Рынок ПО: Веб-контентом нужно уметь управлять
София КатренкоЕще более года тому назад рынок систем управления веб-контентом переживал настоящий бум. Огромный спрос на программное обеспечение управления содержимым интернета позволял делать "розовые" прогнозы. Можно ли сейчас говорить об устоявшейся тенденции отрасли в сторону роста?
Контент - это информация, предоставленная для отображения (публикации). Более того, контент - это не отдельная “составляющая” информации, а конгломерация информационных “частей”, образующая одно целое. Так, контент книги состоит из глав, параграфов, предложений; контент газеты - из статей, рекламных блоков и т. д. Аналогично, для интернета: составляющими контента сайтов являются статьи, реклама, изображения, организованные в презентацию.
Управление контентом (content management) - это эффективный сбор, управление и публикация информации. Многие компании планируют введение системы управления содержимым с целью получить информативный и легко поддерживаемый веб-ресурс.
Существует несколько определений системы управления контентом:
Сайт, представляющий в интернете ту или иную компанию, традиционно называется корпоративным и выполняет амбивалентную функцию. С одной стороны, рекламно-коммерческую, являясь одним из инструментов рекламы в интернете, а с другой стороны - информационно-представительскую, поскольку сайт служит источником официальной, достоверной информации для прессы и потенциальных клиентов.
Корпоративный сайт предлагает компании такие новые возможности, как:
Существующий сайт, как правило, предполагает дальнейшее расширение функциональных возможностей, в частности, за счет введения новой информации. Так, например, введение к аталога продукции (информационного инструмента для партнеров и клиентов) способствует не только привлечению на сайт дополнительных посетителей, но и переходу к новой форме ведения бизнеса компанией - электронной коммерции.
Следует отметить, что еще в момент проектирования интернет-сайта важно учитывать условия его дальнейшей поддержки и развития. Работоспособность системы необходимо поддерживать не только на техническом уровне, но также и в сфере управления информацией, т.е. работы с контентом.
Многие компании часто оказываются перед дилеммой: заказать сайт в профессиональной студии или же ограничиться набором статических страниц, сделанных парой студентов по низкой цене. Есть ли смысл небольшим предприятиям инвестировать средства в динамический сайт? Этот вопрос мы задали Роману Круглякову, начальнику управления веб-разработок «РБК-Софт
Стандартная система управления данными работает по следующей схеме:
Помимо изначального наполнения сайта некоторой информацией, перед менеджерами или владельцами интернет-проекта стоит задача осуществлять постоянный контроль за контентом, своевременно обновлять и вносить необходимые изменения.
Источниками наполнения сайта информацией, кроме собственно корпоративных данных от подразделений или пресс-релизов, могут служить контент-провайдеры (в частности, информеры РБК).
Интернет становится главным средством для доставки контента, поэтому целью систем управления веб-контентом (Web content management system - WCMS) является интеграция и автоматизация процессов, обеспечивающих эффективную интернет-доставку.
Итак, WCMS нацелены на организацию, автоматизацию сбора, управление и публикацию информации. Эти системы используются в случаях, если нужно обрабатывать большое количество информации (что в нынешнее время просто неминуемо), если информация быстро изменяется или дизайн должен быть отделен от контента (динамические сайты). Кроме этого, практически всегда поставщики систем управления веб-содержимым подчеркивают: системой могут пользоваться нетехнические специалисты - персонал покупателя/заказчика сам в состоянии обновлять содержимое сайтов (хотя во многих случаях время на обучение сотрудников фирмы-клиента необходимо). Архитектура систем управления веб-контентом является трехзвенной архитектурой клиент-сервер, состоящей из хранилища данных, сервера приложений и клиентской части. Т. е. содержимое хранится в базе данных, административная часть обеспечивает управление контентом, содержащимся в БД, а извлеченная информация отображается в клиентской части.
Жизненный цикл контента состоит из четырех стадий: сбор информации из различных источников, управление деловыми процессами, сохранение и распространение (рис. 1, по Ort E. Ten Things to Know About Selecting a Content Management System). Сбор информации из различных источников включает создание контента или же поиск и отбор его в интернете, СМИ и других источниках информации. На этом этапе используются различные редакторы (текстовые, HTML-, прочие) и другие инструменты, в зависимости от типа информации. Далее контент анализируется и одобряется. После создания/сбора содержимого оно подлежит сохранению в репозитарии. Управление деловыми (workflow) процессами подразумевает цепочку событий от сбора, сохранения до публикации контента. Это один из главных этапов, на котором обеспечиваются актуальность контента, протоколирование содержимого. Также регулируется, кто может сохранять и обновлять контент через контроль прав доступа. Важной функцией является контроль версий, что позволяет работать над контентом группе или отдельным пользователям с возможностью вызова предыдущих версий. В свою очередь, публикация контента состоит из извлечения его из хранилища и отображения на сайте. При распространении контента возможна персонализация (отслеживание особенностей поведения посетителей и, соответственно, адаптация содержимого в зависимости от пожеланий пользователя), локализация и глобализация (поддержка многоязычности).
Необходимость использования систем управления веб-содержимым подчеркивает Сергей Щербина, директор по маркетингу «Город-Инфо
Согласно исследованиям Gartner
Но в последнее время пользователи пассивны при принятии решений в пользу систем WCM. Это подтверждают и факты: так, в прошлом году были закрыты филиалы многих фирм в Германии. Наиболее тяжело пришлось при этом Mediasurface GmbH
Интересно, что пользователи, получившие неудачный опыт использования интернет-решений, становятся осторожнее, обращаясь к интранет-решениям. Многие предприятия, исходя из ненадежной конъюнктуры, медлят с переходом к профессиональному решению. В США половина из существующих систем WCM приходится на In-house-решения, в Германии эта часть является еще бoльшей.
