Low-code платформа или low-code система: что выбрать
Интерес к low/no-code не утихает несмотря на то, что многие считают идею разработки без разработчиков порочной. Конечно, в большинстве случаев речь идет о создании несложных приложений. Однако и этот процесс надо тщательно продумать и правильно организовать. В противном случае low-code продукты с учетом техподдержки могут оказаться значительно дороже обычных решений, говорят участники организованной CNews Conferences конференции «Low-code и no-code».
Где можно использовать low/no-code
Когда-то low/no-code позиционировался как инструмент, позволяющий создавать приложения любому желающему, даже не имеющему навыков программирования. Так ли это на самом деле?
Андрей Коптелов, сооснователь ABPMP Russia, модератор конференции, поделился опытом использования low-code для оптимизации собственной работы. По роду деятельности ему приходится заниматься администрированием, управлением финансами, маркетингом и управлением контентом, продажами, обучением и управлением ИТ. Он решил автоматизировать часть функций и собрал с помощью low-code несколько процессов: управление сайтами, размещение контента, взаимодействие с клиентами, проверку домашних заданий и контроль успеваемости слушателей и пр.
Кроме того, он запустил несколько ИИ-агентов, например, агента-маркетолога, который генерит ответы на письма, агентов для распознавания текста и картинок. Для доступа к LLM Андрей Коптелов использовал Open Router. «Скорость работы LLM пока невысокая, а качество сильно отличается и зависит от промптов. Поэтому необходим фактологический контроль результатов», — поделился опытом Андрей Коптелов.
Развитие производства зависит от гибкости и скорости работы процессов и скорости обработки большего объема данных. На этом фоне перед low-code стоит две основные задачи: автоматизация бизнес-процессов и упрощение работы с web-ресурсами — публикации контента, совместной работы с контентом и пр. «Например, low-code незаменим при проработке MVP — быстром создании решения для того, чтобы понять, действительно ли оно необходимо», — приводит пример Анастасия Полянская, руководитель центра развития платформ автоматизации процессов «Газпромнефть-ЦР».
Автоматизация и разработка средних и больших решений с low-code
Еще одна задача — автоматизация рутинных процессов в подразделениях руками бизнес-пользователей. «Около 30% функционала средних и больших решений реализуется без написания кода», — говорит Анастасия Полянская. Она привела несколько примеров подобных кейсов. Благодаря применения low-code стоимость разработки сокращается на 15%, а готовые решения создаются на 30% быстрее.
«Low-code и no-code — это зло. Но поскольку бороться с ним невозможно, придется его возглавить», — начал свое выступление Станислав Тульчинский, управляющий директор ДИТ РСХБ. Low-code можно использовать в несложных системах, в случаях, когда нужно быстро показать простой или хоть какой-то результат, когда требования к MVP минимальны. Но он никогда не станет полноценной заменой классической разработки.
Станислав Тульчинский подчеркнул, что для использования low-code очень важно правильно собрать команду. В ней обязательно должны быть и «гражданские»: владелец продукта, бизнес-аналитики, технологи, и профессионалы: архитектор, скрам-мастер, системный аналитик, разработчики и пр. В противном случае возникает целый ряд рисков. «В целом, low-code подходит вовсе не для любой задачи и не для любой стадии жизненного цикла этой задачи. Такие решения в итоге стоят гораздо дороже, чем про них говорят, и требуют квалифицированных специалистов», — говорит Станислав Тульчинский.
Трендом сегодняшнего дня является создание решений на основе модулей. Если в банке используется low-code, появляется возможность быстрого запуска продуктов для мидл- и фронт-офиса, уверен Геннадий Гребеник, директор по трансформации Фора-банка. При этом очень важно обеспечить переиспользование приложений. Для этого надо создать единую платформу мидл-приложений, библиотеку бизнес-компонент, единый глоссарий и выработать стандарты интерфейсов.
Геннадий Гребеник поделился опытом использования low-code при реализации проектов и рассказал о сложностях, которые возникали на этом пути. «Самое главное, что нам удалось в два раза быстрее и в три раза дешевле создать продукты, полностью отвечающие потребностям заказчика», — говорит он.
Платформа или приложение
Пользователи ИТ-систем заинтересованы в том, чтобы у них были все необходимые для работы инструменты, и желательно в одном приложении. Вендоры стремятся разработать продукт, который будет востребован максимальным количеством пользователей. «Удовлетворить все эти требования может только no-code», — уверен Антон Симуни, руководитель разработки no-code платформы «Акола» ИТ-экосистемы «Лукоморье».
Существуют no-code платформы для разработки и запуска приложений без кода и no-code системы — приложения, автоматизирующие предметную область и обладающие now-code инструментами для настройки под клиента. Антон Симуни уверен, что оптимальным вариантом является внедрять no-code системы, созданные с помощью no-code платформ. Но для этого на no-code платформе должны быть реализованы определенные функции: создание структуры данных, алгоритмов работы, интерфейса, управления продуктом и интеграции с другими системами.
Функции no-code платформы
Он привел несколько примеров. Так, созданную no-code платформе за два месяца no-code ESM-систему «Диво Старт» удалось внедрить всего за 24 часа. На внедрение созданной на no-code платформе no-code HR-системы оценки персонала «Алкион» потребовалось всего 40 часов, а на внедрение no-code системы для совместной работы — всего 30 мин. При этом настраивать все эти решения могут не программисты, а рядовые пользователи.
