Разделы

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Женский интернет, обманутые покупатели и скромно растущий NASDAQ

Роза Иванова

Сравнительно спокойно прошла и эта неделя. Известия о небольших конфликтах с лихвой были перекрыты самыми впечатляющими событиями из жизни интернета вообще и Рунета в частности. Все-то он, родимый, расцветает и стремится вперед. Даже некуда адресовать критические замечания.

Впрочем, нет: снова напомнила о себе одна неприятная ситуация. Не утихает конфликт между телекомпанией НТВ и теми, кто захватил должный принадлежать ей, по ее мнению, домен. "Кто старое помянет - тому глаз вон" - слоган явно не для НТВ. Несмотря на раз от раза безуспешные суды, НТВ не слагает руки, не прощает обиды и продолжает бороться за право владения уникальным доменным именем ntv.ru. Интересно, придет ли когда-нибудь кому-нибудь в голову посчитать хотя бы моральный ущерб, причиненный за все это время известной телекомпании? Представляй из себя существующий ныне по адресу ntv.ru сайт какую-нибудь страницу фирмы "Продаем!", "Покупаем!", "Выполняем!" - простой, не обремененный грузом последних новостей пользователь интернета в жизни бы не подумал, что это - один из видов деятельности НТВ; всем было бы понятно, что домен занят кем-то другим, и в поисках сайта собственно телекомпании поисковой системе был бы задан какой-нибудь конкретный, уточняющий запрос. Но те, кто создал на немецкие деньги по названному адресу свое детище, поступили необыкновенно хитро: дизайн выполнен в привычных для НТВ цветах, контент - новости; поэтому неверный ответ на вопрос о владельце напрашивается сам собой, и уж никому точно не придет в голову в поисковой строке набирать что-то мудреное, вроде ntv-tv.ru, где на самом деле и ютится нынче популярный телеканал... А ряд информационных сайтов, между тем, пребывая в счастливом неведении, продолжает публиковать материалы неизвестного авторства, приписывая их НТВ.

Другие новости мира доменов возмущенных эмоций не вызывают: напротив. Можно только порадоваться одобрению плана по внедрению нового домена первого уровня - .eu, который должен появиться в начале следующего года. Цель введения этой доменной зоны - стимулирование электронной коммерции в европейской Сети и увеличение числа новых привлекательных интернет-адресов. И, вслед за детишками, свой домен получают пенсионеры. Сети все возрасты покорны!

Что касается самой Сети, то минувшая неделя оказалась на удивление скудна на прирост ее содержимого. Разве что стартовал новый сайт Центральной избирательной комиссии РФ; РБК представил сайт компании "Аларм-Сервис", крупного представителя российской индустрии автомобильного сервиса; ArtLogic презентовала поисковое решение, превосходящее по характеристикам "Яндекс" и "Апорт", да eBay поманил намерением создать собственный туристический проект, - вот, собственно, и все. Зато эта передышка дала возможность пристально взглянуть на другую сторону интернета - ее пользователей, кропотливо все взвесить и прийти к выводу, что женщины гораздо лучше мужчин знают, что им нужно в Сети. Они не сидят в интернете бесцельно: их задачи четко сформулированы, потому они проводят в виртуальных просторах меньше времени, чем мужчины, притом без ущерба объему получаемой информации. Прекрасная половина человечества совершает покупки, организует путешествия, ведет свои банковские дела и отсылает виртуальные открытки. При этом авторы отчета полагают, что многим веб-порталам до сих пор не хватает чего-то такого, что было бы нацелено именно на женщин. "Ясно, что сайты, которые дают возможность женщинам делать то, что им нравится, или предоставляют им информацию, в которой они нуждаются изо дня в день, становятся все более популярными", - говорят они.

