Спецпроекты

На страницу обзора
Для внедрения новых технологий банкам нужны весьма веские причины
О том, какие технологии наиболее востребованы в финансовом секторе, какие решения выбирают банки, как изменился подход к ИТ-поддержке и что нового интеграторы готовы предлагать своим клиентам из банковской сферы, рассказывает генеральный директор «АМТ-Груп» Александр Гольцов.

Александр Гольцов

CNews: Финсектор одна из наиболее технологичных отраслей. Но насколько активно развивается инфраструктурная составляющая ИТ в банках?

Александр Гольцов: Банки не очень охотно идут на замену вычислительной и сетевой инфраструктуры и кардинальную смену технологий. Связано это, зачастую, не с ограничениями бюджетов, а с разумным консерватизмом, с необходимостью обеспечения максимального уровня доступности продуктивного сервиса, сохранения полного контроля и управляемости. Зачем менять то, что в течение многих лет надежно функционирует, и к чему привыкли ИТ-специалисты?

Вместе с тем, появляются новые технологии, позволяющие экономично решать задачи, связанные с существенным ростом объемов трафика, изменением его структуры и скорости обработки при помощи внедрения виртуализации, контейнеризации, облачных сервисов и формирования высокопроизводительных кластеров для обработки больших объемов информации, которые банки просто не могут игнорировать.

В результате, к внедрению новых технологий приводят, как правило, дополнительные факторы, например, изменение законодательства или отраслевых требований; окончание сроков поддержки существующего сетевого оборудования производителем; необходимость резервирования ЦОД; открытие новых подразделений и т.п.

Особняком стоят консолидационные процессы. При слиянии нескольких банковских структур мы часто наблюдаем появление избыточных ресурсов. Это влечёт за собой дополнительные и весьма значительные расходы. Помимо этого в каждой структуре есть свой набор приложений и свой подход к работе. Объединенному банку придется разделять потоки данных, опираясь при этом на одну и ту же ИТ-инфраструктуру. В этом случае требования к оптимизации расходов и унификации ИТ-инфраструктур могут стать драйвером внедрения технологий нового поколения, а в некоторых случаях являются единственным вариантом бесшовного слияния нескольких структур.

Конечно, есть банки, внедряющие передовые технологии не для решения возникших новых задач, а для получения конкурентных преимуществ или расширения портфеля услуг, но их количество сравнительно невелико. Такой подход в целом не характерен для банковской сферы, в отличие от, например, операторов связи.

CNews: Но если возникает потребность в модернизации, какие технологические решения выбирают банки? Есть ли какие-то тенденции?

Александр Гольцов: В области сетевых технологий банки следуют за основными трендами отрасли это автоматизация и программно-определяемые сети. Внимание к этим трендам обусловлено делегированием части управления и контроля на уровень программного обеспечения контроллера, что в свою очередь требует изменения сложившегося традиционного подхода к эксплуатации инфраструктуры. Чуть больше года назад на российском рынке стали появляться SD-WAN решения ведущих мировых производителей сетевого оборудования. Мы проводили их тестирование в собственной лаборатории, проверяли их работоспособность, оценивали возможность интеграции SD-WAN с традиционной сетью передачи данных для подтверждения возможности плавной миграции на SD-WAN. Для испытаний мы имитировали реальные рабочие условия. Наши специалисты и заказчики, проявившие интерес к работе нового решения, убедились в том, что технология SD-WAN достигла определенного уровня зрелости и может внедряться на сетях средних и крупных корпоративных заказчиков. То есть, уже сейчас можно перейти от теории к практике и значительно повысить уровень автоматизации КСПД.

Дополнительно стоит отметить устойчивые тенденции в направлении автоматизированных облачных моделей ЦОДов, в которых на первый план выходит автоматизация и централизованное управление ИТ-инфраструктурой ЦОД. На рынке появляются и уже используются все больше решений в части программно-определяемых сетей для ЦОДов.

CNews: Поддержка ИТ-инфраструктуры и обеспечение стабильного предоставления сервисов – это взаимосвязанные задачи? Как они решаются в банковских организациях?