Большинство фирм-клиентов, в первую очередь, ориентируется на управление интранет-содержимым, потому что внутренние сети предлагают бoльший потенциал для экономии средств, нежели интернет. Значимость интранета проявляется в управлении знаниями. Причем часто упоминают необходимость хорошо структурированной информации и наличия функции поиска, ибо, как гласит одно из утверждений экспертов, “чем проще опубликовать контент в интранете, тем сложнее обнаружить его пользователям”. Прежде всего, возрастающей популярностью пользуются порталы фирм, которые предприятия разрабатывают для собственных работников, клиентов и поставщиков.
Внемля рекламной шумихе вокруг порталов, многие из предприятий управления контентом уделяют внимание порталам. Конечно же, эти фирмы сосредотачиваются на дополнениях к собственным продуктам. Так, Vignette
Поскольку рынок WCM очень раздроблен, возникает вопрос, имеет ли место его консолидация? Скорее, происходят перераспределения: одни игроки появляются, другие (как, к примеру, Mediasurface GmbH) - исчезают. По словам Маркуса Шмидта, представителя Pironet NDH, консолидации нет. Бывают случаи, когда небольшие фирмы, предлагающие услуги управления содержимым, покупаются своими крупными клиентами. Джефф Манн, вице-президент Electronic Business Strategies при Meta Group в Париже, считает консолидацию рынка запоздалой. По его предположениям, в ближайшее время состоятся многочисленные слияния и купли-продажи. Наиболее вероятными покупателями CMS-фирм считаются при этом предприятия, предлагающие программное обеспечение для порталов.
Но рынок раздроблен не только из-за растущей конкуренции. Предложение делают непрозрачным и конвергенции между отдельными решениями. Так, часто объединяют системы управления веб-контентом и системы управления документацией. Или же они предлагаются вместе с другими компонентами, что осложняет не только проведение анализа, но и диалог между поставщиком и клиентом.
Кроме этого, полный анализ рынка не может быть проведен из-за того, что не существует единых критериев. Каким образом должно оцениваться предприятие - исходя из оборота или из количества инсталляций? Также непросто решить, когда новое ПО вышло за рамки стадии проекта и может быть фактически воспринято как стандартизированное решение.
Очевиден факт, что большие компании располагают несколькими WCM-системами. К примеру, такие предприятия, как BMW, используют, по оценкам специалистов, около 20 систем управления веб-содержимым. Это оправдано, ведь, с другой стороны, было бы опасно полагаться только лишь на одного поставщика, потому что, по крайней мере, на сегодня никто из этих предприятий не может гарантировать своего присутствия на рынке спустя несколько лет.
Анализ WCM-рынка сложен и по тем причинам, что некоторые предприятия представляют информацию о своих оборотах, указывая доход от торговли лицензиями и консалтинга отдельно, в то время как другие эти пункты объединяют. Второй вариант предпочитают фирмы, главный оборот которых состоит из консалтинга. Полагают, что полноценное предприятие, которое предлагает программное обеспечение, должно получать от двадцати до тридцати процентов общего оборота от консалтинга, остальное - доход от продажи лицензий.
Логично, что консалтинг не отделен от продажи лицензий. Фирма-клиент, заказавшая WCM-систему, не может ограничиться только покупкой лицензии, она должна выделить средства под консалтинг и обучение. Проекты становятся все сложней, что, в свою очередь, приводит к тому, что интеграция систем длится дольше. По сути, чем больше производитель продуктоориентирован, тем короче период реализации и представления на рынке. В случае, если поставщик склоняется к стандартизированным решениям, он ориентируется на быстрое внедрение.
Кроме уже указанных известных фирм-разработчиков систем управления веб-содержимым, свою долю “пирога” WCM намереваются получить такие гиганты, как SAP, IBM и Microsoft. Так, компания Microsoft разработала Content Management Server 2001, что делает ее конкурентом Vignette
В январе этого года были опубликованы квартальные финансовые отчеты ведущих поставщиков систем управления веб-контентом за предыдущий год. Несмотря на экономический спад в 2001 году, показатели являются довольно высокими, а это дает возможность предполагать то, что худшие времена позади. Так, доходы компании Documentum за 4 квартал составили $50 млн., компании Stellent - $26,6 млн. за 3 квартал, а фирма Tridion даже добилась 60% прироста по показателям за 3 и 4 кварталы. Gartner считает, что финансовые проблемы все еще не кончились, но можно ожидать лучшего.
Продуктом компании Stellent является система управления контентом Stellent Content Management. Она предназначена для использования в электронном бизнесе, а также для порталов и торговых приложений. Система собирает контент из многочисленных источников, конвертирует его в веб-формат, выкладывает в Cети и персонализирует для разных аудиторий. Содержимое может быть конвертировано в один из существующих веб-форматов - PDF, HTML, XML, WML.
ПО компании Documentum известно и на российском рынке: эту фирму представляет «Документум Сервисиз». Documentum - разработчик платформы для построения решений по управлению контентом веб-сайтов Documentum 4i. Система управления содержимым ориентирована на управление большими объемами контента, помещенного на интернет- или интранет-сайты. Она обеспечивает целостность информации и контроль за процессом ее распространения. Кроме того, используя платформу eBusiness, можно настраивать контент из единого источника и публиковать его сразу на нескольких сайтах.