И, как обычно в подобных исследованиях, во внимание принималась лишь зарубежная часть пользователей, поэтому неудивительно, сколь сильно разнятся данные "про них" и "про нас". Исчерпывающие сведения про отечественных пользовательниц предоставило лицо, лучше всех владеющее ситуацией по этому вопросу: руководитель проекта "Женский интернет" Светлана Высоковская. Под ее началом - множество полезных, крупных и интересных тематических сайтов: "Все про диеты", "Все о вашем доме", "Не болей", "Портал для родителей", и это - помимо упомянутых ниже.

"Пока ситуация по Рунету складывается иная, нежели за рубежом, - уверенно заявляет Светлана Высоковская. - В связи с еще только набирающей обороты электронной торговлей, наши женщины в Сети занимаются в первую очередь поиском нужной им информации, а не покупками. Об этом свидетельствует достаточно обширная аудитория старейшего женского интернет-журнала "Женские страсти" - более 60 тыс. посетительниц в неделю. Хотя мне достоверно известно, что большинство регулярно бывающих в интернете дам активно пользуются услугами онлайн-магазинов, особенно парфюмерно-косметических. Однако, покупки происходят в основном не из-за желания сэкономить время, а из-за более низких цен. Кроме того, гораздо чаще покупки совершаются жительницами Москвы и Петербурга.

Если говорить о предпочтениях в информации, то наибольшей популярностью пользуются вечные темы красоты, психологии, астрологии. Исключительно сетевая возможность онлайн-консультаций специалистов (в основном, врачей) также находит немало своих почитательниц.

Как известно, общение - одна из женских страстей. А общение по интернету уникально своими возможностями. Поэтому многие пользуются конференциями: неоценимый опыт других в практических вопросах, общение и своеобразная поддержка немало помогают женщинам. Наш форум за время своего существования превратился в своеобразный клуб, в котором ежедневно собираются завсегдатаи (уже не один год, устраивались даже встречи в оффлайне). И тут уже впору говорить об интернет-зависимости - многие девушки, приходя на работу или с работы (в зависимости от того, где есть возможность выхода в Сеть), первым делом открывают страничку с форумом.

Безусловно, знакомства и флирт тоже очень притягательны для женщин. Более того, большое количество женщин впервые попадают в интернет именно с этими целями, но со временем находят и иные прелести Сети.

Поиск информации занимает должное место в интересах сетянок. Как видно из десятки наиболее популярных поисковых слов на нашем портале WWWomen online, наряду с развлечениями, пользуется спросом и практическая информация, связанная со свадебной тематикой и будущим материнством:

  1. Вязание.
  2. Сонник.
  3. Свадьба.
  4. Знакомства.
  5. Гороскоп.
  6. Прически.
  7. Открытки.
  8. Секс.
  9. Украшения.
  10. Беременность.

Эти интересы обусловлены также и возрастом женской аудитории в Интернете. Более 25% посетительниц - от 21 до 25 лет. Чуть меньше - около 18% - 26-30 лет, еще меньше (15%) - девушки от 18 до 20. Остальные возрастные группы распределяются следующим образом: 31-35 - 12%, 16-18 - 9%, 35-40 - около 6%.

Что касается образования, рода занятий и компьютерной грамотности женщин, то можно сказать следующее: это - либо девушки с высшим образованием, либо студентки; немало работающих - от добившихся определенного карьерного успеха до сотрудников среднего звена и секретарш. Весомая доля посетительниц - домохозяйки, для которых общение в Сети - своеобразная отдушина и отвлечение от домашних хлопот.

Хотелось бы отметить, что вместе с женской аудиторией в Сети растет и интерес к собственно женскому интернету. Появляются, как грибы после дождя, всевозможные женские странички с периодическим обновлением и названиями типа "журнал" или "портал". Иными словами, почти каждой сетянке хочется иметь свое собственное онлайн-издание. Однако, путь к популярности отнюдь не прост - мне известны несколько действительно хороших сайтов, которые обновляются регулярно и достаточно давно, да и материалы публикуют интересные, а их посещаемость - не более 300 человек в день.

