Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Магистральный путь развития авиации – «облака»

Магистральный путь развития авиации – «облака»

Перед компаниями авиаотрасли стоят стратегические задачи: обеспечить экономическую эффективность бизнеса, добиться стандартизации и непрерывности бизнеса. Самым оптимальным решением пула озвученных задач является активное использование облачных технологий.

Авиаотрасль – специфический сегмент экономики почти во всех странах мира. Эта специфичность обусловлена сразу несколькими причинами. Во-первых, производители зачастую являются разработчиками и пользователями технологий двойного назначения, что приводит к жесткому контролю государства над отраслью. И недаром западные аналитические агентства, в том числе в области ИТ, объединяют авиа- и ракетостроительные компании с оборонными предприятиями в единый вертикальный рынок – aerospace and defense (AED).

Во-вторых, и перевозчики, и аэропорты, и производители – по большей своей части, глобальные игроки, участвующие в глобальной же кооперации, как между собой, так и представителями смежных индустрий. Это, в частности, туристический, гостиничный, дистрибуторский бизнес и т.д. Все они завязаны в международные сети лизинга, лояльности пассажиров, цепочек поставок и управления жизненным циклом изделий.

И, наконец, общий мировой тренд – это значительный рост пассажиропотока при хроническом отставании наземной инфраструктуры, а также ухудшение качества обслуживания из-за экономии пространства, как на борту, так и в терминалах. Это вынуждает искать новые бизнес-процессы повышения лояльности клиентов, базирующиеся, прежде всего, на информационных технологиях.

Локальные сервис-провайдеры

Как все это влияет на поставщиков ИТ для авиации? Самым непосредственным образом. В частности, что видно аналитикам не вооруженным взглядом, это отказ крупных и средних компаний от разработок локальных вендоров в пользу известных и проверенных временем разработчиков. По крайней мере, в бизнес-критических системах.

Логика этого решения привела к появлению, причем достаточно давно, универсальных глобальных поставщиков специализированных услуг для авиаперевозчиков и аэропортов – SITA, Amadeus, Sabre, ARINC. Почти каждую из этих компаний связывают тесные акционерные узы с тем или иным международным профильным бизнесом, дополняющим их возможности: Orange Business Services (OBS), American Airlines (AMR) и др. Интересно остановиться на трендах в построении собственной ИТ-инфраструктуры этих сервис-провайдеров, от работы которых зависит едва ли не вся авиаотрасль планеты.

Например, швейцарская многонациональная информационная организация SITA была создана в 1949 г. 11-тью авиакомпаниями в виде кооператива, обеспечивающего связь между аэропортами. Среди ее приложений и услуг, предназначенных для современных авиакомпаний и аэропортов, есть решения для регистрации пассажиров и интегрированные системы управления багажом, управления воздушным движением, системы связи с наземными службами, а также модули дистрибуции и управления тарифами.

На современном этапе развития авиации интеграция всех участников отрасли становится куда более тесной, а модель работы сервисных компаний совершенно иной, нежели то, как это виделось в далеком 1949-м. Так, европейцы в рамках проекта SESAR (Single European Sky ATM Research) и американцы в аналогичной инициативе NextGen поставили задачу сделать аэропорты частью сети по управлению воздушным движением. Успешная реализация проектов способна обеспечить трехкратное увеличение объемов авиаперевозок за счет включения ИТ-ресурсов воздушных гаваней в состав глобальных сервис-провайдеров.

«Облака» не мешают авиации

Магистральный путь их путь развития – переход к «облачной» инфраструктуре, предполагающей доступ к ней через web-службы и мобильные приложения. Показательным в этом плане является анонсированный в 2011 г. совместный проект SITA и Orange Business Services по поэтапной организации доступа к сервисам SITA с бюджетом около 1 млрд евро. 6 ЦОДов классов Tier III+ и Tier IV, соединенные высокоскоростными MPLS-сетями, будут располагаться в Атланте, Франкфурте, Йоханесбурге, Сингапуре, в Сиднее, а также Гон-Конге.

Эксперты SITA полагают, что авиакомпании и аэропорты в зависимости от масштаба бизнеса и локальной специфики будут экономить 10–25% от текущего уровня ИТ-бюджета. Это вполне реальные цифры, подтверждаемые схожими проектами. Например, опытом аэропорта во Франкфурте, о котором подробно писало наше издание. В этом кейсе решалась задача вывода непрофильного для аэропорта бизнеса – информационных технологий – на аутсорсинг без потери управляемости рисками ИТ-инфраструктуры. Кроме того, попутно, с чисто немецким прагматизмом, были решены сразу две задачи.

Во-первых, Deutsche Telekom в лице своего сервисного подразделения T-Systems (известного помимо прочего, как один из крупнейших в мире провайдеров продуктов SAP по модели SaaS) обеспечила доступ к услугам своей сети ЦОДов по всей Германии. Этим удалось решить архисложнейший для густозаселенной Германии вопрос – отказаться от поиска места для основного и резервного ЦОДов. А, во-вторых, был автоматически решен вопрос приведения новой ИТ-системы в соответствие требованиям европейских регуляторов, касающимся параметров непрерывности бизнеса, т.е. обеспечения катастрофоустойчивости и резервирования.

