Разделы

Телеком Интернет Наука Безопасность Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Интернет не делает человека мудрым...

Роза Иванова

Каждый из нас приходит в интернет со своими уникальными потребностями и интересами, а отзывчивая Сеть стремится удовлетворить любые запросы пользователей, вне зависимости от того, возвышенные они или низменные. Но Сеть не делает человека мудрым и легко может способствовать унижению человеческого достоинства. Ведь объем информации - это не мудрость, а знание, хоть оно и сила - но это не обязательно добро. Как бы сделать так, чтобы интернет максимально служил благому делу? Ответ на этот вопрос дал на минувшей неделе один из пользователей - пусть не самый продвинутый, зато, бесспорно, весьма именитый.

"Регламентировать" этот чудесный инструмент всемирных коммуникаций, всемерно распространяя слово Божье и мир в глобальных масштабах, призвал общественность Папа Римский, вложив тем самым свою лепту в давний спор между поборниками морали и защитниками свободы слова во всех его проявлениях. Спор не окончен, да и возможно ли подвести в нем какую-то основополагающую для всех черту? Зато не может не радовать другое: хоть в чем-то дорогие россияне не только обогнали, но и далеко перегнали прогрессивный Запад. Оказывается, первое обращение к миру 81-летнего понтифика посредством Сети состоялось только в ноябре прошлого года, тогда как наши церковные владыки уже давно и вовсю сеют разумное, доброе, вечное на отечественных виртуальных просторах. Сравнительно с косностью Папы, цифра кажется невероятной, но это факт: еще весной 1998 (!) года наш Патриарх настолько уверенно покорил Сеть, что даже вызвал широкий - вплоть до пародий - резонанс в среде до глубины души потрясенной этим прогрессом общественности.

Возвращаясь же к Папе: не сказав, по сути, ничего такого уж нового, тот, тем не менее, еще раз заострил действительно важный вопрос. Насколько контент Сети может быть полезен или опасен для общества, и не следует ли, в свете событий нашего тревожного времени, пересмотреть содержание сайтов с учетом фактора безопасности? Следует, - уверены в ФБР, по данным которого, информация, размещенная на ряде ведомственных сайтов, включает в себя подробное описание важных инфраструктур, планов экстренного реагирования и другие материалы, которые могут быть использованы лицами с преступными намерениями, что, безусловно, делает соответствующие ведомства "потенциально уязвимыми".

День за днем приносит новые свидетельства вреда, наносимого порочными устремлениями некоторых пользователей - хоть немногочисленных, зато берущих не числом, а умением. На прошлой неделе арабскими хакерами велись массированные D-Dos атаки на правительственные израильские сайты. В ходе односторонних боевых действий был выведен из строя сервер министерства внутренних дел Израиля; D-Dos атакам подверглись и израильские СМИ: пострадали сайты Jerusalem Post, ITIM и Media International Group. А серверы министерства обороны Великобритании в 2001 году подверглись 48 атакам со стороны хакеров, что представляет собой один из рекордных показателей.

Но не все так трагично на просторах Сети. Перейдем к другим событиям: хорошим и разным. Спустя два месяца киберблокады, возвращается интернет в Сомали. Заступив на место "проштрафившегося" и единственного в стране провайдера, фирма NetXchange готова предоставить жителям Могадишо как обычный, так и беспроводной доступ в интернет. Планируется открыть около 40 переговорных пунктов и интернет-кафе, которые будут обслуживаться примерно 2 тысячами телефонных линий; на подходе благая технологическая деятельность и других сомалийских телекоммуникационных компаний.

Глобальные масштабы приобретает интерактивное телевидение - к 2005 году число его пользователей вырастет с 1,3 млн. до 44 миллионов семей по всему миру. Пополнились ряды онлайновых музыкальных сервисов: компания Pressplay, наконец, объявила о начале распространения музыкальных файлов по подписке на портале MP3.com, а звукозаписывающие компании готовы проститьNapster, что означает завершение одного из самых долгих и нашумевших судебных процессов в самом ближайшем будущем.

