Разделы

Интернет Безопасность Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Неделя в Сети: Нет худа без добра

Роза Иванова

Бурление и кипение предыдущей недели сменилось лихорадочно-паническими настроениями на прошедшей. Пессимистичный тон задали события на торгах, оттеснив все прочее, как несравнимо менее яркое по эмоциям и накалу, на второстепенный план.

Итак, случилось страшное. По итогам торгов 6 февраля NASDAQ опустился до трехмесячного минимума, да и в течение всей недели он вовсю давал понять, что всё к тому и идет. После эйфории 30 января, когда американскому фондовому рынку удалось отыграть потери, наступил достаточно закономерный спад. По общим итогам января выяснилось: за первый месяц года NASDAQ снизился на 0,8%, Dow потерял 1,7%, а S&P 500 упал на 1,5%. Подобная статистика предвещает не очень хорошие перспективы на весь 2002 год, поскольку, по данным Stock Trader's Almanac, после 1950 года в 80% случаев направление фондовых индексов в январе совпадало с итоговым годовым. Впрочем, падение индексов в течение трех лет подряд является исключительным и крайне редким событием, и поэтому стоит надеяться, что 2002 год будет отнесен к тем 20%, когда динамика января и всего года в целом не совпадала.

Тем не менее, все последовавшие за этими результатами дни тоже не принесли ничего хорошего. Продолжилось падение, ставшее следствием разноречивых экономических новостей, из которых основным негативным фактором была признана информация о сокращении значительного числа рабочих мест в экономике США в январе. В результате, по итогам недели NASDAQ опустился на 1,3%, а относительно уровня начала года индекс упал на 2%.

А дальше - больше. На этот раз виновником неутешительных результатов торгов 4 февраля стала резко возросшая озабоченность относительно методов бухгалтерского учета в американских компаниях, особенно, в Enterasys, Tyco и Amazon.com. Под влиянием негативных новостей на протяжении всей торговой сессии котировки катились вниз, что привело к итоговому падению NASDAQ на 2,91%.

5 февраля определились новые аутсайдеры: теперь снижение котировок техсектора произошло по вине производителя сетевого оборудования Ciena, предупредившего о расширении квартальных потерь, а также оператора связи Sprint, теряющего доходы. "Энронобоязнь", то есть боязнь повторения банкротства, подобного Enron, выражающаяся в настоящий момент в сбросе акций Tyco и падении котировок других компаний, стала хронической. Банкротство Enron отразилось даже на положении Microsoft, поставив под сомнение успешную реализацию планов корпорации по развертыванию инфраструктуры широкополосного интернет-доступа.

"На рынке витают панические ощущения того, что слабость телекоммуникационного и сетевого сектора может распространиться на всю высокотехнологичную индустрию в целом", - прокомментировал ситуацию Тим Хикин (Tim Heekin), возглавляющий отделение трейдинга Thomas Weisel Partners.

И наконец, 6 февраля, несмотря на то, что проблемы компаний с бухгалтерской отчетностью отошли на второй план, а акции корпораций, пострадавших от подозрений, начали восстанавливаться в цене, падение внутри техсектора продолжилось. Особенно заметно подешевели акции телекоммуникационных компаний и производителей программного обеспечения. В результате, по итогам торгов среды, NASDAQ опустился до своего трехмесячного минимума.

Наряду с этим, как-то исподволь стало расти и крепнуть мнение аналитиков, что, невзирая на происходящее падение, рынок вскоре все же ожидает смена тенденций. Так, по мнению Дэвида Бриггса (David Briggs), возглавляющего отделение трейдинга Federated Investors, "появились определенные признаки того, что худшее для рынка уже позади. К концу недели вероятен подъем, и для его начала не хватает лишь реального катализатора (события или новости, способных изменить настроения участников рынка)".

