Спецпроекты

На страницу обзора
Мы создадим цифровые модели взаимодействия с клиентами, партнерами и сотрудниками

Происходящие на мировых рынках перемены прямо сказались на моделях развития гигантов самых разных отраслей. О том, какие инструменты помогают побеждать конкурентов в новых гиперцифровых реалиях, в интервью CNews рассказал Игорь Буланцев, член совета директоров, заместитель генерального директора — директор по экономике и финансам компании «Уралхим».

Игорь Буланцев«Уралхим»

CNews: Расскажите, какие новые вызовы, связанные с цифровизацией, встают перед компаниями из сегмента минеральных удобрений?

Игорь Буланцев: Пандемия показала, что онлайн теперь будет существенной частью бизнес-модели компании, и без него она не сможет конкурировать на рынке. Чтобы соответствовать ожиданиям клиентов, мы должны наращивать и развивать взаимодействие с ними в цифровом формате, повышать количество электронных продаж и конверсию таргетированных предложений в сделке.

Если говорить о производственных процессах, то здесь основной задачей «Уралхима» стал вывод установок в режим постоянного максимального производства продукта, что также подразумевает сокращение времени простоев, связанных с ремонтами и переналадкой. Кроме того, постоянно происходит трансформация цепочек поставок — меняются поставщики и маршруты доставки.

Все это требует наличия быстро разворачиваемых цифровых решений и динамической инфраструктуры, перестройки бизнес-процессов в цифровой формат и развития у работников цифровых навыков.

Краткая биография

Игорь Буланцев

  • Окончил МГТУ им. Баумана («Спецмашиностроение, Автоматические системы управления»), Финансовую академию при Правительстве РФ («Банки и финансы»).
  • Степень МВА в IESE Business School (University of Navarra), Испания (2006 г.).
  • В 1995–1998 гг. — начальник отдела в банке «Российский Кредит».
  • В 1998–2003 гг. — вице-президент «Гута Банка».
  • В 2003–2009 гг. — 1-й зампредседателя правления «ОргрэсБанка» (ныне — «Нордеа банк»).
  • В 2009–2016 гг. — председатель правления «Нордеа Банка».
  • В 2016–2018 гг. — старший вице-президент «Сбербанка», руководитель Sberbank CIB (корпоративно-инвестиционное подразделение).
  • С 2019 г. — заместитель генерального директора, директор по экономике и финансам ОХК «Уралхим».

CNews: Как именно цифровизуется «Уралхим»? Какие технологии и решения для вас являются стратегическими?

Игорь Буланцев: Ключевое влияние на «Уралхим» оказывают стратегические инициативы, связанные с внедрением технологий больших данных, искусственного интеллекта и роботизации, а также с созданием маркетплейса услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В качестве примера можно привести нашу цифровую платформу для фермеров Digital Agro, играющую роль экосистемы данных, которая позволит не только создавать цифровые модели прогнозов, цифровых двойников и программных роботов, но и работать с ними. Сейчас мы уже используем широкий спектр технологий, связанных с обработкой больших данных, машинным обучением, нейронными сетями, роботизацией. Еще целый ряд решений находится на стадиях проработки и внедрения.

Кроме того, существует запрос на пилотирование и внедрение цифровых ассистентов для персонала — чат-ботов и голосовых помощников. Здесь мы рассматриваем вариант с использованием решения от Сбераголосового помощника «Салют». Также в краткосрочной перспективе мы приступим к пилотированию NLP-технологий, AutoML, графы знаний для сервисов поддержки принятия решений.

CNews: Какие наиболее объемные задачи по цифровизации с понятными и исчислимыми бизнес-последствиями были реализованы вами за последний год?

Игорь Буланцев: Если возвращаться к направлению цифровизации взаимодействия с нашими заказчиками, то тут нами были внедрены CRM-система и личный кабинет клиента. За взаимодействие с поставщиками отвечает SAP Ariba (Contract Management) и система оценки благонадежности контрагента «Скоринг».

Если же перечислять ключевые производственные решения, то стоит выделить системы управления производственными установками (MES) и автоматизации лаборатории качества продукции (LIMS), систему управления материальными пропусками на оборудование и материалы, цифровой двойник установки «барабан гранулятор-сушилка». Кроме того, в «Уралхиме» появилась система оперативного планирования производства и продаж продукции Anaplan.

Игорь Буланцев: Ключевое влияние на «Уралхим» оказывают стратегические инициативы, связанные с внедрением технологий больших данных, искусственного интеллекта и роботизации

Продолжается цифровизация и в важнейшем для развития любой компании HR-департаменте. Там были внедрены система управления подбором Skillaz, система управления КПЭ сотрудников MyGoals и системы обучения персонала — Coursera, Moodle и Eduson.

