Спецпроекты

На страницу обзора
Темпы роста мирового и российского рынка ИТ-услуг практически сравнялись

Аналитики ожидают роста мирового рынка ИТ-услуг примерно на 8% в год в течение ближайших 3-5 лет. Российский рынок в 2020 г. вырос на 5% в долларах или 14% в рублях. В ближайшие 5 лет его объем в долларах будет увеличиваться на 7% в год. Дефицит кадров приведет к росту спроса на ИТ-услуги и закрытию инсорсинговых компаний. Заказчики будут чаще применять цифровые инструменты, позволяющие снизить стоимость ИТ-услуг, такие как low-code, платформенные сервисы, автоматизированные системы мониторинга и реагирования на инциденты.

Мировой рынок

Согласно отчету IDC от октября 2021 г., объем мирового рынка ИТ-услуг (системная интеграция, консалтинг и разработка заказного ПО, установка и поддержка оборудования и ПО, ИТ-обучение и тренинги) в 2021 г. достигнет отметки $1,1 трлн, что на 3,4% больше, чем годом ранее. В 2023-2024 г. он будет ежегодно расти на 3,8-4%, а в среднесрочном периоде — на 4,3% в основном за счет государственных программ цифровизации.

Основным драйвером роста мирового рынка стал высокий спрос на ИТ и бизнес-услуги там, где реализуются крупные государственные программы цифровизации, например, в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе.

Рынок ИТ- и бизнес-услуг по регионам, $млрд (прогноз)

Директор новых проектов компании Greensight Сергей Мелихов объясняет активный рост рынка ИТ-услуг его глубокой трансформацией: в качестве поставщиков ИТ-услуг заказчики все чаще выбирают не тех, кто способен закрыть максимальное количество задач, а компании, имеющие глубокую экспертизу в узкой области. Поэтому активно растет рынок специализированных сервисов.

По данным Statista, выручка на рынке ИТ-услуг (консалтинг, разработка ПО, системная интеграция, установка и техподдержка оборудования, обучение, хостинг, аутсорсинг) в 2021 г. достигнет $1,03 трлн. Большая ее часть будет получена в США ($380,4 млрд). Крупнейшим сегментом рынка является ИТ-аутсорсинг — на него приходится $359,8 млрд. В ближайшие годы мировой рынок ИТ-услуг будет расти на 7,89% в год, в результате чего к 2026 г. его объем составит $1,51 трлн. Согласно прогнозам, в 2021 г. средние расходы на одного сотрудника на рынке ИТ-услуг достигнут $300,66.

Аналитики Gartner в июле 2021 г. отмечали, что сегмент ИТ-услуг входит в тройку самых быстрорастущих в 2021 г. благодаря увеличению расходов на IaaS. Они оценили его объем в $1,176 трлн в 2021 г., что на 9,8% больше, чем в 2020 г. ($1,071 трлн). В 2022 г. рынок ИТ-услуг может вырасти на 8,5% до $1,277 трлн.

Российский рынок

Объем российского рынка ИТ-услуг (системная интеграция, консалтинг и разработка заказного ПО, установка и поддержка оборудования и ПО, ИТ-обучение и тренинги) в 2020 г. в рублях вырос на 14,2% до ₽411,61 млрд, а в долларах на 4,9% до $6,75 млрд, подсчитали в IDC.

По словам аналитиков, в 2020 г. в финансовом секторе рост расходов на ИТ-услуги был обусловлен программами цифровизации бизнеса, которые реализовывали банки. Также они инвестировали в обеспечение безопасности финансов клиентов в цифровой среде и вкладывали дополнительные средства в разработку и улучшение работы мобильных приложений и интернет-банкинга.

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг 2021

№ 2020 Название Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС Выручка в 2019 г., ₽тыс., с НДС Рост 2020/2019, %
1 Ланит 92 271 563 80 922 868 14,0%
2 Крок 21 079 193 19 971 155 5,5%
3 Группа Т1 (ранее Техносерв) 18 131 113 18 032 374 0,5%
4 Инфосистемы Джет 17 439 001 16 179 546 7,8%
5 Лига Цифровой Экономики 16 772 000 12 195 000 37,5%

Компании, работающие в секторах энергетики и промышленного производства, продолжили инвестировать в проекты по решению производственных задач и автоматизации рабочих процессов. Кроме того, положительная динамика расходов на ИТ-услуги наблюдалась в секторе телекоммуникаций. Приоритеты в торговле, как считают специалисты IDC, сместились в сторону развития онлайн-торговли, внедрения решений по самообслуживанию, логистике и аналитике.

«В прошлом году на фоне кризиса многие организации были вынуждены сократить ИТ-расходы, но делали они это избирательно. Например, расходы на ИТ-услуги, связанные с миграцией на гибридные облака, переходом на микросервисную архитектуру и контейнерную виртуализацию, созданием удаленных рабочих мест, обеспечением информационной безопасности, «точечной» модернизацией ИТ-инфраструктуры, включая внедрение элементов программно-определяемой инфраструктуры и гиперконвергентных решений, даже увеличились», — поясняет Александр Рожков, директор по продуктам и технологиям «Группы Т1». Виктор Бурлаков, эксперт, директор по разработке компании «Айтеко», связывает рост сегмента ИТ-услуг с зарождением экосистем: «Крупнейшие представители бизнеса в России начали создавать свои экосистемы, а ограничения и удаленная работа из-за пандемии дополнительно подтолкнули их развитие».

По данным Statista, выручка на российском рынке ИТ-услуг (консалтинг, разработка ПО, системная интеграция, установка и техподдержка оборудования, обучение, хостинг, аутсорсинг) в 2021 г. достигнет $6,49 млрд. Крупнейшим сегментом рынка является ИТ-аутсорсинг — его объем в 2021 г. составит $2,26 млрд. До 2026 г. рынок ИТ-услуг будет расти ежегодно на 6,98% и достигнет $9,096 млрд. Средние расходы на одного сотрудника на рынке ИТ-услуг достигнут $745,38.

Аналитики IDC также ожидают роста рынка ИТ-услуг в текущем 2021 г. благодаря спросу на облачные технологии, хостинг инфраструктурных услуг, управление приложениями, обслуживание и администрирование ПО. По их мнению, одним из основных факторов, замедляющих этот рост, является сокращение расходов на услуги со стороны ряда компаний, особенно в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии. В тоже время, последствия коронакризиса едва ли можно назвать однозначными: некоторые организации вынуждены увеличить инвестиции в ИТ-услуги. В целом, планы и приоритеты, существовавшие до начала пандемии, становятся еще более актуальными, поскольку информационные технологии помогают быстрее и эффективнее восстанавливаться.

Какие ИТ-услуги выбирали заказчики в 2021 г.

Опрошенные CNews эксперты связывают ускорение темпов роста российского рынка ИТ-услуг в 2021 г. с реализацией отложенного спроса. «В 2020 году некоторые заказчики, особенно малый и средний бизнес, сокращали бюджеты на ИТ-аутсорсинг ради оптимизации. Вероятно, в 2021 году эти бюджеты снова увеличиваются, — говорит Мария Уколова, директор департамента информационных технологий ИТ-компании «Крок». — Но главная причина роста состоит в том, что компаниям-заказчикам потребовались дополнительные компетенции для плановых и оперативных задач цифровой трансформации».

Работы все чаще передаются на аутсорсинг по схеме Time&Material, при которой оплачивается не результат, а время исполнителя

Пандемия вызвала взрыв спроса на создание и обслуживание дистанционных каналов продаж. «В «цифру» начали переводить продажи даже компании из реального сектора», — заявляет Юлия Кошкина, директор технического центра «Инфосистемы Джет».

Заказчикам также пришлось позаботиться об организации удаленных рабочих мест и обеспечении надежной коммуникации между офисными и удаленными сотрудниками. А значит, они стали закупать или обновлять мультимедийные комплексы и системы видеоконференцсвязи.

Рост конкуренции еще больше увеличил потребность в быстром выводе на рынок новых сервисов. «Это стимулирует спрос на услуги, связанные с построением «Инфраструктуры 3.0», — говорит Юлия Кошкина. — Так мы называем тренд, когда компании перестраивают ИТ-инфраструктуру в соответствии с микросервисным подходом и принципами глубокой интеграции с разработкой». Для этого компании переходят в облака — ведь обойтись собственными ресурсами в таких условиях практически невозможно.

Третий фактор роста рынка ИТ-услуг: увеличение спроса на сервисы информационной безопасности. Компании начали активно покупать услуги защиты удаленного доступа и расширенного мониторинга.

Кадровый вопрос

Значимой проблемой развития рынка ИТ-услуг, как и ИТ-рынка в целом, остается нехватка квалифицированных кадров. Дефицит рабочих рук в ИТ-сфере сдерживает развитие рынка. «Если программистов будет больше, компании смогут расти еще динамичнее, потому что спрос есть», — отмечает Сергей Шилов, президент «Лиги цифровой экономики» и управляющий партнер AT Consulting.

