Глава Минкомсвязи России выступил на Правительственном часе в Госдуме

Телеком Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров 11 мая выступил на пленарном заседании в рамках Правительственного часа в Государственной Думе РФ. Приводим полный текст его выступления.

«Добрый день уважаемые коллеги!

Спасибо за возможность в рамках Правительственного часа кратко рассказать о текущей работе Министерства связи и массовых коммуникаций.

Мы реализуем целый ряд задач, которые поставил нам Президент нашей страны, Правительство. Ключевые цели и показатели сформулированы в соответствующей государственной программе “Информационное общество”. Мы ее реализуем вместе с целым рядом органов федеральной власти, с субъектами Российской Федерации. Наша общая цель проста — мы хотим создать условия для эффективного взаимодействия между гражданами и государством благодаря использованию самых современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Начну с важнейшего, на наш взгляд, проекта в сфере связи, который реализуется в нашей стране прямо в эти дни. Мы продолжаем реформу так называемых универсальных услуг связи: на средства Фонда универсальных услуг связи в настоящее время строится более 215 тыс. километров волоконно-оптических линий связи. Они дойдут до 14 тыс. точек доступа в небольших населенных пунктах. Это села размером от 250 до 500 жителей. По пути кабель пройдет также через более крупные населенные пункты, села, где проживает от 500 жителей и более. Суммарно мы считаем, что реализация этого проекта позволит охватить современными услугами связи около 37 млн жителей нашей страны.

Когда мы закончим реализацию проекта, 97% граждан будут иметь возможность быстро и недорого, на хорошей скорости подключиться к интернету. А значит, получить доступ к большим объемам информации, сосредоточенной в сети, к электронным госуслугам, дистанционной медицине, образованию и так далее. Сегодня это уже стало неотъемлемым качеством жизни наших граждан.

Реализация программы идет силами крупнейшего оператора с госучастием. Это компания “Ростелеком”. Хочу вас проинформировать, что сегодня во многом именно средства “Ростелекома” являются основой для реализации этой программы. Несмотря на то, что есть софинансирование из Фонда универсальной услуги, к сожалению, объективные бюджетные ограничения приводят к тому, что государство не в полной мере исполняет свои обязательства перед оператором, который ведет эту большую стройку.

Мы как министерство против такого подхода. Мы считаем, что все средства Фонда универсальной услуги связи должны целевым образом идти исключительно на реализацию этого проекта. Ведь не для того мы с вами затевали эту реформу, чтобы уже по ходу ее реализации менять правила игры. Поэтому будем продолжать эту последовательную политику, отстаивать эту позицию на совещаниях в Правительстве. Недавно обсуждали этот вопрос и с сенаторами, сегодня докладываю эту позицию вам.

В целом по 2015 г. и началу текущего года план реализован хорошо. Построено уже 2100 населенных пунктов. География реализации охватила 65 субъектов Российской Федерации. Особенно много удалось построить в Тульской, Курской, Курганской областях. В Республике Тыва и в Республике Карелия построили практически полностью то, что планировали сделать.

Отдельно хочу сказать о совершенно особенных проектах, которые находятся на отдельном контроле в нашем министерстве. Это — прокладка подводного кабеля от Сахалина к Магадану и потом уже от Сахалина до Камчатки. До Магадана мы путь прошли, кабель проложен. В ближайшее время рассчитываем дать магаданцам тот самый скоростной интернет, который они ждут уже десятилетия. Этим летом завершим прокладку участка до Камчатки.

Из крупнейших населенных пунктов нашей страны у нас остается неохваченными Норильск. Там вопрос решается за счет, по сути, частного инвестпроекта.

Кроме того, хочу вас проинформировать, что практически завершена работа на участке от Якутска в сторону города Мирный. Это город с населением 35 тыс. человек. Но по пути прокладки прохождения этой линии связи проживает значительное количество населения — несколько десятков тысяч человек. Таким образом, все эти населенные пункты тоже скоро получат современную связь.

Уважаемые коллеги, у нас в стране самым активным образом развиваются современные услуги связи: мобильный доступ в интернет с помощью технологии связи четвертого поколения LTE. Уже 60% населения России имеют возможность доступа к этой услуге.

За 2015 г. количество базовых станций стандарта LTE увеличилось на 77%. Их общее число превысило уже 70 тыс. Это очень хороший показатель. Казалось бы, в условиях замедления темпов экономического роста операторы должны были бы снизить свои темпы строительства. Но, как мы видим, эти темпы сохраняются. Это яркий пример востребованности услуг связи населением.

