Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения Инфраструктура Системное ПО

Анатолий Безрядин, ОТР: Трудозатраты на создание и обслуживание ИТ-ландшафта можно снизить в 2 раза

В 2020 г. компания ОТР справила свой 20-летний юбилей. За плечами у ее специалистов — более 3 тыс. успешно реализованных проектов федерального уровня. В частности, для госзаказчиков ОТР внедряла свой флагманский продукт — адаптивную бизнес-платформу «ОПОРА», которая продолжает активно развиваться. О том, какие инновационные решения в ней появились за последнее время, а также о ключевых тенденциях ИТ-рынка в интервью CNews рассказал технический директор компании ОТР Анатолий Безрядин.

CNews: Пандемия наложила в этом году отпечаток на все без исключения отрасли, в том числе ИТ. Чему 2020 год научил специалистов ОТР и какие выводы сделали в компании?

Анатолий Безрядин: В первую очередь 2020 год отчетливо продемонстрировал, что государство — это основной двигатель развития ИТ-индустрии. Можно было воочию убедиться, насколько актуальна выбранная им раннее ориентация на цифровизацию государственных структур. Первоочередными для госзаказчиков в течение большей части года были вопросы организации удаленных рабочих мест и их защиты, а также дистанционного предоставления услуг гражданам. При этом поначалу немногие из ведомств были полностью готовы к оперативному переходу на удаленный режим.

В свою очередь, сложившаяся в этом году ситуация позволила ОТР убедиться в верности выбранного фокуса — подхода, при котором вопросами первостепенной важности являются снижение издержек для конечных заказчиков в рамках разработки и поддержки существующих ГИС и повышение удовлетворенности конечных пользователей качеством предоставляемых услуг.

CNews: Потребности бизнеса в этом году были аналогичны потребностям госзаказчиков?

Анатолий Безрядин: Да, спросом пользовались решения, необходимые для удаленной работы и обеспечения ее безопасности. Также были востребованы облачные услуги, что продиктовано сложностями с оперативными поставками железа. Интерес вызывали продукты, которые, несмотря на пандемию, позволяли сохранить уровень продаж. Речь о продуктах для автоматизации торговли, решениях из области e-commerce, CRM, продуктах для аналитики больших данных, рекомендательных и вспомогательных сервисах на основе искусственного интеллекта. Естественно, были интересны системы распознавания лиц и бесконтактные системы.

CNews: Модуль автоматической разработки платформы «ОПОРА» — Low-code решение. Почему эти продукты сегодня так востребованы?

Анатолий Безрядин: Во-первых, это связано с постоянно возрастающей сложностью программного обеспечения. Для создания некоторых программ требуется написать не один миллион строк исходного кода и исполняться они, само собой, должны правильно. Это требует огромных временных затрат подразделений разработки.

Во-вторых, нередки случаи, когда процесс разработки оказывается неэффективным: происходят многочисленные переделки, требуются слишком большие расходы, переносятся сроки, проект вовсе может не завершиться.

otr450.jpg
Анатолий Безрядин: Государство — это основной двигатель развития ИТ-индустрии

В-третьих, стоимость разработчиков на рынке неуклонно растет. За последние 2 года она выросла в 2 раза.

В-четвертых, многих сотрудников, включая разработчиков, сегодня необходимо постоянно удерживать. Они — люди творческие, им скучно заниматься небольшими задачками, такими как переделка, незначительные корректировки функциональности.

CNews: Какие сегодня существуют на рынке платформы для автоматизации разработки? На что необходимо обратить внимание при подборе целевой системы разработки?

Анатолий Безрядин: Помимо широко известных зарубежных продуктов — Mendix, Google, Salesforce, IBM, Microsoft, Oracle, OutSystems, Appian — все большую популярность набирают российские платформы: Elma, Docsvision 5.5, «1С:Предприятие». Все перечисленные решения значительно сокращают время разработки, иногда более чем на 50%. В большинстве своем, это также low-code решения. Они предназначены для определенной платформы, и зачастую даже интегрированы в нее.

