Спецпроекты

На страницу обзора
ИИ, PWA и AR — главные технологические тренды на рынке корпоративной мобильной разработки

Отечественный рынок корпоративной мобильной разработки замедлился после стадии бурного роста. Заказчики стали более требовательны, особенно к вопросу обеспечения информационной безопасности, они ждут от разработчиков умные и персонализированные решения с широким набором функций. Что касается российских мобильных операционных систем, которых постепенно становится больше, то они все еще уступают позиции iOS и Android. 

Дальнейшее развитие: умеренный, а не взрывной рост

Отечественный рынок корпоративной мобильной разработки продолжает развиваться, однако не так стремительно, как это происходило в 2022 г., когда вся ИТ-отрасль начала трансформироваться на фоне очередной волны импортозамещения. Оценивая объем рынка и потенциал дальнейшего роста, лидеры отрасли приводят разные оценки — от умеренных до оптимистичных.

Так, по мнению Сергея Артёмова, директора по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress, в 20232024 гг. объем рынка увеличивался на 30%, однако после всплеска ожидаемо приходит стадия насыщения, уже в период 2025–2026 гг. позитивная динамика не превысит 25%.

Об ожидаемой стагнации говорит и Александр Ворожищев, руководитель Mobile и Frontend разработки компании Agima. На стыке 2024 и 2025 г. предприятия стали осторожнее в расходах, что связано как с общим режимом экономии, так и с хаотичными блокировками приложений в магазинах.

«Зачастую мобильное приложение воспринимается как дорогой дополнительный субпродукт к основному. Думаю, что к концу 2025 — началу 2026 гг. на рынке вновь может наметиться рост, связанный с цифровизацией бизнеса и усилением требований к информационной безопасности. Однако даже при положительной динамике не стоит ожидать значительного увеличения объемов», — добавляет спикер.

Произошедшее в 2022 г. многие разработчики восприняли как окно возможностей. Как следствие, число российских команд, чья специализация — мобильная разработка, выросло, по мнению игроков рынка, примерно на 15%.

«По итогам 2024 г. рынок заказной разработки мобильных приложений для бизнеса и госсектора в России вырос примерно на 10% и достиг ориентировочно ₽45–50 млрд. Это обусловлено высоким спросом на цифровые решения в условиях продолжающейся цифровизации, перехода на отечественные ИТ-продукты и стремления компаний к мобильности процессов. В 2025–2026 гг. ожидается сохранение положительной динамики с годовым ростом в пределах 8–12%. На рынок будут влиять внедрение отечественных мобильных ОС, развитие RuStore, распространение частных облаков и рост интереса к ИИ-решениям в мобильных продуктах», — резюмирует Юлия Мицкевич, операционный директор компании Kode.

Все больше корпоративных мобильных приложений появляются в официальном магазине RuStore. В марте 2025 г., по информации пресс-службы платформы, был преодолен рубеж в 100 млн установок. В RuStore также стремительно увеличивается число пользователей, к концу 2024 г. аудитория мобильной и веб-версии достигла отметки в 50 млн. В декабре 2023 г. этот показатель составлял лишь 26 млн.

По прогнозам опрошенных CNews экспертов, российский магазин приложений продолжит быстро развиваться, особенно после внедрения законодательных мер, таких как предустановка RuStore на российских устройствах. Плюс, на площадке RuStore создается все больше инструментов для разработчиков, например, уже внедрены платежные системы, аналитические инструменты, в планах — запуск новых функций, таких как механизмы лояльности и рекомендации.

Zero Trust — тренд в кибербезопасности приложений

Обеспечение сохранности данных в мобильных приложениях в последние годы стало не просто важным, а критически важным направлением. Инструменты кибербезопасности закладываются в цикл разработки приложения. Один из первых вопросов на этапе создания приложений, который поднимает заказчик, будь то банк, государственное учреждение или частная компания, — обсуждение MDM-решений и требований к шифрованию.

