Спецпроекты

На страницу обзора
Российский рынок мобильной разработки вырос на 40%

В 2019 г. объем мирового рынка мобильных приложений и встроенных платных услуг составил $120 млрд. Пользователи тратят на них в среднем 3 ч 40 мин в день. Российский рынок пока составляет менее 1% от мирового и в 2019 г. оценивается в $1,06 млрд, что на 40% больше, чем годом ранее. В среднем россияне проводят в мобильных приложениях около 2,5 часов, что почти вдвое меньше, чем в среднем по миру.

Мировой рынок мобильной разработки

По данным ежегодного отчета State of Mobile 2020 аналитиков App Annie, в 2019 г. число скачиваний мобильных приложений выросло по сравнению с 2018 г. на 6% до 204 млрд. За последние 3 года оно увеличилось на 45%. Данные App Annie базируются на результатах общедоступных магазинов приложений, таких как App Store и Google Play, однако динамика скачиваний и трат на мобильные программы на этих ресурсах косвенно свидетельствует и о динамике в корпоративном секторе.

В 2019 г. пользователи израсходовали на приобретение мобильных приложений и покупку предлагаемых ими сервисов $120 млрд, 72% из которых приходится на игры. Аналитики ожидают, что к 2023 г. вклад мобильной индустрии в мировой ВВП достигнет $4,3 трлн. За два последних года пользователи стали проводить на 35% больше времени в своих мобильных устройствах — в 2019 г. они тратили на это в среднем 3 ч 40 мин в день.

Мировой рынок мобильной разработки приложений для конечных пользователей, $ млрд


Источник: App Annie, 2020

В списке компаний, которые в 2019 г. провели успешное IPO, первые три места занимают игроки, для кого бизнес в большой мере связан с мобильными технологиями. Это Alibaba ($167,6 млрд), Prosus, подразделение южноафриканской медиагруппы Naspers ($100 млрд) и Uber ($82,4 млрд). В целом, среди вышедших на IPO в 2019 г. компаний, стоимость тех, кто имеет в своем бизнесе мобильную составляющую, составила $544 млрд, в то время как на долю всех остальных пришлось $83 млрд.

Число загрузок мобильных приложений из интернет-магазинов, млрд


Источник: App Annie, 2020

Мировой рынок мобильной рекламы в 2019 г. составил $190 млрд, а к 2020 г. достигнет $240 млрд. Число загрузок шопинговых приложений в 2019 г. выросло на 20% до 5,4 млрд. Кроме того, в 2019 г. потребители в 1,5 раза чаще пользовались развлекательными приложениями, чем в 2017 г.

Тенденции мобильной разработки

Одной из самых заметных тенденций в области мобильной разработки стало распространение чат-ботов. Заказчики оценили их эффективность и стали активно использовать как в работе колл-центров, так и при взаимодействии с клиентами. Сейчас в Google Play около 2,2 млн чат-ботов, в App Store — около 2 млн. Так что у заказчиков есть множество возможностей для встраивания их в свои приложения.

Конкурентами чат-ботов могут стать цифровые помощники, такие как Siri от Apple, Алиса от «Яндекса» и т.д. Их число, как и функциональные возможности, постоянно растут.

Еще одна тенденция — все большая популярность умных носимых гаджетов: часов, фитнес-браслетов, трекеров и т.д. В ближайшее время они будут интегрированы в различные приложения. Примерно так же обстоят дела и с устройствами интернета вещей.

Не миновала сферу мобильной разработки и мода на применение средств виртуальной и дополненной реальности. Если раньше они использовались, в основном, в играх, то теперь начинают появляться и в других сферах, например, при навигации по Google Maps.

В ближайшие годы продолжится развитие электронных платежей с помощью мобильных приложений. А вместе с ними будут расти требования к обеспечению информационной безопасности.