В результате пользователь привязывает себя к использованию только одной определенной системы и при ее выборе не имеет права на ошибку. Но что делать, если в определенный момент пользователь понимает, что система больше не может удовлетворять растущие потребности бизнеса? Оптимальным решением является миграция на более мощную, гибкую и желательно кросплатформенную систему. В большинстве случаев такая миграция влечет за собой определенные риски и немалые затраты, как денежные, так и временные.

CNews: На какие технические параметры стоит обратить внимание компаниям, руководители которых задумались об автоматизации разработки?

Анатолий Безрядин: Помимо технических параметров, на которые, несомненно, необходимо обратить внимание, нельзя упускать и те параметры, которые отличают обычную систему от «системы для людей». Я говорю о тех потребностях и трудностях, с которыми многие сталкиваются при работе в системах разработки. Мы, при проработке концепта нашей системы, изучив отзывы, технические форумы на тему использования других систем, взяв за основу трудности, с которыми зачастую сами сталкивались, постарались изначально максимально все учесть в разрабатываемой целевой системе автоматической разработки. Если говорить про технические параметры, то каждая система обладает определенным функционалом, и тут можно выделить определенное направление и уже подбирать под конкретные потребности.

CNews: Модуль автоматической разработки платформы «ОПОРА» соответствует всем перечисленным характеристикам?

Анатолий Безрядин: Начиная с проработки концепта, мы делаем все, чтобы наша платформа производила исключительно положительное впечатление, чтобы удобство сочеталось в ней с функциональностью. Что касается последнего, то здесь нужно сказать не только о модуле саморазработки, но и об интерпретаторе требований. Модуль саморазработки выполняет автоматическую разработку: это помогает оптимизировать большой штат разработчиков, которые зачастую вручную выполняют однотипные задачи в конструкторе. Интерпретатор требований работает с неструктурированными требованиями, что позволяет избавиться от ручной обработки текстовых постановок.

Немаловажную роль тут играет и искусственный интеллект, который обеспечивает максимально релевантный подбор методов и функций автоматической реализации.

В будущем процесс автоматической разработки в ОТР видят так: заказчик и бизнес-аналитик общаются через Skype, последний в своем диалоге использует ключевые для постановки задачи слова, затем запись разговора автоматически обрабатывается и загружается в систему управления требованиями. Бизнес-аналитик при необходимости проверяет ее корректность и получает техническое задание, оформленное в соответствии с требованиями заказчика, после чего запускает одной кнопкой процесс разработки. Искусственный интеллект — в действии.

CNews: Получается, именно благодаря модулю автоматизированной разработки клиент может не только выбрать одно из прикладных решений Универсальной фронт-офисной системы (УФОС) платформы «ОПОРА», но и создать системы под себя?

Анатолий Безрядин: Да, именно так. Отмечу, что УФОС — это технологическое ядро прикладной части адаптивной бизнес платформы «ОПОРА». УФОС позволяет автоматизировать деятельность организаций, например, финансовый документооборот, учет, отчетность, согласование договоров и бюджетов, работу с поручениями. С его помощью можно управлять справочной информацией, проектной документацией, обрабатывать и анализировать данные.

CNews: Какие нагрузки может выдерживать УФОС в тестовом режиме и на практике? Каковы ее технические характеристики применительно к работе с базами данных?

Анатолий Безрядин: Система может выдерживать экстремальные нагрузки. В 2015 году компания ОТР провела нагрузочное тестирование производительности ядра платформы в лаборатории IBM в Монпелье. Тесты показали производительность системы на уровне 40 тыс. одновременных пользовательских сессий. Фактически, платформа способна выдержать десятки и сотни миллионы конечных пользователей за счет горизонтального масштабирования.

Кроме того, она поддерживает транзакционные SQL базы данных Postgress, Oracle и NoSQL базу данных MongoDb. Следует отметить, что для большинства промышленных систем транзакционные базы данных — это проблема, для ее решения ОТР активно развивает направление использования нетранзакционной базы данных Tarantool.

