Спецпроекты

На страницу обзора
Открытая ИТ-система позволяет каждому создать свою e-commerce платформу

Благодаря повсеместной цифровой трансформации, практически все процессы в современной торговле зависят от ИТ. Предприниматели осознали важность развития ИТ-архитектуры и теперь готовы тратить немалые средства на современные технологии, способные автоматизировать их бизнес. Директор новых проектов компании Greensight Сергей Мелихов рассказал CNews о возможностях e-commerce платформы Ensi, преимуществах сервисного подхода в построении ИТ-процессов и будущем low-code решений.

Сергей МелиховGreensight

CNews: В любом разговоре о платформе Ensi обязательно звучит утверждение, что ритейлер должен в определенном смысле сам стать ИТ-компанией. Почему?

Сергей Мелихов: Каждый современный ритейлер должен управлять развитием своего ИТ-блока. Это умение стало одной из ключевых компетенций любого участника рынка. Иметь штат разработчиков не обязательно, но вот собственные аналитики точно нужны. Необходимо понимать, как устроена ваша платформа, как управлять ее развитием, как не оказаться в заложниках у тех или иных вендоров и технологий. Ведь когда все построено на классических энтерпрайз-решениях, то легко попасть в зависимость от них.

CNews: А почему нельзя просто адаптировать готовые решения?

Сергей Мелихов: Каждый бизнес слишком индивидуален. Например, среди наших клиентов есть несколько крупных продуктовых ритейлеров: «Ашан», «Глобус» и «Твой дом». Они близки по формату, где-то даже по клиентской базе, но бизнес-процессы в каждом случае устроены по-своему. Одна компания использует энтерпрайз-системы и располагает собственными командами разработчиков, а в другой, сопоставимой по обороту, весь отдел екома помещается в одной комнате. Я не говорю, что какой-то из подходов лучше, просто констатирую — одно решение не может подойти всем.

Любой «коробочный» продукт навязывает определенные практики и процессы. А если клиент потом захочет что-то адаптировать под себя, это всегда будет стоить очень дорого. И ведь мы говорим про ритейл, где чуть ли ни каждые пару недель что-нибудь меняется. Здесь важно уметь принимать перемены.

Сергей Мелихов, Greensight: В электронной коммерции пользовательское поведение все время меняется, нужно всегда быть открытым к новому

Не стоит отдавать на аутсорс важные ИТ-процессы

CNews: В чем принципиальные отличия вашей платформы от любой другой?

Сергей Мелихов: Если коротко, то наша платформа Ensi не подталкивает клиента к какой-либо жесткой стратегии. Вы всегда владеете ситуацией и в любой момент можете сами решать, что лучше сделать внутренними силами, для каких задач стоит нанять дополнительных специалистов, а какие вообще делегировать на сторону. Именно гибридные подходы оказываются наиболее эффективными и созвучными современным реалиям рынка. В самом аутсорсе нет ничего плохого, но оставлять третьим лицам значительные ИТ-процессы, на мой взгляд, все равно, что поручать кому-то открытие своих филиалов в других регионах. Возникает вопрос, а чей это, собственно, бизнес.

CNews: В чем вы видите безусловные преимущества вашей платформы для бизнеса?

Сергей Мелихов: Во-первых, Ensi состоит из ряда независимых сервисов, каждый из которых функционален сам по себе, но готов к использованию и в связке с остальными. При желании клиент может выстроить еком-платформу полностью на Ensi, но это редкий кейс. Как правило, у каждой компании уже есть ряд устраивающих ее систем, который надо просто дополнить. Ensi без проблем интегрируется в любую инфраструктуру. Вы получаете не одно монолитное программное решение, отвечающее сразу за все, а набор независимых сервисов, каждый с индивидуальной командой поддержки. Любой из них может развиваться в своем темпе, не мешая остальным. Каждую отдельную часть при необходимости можно безболезненно обновить или заменить.

Краткая биография

Мелихов Сергей Анатольевич

  • В 2000-е годы занимался дизайном и рекламой.
  • В 2010 году перешел на правах партнера в Greensight, ведущее e-commerce-агентство РФ и СНГ.
  • Помог спозиционировать компанию и сосредоточиться на электронной коммерции.
  • Сейчас занимается образовательными и HR-проектами в компании, а также продвижением еком платформы Ensi.

