Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Российские интернетчики не похожи на европейских

В начале июня этого года компания MASMI Research Group совметно с компанией PRO Active International провела исследование "Интернет Монитор". Российские пользователи интернета более образованны (69% имеют высшее образование, а в Европе - только 48%), социально мобильны и имеют месячный доход около $800. PRO Active Int'l начала проводить исследование The Internet Monitor (TIM) в первом квартале 1998 года. Первая волна прошла только в Нидерландах, вторая уже включала Великобританию. Спустя два года после старта проекта, в марте 2000-го TIM проводился в пятнадцати странах Европы. Последующая майская волна прошла на глобальном уровне, затронув не только европейские государства, но и США, Китай и Австралию. Сейчас TIM - исследование аудитории интернета, охватывающее Западную Европу, Канаду, США, Латинскую Америку, Австралию, Азию, а с мая 2001 года -Венгрию и Россию. TIM проводится два раза в год. Таким образом, основные отличия данной методики от других исследований интернет-аудитории - это:
  1. периодичность исследований (два раза в год);
  2. анализ "местных" данных с другими странами и общим результатом по миру;
  3. главное - сочетание двух различных методологических подходов: оффлайн-методик исследования (интервьюирование для определения степени проникновения интернета) с онлайн-опросами. Итоги предварительного оффланового опроса используются как весовые коэффициенты результатов основного онлайнового исследования.
В рамках первой волны в России был проведен только онлайн-опрос, в ходе которого изучались привычки пользования интернетом, поведение пользователей сети. Во время онлайн-опроса было собрано более 12.000 заполненных участниками анкет. В исследовании участвовало около 20 российских сайтов. Некоторые из них размещали непосредственно у себя анкеты, другие проводили рекламную кампанию, по привлечению потенциальных респондентов. В результате, сайты, участвовавшие в исследовании, получили подробный анализ своей аудитории в сравнении с общими данными по России, который, несомненно, будет интересен клиентам рекламщиков. В числе прочих в исследовании принимали участие РИА "РосБизнесКонсалтинг" и интернет-издание CNews.ru.

Следует отметить, что данное исследование, особенно результаты второй волны, могут быть удачно использованы при возможном перераспределении рекламных бюджетов крупных оффлайновых рекламодателей. Традиционными направлений освоения рекламных бюджетов являются пресса и радио, если не считать ТВ. Учитывая, что радио всегда рассматривается как вспомогательный инструмент при проведении рекламной кампании, у интернет-проектов есть реальный шанс побороться за бюджет вместе с оффлайновой прессой. В свете всего этого становится понятно, что чем больше будет широкомасштабных исследований интернет-аудитории, тем удобнее будет работать с рекламодателями, не говоря уже об элементарном знании своей собственной аудитории. Не последнюю роль, конечно, будет играть качественность избранной методики исследовательской компании.

По мнению руководителя интернет-исследований МАСМИ Оксаны Поварищниковой, поведение российских интернет-пользователей и их демографическая структура характерны для стран, где распространение интернета находится на довольно скромном уровне.

Число пользователей интернета в России продолжает расти в течение последних лет, также как и повсеместно в Европе. В настоящий момент 9% городского населения России в возрасте от 16 до 64 лет имеют доступ в интернет. В Москве среди населения в возрасте от 16 до 64 лет доступ в интернет имеют 13.5% жителей.

Далее приводятся основные результаты исследования The Internet Monitor.

Демография

Сколько Вам лет
Все респонденты
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI
Интернет Монитор

Порядка 40% интернет-пользователей начали использовать интернет только в 2000-2001 годах. В большинстве своем онлайн-пользователи - мужчины (70%). Тем не менее, среди пользователей в возрасте от 23 до 34 лет доля женщин выше, чем среди всех пользователей в целом и составляет 45%. Российские интернет-пользователи в большинстве своем высокообразованные люди: высшее образование имеют 68%, в то время как в Европе этот показатель ниже - 48%. Среди российских женщин уровень образованности еще выше - 75% пользователей сети женского пола имеют высшее образование.

