Спецпроекты

На страницу обзора
Импортозамещение в 2021 году перестало быть хайпом

Российский рынок ИТ-услуг, по мнению экспертов, будет расти благодаря увеличению спроса на отечественное «железо» и программное обеспечение, частные и публичные облака, услуги кибербезопасности и заказную разработку. Отечественные компании могут с успехом работать и на мировом рынке. Их главные конкурентные преимущества — наличие качественных продуктов и невысокая стоимость рабочей силы, уверен Олег Тремзин, директор по сервисам ГК Softline.

Олег ТремзинSoftline

CNews: Как вы оцениваете итоги мирового рынка ИТ-услуг в 2021 году?

Олег Тремзин: Мировые расходы на ИТ по итогам 2021 года выросли более чем на 8%. Однако в различных секторах этот показатель отличается. Быстрее всего растет спрос на облачные вычисления — ожидается, что в 2021 году он увеличится на 21%. Продажи программного обеспечения вырастут на 7%, а спрос на ИТ-услуги — на 5%.

CNews: Каковы основные тренды на мировом рынке ИТ-услуг?

Олег Тремзин: Основной мировой тренд по-прежнему — использование публичных и частных облаков. И здесь Россия находится в числе догоняющих.

CNews: Давайте поговорим про российский рынок. В августе 2020 года IDC ожидала роста российского рынка ИТ-услуг на 8%, однако предсказывала его дальнейшее падение. Сбылось ли это предсказание?

Олег Тремзин: Согласно окончательным данным, в 2020 году российский рынок ИТ-услуг вырос в долларах примерно на 5%. Сказались два фактора: некоторые компании приостановили из-за пандемии часть проектов, однако вырос спрос на автоматизацию, модернизацию, переход на возможность удаленной работы. Это поддержало рынок.

Олег Тремзин, Softline: Мы намерены расширять географическое присутствие и предлагать все более широкий спектр ИТ-услуг клиентам, уделяя основное внимание облачным сервисам, информационной безопасности и цифровой трансформации

Текущий 2021 год тоже показывает рост. Точные цифры пока не знает никто, но думаю, можно будет говорить о 8-10% по итогам 2021 года. Причина — отложенный спрос, который сформировался в 2020 году. Кроме того, рост рынка стимулирует переход бизнеса в онлайн.

CNews: Разве проблема с переходом в онлайн не была решена в 2020 году?

Олег Тремзин: Да, тогда все начали решать эту проблему. Но она достаточно большая — это и омниканальность, и перевод всех сотрудников в онлайн. В 2021 году стало понятно, что удаленный и гибридный формат работы с нами надолго, поэтому в их поддержку теперь вкладывается все больше ресурсов. Одновременно растут объемы информации, которые необходимо хранить, обеспечивать оперативный доступ и так далее.

Наверное, спрос на какие-то услуги в корпоративном сегменте, например, по поддержке печати, сократился. Но появились другие задачи, среди них — обеспечение безопасного доступа всех пользователей к системам. Ведь удаленная работа из дома не должна отличаться от работы в офисе. Мы в Softline обеспечиваем безопасный удаленный доступ не только для своих сотрудников, но и клиентов.

Краткая биография

Олег Тремзин

  • Родился в 1979 г.
  • В 2001 г. году окончил факультет внешнеэкономической деятельности Московского государственного университета коммерции по специальности «Экономист».
  • В 2002 г. пришел в Softline на позицию менеджера по работе с крупными корпоративными клиентами.
  • В 2005 г. занял пост руководителя отдела по работе с крупными корпоративными клиентами, который стал обособленным подразделением компании.
  • В 2012 г. занял позицию директора по работе с корпоративными клиентами, отвечая за развитие бизнеса с крупными клиентами.
  • С 1 января 2021 г. занимает пост директора по сервисам в Softline.
  • Женат, трое детей. Увлекается яхтингом, недавно получил лицензию шкипера.

CNews: Какие направления ИТ-услуг особенно востребованы? Спрос на какие постепенно падает?