Александр Гольцов: Безусловно, взаимосвязанные. Более того, мы видим, что фокус все больше смещается именно в сторону обеспечения стабильной работы сервисов, что подразумевает качественную и бесперебойную работу ИТ-инфраструктуры. Сегодня все больше банков доверяют комплексное сопровождение сервисным компаниям, что позволяет минимизировать время простоя ИТ-сервисов за счет оперативного ремонта и устранения сбоев, снизить вероятность их возникновения, повысить производительность всех систем в целом и существенно сокращает затраты на их обслуживание.

Мониторинг работы бизнес-сервисов – одна из тем, по которой в последнее время к нам регулярно поступают запросы от банков. В любом банке, особенно крупном, очень сложный ИТ-ландшафт. В эксплуатации находятся десятки информационных систем, предоставляющих сервисы как для клиентов банка, так и для бизнес-подразделений. Поэтому обеспечение стабильной работы всех ИТ-сервисов является приоритетной задачей для службы эксплуатации банка.

Как известно, вероятные проблемы и сбои лучше предотвращать или останавливать на ранних стадиях, чем исправлять. Система проактивного мониторинга «сообщает» администраторам о проблемах в сети раньше, чем эти проблемы приведут к неприятным последствиям и остановке бизнес-процессов.


goltsovbest.jpg
Александр Гольцов: Все больше банков доверяют комплексное сопровождение ИТ-инфраструктуры сервисным компаниям, что позволяет минимизировать время простоя ИТ-сервисов, повысить производительность всех систем в целом и сократить затраты на их обслуживание


Как правило, серверное и сетевое оборудование в банках уже поставлено на мониторинг, но работающий сервер не гарантирует работу информационной системы и ее сервисов. Сложность задачи заключается в том, что, во-первых, не всегда есть качественная документация по ИТ-сервисам с описанием их SLA, взаимосвязей с другими сервисами. Например, работа кредитного конвейера может зависеть от доступности сервисов АБС и CRM. Во-вторых, нет инструментов, которые бы позволили строить ресурсно-сервисную модель и связывать ее с сервисами, отсутствуют механизмы автоматического заведения инцидентов в системе Service Desk на основе данных из систем мониторинга.

CNews: Существуют ли готовые решения подобных задач? Что может предложить интегратор финансовой структуре?

Александр Гольцов: К решению таких задач мы подходим комплексно. На первом этапе необходимо выявить и обследовать бизнес-сервисы, описать процессы конфигурирования сервисов, связанных систем и оборудования. На втором этапе требуется согласовать SLA с бизнесом и только потом выполнять работы по постановке сервиса на мониторинг.

По итогам проведения работ заказчику предоставляется механизм предупреждения и оперативного устранения возникающих сбоев. ИТ-подразделения банка получают возможность контролировать работу не только приложений и ИТ-инфраструктуры, а конечных бизнес-сервисов. Бизнесу предоставляется статистика о качестве работы сервисов, потенциальных потерях, возможных рисках, направлениях улучшений.

CNews: Как новые технологии меняют привычные для банков сервисы, например, работу контакт-центров?

Александр Гольцов: Рынок контакт-центров в целом, и его банковская часть в частности, продолжает уходить в «цифру». Активно развиваются цифровые каналы обработки обращений – социальные сети, мессенджеры, чаты. Они не требуют серьезных инвестиций в инфраструктуру, но заметно повышают эффективность работы оператора.

Возрос интерес банков к роботизации. В цифровых каналах достаточно легко подключить бота и использовать его в переписке с клиентами в каналах чата или мессенджерах. Причем используются боты с различным уровнем интеллекта – как жестко запрограммированные (на вход подаются определенные команды, сценарий беседы регламентирован, то есть список вопросов и ответов ограничен), так и самообучающиеся с использованием ИИ. Такие боты легко могут снизить нагрузку на операторов, взяв на себя решение вопросов, связанных с предоставлением общей информации (адреса, валютные курсы), а также и вполне себе персональных, например, смена пин-кода карты, предоставление выписки, блокировка и так далее.

Еще одна задача в контексте общения с клиентами – растущие объемы переписки и необходимость управлять ими. Для этого используют платформы текстовой аналитики. Принцип схож с системами голосовой аналитики, только в данном случае на вход подаются объемы текстовой информации.

