Разделы

Бизнес Телеком Цифровизация Банкинг сегодня

Кто стоит за цифровой трансформацией в крупнейших российских компаниях

В России существуют крупные игроки, которые не только успешно прошли этап собственной цифровой трансформации, а уже задают тренды на основе полученного опыта. Причем движет ими желание создавать среду для роста организаций на основе ИТ-решений. За такими проектами стоят конкретные люди — лидеры, которые несут знамя цифровой трансформации в массы и ведут за собой целые ИТ-сообщества. Благодаря им рынок не просто осознает потребность в технологических изменениях, но знает, куда идти и что делать, чтобы их реализовать.

Сбер: цифровая трансформация как сервис

Один из ярких лидеров крупных российских компаний, преодолевших этап цифровой трансформации с выходом на совершенно иной уровень развития, — управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Дмитрий Трофимов.

Как уточнили в компании, за несколько лет собственной цифровой трансформации Сбер сократил time to market в семь раз, ускорил внедрение новых функций продуктов в четыре раза, а применение agile-подхода к управлению проектами достигло 100%. Это стало возможным благодаря улучшению инфраструктуры и работы с данными, развитию собственной микросервисной платформы, реинжинирингу процессов, а также увеличению доли ИИ процессах.

Приобретенный опыт, репутация крупного надежного банка и человекоцентричность в основе стратегии Сбера способствовали появлению продукта DTaaS, Digital Transformation as a Service, при активном участии его создателя — Дмитрия Трофимова.

Дмитрий Трофимов: Задача DTaaS — развитие бизнеса клиентов, в том числе на основе опыта собственной трансформации Сбера

DTaaS — это своего рода компас для организаций, которым теперь намного легче сориентироваться в разнообразии цифровых решений, разработанных экосистемой Сбера, актуальных для тех или иных отраслей. Благодаря сервису Сбер превратился в инструмент для усиления конкурентоспособности организаций, партнера по развитию.

Специалистами банка теперь движут цели роста бизнеса клиентов и повышение их лояльности: если бизнес клиента растет и он остается, то и бизнес банка растет вслед за ним.

Цифровая трансформация не просто помогает ее участникам развиваться быстрее рынка, но и меняет мышление руководителей и команд таких компаний. По данным Сбера, 90% корпоративных клиентов задумываются о технологических изменениях, но только 30% понимают, с чего начать. Эта разница два года назад и привела банк к идее предоставить такой сервис. В результате сегодня уже более тысячи компаний крупного и среднего бизнеса проходят с ним цифровую трансформацию, реализованы сотни сложных интеграционных проектов. К 2026 году количество клиентов Сбер планирует увеличить до 9 тыс.

«Два года назад мы пришли к пониманию, что мотивация на продажи имеет ряд негативных последствий, в том числе мисселинг — ориентация на мгновенный результат, а не работа на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом. При этом принцип Парето работает и в отношении бизнеса Сбера: 20% клиентов приносят 80% дохода, а на горизонте 10 лет 90% крупнейших корпоративных клиентов будут те же. Поэтому нашей задачей должны стать не продажи, а работа на удержание и на рост их бизнеса. Так мы и стартовали пилот DTaaS, задача которого — развитие бизнеса клиентов, в том числе на основе опыта собственной трансформации Сбера. У нас даже появилась новая роль — «менеджер по успеху клиента» (CSM — «customer success manager»)», — рассказал Дмитрий Трофимов.

Среди амбассадоров цифровой трансформации от Сбера — более 200 лидирующих на рынке ИТ-компаний-интеграторов, которые вошли в партнерскую программу. Задача партнеров — помогать командам, реализующим проекты трансформации бизнеса, быстро и качественно осуществлять разработку, кастомизировать цифровые решения, проводить интеграцию необходимых сервисов.

«По сути мы запускаем процесс цифровой трансформации внутри компании, опираясь на уникальную методику пяти шагов: осознание идеи трансформации, разработка стратегии, реинжиниринг процессов и клиентских путей, разработка или внедрение цифрового решения, масштабирование и тиражирование на все функции компании. Реализовав более 1 тыс. проектов, мы стали замечать и поддерживать интересные тренды в цифровой индустрии. ИТ становится объединяющим элементом, новым ядром для бизнеса. То есть интеграторы начинают развивать продуктовую бизнес-модель и становятся вендорами, и наоборот. А клиенты, проходящие цифровую трансформацию, все чаще выводят собственные цифровые решения на рынок, полученные в ходе проекта, и становятся ИТ-компаниями», — добавил Дмитрий Трофимов.

