Спецпроекты

На страницу обзора
Торговые сети продолжили внедрение инноваций в условиях пандемии

2020 г. тестировал всех на прочность, розничная торговля не стала исключением. Ритейлеры столкнулись с неготовностью «последней мили», а также с технологическими проблемами организации онлайн-канала сбыта. В выигрыше оказались те, кто смог оперативно перейти «в цифру» и адаптироваться к ситуации.

Каким был 2020 год

В 2020 г. оборот розничной торговли в России по сравнению с 2019 г. сократился на 4,1% до ₽33,555 трлн, отчитался Росстат. Больше всего «просел» сектор непродовольственных товаров — на 5,2% до ₽17,151 трлн. Сегмент продовольствия пострадал меньше — на 2,6% до ₽16,403 трлн.

Выручка крупнейших торговых сетей в 2020 г., однако, снова выросла. X5 Retail Group объявила о росте на 14,2% до ₽1974 млрд. Наибольший вклад внес формат «магазинов у дома» на фоне перетока трафика из традиционных форматов и гипермаркетов. Ближайший конкурент X5 — «Магнит» — заработал на 13,5% больше, чем в 2019 г. (₽1554 млрд).

Выручка крупнейших розничных компаний в 2020 г.

Компания Выручка 2020, ₽ млрд Выручка 2019, ₽ млрд Динамика 2020/2019, %
X5 Retail Group 1 973,9 1 727,7 14,2%
Магнит 1 553,8 1 368,7 13,5%
DNS 514,4 309,2 66,4%
М.Видео-Эльдорадо 504,8 437,5 15,4%
Лента 445,5 417,5 6,7%
Wildberries 437,2 223,5 95,6%
AliExpress Россия* 209,6 н/д н/д
Ozon 195 80,7 141,6%
О’Кей 172,8 163,1 5,9%
Детский мир 142,9 128,7 11,0%

Источник: CNews Analytics, 2021

* — за календарный год

Однако главным бенефициаром коронакризиса стал онлайн-ритейл. «В период коронакризиса потребители столкнулись с неопределенностью во многих сферах жизни. Это сильно повлияло на их привычки и покупательское поведение, — отмечает Юрий Востриков, операционный директор «Норбит» (группа компаний «Ланит»). — Если раньше онлайн-торговля воспринималась некоторыми как служба доставки, то сейчас она стала одним из основных каналов получения услуг и продуктов. Изменились возраст и география клиентов: онлайн-покупки стали популярнее среди людей старше 50 и в небольших населенных пунктах».

Оборот Wildberries увеличился на 95,6% до ₽437,2 млрд, Ozon — на 141,6% до ₽195 млрд. Впервые отчитался об объемах продаж созданный в конце 2019 г. AliExpress Россия — в 2020-м году онлайн-ритейлер заработал ₽209,6 млрд без учета услуг продавцам и претендует на звание второго по объемам продаж онлайн-ритейлера российского рынка.

Традиционные торговые сети также отмечают, что темпы роста выручки их онлайн-подразделений значительно превышают аналогичные показатели офлайн-бизнеса. Например, выручка цифровых бизнесов X5 Retail Group («Перекресток Впрок», экспресс-доставка и 5Post) увеличилась на 362,2% год к году, в то время как выручка ключевых форматов «Пятерочка» и «Перекресток» выросла на 16,5% и 13,9% год к году соответственно. «В 2020 году все ритейлеры неизбежно перешли в онлайн-пространство. Одни компании уже активно развивали торговлю в сети и подошли к пандемии подготовленными, а другим пришлось в экстренном порядке переходить в цифру и адаптироваться к ситуации, — говорит Татьяна Вандышева, директор по развитию бизнеса в розничных сетях и e-commerce «Инфосистемы Джет». — Таким образом, 2020-й закрепил тенденцию, которая продолжалась последние несколько лет, — привычку онлайн-шоппинга у покупателей. ИТ-рынок при этом получил всплеск спроса на цифровые решения со стороны ритейлеров».