Привычки пользования интернетом

Ваше образование
База: Все респонденты
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI Research
Интернет Монитор


Большинство пользователей интернета в России выходят в Сеть с работы (61%), используя для выходя телефонные линии (34%), сеть компании (30%) или выделенную линию (22%). Среди тех, кто выходит в Сеть из дома (59% всех респондентов), подавляющее большинство (93%) для связи использует телефонные линии. Среднее количество дней, когда респонденты выходили в Сеть, составляет шесть дней за последние две недели. В России этот показатель, согласно исследованию, несколько ниже, чем в среднем по Европе, где пользователи выходят в Сеть семь дней за две недели. Российские интернет-пользователи находятся в Сети немного дольше, чем европейцы: российский интернет-пользователь, проводит в Сети в среднем 49 минут, тогда как европейский - только 41 минуту.

Сколько минут в день, в среднем, Вы активно использовали Интернет
База: Все респонденты
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI Research
Интернет Монитор


Наиболее популярное времяпрепровождение в Сети в личных целях - это поиск определенной информации (77%) и использование электронной почты. Основное отличие от Европы состоит в том, что для европейцев на первом месте стоит использование электронной почты, а поиск информации - на втором.

Электроннаяпочта - самое популярное занятие в деловых целях в России (77%). Следующее по популярности занятие для бизнеса - это поиск информации (66%). Таким образом, самые посещаемые российскими пользователями сайты - это поисковые системы и новостные сайты. Также популярны сайты, посвященные компьютерам, интернету и информационным технологиям.

Половина российских интернет-пользователей имеет установленный на их компьютере MP3 плеер, 42% пользуются Real Audio/Video плеером. В Европе Real Audio/Video плеер превосходит по популярности MP3 плеер (52% и 39% соответственно).

Онлайн-реклама

Под влиянием онлайн-рекламы 27% российских пользователей интернета переходили на рекламируемые сайты, такая же доля пользователей участвовала в опросах. Более половины пользователей заявляют, что они "кликали" на рекламу, потому что были заинтересованы в продукте, услуге или самой компании, которые рекламировались. В некоторых случаях - реклама кажется интригующей, пользователям хочется посмотреть куда она приведет.

Вспомните, последний раз, когда Вы кликнули на рекламу на веб-сайте.
Почему Вы кликнули на нее?
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI
Интернет

Более половины пользователей интернета в России были бы более заинтересованы в онлайн-рекламе, если бы могли выбирать категории рекламируемых товаров и услуг. Кроме того, еще большая заинтересованность возникла бы, если рекламируемые товары и услуги имели бы отношение к тематике сайта.

Электронная коммерция

Российские интернет-пользователи менее активны с точки зрения электронной коммерции, чем европейские пользователи. Лишь одна треть всех опрошенных совершала покупки через интернет, тогда как в Европе более половины интернета совершали покупки онлайн (54%).

Тем не менее, количество покупок, заказов и бронирования, совершенных российскими интернет-пользователями в последние две недели в личных целях, превышает количество таких же покупок в среднем по Европе (3 - в России, 2 - в Европе). И эта цифра одна из самых спорных по результатам всего исследования. Скорее всего после подведения итогов второй волны исследования ситуация будет прояснена и будет видна тенденция.

Средняя стоимость последней покупки в личных целях, совершенной российскими интернет-пользователями, составляет 47Евро, средняя стоимость покупки в деловых целях - 179Евро. Распространенный способ оплаты за личные покупки - наличные при доставке (59% и 18% - по кредитной карте). 57% заплатили так за покупку в деловых целях (14% - в деловых целях). Оплачивая покупки наличными, российские интернет-пользователи, в большинстве своем, достаточно уверены в безопасности такого способа оплаты.

Наиболее часто в категорию последней покупки, совершенной российскими интернет-пользователями, попадают книги (26%) и компакт-диски (19% от всех покупок). Для российских интернет-пользователей характерно совершать деловые покупки из дома, а личные с работы.

Медиа-предпочтения интернет-пользователей

Время, проводимое в интернете, отражается на других видах деятельности. Посетители Сети в России стали меньше читать, меньше смотреть телевизор, меньше спать с тех пор, как "вышли" в интернет. Единственный вид деятельности, которому стали уделять больше внимания в связи с посещением интернета, - это чтение компьютерных журналов.