Также широкое распространение в компании получили внедренные корпоративная база знаний и система управления задачами (Jira), которые используются как ИТ-подразделениями, так и бизнесом. С их помощью ведется управление внутренними задачами и поручениями подразделений.

CNews: Вы уже вскользь упомянули цифровые инициативы, связанные с обработкой больших данных. А какова в целом их роль в вашей отрасли? Какая практика хранения и обработки больших данных принята в «Уралхиме»?

Игорь Буланцев: В реальном секторе экономики большие данные играют важную и критичную роль для цифровизации производства. Каждая компания идет своим путем. Мы решили создать гибридную инфраструктуру, состоящую из on-prem и облачной частей экосистемы данных. Процессы и инструменты строятся таким образом, чтобы пользователи могли прозрачно использовать сервисы любой части экосистемы вне зависимости от места их размещения.

CNews: Как раз на фоне повышения критичности больших данных для производственных компаний «Уралхим» подписал договор о сотрудничестве со SberCloud. И здесь речь идет, среди прочего, о совместном создании новых решений в сфере обработки больших массивов данных. Есть ли у вас уже опыт сотрудничества со SberCloud? Какие решения и в каких целях были внедрены?

Игорь Буланцев: Совместно с коллегами из SberCloud мы сейчас создаем платформу данных и искусственного интеллекта с использованием облачных сервисов SberCloud.Advanced и ML Space. Подсистемы платформы обеспечат сбор, хранение и обработку большого объема данных, обучение моделей и проверку гипотез. Широкая линейка облачных сервисов SberCloud позволяет легко выбирать и оперативно мигрировать на новые сервисы по хранению данных, используя внутренние механизмы SberCloud.Advanced. Сервисы ML Space только проходят интеграцию с создаваемой платформой, но богатая палитра алгоритмов машинного обучения, нейронных сеток и AutoML в будущем должны дать нам возможность быстрой проверки гипотез и внедрения цифровых моделей в процессы бизнес-функций.

CNews: Расскажите подробнее о проекте по внедрению платформы корпоративных данных и глубокой аналитики. Какая ситуация в бизнесе привела вас к мысли о необходимости этого проекта? Какие сложности были у компании до внедрения?

Игорь Буланцев: С одной стороны, наш бизнес умеет эффективно управлять и оптимизировать свою функцию изнутри, для чего применяются цифровые модели и роботизация. С другой стороны, бизнес-функции начинают оптимизировать кросс-функциональные взаимодействия, что требует получения аналитики соответствующего уровня. Кроме того, важно отметить, что производственные и операционные системы не предназначены для интеграции данных из разных источников и долгосрочного хранения, а ведь именно этого от них требуют цифровые модели и кросс-функциональная аналитика. При этом в бизнесе есть существенная составляющая сезонности.

Все это послужило толчком для открытия проекта по созданию экосистемы по управлению данными и цифровыми моделями, которая станет основой инфраструктуры данных, способной наращивать и сокращать использование ресурсов с учетом внешних факторов.

CNews: Как реализовывался этот проект?

Игорь Буланцев: Проект по созданию экосистемы данных стартовал в начале 2021 года, и до конца года он будет завершен. Созданию платформы в столь сжатые сроки поспособствует применение облачных сервисов SberCloud: мы не тратим время на покупку, поставку и настройку оборудования и ПО, вместо этого сразу концентрируясь на создании подсистем платформы уже на всем готовом. Со стороны «Уралхима» команда состоит из семи человек, со стороны SberCloud — из двух постоянных сотрудников и целого пула подключаемых коллег, которые помогают решать возникающие ad-hoc задачи. Стоимость проекта в 3–3,5 раза дешевле, чем его реализация только на внутренних ресурсах. Расчет проводился в горизонте пяти лет.

CNews: Какие новые инициативы «Уралхим» и SberCloud планируют развивать в рамках соглашения, заключенного на ПМЭФ?

Игорь Буланцев: Мы планируем совместно создавать цифровые модели по взаимодействию с клиентами, цифровыми продажами и закупками, управлением персоналом. Также у нас в планах развитие инструментов AutoML и NLP для производственного сервиса.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS 2021
№ 2020 Название компании/бренда Выручка от оказания услуг SaaS в 2020г., ₽тыс., включая НДС
1 Softline (1) 22 437 652
2 СКБ Контур (2) 17 700 000
3 Тензор 7 200 024
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики IaaS 2021
№ 2020 Компания Выручка от оказания услуг IaaS в 2019г., ₽тыс., включая НДС
1 Ростелеком/Ростелеком-ЦОД (1) (2) 3 595 200
2 Softline 5 629 685
3 МТС (3) 3 347 860
Подробнее