![]() | |
|
РБК Софт входит в состав группы компаний РосБизнесКонсалтинг.
Сфера деятельности РБК СОФТ - разработка и реализация проектов в
области информационных технологий. РБК СОФТ - Решения для бизнеса.
Среди клиентов компании - Министерство путей сообщения, Министерство экономического развития и торговли, Торгово-Промышленная Палата РФ, ГУМ, РОСНО, Ист-лайн, Tetrapak, Bull, Gustavsberg, Goodyear, Polaroid, Metro Cash & Carry и многие другие российские и зарубежные компании. РБК - партнер ведущих мировых компаний: Intel, Siebel, AltaVista, Dell, IBM, Oraclе.
Тел.: (095) 363-1114, 363-1111 |
![]() |
Экономический спад оказал влияние и на российский рынок. Как утверждает менеджер по продажам DynaSite компании «Рексофт
Востребованность систем управления веб-контентом уже не ставится под сомнение. За прошедший год изменился подход к созданию сайтов. Заказчик все чаще стал задумываться о том, каким образом обеспечить поддержку информации на веб-сайте в актуальном состоянии. Постепенно приходит понимание того, что только полноценная система управления сайтом сможет адекватно решить эту проблему”.
Что касается прогнозов развития рынка систем управления веб-контентом, большинство опрошенных российских экспертов придерживаются мнения, что рынок продолжит динамически развиваться. Это обусловлено желанием компаний обновлять содержимое своих сайтов собственными силами. Каким образом они будут осуществлять обновление, зависит от них - это могут быть простые решения (возможно, собственные), использование существующего ПО для управления контентом (к примеру, для управления содержимым электронного магазина) или же заказ системы, удовлетворяющей потребностям компании. Еще одним фактором является срок разработки сайтов - с использованием существующих систем управления он существенно сокращается.
Вадим Бондарев из компании «Гарант-Парк Интернет» видит перспективы роста данного рынка за счет регионов, поскольку по сравнению с положением 1-2-летней давности стоимость проектов, выполненных на базе CMS, существенно снизилась. Прежде всего, потому, что правильно построенная технология стандартизует и оптимизирует бизнес-процессы внутри компании-производителя, что, в свою очередь, увеличивает скорость производства проектов и отражается на ценовой политике. Таким образом, компания делает ставку на партнерские взаимоотношения с разработчиками в плане широкого продвижения своей технологии.
При выборе WCM-системы покупателю рекомендуется учитывать следующие факторы:
Компания Aberdeen, Inc. расширяет этот список еще несколькими пунктами: насколько легко можно интегрировать решение с другими системами? Какая степень детализации нужна при управлении контентом? Является ли система масштабированной?
Немаловажной является и цена подобного продукта. Юлия Симонова, директор проекта "Конструктор сайтов Site Faktura" компании «Центр Финансовых технологий
Классифицировать системы управления веб-контентом можно по нескольким признакам: отрасль (тематика), сложность, универсальность.
Одна из возможных типологий систем WCM - разделение на заказные и “коробочные”. Причем, если на заказные спрос существует всегда, то к последним, по мнению Андрея Матвеева, руководителя отдела новых проектов InternetGroup, такое утверждение неприменимо: “Мне не представляется возможным появление в скором будущем каких-либо "коробочных" продуктов, предназначенных для управления веб-контентом. И, что важнее, не предвижу возникновения спроса на такой продукт. Компании, конечно, будут работать в этом направлении, но разрабатываемые ими решения будут применяться исключительно для собственных нужд. Проектирование CMS-систем для каждого отдельного проекта - задача несравненно более сложная, чем непосредственно производство такой системы. Именно предварительные исследования и процесс постановки задачи производителям составляют основу стоимости CMS-продукта”.
С господином Матвеевым согласен и Максим Галл, руководитель отдела программных разработок из интернет-агентства Molinos
Немного другую классификацию систем управления веб-контентом предоставила Ольга Батраева, заместитель директора «Триумвират Девелопмент
Первый тип систем ориентирован на малый и средний бизнес - следовательно, это решение недорогое. Преимуществом второго типа систем является возможность расширения функциональности продукта. Кроме этого, “внутри этой области подобные решения вне конкуренции, поскольку, с одной стороны, их базовая функциональность достаточна и даже иногда избыточна для обслуживания самых сложных бизнес-процессов определенного типа, чего нет в универсальных системах, с другой стороны, их внедрение гораздо дешевле, чем заказная разработка”.
Алексей Степанов, представитель компании Information Technology Services
Как утверждает А. Степанов, “основной проблемой всех этих систем является отсутствие правильного финансирования такого рода проектов и, как следствие, хаотическое развитие систем”.
Екатерина Куликова, менеджер по управлению проектами компании Exteria, выделила среди систем управления веб-контентом “продукты, функциональность которых направлена на автоматизацию деятельности компании, чей производственный цикл включает работы по производству большого объема контента, его публикацию и дальнейшую реализацию” и “продукты, рассчитанные на компании среднего размера, с относительно невысокой стоимостью лицензии, но обычно требующие некоторого имплементационного процесса”.
