WiFi-революция в метро: кто и как ее устроил
В московском метро произошла революция: пассажирам всех веток в 2014 г. стал доступен бесплатный беспроводной доступ в интернет. Причем сделали это отнюдь не сотовые операторы, а неизвестная ранее компания «МаксимаТелеком». CNews разобрался в том, как реализовался этот проект, какие инженерные задачи приходилось решать его создателям, и каким образом создатели сети намерены вернуть вложения.Незадачливые сотовики
Впервые о WiFi в столичном метро еще в 2005 г. заговорила компания «Комстар – ОТС». Проект был реализован спустя два года. Однако WiFI работал только на трех центральных станциях и не затрагивал туннели, поэтому практический эффект от данной инициативы был минимальным.
В 2011 г. мэр Москвы Сергей Собянин вновь вернулся к данной идее. На этот раз инициатива исходила не от операторов, а на столичных властей, которые решили обеспечить беспроводным доступом в интернет все вагоны метро. При этом сам доступ должен был быть бесплатным.
Параллельно столичные власти стали продвигать WiFi и на наземном транспорте. За счет этого Собянин планировал создать преимущества для общественного транспорта перед частными автомобилями, что должно было поспособствовать решению проблемы пробок.
К тому моменту все три основных сотовых оператора – МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» – уже имели свои сети практически на всех станциях столичной подземки. При этом операторы предоставляли под землей и доступ в интернет. Правда, даже с учетом внедрения 3G скорости такого мобильного интернета были не очень высоки, кроме того, в туннелях сигнал зачастую пропадал.
Поначалу сотовые операторы с радостью взялись за реализацию идеи WiFi-доступа: в 2012 г. «Вымпелком» и МТС организовали опытные зоны, оснастив WiFI-роутерами часть составов метро-поездов на Сокольнической и Кольцевой линиях соответственно. Правда, когда метрополитен объявил конкурс на строительство WiFi-сети по всей «подземке», желающих участвовать в нем не нашлось.
Аналогичная история произошла и со вторым конкурсом. Метрополитен предлагал оператору-победителю конкурса скидки на размещение оборудования и доступ к своим объектам. Однако сотовые операторы были не довольны размером скидок, к тому же они хотели продавать услугу WiFi-доступа. На третий конкурс сотовые операторы также не подавались, но претендент все-таки нашелся: им стала ранее неизвестная на рынке компания «МаксимаТелеком».
Новый игрок
Стоимость аренды в ходе конкурса была снижена, и неизвестная «МаксимаТелеком» выиграла тендер, заключив с Московским метрополитеном контракт на 15 лет. Условия контракта обязывают «МаксимаТелеком» обеспечить доступ в интернет во всех вагонах и вдоль всех маршрутов, при этом доступ должен быть бесплатным. Метрополитен получает от компании арендную плату за использование инфраструктуры в размере примерно несколько миллионов рублей в год (точный размер платежей не раскрывается). Кроме того, компания осуществляет платежи за технический надзор.
Фактически, «МаксимаТелеком» – это новая компания, созданная специально под данный проект, говорит в беседе с CNews ее гендиректор Борис Вольпе. Правда, де-юро такая структура существовала и ранее: ее совладельцем был «Энвижн груп», и компания была ценна благодаря имеющемуся у нее набору лицензий и разрешений. Получение таких лицензий могло бы занять несколько месяцев, поэтому инвесторы проекта решили, что проще будет выкупить «МаксимаТелеком».
Владельцы «МаксимаТелеком» пообещали вложить в проект i1,8 млрд, большая часть этих инвестиций уже сделана. Выход на окупаемость запланирован к 2020 г. Имена инвесторов компании не раскрываются. Известно лишь, что председателем совета директоров и одним из совладельцев «МаксимаТелеком» является Сергей Асланян, бывший президент «Ситроникса». Из «Ситроникса» в «МаксимаТелеком» пришел еще целый ряд сотрудников, включая Бориса Вольпе. Глава «МаксимаТелеком» гордится: проект такого уровня мог быть реализован только командой настоящих профессионалов и энтузиастов своего дела.
«Наш проект, как и любой стартап, проходит характерные фазы, первая из них называется «Вообще никому неинтересно, никто не знает», – вспоминает Вольпе. – Вторая – все уважающие себя эксперты говорят: «Ну, это, конечно, работать никогда не будет, потому что этого нет нигде в мире». Потом все уважающие себя эксперты говорят: «Нет, ну, это заработает, всегда бывают исключения, но это ненадолго». Потом самые уважающие себя технические эксперты, говорят: «Ну, мы же знали, что это будет работать. А что удивительного? Такое всегда работает».