Олег Тремзин: Как я уже говорил, снижается спрос на услуги печати в корпоративном секторе. В тоже время в целом ряде других сегментов спрос растет. Прежде всего, это кибербезопасность — надо защищать информацию, которая передается не только с рабочих, но и с домашних устройств. Второй сегмент — импортозамещение. Так 2021 год стал годом, когда импортозамещение перестало быть хайпом. Мы видим огромный спрос на замещение иностранного и «железа», и программного обеспечения. Третье направление — заказная разработка ПО: всем надо адаптировать информационные системы для удаленной работы как собственных сотрудников, так и потребителей. Сейчас мы предлагаем спектр услуг по цифровизации бизнеса, сохраняя позицию ведущего глобального провайдера ИТ-решений.

2021 год стал годом, когда импортозамещение перестало быть хайпом. Мы видим огромный спрос на замещение иностранного и «железа», и программного обеспечения

CNews: Как сказывается на развитии ИТ-услуг стремление крупных заказчиков развивать собственные ИТ-компетенции? Ощущаете ли вы конкуренцию с их стороны?

Олег Тремзин: Действительно, крупные заказчики активно развивают собственные ИТ-компании. Однако мы не считаем их конкурентами, потому что они создают продукты исключительно для одного клиента. Время от времени эти компании пытаются выйти на открытый рынок, но у них нет собственных готовых продуктов и инфраструктуры, способной реализовывать проекты на внешнем рынке. Кстати, мы продолжаем оказывать услуги крупным заказчикам несмотря на то, что они наращивают собственные ИТ-компетенции.

CNews: Эксперты говорят о тренде на укрупнение компаний, предоставляющих ИТ-услуги, путем поглощения более мелких игроков и появлении у заказчиков возможности получить весь спектр услуг из одних рук. Как вы к этому относитесь? Какие положительные и отрицательные стороны вы видите?

Олег Тремзин: Что касается укрупнения компаний, то я согласен — на ИТ-рынке идет активная централизация. И Softline не остается в стороне. За последние два года только в России мы приобрели контроль в Infosecurity, которая занимается кибербезопасностью, а также бизнес ГК «Аплана» по аутсорсингу разработки ПО. Только что мы анонсировали приобретение 85-процентной доли в Академии Айти, вкладываясь в расширение нашей компетенции в направлении EdTech. Целый ряд компаний мы купили за пределами России.

Таким образом мы расширяем спектр услуг, которые сможем предоставлять, и стремимся к тому, чтобы сделать его максимально полным. Крупные заказчики со временем будут полностью передавать ИТ на аутсорсинг, и, конечно, им удобнее получать эту услугу из одних рук.

CNews: Каково ваше видение развития российского рынка ИТ-услуг в ближайшем будущем?

Олег Тремзин: Думаю, будут развиваться услуги по импортозамещению, начиная от создания стратегий по миграции на импортозамещенное «железо» и программное обеспечение, заканчивая выстраиванием процедур, обучением персонала использованию новых технологий.

Крупные заказчики со временем будут полностью передавать ИТ на аутсорсинг, и, конечно, им удобнее получать эту услугу из одних рук

Будет расти спрос на услуги по созданию частных и публичных облаков. Вы знаете, что сейчас на рынке проблема с компонентной базой, и у многих заказчиков возникают сложности с поставкой железа из-за рубежа. А потребление ИТ-ресурсов все увеличивается и увеличивается. Поэтому все больше заказчиков будут пользоваться как публичными, так и частными облаками. При этом частные облака будут отдавать на аутсорсинг крупным интеграторам, которые смогут их обслуживать и утилизировать по максимуму.

Третье направление, которое точно будет развиваться, — это услуги по информационной безопасности. Мы видим большой спрос на услуги SOC — операционного центра реагирования на угрозы. Заказчики передают нам возможность отслеживания любых инцидентов и оперативного реагирования на них.

CNews: Вы одна из немногих российских компаний, которая работает на международном рынке. Как развивается ваш бизнес там? Насколько конкурентоспособны предложения российских компаний?

Олег Тремзин: На сегодняшний день на мировом рынке мы занимаемся поддержкой ИТ-инфраструктуры, оказываем услуги в области кибербезопасности, системной интеграции. Наша компания работает в более чем 50 странах. Например, в прошлом году Softline приобрела компанию Embee Software в Индии и купила долю в размере 63,38% Softline AG в Германии. На рынках, где Softline непосредственно не присутствует, мы работаем через альянс-партнеров и таким образом обеспечиваем покрытие всех рынков, что очень ценно для крупных иностранных компаний.

