Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2013

Главные ИТ-проекты страны 2014–2015

Главные ИТ-проекты страны 2014–2015

Масштабные ИТ-проекты реализуются в разных отраслях и индустриях: здесь и умное строительство, и продолжающаяся уже три года информатизация здравоохранения, и оптимизация производства. Как же идет внедрение инновационных технологий в особо крупных масштабах, какие проблемы решаются и какие цели поставлены?

Масштабным ИТ-проектам в первую очередь не хватает централизованного руководства (из-за чего возникают проблемы интеграции и совместимости развернутых решений), во вторую – квалифицированных кадров. Кроме того, пользователям инновационных благ тоже предстоит научиться управляться с новыми технологиями. Кроме того, согласование проекта в госструктурах занимает довольно продолжительный период. Важнейшими инициативами по информатизации страны в настоящее время являются такие проекты, как ГИС ЖКХ, ГИС ТЭК, ЕМИАС, и программа «Информационное общество».

ГИС ТЭК и ГИС ЖКХ: как идет создание систем

Базовый федеральный закон о развитии Государственной информационной системы для топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) был принят в 2011 г. В мае 2012 г. была разработана новая концепция, значительно снижающая объем инвестиций и сроки реализации проекта благодаря отказу от создания инфраструктуры с нуля. ГИС ТЭК будет реализован за счет интеграции данных из уже существующих систем в течение приблизительно двух лет и всего за i921,4 млн (вместо i5,7 млрд). В конце 2013 г. Дмитрий Медведев утвердил перечень форм с данными, которые должны попасть в ГИС ТЭК.

ГИС ТЭК будет состоять из отраслевых сегментов, интеграционной части и ГИС энергоэффективности

gis_tek_sostav3.jpg

Источник: CNews, 2013

В Государственной информационной системе будет храниться информация о структуре собственности и финансовом состоянии добывающих компаний, данные об авариях на объектах, различные сведения о добыче и многое другое. ГИС ТЭК станет основным хранилищем данных для регулятора, компаний, действующих на рынке энергетики, и потребителей. По сведениям CNews, предоставлять сведения по формам системы придется только после ввода ГИС ТЭК в эксплуатацию, ориентировочно в 2016 г. Как рассказал CNews заместитель министра энергетики Антон Инюцын, ГИС ТЭК будет аналитической системой, где аккумулированы разрозненные данные, необходимые для формирования топливно-энергетического баланса в разных регионах. «Система подразумевает функционал BI, что позволит не просто формировать множество отчетов, но и получать аналитическую информацию в самых разных разрезах. Безусловно, мы видим ГИС ТЭК как систему поддержки принятия решений для руководства страны, для самих субъектов ТЭК», – заключает эксперт.

Следующим шагом в развитии ГИС ТЭК будет объявление тендера на разработку системы (изначально его планировали провести еще в 2013 г.). Точные сроки проведения тендера пока неизвестны, хотя Минэнерго еще в начале этого года обещало определиться с ними в ближайшее время.

Минкомсвязи и Минстрой поручили «Почте России» заняться созданием единой информационной системы ГИС ЖКХ, интернет-портала, аккумулирующего информацию о теплоснабжении, энергоснабжении, водоснабжении, водоотведении, объеме предоставленных услуг и др. На портале граждане смогут зайти в личный кабинет и ознакомиться со своими счетами и расчетами управляющей компании. Передавать данные в ГИС ЖКХ подрядчики будут обязаны, начиная с 2016 г. Как сообщил Михаил Евраев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, летом 2014 г. должен начаться запуск пилотных проектов в регионах. Минкомсвязи и Минстрой выбирают кандидатов среди 10–15 инициативных предложений от субъектов РФ.