Искусство радиопланирования
Технически WiFi-сеть московского метро выглядит следующим образом. В каждом вагоне установлен WiFI-роутер, который и раздает пассажирам доступ в интернет. Такими устройствами сейчас оборудованы все 650 подвижных составов на всех 12 линиях. Сам роутер получает доступ в интернет от базовых станций, установленных вдоль туннелей. Всего установлено около 950 таких базовых станций, расстояние между ними обычно составляет от 450 м до 900 м.
При этом используется проприетарный радиопротокол от производителя базовых станций – израильской компании Radwin. Протокол работает в диапазоне 5 ГГц, в связи с чем Государственная комиссия по радиочастотам по заявке «МаксимаТелеком» разрешила использовать данный диапазон для WiFi-сетей без дополнительных лицензий.
По условиям контракта на каждый поезд должен быть обеспечен канал емкостью 50 Мбит/с. Но «Макисма телеком» обеспечила большую емкость – до 100 Мбит/с. Более того, с помощью программного обеспечения это значение планируется увеличить до 150 Мбит/с (сейчас в среднем на один поезд скорость канала – 75–80 Мбит/с). В соответствии с условием контракта, WiFi-сеть должна обеспечивать доступность сервиса на уровне 90%. В «МаксимаТелеком» к лету намерены увеличить этот показатель до 97%.
Борис Вольпе: Устойчивая связь с подвижным составом должна быть при любых диаметрах туннеля и при любых материалах его отделки, ведь туннель может быть отделан чем угодно
В свою очередь, базовые станции подключены по оптоволоконным каналам связи. Хотя в московском метро уже есть операторы, обладающие собственной оптикой, – в частности, компания «Макомнет» (принадлежит «Ростелекому») – «МаксимаТелеком» решила построить собственные каналы. Протяженность каналов составляет 780 км. Ядром сети являются два магистральных узла связи.
Первые линии столичной подземки были оборудованы WiFi еще в конце 2013 г. А к 1 декабря 2014 г – раньше, чем было оговорено в контракте – WiFi появился во всем метрополитене. Впрочем, строительство сети еще будет продолжаться: в Москве сейчас активно возводятся новые станции, кроме того, в метро постоянно обновляются составы. А вот в вестибюлях и на переходах WiFi-доступа нет: этого не хочет сам метрополитен, дабы не создавать столпотворение из желающих получить бесплатный выход в интернет.
Помимо Radwin, в проекте используется оборудование Cisco: в частности, были закуплены WiFi-роутеры производства этой компании. В качестве субподрядчиков выступали компании «Энвижн-Груп», «Телеинком» (осуществляет поставку оборудование Radwin), «Строй-Импульс» (выполняет строительные работы) и другие.
Как и предполагалось, доступ в WiFi-сеть бесплатный. Но прошлой осенью, в соответствии с новыми требованиями правительства к публичным WiFi-сетям, появилась необходимость в идентификации пользователей. С этой целью абонент при первом выходе в WiFi-сеть должен ввести свой номер мобильного телефона, получить на него SMS с кодом и ввести это значение на идентификационной странице. Повторной идентификации не требуется. При этом на один номер можно идентифицировать сразу несколько устройств. Таким образом, можно получить доступ в интернет с устройств, не имеющих SIM-карт (планшеты, электронные книги и др.).
«Мы построили достаточно эффективные бизнес-процессы, благодаря чему за восемь часов мы можем полностью оборудовать поезд в депо, – гордится Вольпе. – Поезд приходит в депо, и это похоже на «Формулу 1», только пит-стоп длится восемь часов без перерыва. Бригада из 16 человек оборудует состав с нуля до состояния готовности для пассажиров».
Отдельных усилий требовала необходимость приучить сотрудников метрополитена при каждом запуске состава включать WiFi-роутеры в каждом вагоне (их отключение от электросети на первом этапе эксплуатации было одной из главных причин того, что WiFi не работал).
В ходе строительстве сети пришлось применять настоящее искусство радиопланирования, говорят в «МаксимаТелеком». «Устойчивая связь с подвижным составом должна быть при любых диаметрах туннеля и при любых материалах его отделки, ведь туннель может быть отделан чем угодно, – говорит Вольпе. – Там есть материалы, которые у любого нормального радиоинженера сразу вызывают отторжение, например, чугун. К тому же у метрополитена в центре трехмерная структура. Наконец, есть и открытые участки, включая метромосты, где необходимо применять другой тип антенн».