За плечами Дмитрия Трофимова более 15 лет руководства проектами в корпоративном банкинге и финансах c ответственностью за бизнес стоимостью десятки миллиардов рублей. Среди них: создание и запуск бизнес-моделей, выстраивание продаж и покрытия, управление разработкой, внедрение цифровых и платформенных решений.

Дмитрий Трофимов — банкир, который стал айтишником. Цифровыми проектами и разработкой решений занялся пять лет назад, а обучаться пришлось непосредственно в процессе. В то же время он, пожалуй, гораздо больше некоторых ИТ-специалистов по основному образованию увлечен своим делом. В частности, он — лидер команды, создавшей SberPro Tech, масштабной конференции партнеров Сбера по цифровой трансформации, которая в 2023 году состоялась уже во второй раз.

МТС: единая композиционная цифровая платформа для управляемой экосистемы и быстрого time to market

При упоминании компании МТС сегодня на ум приходит как одноименный телеком-оператор, так и разнообразные сервисы: цифровой банк, видеоконференции, онлайн-кинотеатр, электронные книги, умный дом. Набор разных продуктов представляет экосистему, ключевая задача которой — обеспечить рост life-time value (LTV) пользователей за счет качественного сustomer journey (CJM).

Для этого команда разрабатывает продукты и привлекает новых партнеров, что улучшает предложение и привлекает больше клиентов в экосистему. Получается замкнутый цикл, или «сетевой эффект» — выводить на рынок новые сервисы становится экономически целесообразным.

Для управления такой экосистемой нужен грамотный подход. Переходу бизнеса МТС в экосистему предшествовала масштабная технологическая реорганизация управления процессами, а также платформ и решений. Трансформацию технологической системы для ускорения бизнеса удалось воплотить первому вице-президенту по технологиям МТС Павлу Воронину.

Переходу бизнеса МТС в экосистему предшествовала масштабная технологическая реорганизация управления процессами, а также платформ и решений под управлением Павла Воронина

За три года трансформации МТС из телеком-компании в цифровую экосистему по всем метрикам бизнеса наблюдаются заметные улучшения, а по некоторым в десятки раз. Так, количество экосистемных клиентов в конце 2021 года не превышало 8,8 млн, к 2023 году показатель составил 14 млн пользователей. Аудитория онлайн-кинотеатра Kion в 2021 году была чуть более 4 млн клиентов, к 2023 году показатель составил более 7 млн. Также общее количество абонентов МТС в 2023 году достигло 80 млн.

Общее число новых пользователей платформы бизнес-коммуникаций и совместной работы МТС Линк (ранее Webinar) в 2023 году составило 1,7 млн, всего за год на платформе прошло более 5 млн мероприятий, что в 2,7 раза превышает результат 2022 года. В 2023 на платформе появились собственные интерактивные онлайн-доски, а в ближайшее время планируется запуск корпоративного мессенджера, который дополнит экосистему унифицированных коммуникаций.

В целях решения трансформационных задач МТС в области бизнеса и ИТ Павел Воронин внедрил единую композиционную цифровую платформу The Platform, которая работает по принципу конструктора. За счет комплекса технологических и интеллектуальных возможностей открытая платформа позволяет быстро создавать и масштабировать цифровые сервисы любой сложности без потери управляемости, сокращая срок запуска продуктов в четыре раза. Например, платформа предоставляет данные и аналитику в режиме реального времени, что позволяет организациям быстро принимать решения на основе актуальной информации.

Платформа освобождает до 30% ресурсов продуктовых команд за счет сокращения непрофильной нагрузки — настройки системного ПО и баз данных, мониторинга, развертывания, помогая сфокусироваться на решении бизнес-задач. Это сокращает общее время на разработку сервисов, повышая эффективность каждого специалиста в отдельности.

С помощью перехода на платформу организации сокращают время получения инфраструктуры с месяца до одной минуты, в четыре раза ускоряют вывод новых продуктов на рынок. Также они в два раза снижают затраты на ИТ при замене устаревших систем и продуктов покинувших рынок зарубежных вендоров.