Цифровой ритейл

2020 г. тестировал всех на прочность, ритейл не стал исключением. «В период локдауна ритейлеры столкнулись с неготовностью «последней мили», а также с проблемами используемых технических решений онлайн-канала сбыта. В итоге пришлось «залатывать дыры» на ходу, но в целом в отрасли достаточно быстро адаптировались», — отмечает Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании «Крок» в ритейле. По его мнению, пандемия стала катализатором и ускорила те процессы, которые в принципе уже происходили. Главным трендом стал взлет онлайн-продаж и доставки. Это закономерно увеличило спрос со стороны розницы на настройку онлайн-канала продаж и соответствующей инфраструктуры. Юрий Востриков отмечает рост популярности сервисов, объединяющих онлайн- и офлайн-форматы: агрегаторов доставок, маркетплейсов, логистических служб. Также стоит отметить практически окончательную победу безналичных расчетов над наличными, что без пандемии заняло бы, как минимум, еще пару лет.

Прежде всего компаниям понадобилась надежная инфраструктура с возможностями оперативного масштабирования, чтобы справляться с резкими изменениями нагрузки во время пандемии, продолжает Татьяна Вандышева. На помощь пришли облачные вычисления. Ритейлеры активно обращаются к публичным сервисам, а также планируют строить собственные частные облака. «Сфера торговли в отличие от других не так сильно ограничена политиками безопасности и требованиями регуляторов в вопросе использования облаков, поэтому гибридная модель инфраструктуры — явный тренд», — говорит она.

Резкий рост спроса на облачные решения и решения по виртуализации отмечают и в компании Softline. По словам Дмитрия Исаева, руководителя департамента по реализации проектов Softline, особенно прорывным был 2-й квартал года, пик пандемии, когда спрос почти в 2 раза превышал средний уровень.

Повышенный спрос на доставку привел к резкому росту объема данных и увеличению запросов к бизнес-системам, хранящим информацию о пользователях, историю их покупок. «Поскольку большая часть ИТ-ландшафта ритейлеров была ориентирована на офлайн-бизнес, то каждому из них пришлось по-своему решать вопрос увеличения значимости для бизнеса цифровых каналов», — отмечает Виктория Бухар, коммерческий директор компании «Ланит-Интеграция».

Еще одно важное направление прошедшего года — информационная безопасность. «В 2020 году понятие «ИБ-периметр» организации стало размытым из-за сочетания нескольких факторов: общая тенденция цифровизации, переход в онлайн и на удаленную работу, развитие интернета вещей, — говорит Татьяна Вандышева. — Появление более сложных технологий как у злоумышленников, так и на рынке средств защиты информации привело к изменениям в сфере ИБ для ритейла». К примеру, для защиты облачной инфраструктуры понадобились новые инструменты: для работы с облачными приложениями, такими как Zoom и Microsoft 365, это CASB (Cloud Access Security Broker), а для защиты в публичных облачных средах — CSPM (Cloud Security Posture Management). Для того, чтобы множество новых видов и типов средств защиты можно было интегрировать между собой и в инфраструктуру компании, ритейлеры обратились к технологиям SOAR (Security Orchestration, Automation and Response).

Под влиянием пандемии многие вещи постепенно и, кажется, безвозвратно, трансформируются, — резюмирует Сергей Халяпин, главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ — Например, меняется покупательская способность, хрупкий баланс между офлайн- и онлайн-присутствием, у покупателей формируются новые привычки — ритейлу необходимо учитывать все эти новые реалии». Он полагает, что, во-первых, компании должны внедрять технологии, упрощающие взаимодействие с покупателем (особенно это важно при работе с «цифровым поколением». Во-вторых, колоссальное значение приобретают средства анализа данных.Что особенно важно с учетом размытия границ между отраслями. Сегодня, говорит Сергей Халяпин, все конкурируют со всеми: банки, ритейл, телекоммуникационные компании зачастую сражаются за потребителя на одном поле. И, наконец, не нужно думать, что пандемия — это сбой системы, разовое нарушение, которое больше не повторится. Напротив, это возможность сегодня подготовить ресурсы своей компании к будущим катаклизмам, считает Сергей Халяпин.

