Спецпроекты

На страницу обзора
Облака помогли бизнесу в самые тяжелые моменты пандемии

В последние годы облачные технологии уверенно вошли в нашу жизнь. Резервное копирование данных, файлы с совместным доступом, почтовые аккаунты, веб-приложения — уже давно привычные для нас вещи. Для бизнеса облачные решения больше не прихоть, а необходимость. О тенденциях на облачном рынке, об отношении бизнеса к облакам и проблемах российских облачных провайдеров в интервью CNews рассказал Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud.

Евгений КолбинSberCloud

«Быстрый рост стал возможен благодаря надежности облачных технологий и продолжающемуся процессу цифровизации мировой экономики»

CNews: Как меняется рынок облачных технологий в России и в мире?

Евгений Колбин: Облака уже давно стали глобальным рынком. Сейчас его объем составляет более $370 млрд. Несмотря на размеры и зрелость рынка, «облако», по мнению аналитиков Gartner и IDC, самый быстрорастущий сегмент ИТ-расходов. В 2024 году его рост превысит $1,2 трлн. В прошлом году 60% компаний увеличили предполагаемый уровень потребления облачных сервисов, а спрос на позицию senior cloud executives вырос на 224%.

Евгений Колбин, SberCloud: В прошлом году 60% компаний увеличили предполагаемый уровень потребления облачных сервисов

Во многом быстрый рост стал возможен благодаря надежности облачных технологий и продолжающемуся процессу цифровизации мировой экономики. Согласно результатам исследований и опросов, компании все больше начинают смотреть в сторону облачной инфраструктуры в рамках цифровой трансформации своего бизнеса. Кроме того, появился такой тренд — создание региональных облачных экосистем. Так страны хотят обеспечить геополитическое регулирование отрасли и установить свой технологический суверенитет.

CNews: Какие тренды наиболее заметны на рынке сегодня?

Евгений Колбин: Их много. Среди компаний растет популярность подхода cloud only — «только облака». Облачный вариант построения инфраструктуры становится самым быстрым и недорогим сценарием для перехода на современную архитектуру. Все большим спросом пользуются приложения на базе AI. Они упрощают работу с большим объемом данных и ускоряют производственные процессы.

Тестирование и разработка приложений переходит в «облако». Параллельно растет спрос на приложения для IoT, который, в свою очередь, рождает потребность в масштабируемых вычислениях и хранении данных. Правда, пока это, скорее, тренд мирового рынка.

Мы также видим, что среди географически распределенных компаний растет потребность в так называемых распределенных облаках. Их ЦОДы могут располагаться в разных местах, городах или регионах. Использование таких решений, соответственно, меняет требования к ИБ. Компании активнее покупают продукты, обеспечивающие безопасность работы в облаке.

Развитие облачных технологий приводит к тому, что на рынке появляются новые виды сервисов. Например, DBaaS — Database as a Service — облачные базы данных по подписке, или DRaaS — Data Recovery as a Service — услуга аварийного восстановления данных. Помимо этого, мы видим тренд на всеобъемлющий облачный аутсорсинг, который даже получил специальное название XaaS — Everything as a Service.

CNews: Существует ли отставание российского облачного рынка от глобального? Если да, то в чем оно выражается?

Евгений Колбин: Да, существует. Отечественные компании отстают от лидеров мирового облачного рынка Северной Америки и Китая по уровню проникновения «облаков» в бизнес, промышленность и госсектор.

Российский облачный рынок появился значительно позже мирового. Разница составляет больше пяти лет, что немало, когда речь идет о передовых технологиях. Эта незрелость рынка, особенно на раннем этапе его развития, привела к тому, что у нас так слабо представлены облачные гиперскейлеры.

В целом, наш рынок развивается по той же схеме, что и глобальный. Мы используем те же технологии и бизнес-процессы.