Примером уже полностью функционирующего проекта в рамках ГИС ЖКХ можно назвать «Дома Москвы», считает Александр Шабанов, коммерческий директор «Электронной Москвы». В рамках проекта были учтены интересы шести групп пользователей: жителей, ресурсоснабжающих организаций, эксплуатирующих организаций, органов исполнительной власти, управляющих компаний и жилищных объединений. «За два года работы портала создано более 1 млн личных кабинетов, подключено более 3000 управляющих компаний, обслуживающих 98% жилого фонда, осуществлена интеграция с порталом «Наш Город», Росреестром, АИС БТИ, базой Мосжилинспекции, ЕИРЦ и другими. Созданы актуальные реестры многоквартирных домов, управляющих организаций, объединений собственников жилья, подрядчиков управляющих организаций», – комментирует эксперт.

ЕМИАС: победы и поражения

В рамках программы «Информационный город» был разработан проект ЕМИАС, подразумевающий создание единой государственной медицинской информационно-аналитической системы Москвы. Цель проекта – повышение качества и доступности медицинских услуг, предоставляемых государственными медучреждениями. Система позволяет управлять потоками пациентов, вести электронные медкарты, управленческий учет в ЛПУ, регистры медработников. Все подсистемы ЕМИАС продублированы в дата-центре компании «Электронная Москва». К системе подключено более 20 тыс. автоматизированных рабочих мест в 589 медицинских учреждениях. Более 16,6 тыс. врачей прошли обучение работе в ЕМИАС первоначального уровня. С июня 2013 г. количество пациентов, записавшихся на прием к врачу с помощью ЕМИАС, выросло в 3 раза.

zapisi_k_vrachu.jpg

Источник: ЕМИАС, 2014

Записаться на прием можно с помощью информационного киоска, в регистратуре, у врача, на сайте, по телефону и с помощью мобильного приложения, сообщают на сайте ЕМИАС. Тем не менее, первые две позиции занимает регистрация «на месте» – у врача и через информационный киоск при поликлинике.

sposoby_zapisi_k_vrachu.jpg

Источник: ЕМИАС, 2014

На официальном сайте ЕМИАС в разделе вопросов и ответов представлены комментарии от службы качества ЕМИАС о возможностях записи по электронным каналам, иллюстрирующие причины популярности записи в поликлиниках.

kommentarij_o_zapisi.jpg

Источник: ЕМИАС, 2014

В разделе можно найти обсуждения ряда других вопросов и официальные комментарии, иллюстрирующих ситуацию. В настоящее время клиники Москвы находятся на разных этапах внедрения системы, что вызывает недоразумения и нарекания со стороны пользователей.

Программа «Инфообщество»

В 2011–2020 гг. действует программа «Информационное общество», предусматривающая реализацию ряда проектов по созданию целостной и эффективной системы использования информационных технологий гражданами. Она включает в себя 5 подпрограмм: создание электронного правительства, развитие услуг электросвязи (а также почтовой и радиосвязи), обеспечение ИБ (предупреждение ИТ-угроз, противодействие терроризму и др.) и контроль информационной среды (СМИ, интернет и другие информационные ресурсы).

Уже 2 года продолжается работа над переводом государственных и муниципальных услуг, включая регистрацию бизнеса, браков, детей, права собственности, получение гражданства, выдачу лицензий, в электронный формат. В феврале 2012 г. результаты стараний были высоко оценены рейтингом eGov, определяемом ООН: Россия заняла 27-е место. Однако рейтинг рейтингом, а реальная ситуация несколько отличается.

На развитие проекта было выделено i20 млрд. В октябре 2013 г. Минэкономразвития сообщило, что, несмотря на потраченные средства, в полном виде обеспечить функционирование системы невозможно. Из тридцати с лишним тысяч предоставляемых услуг в электронном виде функционирует только 100, и это количество сократят до 28 наиболее популярных услуг, о прочих на портале можно будет получить исчерпывающую информацию.

Как оказалось, портал пользовался слабой популярностью среди населения. За все время его существование через систему было подано всего 7 млн заявлений на оказание услуг. Пользователи жаловались на неактуальность размещенной информации, сложную навигацию, а также на невозможность решить вопросы, требующие координацию нескольких ведомств.