Таким образом, The Platform становится технологическим хабом как для продуктов экосистемы, так и и для партнеров. Наработки сегодня может использовать любая организация, отталкиваясь от своих потребностей: начиная с построения производственного цикла, заканчивая внедрением механик ценообразования.

В рамках бизнес-решений на базе The Platform партнеры получают открытый доступ к сервисам экосистемы МТС в виде API и инструменты для построения бесшовных платежей. Благодаря упрощенной интеграции у них появляется возможность ускоренного вывода на рынок собственных и интегрированных с МТС продуктов, снижаются технологические и бизнес-издержки при переходе в экосистему компании,

Будучи идейным вдохновителем создания продуктов для экосистемы МТС (The Platform, Sunkey Toolkit, DataOps Platform, Front Platform, МТС Ocean и многие другие), многочисленных партнеров компании и всего рынка, Павел Воронин ввел 15 технологических принципов. Это руководство для создания экосистемных продуктов, среди которых фокус на непрерывное улучшение клиентского опыта, предпочтение собственной разработке (Open source/ Inner source), безопасность (Zero Trust) и другие.

Сегодня первый вице-президент по технологиям МТС вносит вклад в развитие нового поколения квалифицированных ИТ-специалистов и создает ИТ-комьюнити в России. В частности, он также является заведующим кафедры глубинного машинного обучения на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ с фокусом на реальных кейсах компании. Он также запустил бесплатные курсы по backend-разработке на Golang и методологии DevOps на базе НИУ ВШЭ для магистрантов ИТМО по созданию рекомендательных систем на Python.

Павел Воронин проводит всероссийскую олимпиаду по программированию True Tech Champ для школьников, студентов и действующих ИТ-специалистов. Кроме того, он организовал крупнейшую технологическую конференцию True Tech Day и регулярно проводит онлайн-курсы для специалистов разного стека технологий в образовательном центре МТС, чьи выпускники становятся работниками компании.

С 2023 года Воронин развивает комьюнити внутри экосистемы: в МТС существует более 20 ИТ-гильдий и проводятся десятки тематических митапов каждую неделю. В результате этих мероприятий наем ИТ-специалистов в МТС вырос в четыре раза, а отток — на рекордно низком уровне.

Тинькофф: от первого российского онлайн-банка до широкого внедрения ИИ в продукты своей экосистемы

Тинькофф справедливо можно отнести к пионерам внедрений инноваций в продукты и процессы. Так, например, банк изначально основное внимание сосредоточил на развитии с помощью дистанционных каналов обслуживания и эффективном использовании больших данных. Существующая на сегодняшний день экосистема предоставляет частным лицам и бизнесу онлайн-доступ к большому количеству услуг вокруг потребностей клиента.

Тинькофф реализует стратегию AI Banking, активно задействуя технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. К примеру, голосовой помощник Олег обрабатывает более 40% сервисных обращений клиентов в чатах без участия сотрудников банка, а контакт-центр решает вопросы пользователей, в среднем, менее чем за минуту.

Как заявляют в компании, все продукты и большинство внутренних ИТ-систем Тинькофф разработаны самим банком, а 70% сотрудников штаб-квартиры — это ИТ-специалисты. По словам основателя финансовой организации, набирая команду на старте, предпочтение отдавали людям, способным мыслить нестандартно и реализовать абсолютно новую для России бизнес-модель. Процессы строили с нуля, «не отвлекаясь на борьбу интересов, которая неизбежно присутствует в традиционных организациях при смене бизнес-модели».

Тинькофф первым из российских банков уже практически 10 лет назад внедрил технологию идентификации клиентов по голосу в своем колл-центре, чтобы экономить их время и обеспечить дополнительный уровень безопасности. В направлении интернет-банка и мобильного приложения, по словам руководства банка на тот период, делали ставку на собственную команду разработчиков, отдавая внешним подрядчикам только базовые технические функции.

Стремление опережать тренды и сегодня характерно для экспертов банка, лидирующих в своем направлении. Недавно директор по искусственному интеллекту Тинькофф Виктор Тарнавский сообщил о создании специализированных LLM — больших языковых моделей — для широкого внедрения ИИ в продукты экосистемы.