Уж полночь близится, а Германа (то естькатализатора) все нет. Ситуация остается нестабильной настолько, что прогнозы аналитиков чаще всего напоминают гадание с вариантами "Пациент скорее жив, чем мертв", "Пациент скорее мертв, чем жив", "Одно из двух - или он мертв, или он жив". Большей точности в прогнозах пока не наблюдается. И хотелось бы, чтобы лихорадка уже миновала кризис и повернула на выздоровление... Ан нет. Сразу после закрытия рынка пришло сообщение, снова способное продлить понижательные тенденции на рынке: Cisco Systems, объявив свои квартальные показатели, опубликовала прогнозы лишь на один квартал вперед, ссылаясь на ограниченную видимость в текущих условиях. Эта новость произвела удручающее впечатление на участников торгов, проходящих после закрытия биржи, и в результате акции Cisco упали на сделках, совершаемых после закрытия рынка, более чем на 5%, а фьючерсы на NASDAQ опустились на 1%. Также и Amazon.com фактически расписалась в том, что не сможет выполнить еще одно обещание, данное инвесторам, что в целом негативно скажется на инвестиционной привлекательности рынка интернет-компаний, для которого Amazon.com уже долгое время выступает в роли своеобразного индикатора. А популярный поисковый портал AskJeeves вообще перенес дату обнародования показателей своей квартальной отчетности на более поздний срок, поставив этим шагом аналитиков просто в тупик.

Но совсем всё плохо не бывает. Где-то пусто, где-то густо. Вот для российского интернет-трейдинга первый месяц нового года стал удачным. Московская Межбанковская Валютная Биржа (ММВБ) опубликовала список 10-ти Членов Секции фондового рынка, имеющих наибольший торговый оборот за январь 2002 года, рассчитанный по сделкам с акциями, заключенным посредством подачи заявок через интернет-шлюз ММВБ. Совокупный оборот брокеров, вошедших в список, почти достиг 68 млрд. рублей.

С конца прошлого года наблюдается рост оборотов онлайновой торговли и на фондовом рынке США. Согласно данным, представленным аналитиками компании ComPeer, в течение последнего квартала 2001 г. объем интернет-торгов на фондовом рынке вырос на 34%. При этом впервые с 2000 г. покупателей на рынке больше, чем продавцов. А наиболее популярным интернет-ресурсом финансово-экономической тематики в Великобритании стал веб-сайт онлайн-банка Egg. Согласно его собственным данным, число пользователей сервисов интернет-банкинга в Великобритании сегодня достигает 5,5 млн. человек.

Пресс-служба французского коммерческого банка Societe Generale назвала 2001 год успешным. Результаты его операционной деятельности действительно впечатляют: так, количество заключенных контрактов за год выросло на 32%.

Помимо этого, прошедший месяц принес некоторую стабильность на рынке труда зарубежных интернет-компаний. Число сокращений персонала резко снизилось, а это свидетельствует о завершении периода, когда средства вкладывались в заведомо "провальные" интернет-проекты. Таким образом, появляется надежда на начало восстановления рынка интернет-коммерции после отраслевого спада.

Среди других событий под знаменем e-commerce нельзя не отметить подключение к платежной интернет-системе PayCash интернет-магазина Chanson.2u.ru, в котором представлен широкий выбор МР3-файлов с популярными в народе песнями из фонотеки "Радио Шансон". Или вот, интересная (в плане перспектив успеха) акция по запуску нового Р2Р-сервиса MP4.com, который пополнит ряды такого рода служб, уже принадлежащих компании-организатору Vivendi Universal. МР4.com даст возможность обмениваться видеофрагментами и флэш-файлами, причем совершенно бесплатно, но с четко оформленной мыслью убедить пользователей интернета в преимуществах коммерческих файлообменных систем, которые позволят получать полные версии интересующего их продукта. Чем обернется акция - покажет будущее. До тех пор, пока существуют бесплатные пиринговые сервисы, у пользователя есть право выбора: платить или же брать просто так. А подобных служб еще осталось немало, хоть их ряды в лице Napster, Grokster или KaZaA несколько поредели. Тот же KaZaA все никак не может окончательно умереть. Его дистрибутивы доступны в Сети и сегодня, в частности, с домашних страниц своих пользователей; а сам он ненавязчиво обрел "австралийское гражданство" и в настоящее время находится вне юрисдикции затеявшего дело голландского суда. Show must go on.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Тем не менее, число желающих потратить свои деньги в Сети пока не иссякает.