Краткая биография

Евгений Колбин

  • Прошел обучение в ряде ведущих вузов России и США, Лондонской школе бизнеса.
  • Около 16 лет проработал в Citibank на разных должностях.
  • С ноября 2014 г. — в структуре Сбербанка.
  • При его участии создан новый интернет-банк для юридических лиц, признанный лучшим в Восточной Европе.
  • Принимал участие в создании линейки продуктов дистанционного банковского обслуживания для корпоративных клиентов и развитии экосистемы небанковских сервисов «Сбербанк Бизнес Онлайн».
  • С 9 января 2020 г. — генеральный директор компании SberCloud — облачного провайдера сервисов по моделям IaaS и PaaS для малого, среднего и крупного бизнеса.

CNews: Как преодолеть это отставание?

Евгений Колбин: С помощью двух факторов. Первый высокая востребованность «облаков». Мы видим запрос на облачные сервисы со стороны крупного бизнеса, и этот запрос растет с каждым годом. Когда к нему добавится массовый спрос со стороны малого и среднего бизнеса, а также государства, тогда возможно произойдет количественный и качественный скачок в развитии российского облачного рынка.

Второй фактор это способность отечественных провайдеров предложить бизнесу зрелые облачные сервисы. Важно не только понимать потребности клиента, но и иметь возможность предоставлять ему облачные услуги на уровне мировых стандартов.

Наша облачная платформа SberCloud.Advanced, реализованная в партнерстве с компанией Huawei, уже сейчас насчитывает более 50 IaaS/PaaS облачных продуктов. Мы предоставляем бизнесу все возможности современных облачных технологий: автомасштабируемые виртуальные серверы, сервис автоматизации развертывания, масштабирования и управления приложениями на основе Kubernetes, бессерверных вычислений, управляемых баз данных и сервисов анализа Big Data. SberCloud.Advanced позволяет эффективно управлять как ИТ-инфраструктурой, так приложениями и интернет-сервисами.

Или другой пример наш суперкомпьютер «Кристофари» и ML Space. Эта уникальная облачная программно-аппаратная платформа позволяет сделать разработку и внедрение алгоритмов машинного обучения более простой и быстрой. Для специалистов в области работы с данными ML Space предоставляет новые удобные инструменты, а компаниям и организациям, не имеющим глубокой ML-экспертизы, дает возможность использовать искусственный интеллект в своих продуктах и бизнес-приложениях.

«Наши сервисы решают проблему дефицита времени, трудовых ресурсов и облачных компетенций для быстрой, безопасной и экономически эффективной миграции в «облако»

CNews: Многие заказчики говорят о серьезном влиянии пандемии на спрос на облака в России. Согласны ли вы с этим?

Евгений Колбин: Пандемия действительно заметно повлияла на спрос, но, по-моему, это было закономерно. Большая часть компаний по всему миру перешла на дистанционный или гибридный режим работы. И многие смогли оценить такие преимущества облачных технологий, как удобство использования, стоимость и хранение данных. Кроме того, облака существенно оптимизируют издержки на собственную ИТ-инфраструктуру: на скорость запуска проектов, гибкость мощностей и быстрое масштабирование.

Облака помогли некоторым компаниям выйти из форс-мажорных ситуаций, которые нередко возникали во время пандемии. Очевидно, что ковид ускорил цифровизацию практически всех бизнесов, которые из-за самоизоляции больше не могли работать по-старому. Облачные технологии — один из ключевых моментов этой цифровизации. И, поскольку они стали уже неотъемлемой частью очень многих компаний, можно с уверенностью утверждать, что облачные сервисы и дальше будут пользоваться популярностью. Руководители компаний поняли, насколько это необходимо бизнесу.

CNews: Можно ли говорить о повышении доверия к облакам со стороны бизнеса?

Евгений Колбин: Да, можно. Помимо этого, растет и уровень экспертизы среди клиентов облачных провайдеров. Все больше компаний выказывают готовность к интеграции «облаков» в свои бизнес-процессы. Им стала понятна надежность и безопасность облачных решений. У российских провайдеров все же уже есть значительный опыт.