Вендор Решение Компания, внедрившая решение Год внедрения
Sabre Подписано соглашение о доступности услуг авиакомпании в глобальной дистрибуторской системе Air New Zealand 2014
Amadeus Cross-sell ancillary services Qantas Group 2014
Сирена-Трэвел (РФ) EMD Standalone Авиакомпания «Ангара» 2014
Сирена-Трэвел (РФ) Система регистрации пассажиров и багажа «Астра» Air Armenia 2014
Amadeus Amadeus Altea Suite «Уральские авиалинии» 2013
CITA Network & community messaging solutions British Airways 2013
CITA Network & Application Performance solutions China Eastern 2013
Amadeus Amadeus Altea Suite Czech Airlines 2013
ARINC (Rockwell Collins) ARINC's vMUSE Clark International Airport Corporation 2013
Pegasystems BPM (в рамках SESAR) Аэропорт Хитроу (Лондон) 2012

Источник: CNews Analytics, 2014

В «облака» решили «спуститься» и NASA. Лаборатория реактивных двигателей Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA Jet Propulsion Laboratory, JPL) выходит в общедоступное облако, где будут храниться научные планы и проводиться вычисления, связанные с проектом исследования Марса «Mars Exploration Rovers».

Авиакосмическая отрасль ЕС выбрала BoostAerospace – Европейский цифровой «облачный» хаб для аэрокосмической отрасли. Сервисы проекта предоставляют его участникам возможность организации цифровой цепочки поставок, совместную работу с PLM продуктами и т.д.

Вендоры «встали на крыло»

Среди разработчиков программного обеспечения, применяемого авиапроизводителями, разворачивается драматическая для вендоров картина. Одного за другим их поглощают гиганты авиаиндустрии, так они пытаются минимизировать свои риски, связанные с возможными проблемами в этих компаниях в будущем и утечкой чувствительных технологий сейчас. Последний пример – анонс, датированный августом 2013 г.: американская компания Rockwell Collins, специализирующаяся на производстве бортового радиоэлектронного оборудования, поглощает поставщика систем связи и обработки информации для авиации ARINC. Стоимость сделки оценивается в $1,39 млрд.

Кроме прочего, одной из причин такого шага является попытка производителей техники самостоятельно «оседлать» всплеск роста спроса на системы обмена наземной информации с кабиной экипажа и салоном авиалайнеров, вызванной инициативой Федеральной авиационной администрации США (FAA).

В основу этого документа, иначе называемого «план NextGen», заложена необходимость резкого увеличения объема цифрового трафика между лайнером и «землей», который включит, например, информацию о маршруте и метеоданных в реальном времени, заменив собой голосовой обмен.

В области информационной безопасности (ИБ) у вендоров наблюдается еще более глубокий пессимизм по поводу своего будущего, как поставщиков ПО для авиации и не только. Достаточно взглянуть на проноз Global Cyber Security Market 2013–2023 от известного отраслевого бизнес-информационного портала Visiongain.

В поле зрения исследователей попали 13 крупнейших стран мира, включая Россию. Аналитиков интересовал вопрос, какие компании лидируют сегодня в таком сегменте ИТ, как информационная безопасность(ИБ) и что будет к 2023 г. Ниже приведен список первой двадцатки, как он выглядит сегодня.

Беглого взгляда на эту таблицу достаточно, чтобы понять – более половины списка принадлежит к изучаемому в этом обзоре такому вертикальному рынку, как aerospace and defense (AED). Причем, процессы поглощения идут так быстро, что аналитики из Visiongain не успевают за событиями, как, например, в случае с SAIC и Rockwell Collins.

О чем это говорит: ВПК совместно с авиакосмической отраслью, главным образом из США и ЕС, становятся основными поставщиками авионики, ИТ и ИБ, как сами для себя, так и для остальных вертикальных рынков.

Российское небо сохранило отечественных разработчиков

Если рассматривать расстановку сил в стане поставщиков ИТ для авиаотрасли, то можно увидеть, что благодаря наличию примерно сотни авиакомпаний малого и среднего размера, осталось место относительно небольшим отечественным вендорам. Используют некоторые наши разработки и российские предприятия.

Чаще всего в пресс-релизах встречается компания 1С, которая в 2011–2013 гг. отчиталась об успешных проектах у поставщика авиационных запчастей FastAir, Фонде содействия авиации «Русские Витязи», «Центре деловой авиации», «Казанском вертолетном заводе» и т.д. Есть кейсы и у «Лаборатории Касперского» в аэропорту «Шереметьево» и холдинге «Вертолеты России», у «Армада Софт» и производителя авиадвигателей «Климов», у «Аскона» на заводе «Вертикаль» и т.д. Среди интеграторов, осуществлявших внедрения выделяются «АйТи», «Интелком», ЛАНИТ, Астерос», Inline Technologies, ВСК, CSoft.

Особого внимания заслуживает деятельность системного интегратора «Астерос», которому достались такие выдающиеся проекты, как построение ИТ-инфраструктуры «Национального центра вертолетостроения» и «Международного аэропорта Сочи» и другие. Но, тем не менее, в критически важные системы поставляются программные решения IFS Applications , IBM, Oracle, Microsoft, Vericut, Comindware и т. д.

В качестве вывода необходимо еще раз обратить внимание людей, ответственных за обеспечение безопасности воздушного транспорта и развитие отечественного авиастроения на приведенную выше таблицу. Кроме «Лаборатории Касперского» там никого нет, а ведь только на одних антивирусах и продуктах отечественных разработчиков CAx – систем авиацию и ракетостроение поднять на современный уровень очень сложно, а без оглядки использовать продукты западных вендоров – иногда может быть просто опасно.

Вадим Ференец

Вернуться на главную страницу обзора