Некоторые российские фирмы-разработчики систем управления веб-контентом заключают соглашения с известными иностранными компаниями. Среди таковых компания «Рексофт», которая сотрудничает с Vignette и Documentum. Эта фирма предоставляет решения, ориентированные на клиентов как малого и среднего, так и большого бизнеса. О. Камаева, «Рексофт
Еще один поставщик WCM-систем - фирма Alee Software - сотрудничает с европейским разработчиком системного программного обеспечения Software AG и предлагает систему управления контентом ALEE Blaze 3.0. Alee Blaze включает в себя несколько функциональных модулей: Content Manager (создание структуры клиентского ресурса и контента, управление выводом (публикацией) содержимого ресурса), Access System (возможность совместной работы над контентом, определение групп пользователей, уровня доступа и прав как для конкретного пользователя, так и для групп пользователей), DBFlow (поскольку необходимо работать со структурированными данными, был создан модуль для работы с базами данных. Данный модуль позволяет создавать таблицы, вносить и редактировать данные, прописывать связи между таблицами и задавать последовательность вывода данных). Серверная часть реализована на Java, система “заточена” на работу с XML-данными. Данные хранятся в их естественном формате: графика в виде графики, реляционные данные в реляционных БД; в данном случае XML выполняет связующую функцию, позволяющую управлять разнородными данными через единый формат.
Как утверждает Станислав Ким, генеральный директор Alee Software, “мы в развитии своей системы управления контентом пошли в сторону его утяжеления, как в плане функциональном, так и в плане ориентации на конечного потребителя и сложности выполняемых задач. Среди мероприятий по расширению функционала системы хочу выделить некоторые: интеграцию с ПО оптического распознавания Finereader 5.0 компании ABBYY, работу над внутренней поисковой системой, работы по усложнению карточки электронного документа (имеет большее отношение к архивным системам), специфическую функцию - разработку аннотационного инструмента (annotation tool, или функция «красного карандаша») для работы с графическими файлами».
Компания Avers-Media предлагает решение Content.Site v2.0 для разработки и управления коммерческими веб-системами. Этот продукт можно использовать для крупных информационных проектов, перед которыми стоит задача интенсивной публикации в интернете больших объемов разнотипных материалов и новостных сообщений, организации динамических информационных лент и обсуждения посетителями материалов сервера. Решение, прежде всего, предназначено для корпоративных сайтов класса Enterprise Information Portal, а также для сетевых средств массовой информации. Как и в программном продукте Alle Software, в основе системы лежит модель данных XML. Система обеспечивает доступ ко всем типам накопленных данных и их конвертацию в XML-документы. Для работы с контентом пользователю предоставлен веб-интерфейс.
Интересно, что, в противовес большинству компаний, создающих свои продукты на базе веб-интерфейса, имеются и такие, которые предпочитают обновление в оффлайне. К последним принадлежит фирма "Студия 6 этаж" пользователю нужно устанавливать связь с интернетом только в момент публикации контента, таким образом, он экономит деньги и время. Среди других плюсов - копия сайта в офисе, многопользовательский режим и прочее. Подобное решение используется и в системе управления контентом интернет-сайтов WebPublishing белорусской компании Webcom. Эта система служит помощью для традиционных печатных изданий, желающих управлять содержимым своего сайта. Конечно, работа в оффлайне экономит деньги, но являются ли подобные системы удобными в случаях, если, учитывая современные требования относительно мобильности персонала, понадобится проведение обновлений не на рабочем месте? Ведь если при использовании веб-интерфейса нужен лишь браузер, то в случае Windows-решения необходимо инсталлированное ПО.
Однако существуют компании, предлагающие как продукты на веб-технологиях, так и решения под Windows. К последним принадлежит фирма ”Софтлайн”, директор интернет-направления которой Катерина Костерева считает, что первое решение нужно использовать в случае нечастого обновления содержимого или же в случае удаленного расположения администраторов/редакторов сайта. Иначе рекомендуется использование систем управления содержимым с windows-интерфейсом.
Поставщики WCM-систем стремятся расширять функциональность своих продуктов путем добавления различных свойств и функций. Это и инструменты анализа, и связь с системами управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), персонализация, прочее. Поэтому при рассмотрении систем управления веб-контентом нужно учитывать возможное расширение функциональности продуктов. При этом поставщики оценивают и целесообразность расширения с экономической стороны, и пожелания клиента. Многие из них предлагают модульные системы - таким образом, клиент получает возможность конфигурировать систему, исходя из своих потребностей и желаний. Среди таких систем - WebPublishing, ALEE Blaze 3.0 и другие. При добавлении дополнительных модулей компании стремятся сделать их максимально удобными для пользователя, так, чтобы он мог управлять содержимым без каких-либо специальных навыков.
Компания IIG презентует на рынке WCM-систем продукт IIG FS. Руководитель отдела информации и связей с общественностью этой фирмы Юлия Воробьева в интервью CNews.ru сообщила: “Функциональные возможности системы IIG FS позволяют реализовывать проекты любой степени сложности и направленности с практически неограниченными возможностями развития. Поэтому наши усилия сейчас направлены преимущественно на расширение спектра поддерживаемых внешних баз данных, создание XML-конверторов под различные системы для осуществления прямого обмена данными и оптимизацию кода и механизма работы с целью повышения производительности работы системы и снижения нагрузки на сервер приложений и канал”.