Не обошлось на минувшей неделе и без проблемных ситуаций. Еще 17 января корпорация Microsoft сообщила о 13%-ном снижении чистого дохода во втором квартале 2001-2002 финансового года, что объясняется большими расходами, связанными с антимонопольными судебными процессами. Процессы же продолжают расти, как снежный ком: 22 января компания Netscape Communications, подразделение AOL Time Warner, подала в окружной суд округа Колумбия состоящий из семи пунктов иск против Microsoft, основанный на тех же претензиях, которые фигурировали в деле министерства юстиции США против софтверного гиганта. В целом, Microsoft обвиняется в ряде незаконных действий, направленных на продвижение браузера Internet Explorer в ущерб Netscape Navigator. Представители монополиста, понятно, с обвинениями не согласны. "Microsoft вкладывает средства в разработку новых программных продуктов, а AOL - в юристов и лоббистов, чтобы ставить барьеры на пути Microsoft", - прокомментировали ситуацию они. Вообще-то трудно себе представить компанию, строящую свою бизнес-модель не на разработках, а исключительно на судах и следствиях, ну да у Microsoft, очевидно, фантазия богатая.

То ли снова хакеры, то ли просто любопытствующие, перегрузив сервер тремя миллиардами запросов, сорвали попытку крон-принца Голландии и его невесты пообщаться с народом в чате. И если глобально жизнедеятельность Сети пока еще регламентировать невозможно, то действия отдельных ее участников вполне поддаются контролю. Так, некоего почтальона из британского графства Западный Суссекс приговорили к полугоду тюремного заключения, а также лишению права пользования чатами в течение двух лет за преступления на сексуально-виртуальной почве. Такое решение британский суд выносит в первый - и, будем надеяться, не в последний раз.

Но обитатели Сети в ней не только развлекаются - некоторые, напротив, тратят время с чувством, с толком, с расстановкой, а, главное, с прибылью; и число таких пользователей неуклонно растет. Куплей и продажей акций в интернете в конце 90-х годов занималось более 6 миллионов американцев. По оценкам специалистов, к концу 2002 года их будет более 24 миллионов.

В Европе эта мода овладевает массами значительно медленнее, но и там к концу года около 8 миллионов европейцев станут брокерами-любителями, одним щелчком мыши продающими и покупающими крохотные кусочки IBM, Coca Cola или Marks & Spencer.

А в среде брокеров-профессионалов все гораздо напряженнее. Торги во вторник, 22 января, проходили под давлением значительного числа негативных новостей от корпораций, которые ускорили сброс акций инвесторами и оказали понижательное давление на котировки. Из-за распродажи технологических акций NASDAQ продолжил свое падение и опустился до минимального за последние два месяца значения. Переломить падение, ставшее уже тенденцией, не смогли ни информация о росте индекса опережающих экономических индикаторов, ни позитивные квартальные отчеты Lucent Technologies и Amazon.com. Негативные же корпоративные новости были восприняты очень серьезно. Внутри технологического рынка все секторы отметились значительным снижением котировок. Лидерами падения были акции полупроводниковых компаний и производителей сетевого оборудования. В то же время акции телекоммуникационных компаний и производителей программного обеспечения пострадали меньше других. "Для инвесторов нет особых причин оставаться сейчас на рынке - люди должны увидеть конкретные улучшения (ситуации в экономике и с доходами корпораций) прежде, чем вновь начать вкладывать деньги в акции", - комментирует спад один из трейдеров NYSE.