У Greensight достаточно кейсов, где внедрялись сочетания нескольких сервисов: одни потом развивались и оставались, другие заменялись сторонними решениями. Мы не пытаемся убедить клиента использовать исключительно Ensi, а предлагаем наше видение развития любой сервисно-ориентированной платформы, позволяющей формировать команды вокруг конкретных процессов.

«За полтора месяца нам удалось запустить полноценный еком»

CNews: А были случаи, когда одновременно внедрялись все сервисы?

Сергей Мелихов: Одним из таких клиентов стал «Ашан». Сеть поначалу планировала сменить устаревшее «коробочное» решение на новое, тоже монолитное. Мы познакомились, им понравился наш подход, а тут как раз случилась пандемия и пришлось срочно адаптироваться.

Пару лет назад оплата через Apple Pay в екоме была редкостью, а сейчас отсутствие такой возможности и необходимость вбивать данные карты воспринимается чуть ли ни как плохой пользовательский опыт

До 2020 года компания торговала онлайн лишь той частью ассортимента, которая не относилась непосредственно к свежим продуктам питания — самому востребованному своему сегменту. За полтора месяца нам удалось запустить полноценный еком и доставку прямо с полок магазинов, где все процессы, связанные с заказами, клиентами и товарами работали на сервисах Ensi. На сегодняшний день там уже многое эволюционировало, добавились сторонние решения, но сам сервисный подход остается прежним.

CNews: Какие задачи приходится решать чаще всего и какие сервисы пользуются особенной популярностью?

Сергей Мелихов: Большинство кейсов делятся на три условные категории. Первая подразумевает полную реализацию всех еком-процессов с нуля, как в истории с «Ашаном». Второй сценарий — постепенный уход клиента с текущей платформы. Как правило, речь идет об устаревшем монолитном решении и поэтапном переводе отдельных задач на новые рельсы. Третий случай — наличие отдельной бизнес-задачи, которую надо реализовать параллельно с действующей системой, ничего не задев. Например, клиент доволен своей e-commerce платформой, но ему теперь понадобился маркетплейс для торговли товарами сторонних продавцов. Это решение можно встроить рядом, не затрагивая текущую систему.

Сергей Мелихов, Greensight: Скорость внедрения — один из ключевых моментов для бизнеса

Если же говорить об отдельных приложениях, то само это разделение весьма условное. Наверное, чаще всего клиенты приходят за управлением товарным контентом — Product Information Management или PIM, — запуском собственного маркетплейса или выходом на сторонние, сервисами управления заказами и логистикой. Но, повторюсь, востребован прежде всего сам подход, позволяющий бизнесу эволюционировать, а не перескакивать от одного дорогого неповоротливого решения к другому.

Каждый современный ритейлер должен управлять развитием своего ИТ. Это умение стало одной из ключевых компетенций любого участника рынка

Любопытно, что чаще всего в Greensight обращаются с конкретной ситуацией или запросом на отдельный сервис, а в итоге проникаются нашим подходом и начинают строить свою платформу по-новому. Возможно, тут определенную роль играет и российская специфика. В свое время у нас ведь все старались делать очень индивидуальные сайты, хотя на западе доминировал стандартизированный подход. Вот и в плане ПО, например, в Европе чаще предпочитают проверенные решение от крупных вендоров, а в России остается сильный запрос на кастом.

ИТ в ритейле — это процесс, а не результат

CNews: Сколько времени обычно уходит на внедрение Ensi?

Сергей Мелихов: Скорость внедрения — один из ключевых моментов для бизнеса, но на практике сроки бывают очень разными. Ensi изначально позиционировалось как быстрое решения, однако результат всегда зависит от конкретной ситуации, размеров компании, дефицита ресурсов и способности клиента принимать решения. В уже упомянутом случае с «Ашаном» от момента получения «зеленого света» и до первых транзакций покупателей прошло полтора месяца. Но это практически идеальное стечение обстоятельств. Речь чаще идет об определенных компромиссах. Встречаются и примеры, когда внедрение занимает несколько лет. В среднем же, масштабная бизнес-задача вроде маркетплейса реализуется за четыре-шесть месяцев.