Роман Кругляков, начальник управления веб-разработок «РБК-Софт
Макс Прасолов, директор-консультант компании QuantumArt: “В настоящее время мы работаем над развитием системы электронного документооборота и контекстуального поиска по базам данных. Наша стратегия по отношению к системе электронных публикаций Q-Publishing 6.0. - это формирование полнофункциональной корпоративной системы баз знаний с возможностью построения полноценной сетевой редакции. Создание средств управления и структуризации корпоративных знаний в ценовом диапазоне до 10.000 у.е. - это цель, поставленная нами на 2002 год. На российском рынке спрос на подобные системы только начал формироваться, и мы хотим быть одними из первых, кто предложит рынку конкурентоспособную систему с оптимальной, "массовой" ценой, доступной для компаний малого и среднего бизнеса. Разумеется, подобные системы в настоящее время востребованы в большей степени крупными российскими корпорациями. Однако, по мере развития сектора малого и среднего бизнеса спрос на подобные услуги будет увеличиваться. Самое ценное, что есть у работников компании, - это их знания и навыки. Уходя, сотрудник унесет навыки, но можно собрать и структурно сохранить его знания. В эпоху текучести кадров и "многоработицы" - это принцип выживания фирмы”.
В свою очередь, по мнению Вадима Бондарева из компании ”Гарант-Парк Интернет”, бесконечное увеличение набора функциональных возможностей в рамках одного продукта ведет к сокращению производительности. Причем, как показывает практика, от 30 до 50% предлагаемых возможностей CMS на практике не используются заказчиком, но в то же время заказчик более заинтересован в персональных доработках системы под существующие процессы, поэтому компания скорее сосредоточена на возможностях ядра, представляющего собой платформу разработчика.
Но если некоторые компании предпринимают шаги по расширению функциональных возможностей систем, то существуют и такие, которые действуют противоположным образом. Например, фирма DataArt занимается сужением функциональности своих продуктов. Представитель этой компании Юлия Завилейская так обосновала эти действия: “Дело в том, что наша компания во время интернет-бума разрабатывала системы для интернет-компаний. В те времена рынок требовал объемных систем с большим одновременным потоком данных, с довольно сложным редакторским процессом, с поддержкой архива и т.д. Тогда нами были разработаны две системы: NetNews и WebEditorial. В настоящее время большим спросом пользуются системы для поддержки, к примеру, корпоративного сайта, что, естественно, не требует всей той функциональности, которая реализована в обоих этих движках. Так что в нашем конкретном случае мы принимаем меры по перегруппировке и снижению функциональности для упрощения системы”. DataArt предлагает также наработки в области микро-управления содержимым: модули редактирования новостей и гостевых книг.
Весьма интересны комментарии о современном состоянии рынка систем управления веб-содержимым в России, Белоруссии и Украине. Мнения опять разделились.
Максим Галл, руководитель отдела программных разработок, интернет-агентство Molinos, не питает особенных иллюзий по отношению к ситуации на рынке WCM в Рунете: “на развитие систем управления контентом оказывает непосредственное влияние все современное состояние Рунета, переживающего информационный, программный, инвестиционный кризис.
В настоящее время функциональность интернет-проектов весьма узкая - все сводится к банальным интернет-магазинам, аукционам и простым информационным порталам. В Рунете практически не развиты онлайн-службы поддержки, технических консультаций, то есть сфер, где необходимо хранение и удобство предоставления больших объемов информации. Поэтому существующие простейшие контент-менеджеры вполне отвечают потребностям рынка, который достаточно богат такими предложениями: любая веб-студия через 2 года работы неизменно создает свою CSM, позволяющую оперативно решать задачи по обновлению контента.
Для сравнения: если проследить путь развития данных систем на Западе, то мы увидим, что эти простые CSM со временем преобразовались в развитые бизнес-системы по управлению, как правило, коммерческими данными, ориентированные на масштабы корпораций. Этот путь развития не для России, так как здесь нет крупных компаний, готовых вкладывать огромные средства в разработку сложных систем”.
Оценка ситуации на отечественном рынке Романа Круглякова, начальника управления веб-разработок «РБК-Софт
В то же время у технического директора Actis Systems Григория Никонова более оптимистический взгляд: “На мой взгляд, рынок систем управления веб-контентом - одно из наиболее динамично развивающихся направлений. Сегодняшняя степень интеграции бизнеса и интернета требует от веб-ресурсов все большей гибкости, большей скорости обновления информации. Как правило, люди, работающие с контентом, не являются программистами - поэтому необходимы механизмы, позволяющие быстро и эффективно управлять содержанием веб-ресурсов силами нетехнических специалистов. Рынок для таких систем огромен”.
По словам Андрея Борисевича, директора по маркетингу Webcom (Белоруссия), несмотря на то, что рынок веб-программирования в Белоруссии находится еще на начальной стадии, уже существует около пяти известных разработок в области систем управления веб-содержимым, и рынок продолжает стремительно развиваться. Господин Борисевич охарактеризовал возможные пути развития рынка WCMS следующим образом: “Каждый разработчик будет стремиться предложить клиенту, кроме основных услуг, и систему управления контентом. Причем эти системы должны хоть в чем-то отличаться от конкурентов. Это положительный момент, так как разработчики будут стремиться сделать более качественный, функциональный, удобный инструмент, чем у других. При этом, наверняка, будет достаточно большой разброс цен. Но я думаю, что рано или поздно будет достигнут порог в развитии подобных систем, так как сайты в большинстве своем однообразны и имеют один и тот же набор модулей (новостная лента, контент, форумы, опросники и т.д.), и как только система будет иметь в своем составе все необходимые модули, развиваться можно будет только в области удобства и качества продукта. И тут конкуренция приведет к снижению стоимости подобных продуктов, что хорошо для потребителя, но не очень хорошо для разработчиков. Либо может быть и такая ситуация - рынок захватят 3-4 лучшие системы управления контентом, и более мелким разработчикам придется договариваться с ними о партнерстве. При этом снижения цен не будет, и может возникнуть ситуация, когда разработчику будет дешевле написать свою систему, чем брать у кого-то. И мы возвращаемся к варианту №1, который кажется мне наиболее возможным путем развития”.
