Вряд ли инженер британской компании Vodafone Нейл Папуорт, отправивший в 1992 году своим коллегам с сотового телефона короткое послание, гласившее: «Счастливого рождества!», подозревал, что c помощью SMS будут «выбирать» депутатов, мэров и президентов.
Первопроходцами использования SMS в политике стали британцы. Лейбористская партия Великобритании всегда уделяла много внимания использованию передовых технологий. На открывшемся партийном сайте стали распространяться не только обычные для информационных ресурсов новости, но также игры. В период очередной избирательной кампании было принято решение предложить зарегистрированным пользователям сайта возможность подписки на партийные новости, а также ряд других информационно-справочныхSMS-услуг. Благодаря развитию телекоммуникаций в Великобритании граждане этой страны уже сегодня имеют возможность голосовать через интернет на региональных выборах. В случае выполнения правительством своих обещаний о цифровизации всей страны, уже в 2008 году ID (идентификационный номер) введут для всех граждан Великобритании. С этого момента вопрос об SMS-голосовании можно считать решенным.
В России ИТ пришли в политику в 1996 году, когда на выборах губернатора Красноярска был проведен exit-poll (опрос избирателей на выходе). Результаты опроса разместили в интернете на специальном сайте, а после выборов депутатов Госдумы в 1999 году Рунет заполонили национальные и региональные политические проекты. Что касается SMS, то в преддверии выборов в Государственную Думу в декабре 2003 года сотовая сеть «Би Лайн» в Калининграде открыла специальный SMS-канал. Подписка предусматривала возможность получения новостей от выбранного предвыборного штаба. Наиболее активным избирателям предлагали отправлять наказы и жалобы кандидату с помощью SMS. В приволжском регионе жителей приглашали на выборы SMS-рассылкой.
Вдохновленные опытом российских коллег грузинские оппозиционеры запустили прототипSMS-чата в рамках информационной программы «Ночной курьер» на самом популярном национальном телеканале «Рустави-2». Каждый выпуск программы стал сопровождаться «бегущей строкой» из SMS. Сообщения были политического характера: «фальсификация выборов за сходную цену», «цемент для правительственного блока», «не мелочиться и выбрать в парламент музыканта Эминема».
Накануне выборов мэра Екатеринбурга абоненты уральского филиала «МегаФона» получили SMS с таким текстом: «Всем голосовать за Осинцева! Осин плюс Россель плюс Хабаров равно Ебург». В сообщении были исковерканы фамилии политиков: вместо Росселя фигурировал Хроссель, вместо Осинцева Опсинцев. Авторам спам-рассылки хорошо известно, что не «МегаФоном» единым пользуются уральцы. Поэтому абонентам «Уралтела» (МТС) приходили SMS, призывавшие голосовать за кандидата в мэры Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
В обоих случаях ситуация была представлена операторами как взломSMS-гейтов на своих интернет-сайтах. Взломщики были публично объявлены спамерами. Один из операторов даже собирался обращаться в местные органы внутренних дел с заявлением. Однако, при отсутствии законодательной базы, ограничивающей спам, любой его вид, в том числе политический, признается нелегальным только в соответствии с представлениями оператора. Именно поэтому «в особых случаях» операторы не брезгуют легальной рассылкой спама. Так, 13 марта 2004 г. «МегаФон» разослал всем петербургским абонентам SMS-напоминания о выборах президента РФ. Руководство компании подтвердило факт рассылки, сославшись на просьбу, поступившую из правительства Санкт-Петербурга. В пресс-службеМТС сообщили, что в пяти региональных филиалах были сделаны аналогичные рассылки. SMS-спамом политтехнологии не ограничиваются.
Голосование
За две недели до официальных выборов (впервые в мировой практике) 29 февраля 2004 года состоялось пробное голосование по выборам президента России («праймериз») с помощью SMS. Проводимая в масштабах страны акция «оSMыSли выборы» предоставила возможность гражданам России высказать предпочтение одному из кандидатов на должность президента РФ или проголосовать против всех с помощью SMS-сообщения. Сама форма SMS-голосования была выбрана как современная, малозатратная и привычная для «продвинутых» граждан. Для участия в акции было необходимо в течение 29 февраля отправить со своего мобильного телефона SMS-сообщение. В сообщении указывался номер кандидата в президенты в избирательном бюллетене. Таким образом, абонент мог самостоятельно продемонстрировать избирательную активность.
Глава ЦИК РФ Александр Вешняков прокомментировал результаты акции. По мнению чиновника, голосование с помощью мобильных телефонов станет возможным, но не в ближайшие 45 лет: «Мы занимается этой проблемой на серьезных основах организационных, юридических и технических, заявил Вешняков. Вместе с тем, прошедшее SMS-голосование свидетельствует о том, что довольно большая группа людей психологически готовится к голосованию с помощью мобильных телефонов». Александр Вешняков выразил уверенность, что в будущем и в мире, и в России можно будет голосовать с помощью мобильного телефона.