К сожалению, далеко не все наши посетительницы "на ты" с компьютером и Сетью - порой приходится подсказывать и как ориентироваться на сайтах, и где что-либо необходимое найти. Но я уверена, что количество россиянок в Сети будет быстро и неуклонно расти, ведь русские женщины отличаются своей практичностью, а интернет предоставляет необыкновенные возможности для быстрого и удобного решения всевозможных проблем".

Добавим и свой голос к гимну Сети и ее возможностям. Судите сами: продвинутый Запад жалуется на недостаток специализированных женских порталов, а у нас их вон сколько. Успехи же электронной коммерции, хоть и отстают от зарубежных показателей, но день ото дня тоже растут - того и гляди, однажды догонят и перегонят. На прошедшей неделе, как и неделей ранее, лидером новостных дорожек были сообщения о развитии электронных платежей, как у нас, так и во всем мире. Два с половиной миллиона московских пенсионеров получат электронную карту VISA, которая станет не только пропуском к льготам, но и реальным платежным инструментом. До 2003 г. все сотрудники МВД станут обладателями пластиковых карт. По картам "Золотая корона" будет можно осуществлять таможенные платежи. "Абсолют Банк" на днях представит систему "Интернет-Банк" для удаленного управления счетом. Обновлена версия системы iBank2 компании "Бифит". Новую систему аутентификации MasterCard поддержали уже 37 участников рынка. Новый сервис Merchant WebMoney Transfer, не требующий специальных навыков и знаний, привлечет дополнительное число пользователей. Отрегулировать электронные транзакции призвана усовершенствованная версия австралийского кодекса. Подытоживая: за будущее этой области Сети пока беспокоиться не приходиться, что подтверждают и выводы аналитиков. Согласно отчету, представленному Deutsche Bank, в котором резюмируются прогнозы исследовательских компаний относительно перспектив онлайновой активности в банковском секторе Германии, число клиентов интернет-банков постоянно растет и к 2006 г. достигнет 22-30 млн. Другие исследователи называют еще более радужные цифры - 42,26 млн. В общем, все у них получится.

А вот на рынке e-commerce дела не так безоблачны. Набежала небольшая тучка. Как выяснилось, электронная торговля стала одной из главных проблем потребительского рынка Москвы, что, с одной стороны, иллюстрирует широкое внедрение интернета в повседневность, но, с другой, иллюстрация выходит хоть и яркой, но мрачной. Качество товаров и бесконтрольная онлайн-торговля, порой с рядом серьезных нарушений, недавно всерьез озаботили московских чиновников.

С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию мы обратились к ряду онлайн-магазинов, причем - намеренно - из нескольких различных регионов нашей страны.

"Эта проблема не стоит остро", - заявил Александр Пиюк, директор ООО "Профит Плюс", владелец электронного магазина "Омега" и оффлайновой одноименной сети магазинов бытовой электроники в городе Краснодаре. По его словам, "при нынешнем уровне развития электронной торговли в Краснодаре (и вообще, скорее всего, в "провинции") нет даже достаточной статистики. Продажи через электронный магазин единичны. Отсутствует сама культура шоппинга через интернет. Не очень актуально обсуждать проблемы рынка электронных продаж, когда этот рынок составляет несколько десятков тысяч долларов в год на весь Краснодар... Проблемы, скорее, другие: отсутствие достаточного количества покупателей. Ни один электронный магазин просто не выжил бы при нынешнем спросе. Наш магазин работает на базе обычного оффлайнового магазина, за счет этого и существует, пусть даже и без прибыли."

На вопрос CNews.ru, как при существующем порядке (или беспорядке) в онлайн-торговле можно реализовывать на практике права потребителей, господин Пиюк ответил: "Не знаю. Это не мои проблемы. Мне, например, кажется, что сейчас надо начинать бороться уже за права продавцов, а не потребителей. На полном серьезе: некоторые статьи нынешнего закона о защите прав потребителей просто абсурдны. Что касается нашего магазина - здесь все просто. Покупатели получают обычные твердые чеки и гарантийные талоны, как если бы они купили товар в обычном нашем оффлайновом магазине. Соответственно, проблемы с гарантийным обслуживанием решаются совершенно традиционным способом".