Система WebPublishing этой фирмы построена по технологии клиент-сервер: клиентское приложение написано под Windows, серверная часть базируется на Unix-системах. Главными направлениями развития является повышение удобства пользователя при работе с системой, увеличение числа функциональных модулей.
Еще одна белорусская фирма-поставщик WCMS, SoftLine, представляет на рынке продукт MySite. Дмитрий Шейко, отдел веб-разработки stc Atlas, согласен со своими коллегами, считающими, что тенденции развития рынка систем управления веб-контентом вполне закономерны, WCMS востребованы и будут иметь спрос и в будущем. В то же время г-н Шейко сосредотачивает внимание на бизнес-сайтах: “В настоящее время становится все более и более востребованным такой тип бизнес-сайта, как корпоративное представительство. Это уже не только сайт, осуществляющий доставку контента и обратную связь с пользователями, это уже, по сути, автоматизированная система на базе веб-технологий, обеспечивающая функционирование целого ряда бизнес-процессов предприятия. На сегодняшний день мы уже реализовали все необходимые функции по управлению контентом в продукте MySITE, теперь же основные силы группы веб-разработок как раз и направлены на дальнейшую интеграцию веб-системы с локальной корпоративной информационной системой предприятия, создание новых модулей Workflow. Это модули электронного документооборота, планирования, бизнес-логики”.
Александр Омельченко, PR-менеджер фирмы Mirotel полагает, что на украинском рынке еще рано говорить о его насыщении - продукты не обладают гибкостью, сайты создаются по шаблонному принципу. А в общем, “CMS ожидает светлое будущее. Информационные веб-ресурсы уже широко его используют, корпоративный сектор тоже обратил на него свое внимание. Спорить остается только о том, какое направление окажется ведущим - то ли корпоративные интернет-сайты начнут врастать вглубь компаний, порождая интранет-приложения, то ли интранет, обретя общедоступное лицо, выйдет в интернет”.
Катерина Костерева, директор интернет-направления “Софтлайн” среди тенденций развития рынка называет следующие: “1. повышение требований к usability систем управления контентом; 2. максимальное расширение функциональных возможностей - СМS позволяет управлять модулями сайта, менять структуру, управлять правами доступа к различным разделам сайта”.
Кроме этого, как считает Александр Свешников, ЗАО "ОЛИС", должна повышаться осведомленность и заинтересованность корпоративных заказчиков, поскольку часто они не представляют себе, какой продукт получат в конечном результате.
Как уже указывалось, многие фирмы обращаются к интранет-решениям. Поэтому, по мнению М. Прасолова, директора-консультанта компании "QuantumArt"
Вкратце, тезис о том, куда движется рынок веб-разработок, - к хорошо структурированному документообороту, причем как в интернете, так и в интранет-сетях. Также, полагаю, многие из студий веб-дизайна откажутся от программирования вовсе, перейдя на более совершенные системы конструирования и поддержки сайтов и сконцентрируют свои усилия на развитии клиентского сервиса”.
Если говорить о тенденциях использования технологий при построении систем управления веб-контентом, четко отслеживается ориентация на XML и Java. Хотя некоторые компании представляют различные решения: так, компания Exteria предлагает две WCM-системы: EPM CMS (платформа J2EE, технология JSP) и Exteria Extent (Microsoft Windows 2000, Microsoft SQL Server 2000). Представитель компании Merant Эндрю Вайс полагает, что сегодня пакеты управления веб-содержимым поднимаются с уровня “сырых инструментов” на уровень “реальных приложений”, сравнивая тем самым их рост с развитием языков программирования. Также считается, что ключевым вопросом является используемый в системе стандарт (такой, как XML) или нестандартизированные средства. В последнем случае использование таких средств может вызвать проблемы, связанные с коммуникацией с другими сайтами, использующими XML или другой стандарт.
В заключение обзора - характеристики успешной и качественной системы управления контентом. По мнению Владислава Головача, ведущего специалиста по CMS из компании usethics.ru, они должны быть следующими:
По оценкам В. Головача, 80 процентов отечественных систем уже заброшены, оставшиеся прекратят свое существование в ближайшее время, а на рынке останется не более пяти систем.
Можно спорить о том, в каком направлении будет двигаться рынок WCM-систем, но несомненно одно: при обозрении сайтов во всяческих рейтингах и конкурсах около 50% оценки зависит от контента. И какое бы удачное техническое решение не было бы избрано, какой дизайн не был бы (хотя они, безусловно, важны), пользователь, прежде всего, охотится за информацией. Результатом экономического спада является и падение цен, поэтому сейчас благоприятный момент для покупки или заказа системы управления веб-контентом. Оправдаются ли прогнозы экспертов - покажет будущее, которое, учитывая большинство оценок, является для рынка “светлым”.