Но живы, живы надежды на стабилизацию экономики. По результатам исследования IDC Research, рост IT-рынка в 2001 году в Западной Европе составил 5,5%, а на 2002 год спрогнозирован в 6,4% . Некоторый подъем - хоть и не достигающий результатов 2000 года, когда рост IT-рынка составлял 9,4%, - налицо. С переменным успехом (где-то густо, а где-то пусто) продолжает свое развитие электронная коммерция, по-прежнему уступая масштабами оборота сетевой инфраструктуре электронного обмена данными EDI. Удачными оказались праздничные дни для британских интернет-магазинов, зато потребительская активность германских пользователей интернета уменьшается. В то же время, большую часть внешних доходов Amazon.com обеспечили именно интернетчики Германии и Великобритании.

В поисках оптимальной бизнес-модели Amazon.com снижает цены, eBay в очередной раз увеличивает размер комиссионных, взимаемых с продавцов и открывает площадку по продаже таймшер-услуг, а Yahoo! запускает новую инициативу Premium Document Search: коммерческий поиск документов для своих зарегистрированных клиентов.

Вслед за Европой и США, электронный бизнес набирает обороты и во всем мире. Филиппинcкий проект e-commerce удостоен награды Мирового Банка. Успехи Кении - не такие яркие, зато обнадеживающие. Электронная бизнес-модель этого государства основана на туризме и экспортном бизнесе. Проводившая исследование компания BMI-TechKnowledge надеется, что роль интернета в Кении будет развиваться дальше и приведет к активному внедрению электронной торговли. На сегодняшний день интернет там в основном используют для переписки и представительства в Сети.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

В этой связи радует, что наша, пока еще мало в каких сферах лидирующая страна, хотя бы Восточную Африку уже обогнала. У нас интернет используется несравнимо больше и глубже, а ФАПСИ даже готово к внедрению электронного документооборота и ЭЦП Из других немаловажных достижений e-commerce: на российском фондовом рынке впервые появилась возможность круглосуточной торговли ценными бумагами. Также инвесторам предоставлен интернет-доступ к торгам по Государственным именным облигациям Санкт-Петербурга на СПВБ.

В Рунете запущена новая специализированная баннерная сеть AdvertOn, предназначенная для обмена рекламными баннерами между сайтами, посвященными проблемам маркетинга, рекламы, PR и организации продаж. А на Западе презентована новая технология мониторинга рекламных компаний и онлайн-оценки их эффективности AdEval. По словам разработчиков, "это - наш ответ на растущую потребность в простом и недорогом способе определения восприятия онлайновой рекламы аудиторией". По мнению Кирилла Чистова, генерального директора агентства Internet Media House (ИМХО), в России можно выявить следующие проблемы измерения эффективности интернет-рекламы:

  1. Средние бюджеты относительно низкие, и на основе этих данных (уникальный охват менее 1 млн. человек) трудно анализировать эффективность по отношению к известности бренда (brand awareness).
  2. Измерение эффективности производится инструментами либо относительно дорогими, либо низкокачественными и не всегда заслуживающими доверия. Поэтому использование инструментов измерения и анализа эффективности до сих пор не стало неотъемлемой частью каждой рекламной кампании в интернете. Если будет предоставлено достойное решение (технически качественное, проверенное) по цене, доступной для рекламодателей (а еще лучше, и для агентств), спрос будет, и этот спрос будет расти одновременно с ростом оборотов онлайнового рекламного рынка и зрелости онлайновых рекламодателей.

Кирилл Шиденко, генеральный директор компании AdVerso, считает, что основная проблема - отсутствие общепризнанной единицы измерения эффективности. "Есть такое понятие, как CTR - но CTR не отвечает на вопрос "эффективен ли рекламный носитель", а, скорее, характеризует "количество человек, которых мы смогли заставить кликнуть на баннер", - поясняет он. - Единственной достойной, по моему мнению, попыткой измерить эффективность рекламы в интернет, была "пробная" сетевая рекламная кампания L'oreal. Тогда был проведен замер "осведомленности о марке" до и после кампании. Были даже какие-то результаты, узнаваемость повысилась. Но сенсацией это не стало".