Несмотря на все возрастающий объем обращений через цифровые каналы, голос остается приоритетным и наиболее массовым способом общения банка со своими клиентами. Поэтому все так же остается актуальным вопрос omni-канальности, то есть хранения истории и контекста обращения клиентов вне зависимости от канала поступления. Для решения этой задачи создаются специализированные решения, например, в этом году мы заключили партнерское соглашение с израильской компаний 7Twenty. 7Twenty Engagement Platform сочетает в себе интеллектуальные решения для обработки цифровых и телефонных каналов, инструменты для анализа данных и инструменты поддержки принятия решений в режиме реального времени, которые обеспечивают кросс-канальную интеграцию и непрерывность обслуживания, и используются даже за пределами контакт-центра.

CNews: Поговорим о безопасности. Как финансовые учреждения автоматизируют процессы ИБ? Есть ли риск отстать в развитии при постоянно увеличивающемся количестве и разнообразии ИТ-систем?

Александр Гольцов: Совершенно верно, современные финансовые организации в своей деятельности применяют все больше и больше быстроразвивающихся ИТ-систем. Без адекватных защитных мер эти системы становятся весьма привлекательной целью для киберпреступников и ключевую роль в деле обеспечения безопасности играет скорость реагирования и адаптации мер защиты.

Выстраивание процессов ИБ с использованием бумажных процедур и ручной реализацией, когда, к примеру, заявки на изменение прав доступа или правил на межсетевых экранах выполняются неделями, а, в некоторых случаях, и месяцами, становится одним из блокирующих факторов при осуществлении цифровой трансформации.

Как следствие, все больше наших заказчиков-банков проявляют заинтересованность в использовании средств автоматизации процессов ИБ и централизованного управления (SOAR, Security Orchestration, Automation and Response) для работы большого количества разнообразных средств защиты с одновременной адаптацией их работы под постоянно меняющиеся потребности.

CNews: Есть ли у банков какие-то специфические запросы в сфере ИБ? Что вы предлагаете своим заказчиками из финансовой сферы?

Александр Гольцов: В большинстве финансовых организаций сетевая инфраструктура является важным, если не ключевым, средством обеспечения бизнес-процессов и даже непродолжительный отказ в работе критичных сегментов данной инфраструктуры может привести к серьезным последствиям.

Часто для защиты платежных или иных критичных сегментов используется «воздушный зазор», что в современных условиях существенно осложняет работу ИТ-систем. Наш продукт АПК InfoDiode можно использовать для безопасной передачи данных из защищенной сети в сеть интернет, обеспечения односторонней передачи электронной почты, трансляции видеопотока без риска деструктивного влияния на системы видеонаблюдения, безопасной выгрузки в защищенную сеть обновлений ОС и антивирусов и других задач, связанных с односторонней передачей данных. Отдельно хочется отметить функцию, которую мы реализовали по просьбе наших заказчиков именно среди банков – отказоустойчивый кластер из двух АПК InfoDiode.

Применение однонаправленного шлюза для защиты платежного или иного важного сегмента сети многократно ограничивает возможности злоумышленника и требует от него огромных затрат на реализацию своих планов, и именно поэтому мы видим большой рост продаж нашего InfoDiode в финансовой сфере.

CNews: Готовы ли банки отдавать задачи информационной безопасности на аутсорс?

Александр Гольцов: Рынок аутсорсинга услуг по обеспечению ИБ по-прежнему остается одним из самых динамично развивающихся сегментов рынка. Основные причины роста – продолжающийся дефицит квалифицированных специалистов и стремление компаний к оптимизации затрат в условиях жестких бюджетных лимитов.

В этом году, после вступления в силу ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры», легитимным и лицензируемым стал новый вид деятельности – мониторинг ИБ. Подобный шаг, на мой взгляд, очень важен не только для регулирования рынка ИБ, деятельности его участников, но и для потребителей этой услуги.

Признание на законодательном уровне, сформированные и сформулированные критерии оказания услуг – все это дает потребителю определенные гарантии и повышает степень его доверия к исполнителю. Мы, как активный игрок рынка услуг по обеспечению ИБ и владельцы аутсорсингового центра AMTSOC (Security Operation Center), приветствуем такие инициативы.