Таблица 1. Некоторые продукты российских поставщиков на рынке WCM-систем
| Продукт | Alle Blaze 3 | Communiware 0.935 |
| Компания | Alee Software | TechInvestLab.com |
| Технология | Java+XML | OC Linux, Apache, PostgreSQL, Oracle, Perl |
| Сайты-примеры | www.spbcnti.ru www.begarat.net www.comprice.ru www.intourbank.spb.ru www.asterincorp.com www.xmlportal.ru www.luciddream.com |
www.webrating.ru www.xterra.tu www.greenpeace.ru |
Назначение | Управление контентом сайтов | Для построения сложных вебсайтов и корпоративных порталов |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Управление структурой сайта; публикация документов; новостная лента; реализация системы контроля публикаций (Журналист-Корректор-Редактор); блок статистики, справочники,форумы, опросы - по желанию клиента; определение групп пользователей, уровней доступа и прав как для конкретного пользователя, так и для групп пользователей. | Разграничение контента (данных) и их форматирования. Динамический рубрикатор, непосредственное редактирование. Коммунивер-модули: базовый (рубрика, материал/статья, ссылка вовне, комментарий, прочее). Голосования (закрытые, открытые и т.д.). Управление пользователями и правами доступа. Группы пользователей. Импорт новостных лент. |
| Продукт | Content.Site v2.0 | CybTrade Engine | UlterSuite |
| Компания | Avers-Media | CybTrade Group | ООО "АлтерВест" |
| Технология | Модель данных XML, платформа - Windows 2000, веб-интерфейс | н/д | Java+реляционные СУБД |
| Сайты-примеры | н/д | www.bcltele.com | www.compek-m.ru www.mobilesaloon.ru www.troykats.ru www.tradeline.ru |
| Назначение | Корпоративные сайты класса Enterprise Information Portal; сетевые СМИ | Порталы, информационные системы, интернет-магазины | Корпоративные сайты, каталоги товаров и услуг, информационные системы и порталы, электронные магазины и СМИ |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Управление структурой сайта форумы, опросы. | Новости, форумы, опросы, рассылки, доски объявлений, чаты, гостевые книги, поиск. | Новости, форумы, опросы, рассылки, доски объявлений. |
| Продукт | DynaSite (DynaSite Publishing, DynaSite Publishing Enterprise Edition ) | Xanadu CMS |
| Компания | "Рексофт" | Xanadu |
| Технология | Архитектура: трехуровневая, "тонкий" клиент. ОС: Microsoft Windows NT4, Linux, Solaris. СУБД: Microsoft SQL Server 2000. CFML, C++, TSQL, JavaScript. Стандартное ПО: Reksoft DynaSite (версия ядра), Macromedia ColdFusion Server 4.51, Microsoft IIS. | ОС Linux; HP Unix; Solaris; Windows NT, 2000, веб-сервер - Apache, IIS, Netscape, iPlanet, поддержка РНР версии не ниже 4.0, СУБД - MySQL версии не ниже 3.23.30; SQL Server, для работы с редакторским интерфейсом необходим Internet Explorer версии 5.5. |
| Сайты-примеры | www.ozon.ru www.benefon.com/eshop www.nwmg.ru www.svyazexpo-online.ru www.norwecom.comnews.ru www.megafon.ru www.nikagroup.ru |
www.mptr.ru www.mvd.ru www.rustv.ru www.mediest.ru www.staffwell.com www.isb.ru www.olympus-russia.ru |
| Назначение | Решение для интерактивного создания и управления представительством компании в интернете Доступны специализированные отраслевые решения и несколько моделей системы, рассчитанных на разные категории пользователей | Представительские веб-сайты, корпоративные информационные системы. |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Удаленно с использованием стандартного веб-браузера. Динамическая модель хранения и представления данных. Информационное наполнение сайта хранится в базе данных и демонстрируется персонально конкретному посетителю в зависимости от выбранного дизайна, прав доступа и пользовательских настроек. Разработка и обновление дизайна и информационное наполнение - разделенные и независимые процессы, происходят в режиме реального времени и могут выполняться как внутренними средствами DynaSite, так и с использованием стандартных приложений Windows. | Веб-интерфейс для управления сайтом; администрирование создание, редактирование и публикация на сайте документов разных типов. Создание структуры сайта. Публикация материалов на сайте по пределенному графику. Система поиска. Генерация отчетов по продукции, заказам, подписчикам, посетителям и другим заданным параметрам. Управление подпиской и рассылкой. Голосование и анкетирование. Регистрация и авторизация пользователей. |
| Продукт | Сайт-Менеджер БД-публикатор | SuperSite-Job | NetCat |
| Компания | "Студия 6 этаж" | "Триумвират Девелопмент" | "АИСТ" |
| Технология | Приложения для ОС Windows (остальная информация не предоставлена) | UNIX, MySQL | ОС Linux/FreeBSD веб-сервер Apache PHP 3.0 и выше СУБД MySQL |
| Сайты-примеры | www.debon.ru www.acenc.ru/ www.geolink.ru www.australian.ru www.start1.ru www.poliv.ru www.starlight-models.com |
job.nuclear.ru www.superjob.ru |
www.netinfo.ru www.fanat.ru |
| Назначение | Предназначена для компаний, заинтересованых в удобном использовании возможностей интернета. | Кадровые агентства. | Для автоматизированного создания и поддержки сайтов различных типов, тематик и уровней сложности. |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Сбор и анализ статистики. Блиц-опросы. Управление счетчиками. Форумы. Отдельные страницы. Каталог файлов. Каталог статей. Каталог абстрактных позиций. Каталог ценовых позиций. | Система поиска. По желанию клиента - управление телеконференциями, гостевой книгой, доской объявлений, системой проведения опросов | Управление структурой сайта. Управление содержимым сайта. Разграничение доступа. Управление показом рекламы на сайте. Дополнительные модули (e-commerce, подключение поисковой машины). |
| Продукт | Web Bulder Content Manager 2.0 | Exteria Extent | EPM CMS |
| Компания | Actis Systems | Exteria | Exteria |