На этом фоне зарплаты ИТ-специалистов увеличиваются не по дням, а по часам. Рост зарплат не может не сказаться на стоимости ИТ-услуг. «Не нужно забывать, что расходы на оплату труда в ИТ-компании могут достигать 70-80% от прибыли», — говорит Александр Рожков. «Рост спроса увеличивает стоимость ИТ-специалистов, что, разумеется, отражается и на цене услуг для заказчика», — продолжает Мария Уколова.

По мнению Виктора Бурлакова, рынок сейчас перегрет из-за неконтролируемого набора специалистов и команд. При этом не видно серьезного роста производительности. Например, задачи, которые ранее решала команда из 5 человек, теперь ложатся на 4 команды, в составе каждой из которых 5 человек, говорит он. «Мы со свой стороны дополнительно мотивируем текущие команды не ростом зарплат, а по модели Success-fee, то есть премией от проектного результата. Благодаря этому стоимость ИТ-услуг для заказчиков выросла ненамного», — говорит Виктор Бурлаков.

В тоже время, по мнению Виктории Бухар, коммерческого директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (группа ЛАНИТ), дефицит ИТ-специалистов приводит к росту спроса на аутсорсинг. Например, драйвером развития услуг в области информационной безопасности является не только типизация запросов заказчиков, но также и дефицит специалистов в данной области. «Не все компании могут позволить себе держать собственный пул необходимых компетенций и вовлекать специалистов в работу, поддерживая их уровень экспертизы, — отмечает она. — Поэтому появляются компании, которые смогли найти на рынке необходимых специалистов, поддерживать необходимые условия работы и тиражировать опыт этих экспертов для внешних заказчиков».

О том, что дефицит ИТ-кадров и рост зарплат в этой сфере замедляет тренд на инхаус-разработку и способствует развитию гибридных моделей, когда над проектами работают сотрудники разных организаций, говорит и Сергей Мелихов. «Несколько лет назад все строили *tech («Сбертех», «Альфатех» и так далее). Теперь важно уметь управлять развитием своей платформы, но не обязательно разрабатывать ее собственными силами», — уточняет он.

Работы все чаще передаются на аутсорсинг по схеме Time&Material, при которой оплачивается не результат, а время исполнителя. При этом, по словам Юлии Кошкиной, на ценообразование того или иного сервиса, скорее, влияет степень эксклюзивности услуги на рынке и скорость ее предоставления. Уникальность же экспертизы должна быть подтверждена наличием специалистов определенного уровня.

Александр Рожков отмечает, что существуют факторы, которые могут сыграть на снижение стоимости услуг. Среди них – появление Low-code, платформенных сервисов и цифровых каналов доставки с более низкой себестоимостью, автоматизация процессов мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой, рост конкуренции, в том числе за счет фокуса на сегменте ИТ-услуг традиционных и новых игроков. Нехватка ИТ-специалистов и массовый переход клиентов в облака способствуют тому, что поставщики традиционных ИТ-услуг стараются адаптироваться к новым условиям и внедряют в свою практику интеллектуальные инструменты для удаленного мониторинга и управления ИТ-ресурсами клиентской инфраструктуры на основе Remote Monitoring Management и AIOps, элементы самообслуживания пользователей ИТ-сервисов. «Такой подход позволяет сократить себестоимость обслуживания, не зависеть от географии бизнеса клиента, перейти на онлайн-взаимодействие с пользователями заказчика», — говорит Александр Рожков.

Однако для рынка ИТ-услуг в целом речь о снижении стоимости ИТ-услуг не идет. «В том числе потому, что исторически в ИТ-проектах сложилась такая схема ценообразования, что стоимость ИТ-услуг привязывается к стоимости лицензий на ПО и/или оборудования, по отношению к которым оказываются ИТ-услуги, — поясняет Александр Рожков. — На поставщиков ИТ-услуг также продолжает оказывать давление фактор неопределенности на глобальном ИТ-рынке и в макроэкономике. Поэтому они вынуждены перестраховываться, в том числе хеджировать валютные риски, закладывать потенциальные риски в ставки ИТ-специалистов».

Среднесрочные тренды

Сразу несколько международных аналитиков уже выступили с прогнозами развития мирового ИТ-рынка в 2022 г., в частности, сегмента ИТ-услуг. Так, по мнению IDC, в наступающем году все больше решений будет предоставляться как услуга. На их получение as a Service в 2022 г. будет направляться около 40% ИТ-бюджетов крупных компаний. Компании будут активно заниматься управлением, оптимизацией и защитой разнообразных облачных ресурсов и баз данных. К 2023 году 80% из них будут использовать для этого облачные сервисы с поддержкой искусственного интеллекта (ИИ). По прогнозам Gartner, в 2025 г. облачные платформы станут основой более чем 95% цифровых инициатив.