Инновационные проекты в ритейле

Крупные торговые сети традиционно являются одними из лидеров цифровизации. Они с энтузиазмом внедряют новые сервисы, позволяющие им привлекать все больше покупателей. И в период коронакризиса этот процесс не остановился. Например, X5 Retail Group за последние два года внедрила более 30 цифровых продуктов: 90% решений по цене и ассортименту «принимают» ИТ-системы, а мнения покупателей встроены в развитие ключевых процессов компании, рассказал руководитель Х5 Retail Group Игорь Шехтерман. В списке проектов последнего года внедрение решения по автоматизации обмена отчетными документами, запуск агрегатора экспресс-доставки продуктов и готовой еды под брендом «Около».

В 52 магазинах «Перекресток» на кассах самообслуживания можно оплатить покупки при помощи взгляда. А в мобильном приложении «Мой Перекресток» появилась возможность оценить по 5-балльной шкале купленные товары и визит в магазин.

«Пятерочка» открыла для покупателей первый магазин с полностью автоматизированной системой покупок «Пятерочка #налету», внедрила роботизированную систему снабжения оборудованием для новых и реконструкции существующих магазинов, совместно с компанией SWIP пилотирует технологию оплаты с использованием биометрии лица SELFIE2PAY и запустила новый интерфейс касс самообслуживания, благодаря которому среднее время самостоятельной оплаты товаров сократилось на 21%.

«Магнит» начал использовать искусственный интеллект для прогнозирования спроса и пополнения запасов, разработал цифровое решение для оценки и контроля наличия продукции в магазинах и приступил к созданию суперприложения, которое на базе программы лояльности объединит возможности заказа товаров онлайн, платежные и кредитные сервисы, лайфстайл и прочие нефинансовые услуги для покупателей, а также привилегии от партнеров. Еще одна инновация в «Магните» — новый способ приема данных о товарах-новинках от поставщиков по API. Во всех логистических комплексах компании голосовой ассистент помогает сотрудникам комплектовать заказы для магазинов.

Группа «М.Видео-Эльдорадо» объявила о создании комитета совета директоров по стратегии и цифровой трансформации. «М.Видео-Эльдорадо» стоит на пороге технологической трансформации, — говорит Александр Тынкован, президент группы «М.Видео-Эльдорадо», председатель комитета по стратегии и цифровой трансформации. — В будущем конкуренция будет лежать не столько в области развития магазинов или географического присутствия, сколько в сфере технологий и инноваций, которые позволят ритейлеру присутствовать в смартфоне каждого покупателя 24/7».

«М.Видео-Эльдорадо» уже тестирует в магазинах управление персоналом и клиентским сервисом на основе данных видеоаналитики, которые обрабатываются нейронной сетью в реальном времени, перевела на электронный оборот практически все операции в рамках коммерческих закупок, в рамках модели One Retail запустила сервис персональных видеоконсультаций на сайте и в мобильном приложении.

Не отстают и другие торговые сети. Например, «Лента» внедрила технологию автоматического создания детализированных промо-планограмм для своих магазинов, в «Азбуке вкуса» появилась система электронных чаевых, а торговая сеть «Ашан» развернула аналитическую платформу для больших данных в публичном облаке и планирует использовать ее как для обучения искусственного интеллекта и ML-моделей, так и для ad-hoc аналитики для продуктовых и функциональных команд.

Таким образом, снижение оборота розничной торговли в период пандемии в целом не привело к падению выручки крупнейших розничных сетей и, соответственно, к отказу от проектов цифровизации. Скорее наоборот: именно цифровизация помогла торговым сетям остаться на плаву.

Наталья Рудычева

Короткая ссылка