Уже более пяти лет мы предлагаем услугу по мониторингу ИБ нашим заказчикам в различных вариантах, в зависимости от их потребностей. Комплексный экспертный сервис позволяет заказчику доверить свою информационную безопасность нашим профессиональным инженерам и аналитикам и быть уверенными в том, что мы постоянно держим «руку на пульсе» и всегда поможем в своевременном обнаружении и реагировании на инциденты ИБ.

CNews: Сейчас активно развиваются технологии хранения и обработки данных. Как реагируют финансовые учреждения на изменения в этом сегменте?

Александр Гольцов: За последние 2-3 года существенно поменялась расстановка сил на этом рынке из-за очередной консолидации (слияние Dell EMC, поглощение Simplivity и Nimble HPE), экспансии китайских вендоров Lenovo и Huawei, а также влияния импортозамещения. Эти аспекты серьезно влияют на пересмотр прежде всего корпоративных стандартов.

Банки очень внимательно следят за развитием технологий интернета вещей, выводя на рынок новые продукты, развивая собственные облачные решения.

Начиная с конца 2017 года ведущие вендоры стали выводить на рынок сервера на базе нового поколения процессоров Intel. Очередная смена поколений вычислительных узлов информационных систем, с гораздо более высокой их производительностью, предъявляет новые требования к пропускной способности SAN. Это влечет за собой также очередную смену поколений оборудования Fiber Channel, и приводит к пересмотру или, как минимум, существенной трансформации собственно архитектуры информационных систем и, как следствие, возникновению задач миграции информационных систем на новую целевую модель инфраструктуры.

Рынок больших данных стремительно развивается, предъявляя все новые требования к аппаратной инфраструктуре информационных систем. Наиболее распространёнными задачами в банковском секторе, которые нуждаются в анализе больших данных, являются оценка клиентов, противодействие мошенникам, оперативное получение отчетности, персонализация предложений, предварительная проверка репутации потенциальных заемщиков. Конкурентная среда все чаще требует проводить такую аналитику в масштабе реального времени. При этом новые поколения систем хранения данных All Flash заметно приблизились по стоимости к традиционным дисковым системам, при существенно более высокой производительности. Это подталкивает к использованию именно таких систем для задач, требующих высокой скорости обработки данных.

CNews: Что нового вы можете предложить заказчикам этой отрасли? Работаете ли вы над новыми решениями, актуальными для банков?

Александр Гольцов: Одним из новых для нас направлений является автоматизация процессов инвестиционной деятельности. На текущий момент некоторые компании, занимающиеся сделками купли-продажи активов, в лучшем случае ведут плоские реестры, а иногда информация по сделкам просто сохраняется в сетевых папках в неструктурированном виде. У руководства компании нет достоверной и актуальной картины по сделкам, нет инструментов оперативного контроля этапов сделки, их финансовых показателей, нет списка участников процесса и так далее.

Мы предлагаем решение для автоматизации инвестиционных процессов от этапа регистрации новой идеи до закрытия проекта. Помимо формирования единой базы проектов с актуальной информацией, заказчику предоставляются инструменты для контроля за ходом сделок и статусом работ на каждом этапе процесса с фиксацией управленческих решений, а также аналитические возможности.

Еще одно важное направление – услуги электронных нефинансовых сервисов, которые должны повысить конкурентоспособность банковских продуктов на базе пластиковых карт. В современном мире область применения пластиковых карт и сервисы, которые они предоставляют, достаточно обширна – покупка товаров и услуг, программы лояльности, оплата проезда, пропускные системы, социальные программы. Но со временем карт становится слишком много. Решение заключается в том, чтобы совместить финансовые и нефинансовые сервисы на одной карте, например, на базе карты определенной платежной системы, эмитируемой банком для своих клиентов. Карта становится не только удобным платежным инструментом, но и единым идентификатором, позволяющим её владельцу получать доступ к нефинансовым сервисам в различных областях, таких как транспорт, здравоохранение, образование, государственные услуги, социальные льготы и поддержка, туризм, корпоративные программы, учет оказания услуг, спортивные и культурно-массовые мероприятия. Такое решение дает нам большой объем интересных задач в области ИТ.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2018
№2017 Название компании Выручка от проектов в финсекторе в 2017 г., ₽тыс., включая НДС
1 СберТех 30 319 977
2 ЦФТ 20 418 862
3 Epam Systems (1) 19 767 979
Подробнее