Мобильные сервисы уже сегодня интегрированы с облачными платформами — хранят там данные, выполняют сложные задачи. В 2020 г. этот тренд продолжит развиваться. И, наверное, самые большие ожидания связаны с распространением 5G. Если технология «выстрелит» в 2020 г., мобильным разработчикам придется обновлять свои приложения под новые технологические требования.

Самые популярные приложения

В списке самых популярных мобильных приложений — мобильные кошельки, банковские и финансовые приложения. По данным App Annie, число пользователей таких решений в 2019 г. увеличилось в среднем на 20%, в том числе банковских на 15%.

На втором месте шоппинговые приложения. Покупатели используют их для поиска, изучения и приобретения товаров, участия в программах лояльности. В 2019 г. такие приложения скачали более 5,4 млрд раз, что на 20% больше, чем в 2018 г. При этом, как отмечают аналитики App Annie, мобильные приложения становятся чуть не ключевым направлением развития омниканальности — пользователи используют их не только в процессе выбора и покупки товаров, но и для контроля доставки или получения товара в магазине.

Все более популярны приложения различных ресторанов и сервисов доставки еды и напитков. Число их загрузок в 2019 г. в среднем по миру выросло на 105%. В США около 60% продаж в этом сегменте происходит именно через сервисы доставки. При этом покупатели используют приложения не только для выбора и покупки, но и для отслеживания движения курьера.

Рынок мобильной разработки 2019: основные факты
• 3,5 млрд человек пользуются смартфонами
• 50 раз в день смотрит на экран смартфона его владелец
• 204 млрд составило число загрузок приложений из Google Play и App Store
• 95% приложений для Android и 90% приложений для iOS являются бесплатными
• 62% платных мобильных приложений стоят $0,99 — $2,99
• 72% расходов на мобильные приложения приходится на игры
• 79% пользователей смартфонов по разным причинам удаляют новое приложение в течение первого дня после его установки. Только 12-15% этих приложений загружаются вновь.
• 46% пользователей отказываются продолжать использовать приложение на своем устройстве из-за его низкой производительности.
• 79% пользователей смартфонов совершают покупки при помощи мобильных устройств

В 2019 г. пользователи во всем мире пользовались развлекательными приложениями на 50% чаще, чем в 2017 г. Этому способствовало расширение возможности просмотра потокового видео на мобильных устройствах. К традиционным лидерам рынка Netflix, Amazon Prime Video и HBO NOW в 2019 г. присоединились Disney+ и AppleTV+. В 2020 г. ожидается появление еще как минимум двух крупных игроков — HBO Max и NBC Universal Peacock. Среди музыкальных сервисов лидирует YouTube Music, число пользователей которого к декабрю 2019 г. увеличилось на 980% по сравнению с декабрем 2017-го.

В 2019 г. пользователи скачали мобильные приложения для социальных сетей и обмена сообщениями 9,5 млрд раз. По сравнению с 2017-м они уделяют им на 25% больше времени. В целом, пользователи проводят в соцсетях и мессенджерах около 50% всего времени, затраченного на пользование приложениями.

В 2019 г. примерно на 50% увеличилось число скачиваний приложений для путешествий, транспорта и навигации. Аналитики App Annie особо отмечают рост интереса к приложениям совместного использования (ride-shearing) велосипедов, скутеров, автомобилей.

Более $2,2 млрд потратили пользователи в приложениях сервисов знакомств — это в 2 раза больше, чем в 2017 г. На 30% больше времени они стали проводить в спортивных приложениях, просматривая там самые популярные спортивные мероприятия. На 130% больше, чем в 2017-м, они потратили на приложения для здоровья и фитнеса — около $1,5 млрд.

Российский рынок мобильной разработки

По данным App Annie, в 2019 г. россияне потратили на мобильные приложения и встроенные в них сервисы $1,06 млрд, что на 40% больше, чем годом ранее. Таким образом, российский рынок составляет примерно 0,8% от мирового рынка. Российские пользователи в 2019 г. скачали мобильные приложения более 5,1 млрд раз.