Украинский почин
Будущее не заставило себя ждать: уже через 7 месяцев дело дошло до SMS-выборов президента Украины в России. С 20 по 26 сентября 2004 года общероссийский провайдер мобильных услуг компания Infon при техническом содействии компании «Агрегатор» проводит среди абонентов российской сотовой связи пробное голосование по выборам президента Украины («праймериз»). Проводимая в масштабах страны акция «оSMыSли выборы в Украине» предоставит возможность представителям многомиллионной украинской диаспоры высказать предпочтение одному из кандидатов на должность президента Украины или проголосовать против всех с помощью SMS-сообщения. Цель акции привлечение внимания украинской диаспоры в России к президентским выборам, которые пройдут 31 октября.
Случай интересный, прежде всего, своим надгосударственным характером. Несмотря на то, что между Россией и Украиной уже более 13 лет проходит государственная граница, граждане обеих стран «болеют» друг за друга на спортивных состязаниях, отдыхают в Крыму, добывают нефть в Ямало-Ненецком автономном округе и строят дома в Москве. В соответствие с исследованиями Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 72% россиян совершенно не интересуются предстоящими выборами в Украине и четверть (более 25%) живо интересуются кампанией. Интересно, что эти 2527% включают в себя граждан Украины, проживающих на территории РФ, а также тех, кто родом с Украины.
От того, какие результаты будут на выборах на Украине, зависит наше социально-экономическое самочувствие, считает член Совета украинских землячеств Борис Пономарев. Хотя землячества не будут в прямом смысле участвовать в предстоящих выборах, украинская диаспора с удовольствием выразит свое отношение к кандидатам в президенты Украины посредством SMS. С Борисом Пономаревым согласен генеральный директор Общества дружбы и сотрудничества народов России и Украины Александр Степанов, который также намерен принять участие в SMS-голосовании. «Российско-украинские отношения суть нашей государственности», выразил убежденность Степанов, говоря о важности предстоящей акции.
Развитие технологий постепенно приведет к тому, что в будущем серьезно изменится отношение к процедуре голосования. Сегодня об этом можно говорить на примере заочного голосования в свое время подобная практика даже не допускалась, отмечает эксперт Комитета избирателей Украины Андрей Дауда. «Усовершенствования требует и идентификация избирателя. Сегодня эффективна электронная идентификация подписи избирателя. Суть ее в том, что избирательная комиссия формирует базу данных из подписей избирателей и при голосовании подпись сопоставляется с образцом из базы данных. Это ноу-хау дает значительную экономию времени и денег», считает эксперт.
Среди российских политологов и социологов нет однозначного отношения к SMS-выборам. Генеральный директор ВЦИОМВалерий Федоров отмечает, что речь идет о возможной агитации с помощью новых технологий. Правда, есть одно ограничение та волна спама, которая может последовать (как это уже было при голосовании через интернет), совершенно отбивает желание голосовать подобным образом. В качестве положительных сторон SMS-голосования социолог отмечает интерактивность акции.
«Пользу может принести и то, что активное использование SMS-технологий вызовет снижение цен на эти услуги. В любом случае, такое голосование может показать активность отдельных групп. В США уже практикуется голосование по почте и через интернет, но проблема остается все та же защита информации. В перспективе почему бы и нет, сейчас находят все большее распространение телефоны, соединенные с компьютером. Первые такие эксперименты мы увидим в ближайшем будущем, скорее всего, это произойдет не на территории Европы, а за океаном», отметил Федоров.
Что касается самих депутатов, то SMS-голосование среди них вызывает значительный интерес. Депутат ГД, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев полагает, что эта акция интересна как определенный опрос узнать позицию тех, кто обычно не ходит на выборы, но пользуется мобильными телефонами, т.е. молодежи. «С точки зрения легитимности сложность заключается в том, как защитить эту информацию, все-такиSMS-сообщение проходит определенный путь», выразил опасения кандидат. «Развивать подобные голосования нужно, опросы проводить стоит. Это напоминает систему ГАС „Выборы“, электронные урны, где информация обрабатывается сразу. На сегодняшний день наиболее развиты в этом плане США, мы тоже, несомненно, развиваемся, но по-своему. А в принципе, я считаю это направление очень перспективным», говорит Александр Чуев.
Вывод обозревателей строг: политики, не использующие новые технологии, не имеют шансов на победу. Это подтвердил и президент Италии Сильвио Берлускони. В день выборов итальянцы получили на мобильные телефоны SMS-сообщения от его имени с призывом прийти на избирательные участки. Решение европейского медиамагната потратить $7 млн. из бюджета страны на массовую спам-рассылку с приглашением сходить на выборы членов Европарламента, кстати, пока еще виртуального законодательного органа, наглядно продемонстрировало отличительные черты нового средства массовых коммуникаций доступность, экономичность, а главное адресность.