Евгений Колбин, SberCloud: Облака помогли некоторым компаниям выйти из форс-мажорных ситуаций, которые нередко возникали во время пандемии

Например, в SberCloud мы не просто предоставляем клиентам облачные ресурсы, но и помогаем пересмотреть, изменить архитектуру их приложений для более эффективного использования наших «облаков». Одно из наших направлений бизнеса — SberCloud Professional Services. Это комплекс инженерных и консультационных услуг по внедрению и адаптации облачных продуктов, включая технологический консалтинг, миграцию, а также установку и настройку ПО в «облаке» SberCloud. Наши сервисы решают проблему дефицита времени, трудовых ресурсов и облачных компетенций для быстрой, безопасной и экономически эффективной миграции в «облако».

Руководители компаний осознали, что облачные технологии надежны по нескольким причинам. Во-первых, ведущие российские облачные провайдеры предлагают действительно высокий уровень SLA, во-вторых, имеют в своей инфраструктуре географически распределенные ЦОДы. При необходимости они выравнивают и равномерно распределяют нагрузку между вычислительными узлами, а при отказе одного из них другие узлы берут на себя выполнение его функций.

CNews: Какую долю рынка занимает SberCloud?

Евгений Колбин: SberCloud в 2020 году в сегменте IaaS занял 5 место — с долей 8%. При этом, согласно исследованию TMT-Consulting этого года, на рынке PaaS наиболее заметную долю занимают относительно новые облачные игроки. В 2020 году SberCloud, Yandex.Cloud и Mail.Ru Cloud Solutions показали стремительный рост выручки от облачного направления в целом.

CNews: Какие крупные проекты SberСloud реализовал в последнее время?

Евгений Колбин: Не могу не упомянуть про семейство виртуальных ассистентов «Салют» Сбера. Для их создания и обучения использовались ресурсы суперкомпьютера «Кристофари» и наши облачные ML-сервисы. Благодаря этому сегодня миллионы пользователей могут общаться с ассистентами — Джой, Афина и Сбер — через мобильные приложения СберБанк Онлайн и Сбер Салют, но также с расширившейся линейки умных устройств Sber и телевизоров под управлением ОС Салют ТВ.

Компания «Уралхим» воспользовалась возможностями облачной платформы SberСloud.Advanced, которая построена на технологиях компании Huawei, для проекта «Внедрение платформы корпоративных данных и глубокой аналитики». SberCloud организовала для «Уралхима» бесплатные тестовые среды разработки, системную консультационную работу с клиентом, а также обучение его специалистов. В результате был успешно запущен проект e-commerce в «облаке» SberСloud.Advanced. Кроме того, было принято решение о переносе сред разработки и тестирования других проектов в SberCloud.

На нашей полке появился сервис SmartSpeech от SberDevices, который позволяет применять речевые технологии в бизнесе без дополнительных затрат на их разработку и закупку оборудования. Это первый партнерский продукт на основе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, доступный на высокопроизводительной инфраструктуре SberCloud. SmartSpeech умеет очень точно распознавать и синтезировать речь на русском языке. С его помощью можно создавать новые и оснащать уже существующие продукты и услуги передовыми речевыми технологиями.

И хотелось бы упомянуть еще один кейс. Компания Mediascope, российский лидер в области медиаисследований, запустила решение для работы с данными на основе сервисов платформы SberCloud.Advanced, созданной в партнерстве с компанией Huawei.

CNews: Каких перемен на рынке вы ждете? Что нас ждет в будущем?

Евгений Колбин: Все новые и новые компании начнут пользоваться облачными услугами, стремясь снизить затраты и сократить время разработки цифровых продуктов. Провайдеры станут их важными союзниками в этом деле. Они помогут оптимизировать расходы на содержание архитектуры и обеспечить стабильную работу сервисов.