Если же говорить о технических характеристиках, то в случае с основными промышленными транзакционными базами данных обработка достигает 6000 док/мин на одной ноде, а в случае с промышленными нетранзакционными базами данных — свыше 600 000 док/мин на одной ноде.

Время отклика пользовательских интерфейсов приложений, разработанных на нашей платформе, составляет не более трех секунд в штатном режиме вне зависимости от того, тяжелые это расчеты или простая формочка.

Не так давно в вашем издании освещался тендер Минцифры на определение оператора платформы «Гостех». Ради интереса можно сравнить параметры платформы «ОПОРА» с требованиями к «Гостеху», которые описаны в документации. В ней отмечена необходимость создания платформы, поддерживающей работу не менее 100 млн конечных пользователей. Время отклика пользовательских интерфейсов приложений, разработанных на платформе, должно составлять не более пяти секунд в штатном режиме. В рамках пилота для платформы должны быть созданы стенды разработки, тестирования, нагрузочного тестирования, приемо-сдаточных испытаний, продуктивной эксплуатации.

Говоря о создании сред разработки, площадок тестирования, стендов приемо-сдаточных испытаний и опытной эксплуатации, следует отметить, что в платформе «ОПОРА» присутствует модуль, который идеально подходит для разработки, позволяя создавать ландшафт с необходимым программным обеспечением одним нажатием кнопки.

CNews: В составе платформы «ОПОРА» также появился новый модуль управления производственными enterprise-ресурсами. Какой функциональностью он наделен? На базе каких технологий построен?

Анатолий Безрядин: Модуль «СУПеР» — система управления производственными enterprise-ресурсами платформы «ОПОРА» — представляет собой открытую облачную систему с нашим оркестратором, контейнеризацией, биллингом, механизмами управления с использованием ИИ (AIOps), а также маркетплейсом.

Система построена по модульному принципу, каждый компонент имеет открытый API и может интегрироваться со сторонними решениями. Это обеспечивает такие возможности, как, например, использование компоненты биллинга для учета мощностей в приватном и публичном облаках одновременно. Маркетплейс позволяет выбирать оптимальные решения здесь и сейчас: видна стоимость тех или иных серверных мощностей своего и сторонних облаков в «одном окне».

Компонента оркестрации делает возможным не только заказ мощностей в облаке, но и создание по «кнопке» производственного ландшафта с необходимым программным обеспечением (реализуется через каталог сервисов). Изюминкой нового модуля адаптивной бизнес платформы «ОПОРА» стали решения, основанные на машинном обучении. Управление ИТ-инфраструктурой упростилось. За счет накопленной статистики и обучения нейронной сети операциям администрирования мы не только видим и анализируем события на системном и прикладном уровнях, но и получаем исправляющие воздействия на них проактивно, без участия оператора.

Отдельного внимания заслуживают технологические решения, лежащие в основе «СУПеР». На инфраструктурном уровне это OpenStack, OKD — «свободная» контейнеризация, на 100% совместимая с коммерческим OpenShift. Изюминкой являются разработанные нами модули биллинга, оркестрации и маркетплейс, в основе которых лежат СУБД PostgreSQL, интерфейс на PHP, инструменты автоматизации на основе Ansible и Terraform, а также решения Elastic в качестве основы для нашего движка AIOps.

Отмечу, что платформа со встроенным «СУПеР» позволяет снизить трудозатраты на создание и обслуживание ИТ-ландшафта в 2 раза, сократить лицензионные отчисления за платформу виртуализации до нуля, выявить и высвободить малоиспользуемые ресурсы (+20% к мощности инфраструктуры), что подтверждено практическим использованием. Система идеально подошла для процессов CI/CD — создан каталог сервисов и значительно сокращено время/расходы на создание производственных площадок и выпуск готового продукта. Получилось также реализовать один из основных принципов построения системы — самообслуживание на стороне пользователя и минимальное вовлечение инженерных ресурсов на уровне базового обслуживания.