Мы видим большой спрос на услуги SOC — операционного центра реагирования на угрозы. Заказчики передают нам возможность отслеживания любых инцидентов и оперативного реагирования на них

В частности, мы открыли глобальный центр в Индии. Там же у нас существует Центр мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности SOC, который оказывает услуги по кибербезопасности за пределами России. Российские корни совершенно не вредят компании Softline, а только помогают использовать наработанные технологии продвижения за рубежом.

При этом наши услуги получают признание за рубежом. Так, совсем недавно корпорация Microsoft удостоила нас наградами Partner of the Year 2021 за помощь клиентам Азиатско-Тихоокеанского региона при внедрении решений по безопасности на основе сервисов Microsoft.

С точки зрения конкурентоспособности огромное значение имеет стоимость рабочей силы. Понятно, что инженеры и программисты в России дешевле, чем в Восточной или Западной Европе, Латинской Америке. Однако в Индии зарплаты этих специалистов еще ниже. Поэтому большинство компаний оказывают услуги с развивающихся рынков на развитые, тем самым обеспечивая конкурентоспособность.

CNews: Как растет выручка от ИТ-услуг в бизнесе группы Softline?

Олег Тремзин: Мы предлагаем клиентам самый широкий спектр ИТ-услуг, в том числе по организации рабочих мест будущего, созданию и поддержке ИТ-инфраструктуры, внедрению цифровых решений, миграции в облака, а также услуг по оценке, готовности и управлению несколькими облаками. Кроме того, мы помогаем в управлении активами программного обеспечения, обучении. Наша цифровая лаборатория предоставляет услуги нового поколения, включая разработку и проектирование приложений, создание решений на основе искусственного интеллекта и машинного обучения, интернета вещей и роботизированной автоматизации процессов. Клиенты могут воспользоваться Softline Cloud и SOC Softline.

Так, в Индии с нашей помощью в облаке Azure была развернута инфраструктура для базы данных на более чем 300 млн пользователей.

Для одного из ведущих британских стартапов в сфере финансовых услуг, наше подразделение по заказной разработке программного обеспечения обеспечило перенос ядра их системы на более современную технологию и разработало некоторые дополнительные функции.

Основной мировой тренд по-прежнему — использование публичных и частных облаков. И здесь Россия находится в числе догоняющих

Наши IP-решения унифицированных коммуникаций Softline Voice продолжают внедряться по всему миру. В этом году в Латинской Америке мы получили награду UCaaS New Product Innovation от компании Frost and Sullivan и были признаны партнером года Microsoft в области Teams. Calling and Meetings.

Наш финансовый год начинается 1 апреля. За первое полугодие 2021 Softline отмечает рост оборота на 26%, а в сегменте ИТ-услуг — на 64,6%. При этом, как мы уже говорили, мировой рынок ИТ в 2021 году вырастет примерно на 8%.

CNews: Каким вы видите направление ИТ-услуг в компании через три-пять лет?

Олег Тремзин: Наш бизнес сосредоточен в наиболее привлекательных сегментах. Мировой ИТ-рынок фрагментирован, локальным игрокам становится все труднее адаптироваться к реалиям современной ИТ-индустрии. А заказчикам нужны глобальные партнеры. Поэтому мы намерены расширять географическое присутствие и предлагать все более широкий спектр ИТ-услуг клиентам, уделяя основное внимание облачным сервисам, информационной безопасности и цифровой трансформации

Уже сейчас мы являемся доверенным ИТ-партнером для наших заказчиков. А в течение трех-пяти лет мы планируем увеличить объем ИТ-услуг, и предоставлять абсолютно полный спектр услуг, покрывая все сегменты, даже те, в которых сейчас не работаем. Наша цель – сохранить лидирующие позиции в реализации глобальной тенденции цифровой трансформации. Мы всегда открыты для новых идей и задач, поэтому наши менеджеры готовы ответить на любые вопросы по услугам. Вы можете связаться со мной или аккаунт-менеджером направления по е-мейл: services@softline.com

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг
№ 2020 Название Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС
1 Ланит 92 271 563
2 Крок 21 079 193
3 Группа Т1 (ранее Техносерв) 18 131 113
Подробнее