Г-н Шиденко считает, что приход новой технологии в Россию вполне возможен. "Насколько я понимаю, AdEval в режиме реального времени оценивает каждое из рекламных направлений, может быть, даже носителей, и вычисляет, с какого направления/носителя приходят посетители, проводящие максимальное количество времени на сайте, - говорит он. - По сути, то же самое делает и агентство, но не в режиме "онлайн".

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Основной проблемой г-н Шиденко считает стоимость использования технологии. "Если стоимость использования AdEval невелика, то все возможно, - полагает он, - российский рынок уже знает примеры приобретения западных разработок, причем, порой, достаточно дорогих..."

С одной стороны, тенденции развития рынка интернет-рекламы, несмотря на некоторый спад, дают надежду на рост и развитие; с другой стороны, всерьез поднимается вопрос о разработке новых стандартов оценки эффективности интернет-рекламы, которые должны будут повысить доверие рекламодателей к онлайновой рекламе и привести к вышеупомянутому росту и развитию рынка. Так что мы находимся на пороге новых экономических и технологических свершений в этой области.

Что же касается собственно тех, на кого рассчитаны все онлайновые службы и сервисы - то есть пользователей во всем их многообразии, - минувшая неделя принесла несколько новых статистических данных. На 9% выросло число пользователей-женщин в США, тогда как их соотечественников прибыло только на 3%. Теперь женщины составляют около 52% домашних пользователей Сети, зато мужчины лидируют по количеству потраченного на Сеть времени. А вот подрастающее поколение не спешит раскрывать перед исследователями свои секреты, становясь более осторожным: в 2001 году только 11% из детей 7-16 лет, участвовавших в опросе, согласились указать свой адрес в онлайне, тогда как в 2000 таковых нашлось 29%. К сожалению, юная российская аудитория - в еще большей степени "terra incognita". По словам Руководителя Интернет Групп MASMI Research Артема Кравченко, эта исследовательская компания соблюдает кодекс ЭСОМАР и не проводит опросы детей до 16 лет. Хотя, наверное, на нашей почве это - небольшое упущение. Детей в Рунете не так уж много, а сайтов для них существует и того меньше. Вот, разве что, началась акция "Интернет-Образование 2002"; а обычно неделя за неделей приносят известия о пополнении лишь в рядах контента для более взрослой аудитории.

Существенно обновилась интернет-версия Оксфордского словаря. Открыто новое интернет-издание "Internet Video Magazine", предоставляющее возможности не только просматривать видеоклипы и анимацию, но и самостоятельно создавать их. Вышла в свет неакадемичная, но популярная и первая электронная булгаковская энциклопедия. Появился крупнейший по масштабам и наиболее авторитетный в Китае веб-сайт, предоставляющий информацию в области прав человека. А в Лондоне планируют создать специальный веб-портал, позволяющий получать доступ к различным услугам и информации с единым городским стандартом оплаты и идентификации.

Важнейшим же из событий этого ряда оказалось перемещение "шестой кнопки" из телепросторов в Сеть. Одна только программа "За стеклом-2" привлекла к мониторам 60% дополнительной аудитории. А интернет-трансляция из радиостудии "Эхо Москвы", хотя и позволяет показывать только "говорящие головы", но это все-таки уже не радио! В первые же сутки онлайн-вещания ТВ-6 посмотрели тысячи пользователей интернета. По словам генерального директора "МТУ-Интел" Николая Репина, "в каком-то смысле произошедшее стало ответом на вопрос, способен ли интернет заменить эфирное телевещание. Нет, пока интернет лишь дополняет возможности телевидения, но уже сейчас совершенно отчетливо видно, что с увеличением интернет-аудитории интеграция телевидения и Сети неизбежна. Это позволяет говорить о том, что проекты, подобные "За стеклом", смогут в недалеком будущем существовать в глобальной Сети практически автономно".

И это не может не радовать.