В пандемию многим компаниям пришлось перейти на удаленную работу. Владельцы бизнеса были вынуждены закупать виртуальные рабочие места, чтобы предоставить сотрудникам безопасный доступ ко всем необходимым для работы программам. Отказ от офисов существенно сократил затраты на аренду помещений и обслуживание инфраструктуры. Поэтому эксперты предрекают этому сегменту дальнейший рост, по версии Gartner — до $2,5 млрд к 2022 году.

Доля PaaS-рынка увеличится, в том числе за счет облачного ML. Искусственный интеллект станет неотъемлемой частью облачного бизнеса. Уже сейчас на нашей платформе SberCloud ML Space команды инженеров могут разрабатывать сложные модели на базе ИИ и машинного обучения, при этом в систему вшиты необходимые для этого инструменты.

Гибкость и разнообразие сервисов делает облако благодатной средой для развития технологий машинного обучения. В ближайшее время можно ожидать более широкого распространения этих технологий во многих отраслях и сферах бизнеса. Уже сейчас эксперты Deloitte оценивают рынок облачного машинного обучения в $2–5 млрд, а в 2025 году он может достичь $13 млрд. При этом ML будет использоваться и для оптимизации работы облаков, и автоматизации его управления.

CNews: Какие тенденции, помимо распространения ИИ, будут набирать силу?

Евгений Колбин: Все больше компаний будут стремиться распределить операции между публичными и частными облаками. Пока мало кто из клиентов может перенести все свои данные в «облако». По мере унификации облачных технологий компании будут чаще подбирать под себя не целые сервисы, а даже отдельные компоненты, и провайдерам, вероятно, придется адаптировать свои модели продаж.

Из первого тренда следует второй. Крупные облачные провайдеры будут вынуждены налаживать связи между своими продуктами, чтобы клиенты могли использовать сразу несколько. Это потребует не только взаимных интеграций, но и более сложной коллаборации — обмена данными, доступа к партнерам по производству и сбыту. А они, в свою очередь, работают по разным стандартам. Но это, скорее, не ближайшая, а среднесрочная перспектива.

SaaS-поставщики будут концентрироваться на самом продукте, а не на бэкенд-части. Чем больше компаний переходят в «облако», тем выше спрос на решения, адаптированные под задачи конкретных индустрий. Это будет мотивировать провайдеров облачных услуг развивать партнерства с разработчиками ПО для отраслевых решений.

Государственные учреждения начнут активнее использовать облачные технологии. Это движение уже началось. Особые требования к облачным провайдерам с точки зрения работы с данными, безопасности и соблюдения всевозможных нормативных ограничений замедляют этот процесс. Но это лишь вопрос времени.

С каждым годом на рынке появляется все больше инновационных средств защиты и предупреждения кибератак. Согласно исследованию TechSci Research, расходы компаний на облачную кибербезопасность в 2021 году превысят $10 млрд.

Ну и, напоследок, приятная новость для геймеров. Думаю, что в перспективе облачный гейминг станет таким же распространенным, как стриминг музыки и кино. Пользователю будет необязательно покупать дорогую консоль — PlayStation или Xbox. Он получит мгновенный доступ к огромной библиотеке игр, любую из которых можно будет запустить на собственном устройстве. Сейчас сложно оценить скорость развития облачного гейминга, но движение в этом направлении уже началось.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS 2021
№ 2020 Компания Выручка от оказания услуг IaaS в 2019г., ₽тыс., включая НДС
1 Ростелеком/Ростелеком-ЦОД (1) (2) 3 595 200
2 Softline 5 629 685
3 МТС (3) 3 347 860
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS 2021
№ 2020 Название компании/бренда Выручка от оказания услуг SaaS в 2020г., ₽тыс., включая НДС
1 Softline (1) 22 437 652
2 СКБ Контур (2) 17 700 000
3 Тензор 7 200 024
Подробнее