В среднем россияне проводят в мобильных приложениях около 2,5 часов, что на 10% больше, чем еще 2 года назад. Интересно, что это почти на 50% времени меньше, чем в среднем по миру.

Время, проведенное пользователями в мобильных приложениях (часов)


Источник: App Annie, 2020

В течение 2019 г. россияне 25 млн раз скачали финансовые приложения, число пользователей FinTech-приложений увеличилось на 90%, а банковских — на 40%. Самыми популярными в России являются FinTech-приложения Google Pay, «Налоги ФЛ» от Федеральной налоговой службы и «Тинькофф» одноименного банка.

На 30% больше времени стали проводить жители России в приложениях для онлайн-покупок. Самое популярное из них — Avito, далее следуют AliExpress и Wildberrys. Более чем на 200% выросло число пользователей приложений по доставке еды. Более чем на 100% больше потратили жители России в приложениях для здоровья и фитнеса.

События и тренды российского рынка

Среди важнейших событий прошедшего 2019 г. и текущего 2020 г. — инициатива ФАС по обязательной установке приложений российских разработчиков на поставляемые в страну смартфоны. Впервые об этом заговорили летом 2019 г. Речь шла о предустановке мессенджеров, карт, поисковиков и других программ, точный список которых должно было составить правительство. Соответствующий закон, получивший название «закон против Apple», был подписан президентом в декабре 2019 г. и должен был вступить в силу с 1 июля 2020 г. Однако потом сроки вступления были перенесены на 1 января 2021 г. в связи с пандемией коронавируса.

В июне 2020 г. появилась информация, что ФАС подготовила новый проект постановления, в котором позволила заменить программы на иконки для их скачивания. Это означает, что в новые смартфоны не будут предустанавливаться приложения, а пользователям не придется тратить время на их удаление, если пользоваться ими они не планируют. Иконка перенаправит их в магазин приложений — Google Play для Android, App Store для iOS, App Gallery для смартфонов Huawei.

Рост популярности мобильных приложений сказался и на бизнес-среде, для которой использование такого ПО — путь к дальнейшей цифровизации. «Бизнес давно понял, что мобильные приложения — это самый эффективный канал доступа к клиентам. Поэтому бюджеты на разработку мобильных приложений растут», — отмечает Иван Михеев, заместитель технического директора Agima.

Клиенты становятся все более зрелыми и требовательными. Разработчикам приходится иметь дело с квалифицированными менеджерами продуктов, директорами по цифровой трансформации, руководителями цифровых офисов, которые мыслят категориями бизнес-потребностей или пользовательских задач, и их запросы в большинстве случаев уже содержат в себе понятное описание. Разработчики отмечают тренд на усложнение работ. «Мобильная разработка — это про комплексные ИТ-решения, которые, помимо уже знакомых UX/UI, могут включать и технологии машинного обучения, и сложные API, и значительную часть Back-end», — говорит Дмитрий Панкрушев, директор по работе с корпоративными клиентами Redmadrobot.

При этом все опрошенные CNews эксперты отмечают острый кадровый город на рынке разработчиков мобильных решений и, одновременно, высокую квалификацию существующих специалистов, которая позволяет им делать мобильные приложения мирового уровня. По мнению Алексея Козака, генерального директора Kode, порог входа в профессию невысок. «Чтобы стать высокооплачиваемым врачом или пилотом самолета, нужно долго учиться и потом проходить практику. В ИТ и мобильной разработке в частности, можно работать без диплома. Начать программировать можно и в 10 классе, а к 20 годам иметь 3 года опыта и рассчитывать на высокую по сравнению с остальной Россией заработную плату», — продолжает Алексей Козак.

«Залог успеха в такой глобальной сфере, как мобильная разработка, — это, в первую очередь, высокое качество продукта. Создавая цифровые решения для крупных банков и не только, диджитал давно привык применять максимально новые технологии и заручился профессионализмом опытных специалистов, ведь без сильной команды мы не смогли бы достичь таких высот», — резюмирует Павел Короткий, генеральный директор Globus.

Наталья Рудычева