Виктор Тарнавский: Мы создаем специализированные LLM — большие языковые модели — для широкого внедрения ИИ в продукты экосистемы Тинькофф

Он 10 лет проработал в Яндексе, создав ряд популярных сервисов, и сегодня стоит у истоков запуска новых продуктов и функциональных возможностей, основанных на LLM в экосистеме Тинькофф. По словам эксперта, «LLM создают гибкость и глубину коммуникации, недостижимую в более старых подходах», при этом речь не идет о создании аналога ChatGPT.

«Тинькофф — одна из немногих компаний в России, способных строить большие языковые модели такого уровня. Мы обладаем достаточным количеством данных, вычислительных мощностей и сильной командой, — добавил Виктор Тарнавский. — Специализация на конкретных продуктах ускоряет time to market для прорывных решений».

По его словам, построение общего решения — потеря фокуса для компании. В частности, экосистема пока не планирует выводить свои LLM решения на B2B-рынок.

ВТБ: технологически новый банк по итогам первого этапа цифровой трансформации

В начале 2023 года ВТБ объявил о завершении стратегического цикла цифровой трансформации в банке, которая стартовала в 2019 году под руководством заместителя президента-председателя правления ВТБ Вадима Кулика.

Вадим Кулик окончил Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева и Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова по специальности «Финансы и кредит». С 1995 года работал в различных компаниях финансового сектора, а в январе 2013 года стал членом правления Сбербанка. В мае 2017 года он занял должность первого заместителя председателя правления холдинга «Открытие», затем перешел на должность заместителя председателя правления Газпромбанка. С 2019 года осуществляет вместе с командой ВТБ цифровую трансформацию банка, экономический эффект которой в рамках первого этапа, с 2019 по 2022 гг., превысил 300 млрд рублей.

В результате цифровой трансформации ВТБ под руководством Вадима Кулика создан технологически новый банк

В результате был создан технологически новый банк, соответствующий лучшим стандартам индустрии в части надежности, отказоустойчивости, импортонезависимости, способный быстро адаптироваться к требованиям внешней среды. В банке отмечают о выполнении унификации информационных систем, устранении продуктового отставания.

Сегодня ВТБ стремится к полностью цифровым процессам и простоте взаимодействия своих клиентов с банковскими продуктами. Результаты этой работы видны уже сейчас: 13 млн розничных клиентов ежемесячно совершают более 90 млн операций в интернет-банке, более 1 млн компаний малого и среднего бизнеса пользуются интернет-банком СМБ. Кроме того, 25 тыс. клиентов крупного бизнеса используют ВТБ бизнес-онлайн, а система ВТБ Pro решает порядка 400 тыс. клиентских задач в неделю.

Как сообщили в финансовой организации, ВТБ нацелен на опережение рыночных трендов. Выбранный путь развития обеспечивает технологический суверенитет (70% прикладных систем не зависимы от зарубежных технологий), импортозамещение затронуло абсолютно все программы и ИТ-инструменты, с которыми взаимодействует любой сотрудник банка. Расходы на отечественное ПО превысили 80% в общем объеме таких расходов, а к концу 2024 года в критической ИТ-инфраструктуре банк планирует оставить только российский софт.

Также, в восемь раз сокращен срок вывода продуктов, достигнуты максимальная персонализация банковских сервисов, надежность всех систем и непрерывность бизнес-процессов.

Банк не только разрабатывает, а уже перешел к этапу тиражирования собственных ИТ-решений. Среди них сложные наукоемкие разработки, выступающие альтернативой ушедшим с рынка зарубежным решениям. Оптимизатор ВТБ, созданный специалистами ВТБ и МФТИ, стал первым полностью российским решением для оценки эффективности и оптимизации бизнес-процессов. Криптоанклав — решение для безопасного объединения больших данных в финансовом и высокотехнологичном секторах экономики — также разработка ВТБ и МФТИ, не имеющая аналогов на российском рынке.

«ВТБ обладает потенциалом тиражирования собственного опыта цифровой трансформации на другие системообразующие предприятия внутри страны», — добавили в компании.

Технологии трансформируют организации, меняя бизнес-модели, источники монетизации, процессы и клиентский опыт, способствуя росту компаний с опережением рынка. Изучение оптимальных цифровых продуктов и решений, а также обмен опытом в ИТ-сообществах, развиваемых лидерами цифровой трансформации, — очевидно, способны внести значительный вклад в построение более эффективной экономики.