CNews: Вы позиционируете Ensi как открытую платформу. В чем именно заключается ее открытость?

Сергей Мелихов: Во-первых, это Open Source. На данный момент любой желающий может скачать репозиторий с GitLab и получить работающий сервис. Мы не пытаемся заработать на стартовой лицензии, все же основная ценность платформы в том, как вы ее внедрите и разовьете под конкретного клиента.

Сегодня востребован подход, позволяющий бизнесу эволюционировать, а не перескакивать от одного дорогого неповоротливого решения к другому

Во-вторых, наше решение очень гибкое. В электронной коммерции пользовательское поведение все время меняется, нужно всегда быть открытым к новому. Всего пару лет назад оплата через Apple Pay в екоме была редкостью, а сейчас отсутствие такой возможности и необходимость вбивать данные карты воспринимается чуть ли ни как плохой пользовательский опыт. Еще недавно доставка в пару дней считалась нормой, а сейчас если еду привезут не через 15 минут, а через 30, я уже фрустрирую и подумываю начать заказывать в другом месте.

CNews: С крупными клиентами понятно, а насколько Ensi способна оптимизировать бизнес-процессы маленькой компании?

Сергей Мелихов: Вопрос скорее в том, насколько это для нее целесообразно. Проект для маленького ритейлера с одним магазином или для условной сети «Перекресток» требует формирования более-менее одинаковой команды разработчиков. Нюансы, конечно, будут, но стоимость сильно не изменится. Помимо высоких издержек определенные сложности могут возникнуть из-за не очень зрелых бизнес-процессов и порой не очень адекватных ожиданий

Мы не пытаемся убедить клиента использовать исключительно Ensi, а предлагаем наше видение развития любой сервисно-ориентированной платформы, позволяющей формировать команды вокруг конкретных процессов

Крупные клиенты всегда настроены на долговременное сотрудничество, а компании поменьше часто ждут решений из области «раз и навсегда». Увы, так не бывает, в ритейле ИТ — это процесс, а не результат.

«Когда-нибудь технологии придут и к готовым low-code платформам»

CNews: Насколько ваша платформа готова соответствовать повышенным нормам безопасности?

Сергей Мелихов: Безусловно, мы готовы, но подобные требования возникают нечасто и только в компаниях, где ритейл не является основным бизнесом. Однажды Ensi нужно было проинтегрировать с бэк-сервисом крупного телеком-провайдера, ответственным за авторизацию пользователей. Пришлось даже оформлять наших сотрудников на минимальную ставку в штат заказчика, чтобы они получили необходимый доступ. Еще был, например, кейс с размещением в определенном контуре на конкретных серверах. В любом случае, это все проектные задачи, и они всегда решаемы.

CNews: Насколько в сервисах Ensi реализован модный low-code подход?

Сергей Мелихов: В ритейле существуют отдельные зоны, где low-code можно и нужно внедрять уже сейчас. Допустим, у крупной торговой сети одежды еженедельно проходят акции на ряд товаров. Это постоянно новые посадочные страницы, их кто-то должен делать. Здесь отлично подойдет low-code решение, которое позволит без участия разработчиков генерить лендинги силами маркетолога или мерчендайзера.

Другой пример — статусная модель, где в карточке заказа пользователь видит одно из его состояний: «на складе» или «в пути». Предположим, сейчас у вас таких статусов пять, а через год нужно уже двадцать или, наоборот, два. Любой компании хотелось бы вносить эти изменения без привлечения разработчиков. Подобный функционал в Ensi уже реализован, и мы продолжаем работать в этом направлении. Если же говорить шире, я вполне допускаю, что когда-нибудь технологии придут и к готовым low-code платформам. Разработчики же не являются базовым звеном в бизнес-цепочке ритейла, они нужны лишь для перевода с языка бизнеса на язык отвечающей за процесс машины. Но пока это что-то из области фантастики.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг
№ 2020 Название Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС
1 Ланит 92 271 563
2 Крок 21 079 193
3 Группа Т1 (ранее Техносерв) 18 131 113
Подробнее