| Технология | Microsoft.NET | Microsoft Windows 2000, Microsoft SQL Server 2000 | Платформа J2EE, технология JSP |
| Сайты-примеры | В данный момент система проходит тестирование в ряде крупных компаний | www.profifilm.ru www.woldbank.org.ru/ www.deltacapital.ru www.deltaleasing.ru www.danfoss.ru |
www.lasvegas.com www.getintothegame.com www.virtucomgroup.com |
| Назначение | Управление контентом веб-сайтов (решение для среднего бизнеса). | Для сопровождения любого типа веб-сайтов. | От создания контента, его обработки до публикации обновлений на сайте. |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Документооборот, версионность, разделение документов по типам. | Разработка, изменение контента нескольких сайтов из единого рабочего пространства в реальном времени. Разделение контента и презентационных шаблонов. Ролевой доступ. Организация рабочих процессов (маршрутизация) Версионность. | Тоже что Exteria Extent плюс: персонализация интерфейса, формирование отчетов, конвертация "старого" контента в новые презентационные шаблоны |
| Продукт | IIG FS | MoneyMethod 3000 | Q-Publishing 6.0 |
| Компания | IIG (Info Industries Group) | ГиперМетод | Quantumart |
| Технология | Linux, Z-Server, ZODB, MySQL, Rython, XMS, SSL, CORBA, DTML, J2EE | PHP. Однако сайт может функционировать и на бесплатном сервере (без поддержки PHP). | Платформа разработана на основе технологии ASP-MS и базы данных MSSQL |
| Сайты-примеры | www.iig.ru www.f-abrika.ru www.rustabak.ru www.fan-at.ru www.roundtable.ru |
allo.parma.ru www.hollywood mission.com zakaz.bor-splintex.ru maxandsoft.pochtamt.ru |
www.globaledge.ru www.megaproject.ru www.abbyy.com www.spacenews.ru www.forex meritbank.com www.forex meritbank.com http://www.flycards.net www.kurortmag.ru |
| Назначение | Создание полнофункционального интеренет-ресурса за 2 недели. | Для сайтов, ориентированных на торговлю через интернет | Создание и управление динамическими веб-ресурсами. |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Аннотация документов, размещения рисунков, таблиц, гиперсвязи между документами. Изменение иерархической структуры сайта. Управление каталогами товаров и услуг. Полнотекстовой поиск с индексацией документа в момент размещения на сервере. Авторизация и аутентификация. позволяющая разграничить и гибко настроить права различных пользователей сайта | Распадающееся древовидное меню позволяет осуществлять доступ ко всем необходимым элементам. | Создание и форматирование динамического контента. Автоматическая доставка структурированных документов на веб-сайт. Расширяемость решения. Единица представления контента - область на странице. Система внутреннего оповещения редакторов в связи с изменением отдельного контента |
| Продукт | Office2site | SiTex |
| Компания | ЗАО "ОЛИС" | "АНД Проджект" |
| Технология | PHP, Perl | Ядро: (Macromedia ColfFusion + SiTex) |
| Сайты-примеры | www.baker.spb.ru www.kopsi.ru www.kahrs.spb.ru |
www.peterstar.ru www.icbank.ru www.recont.spb.ru/missing.html |
| Назначение | Управление контентом сайтов. | Создание, администрирование и поддержка корпоративных интернет/интранет-систем. Конструирование, наполнение и редактирование сайтов через браузер, с помощью визуальных средств. Позволяет строить распределенные гетерогенные системы, поддерживает различные операционные системы, СУБД и серверные платформы, работу в кластерах. |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Управление структурой сайта. Работа с контентом страниц. Новости. Книга описаний продукции. | Раздельное управление дизайном, структурой сайта и хранилищем документов. Визуальный редактор структуры сайта и страниц сайта. Более 40 готовых "блоков публикации" - типовых элементов страниц - статей, списков, форм регистрации и т.п. Контекстный редактор содержания (прямо на сайте можно перейти в режим редактирования, позволяющий изменять содержание страницы и атрибуты статей). Организация опросов и тестирований, развитая система безопасности. |
| Продукт | SOTELA.COM | Optimizer | Site.faktura |
| Компания | "Гарант-Парк-Интернет" | "Центр Финансовых технологий" | |
| Технология | PHP, для внутренней обработки данных и html + javascript для визуального отображения. | Microsoft SQL Server 2000, IIS 5.0, WebClass | Java2 с использованием следующих технологий: Servlets2.2/JSP1.1, XML/XSL, JDBC |
| Сайты-примеры | sotela.com zaomtk.com molodechno.com |
www.aeroflot.ru www.sovintel.ru www.ko.ru www.bpi.ru www.gotdotnet.ru www.opec.ru |
www.nmb.ru www.odss-duma.ru www.ftc.ru www.faktura.ru www.korona.net www.kvartplata.ru www.legalintel.ru www.metalcom.ru |
| Назначение | Создание и сопровождение сайтов и без знания языков программирования, включая создание собственного дизайна. Возможность полного изменения структуры сайта (перенос страниц из папки в папку, копирование, смена макетов как для отдельных страниц, так и для всего сайта). | Технология, ориентированная прежде всего на компании-разработчики веб-решений, включающую в себя средства управления контентом, формирование интерфейсов управления контентом происходит автоматически при создании информационной структуры проекта | Создание корпоративных веб-сайтов и веб-порталов различной направленности. |
| Механизмы управления контентом и поддержки community | Архитектура технологии: управление контентом, а также формирование структуры сайта, создание типов документов сайта, связей между типами документов и управление community производится через веб-интерфейс. | Реализован механизм размещения и обновления информации, а также система разделения прав, позволяющая создавать группы пользователей с различным набором прав на различные разделы сайта. |





