Российские интернетчики не похожи на европейских
В начале июня этого года компания MASMI Research Group совметно с компанией PRO Active International провела исследование "Интернет Монитор". Российские пользователи интернета более образованны (69% имеют высшее образование, а в Европе - только 48%), социально мобильны и имеют месячный доход около $800. PRO Active Int'l начала проводить исследование The Internet Monitor (TIM) в первом квартале 1998 года. Первая волна прошла только в Нидерландах, вторая уже включала Великобританию. Спустя два года после старта проекта, в марте 2000-го TIM проводился в пятнадцати странах Европы. Последующая майская волна прошла на глобальном уровне, затронув не только европейские государства, но и США, Китай и Австралию. Сейчас TIM - исследование аудитории интернета, охватывающее Западную Европу, Канаду, США, Латинскую Америку, Австралию, Азию, а с мая 2001 года -Венгрию и Россию. TIM проводится два раза в год. Таким образом, основные отличия данной методики от других исследований интернет-аудитории - это:- периодичность исследований (два раза в год);
- анализ "местных" данных с другими странами и общим результатом по миру;
- главное - сочетание двух различных методологических подходов: оффлайн-методик исследования (интервьюирование для определения степени проникновения интернета) с онлайн-опросами. Итоги предварительного оффланового опроса используются как весовые коэффициенты результатов основного онлайнового исследования.
Следует отметить, что данное исследование, особенно результаты второй волны, могут быть удачно использованы при возможном перераспределении рекламных бюджетов крупных оффлайновых рекламодателей. Традиционными направлений освоения рекламных бюджетов являются пресса и радио, если не считать ТВ. Учитывая, что радио всегда рассматривается как вспомогательный инструмент при проведении рекламной кампании, у интернет-проектов есть реальный шанс побороться за бюджет вместе с оффлайновой прессой. В свете всего этого становится понятно, что чем больше будет широкомасштабных исследований интернет-аудитории, тем удобнее будет работать с рекламодателями, не говоря уже об элементарном знании своей собственной аудитории. Не последнюю роль, конечно, будет играть качественность избранной методики исследовательской компании.
По мнению руководителя интернет-исследований МАСМИ Оксаны Поварищниковой, поведение российских интернет-пользователей и их демографическая структура характерны для стран, где распространение интернета находится на довольно скромном уровне.
Число пользователей интернета в России продолжает расти в течение последних лет, также как и повсеместно в Европе. В настоящий момент 9% городского населения России в возрасте от 16 до 64 лет имеют доступ в интернет. В Москве среди населения в возрасте от 16 до 64 лет доступ в интернет имеют 13.5% жителей.
Далее приводятся основные результаты исследования The Internet Monitor.
Демография
Все респонденты
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI
Интернет Монитор

Порядка 40% интернет-пользователей начали использовать интернет только в 2000-2001 годах. В большинстве своем онлайн-пользователи - мужчины (70%). Тем не менее, среди пользователей в возрасте от 23 до 34 лет доля женщин выше, чем среди всех пользователей в целом и составляет 45%. Российские интернет-пользователи в большинстве своем высокообразованные люди: высшее образование имеют 68%, в то время как в Европе этот показатель ниже - 48%. Среди российских женщин уровень образованности еще выше - 75% пользователей сети женского пола имеют высшее образование.
Привычки пользования интернетом
База: Все респонденты
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI Research
Интернет Монитор

Большинство пользователей интернета в России выходят в Сеть с работы (61%), используя для выходя телефонные линии (34%), сеть компании (30%) или выделенную линию (22%). Среди тех, кто выходит в Сеть из дома (59% всех респондентов), подавляющее большинство (93%) для связи использует телефонные линии. Среднее количество дней, когда респонденты выходили в Сеть, составляет шесть дней за последние две недели. В России этот показатель, согласно исследованию, несколько ниже, чем в среднем по Европе, где пользователи выходят в Сеть семь дней за две недели. Российские интернет-пользователи находятся в Сети немного дольше, чем европейцы: российский интернет-пользователь, проводит в Сети в среднем 49 минут, тогда как европейский - только 41 минуту.
База: Все респонденты
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI Research
Интернет Монитор

Наиболее популярное времяпрепровождение в Сети в личных целях - это поиск определенной информации (77%) и использование электронной почты. Основное отличие от Европы состоит в том, что для европейцев на первом месте стоит использование электронной почты, а поиск информации - на втором.
Электроннаяпочта - самое популярное занятие в деловых целях в России (77%). Следующее по популярности занятие для бизнеса - это поиск информации (66%). Таким образом, самые посещаемые российскими пользователями сайты - это поисковые системы и новостные сайты. Также популярны сайты, посвященные компьютерам, интернету и информационным технологиям.
Половина российских интернет-пользователей имеет установленный на их компьютере MP3 плеер, 42% пользуются Real Audio/Video плеером. В Европе Real Audio/Video плеер превосходит по популярности MP3 плеер (52% и 39% соответственно).
Онлайн-реклама
Под влиянием онлайн-рекламы 27% российских пользователей интернета переходили на рекламируемые сайты, такая же доля пользователей участвовала в опросах. Более половины пользователей заявляют, что они "кликали" на рекламу, потому что были заинтересованы в продукте, услуге или самой компании, которые рекламировались. В некоторых случаях - реклама кажется интригующей, пользователям хочется посмотреть куда она приведет.Почему Вы кликнули на нее?
© Май 2001 Pro Active International BV & MASMI
Интернет

Более половины пользователей интернета в России были бы более заинтересованы в онлайн-рекламе, если бы могли выбирать категории рекламируемых товаров и услуг. Кроме того, еще большая заинтересованность возникла бы, если рекламируемые товары и услуги имели бы отношение к тематике сайта.
Электронная коммерция
Российские интернет-пользователи менее активны с точки зрения электронной коммерции, чем европейские пользователи. Лишь одна треть всех опрошенных совершала покупки через интернет, тогда как в Европе более половины интернета совершали покупки онлайн (54%).Тем не менее, количество покупок, заказов и бронирования, совершенных российскими интернет-пользователями в последние две недели в личных целях, превышает количество таких же покупок в среднем по Европе (3 - в России, 2 - в Европе). И эта цифра одна из самых спорных по результатам всего исследования. Скорее всего после подведения итогов второй волны исследования ситуация будет прояснена и будет видна тенденция.
Средняя стоимость последней покупки в личных целях, совершенной российскими интернет-пользователями, составляет 47Евро, средняя стоимость покупки в деловых целях - 179Евро. Распространенный способ оплаты за личные покупки - наличные при доставке (59% и 18% - по кредитной карте). 57% заплатили так за покупку в деловых целях (14% - в деловых целях). Оплачивая покупки наличными, российские интернет-пользователи, в большинстве своем, достаточно уверены в безопасности такого способа оплаты.
Наиболее часто в категорию последней покупки, совершенной российскими интернет-пользователями, попадают книги (26%) и компакт-диски (19% от всех покупок). Для российских интернет-пользователей характерно совершать деловые покупки из дома, а личные с работы.
Медиа-предпочтения интернет-пользователей
Время, проводимое в интернете, отражается на других видах деятельности. Посетители Сети в России стали меньше читать, меньше смотреть телевизор, меньше спать с тех пор, как "вышли" в интернет. Единственный вид деятельности, которому стали уделять больше внимания в связи с посещением интернета, - это чтение компьютерных журналов.Российские интернет-пользователи посещают сайты, адреса которых они узнали на других сайтах (60%), увидели по телевидению или узнали из журналов.
Картина медиа предпочтений российских интернет-пользователей выглядит следующим образом:
- 30% всех опрошенных ежедневно читают газеты;
- 15% читают журналы о текущих событиях раз в неделю, еще 12% - 2-3 раза в месяц;
- 42% смотрят телевизор не более 10 часов в неделю, 34% - от 11 до 20 часов в неделю.
Другие характеристики интернет-пользователей
Средний доход интернет-пользователей составляет 903Евро на домохозяйство. Более трети пользователей (38%) имеют очень низкий для Европы доход - менее 500Евро.Значительное количество интернет-пользователей в момент проведения исследования не знали, с какой скоростью они соединены с интернетом. Более половины имели скорость передачи данных 56Кб/с и ниже.
Социальный статус российских интернет-пользователей довольно разнообразен. Одну пятую составляют неработающие студенты. Среди тех, кто в данный момент имеет работу, большинство трудится в компаниях, имеющих системы электронной почты, собственные веб-сайты и интранет.
56% российских интернет-пользователей владеют английским языком в достаточной степени для понимания англоязычных сайтов.
Российских пользователей заботят проблемы безопасности в Сети - 79% опрошенных выражают озабоченность этой проблемой. При этом половина безразлично относится к тому, что на сайтах используются cookies. С другой стороны, исследованная аудитория довольно осторожна в использовании новых технологий - 43% будут пользоваться ими только после того, как узнают об опыте других в этой области. Еще треть начнет использовать новые технологии, только если это станет необходимо для работы или в личных целях.
Использование персональных компьютеров российскими интернет-пользователями находится на более высоком уровне, чем в среднем по Европе. Практически все опрошенные пользуются персональными компьютерами и 39% -мобильными телефонами. Большинство опрошенных для выхода в Сеть использует именно стационарные персональные компьютеры, 10% используют ноутбуки и еще 3% - мобильные телефоны.
Интернет-пользователи в России очень активны в своей жизни вне Сети. 22% их них провели отпуск за границей в прошлом году, 31% планирует поехать отдыхать за границу в следующем году. 14% сменили место жительства и столько же планируют переехать в следующем году. В тоже время, 20% сменили место работы в прошлом году и 12% планируют найти новую работу в следующем году.
Российское отделение корпорации MASMI Research Ltd. - МАСМИ (Россия) - было создано в 1991 году как одно из первых независимых российских агентств, специализирующихся в области социологических и маркетинговых исследований. МАСМИ представляет в России интересы исследовательской корпорации MASMI Research Group, специализирующейся на изучении потребительского рынка и проведении социально-политических опросов в странах Восточной Европы и СНГ. Помимо России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж) MASMI Research Group имеет собственные офисы в Великобритании, США, Венгрии, Белоруссии, Узбекистане, Ховатии, Югославии. МАСМИ регулярно проводит ad-hoc исследования, как количественные, так и качественные, а также омнибусные проекты, а также разрабатываюся программные продукты по обработке статистических данных (Price Board, MASMITools). Основные клиенты компании: British American Tobacco, Nestle Group, L'Oreal, Bacardi-Martini, Campina, McDonald's, Merloni Elettrodomestici и другие. МАСМИ (Россия) является членом Евро-Азиатсокй Маркетинговой Исследовательской Ассоциации (EMRA). С июня 2000 года агентство входит в международную сеть Harris Interactive Global Network.
Компания PRO Active International специализируется в области сбора и анализа информации о поведении онлайн-потребителей. Основана в 1997 году. В составе компании: представительства в 11 странах мира (Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция, Швейцария, Польша, Гонг-Конг, США). Основные клиенты компании: Mastercard, Cap Gemini, PricewaterhouseCoopers, Compaq/Digital, Hewlett Packard, Yhoo! Europe, Microsoft, Altavista, Excite, 24/7 Media, DoubleClick и другие.