Реструктуризация в госорганах

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объединила 83 филиала, построив защищенную мультисервисную сеть. В рамках проекта, реализованного компанией «Крок», интернет, телефония и видеоконференцсвязь были объединены в единую сеть; кроме того, на территории центрального аппарата был также развернут Wi-Fi на 500 пользователей и расширены сервисы IP-телефонии и унифицированных коммуникаций.

В результате повысилось качество работы сотрудников ФАС, стало удобнее пользоваться телефонной связь и сократилось время набора номеров. Кроме того, для мониторинга в режиме 24/7, сбора статистики и регистрации инцидентов и операций в рамках технической поддержки используется разработанная компанией «Крок» онлайн-панель. Получить к ней доступ можно с любых устройств, в том числе и с мобильных.

По словам Бориса Бобровникова, генерального директора компании, специалисты Крок продолжают круглосуточную поддержку всей ИТ-инфраструктуры ФАС согласно методологии ITILv3. Кроме того, в 2013 г. «Крок» автоматизировала делопроизводство для первого суда по интеллектуальным правам, открывшегося в России. Как писал CNews, проект заключался в интеграции четырех прикладных информационных систем и занял девять месяцев. В качестве платформы выступила модифицированная версия системы судебного делопроизводства, уже опробованная компанией во время проекта по инженерной автоматизации 55 арбитражных судов по всей России.

Информатизация здравоохранения

В 2011–2012 гг. на информатизацию здравоохранения потратили около i29 млрд, из них i20 млрд выделили из федерального бюджета, оставшиеся i9 млрд взяли на себя регионы. По сведениям Минздрава, если в 2009 г. ПК были оборудованы только 5% рабочих мест врачей, то в прошлом году эта цифра должна была увеличиться в 6 раз, а в 2020 г. планируется полный переход на электронный документооборот. Правда, будет сложно отменить бумажные рецепты, которые выписывает доктор при вызове «на дом». Как обещает Минздрав, полный электронный документооборот между поликлиникой, пациентом и аптекой станет возможен лишь в 2025 г.

Частично проект по информатизации здравоохранения пересекается с реализацией программы ГЛОНАСС: в конце 2012 г. все автомобили скорой помощи оснастили системами навигации.

По итогам трех лет информатизации здравоохранения оказалось, что для перехода от медицинской карты к электронной недостаточно просто оборудовать рабочие места компьютерами, нужно еще и научить медперсонал пользоваться программами и оборудованием. Другая проблема, с которой столкнулось здравоохранение на пути к информатизации, – слишком быстрое развитие ИТ. Технологии меняются с каждым годом, а сведения о пациентах необходимо хранить на протяжении всей его жизни, а иногда и дольше.

Инфраструктура и приложения «живут» несколько лет, а информация должна «жить» десятилетия

med_informatsiya.jpg

Источник: EMC IIG, 2014

Необходимо решить проблему эффективного управления информацией. Здравоохранению не хватает стандартов и унификации используемого ПО и форматов для хранения файлов. Как сообщает издание «ДокторПитер», с середины 2013 г. в 4 районах Санкт-Петербурга (Адмиралтейском, Центральном, Приморском, Курортном) в тестовом режиме начал работать модуль льготного лекарственного обеспечения. Правда, в электронной форме рецепты видит только врач. Он печатает и отдает рецепт пациенту, а в аптеке провизор считает штрих-код и выдаст лекарство. Новая система обеспечивает обмен информацией между аптекой и поликлиникой о выписке и получении льготных медикаментов. За 2013 г. в Петербурге медучреждения, участвующие в эксперименте, выписали 113 тыс. электронных рецептов.

В настоящее время модуль льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) и электронные медкарты пациентов не связаны между собой. Сейчас в электронном виде из поликлиники в аптеку поступают сведения о том, что пациенту, имеющему право на льготное лекарство, выписан рецепт, а из аптеки в поликлинику — что человек лекарство получил. «Медицинские информационные системы во всех поликлиниках устанавливались в разное время и по-разному, как правило, позже ЛЛО, поскольку льготные рецепты выписывали независимо от того, появилось ли ПО в поликлинике или нет, — комментирует сложившуюся ситуацию директор Медицинского информационно-аналитического центра (СПб ГБУЗ МИАЦ) Геннадий Орлов. — Об объединении функционалов двух систем уже просили и сами врачи, поэтому в будущем такая возможность обязательно появится».