В прошлом году 49% американских пользователей совершили хотя бы одну покупку в онлайне: число рекордное, по мнению аналитиков из Internet Commerce Briefing. Правда, приводимые цифры содержат скрытую угрозу для всех онлайновых торговцев и предвещают конец эры, когда рост электронной коммерции измерялся трехзначными цифрами. Зато количество покупателей, расплачивающихся за покупки в онлайне по кредитным картам, заметно больше тех, кто предпочитает использовать чеки или денежные переводы. И даже в России, где онлайн-торговля распространена гораздо меньше, а число владельцев кредитных карт оставляет желать лучшего, проблема сетевого мошенничества встает все острее и острее. Одним из решений проблемы может стать новый проект "Сетевые мошенники", запущенный порталом "Петербург Online" и интернет-магазином "Континент". В его рамках будут публиковаться имена и контактные данные тех, кто был замечен в неблаговидных действиях с кредитными картами на просторах Сети.

Что же касается рынка электронной коммерции вообще, то на днях был опубликован обзор ее итоговых показателей за 2001 год в свете прогнозов ведущих аналитических компаний. Разброс в цифрах велик: так, оборот глобального рынка В2В в 2001 году компанией eMarketer оценивается в $449 млрд., английской консалтинговой фирмой Ovum - в $245 млрд., а, скажем, компания Computer Economics оценила итоги прошлого года в $5,2 триллиона. Очевидно, ни одна из компаний не владеет сколько-нибудь адекватной методологией измерения потенциальной доходности сектора. Однако определенные тенденции все же удается зафиксировать. Так, большинство аналитиков отмечают рост осознания важности возможностей электронного бизнеса в IT-секторе.

Мы попросили прокомментировать эти результаты исполнительного директора ЗАО "Металком.ру" Данила Дехканова.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

"Я очень скептически отношусь к подобным исследованиям, - сказал господин Декханов, - и поэтому в рамках нашего портала мы не стали тратить средства, чтобы строить предположения о том, сколько будут тратить металлурги на интернет в 2003 году, и какая часть этих денег к ним вернется. Подобные прогнозы отличаются совершенно фантастическими цифрами, которые выполняют PR-функцию для самих консалтинговых групп, пытаются оживить доткомовскую тему и оставляют ярлычки на будущее. Действительно, если окажется, что прогноз оказался близким к реальности, для компании это будет большим успехом, и они смогут выступить в дальнейшем как консультанты по электронной коммерции, которые "знают, что это такое" исумеют подсказать, куда вложить средства. Подобные прогнозы чем-то напоминают лотерею, в которую играют консалтинговые компании уже не один год. Когда был доткомовский бум, те же Gartner, Morgan Stanley и др. дружно предсказывали светлое безоблачное будущее, теперь они предсказывают его весьма туманно, но предсказывают, так как это - их работа. Кроме скептицизма, других эмоций это не вызывает.

Наш портал, один из составляющих "глобальный рынок B2B", направляет свои основные исследовательские ресурсы в профильное русло - в металлургию. И поэтому могу сказать только то, что в нашей отрасли говорить о доходности тех или иных онлайн-проектов пока рано, а строить прогнозы - дело неблагодарное. Из всех рассмотренных нами западных методик проведения подобных исследований ни одна не применима к нашему российскому бизнесу. По сути дела, все эти отчеты строятся на анализе информации, которую предоставляют компании, так как западная бизнес-модель включает в себя базовое понимание значения информации и умение работать с ней. У нас - делаешь запрос на металлургический комбинат с простейшими вопросами - после 20 напоминаний по телефону получаешь по факсу бумажечку, на которой от руки написаны ответы на пару вопросов, а в остальных полях "это - закрытая информация". И на самом деле, правильные и реальные прогнозы можно будет строить только тогда, когда будет понимание значения информации как таковой и желание за эту информацию платить. Пока же можно делать лишь приблизительные прогнозы, основанные на русском "авось". Либо платить бешеные деньги за сбор достаточного количества достоверной информации и последующий тщательный анализ.