Другой сложностью стал вопрос управления неоднородной сетью, состоящей из подвижных объектов. «Когда состав приходит в депо, первое, что с ним происходит – он обесточивается для проведения регламентных работ, – поясняет Вольпе. – Зачастую вагоны расцепляются, и состав переформатируется, а вагоны могут, например, быть отправлены на капитальный ремонт. После этого поезд сцепляют, включают электричество. И после этого все те компоненты поездной инфраструктуры, которые образуют нашу сеть, должны проснуться, самоопределиться, найти друг друга и сконфигурировать себя в сеть. И все это за несколько минут, когда этот состав выходит на линию и в него заходят пассажиры. Ведь пассажиры видят там готовую wifi-сеть, и их мало интересует, что было с поездом до того. Их интересует, чтобы там была сеть».
Борис Вольпе: Мы построили достаточно эффективные бизнес-процессы, благодаря чему за восемь часов мы можем полностью оборудовать поезд в депо
В «МаксимаТелеком» уверены, что им удалось создать уникальный продукт. «Наша сеть уникальна тем, что в отличие от классических сетей (включая даже гетерогенные), в ней есть подвижные элементы в лице 500 с лишним составов, – утверждает гендиректор компании. – И даже это еще не предел, потому что каждый состав – он еще имеет свойство зачастую заменяться, при этом сеть должна поддерживать свое тождество (она всякий раз должна уметь находить себя.) Создание таких сетей – одна из тех компетенций, которые мы обрели в ходе проекта, и которые, на мой взгляд, долго будут избавлять нас от конкуренции. Не известно, найдутся ли желающие повторить этот проект».
Подземный портал
Помимо технологических, проект WiFi-сети в метро имеет и экономические особенности. Каким образом зарабатывать оператору WiFi-сети, если доступ в саму сеть бесплатный? Основное направление монетизации сервиса – это сайт Vmet.ro, который автоматически загружается при каждом выходе в WiFi-сеть. По утверждению «МаксимаТелеком», посещаемость сайта составляет 1 млн пользователей в день, причем половина посетителей заходит на ресурс не менее двух раз в день.
60% зашедших на сайт в процессе авторизации остаются на нем. А 10% посетителей заходят на ресурс вообще не из метро, что может означать популярность сайта. Ресурсом руководит команда во главе с Артемом Пуликовым, пришедшим в компанию из «Газпром-Медиа Digital».
На сайте собран информационно-развлекательный контент: новости, трансляции ТВ- и радио-программ, кино, справочная информация. Доход сайту, в первую очередь, приносит реклама: как медийная, так и контекстная (через систему «Яндекс.Директ»). Размер рекламных доходов в компании не раскрывают. Известно, что с начала года компания перешла от статических продаж медийной рекламы на динамические: то есть раньше рекламодатель выкупал показы на какой-то определенный период времени, а теперь приобретается определенное число показов.
Одна тысяча показов стоит от i100 до i800 в зависимости от типа баннера. Существуют различные варианты таргетинга: по определенной линии метро, по соседним станциям, по операционной системе (iOS или Android), по мобильному оператору. Можно также показывать рекламу в зависимости от времени суток или погодных условий.
«Московский кредитный банк» использовал несколько форматов размещения Vmet.ro на Калужско-Рижской, Кольцевой и Калининской ветках во время рекламной кампании вкладов. Банк остался доволен результатами, говорит директор департамента маркетинга и рекламы Надежда Левашова: «Стоимость одного клика была ниже, чем на других площадках, задействованных во время медийной кампании в интернете, ранее показавших высокую эффективность».
«Размещение рекламы на сайте Vmet.ro привлекательно тем, что позволяет рекламодателям за небольшие средства охватить достаточно значительную и разнообразную аудиторию, – говорит эксперт агентства «Медиа инстинкт» Антон Иванюшкин. – А переход со статической на динамическую модель открыл дорогу для размещения рекламы со стороны небольших рекламодателей со скромными бюджетами».
Другие направления монетизации сайта – это партнерские продажи. Сейчас, например, на сайте можно приобрести спортивные товары (партнер в данной части – компания «Активизм»), журналы, билеты в театр и игры для смартфонов. Вскоре будет представлена новая версия портала, в которой у пользователей появится личный кабинет и возможность персонализации.
