как «Микротест», NVision, Open Technologies, Technoserv.

На выставке были представлены и отечественные производители, которые демонстрировали гибкость своих решений, «заточенных» под конкретного заказчика. Например, на объединенном стенде «Тетрарус» группа компаний «Информтехника» представила систему МиниКом-TETRA», в состав которой наряду со стандартным оборудованием входит специализированный диспетчерский терминал для использования в сетях российских железных дорог. НТЦ «Протей» демонстрировал свою новую разработку – SMS-центр для сетей фиксированной связи.

Саратовская компания «АЛС и ТЕК» представляла масштабируемое решение – шлюз IP-телефонии “АЛС-2700” и сервер удаленного доступа “АЛС-2900”, серийное производство которых начато в 2004 году, и мультисервисные узлы доступа и коммутации (ШРО), позиционирующиеся как элементы NGN. "Светец" представил универсальную платежную систему "TelePay", позволяющая создавать разветвленную небанковскую сеть для совершения дистанционных банковских платежей в адрес поставщиков любых услуг; call-центр и интеллектуальную платформу, обеспечивающую создание инновационных услуг и сервисов на основе конвергенции различных сетей связи. Naumen демонстрировал систему поддержки бизнеса и операций (BSS/OSS) для операторов связи Naumen Telecom, включающей в себя модули Service Desk, CRM, Order Management и ряд других; IP call-центр Naumen Phone для создания корпоративных call-центров.

Сервис-провайдеры нацеливаются на конечного потребителя

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Сотовый оператор «Мегафон» остался на «Инфокоме» без конкурентов – МТС и «ВымпелКом» в очередной раз проигнорировали выставку. Третий по величине абонентской базы игрок на рынке мобильной связи объявил о начале объединения успешных и перспективных дополнительных услуг под единым брендом «МегаФонPRO». К этой идее компанию подвигли контент-провайдеры, которые своими многочисленными предложениями чуть не «заглушили» услуги «Мегафона», продвигаемые под его брендом. Новая инициатива сотового оператора, помимо укрепления торговой марки, призвана усилить спрос на контент.

Другой присутствующий на выставке российский сотовый оператор - «Скай Линк», нацеленный на услуги высокоскоростной передачи данных, совместно с Lucent Technologies демонстрировал возможности технологии EV-DO, в частности услугу SkyPoint – электронный "персональный кабинет" для абонентов. Компания провела среди журналистов чемпионат по многопользовательским играм в мобильном режиме. К концу этого года оператор пообещал увеличить скорость в сетях «Скай Линк-Москва» и «Скай Линк- Петербург» в 15 раз.

ЗАО «Аудиотеле» анонсировало первый, по словам представителей компании, российский сервис виртуальной АТС для частных пользователей (hosted PBX). Open AudioTELE (так называется эта услуга) дает возможность пользователям управлять функциональностью своей телефонной станции через интернет. Несмотря на отсутствие полного набора всех функций современных IP АТС для конечного потребителя набор предложенных возможностей может оказаться вполне достаточным для того, чтобы самостоятельно организовать интеллектуальную обработку входящих звонков и собственные голосовые сервисы. Компания планирует в скором времени расширить функциональность Open AudioTELE и представить новый продукт уже для корпоративного рынка.

«Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) позиционировал себя на выставке как национальный оператор, обслуживающий как операторов, так и конечных потребителей. Как известно, последние, в соответствии с новыми правилами регулирования услуг дальней связи, скоро получат возможность выбора оператора при международных и междугородних звонках путем набора на телефоне комбинации цифр после «8». МТТ, инфраструктура сети которого полностью готова к оказанию услуг дальней связи, вот-вот станет одним из таких операторов. На выставке компания демонстрировала такие услуги, доступные с фиксированных и мобильных телефонов по всей России, как «бесплатный вызов» (аналог номеров 8-800 «Ростелекома», звонки на которые осуществляются бесплатно, за счет владельца номера), «телеголосование» и «информационные услуги за дополнительную плату».

В новых условиях регулирования крупнейшие «карточные» IP-операторы вынуждены заключать партнерские соглашения с владельцами телекоммуникационной инфраструктуры либо строить свои сети во всех 89 регионах РФ. «Зебра Телеком» выбрала первый путь – еще летом были подписаны агентское соглашение на оказание услуг междугородной и международной связи и договор о присоединении сетей «Зебры» и МТТ. И вот теперь на «Инфокоме» распространялись телефонные промо-карты под совместным брендом «МТТ-Зебра Телеком» для звонков по России с единым номером доступа.

Государство не дает драйв

Сравнивая «Инфоком» с другой отраслевой выставкой - «Связь Экспокомм», в очередной раз убеждаешься в том, что первая сильно проигрывает второй не только по количеству экспонентов, но и по общему «драйву». И дело тут не в шумных концертных шоу, происходящих большей частью на стендах мобильной связи. Просто «Инфоком» позиционируется больше как «государственная» выставка, служащая для пропаганды успехов в области информатизации. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Виталий Солонин / CNews