Наш прогноз на этот год - плавное, пологое развитие без каких-то резких падений или взлетов. Металлурги уже на протяжении последних 5 лет неторопливо осваивают интернет и будут его так же осваивать. Идеи создания "металлургических порталов" руководителей крупных компаний уже не беспокоят, и основная направленность - совершенствование собственных серверов, улучшение и упрощение формата работы с клиентами, продвижение собственного бренда, работа с филиалами и партнерами с использованием IT".

Но сколь бы ни были точны или неверны результаты различных сетевых исследований, сколь несовершенны бы ни были их инструменты - пока нам остается только принимать эти цифры как данность. Например, выяснилось, что больше половины американцев пользуется Сетью: а это 143 млн. человек, или 54% населения страны. Рост аудитории Сети по сравнению с 2000 г. составил 26%, а ежемесячно впервые в своей жизни в Сеть выходит 2 млн. человек, сообщает Департамент Торговли США. Много это или мало? Сравнительно с нами, конечно, много: общая интернет-аудитория одной пятой части суши, по оценкам Минсвязи, составляет всего около 10 млн. человек, хотя за прошлый год количество постоянных пользователей интернета увеличилось почти на 40%. Но у нас и телефоны-то до сих пор не в каждом доме, что уж говорить о некоторых глубинках, лишенных даже электричества... 10 миллионов - так 10, есть куда двигаться дальше. Тем более, что основными источниками увеличения числа пользователей, по мнению eMarketer, станут как раз регионы с развивающейся экономикой. Например, в Латинской Америке рост интернет-аудитории прогнозируется до 40% в год, в то время как для Северной Америки аналогичный показатель не превысит 14,3%. Всего же мировая аудитория интернета, по итогам 2001 г., составляла 445,9 млн. человек, в то время как к 2004 г., по обещаниям аналитиков, численность пользователей Сети возрастет до 709,1 млн. человек.

По поводу роста пользователей: неделя успела и попугать, и успокоить. Пущенная одним бумажным изданием "утка" быстро разлетелась по Сети, несмотря на очевидную ее нелепость. Поднявшаяся волна паники ярко продемонстрировала, что все годы так называемых демократии и прогресса ушли впустую, если спустя столько времени "свободы" мы всерьез готовы поверить в то, что пользователей интернета будут ставить на учет в милиции. МВД, положим, тут же опровергло информацию, но вдруг это - как раз случай "не бывает дыма без огня"? Страна у нас такая, ничего невозможного здесь нет, и умом ее не понять до сих пор.

Зато вслед за тем при фракции СПС в Думе был создан "Общественный экспертный совет по контролю за законодательной деятельностью в области информационных технологий". В числе его многочисленных функций - осуществлять контроль за подготовкой и прохождением соответствующих законов, препятствуя принятию на государственном уровне поспешных, неработоспособных и непродуманных решений в области интернета. Вот приедет барин, барин нас рассудит!