По скорости соединения в Российской Федерации, по широкополосному доступу мы уже превысили показатели таких стран как Франция, Италия, целого ряда других государств. Здесь мы продолжаем движение вперед. Хочу подчеркнуть, что это не наши данные, не данные Росстата, это данные независимых организаций, к примеру, Всемирного Банка.

В 2015 г. впервые в истории нашей страны мы провели аукционы на право использования частот. Ранее частоты раздавались без дополнительных финансовых условий на специальных конкурсах. Но мы впервые сделали конкурентную процедуру, которая предусматривает проведение торгов за частоты в формате аукциона. Таким образом, смогли получить в бюджет p15 млрд дополнительных доходов.

Развитию конкуренции между операторами также способствует и отмененное в нашей стране мобильное рабство. Иными словами, возможность перенести мобильный номер человека от одного оператора к другому, если вдруг не устроило качество обслуживания, тарифы или какие-то иные параметры. На 1 мая 2016 г. 3,3 млн человек уже воспользовалось этой услугой. Это огромная цифра, хотя изначально многие скептики говорили о том, что услуга не будет пользоваться популярностью. Мы видим, что это не так. Никакого мобильного рабства в стране у нас больше нет.

Также хочу рассказать о поправке к закону “О связи”, которую внес заместитель Председателя Госдумы Сергей Железняк, и благодаря которой сокращен срок рассмотрения претензий абонентов к операторам связи. Теперь он не превышает 30 дней. Эти поправки были приняты в начале 2016 г., и соответствующий закон уже подписан Президентом.

Прорабатываем дополнительно облегчение условий для операторов доступа к общегородской инфраструктуре, в том числе к возможности прокладывать кабели, получать доступ к абонентам в многоквартирных домах. Эта сфера находится в так называемой “серой” зоне, где есть много зарегулированных моментов. Здесь, конечно, необходимо соответствующим образом законодательно все отработать и урегулировать.

В 2015 г. у нас продолжилась программа запусков спутников гражданского назначения, спутников связи. Всего с конца 2013 г. было выведено на орбиту семь спутников нашего подведомственного предприятия ФГУП «Космическая связь» и один спутник более коммерческого оператора — «Газпром космические системы». Хочу отдельно подчеркнуть, что за четыре года работы в министерстве нами не был заказан ни один зарубежный космический аппарат с точки зрения спутников связи. Хотя раньше такой опыт был. Мы считаем, что здесь надо последовательно проводить политику по поддержке наших отечественных производителей.

Перейду к теме развития электронного правительства. Напомню, что Президент нашей страны в майских указах определил совершенно конкретный показатель — к 2018 г. 70% оказываемых услуг в нашей стране, я имею в виду государственные и муниципальные услуги, должно предоставляться гражданам в электронном виде. На сегодня мы отмечаем рост и достигли показателя 40%. Если быть точным, 39,6%. Это данные, которые получает Росстат путем соответствующих опросов населения, обследования регионов. Считаем, что это очень важный тренд. Всем регионам необходимо уделить серьезное внимание этому вопросу. Именно электронный способ предоставления госуслуг является самым современным, исключает какие-то ни было проволочки, коррупционные проявления и, на наш взгляд, является ярким примером настоящей реформы взаимодействия граждан и государства.

Хотел бы отдельно отметить пилотный проект, в рамках которого в Московской области смогли отказаться от бумажных рассылок писем. Целый ряд писем приходит у нас в бумажной форме: различные налоговые уведомления, информация от судебных приставов, штрафы за нарушение правил дорожного движения. По старинке многие годы это делалось именно таким образом. Мы последовательно реализуем проект, чтобы все это происходило в электронном виде.

Разрешите перейти к теме развития отрасли информационных технологий. Самое яркое нововведение здесь — так называемый реестр отечественного программного обеспечения. Принцип его действия очень прост: мы исходим из того, что деньги российских налогоплательщиков должны тратиться на российские программные продукты. Не секрет, что многие министерства, ведомства, региональные структуры закупали зарубежные программные продукты даже когда были соответствующие аналоги, произведенные в Российской Федерации.

На сегодня в реестре находятся уже сотни программных продуктов. Поправки в законы, которые были внесены по инициативе группы депутатов во главе с председателем отраслевого комитета Леонидом Левиным, обязали госзаказчиков преимущественно использовать те продукты, которые были включены именно в этот реестр.

При этом мы не ставим жестких барьеров, это не ответ на санкции. Это последовательная политика мягкой поддержки собственных разработчиков.