До 2015 г. в России широко использовали Oracle Apex/Forms. Сейчас, в первую очередь из-за требований импортозамещения, с их использованием возникли сложности. «Когда на Oracle уже созданы тысячи экранных форм, стоимость импортозамещения становится космической», — говорит Константин Ващенков, технический директор XSquare.
Архитектура платформы XSquare
10 лет назад появилась платформа XSquare. Она покрывает 95% функционала Oracle Apex/Forms. Кроме того, можно работать в Oracle Apex/Forms и XSquare одновременно через браузер. Фактически, речь идет об оркестрации баз данных Oracle и, например, PosgreSQL. Существует также конвертер с Oracle Apex в XSquare.
По словам Константина Ващенкова, XSquare имеет целый ряд преимуществ перед Oracle. Во-первых, это не fork, а отечественный продукт, который может работать почти со всеми популярными СУБД. Разработчику SQL потребуется всего два дня, чтобы освоить XSquare. Система может горизонтально масштабироваться на уровне ядра, в ней уже имеется встроенный набор коннекторов, она работает на любом железе: X86, ARM, «Эльбрус», «Байкал», Loongson. Шаблоны печатных форм можно создавать в MS Office, «МойОфис», «Р7 офис».
Алексей Борисов, директор по партнерам направления ИТ и ЦТ Skolkovo Foundation, поделился результатами исследования российского рынка low-code платформ. В ходе исследования было опрошено 30 разработчиков, которые были проанализированы по 410 параметрам.
Рейтинг финалистов Low-code платформ
Его результаты показали, что low-code платформы хорошо подходят для автоматизации внутренних процессов, снижения затрат на разработку и быстроту разработки (при наличии квалифицированной команды), а также для интеграции различных систем. Нецелесообразно использовать low-code платформы для сложных взаимодействий, для взаимодействий с внешними сторонами за контуром системы, для уникальных процессов и при отсутствии централизованного контроля над разработкой. При этом, не все системы позволяют бизнес-пользователям разрабатывать приложения самостоятельно без участия специалистов по данной low-code платформе.
Low- code на практике
Компания «Новое качество дорог» является оператором платных дорог. До самого последнего времени для организации Service Desk компания использовала Jira, а для управления процессами — решение Elma. Однако по мере роста бизнеса базовый функционал Jira перестал удовлетворять потребностям бизнеса. Не последнюю роль сыграли и санкции. «Мы хотели внедрить современную платформу (систему управления услугами) с порталом самообслуживания, каталогом услуг и встроенной аналитикой», — говорит Галия Пепельницына, главный специалист по процессному управлению компании «Новое качество дорог». Покупка готового решения с учетом техподдержки стоила слишком дорого, поэтому было принято создать собственный продукт с помощью low-code функционала Elma.
О том, как развивался проект, рассказала Елена Куделина, начальник группы документационного обеспечения компании «Новое качество дорог». Разработка велась по Agile с выпуском MVP. Компания не просто оцифровала лучшие практики, но и создала конструктор процессов, позволяющий вносить изменения за часы, а не месяцы. «Мы создали не инструмент для автоматизации, а основу для будущего роста и цифровой трансформации компании», — говорит Елена Куделина. В ближайших планах запуск процессов управления изменениями, проблемами, конфигурациями, каталогом услуг, знаниями и внедрение инструментов ИИ.
Станислав Гоц, директор департамента бизнес-приложений и платформ Lamoda, поделился опытом использования low-code для автоматизации бизнес-процессов. Первые шаги были сделаны в 2020 г. на Microsoft Power Platform — компания создала несколько приложений для автоматизации простейших сценариев: организации чатов в мессенджере для поздравлений с днем рождения, бронирования парковки, интеграции между системами. С учетом спроса на разработчиков в ковидный год, интерес к платформе рос, т.к. платформа закрывала потребности в автоматизации без разработки. В Lamoda появился центр компетенций по low-code разработке.
В 2022 г. встал вопрос импортозамещения. Компания искала решение, на котором возможно создавать действительно изолированные друг от друга приложения. В 2023 г. оно было найдено. После этого помимо достаточно тяжелых интеграционных решений на платформе начали автоматизировать процессы HR. Сейчас low-code позволяет автоматизировать ряд несложных процессов в доставке и на складе. «Low-code во многом представляется одной из «серебряных пуль» для повышения эффективности, уровня автоматизации, снижения затрат. Тем не менее, любое решение, запущенное в эксплуатацию, требует не только обеспечения внутренним центром экспертизы, но и уверенности в том, что он является устойчивым: сотрудники взаимозаменяемые, отсутствует bus-фактор, организована передача знаний и документация», — предупредил Станислав Гоц.
Целевой маркетинг не успевает за клиентом — он анализирует его данные пост-фактум и реагирует спустя 3-4 дня. Но существует Real-time Marketing, обеспечивающий мгновенную онлайн коммуникацию. В МТС-Банке решили не покупать готовое RTM-решение, а сделать MVP и посмотреть на бизнес-эффект от его внедрения. «Мы разработали бэк-энд и запустили пилотную кампанию. Пилот длился 3 месяца, и результат был положительный», — рассказал Сергей Чачин, руководитель центра развития CVM инструментов МТС Банка.
Оставалось создать удобный пользовательский интерфейс, но для этого не хватало разработчиков. Тогда на базе JMIX за 3 недели был создан первый UI. Пользователи получили возможность его настраивать, но все еще с помощью кода. На помощь пришел low-code — он генерировался с помощью нейросетей Claude. «Теперь в UI можно настраивать кампании без программирования за несколько часов», — говорит Сергей Чачин.