А интернет, пока еще не поставленный на учет в милиции, продолжает жить, прирастая количеством и качеством сайтов. Государственный интернет-канал "Россия" объявил о запуске портала "РТР-Спорт.Ru", на страницах которого болельщики Зимней Олимпиады смогут найти горячие новости, комментарии, интервью, фото и видеорепортажи. Кроме того, в режиме он-лайн пользователи Сети получат доступ к новостям футбольных и хоккейных матчей, теннисных турниров, гонок "Формулы-1" и других соревнований. Благодаря новому совместному проекту Олимпийского Комитета России и портала "Праздники.ru" каждый пользователь Сети, неравнодушный к достижениям российского спорта, сможет лично поздравить российских олимпийцев со спортивными победами первой Олимпиады тысячелетия с гарантией доставки сделанных поздравлений. Объявила об обновлении своего сайта компания "Коминфо Консалтинг": теперь ресурс не только предоставляет весь спектр информации о компании и подробно раскрывает ее политику, но и знакомит с основными направлениями в консалтинге вообще. И даже Православная церковь, уже представленная в интернете ресурсами, посвященными историческим событиям, иерархам, приверженцам православия и мученикам за веру, тематическими онлайновыми магазинами, баннерными сетями, новостными агентствами, биржами труда и даже православными службами знакомств, на заседании Федерации Интернет Образования высказалась за объединение,/a> всего этого, разрозненного, в некую отдельную православную образовательную Сеть.

А уж конкурсы, проводящиеся в интернете, стали настолько часты и привычны, что не успеваешь отмечать. Едва закончится один - как на финишную прямую выходит другой. О "другом" говорить пока не будем, а вот итоги первого - конкурса веб-сайтов Северо-Запада - уже известны. Денис Панин, главный редактор портала "Петербург Online", занявшего третье место в номинации "Лучший сайт о Санкт-Петербурге", прокомментировал результаты для CNews.ru.

По словам господина Панина, "решения жюри несколько странные. Не то, чтобы мы были в большой обиде за 3-е место: всего участников было около 500, и мы номинировались в нескольких категориях, в победной же соревновались с 15-ю сайтами. Однако, вызывает немалое удивление, что, например, в той же номинации - "Лучший сайт о Санкт-Петебурге" "Бродячей камере" не досталось ничего, зато первое место было присвоено базе фирм "Карта собственности Санкт-Петербурга", которая даже не дает никакой информации о добавлении фирмы в каталог и не отвечает на запросы пользователей! Наверное, жюри видит в Петербурге совсем не культурную столицу, а некий бизнес-центр, как бы представлен он ни был. Сказалось не столько отсутствие профессионализма, сколько полное непонимание среди большинства членов жюри, что из себя представляет сегодняшний интернет, каковы его возможности. Очень трогательно прозвучала фраза ведущего перед началом церемонии награждения: "Мы очень волнуемся, судить интернет-странички для нас дело новое, непривычное..." Это было заметно: пожалуй, нет ни одной номинации, где не возникали бы вопросы касательно странности принятого жюри решения. Например, "Интернет - Профи" - несколько непонятная номинация. Что это? Очевидно, это некие интернет-сервисы, например статистика, онлайн-переводчики, почтовые сервера в конце концов. Тогда www.hotlog.ru - естественный и логичный победитель. Но что там делает на втором месте "Активист" - сугубо развлекательный портал, одновременно с тем занявший первое место в номинации "Культура, история, туризм"? Он совершенно никакого отношения не имеет также ни к истории, ни к туризму, и лишь чуть-чуть освещает культурную жизнь города - в ее "тусовочной" части. В общем, вопросов было немало, хотя никто и не ушел обиженным. Сама организация конкурса не вызвала никаких нареканий, а форум, завершившийся подведением результатов, принес немало полезного". Несмотря на все эти недоумения, и "Петербург Online", и, наверняка, другие ресурсы, не откажутся участвовать в следующем конкурсе, если он станет ежегодным. "Нельзя занижать значение конкурсов как стимулятора роста профессионализма, - считает г-н Панин.- Нам есть куда расти, и мы надеемся, что в будущем году жюри лучше справится со своими задачами".

Мы же со своей стороны тоже надеемся, причем, на всё: на увеличение числа отечественных пользователей и полезных ресурсов, на процветание e-commerce и рост NASDAQ, на стабильность экономики и, как водится, даже на мир во всем мире. Чем черт не шутит?