Есть важная цифра. По данным отраслевых ассоциаций, российские разработчики в 2015 г. обеспечили экспорт ИТ-услуг и продуктов в размере $7 млрд. То есть мы видим, что это точка роста российской экономики, которая является, в том числе, и серьезной экспортоориентированной статьей дохода нашего бюджета.

ИТ-отрасль продолжает получать точечные меры поддержки. В частности, пункт по поддержке отрасли вошел в так называемый план устойчивого развития экономики, который был утвержден Председателем Правительства 1 марта текущего года. У нас там есть отдельное мероприятие, это пункт 33, в рамках которого мы планируем впервые целевым образом поддерживать разработку и продвижение российского программного обеспечения.

У нас достаточно эффективно работают 12 технопарков в сфере высоких технологий. В 2015 г. резиденты этих технопарков смогли достичь выручки в $50 млрд. Там работает примерно 900 компаний, создано около 20 тыс. рабочих мест. Любопытный факт, что в основном это очень молодые ребята, средний возраст которых 27–28 лет. При этом они обеспечивают уже такой хороший экономический результат.

Важнейший элемент законодательной поддержки развития ИТ-отрасли — это сохранение льгот по страховым взносам для наших разработчиков. Сегодня около шести тысяч компаний пользуются этой привилегией. Примерно каждый третий российский айтишник работает в компании, которая платит страховые взносы по льготной ставке. Мы последовательно отстаиваем позицию, что эти льготы нужно для ИТ-отрасли продлить.

Вместе с Минобрнауки продолжаем увеличивать количество бюджетных мест в наших вузах по ИТ-специальностям. Эта цифра увеличилась с 2012 г. с 25 тыс. таких бюджетных мест уже до 42 тыс. Это важный прирост. Нашей стране нужно больше программистов. Они нужны не только для ИТ-отрасли, но и для повышения конкурентоспособности всех других отраслей народного хозяйства.

Сфера ЖКХ занимает первое место в тройке отраслей-лидеров по объему оказания платных услуг населению. Здесь мы совместно с Минстроем реализуем важный проект, который называется “ГИС ЖКХ” — государственная информационная система в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Идея проекта очень проста: мы хотим каждому гражданину, каждому домохозяйству в стране в едином государственном федеральном ресурсе открыть доступ ко всем данным, которые демонстрируют, как оказываются, рассчитываются и оплачиваются жилищно-коммунаольные услуги.

Продолжаем реализовывать этот проект. Отчетные даты наступают 1 июля 2016 г. и 1 января 2017 г. Здесь потребуется большая организационная работа уже на уровне субъектов Российской Федерации, чтобы все это внедрить.

Кратко хочу остановиться на работе “Почты России”. Напомню, что это наша крупнейшая товаропроводящая сеть, а не просто организация, которая доставляет письма. Это 42 тыс. отделений, шаговая доступность для 95% населения страны и рекордные показатели по росту объема доставляемых посылок, в том числе международных.

В 2015 г. отметили очередной рекорд — 128 млн посылок было успешно обработано без каких бы то ни было задержек. Это является важным результатом реформ логистической инфраструктуры предприятия.

Строится сеть межрегиональных логистических центров. Напомню, что не так давно мы открыли большой логистический центр рядом с аэропортом Внуково, который позволяет нам справляться с нарастающим объемом почтового трафика. Уже работает парк малой авиации “Почты России”. Хочу дополнительно, пользуясь случаем, анонсировать, что летом этого года “Почта России” запустит свои первые собственные магистральные транспортные самолеты. Особенно важно, что это будут российские самолеты Ту-204. Ожидаем, что два таких борта начнут свою работу уже этим летом.

Как вы знаете, законопроект о почтовой связи уже достаточно продолжительное время отрабатывается Государственной Думой, коллегами в Правительстве. Нам, конечно же, необходимо завершать эту работу. Мы здесь находимся в тесном взаимодействии с профильным комитетом.

На особом контроле держим вопрос повышения заработных плат на “Почте России”. Что особенно радует, удавалось добиваться того, что заработные платы росли опережающими темпами, которые превышали скорость роста выручки предприятия. Это значит, что “Почта России” находила внутренние ресурсы, оптимизировала свою деятельность внутри для того, чтобы повысить заработную плату своим сотрудникам. Напомню, что это вторая крупнейшая по числу работников в стране.