Кроме того, система соответствует всем предъявляемым сегодня требованиям enterprise уровня. Для нее характерны: отсутствие точек отказа на уровне IaaS (простой — 0 часов в год); основа на свободном ПО с возможностью встраивания коммерческих решений на любом уровне; поддержка гиперконвергентных и конвергентных решений; наличие интуитивного интерфейса пользователя с разграничением доступа к сервисам платформы, включая многоконтурность в режиме одного окна и интеллектуального интерфейса для управления системой.

CNews: С какими еще инновациями ОТР имеют дело ее клиенты?

Анатолий Безрядин: С поддержкой на базе искусственного интеллекта, о которой я уже ранее упомянул. В настоящее время ОТР создала три решения для помощи пользователям, сотрудникам и клиентам: категоризатор/маршрутизатор заявок, чат-бот и «помощник» принятия решений, необходимый для обработки обращений пользователей. Каждый из продуктов может работать с любой системой учета обращений или электронного документооборота, гибко настраивается под требуемые задачи, может свободно применяться в государственных и муниципальных структурах, а также имеет уникальное имя.

Категоризатор/маршрутизатор заявок, он же ИИгорь, позволяет за доли секунды определить тип и категорию, а также назначить обращение на нужную группу или сотрудника. При этом решение практически мгновенно начинает обработку входящих обращений и заявок, а маршрутизация происходит с учетом дополнительных условий (отпуск сотрудников, больничный, загрузка сотрудника и т.д.). Благодаря решению в компании сокращаются ресурсы диспетчеров, которые ранее вручную выполняли данные операции. Пользователям же больше не нужно ждать, пока их обращение возьмут в работу: производительность и скорость обработки возрастают в сотни раз. В данной разработке использована сверочная нейронная сеть, точность решения которой составляет более 90%.

Вторая разработка — «помощник» для исполнителей заявок с именем AIDA. Он подбирает похожие по проблематике заявки и позволяет сотрудникам быстрее анализировать и предоставлять ответы пользователям. Его рекомендации основаны на базе знаний, нормативно-правовой документации и т.д. Разработка построена на базе сиамской нейронной сети, ее точность решения составляет также более 90%.

Третий продукт — чат-бот по имени BotRIS. Он позволяет пользователям регистрировать обращения, получать автоматические ответы на типовые вопросы, а также информирует о статусах заявок. То есть взаимодействует с пользователями вместо сотрудников технической поддержки или консультантов. Чат-бот также сохраняет всю историю обращений конкретного пользователя, все документы и решения проблем. Как результат, пользователь в любой момент имеет под рукой всю историю обращений и может к ней вернуться.

Отличительная черта BotRIS-a — возможность отключения функции «говорилки». Благодаря ей пользователю не нужно тратить время на неэффективные при обращении слова и словосочетания, например, «привет», «возникла проблема», «помогите мне». Пользователь сразу описывает проблему, а бот формулирует ответ и дальнейший алгоритм действий для ее решения. Помимо этого, бот позволяет мгновенно обмениваться файлами и гибко настраивать и использовать шаблоны ответов для пользователей. При этом пользователь имеет возможность в любой момент оценить качество сервиса и оставить жалобу.

Мониторинг всех перечисленных решений осуществляет Центр управления поддержки ОТР. Это комплексное решение, в котором можно отслеживать качество работы всех модулей ИИ, контролировать исполнение SLA, проверять показатели процессов сопровождения, а также конкретных сотрудников, и получать рекомендации от экспертной системы.

При использовании решений ОТР на основе ИИ и взаимодействии с Центром управления поддержки, работа компании значительно упрощается, нагрузка на ее сотрудников снижается, а лояльность пользователей и граждан повышается за счет скорости обработки их обращений.

CNews: В портфеле компании ОТР немало инновационных продуктов. На ваш взгляд, какие сегодня существуют барьеры во внедрении инноваций в России и как их можно преодолеть?