Российские интернет-пользователи посещают сайты, адреса которых они узнали на других сайтах (60%), увидели по телевидению или узнали из журналов.

Картина медиа предпочтений российских интернет-пользователей выглядит следующим образом:
  • 30% всех опрошенных ежедневно читают газеты;
  • 15% читают журналы о текущих событиях раз в неделю, еще 12% - 2-3 раза в месяц;
  • 42% смотрят телевизор не более 10 часов в неделю, 34% - от 11 до 20 часов в неделю.
Российские пользователи отличаются повышенным вниманием, которое они уделяют Сети, - более половины пользователей не отвлекаются ни на какие другие занятие во время пребывания в интернете. В то время как в Европе для пользователей характерно одновременно с работой в интернете слушать радио, разговаривать по телефону, смотреть телевизор.

Другие характеристики интернет-пользователей

Средний доход интернет-пользователей составляет 903Евро на домохозяйство. Более трети пользователей (38%) имеют очень низкий для Европы доход - менее 500Евро.

Значительное количество интернет-пользователей в момент проведения исследования не знали, с какой скоростью они соединены с интернетом. Более половины имели скорость передачи данных 56Кб/с и ниже.

Социальный статус российских интернет-пользователей довольно разнообразен. Одну пятую составляют неработающие студенты. Среди тех, кто в данный момент имеет работу, большинство трудится в компаниях, имеющих системы электронной почты, собственные веб-сайты и интранет.

56% российских интернет-пользователей владеют английским языком в достаточной степени для понимания англоязычных сайтов.

Российских пользователей заботят проблемы безопасности в Сети - 79% опрошенных выражают озабоченность этой проблемой. При этом половина безразлично относится к тому, что на сайтах используются cookies. С другой стороны, исследованная аудитория довольно осторожна в использовании новых технологий - 43% будут пользоваться ими только после того, как узнают об опыте других в этой области. Еще треть начнет использовать новые технологии, только если это станет необходимо для работы или в личных целях.

Использование персональных компьютеров российскими интернет-пользователями находится на более высоком уровне, чем в среднем по Европе. Практически все опрошенные пользуются персональными компьютерами и 39% -мобильными телефонами. Большинство опрошенных для выхода в Сеть использует именно стационарные персональные компьютеры, 10% используют ноутбуки и еще 3% - мобильные телефоны.

Интернет-пользователи в России очень активны в своей жизни вне Сети. 22% их них провели отпуск за границей в прошлом году, 31% планирует поехать отдыхать за границу в следующем году. 14% сменили место жительства и столько же планируют переехать в следующем году. В тоже время, 20% сменили место работы в прошлом году и 12% планируют найти новую работу в следующем году.



Российское отделение корпорации MASMI Research Ltd. - МАСМИ (Россия) - было создано в 1991 году как одно из первых независимых российских агентств, специализирующихся в области социологических и маркетинговых исследований. МАСМИ представляет в России интересы исследовательской корпорации MASMI Research Group, специализирующейся на изучении потребительского рынка и проведении социально-политических опросов в странах Восточной Европы и СНГ. Помимо России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж) MASMI Research Group имеет собственные офисы в Великобритании, США, Венгрии, Белоруссии, Узбекистане, Ховатии, Югославии. МАСМИ регулярно проводит ad-hoc исследования, как количественные, так и качественные, а также омнибусные проекты, а также разрабатываюся программные продукты по обработке статистических данных (Price Board, MASMITools). Основные клиенты компании: British American Tobacco, Nestle Group, L'Oreal, Bacardi-Martini, Campina, McDonald's, Merloni Elettrodomestici и другие. МАСМИ (Россия) является членом Евро-Азиатсокй Маркетинговой Исследовательской Ассоциации (EMRA). С июня 2000 года агентство входит в международную сеть Harris Interactive Global Network.

Компания PRO Active International специализируется в области сбора и анализа информации о поведении онлайн-потребителей. Основана в 1997 году. В составе компании: представительства в 11 странах мира (Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Польша, Гонг-Конг, США). Основные клиенты компании: Mastercard, Cap Gemini, PricewaterhouseCoopers, Compaq/Digital, Hewlett Packard, Yhoo! Europe, Microsoft, Altavista, Excite, 24/7 Media, DoubleClick и другие.
8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость