Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Алексей Роговцев, МТС: Телематика и цифровые решения становятся признанным стандартом для транспорта и логистики

В 2025 году цифровизация транспортной и логистической отраслей продолжает набирать обороты. На фоне растущего спроса на эффективность, безопасность и прозрачность бизнес-процессов компании все активнее внедряют телематику, электронный документооборот и геоаналитику. Особое внимание уделяется отечественным технологическим решениям. CNews обсудил с руководителем центра продуктов «Геосервисы» МТС Алексеем Роговцевым, как цифровые платформы меняют подход к управлению автопарками, какие выгоды компании получают от перехода на ЭДО, и зачем бизнесу нужны цифровые двойники водителей.

Алексей РоговцевМТС

CNews: Какие технологии используются сервисом SKAI для повышения эффективности управления автопарками компаний-клиентов? Есть ли примеры и цифры успешной интеграции решений компании?

Алексей Роговцев: SKAI использует современные технологии, такие как интернет вещей (ИВ), искусственный интеллект (ИИ) и компьютерное зрение (CV), для повышения эффективности управления автопарками. Все решения уже реализованы на собственной SaaS-платформе компании. Эта платформа позволяет отслеживать параметры движения, контролировать поведение водителей и обеспечивать безопасность в режиме реального времени.

В продуктовом портфеле — пять основных продуктов, включая SKAI.Видеоаналитику, SKAI.Базовый мониторинг и SKAI.Экономичное вождение. Сервисами SKAI уже пользуются более 70 крупных холдингов, а к платформе подключено свыше 50 тысяч транспортных средств.

Технология SKAI.Видеоаналитика — один из ключевых продуктов компании — позволяет сократить количество опасных действий водителей в среднем на 36%. Система распознает такие риски, как засыпание, усталость, отвлечение внимания, использование телефона за рулем, отсутствие ремня безопасности и другие нарушения. При обнаружении инцидента система мгновенно подаёт водителю голосовое предупреждение и одновременно передает видеозапись события диспетчеру. Такой механизм позволяет не только оперативно предотвращать ДТП, но и накапливать данные для последующего анализа и обучения персонала, что способствует снижению аварийности и оптимизации затрат на содержание автопарка.

Алексей Роговцев, МТС: В условиях растущих издержек бизнес ищет не самые технологически продвинутые решения, а наиболее оптимальные с точки зрения результата

Один из примеров успешного внедрения продукта — сотрудничество с крупной нефтегазовой компанией. Решение было установлено на более чем 6 тыс. единиц техники, включая грузовые и легковые автомобили, автобусы и спецтехнику. В результате клиент получил возможность круглосуточного контроля и реагирования на риски, а также регулярную BI-аналитику.

CNews: Насколько востребован в этой сфере электронный документооборот (ЭДО)?

Алексей Роговцев: ЭДО уже стал нормой в юридических, бухгалтерских и кадровых процессах. Теперь на повестке цифровизация транспортной сферы. С 1 сентября 2026 года оформление электронных перевозочных документов (ЭПД) станет обязательным для всех экспедиторов. Это коснется не только транспортных компаний, но и владельцев спецтехники, бюджетных учреждений с автопарками и индивидуальных предпринимателей, включая тех, кто совмещает функции водителя, механика и диспетчера. Даже в этом случае использование ЭПД станет обязательным.

Сегодня проникновение электронных документов в транспортной отрасли пока остается невысоким. Причинами служат инерция в процессах, привычка к бумажным носителям, а также технологические барьеры в обмене документами между операторами. Тем не менее, первые внедрения уже демонстрируют высокую эффективность и заметную экономию. Все больше компаний, не дожидаясь регуляторных требований, самостоятельно переходят на ЭПД.

Центр Геосервисов МТС представил собственное решение в этой сфере — ТЭД. Оно легко интегрируется в существующие клиентские системы, включая транспортную телематику, управление разъездным персоналом и удалённые медосмотры. Совместное использование этих решений помогает ускорить выпуск транспорта в рейс, минимизировать ошибки в документации, обеспечить предсказуемость поставок, снизить себестоимость перевозки и повысить ее безопасность. Заказчики активно интересуются возможностью интеграции ТЭД в собственную ИТ-среду, и МТС предлагает широкий набор инструментов для этого.

ТЭД одинаково удобен для всех участников логистической цепочки. Грузоотправители получают возможность устраивать электронные торги, контролировать маршрут и снижать затраты. Грузополучатели, зная точный статус груза, могут заранее готовиться к приемке. Перевозчики экономят на времени ожидания при загрузке и подготовке к рейсу. А водители получают удобный доступ к данным рейса и проходят медосмотры дистанционно. Даже без подключения к интернету можно предоставлять путевой лист по QR-кодам, например, сотрудникам ГИБДД.

CNews: Что представляет собой сервис «Мобильные сотрудники»? Как внедрение цифрового диспетчера влияет на эффективность сотрудников компании?

Алексей Роговцев: Сервис управления выездным персоналом (FSM, или Field Service Management) помогает планировать и контролировать работу мобильных сотрудников. Он используется более чем тремя тысячами компаний. После внедрения средние результаты по эффективности впечатляют: количество посещений объектов увеличивается на 25–40%, операционные затраты снижаются до 25%, а рентабельность инвестиций достигает более трехкратного роста за два года.

Система подбора сотрудников для выполнения задачи работает с учетом множества факторов: графиков, отпусков, компетенций, зон доступности и характеристик техники. Заявки распределяются автоматически, а маршруты строятся не по кратчайшему пути, а по наименее загруженным направлениям с учётом пробок и приоритетов задач.

Так, например, в компании «Газпром Межрегионгаз» время назначения заявок сократилось до пяти минут, количество выполняемых заявок выросло на 20%, а оформление акта осмотра оборудования теперь занимает не час, а всего 15 минут

CNews: При подготовке к интервью обратили внимание на новое предложение по поиску скрытых и утерянных объектов городской инфраструктуры «Геоконтроль». Чем этот продукт отличается от стандартных сервисов на основе GPS/Глонасс? Какие задачи клиентов он позволяет решать?

Алексей Роговцев: Активное развитие дорожно-транспортной̆̆ инфраструктуры, переустройство промышленных зон, возведение новых зданий может приводить к утере колодцев подземных коммуникации. Картографические материалы обновляются нечасто, из-за чего информация о точном местоположении объектов и их географической привязке быстро устаревает. Один из клиентов признался, что раньше ориентировался по дереву рядом со зданием, но теперь оно снесено, и найти нужный объект стало невозможно. В аварийных ситуациях, когда счет идет на минуты, времени на длительные и затратные поиски просто нет — требуется действовать немедленно.

Наше решение помогает решать в короткие сроки и высокой точностью такие задачи. «Геоконтроль» — это программно-аппаратный комплекс, разработанный совместно с сервисом «Мобильные сотрудники». Оно обеспечивает точность до сантиметра и существенно превосходит стандартные координаты GPS и ГЛОНАСС. Система помогает назначать задачи, планировать выезды, выстраивать маршруты, собирать фотоархивы и отслеживать эффективность внутренних процессов на базе реальных данных с полевых работ.

CNews: Как сейчас развивается платформа геоаналитики МТС«Геоэффект»?

Алексей Роговцев: Проект активно развивается в сферах розничной торговли, коммерческой недвижимости, туризма и городской безопасности. В последние два года число клиентов увеличилось в 15 раз. Основные причины — рост цифровой грамотности на рынке и готовность компаний использовать умные решения.

CNews: Можете, пожалуйста, привести кейсы успешного внедрения аналитики геоданных в сфере торговли?

Алексей Роговцев: Например, геоаналитика помогает правильно идентифицировать аудиторию, оценивать доступность магазина и нагрузку на инфраструктуру.

Для одного из клиентов с помощью геоаналитики была составлена выборка под акционную рассылку. Результат оказался настолько эффективным, что клиент приостановил кампанию, не справившись с наплывом покупателей. В другом случае, на основе прогнозирования посещаемости торгового центра, удалось скорректировать графики смен, что повысило утилизацию персонала в 2,5 раза.

CNews: Есть ли успешные проекты в туристической отрасли?

Алексей Роговцев: Туризм — одно из приоритетных направлений для геосервисов. Так, для нескольких российских регионов мы оценили и спрогнозировали туристические потоки, а также определили географию прибытия туристов. Это позволило увеличить туристический поток на 25–30%, а среднее время пребывания — на 40% Также благодаря продукту собираются поведенческие профили туристов на основе предпочтений и привычек. Это помогает формировать персонализированные предложения по экскурсиям и достопримечательностям. Например, одном из кейсов аналитика показала, что туристы из Калининграда не посещают регион из-за отсутствия прямого авиасообщения. Это позволило властям начать переговоры об открытии нового рейса.

CNews: Насколько будет перспективен рынок геосервисов в ближайшие годы? Видите ли вы риски или угрозы для устойчивого развития отрасли?

Алексей Роговцев: Исторически транспорт и логистика — одни из наименее цифровизированных отраслей. Основной барьер — отсутствие нормативного закрепления обязательного использования телематики, ЭДО и удаленных медосмотров. Но уже есть движения в эту сторону: с 2023 года Минтранс разрешил проведение удаленных медосмотров для определенных категорий перевозчиков, за исключением опасных грузов и вредных производств.

Отдельная проблема в том, что 85% грузоперевозчиков в стране — это малые компании и ИП, у которых нет выраженной потребности в сложных телематических решениях. Однако рост возможен за счёт объединения продуктов — например, когда телематика помогает не просто отслеживать транспорт, а сразу решать конкретные задачи: проводить взаиморасчеты, сокращать издержки, ускорять работу с документацией.

В области геоаналитики потенциал также огромен. Такие решения особенно эффективны при синергии с B2B и B2C-продуктами. Понимание поведения целевой аудитории, ее социально-демографического портрета и окружения позволяет бизнесу точнее выбирать локации, прогнозировать спрос и выстраивать предложения, соответствующие ожиданиям клиента.

CNews: Как проходит интеграция новых разработок в экосистему МТС? Каким вы видите будущее компании через 10 лет?

Алексей Роговцев: Для успешного развития геосервисов важна их интеграция в B2C- и B2B-продукты экосистемы МТС. Наши решения напрямую связаны с управлением ключевыми активами — людьми, транспортом и топливом. Возможность получать скидки, преференции и дополнительные сервисы через единую платформу устраняет опасения, связанные с избыточным контролем, и делает систему полезной для всех участников.

Сегодня в условиях растущих издержек бизнес ищет не самые технологически продвинутые решения, а наиболее оптимальные с точки зрения результата. Мы стремимся быть именно такой платформой — единым окном для решений, которое объединяет технологии, сервис и понимание реальных потребностей клиента.

erid:2W5zFJbNrcgРекламодатель: ПАО МТСИНН/ОГРН: 7740000076/1027700149124Сайт: https://moskva.mts.ru/personal