Пессимистичны прогнозы краснодарского бизнесмена и относительно развития электронной торговли в Рунете: "В Краснодаре особенно радужными я их не считаю. По крайней мере, на ближайшее будущее. Например, наш магазин существует больше года и, выйдя достаточно быстро на какой-то уровень продаж, дальше практически не развивается. Причины этого очевидны и не оригинальны".

Совсем иначе смотрит на ситуацию директор интернет-универсама "Континент" Дмитрий Гутницкий. "Озвученная заместителем руководителя Мосторгинспекции проблема... Проблема? Давайте разберемся, о какой, собственно, проблеме идет речь. Для контролирующих и проверяющих органов существуют объективные технические и юридические сложности в работе с электронной коммерцией: несовершенная законодательная база, отсутствие нормативных документов, слабая техническая оснащенность и подготовка кадров во всех без исключения инспекциях и надзорах. Но это является сугубо внутренней проблемой этих ведомств и никак не отражается на покупателе.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Утверждение о том, что "значительно возросла доля нарушений правил торговли, осуществляемой через интернет", свидетельствует не об объективном ухудшении положения в сфере торговли через интернет, а лишь о закономерном росте доли этого сегмента рынка в общих продажах, а следовательно, и числа нарушений. В этом отношении Санкт-Петербург ничем не отличается от Москвы - те же нарушения и такой же обман покупателя.

Совсем другой оборот принимает разговор, когда встает вопрос о правах потребителя и их защите, причем не на бумаге, а на деле. Каждый покупатель должен, а главное, может эффективно отстаивать свои права и добиваться справедливости.

Интернет-магазины значительно более ответственно и внимательно относятся к обслуживанию покупателя и соблюдению всех его прав, чем традиционные торговые точки. И связано это в первую очередь с высокой интенсивностью общения в Сети. Любая ошибка или нарушение, допущенное магазином, мгновенно становится известно широкому кругу покупателей через различные форумы, чаты, доски объявлений и электронные СМИ.

Во-вторых, покупатель в Сети не привязан географически к какому-то одному магазину, а следовательно, легко можно отказаться от услуг одного и воспользоваться другим, чего не скажешь о традиционных магазинах (не поедешь, однако, на другой конец города только потому, что там продавщица тебе улыбается). Требуйте выполнения ваших прав, и ни один магазин не откажет вам.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Электронная торговля, как составляющая технического прогресса, движется неуклонно вперед. Можно спорить о скорости развития, но то, что интернет-магазины заняли прочное место в нашей жизни - факт. Все сложности и проблемы интернет-торговли носят исключительно подростковый характер, а значит, со временем будут преодолены".

А представитель одного из крупнейших московских онлайн-магазинов Магаз.ру Николай Ольшевский сообщил: "Электронная торговля в Москве пользуется особым вниманием со стороны руководителей потребительского рынка Москвы. Подтверждение - "круглый стол" "Электронная торговля в Москве" прошедший 12 апреля 2001 года. "Укрощение e-commerce" - так достаточно точно определила характер и общий настрой мероприятия Л. Москаленко из "Русского Фокуса" в заголовке своей одноименной статьи. Действительно, участники "круглого стола" должны были поддержать различные инициативы по наведению порядка в электронной торговле, подготовке участников электронной торговли в Москве к необходимости разработки и принятия специальных законодательных документов, ее регулирующих. В качестве аргументов, как и сегодня, приводили бесконтрольность электронной торговли и незащищенность потребителя. Однако, исходя из опыта работы продуктового интернет-магазина Магаз.ру, такие доводы нельзя признать бесспорными.

1) Электронная торговля в Москве по своему объему и количеству обслуживаемых покупателей на порядки, то есть в десятки раз меньше обычной торговли, и поэтому "одной из главных проблем потребительского рынка" никак быть не может.

2) Покупателями интернет-магазинов, как правило, являются люди со средним и высоким достатком, имеющие высшее образование. Качество для таких покупателей занимает не последнее место при выборе подходящего товара. Кроме этого, покупатель интернет-магазина оплачивает свой заказ у себя дома или в офисе в благоприятный для себя обстановке, когда можно спокойно проверить качество и количество доставленных продуктов питания, а некачественный товар не принять и не оплачивать.

3) Деятельность Магаз.ру основана на получении всех необходимых разрешительных документов, необходимых для организации розничной торговли продуктами питания через магазин. Законодательством не предусмотрено каких-либо исключений для интернет-магазинов. О какой "бесконтрольности" может идти речь в этом случае?

4) Каждый покупатель нашего интернет-магазина получает вместе с продуктами чек, подтверждающий передачу денег, а также товарную накладную, подтверждающую передачу товара. Так работают и другие известные нам интернет-магазины. Такие интернет-магазины функционируют, как правило, на базе реальных продуктовых магазинов, оснащенных всем необходимым оборудованием. Вся необходимая информация о магазине, включая юридический адрес, находится на главной странице интернет-магазина.

5) Что касается защиты прав потребителей, то, по нашему мнению, в интернет-магазинах, соблюдающих действующее законодательство в сфере розничной торговли, права потребителей защищены в большей степени, чем в обычных магазинах. Из вышеизложенного, тем не менее, не вытекает, что в сфере электронной торговли в Москве не существует проблем. Однако в целом проблемы носят технический характер, связанные с ростом этого сектора розничной торговли, недоразвитостью взаимоотношений "онлайн-поставщик - магазин", недоступностью для большинства населения услуг интернет-магазинов как из-за низких доходов, так и из-за отсутствия доступа к интернету. Решение таких проблем требует значительных капиталовложений, и здесь, нам представляется, должны видеть перспективу применения своих возможностей городские структуры потребительского рынка Москвы".

Вот так все дружно - и совершенно справедливо - припечатали чиновников, которым лишь бы "закрыть и не пущать", вместо того, чтобы разобраться в действительном положении вещей. Но всN же небольшие шаги в цифровое будущее, с подачи верхов, мы продолжаем делать. Недавно были опубликованы сразу два приказа министра связи Леонида Реймана, формирующих механизм реализации программы "Электронная Россия": создаются дирекция "Электронной России" и конкурсная комиссия, которая в рамках программы будет вести закупки по линии Минсвязи. На реализацию же ФЦП "Электронная Россия" Минсвязи и МЭРТ рассчитывают получить 7,5 млрд. руб.

Есть и другие, тоже серьезные успехи в родных (или близко) пенатах. Кабинет министров Украины объявил тендер на разработку правительственного портала. Утвержден план развития сети пунктов коллективного доступа в интернет в Татарстане. К 2005 году во всех челябинских библиотеках появится интернет. А уж показатели Ростовской области, где 80% почтовых отделений имеют доступ в Сеть, и вовсе сражают наповал. Так держать!