По словам опрошенных CNews экспертов, российский сегмент MDM-решений находится на подъеме. Наличие такого инструмента позволяет ИТ-отделу контролировать настройки устройства, устанавливать необходимые политики шифрования, дистанционно стирать данные или блокировать доступ при подозрительной активности. В случае, если злоумышленник пытается обойти барьеры в приложении, то информация об этом сразу же отражается в общей системе мониторинга, и специалисты SOC получают предупреждение о потенциальной угрозе.

Топ-10 игроков на рынке корпоративной мобильности

Выручка в ₽млн с НДС по итогам 2024 г.
3000
2219
1728
1530
1482
1203
1192
850
734
707

В области кибербезопасности на госсектор и бизнес также активно влияют действия регулятора. К примеру, в России ужесточается ответственность за утечки персональных данных, размер штрафов за нарушения доходит до ₽15 млн. Еще одна причина, по которой компании стали более осторожны, — растет количество целевых мобильных угроз. Например, за 8 месяцев 2024 г. «Лаборатория Касперского» зафиксировала более 30 млн кибератак на Android-устройства, что почти в 2,5 раза больше, чем в тот же период 2023 г.

«Значительную долю мобильного вредоносного ПО составляют агрессивная реклама и потенциально опасные приложения, но растет и число финансовых троянов и фишинговых атак, нацеленных на смартфоны сотрудников. Злоумышленники адаптировались к новым условиям: например, некоторые банковские трояны маскируются под популярные VPN-приложения, учитывая спрос на такие сервисы в России. В ответ компании усиливают киберконтроль: шире применяются антивирусы для мобильных устройств, системы обнаружения аномалий, шифрование трафика и контейнеризация данных. Трендом 2024 года стало внедрение принципов Zero Trust в мобильной среде, когда каждое устройство и приложение проходят строгую аутентификацию и проверку при доступе к корпоративным ресурсам», — указывает Дмитрий Свалов, технический директор компании BSS.

Будущее мобильной разработки

Говоря о технологических трендах на рынке мобильной разработки, первое, о чем необходимо упомянуть, — искусственный интеллект. Он применяется для персонализации пользовательского опыта, автоматизации процессов и улучшения взаимодействия с клиентами. Анализ поведения внутри приложений позволяет разработчикам лучше понять потребности аудитории и своевременно совершенствовать продукт.

«На рынке мобильной разработки задают тон такие важные технологические тренды, как искусственный интеллект. Он становится все более востребованным в последние годы, а его интеграция с существующими коммуникационными платформами активно захватывает рынок. Спрос со стороны заказчиков на интеграцию новых технологий, таких как нейронные сети и модели машинного обучения, продолжает расти. Однако широкому внедрению мешают определенные барьеры. Во-первых, это — время, необходимое для реализации интеграции, а во-вторых, нехватка квалифицированных кадров», — полагает Сергей Артёмов, директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress.

ИИ интегрируется также в современные прогрессивные веб-приложения (PWA), делая их более персонализированными и эффективными. Такие приложения становятся популярнее среди малого и среднего бизнеса благодаря своим ключевым преимуществам: возможностью работать без постоянного подключения к интернету, а также на любых устройствах с современными браузерами.

Искусственный интеллект — ключевой, но не единственный технологический тренд. Все чаще разработчики интегрируют в мобильные приложения инструменты AR и VR, используют мини-приложения и другие инструменты.

«Тренды в мобильной разработке сегодня — это, конечно, искусственный интеллект, автоматизация клиентского сервиса, голосовые интерфейсы. Также набирают обороты дополненная реальность и мини-приложения. 5G пока остается в тени — не столько из-за технологий, сколько из-за слабой инфраструктурной готовности. Мы замечаем, что крупные клиенты стали чаще спрашивать про PWA — прогрессивные веб-приложения — как способ быстро и дешево выйти на рынок без необходимости проходить верификацию в сторах», — резюмирует Юлия Мицкевич, операционный директор компании Kode.

CNewsMobile: Крупнейшие разработчики корпоративных мобильных приложений

№2024 №2023 Название компании Выручка от разработки корпоративных мобильных приложений в 2024 г., ₽млн без НДС Выручка от разработки корпоративных мобильных приложений в 2023 г., ₽млн без НДС Рост выручки 2024/2023, %
1
4
VK Tech
3 000
2 167
38%
2
3
2 219
2 901
-24%
3
8
Юзтех
1 728
1 511
14%
4
10
Globus IT
1 530
1 106
38%
5
7
65apps
1 482
1 363
9%

Из года в год из-за интеграции все большего количества инструментов приложения превращаются в супераппы. Крупные компании стремятся объединить на одной площадке сразу несколько сервисов, чтобы удерживать пользователей внутри одной экосистемы.

«Основной тренд, который можно отметить, — тренд на укрупнение. Рынок мобильных разработчиков неумолимо сжимается. Мы видим активные взаимные приобретения, поглощения и слияния, что будет способствовать развитию рынка супераппов — объединения различных мобильных решений в одно приложение с соответствующим уровнем безопасности», — добавляет Сергей Артёмов.

Российские ОС на пути к независимости

Разработчики при создании приложений могут выбрать одну или несколько мобильных операционных систем. Если говорить о российских, то в «Реестре программного обеспечения» Минцифры РФ представлено 8 мобильных ОС. Пожалуй, самая известная — «Аврора».

В 2025 г. стартовали продажи новых устройств на базе мобильной ОС «Аврора» — смартфонов Fplus R570 и Масштаб TrustPhone T1. Компания «Аквариус» представила компактные персональные компьютеры Aquarius NS М11 и NS М12, работающие на базе «Авроры», ориентированные на корпоративный сектор. Но несмотря на очевидный прогресс, некоторые игроки рынка считают, что «Авроре» необходимо пройти большой путь, чтобы обрести цифровую зрелость.

«С точки зрения бизнеса, мы видим, что крупные корпорации, особенно из госсектора и высокорегулируемых отраслей, начинают учитывать фактор импортонезависимости уже на этапе технического задания. Заказчики просят рассмотреть возможность адаптации решений под «Аврору» или, как минимум, обеспечить совместимость с альтернативными платформами. Это вызывает определенные сложности — экосистема еще не зрелая, не хватает инструментов и библиотек, и, конечно, есть вопросы к UX и производительности. Но все чаще такие задачи включаются в планы компаний — либо в рамках пилотных запусков, либо как стратегическая цель на горизонте 2–3 лет», — комментирует Юлия Мицкевич, операционный директор компании Kode.

Наряду с «Авророй» в отечественном «Реестре программного обеспечения» зарегистрированы такие мобильные операционные системы, как «Альт Мобильный», kvadraOS, «Ред ОС М», «Роса Мобайл», Navitel Embedded Linux, Astra Linux Common Edition. Самая «молодая» мобильная ОС в реестре — Ixios, она была зарегистрирована в начале 2025 г. И эти ОС постепенно появляются на различных устройствах. Например, состоялся релиз планшетного компьютера Oko Tab 5 Pro компании «Байтэрг» под управлением Astra Linux Mobile, а также нового смартфона Divine D, где установлена модифицированная версия Linux Debian.

Рынок российской корпоративной мобильной разработки после скачка роста стабилизируется. Заказчики стали приходить к разработчикам с более четким запросом. ИТ-компании, в свою очередь, предлагают более зрелые и функциональные продукты, закрывающие сразу несколько бизнес-задач. Если говорить о перспективах ближайших лет, то возрастет запрос на создание супераппов, все больше корпоративных приложений будет появляться в RuStore, а у отечественных мобильных ОС есть шанс, наконец, завоевать доверие у заказчиков.

Екатерина Чигвинцева