Анатолий Безрядин: Для того, чтобы инновации активно внедрялись, необходимо не только формировать качественные предложения со стороны ИТ-компаний. Очень важна еще и готовность заказчиков внедрять и поддерживать их. Сегодня не все организации заинтересованы в инновациях по причине боязни перемен, тяжелых бюрократических цепочек принятия решений, нежелания инвестирования в новые продукты и инструменты. Для решения перечисленных вопросов нужно содействовать повышению спроса на инновации, популяризировать новые продукты и решения и постоянно повышать их качество.

CNews: Как бы вы оценили уровень современного развития ИТ в России?

Анатолий Безрядин: Нашей стране есть, куда расти. Для ускорения этого процесса в стране предпринимаются различные инициативы. Так, например, в прошлом году президент утвердил стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года и она, несомненно, ускорит развитие искусственного интеллекта, проведение научных исследований в этой области, повышение доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, а также совершенствование системы подготовки кадров. Об этом говорится в указе, и я с этим полностью согласен.

Добавлю «ложку дегтя»: до мирового лидера нам пока еще далеко. Пример — уровень развития в стране технологий искусственного интеллекта. Согласно оценке компании TRACXN, в России насчитывается только 168 стартапов в области искусственного интеллекта, тогда как в США, например, их несоизмеримо больше — 6903. Однако не все так плохо. Для российского бизнеса характерна высокая готовность к практическому применению искусственного интеллекта, о чем свидетельствует тот факт, что Microsoft считает Россию лидером по внедрению компаниями этой технологии. Как показывают результаты исследования, 30% отечественных предприятий активно применяют ИИ. Этот показатель — самый высокий среди всех стран, участвовавших в опросе. Их средний уровень составил 22,3%.

CNews: Напоследок расскажите, пожалуйста, как растет ОТР? В каком направлении развивается компания?

Анатолий Безрядин: Искусственный интеллект, Low/No-code решения, инструменты биллинга, маркетплейсы и облака, поддержка пользователей с умными технологиями, интеллектуальные помощники разработчиков, аналитиков, врачей и граждан. Набор этих технологий и решений объединяет автоматизация, которая гарантирует качество и результат.

Мы давно разрабатываем и поддерживаем различные ГИС и прекрасно пониманием, как они влияют на жизнь каждого гражданина нашей страны. При этом, являясь экспертами в области управления, бюджета и финансов, мы понимаем важность правильного распределения каждой копейки и разбираемся в эффективном использовании денег.

В сегодняшнем мире быстро появляются новые услуги, старые уходят, активно меняются нормативные акты государственных структур, прошлые бизнес-модели отходят на второй план, уступая место новым. Под эти задачи нанимаются целые штаты специалистов, дорабатываются информационные системы, расширяются линии связи и центры обработки данных. Системы, которыми владеют заказчики, становятся все сложнее, их изменение и поддержка обходятся все дороже, при этом часто они дублируют друг друга от организации к организации, от ведомства к ведомству.

Перефразировав Чака Паланика с его произведением «Бойцовский Клуб», можно сказать: «Системы, которыми ты владеешь, в конце концов завладевают тобой». Теперь представьте: никаких трат на содержание систем, головной боли с подрядчиками и сотрудниками, нервов на интеграцию с другими системами, временных издержек на изменения. Сегодня у заказчика есть группа пользователей, которая прибегает к определенным услугам, завтра же их потребности изменятся. Заказчик оформил подписку на цифровой профиль этой группы и легко уменьшает, аннулирует или добавляет требуемые сервисы. Никакой привязанности к системам, абсолютная гибкость. Сэкономленные деньги можно тратить на другие цели: повышение качества и безопасности жизни граждан, в случае же частного бизнеса — на увеличение прибыли.

Заказчику не нужен процесс, система, оборудование. Ему нужны функции, которые они выполняют, результат. Это и есть наша цель — дать результат без капитальных обременений для улучшения жизни всего общества.