Большую роль, в том числе в отношении зарплат должна сыграть реализация проекта почтового банка. Он обсуждался около 15 лет этот проект. Все решения приняты, почтовый банк создан, он уже работает. В этом году планируем открыть около шести тысяч окон в отделениях “Почты России”. Почему это важно для “Почты”? Потому что сеть отделений мы все равно поддерживаем, не допустив сокращения ни одного отделения в последние годы. Но других дополнительных источников при сохранении сети отделений для повышения заработной платы у предприятия нет. Господдержки оно не получает уже несколько лет: ни на подписку, ни на отделения, работающие в условиях Крайнего Севера. Оно полностью работает в режиме самостоятельного обеспечения.

“Почта Банк” принесет предприятию, как минимум, p47 млрд так называемого инфраструктурного платежа. Да еще и прибыль, надеемся, будет. Кроме того, “Почта Банк” выполнит важную социальную миссию, обеспечив предоставление современных банковских услуг в тех местах, где не действуют другие банки. А как я уже говорил, отделения “Почты России” присутствуют практически везде.

Хотел бы отдельно сказать, что с регионами Российской Федерации мы продолжаем ежегодную программу предоставления субсидий на развитие электронного правительства, электронных госуслуг. На наш взгляд, это является важным подспорьем, позволяющим регионам приоритезировать эту задачу на фоне других задач, которые перед ними сегодня стоят.

Перейду к медиасреде. В рамках ФЦП “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2018 гг.” с учетом внесенных изменений, корректировок по датам, продолжается реализация по развитию цифрового телерадиовещания, идет работа по организации скрытого субтитрирования. Эта тема была забыта многие годы, сейчас мы наращиваем темпы, вышли уже на 13 тыс. часов скрытых субтитров на шести российских обязательных телеканалах.

Отдельно следим за долей контента и времени трансляции детских и юношеских программ. Хочу вас проинформировать, что по итогам 2015 г. их доля составила уже 19%.

Часто поднимается вопрос так называемого третьего мультиплекса, или третьего пакета программ с региональными каналами. Здесь хотел бы отметить, что расчеты стоимости распространения этого пакета говорят о том, что пока экономически это не представляется возможным. И региональные каналы могут продолжать работу в аналоговом режиме, могут использовать сети кабельных операторов. Таким образом, здесь мы не делаем жестких ограничений и смотрим в целом за развитием экономической ситуации.

Держим под контролем подписную кампанию. Хочу вас проинформировать, что впервые за пять лет наметился рост подписных тиражей. Здесь отдельные слова благодарности “Почте России”, которая, несмотря на то, что все субсидии по подписке были исключены из бюджетной поддержки, предоставила значительный объем скидок муниципальным, региональным газетам, крупным федеральным изданиям. Это позволило в текущих непростых условиях даже увидеть небольшой прирост на 4% по сравнению с предыдущей подписной кампанией.

Внимательно следим и за таким важным показателем, как рост цен на бумагу. Здесь находимся в постоянном контакте с коллегами из Минпромторга и ставим задачу, чтобы рост цен не превышал базового уровня инфляции.

Активно развивается интернет-экономика. Аудитория российского сегмента Сети увеличилась с 74 млн до 80 млн пользователей. Это очень существенная цифра. Оценка вклада доли интернет-экономики в ВВП нашей страны увеличилась с 1,6% до 2,3%. Доля очень быстрыми темпами растет. Это подчеркивает необходимость реализации тех инфраструктурных проектов, о которых я уже говорил.

С 12 до 18 млн человек увеличилось количество потребителей платного легального контента в Сети. Это также иллюстрация того, насколько эффективно работает так называемый антипиратский закон. Отмечу, что в целом растет неприятие модели незаконного потребления пиратского контента.

В завершении своего выступления хотел бы кратко проинформировать вас о том, что мы ведем активную работу, в том числе на международной арене. В сфере ответственности нашего министерства находятся межправительственные комиссии по взаимодействию со Словенией, Камбоджой и Лаосом. По всем направлениям реализуются интересные инвестиционные проекты.

Одним из ярких событий в 2015 г. стала первая в истории встреча министров связи и информационных технологий стран БРИКС, инициированная Российской Федерацией. Это было очень важно, потому что именно эти страны во многом объединяет близкий подход к задачам импортозамещения, диверсификации, информационной безопасности, сохранения информационного суверенитета. Мы эти задачи совместно поставили и с коллегами продолжаем дальше их отрабатывать.

Я хотел бы поблагодарить коллег из Государственной Думы, профильного комитета за совместную содержательную работу. Все, что мы делаем, мы делаем для того, чтобы качество жизни в нашей стране улучшалось.

Всегда остаемся на связи и двигаемся только вперед!»