CNews попросил представителей крупнейших поставщиков ИТ-услуг в России поделиться своим видением развития рынка в среднесрочной перспективе. На горизонте трех-пяти лет ускоренными темпами будут расти клиентоориентированные ИТ-услуги, связанные с решением бизнес-задач заказчиков, направленных на создание ценности и достижение конкретных бизнес-результатов, уверен Александр Рожков. Среди таких задач — оптимизация затрат, повышение производительности, создание платформ клиентских данных и цифровых двойников. Заказчиками таких ИТ-услуг чаще будут выступать не ИТ-директора, а бизнес-руководители или CDTO. «Очевиден тренд персонализации и кастомизации ИТ-услуг, а подходы на основе среднестатистического портрета клиента и типовых ИТ-услуг уходят в прошлое», — говорит он.

Рынок ИТ-услуг будет трансформироваться по мере появления новых игроков, бизнес-моделей и инструментов. Развитие облачных технологий, машинного обучения и аналитики в реальном времени будет способствовать переходу к автономным ИТ-операциям на основе бессерверных рабочих процессов c Low-сode. Заметен тренд смещения ИТ-расходов на функциональные подразделения — такой подход уже практикуется во многих корпоративных общих центрах обслуживания.

Все больше ИТ-директоров будут рассматривать возможность перехода на модель «все как услуга» (XaaS). Одной из наиболее популярных во время пандемии стала услуга «Рабочее место как сервис» (Workplace as a Service). Даже поставка оборудования трансформируется в сервис с оплатой по факту использования. Аналитики прогнозируют ежегодный рост рынка XaaS примерно на 25%. «У поставщиков ИТ-услуг появляется больше возможностей для диверсификации бизнеса: Open Source, платформенные сервисы, интеллектуальные цифровые рабочие пространства, облачные сервисы безопасности, услуги в сфере импортозамещения ИТ (экспертный выбор, анализ совместимости, тестирование, миграция), управление жизненным циклом ИТ в рамках ESG-повестки, — говорит Александр Рожков. — Отдельно следует отметить возможности, связанные с реализацией ведомственных и региональных программ цифровой трансформации, участием в разработке продуктов и сервисов на базе платформы «ГосТех».

«Большинство компаний уже перестали воспринимать изменение ИТ-инфраструктуры как глобальную долгосрочную задачу. Наоборот, ИТ-ландшафт должен динамично меняться под бизнес-задачи», — продолжает Юлия Кошкина. Уже сейчас многие заказчики интересуются созданием гибридных облаков. В дальнейшем одной из востребованных услуг станет не только создание облаков, но и облачный консалтинг, поскольку разработать облачную стратегию без привлечения профильных экспертов сложно. Будет набирать силу контейнеризация. Вместе с ней на подъеме окажутся услуги по проектированию, построению и сопровождению необходимой ИТ-инфраструктуры.

Крупный бизнес продолжит кастомизировать взаимодействие с потребителем и искать новые технологические возможности для изучения и анализа клиентского опыта, обработки больших данных. Также серьезные игроки, например, из финансовой отрасли продолжат внедрять непрофильные ИТ-сервисы для привлечения клиентов в основной бизнес. Это будет стимулировать спрос на услуги по созданию частных виртуальных мобильных операторов и частных мобильных сетей.

Мария Уколова отмечает, что заказчики будут все больше ориентироваться на сформированные специально под их нужды цифровые продукты. «Мы видим тренд на запрос со стороны заказчиков на хорошо упакованные через получаемую ценность продукты, собранные исключительно под их задачи, а не моноуслуги и проекты по техзаданию», — говорит она.

Виктор Бурлаков предполагает, что в ближайшие 3–5 лет произойдет расширение экосистем в части интеграции сервисов между собой, будут повсеместно внедряться технологии по распознаванию лиц, образов и символов для выявления правонарушений, искусственный интеллект для решения простых алгоритмических или процессуальных задач, например, анализа и обмена документацией между ведомствами. Будет происходить оцифровка физических активов, то есть токенизация.

По мнению Сергея Шилова, тренд на создание инсорсинговых компаний постепенно будет сходить на нет. «Они часто не справляются с потоком проектов от своих же материнских организаций, поскольку не могут найти достаточное количество квалифицированных специалистов, и обращаются во внешние ИТ-компании, — говорит он. — Скорее всего, этот тренд будет терять актуальность, и бизнес вновь вернется к прежней модели, когда ИТ-услуги отдаются на аутсорсинг. Это гораздо эффективнее и дешевле».

Наталья Рудычева