Зарабатывать «МаксимаТелеком» планирует не только на сайте. Например, компания рассматривает возможность использования ее инфраструктуры для организации видеонаблюдения в вагонах метро (соответствующий проект сейчас рассматривается столичным метрополитеном). Правда, передача картинки в реальном времени из всех вагонов создаст серьезную нагрузку на сеть. Но, как отмечает Борис Вольпе, вполне возможен вариант с записью видео на некий регистратор, а при нахождении поезда на станции его можно сбрасывать диспетчерам. Режим же «прямого включения» из какого-либо конкретного вагона стоит использовать только при возникновении экстренной ситуации.
Другой рассматриваемый сейчас проект – это организация сотовой связи из подвижных составов, качество которой, как уже отмечалось, сейчас весьма «хромает». «МаксимаТелеком» уже протестировала с «Мегафоном» установку его фемтосот в вагонах метро: данные устройства подключаются к интернету и создают в помещении сигнал сотовой сети. Спрос на совершение голосовых вызовов из метро все-таки есть, отмечают в компании.
Неожиданные перспективы
Оптоволоконная сеть, проложенная «МаксимаТелеком» вдоль подземки, может сгодиться и для других целей. Поскольку она охватывает большую часть территории Москвы, может быть целесообразным предлагать ее услуги корпоративным заказчикам с выводом каналов наружу. Соответствующие переговоры уже ведутся с рядом потенциальных заказчиков, включая банки, названия которых не разглашаются.
Сейчас столичный рынок телекоммуникационных услуг для b2b-клиентов в значительной степени поделен. Лидером на нем, по данным Constanta Advisory, является МГТС с долей 40%, на втором месте – «Вымпелком» с 20% рынка, третью и четвертую строчки делят «Акадо» и «Ростелеком» (по 11%), у «Мегафона» – 3% рынка.
«Крупным заказчикам нужна стабильность, поэтому они предпочитают заключать долгосрочные контракты. Бороться за них «МаксимаТелеком» будет не просто, – отмечает представитель «Акадо» Денис Рычка. – Однако есть пока не поделенный сегмент SOHO (малый и средний бизнес), который зачастую пользуются услугами, ориентированными на частных лиц. Соответственно, в этом сегменте в части организаций, расположенных неподалеку от станций метро, у «МаксимаТелеком» могут быть перспективы».
Наконец, у «МаксимаТелеком» есть и экспортный потенциал. Например, недавно WiFi-сеть московского метро была продемонстрирована делегации из Сингапура. Гости, по словам Вольпе, из метро осуществили звонок домой по Skype и остались приятно удивлены качеством связи. В самом Сингапуре, несмотря на его технологическую развитость, такой сети нет.
«Мы создали очень сложные интеграционные решения: архитектуру гетерогенных сетей, причем с нетривиально подвижными элементами в огромном количестве, элементы самоорганизующихся сетей, систему мониторинга, систему контроля качества, – говорит гендиректор «МаксимаТелеком». – В принципе, все это можно сделать и без нас. Если я дома начну делать велосипед, с какой-то вероятностью тот или иной велосипед я сделаю. Вопрос, как скоро я его сделаю, на что он будет похож, каково будет качество и во сколько в результате мне это обойдется? Может, мне придется полгода не ходить на работу, чтобы его сделать? Так я, наверное, лучше куплю».
У «МаксимаТелеком» недавно мог появиться конкурент: в конце прошлого года Департамент информационных технологий договорился с четырьмя операторами – «Вымпелкомом», МТС, «Мегафоном» и «Ростелекомом» – о создании единой сети мобильной связи в метро. Оператор этой сети должен был быть выбран на конкурсе и предоставить свою инфраструктуру для четырех вышеупомянутых компаний. В результате качество связи должно было улучшиться, в том числе за счет покрытия в туннелях. Однако из-за девальвации рубля конкурс был перенесен. У «МаксимаТелеком» таких проблем нет: валютных кредитов компания не брала, а все необходимое импортное оборудование было уже закуплено.
В целом Борис Вольпе доволен достигнутыми результатами и с оптимизмом смотрит в будущее. «Я рад, что в обиходе появилась фраза «тогда еще в метро не было wifi». Мне приятно читать в социальных сетях то, что люди пишут. В том числе я очень рад и критике, так много полезных предложений приходит от пассажиров из социальных сетей. Многие пишут сейчас примерно следующее: «Метро, в котором есть wifi и кондиционер, заставило меня потерять мои водительские права, я не знаю, где они». Или такое: «Я ездил в разных странах, но нигде не видел такого, как у нас. Москва – лучший город». Нам приятно действительно, что мы делаем качество жизни в Москве лучше». Сам Вольпе также передвигается по Москве на метро.
Игорь Королев