Умные технологии для современных городов

Эксперты полагают, что текущая экономическая ситуация может подстегнуть внедрение инновационных технологий, позволяющих более эффективно использовать ресурсы. Федор Сарокваша, представитель компании EVIKA, рассказывает, что на рынке ИТ-систем для автоматизации наблюдается сильная интеграция программных систем и оборудования. Примером такой инфраструктуры является телеметрия, для которой нужны ИТ-платформы для хранения данных и интерфейс для работы с ними. Если раньше речь шла лишь об автоматизации процесса сбора данных и начислении платежей, то сейчас появилась целая инфраструктура с уклоном в ИТ, которая позволяет анализировать собранные данные и находить новые тенденции.

Умные технологии на территории страны используют не только в строительстве зданий, но и в масштабе городов. В прошлом году в Казани стартовал проект по созданию умного города-спутника, готового вместить 75 тыс. человек. По плану, уже в 2015 г. в «Смарт Сити» появятся «умные» жилые дома, выставочные и конференц-центры, оборудованные инновационными решениями зоны здравоохранения и производства.

Возможности умного дома

umnaya_kazan.jpg

Источник: ProKazan, 2013

«Умный» город будет занимать 650 га и располагаться в 3 км от международного аэропорта Казань и 15 км от центра города. Стоимость развертывания инфраструктуры составит $250 млн, весь проект обойдется в $2,5 млрд, сообщает Smart News. Аэропорт, центр города и «Смарт Сити Казань» будут объединены железнодорожной веткой.

Умный город планируют поделить на 4 основные зоны: деловой центр (220 га), центр образования (209 га), особая экономическая зона (102 га) и парковая зона (100 га). Жилая и деловая зоны располагаются дальше от аэропорта. Жилье будет находиться вне зоны осадков аэропорта.

В интервью изданию «Краснодарские известия» Георгий Антонианди, начальник управления информационно-коммуникационных технологий и связи администрации, рассказал о том, что через 15–20 лет Краснодар станет умным городом. В настоящее время усилия управления сосредоточены над решением двух основных задач, причем в их реализации Краснодар находится «в числе лучших», рассказывает Георгий. Первой из них является создание и функционирование муниципальной электронно-коммуникационной системы, с помощью которой можно будет обеспечить взаимодействие и обмен информацией между подразделениями городской администрации и повысить качество управления городом.

Вторая задача – развитие электронного правительства, которое поможет жителям города и компаниям перевести взаимодействие с властью в цифровую плоскость. Кроме того, жители города должны также уметь пользоваться новыми сервисами. Как писал CNews, для решения это проблемы в Краснодаре обучают горожан основам компьютерной грамотности. На базе ведущих вузов Краснодарского края были организованы курсы, на которых в 2011 г. было обучено 350 человек, в 2012-м – 3000 и с начала 2013 – уже 1600. По окончании курса гражданам выдается сертификат «Электронного гражданина».

Постепенно реализуется и проект по установке систем ГЛОНАСС на общественном транспорте Краснодара. Скоро пассажиры, ожидая транспорт, смогут увидеть на электронном табло, когда прибудет автобус, троллейбус или трамвай, или подгрузить эту информацию на смартфон. Электронные табло в антивандальном исполнении обещают установить на каждой остановке.

Еще один проект, достойный упоминания, был реализован российским интегратором «Крок»: разработка концепции «умного города» для администрации Тольятти. Цель проекта – разгрузить дороги и сделать город комфортнее. В рамках проекта организовали системы видеонаблюдения и управления дорожным движением и интеллектуальной системы по снижению пробок. «Это знаковый проект для нас, потому что в России наконец начали заниматься комплексными информационными проектами в городах», — считает гендиректор «Крок».

Екатерина Кочеткова

Вернуться на главную страницу обзора