Интернет напрямую связан с торговлей; двигателем оной является, как известно, реклама - следовательно, самое время перейти к этой теме. Вот ряд последних известий рекламного рынка. Согласно данным Gartner G2, e-mail-маркетинг впервые стал использоваться американскими компаниями чаще, чем традиционные почтовые рассылки. Это закономерно: электронная почта является более выгодным и эффективным средством привлечения и удержания клиентов и, как следствие, постепенно оттесняет практику использования обычной почты для направленной рекламы. Затраты финансовых сетевых сервисов оказались самыми значительными на рынке интернет-рекламы Великобритании, при этом в 2001 г. рост бюджетов британских компаний, используемых на рекламу в Сети, составил 59% по сравнению с 2000 г. А отечественная баннерная сеть LBN объявила о запуске акции "Спец.Паек N1". В ходе акции ресурсы, вступившие в баннерную сеть LBN 468 Elite с 25 марта до 30 мая 2002 г., будут "поставлены на довольствие", то есть смогут ежемесячно получать "Спец.Паек N1" - бесплатный доступ в интернет от компании "МТУ-Интел". "В настоящее время LBN - одна из немногих крупных баннерообменных сетей, которые всерьез занимаются своим развитием. Этой акцией мы хотим не только привлечь в Сеть новичков, но и показать рынку, что мы развиваемся, живем, заботимся о своих участниках, с нами удобно и интересно работать. В ближайшем будущем планируется еще несколько подобных акций", - заявила директор по развитию агентства "Медиалэнд", учредителя LBN, Анна Артамонова.

Другим событием, известие о котором стоит встретить фанфарами, стал очередной шаг холдинга РБК в направлении предстоящего ему в апреле 2002 года размещения ценных бумаг на российских биржах ММВБ и РТС. Среди звучащих в рамках отчета цифр впечатляют успехи на рекламном рынке: весь совокупный доход в прошедшем финансовом году составил $16,95 млн., а на долю медиа (информационные услуги и реклама) пришлось $9,85 млн., то есть около 60%. Динамика развития компании соответствует сделанным ранее прогнозам: РБК продолжает демонстрировать устойчивый рост.

И, к слову, о росте: впервые за много последних недель принялся немного подрастать NASDAQ. Положим, еще несколько дней назад не все было гладко: на торгах 25 марта фондовые индексы резко пошли вниз, а инвесторы начали избавляться от акций, вновь озаботившись финансовыми показателями корпораций. Рынок же замер в напряженном ожидании объявления корпорациями предварительных квартальных результатов. Затем резко подскочила такая непостоянная уверенность американских потребителей, а вместе с ней закономерно произошел итоговый рост на торгах во вторник, хотя индексы и закрылись ниже своих дневных максимумов. Те же неуверенно ползущие вверх тенденции показали и результаты торгов 27 марта: значительный рост отдельных "голубых фишек", обеспечивших неплохое продвижение индекса Dow по итогам дня, и колеблющаяся, как маятник, уверенность инвесторов в перспективах отдельных индустриальных компаний. Будущее техсектора в преддверии конца квартала и начала периода объявления предварительных квартальных показателей не кажется особенно радостным, поэтому итоги дня для технологического рынка отметили скромный, но все рост NASDAQ, вместе с падением "барометров" техсектора - акций Cisco Systems и Intel. По мнению аналитиков Merrill Lynch, пока прибыли и доходы компаний не начнут расти, устойчивого роста на рынке ждать не стоит. А вот четких дат начала этого ожидаемого подъема никто давать не рискует. Впрочем, говоря об инвесторах, их настроения зависят слишкомот многих причин. Одна из них не преодолена до сих пор: немаловажным фактором, определившим развитие финансового рынка, по оценкам J.D.Power & Associates, стали трагические события 11 сентября в США. Как следствие, число активных инвесторов на рынке интернет-трейдинга с октября 2001 г. по январь 2002 г. возросло всего лишь на 2%. При этом в той или иной степени скорректировали свои инвестиционные стратегии под влиянием террористической атаки 70% трейдеров.

Впрочем, шок, последовавший за сентябрьскими событиями, вряд ли окажется долговременным. Трагедия уходит все дальше и дальше в прошлое; жизнь же продолжается, ежеминутно принося те или иные новости и заставляя нас постоянно реагировать на них. Поживем - увидим.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами Вашей компании, по следующим темам:

  • Рынок корпоративного ПО;
  • Сеть и безопасность (информационная безопасность);
  • Digital Life (цифровые устройства);
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Авторство и указание компании будет сохранено.

Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru.